Методика развития координационных способностей (Вестибулярного аппарата) у школьников в младших классах.
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 70 + 70 источников
- Добавлена 27.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 5
Глава 1. Литературный обзор. 7
1.1 Понятие «координационные способности», «вестибулярная устойчивость», виды и их классификация 7
1.2 Особенности методики развития координационных способностей 19
1.3. Развитие координационных способностей средствами гимнастики. 29
1.4. Физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 39
Глава 2. Методы и организация исследования 52
2.1 Цель и задачи исследования 52
2.2 Организация и проведение исследования 53
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 59
3.1 Результаты начального тестирования 59
3.2 Результаты контрольного тестирования 61
3.3 Обсуждение полученных результатов 63
Выводы 65
Литература 67
Приложения 70
К концу второго детства в координации движений используются все механизмы, присущие взрослым людям.В исследованиях показано, что в младшем школьном возрасте, используя соответствующие возрастным особенностям методы и средства педагогического воздействия, можно успешно развивать все основные двигательные качества: скорость, выносливость и координацию движений.Обобщение передового опыта по проблемам формирования координационных способностей детей младшего школьного возраста свидетельствует о том, что своевременное начало занятий является основой успешности развития этих способностей.Именно в первые годы жизни у человека закладываются основы здоровья, долголетия, формируется много двигательных навыков, развиваются физические качества (ловкость, скорость, сила и др.). Физическому воспитанию способствует создание соответствующих условий (рационального режима, питания и др.), разнообразие организационных форм физического воспитания (занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры), повышение двигательной активности в течение дня и прочее.Благодаря высокой пластичности нервной системы у детей очень быстро устанавливаются нервные связи, формируются условные двигательные рефлексы. Однако, ребенок должен не только уметь пользоваться своими движениями в привычной обстановке, но и в разных условиях (в играх, во время прогулок, когда надо перепрыгнуть через ров, подлезть под ветвь и т.д.).Наряду с формированием навыков основных движений развиваются физические качества: сила, скорость, ловкость, выносливость и прочее. Движение нужно выполнять не только правильно, но и достаточно быстро или длительное время (например, ходьбу, бег), а для этого нужен определенный уровень развития тех или иных физических качеств. Для их восстановления и совершенствования используются общеразвивающие упражнения, основные движения, упражнения спортивного характера и подвижные игры.Ребенку свойственна биологическая потребность в движении. Ограниченность их (гиподинамия) отрицательно сказывается на физическом развитии школьника (задерживается рост, некоторые дети набирают лишний вес), снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Таким образом, физические упражнения являются профилактическим средством против возможных нарушений нормального физического развития ребенка.Формирование основных компонентов координационных способностей на уроках физической культуры в школе должно базироваться на учете в построении методики наиболее информативных показателей для определенного возраста и пола, которые влияют на успешное усвоение того или иного элемента. Целенаправленное педагогическое воздействие на информативные для каждого возраста и пола психофизиологические показатели в процессе занятий повысит эффективность формирования основных компонентов в структуре координационных способностей учащихся начальной школы.На основе обобщения теоретических положений определены основные педагогические условия эффективного формирования координационных способностей школьников, а именно:- Постоянное пополнение двигательного опыта;- Использование в указанной деятельности различных видов упражнений;- Целенаправленное развитие физических способностей, высокий уровень развития которых обеспечивает успешность усвоения техники движений, что обусловливает развитие координационных способностей;- Создание условий для импровизации в процессе занятий физической культурой.Постоянное использование двигательных игр способствует устойчивости сформированных умений и навыков и повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.