Приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 85 85 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 03.07.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1 Научно-Теоретические основы изучения особенностей графомоторных навыков 6
1.2 Понятие о графомоторных навыках и их развитие в онтогенезе 10
1.3 Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
Вывод по 1 главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.1 Цель, задачи, методы, методика и организация исследования 32
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 35
Вывод по 2 главе 46
Глава 3. Коррекционная работа по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 48
3.1 Содержание коррекционной работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 48
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 60
Вывод по 3 главе 66
Заключение 68
Список литературы 72
Приложение 77
Приложение 1 77
Приложение 2 85
Фрагмент для ознакомления

Координаторные характеристики.«2» - линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;«1» - линии неровные, есть отклонения линии«0» - линии кривые, Оценка результатов для 1 и 3 вариантов: «2» - выполняет задание под заданный ритм;        «1» - однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;«0» - не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма не возможно дальнейшее выполнение задания.Оценка результатов для 2-го варианта:«2» - выполняет задание под заданный темп;«1» - с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;«0» -с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание. Скорость выполнения:«2» - умеренная;«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.Сила нажима: «2» -  нажим нормальной (средней) силы;«1» - усиленный нажим или слабый нажим.Серия III Обследование возможности копирования.Задания выполняются в одном режиме, сначала одной рукой, затем другой рукой. Время выполнения – 1 минута.Задание № 1. Копирование узора.Процедура проведения: предлагается рисовать узор, составленного из двух сменяющихся звеньев. Инструкция: «Я сейчас начну рисовать узор. Продолжай его до конца сточки, не отрывая ручку от бумаги. А теперь сделай то же самое левой рукой».  Параметры оценки.Устойчивость программы:«2» - в соответствии с намеченной структурой;«1» - с отклонениями от намеченной структуры;«0»  - полностью нарушается структура.Возможность переключения с одного элемента программы на другой. Оценивается по количеству персевераторных ошибок на строке:«2» - не более 1 ошибки;«1» - 2-3 ошибки;«0»  - 4 и более ошибок.Контроль собственной деятельности: «2»- отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.), «1» - наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;«0»- отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.Скорость выполнения:«2» - умеренная;«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.Сила нажима: «2» -  нажим нормальной (средней) силы;«1» - усиленный нажим или слабый нажим.Задание № 2. Копирование сложной фигуры. Процедура проведения: предлагается скопировать трёхмерное изображением домика. Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Я тебе покажу мою фигуру. Её не трогай, а свой лист можешь поворачивать, если тебе понадобится».Задание № 3. Копирование букв и цифр. Процедура проведения: предлагается скопировать буквы и цифры: Б В Г Е З И К Р С Ч Ь Э Я 2 3 4 5 6 7 9Инструкция: «Срисуй все буквы и цифры, написанные на моём листе. Свой лист не поворачивай». Параметры оценки (для каждой руки):Стратегия деятельности «2» - последовательная; «1» - непоследовательная стратегия; «0»- хаотичная стратегия.Устойчивость программы:«2» - в соответствии с намеченной структурой;«1» - происходят отклонения от намеченной структуры;«0» - структура не выдержана.Контроль собственной деятельности: «2»- отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.), «1» - наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;«0»- отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.Метрические характеристики. «2» - полностью выдержан размер и пропорции; «1» - размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции некоторых элементов;«0» - размер  сильно изменён, не соответствует образцу, пропорции не выдержаны.Топические (локальные) характеристики.«2» - все детали сохранены, их расположение не нарушено; «1» - пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;«0» - пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.Скорость выполнения:«2» - умеренная;«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;«0»- низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.Сила нажима:«2» - нажим нормальной (средней) силы;«1» - усиленный нажим или слабый нажим.Приложение 2Протоколы исследования графомоторных навыковЭкспериментальная группаИмя ребёнка: Алексей Ф.Возраст: 5,11Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:02.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, темп умеренный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы22. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп средний, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средний 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим слабый12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, прерывистые, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжал выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим средний12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии ровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжал выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим слабый13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в уменьшенном виде с 1 ошибкой в начале узора, в начале узора отмечается и отрывание карандаша от листа бумаги. Еще большее уменьшение наблюдается к концу строки. Сама строка идет вверх. Скорость выполнения низкая. Нажим слабый 12. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Нарисовал не все детали, некоторые из них расположил верно. Пропорции деталей не сохранены. Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима слабая03. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим слабый. К концу строки наблюдается сползание строки вверх1Имя ребёнка: Артем С.Возраст: 5,9Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:02.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии неровные, некоторые выходят за пределы рисунка, темп замедленный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный12. Обводка линийРазмер не выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп замедленный, ритм не выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет, но к концу выполненияяее утрачивает. Нажим на карандаш сильный. 03. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены, но не соблюдал границ рисунка, часто отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный02 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, выходят за пределы контура, сбивается с ритма. Скорость выполнения низкая, но сделана больше половины задания. Нажим сильный02. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45, выходит за пределы контура, сбивание с ритма. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный03 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет только с самого начала, потом сбивается, узор скопирован в уменьшенном виде с 4-мя ошибками, которые не исправил по замечанию экспериментатора. Уменьшение наблюдается к концу строки. Скорость выполнения низкая. Нажим сильный. 02. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Не все детали сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.03. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вниз1Имя ребёнка: Михаил Г.Возраст: 5,10Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:02.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, не выходят за пределы рисунка, темп замедленный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный22. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп замедленный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим сильный12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выхода за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в уменьшенном виде с 2-3 ошибками, которые исправил по замечанию экспериментатора. Уменьшение наблюдается к концу строки. Скорость выполнения низкая. Нажим сильный. 12. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вниз1Имя ребёнка: Дмитрий А.Возраст: 6,6Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:03.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, некоторые выходят за пределы рисунка, темп умеренный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный12. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, темп умеренный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения умеренная. Нажим сильный12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выхода за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в увеличенном виде с 3 ошибками, одну ошибку смог исправить по замечанию экспериментатора, другие - нет. Скорость выполнения умеренная. Нажим сильный. 12. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр увеличены, пропорции сохранены. Зеркальное написание букв Е, З, В. Нажим сильный. 1Имя ребёнка: Виктор П.Возраст: 5,11Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:02.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии неровные, темп быстрый, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный12. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп средний, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средний 13. Обводка сложных геометрических фигурЛинии кривые отрывистые, сильно выходят за границу, часто отрывал карандаш от листа бумаги. Ритм практически не выдерживает Скорость высокая. Нажим сильный02 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, прерывистые, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжал выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим средний12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, нечеткие, по диагонали не соблюдает угол в 45°, выходят за пределы контура, не выполняет задание под ритм. Скорость выполнения низкая, не успел выполнить больше половины, нажим сильный03 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет только с самого начала рисования, узор скопирован в уменьшенном виде с 4-5 ошибкой в начале узора, в начале узора отмечается и отрывание карандаша от листа бумаги. Еще большее уменьшение наблюдается к концу строки. Сама строка идет вверх. Скорость выполнения низкая. Нажим сильный02. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования не последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены, виден отрыв трубы от крыши дома, отдельное рисование дощечек забора. Пропорции деталей изменены. Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная03. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Нарушение элементов Б-В, Р-Ь. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вверх0Имя ребёнка: Алена С.Возраст: 5,8Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:03.10.2013ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер не выдержан, линии неровные, нечеткие, темп замедленный, с ритма сбивается, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш умеренный12. Обводка линийРазмер не выдержан, линии неровные, нечеткие, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных четкие, темп умеренный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш к концу задания усиливается. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим умеренный12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выхода за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован с 1 ошибкой, которые исправила по замечанию экспериментатора. Уменьшение наблюдается к концу строки. Скорость выполнения умеренная. Нажим средний. 12. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вниз1Имя ребёнка: Светлана У.Возраст: 5,11Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:01.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер не выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, темп замедленный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный12. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп замедленный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывала карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим умеренный12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выхода за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет только в начале, узор скопирован с 3 ошибками, которые исправила по замечанию экспериментатора. Скорость выполнения умеренная. Нажим умеренный 12. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вниз1Имя ребёнка: Диана А.Возраст: 5,6Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:03.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер не выдержан, линии неровные, некоторые выходят за пределы рисунка, темп умеренный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный12. Обводка линийРазмер не выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, темп умеренный, ритм не выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет с трудом. Нажим на карандаш сильный. 03. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены не правильно, несоблюдение границ рисунка, часто отрывала карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный02 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, выходят за пределы контура, ритм не выдерживает. Скорость выполнения низкая. Нажим сильный02. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, выходят за пределы контура, сбивается с ритма. Скорость выполнения низкая, успела выполнить половину, нажим сильный03 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в увеличенном виде с 1 ошибкой, которую исправил по замечанию экспериментатора. Скорость выполнения умеренная. Нажим сильный. 12. Копирование домикаНарисовала домик. Стратегия рисования не последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции некоторых деталей нарушены. Скорость выполнения низкая, успела за отведенное время выполнить меньшую часть. Сила нажима сильная.03. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр увеличены, пропорции сохранены. Элементы некоторых букв написаны отдельно (Р-Ь, В-Б). Нажим сильный. 1Имя ребёнка: Яна В.Возраст: 5,8Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:01.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, четкие, темп замедленный, ритм выдерживает, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш умеренный22. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, нечеткие, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных смазанные, темп быстрый, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш к концу задания усиливается. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывала карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии не ровные, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения быстрая. Нажим сильный12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выхода за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован с 1 ошибкой, которые исправила по замечанию экспериментатора. Уменьшение наблюдается к концу строки. Скорость выполнения умеренная. Нажим средний. 12. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вниз1Имя ребёнка: Ольга Т.Возраст: 5,11Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:30.03.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, темп замедленный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш слабый12. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп замедленный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш слабый. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены неточно, частые перерывы, линии неровные, выходят за пределы рисунка. Скорость низкая. Нажим слабый02 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, выходят за пределы контура, частое сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения быстрая. Нажим слабый02. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, выходит за пределы контура, ритм не выдерживает. Линии прерывистые. Скорость выполнения низкая, не выполнила больше половины, нажим сслабый03 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован с 3 ошибками, 2 из которых исправила по замечанию экспериментатора. Скорость выполнения низкая, не выполнила половины задания. Нажим слабый02. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования не не последовательная. Размер уменьшен. Большую часть деталей сохранна, не все из них расположены верно. Нарушены пропорции. Скорость выполнения низкая, но успела за отведенное время выполнить меньшую часть. Сила нажима слабая03. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Некоторые дополнительные элементы написаны с расстоянием. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вниз1Контрольная группаИмя ребёнка: Елена Р.Возраст: 5,9Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:01.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии четкие, не выходят за пределы рисунка, темп нормальный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы22. Обводка линийРазмер выдержан, линии четкие, не выходят за пределы рисунка, темп нормальный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы. Проводит самокоррекцию23. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, по направлению стрелок, без разрывов. Скорость выполнения средняя. Нажим средней силы22 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии не всегда прямые, отмечается некоторое отклонение, отмечается выход за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя, нажим средней силы12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии не всегда прямые, отмечается некоторое отклонение, отмечается выход за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя, нажим сильный силы13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, допустила 1 ошибку в конце узора. Отмечен самоконтроль выполнения задания. Скорость выполнения чередовалась: сначала была низкая, потом умеренная и быстрая, в результате чего и была допущена ошибка. Нажим средней силы22. Копирование домикаНарисовала домик. Стратегия рисования последовательная. Размер несколько увеличен. Но детали все сохранены и расположены верно. Скорость выполнения низкая, но успела за отведенное время выполнить задание. Сила нажима средняя23. Копирование букв и цифрДевочка последовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр немного увеличены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим средний.2Имя ребёнка: Виктория Д.Возраст: 5,11Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:01.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, темп умеренный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы22. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп средний, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средний 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывала карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим слабый12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, прерывистые, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим средний12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии ровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успела выполнить больше половины, нажим слабый13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в уменьшенном виде с 1 ошибкой в начале узора, в начале узора отмечается и отрывание карандаша от листа бумаги. Еще большее уменьшение наблюдается к концу строки. Сама строка идет вверх. Скорость выполнения низкая. Нажим слабый 22. Копирование домикаНарисовала домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции деталей сохранены. Скорость выполнения низкая, но успела за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима слабая13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим слабый. К концу строки наблюдается сползание строки вверх1Имя ребёнка: Александр М..Возраст: 5,10Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:01.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии неровные, некоторые выходят за пределы рисунка, темп замедленный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный12. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп замедленный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но сделана больше половины задания. Нажим сильный12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выхода за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в уменьшенном виде с 2-3 ошибками, которые исправил по замечанию экспериментатора. Уменьшение наблюдается к концу строки. Скорость выполнения низкая. Нажим сильный. 12. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вниз1Имя ребёнка: Анна Б.Возраст: 5,7Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:01.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии четкие, не выходят за пределы рисунка, темп нормальный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы22. Обводка линийРазмер выдержан, линии четкие, не выходят за пределы рисунка, темп нормальный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы. Проводит самокоррекцию23. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, по направлению стрелок, без разрывов. Скорость выполнения средняя. Нажим средней силы22 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии прямые, выход за пределы контура не наблюдается, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но сделана больше половины задания22. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии прямые, выхода за пределы контура нет, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успела выполнить больше половины, нажим средней силы23 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован без ошибок. Размер увеличен к концу строки. Отмечен самоконтроль выполнения задания. Скорость выполнения умеренна. Нажим средней силы. 22. Копирование домикаНарисовала домик. Стратегия рисования последовательная. Размер несколько увеличен. Но детали все сохранены и расположены верно. Скорость выполнения низкая, но успела за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима средняя.23. Копирование букв и цифрДевочка последовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр немного увеличены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим средний.2Имя ребёнка: Мария М..Возраст: 5,11Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:30.03.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, темп умеренный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы22. Обводка линийРазмер выдержан, линии ровные, четкие, не выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий четко обозначены, темп средний, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средний 23. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывала карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим слабый12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии ровные, не выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим средний22. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии ровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успела выполнить больше половины, нажим слабый13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован с 1 ошибкой в начале узора, в начале узора отмечается и отрывание карандаша от листа бумаги. Еще большее уменьшение наблюдается к концу строки. Соблюдает строку. Скорость выполнения низкая. Нажим слабый 22. Копирование домикаНарисовала домик. Стратегия рисования последовательная. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции деталей сохранены. Скорость выполнения низкая, но успела за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима слабая13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр одинаковые, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим слабый. К концу строки наблюдается сползание строки вверх1Имя ребёнка: Юлия К.Возраст: 5,6Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:02.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии четкие, не выходят за пределы рисунка, темп нормальный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы22. Обводка линийРазмер выдержан, линии четкие, не выходят за пределы рисунка, темп нормальный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы. Проводит самокоррекцию23. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, по направлению стрелок, без разрывов. Скорость выполнения средняя. Нажим средней силы22 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии не всегда прямые, отмечается некоторое отклонение, отмечается выход за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя, нажим средней силы12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии не всегда прямые, отмечается некоторое отклонение, отмечается выход за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя, нажим сильный силы13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, допустила 1 ошибку в конце узора. Отмечен самоконтроль выполнения задания. Скорость выполнения чередовалась: сначала была низкая, потом умеренная и быстрая, в результате чего и была допущена ошибка. Нажим средней силы22. Копирование домикаНарисовала домик. Стратегия рисования последовательная. Но детали все сохранены и расположены верно. Скорость выполнения низкая, но успела за отведенное время выполнить задание. Сила нажима сильная13. Копирование букв и цифрДевочка последовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр немного увеличены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим средний.2Имя ребёнка: Алексей Ц.Возраст: 5,8Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:01.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, не выходят за пределы рисунка, темп замедленный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный22. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп замедленный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии ровные, не выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим сильный22. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выхода за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в уменьшенном виде с 2-3 ошибками, которые исправил по замечанию экспериментатора. Уменьшение наблюдается к концу строки. Скорость выполнения низкая. Нажим сильный. 12. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим сильный. К концу строки наблюдается сползание строки вниз1Имя ребёнка: Олег П.Возраст: 5,7Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:02.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, темп умеренный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы22. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, углы у ломанных линий сглажены, темп средний, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средний 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим слабый12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, прерывистые, выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжал выполнять задание. Скорость выполнения средняя. Нажим средний12. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии ровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжал выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим слабый13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в уменьшенном виде с 1 ошибкой в начале узора, в начале узора отмечается и отрывание карандаша от листа бумаги. Заметное увеличение наблюдается к концу строки. Сама строка идет вверх. Скорость выполнения низкая. Нажим слабый 22. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования непоследовательная. Размер уменьшен. Но детали все сохранены и расположены верно. Пропорции деталей сохранены. Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима слабая13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр уменьшены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим слабый. К концу строки наблюдается сползание строки вверх с увеличением1Имя ребёнка: Матвей З.Возраст: 5,7Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:02.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии ровные, некоторые выходят за пределы рисунка, темп умеренный, ритм не выдерживает, но продолжает выполнять, заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный12. Обводка линийРазмер выдержан, линии неровные, выходят за пределы рисунка, темп умеренный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш сильный. 13. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, но заметны иногда несоблюдение границ рисунка, иногда отрывал карандаш от листа бумаги. Скорость низкая. Нажим сильный12 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии ровные, не выходят за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения умеренная. Нажим сильный22. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии неровные, по диагонали не соблюдает угол в 45°, некоторые выхода за пределы контура, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения низкая, но успел выполнить больше половины, нажим сильный13 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован в увеличенном виде с 1 ошибкой, которую исправил по замечанию экспериментатора. Скорость выполнения умеренная. Нажим сильный. 22. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Детали все сохранены и расположены верно. Пропорции крыши и дома нарушены (крыша маленькая). Скорость выполнения низкая, но успел за отведенное время выполнить большую часть. Сила нажима сильная.13. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр соответствуют образцу, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим сильный. 2Имя ребёнка: Павел Щ.Возраст: 5,8Учреждение ГБОУ ДОУ № 573 комбинированного видаДата обследования:01.04.2015ЗаданиеАнализ выполнениябаллы1 серия. Обводка фигур1. Обводка простых геометрических фигурРазмер выдержан, линии четкие, не выходят за пределы рисунка, темп нормальный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы22. Обводка линийРазмер выдержан, линии четкие, не выходят за пределы рисунка, темп нормальный, ритм выдерживает, но заметно напряжение кисти руки при обводке в ускоренном темпе. Заданную программу выполняет. Нажим на карандаш средней силы. Проводит самокоррекцию23. Обводка сложных геометрических фигурФигуры обведены правильно, по направлению стрелок, без разрывов. Скорость выполнения средняя. Нажим средней силы22 серия. Штриховка фигур1. Штриховка простых геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии прямые, выход за пределы контура не наблюдается, иногда сбивание с ритма, но потом продолжал выполнять задание. Скорость выполнения умеренная22. Штриховка сложных геометрических фигурВертикальные и горизонтальные линии прямые, выхода за пределы контура нет, иногда сбивание с ритма, но потом продолжала выполнять задание. Скорость выполнения умеренная, нажим средней силы23 серия. Копирование с образца1. Копирование узора со сменяющимися звеньямиПрограмму рисования узора выполняет, узор скопирован без ошибок. Размер увеличен к концу строки. Отмечен самоконтроль выполнения задания. Скорость выполнения умеренная. Нажим средней силы. 22. Копирование домикаНарисовал домик. Стратегия рисования последовательная. Размер несколько увеличен. Но детали все сохранены и расположены верно. Скорость выполнения умеренная. Сила нажима средняя.23. Копирование букв и цифрПоследовательно срисовывает все буквы и цифры. Размеры букв и цифр немного увеличены, пропорции сохранены. Все элементы написаны правильно. Нажим средний.2

Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. //Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 70. - С.104-148.
2. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПб.: КАРО, 2007. – 208 с.
3. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. Храковской М.Г. - СПб.: Изд. Акционер и К., 2004. – 246 с.
4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14, Психология. 1996, N 2. С. 51-58.
5. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5 - 7 лет. – М.: Гном и Д, 2003. – 120 с.
6. Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981. – 288с.
7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.
8. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345с.
9. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 254с.
10. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. №1. – С.56-59.
11. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, № 2, 2005
12. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТРЕЛЬ, 2005. – 141с.
13. Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ.ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московский психолого-социальный инст.
14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
15. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. – М.: Айрис - пресс, 2004. – 48с.
16. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 65 с.
17. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. – М.: Гос. мед.изд-во,1930. – 174с.
18. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
19. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. – 238с.
20. Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма. — Л., 1987
21. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М., Владос, 2005
22. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
23. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е.Левиной - М., 1965
24. Киселёва В.А. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. 2006. №1. – С.65-69.
25. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1975. – 144с.
26. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995
27. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 2003. – 330с.
28. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтением и письма у младших школьников. Диагностика и коррекции. — Ростов-на-Дону, 2004
29. Лалаева Р.И., Яковлев С.Б. К вопросу об аспектах изучения нарушений письменной речи у детей. // Изучение и коррекция речевых расстройств. -Л., 1986.-С. 92-96
30. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
31. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. //Вопросы логопедии. - М., - С. 207-252.
32. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969 – 214с.
33. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Коррекция дизартрии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «СОЮЗ», 2001. – 192с
34. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 458с.
35. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвстические исследования Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
36. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду - 2003 - № 5 - С. 31-34.
37. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. - № 3 – 84 - 147
38. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб., 1995.
39. Мисаренко Г.Т. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков// Логопед. – 2004.-№ 2. – с. 98-104.
40. Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме. Советская педагогика. – 1952. – №6.
41. Павлов И.П. Физиологические механизмы так называемых произвольных движений // Полн. собр. соч. – М., 1951. – Т.3.
42. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии ребёнка // Дошкольное воспитание. 2005. №1. - С.60-64.
43. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
44. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд. АН СССР, 1961. – 225с.
45. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» - март - апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190
46. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С.Ляпидевского / М., 1969 .-С. 190-212.
47. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М, 1999. – 314с.
48. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики. – М., 1971. – 234с.
49. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письмо и чтение: нарушение и восстановление.- М., 1997 С 65.
50. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ, 2003. – 309с.
51. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
52. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ВЛАДОС, 1998.– 272 с.

