Картезианская логика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логика
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.06.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Истоки картезианской логики 2
Основные идеологи картезианской логики 4
Логика Пор-Рояля 11
Заключение 14
Список литературы 16




Фрагмент для ознакомления

Полностью избавившись от всякого намек на математический анализ умозаключений, авторы преподносят данную логику не как научное течение, а как искусство, – но не как искусство «исчисления выводов» путем комбинирования формул, а как искусство, благодаря которому можно здраво судить о вещах помимо всякого рода формул, руководствуясь только «естественным светом разума» [4]. Если какое-либо доказательство имеет очевидный смысл, но противоречит различным правилам, необходимо сразу отбросить всякие правила. Вот почему основным предметом анализа авторы книгиопределяют не логические выводы, а их посылки: ошибаются чаще не оттого, что плохо умозаключают, а оттого, что исходят из ложных предпосылок. Таким образом, их основнойвзор направлен к прикладным и методологическим аспектам логики как основным условиям «прояснения смысла» суждений и развития «способности суждения».Основным свойством, которое определенно характеризует методологический аспект «Логики Пор-Рояля», является тот факт, что ее авторы еще так не делают различий между критерием истинности и критерием правильности, часто предъявляя претензии не к форме, а к интуитивной ясности рассуждения. По мнению авторов, «естественный способ изложения истины» – причинно-следственный, а не логический, поэтому необходимо стремиться к «естественной связи идей». Примером неестественных рассуждений служат косвенные доказательства. С точки зрения авторов «Логики Пор-Рояля», косвенно необходимо доказывать только лишь отрицательное положение, но нельзя доказывать суждение существования.Также необходимо исключить процесс умозаключение от частного к общему. Авторы считают только лишь полную индукцию верным средством познания. Некаждое математическое суждение аналитическое, а только аксиома, которая познается умозрительным способом. Очевидность это и есть признак аналитического метода, который утверждает, что реальное и неочевидное нельзя брать как аксиому, но номинально определенное можно. Теория определений заимствована авторами у Паскаля, а общее учение о методе заимствована у Декарта. Обе темы относятсяавторамик «самой полезной и самой важной» части общей логики [8]. К темным и случайным идеям авторы «Логики Пор-Рояля», как и остальные сторонники картезианской логики, относят идеи о различных чувственных качествах человека, о цветах, звуках, запахах, вкусах, тепле, холоде и другим чувствам, также приписывая сюда голод, жажду, телесные боли. Смутность данных размышлений, согласно философии картезианства, берет начало от того, что все люди собственное ощущение переносим в вещи внешнего мира. Например, люди рассуждают так - что огонь теплый, снег холодный, сахар сладкий. Таким образом, в этом вопросе картезианская логикаостается на позиции субъективного идеализма и часто отсылает к учениямскептиков древнего мира. Но в то же время, позиция «Логики Пор-Рояля» в данном вопросе не является последовательным субъективным идеализмом, но, как и позиция Декарта, она имеет тот же самый дуалистичный характер.Одной из главных причин нечеткости и смутности в мышлении и разговорах людей является связь наших идей с нашими словами. Мы очень часто наше вниманиесосредотачиваем на словах, а не на вещи. Хотя люди очень часто по-разному думают и размышляют об одних и тех же самых вещах, они, однако, пользуются одинаковыми словами и выражениями для описания их (например, различные лица вкладывают разное содержание в понятие, выражаемое словом «добродетель»).ЗаключениеСколько бы не обсуждалась проблема влияния картезианства на все дальнейшеепреобразование и течение европейского философского мыслительного пути, на данный вопрос, скорее всего, никогда не будет дан полностью исчерпывающий ответ. Поскольку ответ в данном случаедолжен быть основан не только наопределенных конкретных заимствованиях и модификациях - применительно к изменяющимся проблемным ситуациям и контекстам - отдельных декартовских идей, не только о продуктивной полемике с Декартом, отталкиваясь от идей которого и в спорах с которыми вызревают и кристаллизуются собственные концепции современных мыслителей, но и основан на тех, до конца никогда не изученных предпосылках мышления и структурах ментального пространства, в конституировании которого столь значительную роль сыграл сам Декарт. Если оцениватькартезианскую логику в полном ее объеме, можно сделать вывод, что, хотя это направление в логике было шагом в сторону от собственно математического направления развития логики, именно благодаря созданиюей образу этой науки способствовал тому, что формальная логика с тех пор не покидала кафедр высших учебных заведений, гимназий и университетов.Смотря в прошлое, можно уверено размышлять о том, что научная сторона картезианской логики еще при жизни его основателя завоевала много сторонников в различных университетах Нидерландов, таких как Утрехтский университет и Лейденский университет.Общий дух рационализма и положения метафизики в картезианской логикепроизвелиогромное влияние на многих протестантских теологов. Во Франции в определенных кругах янсенистов— наполовину протестантского движения в католицизме, которое возрождалось по идеи Августина,— картезианство также приняло статус влиятельной доктрины.Таким образом, учение Декарта и его последователей оставило огромный и ярчайший след в формировании философии и оказало серьезное влияние на развитие науки эпохи нового времени.Список литературыАндреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. — Казань: СКАМ, 1992. — С. 3-142.Андреев Л. В. Этюды об инженерном творчестве. — Днепропетровск: Промшь, 1989. — С. 31-41.Аристотель. О софистических опровержениях. Соч. в 4 томах. — М.: Мысль, 1978. — Т. 2. — С. 3-15, 21-384, 600-680. Гетманова А. Д. Учеб. по логике. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 202-208.Дзюбенко О. Г., Присяжный Т. В. Культура дискусий. — К.: Политиздат Украины, 1990. — С. 3-147.Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие. — М.: Знание, 1997. — С. 170-189.Ивин А. А., Никифоров А. Д. Словарь по логике. — М.: ВЛАДОС, 1998. — С. 321-323.КарнегиД Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1990. — С. 86-140.Кондаков Н. И. Логический словарь. — М.: Наука, 1976. — С. 565-567.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — Симферополь: Таврия, 1990. — С.35-50.