Изучение литературных данных позволило определить содержание и особенности методики формирования основных компонентов координационных способностей в процессе занятий физической культурой. При разработке содержания занятий по физической культуре с учащимися 1-4 классов основными задачами мы считаем систематическое обновления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных показателей и специальной физической подготовки, которые участвуют в формировании структуры координационных способностей и их основных компонентов.По данным В.И. Ляха, ощущение временных, мышечных усилий и пространственных параметров движений эффективно развиваются в комплексе друг с другом. Лучшим способом решения этих задач являются подвижные игры с использованием гимнастических упражнений, требующие точных движений. При этом в сочетании с высокой эмоциональностью они позволяют повышать у учащихся интерес не только к занятиям физическими упражнениями, но и к занятиям гимнастикой.Глава 2. Методы и организация исследования2.1 Цель и задачи исследованияЦелью работы являетсяРазвитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с гимнастической направленностью. Задачи исследования: 1. Изучить проблему развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в литературе;2.Исследовать исходный уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста;3. Разработать и апробировать комплекс физических упражнений для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.4.Выявить эффективность применения разработанного комплекса физических упражнений с гимнастической направленностью для развития координационных способностей на уроках физической культуре в младшей школе.Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научной и научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка полученных результатов.2.2 Организация и проведение исследованияИсследование проводилось на базе общеобразовательной школы №114 г. Санкт-Петербург. В нем приняли участие 20 школьников 3-х классов, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 10 школьников в каждой. Исследование проводилось поэтапно На первом этапе изучалось состояние исследуемой проблемы в теоретическом аспекте. Были разработаны программа и модель исследования, сформулированы цель, определены объект, предмет и задачи исследования. Были определены тесты для оценки уровня развития координационных способностей младших школьников.На втором этапе был исследован исходный уровень развития координационных способностей школьников экспериментальных и контрольных групп. После первоначального исследования была проведена сравнительная оценка идентичности экспериментальных и контрольных групп, которая не обнаружила достоверности различий между ними. В течение исследования ученики контрольной группы занимались физической культурой по действующей программе для общеобразовательных учебных заведений, ученики экспериментальной группы занимались по рекомендуемой программе.Определение уровня развития координации осуществлялось по различным видам координационных способностей: способность к оценке и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений определялась по тестам: беговой тест В.И. Филипповича; тест Павлика - переступание гимнастической палки, бег к пронумерованным набивным мячам. Повторюсь, что последний тест не может напрямую оценивать КС, связанные с вестибулярным аппаратом. Нужен тест на равновесие, иначе весь ваш литературный обзор не годится.Беговой тест В.И. Филипповича. Тест основан на сравнении выполнения бега в простых и усложненных условиях.Оборудование. Две стойки, секундомер.Описание проведения тестирования. Тест состоит из двух частей. Сначала исследуемый выполняет бег на 30 м с высокого старта. Затем, также с высокого старта пробегает ту же дистанцию но разделенную на три равные отрезки (выполняет так называемый «челночный бег»). Челночный бег проходит между двумя стойками, расставленными на расстоянии 10 м друг от друга и не совмещенных на одной прямой (расстояние 2 м).Результатом тестирования является определение коэффициента выполнения бега в сложных и простых условиях (от большего результата вычитается меньший). Успешность выполнения теста оценивается поминимальной разницей выполнения бега в осложненных и простых условиях.Общие указания и замечания. Перед тестированием выполняется разминка. Бег по прямой и челночный бег проводится по два раза. Засчитывается лучшая попытка. Результат измеряется с точностью 0,1 сек.