Вопрос-ответ:

Какая тема статьи?

Тема статьи - "При мы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР".

Что такое графомоторные навыки?

Графомоторные навыки - это навыки письма и рисования, которые связаны с координацией движений руки и глаз.

Какие особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включают проблемы с координацией движений, слабую моторику рук и проблемы с ориентацией на листе бумаги.

Какие научно-теоретические основы изучения графомоторных навыков при помощи ОНР?

Научно-теоретические основы включают исследование двигательной активности ребенка, оценку развития графомоторных навыков и их связь с общим недоразвитием речи.

Какие выводы можно сделать по первой главе?

По первой главе можно сделать вывод, что графомоторные навыки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и подходе для их формирования и развития.

Каково состояние проблемы изучения особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Состояние проблемы изучения особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривается в главе 1 данной статьи. В ней представлены научно-теоретические основы изучения графомоторных навыков и их развития в онтогенезе, а также описаны особенности этих навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Что представлено в научно-теоретических основах изучения особенностей графомоторных навыков?

В научно-теоретических основах изучения особенностей графомоторных навыков рассматриваются различные аспекты этой проблемы, такие как состояние изучения исследований, понятие о графомоторных навыках, их развитие в онтогенезе, а также факторы, влияющие на формирование этих навыков.

В чем заключаются особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи заключаются в том, что эти дети испытывают трудности в выполнении графических заданий, имеют низкую точность и скорость письма, а также проявляют нарушения моторики и проблемы с координацией движений.

Каковы выводы по первой главе статьи?

Выводы по первой главе статьи гласят, что графомоторные навыки старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеют свои особенности, которые требуют особого внимания и коррекционных мер. Для успешного развития этих навыков необходимо проведение систематической работы с детьми и использование специальных методик и упражнений.

Что представлено во второй главе статьи?

Во второй главе статьи представлен экспериментальный материал, который описывает методику исследования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ней также анализируются полученные результаты и делаются выводы по этому эксперименту.