Список литературы

1. Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. — Казань: СКАМ, 1992. — С. 3-142.
2. Андреев Л. В. Этюды об инженерном творчестве. — Днепропетровск: Промшь, 1989. — С. 31-41.
3. Аристотель. О софистических опровержениях. Соч. в 4 томах. — М.: Мысль, 1978. — Т. 2. — С. 3-15, 21-384, 600-680.
4. Гетманова А. Д. Учеб. по логике. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 202-208.
5. Дзюбенко О. Г., Присяжный Т. В. Культура дискусий. — К.: Политиздат Украины, 1990. — С. 3-147.
6. Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие. — М.: Знание, 1997. — С. 170-189.
7. Ивин А. А., Никифоров А. Д. Словарь по логике. — М.: ВЛАДОС, 1998. — С. 321-323.
8. КарнегиД Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1990. — С. 86-140.
9. Кондаков Н. И. Логический словарь. — М.: Наука, 1976. — С. 565-567.
10. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — Симферополь: Таврия, 1990. — С.35-50.

Картезианские традиции в философии XX века

Картезианские традиции в философии XX века

Б. П. Модин

Несомненно, что современная западноевропейская философия во всем своем многообразии создается и продолжением греческой мысли. Однако, некоторые функции, в основном, началом, определяющим перспективы, возможности и специфика понятий современной философии, продолжает говорить в XVII веке. Не снижение творческой мощи философов Нового времени, ограничимся рассмотрением некоторых аспектов творчества Рене Декарта, главного "виновника" довольно любопытная ситуация в философии XX века.

"Правила для руководства ума" и "рассуждение о методе" - первые методологические произведений Декарта, в котором целью ("отыскание истины") оказывается зависимой от способа "разума разума". Именно здесь, Декарт устанавливает три способа постижения истины, которые дают положительный результат: интуиция, индукция ("энумерация") и дедукции (см.: Декарт Р. Сочинения: В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 110-111). Введение интуиции в познавательный процесс легитимировало ее, что отразилось в следующих философских концепций:

1. 1. Интуиция как специфический способ научного познания мира в диалектико-материалистической теории познания;

2. 2. Интуиция, как субстанциальная база и, в то же время, способ философского "захват" время в сознании (интуитивизм Анри Бергсона).

В современном берет картезианское понятие начальной простоты и преобразует его следующим образом: "В этот момент что-то простое, бесконечно простое, столь необыкновенно простое, что философу никогда не удалось ему ...он путем усложнений, нагроможденных на усложнения, и аргументов, следовавших за аргументами, пытался лишь передать со все больше приближается к простоте их оригинала интуиция" (Бергсон А. Философская интуиция // Новые идеи в философии. Спб., 1912. Сб. 1. C. 3). Таким образом, картезианство уже сама возможность возникновения противоположных друг другу понятий.

Главным событием видение XVII века была растворения философии в научное знание. И это оказалось не только возможным, но и очень продуктивно. Однако, формулировка научного метода в философии совершенно не отличается от такой процедуры в науке. В философии "движение мышления в разработке метода не является методической. Она не подчиняется критериям ясности и отчетливости, которые конститутивны для метода" (Катасонов В. Н. Методизм и понимание. О границах декартовского методизма // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997. C. 94). Математические процедуры правильно был перевезен в области метафизики, подчеркивает современный французский философ Оливье Манжен, так как переворот XVII века "был чисто научным, а не философским" (Манжен О. о Декарте, о некоторых интерпретаторах его учения и о конфликте между "старыми" и "новыми" мыслителями // Бессмертие философских идей Декарта.... С. 39).