Перешагивание гимнастической палки (тест И. Павлика).Оборудование. Гимнастическая палка, секундомер.Описание проведения тестирования. Исследуемый держит гимнастическую палку обеими руками, хват кистей на ширине плеч. С данного исходного положения выполняется наклон туловища вперед так, чтобы гимнастическая палка оказалась на высоте уровня колен и впереди у 20 см. По команде «Марш» включается секундомер, а исследуемый выполняет четыре цикла движения ног: 1) переступание палки правой ногой вперед 2 ) левой ногой вперед , 3) правой ногой назад , 4) левой ногой назад . Данные четыре цикла повторяются пять раз подряд.Результатом тестирования является определение скорости (в сек.) Выполнение переступание гимнастической палки пять циклов подряд.Общие указания и замечания. Если палка выбита из рук, тест повторяется. После разминки с использованием упражнений на гибкость тест выполняется два раза. Перед выполнением теста даются несколько предыдущих попыток.Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводится в четырёх режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Первый режим: ноги вместе, руки вперёд, пальцы раздвинуты, глаза закрыты; второй режим: то же самое, только одна нога на шаг вперёд; третий режим: пятка одной ноги ставится на колено другой; четвёртый режим: «ласточка». Засекалось время, которое ученик сможет пребывать в данной позе, не теряя равновесия. В результатах использовалась сумма времени во всех четырех режимах.Обработка результатов тестирования проводилась с расчетом среднегрупповых показателей. На третьем этапе проводился анализ и обобщение полученных результатов, их оформление, определена эффективность воздействия рекомендуемой методики на уровень развития координационных способностей школьников младших классов, сделаны выводы и практические рекомендации.Комплекс специально разработанных физических упражнений с гимнастической направленностью для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.После проведения начального тестирования, оба класса продолжили заниматься 3 раза в неделю по 45 минут, как положено в общеобразовательных школах. Занятия в контрольной группе проводились по стандартной методике. Уроки экспериментальной группы проводились с использованием рекомендуемого комплекса физических упражнений один раз в неделю и применялись в течении всех частей урока..Для развития равновесия в подготовительной части урока выполнялись следующие упражнения: Упражнения с мешочком на голове:1). Ходьба на носках, руки на поясе;2). Ходьба на пятках, руки за голову;3). Ходьба с высоким подниманием бедра;4). В полуприседе;5). В полном приседе;6). Обычным шагом.В основной части урока выполняли комплекс общеразвивающих упражнений с игрушками:1. и. п. - о. с., игрушка внизу;1. - Руки вверх прогнуться, правую ногу на носок назад;2. - и. п.3. - То же, левую ногу назад;4. -И. п.2. И. п. - о. с., игрушка внизу;1. - Коснуться игрушкой правого плеча;2. - И. п.3. -То же, левого плеча;4. - И. п.3. и. п. - ноги врозь, игрушка в правой руке;1. - Руки в стороны;2. - Руки вверх, переложить игрушку в левую руку;3. - Руки в стороны;4. - И. п. 5 - 8. - То же в другую сторону.4.и. п. - ноги врозь, игрушка вперед;1. - Поворот туловища направо;2. -И. п. 3. -То же, слева;4. - И. п. 5. и. п. - ноги врозь, игрушка внизу;1. - Поднять игрушку вверх;2. -Наклон туловища вперед, коснуться игрушкой пола;3. - И. п. 6. и. п. - о. с., игрушка внизу;1. - Выпад правой ногой, игрушка вперед;2. -И. п. 3. - Выпад левой ногой, игрушка вперед;4. - И. п. 7. и. п. - о. с., игрушка внизу;1. - Присесть, игрушка вперед;2. - И. п. 8. и. п. - игрушку держать между коленями, руки на поясе;1 - 4. - Последовательные прыжки на 90 0справа;5 - 8. -То же, слева.В завершающей части урока выполняли упражнения на гимнастической скамейке и гимнастической стенке. Упражнения выполняли парами. Каждая пара выполняет упражнение по свистку.Лазание на гимнастической скамейке, стоя в упоре на коленях - лазание по гимнастической стенке свободным способомЛазание по гимнастической скамейке подтягиваясь лежа на животе - лазание по гимнастической стенке с перелезанием на соседней пролет. Беговая эстафета - пробежать над гимнастической скамьей, ноги врозь, добежать до девочки с колокольчиком, коснуться колокольчика, вернуться бегом, передать эстафету.Эстафета «Прыгунки» - сидя преодолеть вдоль гимнастическую скамью, держа мяч в руках, добежать до девочки с колокольчиком, коснуться колокольчика, вернуться бегом, передать мяч следующему.Эстафета «Силачи» - пролезть по гимнастической скамейке лежа на животе, подтягиваясь, коснуться колокольчика, вернуться назад бегом, передать эстафету.Ученики выстраиваются в два круга, кладут руки на плечи друг другу, приседают и быстро вслух считают до 10. Какая команда быстрее присядет, та и победила.Глава 3.Результаты исследования и их обсуждение3.1 Результаты начального тестированияРезультаты начального тестирования уровня развития координационных способностей приведены в таблице. Таблица 1Результаты контрольной группы№ Исследуемый Переступание гимнастическойпалки (тест Павлика), сЧелночный бег, сТест Ромберга, с1 Витя Б. 127222 Илья В. 149243 Дмитрий В. 187234 Коля Г. 179255 Сергей Г. 168276 Максим Д. 187197 Саша Д. 178258 Леша С. 169249 Витя К. 1492010 Лиза К. 131026Среднее арифметическое15,508,323,5Таблица 2Результаты экспериментальной группы№ Исследуемый Переступание гимнастическойпалки (тест Павлика)Челночный бег, сТест Ромберга1 Иван Л. 149252 Владислав М. 189243 Саша М. 178234 Станислав Н. 179205 Назар Т. 189246 Саша Ш. 1811257 Николай Д. 178258 Петя Ж.169249 Коля А.1592510 Сеня Ф.131024Среднее арифметическое16,309,123,9Как видно из полученных результатов начального тестирования уровень развития координационных способностейу участников обеих групп находится на одинаково низком уровне. 3.2Результаты контрольного тестированияРезультаты контрольного тестирования представлены в таблице 3-4.Таблица 3Результаты контрольной группы№ИсследуемыйПереступание гимнастическойпалки (тестПавлика), сЧелночный бег, сТест Ромберга1 Витя Б. 126282 Илья В. 128263 Дмитрий В. 167264 Коля Г. 158275 Сергей Г. 147276 Максим Д. 167287 Саша Д. 148258 Леша С. 158269 Витя К. 1372710 Лиза К. 13826Среднее арифметическое14,007,426,6Таблица 4Результаты экспериментальной группы№ИсследуемыйПереступание гимнастическойпалки (тестПавлика)Челночный бег, сТест Ромберга1 Иван Л. 128292 Владислав М. 117333 Саша М. 118364 Станислав Н. 146295 Назар Т. 159326 Саша Ш. 138287 Николай Д. 128318 Петя Ж.127309 Коля А.1183310 Сеня Ф.111036Среднее арифметическое12,207,931,7Как видно из полученных результатов начального тестирования уровень развития координационных способностей у участников обеих групп улучшился, но у экспериментальной группе степень улучшения более выражена.Так у контрольной группы показатели по тесту «Переступание гимнастической палки (тест Павлика)» улучшились на 9,67%, показатели в челночном беге на 10,8%, показатели в тесте Ромберга – на 13,1%. Соответственно, у экспериментальной группы, показатели по тесту «Переступание гимнастической палки (тест Павлика)» улучшились на 25,15%, показатели в челночном беге на 13,8%, показатели в тесте Ромберга – на 39,03% 3.3 Обсуждение полученных результатовТаблица 5Обобщенные результаты исследованийГруппаПереступание гимнастической палки (тест Павлика), сЧелночный бег, сТест РомбергаДоПослеДоПослеДоПослеКГ15,5148,37,423,526,6ЭГ16,312,29,17,923,931,7Рис. 1 Показатели уровня развития координационных способностей школьников контрольной и экспериментальной группыКак видно из полученных результатов начального тестирования уровень развития координационных способностей у участников обеих групп улучшился, но у экспериментальной группе степень улучшения более выражена. Так у контрольной группы показатели по тесту «Переступание гимнастической палки (тест Павлика)» улучшились на 9,67%, показатели в челночном беге на 10,8%, показатели в тесте Ромберга – на 13,1%. Соответственно, у экспериментальной группы, показатели по тесту «Переступание гимнастической палки (тест Павлика)» улучшились на 25,15%, показатели в челночном беге на 13,8%, показатели в тесте Ромберга – на 39,03% Мы можем наблюдать повышение уровня координационных способностей школьников экспериментальной группы.Выводы1. Была изучена проблема развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в литературе. Было определено понятие «координационные способности», «вестибулярная устойчивость», виды и их классификация. Изучены особенности методики развития координационных способностей и физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста.2.Исследованисходный уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. В результат проведения начального исследования, определено, что уровень КС у детей контрольной и экспериментальной групп находится на одинаково низком уровне.3. Разработан и апробированкомплекс физических упражнений с гимнастической направленностью для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.4.Выявлена эффективность применения разработанного комплекса для развития координационных способностей на уроках физической культуре в младшей школе.Как видно из полученных результатов начального тестирования уровень развития координационных способностей у участников обеих групп улучшился, но у экспериментальной группе степень улучшения более выражена. Так у контрольной группы показатели по тесту «Переступание гимнастической палки (тест Павлика)» улучшились на 9,67%, показатели в челночном беге на 10,8%, показатели в тесте Ромберга – на 13,1%. Соответственно, у экспериментальной группы, показатели по тесту «Переступание гимнастической палки (тест Павлика)» улучшились на 25,15%, показатели в челночном беге на 13,8%, показатели в тесте Ромберга – на 39,03% Мы можем наблюдать более значительное повышение уровня координационных способностей школьников экспериментальной группы, что позволяет говорить об эффективности разработанного комплекса физических упражнений с гимнастической направленностью.ЛитератураАндрианов В.Е. Основы физического воспитания. Методические рекомендации для студентов факультета учителей начальных классов. - М, 2002. - 50 с, Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М., 1975. - 150 с.Ашмарин Б.А. Педагогический контроль за физической подготовкой школьников / Б.А. Ашмарин / / Физическая культура в школе. - 2001 . - № 9 . - С. 13, Безруких М.М., Сонькин В. Д., ФарберД. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 сБобрицкий, В.И. Анатомия, возрастная физиологии и школьная гигиена [Текст]: уч. метод.пособ. / В.И. Бобрицкий - М.: Профессионал, 2004. - 80 с.Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М. : Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.Васильков Г.А. От игры - к спорту: Сборник эстафет и игровых заданий. - М.: Ф и С, 2009. - 222 сВильчковский Э. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / Э. Вильчковский. - М.: ВНТЛ, 2008. - 336 сВильчковский, Э.С. Система физического воспитания младших школьников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Э.С.Вильчковский, М.П. Козленко, С.Ф. Цвек - М.: ИЗМН, 2008. - 232 с.Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев.: Здоровье, 2009. - 232 сВолков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература. - 2002. - 294 с.Козетов И. И. Формирование оптимальной структуры координационных способностей у школьников 7-9 лет: Автореферат дисс. канд.. наук по физ. восп. и спорта: 24.00.02. - М., 2001Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности / Д. Л. Костилл. - К., 1997. - 160 с.Лях В. И. Координационные способности школьников - Минск: Полымя, 2009. - 160 С.Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В. И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 15 - 19Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В. И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 15 - 19Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 1. - С. 48-50Лях В.И. Координационно - двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 50-60.Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. - 160 с.Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11. - С. 17-20Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях. - Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 44-46Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 1991, с.543Матовая М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека / М. А. Матовая / / Вопросы психологии. - 1987. - 180 сНазаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательнокоординационного качества / Л.Д. Назаренко / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 1. - С. 54-58.Ротерс Т. Т Теория и методика развития личности школьника на ритмических занятиях в общеобразовательной школе / ЛГПУ имени Т. Шевченко. - Луганск: Альма-матер, 2001. - 250 сСелюнина Е.А. Средства тренировки : учеб.пособ. / Е. А. Селюнина. - М., 1999. - 53 сСовременные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников / [ под ред. В.И. Усаков ]. - Краматорск, 2006. - 126 сТеория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 сПриложенияУРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 3А КЛАССЕТЕМА: «ГИМНАСТИКА.Подвижные игры »ЗАДАЧИ УРОКА:- учить правильному выполнению общеразвивающих упражнений с предметами;- совершенствовать технику выполнения лазанья по гимнастической скамейке и гимнастической стенке;- развивать координацию, силу, ловкость, скорость в эстафетах и подвижных играх;- воспитывать дисциплинированность, честность, дружелюбие, сознательное отношение к занятиям физической культурой;- способствовать укреплению детского коллектива.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: спортивный залИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: мешочки с солью, гимнастические маты, гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, мягкие игрушки, мячи, колокольчики, цветные ленты, магнитофон, аудиозаписи детской и релаксационной музыки.Ход урокаЭтап Содержание урокаДозировкаОрганизационно - методические указанияПОДГОТОВИТЕ ЛЬНЫЙ(15 мин) ОСНОВНОЙ(21 мин.)1.Построение в круг, поздравления- Добрый день! Дети, наклонитесь вперед, опустите руки. Построение в одну шеренгу.Рапорт. 2.Сообщение задач урока.- Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Заниматься физкультурой, закаляться, соблюдать режим дня, гигиены, правильно питаться).- Какая событие произошло в 2014 году? (Зимняя олимпиада).- Сегодня тема урока «Подвижные игры». На уроке начнем изучать общеразвивающие упражнения, повторим и закрепим упражнения на гимнастической скамейке и гимнастической стенке, поиграем в игры. Урок у нас необычный - мы отправляемся в поход в страну Спортландия. На пути у нас остановки с заданиями.Остановки: «Музыкальная», «Игрушечная», «Смелых», «Находчивых», «Героическая», «Спокойствия».- Прежде чем отправиться в поход, нужно повторить: 3.Правила безопасности на уроках гимнастики.1. Спортивная форма и спортивная обувь обязательна.2. Без разрешения учителя ученикам запрещается пользоваться спортивным оборудованием и инвентарем.3. Учащимся запрещается выполнять упражнения на спортивных снарядах без присутствия и страхования учителя.4. Во время выполнения упражнений на спортивных снарядах быть дисциплинированными, внимательными, четко выполнять указания учителя.5. Без команды учителя не переходить от одного орудия к другому.6. Во время выполнения упражнений не мешать друг другу.7. Слушать команды учителя.8. Если плохо себя чувствуешь, обязательно скажи об этом учителю.4.Остановка «Музыкальная»- Взяли мешочки и положили на голову. Упражнения для формирования правильной осанки:1). Ходьба на носках, руки на поясе;2). Ходьба на пятках, руки за голову;3). Ходьба с высоким подниманием бедра;4). В полуприседе;5). В полном приседе;6). Обычным шагом.- Положили мешочки.Упражнение «Мостик»- На месте шагом, марш! В обход по залу, марш! Бегом, марш!- Медленный бег, по свистку прикоснуться рукой пола;- Медленный бег, по свистку скачок вверх и хлопнуть в ладоши над головой;- Медленный бег;- Ходьба;- Руки через стороны (вдох), руки вниз (выдох).Остановка «Игрушечная»1 мин.1 мин. 1 мин.1 мин.2 мин.2 р.1 мин.Мобилизовать внимание учащихся, направить ее на решение задач урокаСледить за правильной осанкой во время упражнений.Упражнения в движении поточным методом Комплекс общеразвивающих упражнений с игрушками:1. и. п. - о. с., игрушка внизу;1. - Руки вверх прогнуться, правую ногу на носок назад;2. - и. п.3. - То же, левую ногу назад;4. -И. п.2. И. п. - о. с., игрушка внизу;1. - Коснуться игрушкой правого плеча;2. - И. п.3. -То же, левого плеча;4. - И. п.3. и. п. - ноги врозь, игрушка в правой руке;1. - Руки в стороны;2. - Руки вверх, переложить игрушку в левую руку;3. - Руки в стороны;4. - И. п. 5 - 8. - То же в другую сторону.4.и. п. - ноги врозь, игрушка вперед;1. - Поворот туловища направо;2. -И. п. 3. -То же, слева;4. - И. п. 5. и. п. - ноги врозь, игрушка внизу;1. - Поднять игрушку вверх;2. -Наклон туловища вперед, коснуться игрушкой пола;3. - И. п. 6. и. п. - о. с., игрушка внизу;1. - Выпад правой ногой, игрушка вперед;2. -И. п. 3. - Выпад левой ногой, игрушка вперед;4. - И. п. 7. и. п. - о. с., игрушка внизу;1. - Присесть, игрушка вперед;2. - И. п. 8. и. п. - игрушку держать между коленями, руки на поясе;1 - 4. - Последовательные прыжки на 90 0справа;5 - 8. -То же, слева.- Положили игрушку на пол. Ходьба на месте. Руки через стороны вверх (вдох), вниз (выдох). 6 мин.6 - 8 р.6 - 8 р.6 - 8 р.6 - 8 р.6 - 8 р.6 - 8 р.8 р.2 - 3р.2 - 3 р.Игрушку держать двумя рукамиВзглядом сопровождать игрушкуИгрушка в одной рукеСпина ровнаяНоги в коленях не сгибатьСпина ровнаяРуки параллельно полуСпина ровнаяВдох и выдох глубокие и медленныеПодвижная играДети кладут игрушку на пол по кругу на одну меньше, чем количество участников. Под музыкальное сопровождение ученики бегают подскоками по кругу в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, ученики принимают игрушку в руки. Ученики, которые не успели взять игрушку, входят в круг и выполняют 5 приседаний (в кругу и остаются).Учитель забирает игрушку каждый раз, когда музыка прекращается.- Взяли игрушки.- Справа! На месте шагом, марш! В обход по залу, марш! Положить игрушки на скамью. Шагом по залу, марш!- Налево по два, марш! Разомкнуться.- Мальчики поставили гимнастические скамейки. Помните о технике безопасности. 3 р.2 мин.1 мин.Следить за выполнением правил игрыОстановка «Смелых»- Сегодня мы продолжаем выполнять упражнения на гимнастической скамейке и гимнастической стенке. Упражнения выполнять парами. Каждая пара выполняет упражнение по свистку.1). Лазание на гимнастической скамейке, стоя в упоре на коленях - лазание по гимнастической стенке свободным способом2). Лазание по гимнастической скамейке подтягиваясь лежа на животе - лазание по гимнастической стенке с перелезаннием на соседней пролет. 7 мин.Лазание по гимнастической стенке.Освобожденные следят за выполнением упражнений.Остановка «Находчивых»- Закрепим лазание по гимнастической скамейке.Девиз соревнований:Побеждать!-А проиграл - не унывать.Будьте честными и дружественными.Беговая эстафета - пробежать над гимнастической скамьей, ноги врозь, добежать до девочки с колокольчиком, коснуться колокольчика, вернуться бегом, передать эстафету.Эстафета «Прыгунки» - сидя преодолеть вдоль гимнастическую скамью, держа мяч в руках, добежать до девочки с колокольчиком, коснуться колокольчика, вернуться бегом, передать мяч следующему. 3.Эстафета «Силачи» - пролезть по гимнастической скамейке лежа на животе, подтягиваясь, коснуться колокольчика, вернуться назад бегом, передать эстафету.Подсчет цветных лент.Определение победителей.(Мальчики ставят гимнастические скамейки на место) 5 мин.Капитаны получают цветные ленты за каждую победу.Освобожденные держат колокольчики.Следующий ученик при передаче эстафеты уже сидит на гимнастической скамейке.Следующий ученик при передаче эстафеты уже лежит на гимнастической скамейке.Остановка «Героическая»Ученики выстраиваются в два круга, кладут руки на плечи друг другу, приседают и быстро вслух считают до 10.Какая команда быстрее присядет, та и победила.Построение в шеренгу.Деление на 1 - 4.- На нашем пути остановка «Спокойствия», где работаем в четверках. 3 мин.3 р.Остановка «Спокойствия»- Сели в позу «лотоса». Закройте глаза. Расслабьтесь.Представьте себя в прекрасном осеннем лесу. Пройдите между деревьями, почувствуйте их запах, коснитесь руками. В траве в лесу есть тропа, идите по ней. Эта тропа ведет к одному из самых красивых деревьев этого леса - березе. Подойдите к ней, рассмотрите ее, коснитесь, почувствуйте ее прикосновением. На стволе березы надпись «здоровье». Солнечный свет наполняет теплом все вокруг. Вы почувствуете, что тепло наполняет все ваше тело. Ваш взгляд находит лесную тропу. Вот вы легкой походкой шагаете из этого волшебного леса в пространство нашей спортивного зала. Я вас люблю и всегда жду встречи с вами. Откройте глаза. - Предлагаю вам поделиться впечатлениями о нашем воображаемом путешествии.- Сумели вы увидите осенний лес?- Какое вы видели дерево?- Что было написано на стволе?- Какое чувство вам принес солнечный свет? Домашнее задание- Дома нарисуйте то, что вам удалось увидеть во время мнимого путешествия. 2 мин.1 мин.Звучит релаксационная музыка без словЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ(4 мин.)Построение в одну шеренгуИтог урока- Дети, сегодня мы путешествовали в страну Спортландия, многие задачи выполнили по дороге. Спортландия - это наша спортивный зал, где мы с вами занимаемся каждый урок. Этот город здоровья. Здоровье мы приобретаем во время занятий физкультурой.Оценивание- На этом наш урок окончен.- Справа! На месте шагом, марш!- По залу с песней, марш!Песня:Чтобы расти и развиватьсяПо часам, а не по днямФизкультурой заниматьсяОчень надо всегда нам.Сильнее станем мы с утра,Физкульт - ура! Физкульт - ура! - До свидания!1 мин.1 мин. 2 мин. Отметить учеников, которые лучше работали на уроке
Литература
1. Андрианов В.Е. Основы физического воспитания. Методические рекомендации для студентов факультета учителей начальных классов. - М, 2002. - 50 с,
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М., 1975. - 150 с.
3. Ашмарин Б.А. Педагогический контроль за физической подготовкой школьников / Б.А. Ашмарин / / Физическая культура в школе. - 2001 . - № 9 . - С. 13,
4. Безруких М.М., Сонькин В. Д., ФарберД. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с
5. Бобрицкий, В.И. Анатомия, возрастная физиологии и школьная гигиена [Текст]: уч. метод. пособ. / В.И. Бобрицкий - М.: Профессионал, 2004. - 80 с.
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М. : Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
7. Васильков Г.А. От игры - к спорту: Сборник эстафет и игровых заданий. - М.: Ф и С, 2009. - 222 с
8. Вильчковский Э. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / Э. Вильчковский. - М.: ВНТЛ, 2008. - 336 с
9. Вильчковский, Э.С. Система физического воспитания младших школьников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Э.С.Вильчковский, М.П. Козленко, С.Ф. Цвек - М.: ИЗМН, 2008. - 232 с.
10. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев.: Здоровье, 2009. - 232 с
11. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература. - 2002. - 294 с.
12. Козетов И. И. Формирование оптимальной структуры координационных способностей у школьников 7-9 лет: Автореферат дисс. канд.. наук по физ. восп. и спорта: 24.00.02. - М., 2001
13. Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности / Д. Л. Костилл. - К., 1997. - 160 с.
14. Лях В. И. Координационные способности школьников - Минск: Полымя, 2009. - 160 С.
15. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В. И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 15 - 19
16. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В. И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 15 - 19
17. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 1. - С. 48-50
18. Лях В.И. Координационно - двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 50-60.
19. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. - 160 с.
20. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11. - С. 17-20
21. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях. - Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 44-46
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 1991, с.543
23. Матовая М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека / М. А. Матовая / / Вопросы психологии. - 1987. - 180 с
24. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательнокоординационного качества / Л.Д. Назаренко / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 1. - С. 54-58.
25. Ротерс Т. Т Теория и методика развития личности школьника на ритмических занятиях в общеобразовательной школе / ЛГПУ имени Т. Шевченко. - Луганск: Альма -матер, 2001. - 250 с
26. Селюнина Е.А. Средства тренировки : учеб. пособ. / Е. А. Селюнина. - М., 1999. - 53 с
27. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников / [ под ред. В.И. Усаков ]. - Краматорск, 2006. - 126 с
28. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
29. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с
Вопрос-ответ:
Какие методики существуют для развития координационных способностей вестибулярного аппарата у школьников в младших классах?
В статье представлены различные методики развития координационных способностей, включая использование гимнастики, физических упражнений и специальных упражнений на тренажерах.
Что такое координационные способности вестибулярная устойчивость?
Координационные способности включают в себя вестибулярную устойчивость, которая связана с умением поддерживать равновесие и контролировать перемещение тела в пространстве.
В чем заключаются особенности методики развития координационных способностей?
Методика развития координационных способностей включает разнообразные упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата и улучшение равновесия. Эти упражнения выполняются как на специальных тренажерах, так и на просторной площадке или в спортивном зале.
Какие физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста нужно учитывать при разработке методики развития координационных способностей?
Физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста включают недостаточную выработку мышечной силы и гибкости, а также несовершенство координационных и вестибулярных способностей. Поэтому методика должна быть адаптирована под возрастные особенности детей.
Какие виды упражнений используются в методике развития координационных способностей вестибулярного аппарата?
В методике используются различные виды упражнений, включая игры на тренажерах, гимнастику, балансирование, ходьбу по неустойчивым поверхностям и другие активности, направленные на тренировку равновесия и координации движений.
Какие способности координации развиваются вестибулярным аппаратом?
Вестибулярный аппарат развивает устойчивость, равновесие, ориентацию в пространстве и координацию движений.
Какие методики используются для развития координационных способностей у школьников?
Для развития координационных способностей у школьников используются различные методики, включающие гимнастику, специальные упражнения, игры и тренировки на специальных устройствах.
Какие физиологические особенности влияют на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста?
Влияние на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста оказывают такие факторы, как рост и развитие мышц, нервной системы и вестибулярного аппарата. Также важную роль играет процесс зрелости и формирования моторных навыков.
Каковы особенности методики развития координационных способностей?
Методика развития координационных способностей включает в себя комплексное развитие вестибулярного аппарата, с использованием различных упражнений, тренировок и игр. Она основана на принципах постепенного увеличения сложности упражнений и индивидуального подхода к каждому ребенку.