Цель и смысл истинного монашества.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 19.06.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Место монашества в христианстве и его высший смысл 5
Глава 2. О содержании монашеской жизни 14
Заключение 22
Список литературы 24
Итак, телесные труды, внутренний подвиг ума, безмолвие и непрестанная молитва с совершенным смирением преодолевают все страсти и демонов, помогая избежать этих сетей.По этой причине все Святые Отцы утверждают, что смирение является самым кратким путем к спасению и хотя путь смирения – нелегкий путь, но Господь прямо сказал в Евангелии: «Приидите ко Мне вситруждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» ( Мф. 11:28–30). Через обретение любви и послушания Богу, стремления к христианскому смирению, перед верующим человеком открывается возможность стяжания спасительной благодати, и достоинства называться чадом Божиим. Добродетель смирения тем более глубока и высока, что она является тайной. Как говорил преподобный авва Дорофей, «смирение никто не может выразить словами, если человек не научится сему из опыта».И даже когда христианин приобретает добродетель смирения, она все же остается непостижимой. Истинное смирение органично связано с сознанием своей греховности и немощи, духовным рассуждением и мудростью, послушанием, готовностью к исполнению только Божьей воли (здесь важно сказать о том, что смиренный человек испытывает ненависть к собственному мудрствованию и своей воле).Истинно смиренный человек ровно и спокойно принимает как радость, так и скорби, не проявляет смущения в искушениях. Отцы говорили, когда тебя оскорбляют или когда тебя хвалят, ты должен отвечать одинаково – молчанием. Хвалят – молчи, ругают – молчи. Нужно научить себя именно смирению, а смирение связано с мирным устроением души. В 7 Поучении МакарияЕгипетского указано, что желающий обрести совершенство, должен отказаться от мирских дел, от лукавых помыслов, очиститься полностью. В этом состоит важнейшая цель монашеской жизни.Этот путь очищения является невозможным как без смирения, так и без послушания. Данную добродетель таким образом описывает Иоанн Лествичник: «Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, безпопечения в бедах, неуготовляемое перед Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушник есть гроб собственной воли и воскресение смирения. Послушный как мёртвый не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимом - худом; ибо за всё должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его. Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения». Священное Писание говорит: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Притч. 11. 14) и заповедует ничего не делать без совета, так что не позволяет даже духовное питие пить без совета (Сир. 32. 21). Из Писания мы также знаем, что Пречистая Дева Мария спешит к праведной Елисавете, чтобы услышать от неё - истинно ли данное Ей откровение о рождении от Неё Сына, Который «будет велик и наречется Сыном Всевышнего».Кроме того, в монашеской жизни большое значение уделяется бдению, поскольку, согласно замечанию Иоанна Лествичника, бдение помогает иноку погасить плотские желания, избавиться от сновидений, смягчить сердце, сохранить в чистоте свои помыслы, обуздать свой язык, прогнать мечтания и укротить злых духов.Святой Григорий Синаит выделяет степени ночного бдения, в частности, новоначальным инокам следует проводить в бдении половину ночи, тогда как более продвинутым инокам следует спать по четыре часа, наконец, совершенным – предаваться всенощному бдению.Наконец, очень важно сказать о роли воздержания в жизни монашествующих.Василий Великий сказал, что закон воздержания является необходимым для монашествующих. Апостолом воздержание охарактеризовано как плод духовный (Гал. 5. 23).Воздержание дает возможность в полной мере умерщвить и поработить плоть. Под воздержанием здесь понимается не только ограничения в пище, но также и процессы отказа отплотских мудрований, полного отчуждения от страстей, умерщвления, причем, монаху важно добиться полного устранения всех телесных ощущений. Если монах достигает полного воздержания, то это является свидетельством высоты и подлинного его монашествующего подвига.Василий Великий говорил о том, что любые страстные употребления не согласуются с монашествующим подвигом. Эти употребления оскверняютБога. Другой великий отец (Пимен Великий) сказал: «Всё житие монаха должно быть плачем. Это - путь покаяния, преподанный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет». Посредством плача достигается чистота молитвы, а при скудости нашего времени - только лишь им одним. Монах - молитвенник за весь мир, он плачет за весь мир; и в этом его главное дело (Силуан Афонский).Инок пребывает в скорби за мир и его несовершенство. Необходимость спасения мира и греховного человечества должна способствовать укреплению духа монаха, его решимости и самоотверженности на его духовном пути богопознания. Как уже отмечалось ранее, монах – это, в первую очередь, подвижник, который вносит свой большой вклад в спасение мира. Он свободен от эгоистических помыслов.Свт. Игнатий Брянчанинов также говорит о том, что монаху следует проявлять мужество в искушениях.Здесь подразумевается, что ум инока не должен смущаться никаким искушением, нанесенным человеками и духами, эти искушения возникают из падшего естества. Вера в Бога – это то, что помогает монаху проявлять непоколебимость и силу, служить Богу и Его всемогущей воле. Неверие же является источником малодушия и смущения, как только подвижник обращается к вере, он преодолевает эти пагубные явления. Искушений не следует бояться, им также и не следует и удивляться. Григорий Синаит отмечал, что все эти добродетели неразрывно связаны между собой. А именно, пост, воздержание, бодрствование, терпение, мужество, безмолвие, молитва, молчание, плач и смирение. Данные добродетели порождаются друг другом. Благодаря непрерывному посту происходит иссушение плотской страсти, порождается воздержание, тогда как воздержанием производится бодрствование, а бодрствованием – терпение, терпением – мужество, мужеством – безмолвие, безмолвием – молитва, молитвой – молчание, молчанием – плач, плачем – смирение. ЗаключениеТаким образом, монашество – это один из величайших христианских подвигов. Зарождение монашества произошло уже в самом начале христианских времен, таким образом, монашеский подвиг можно рассматривать как неотъемлемую часть христианской жизни.Монах сознательно выбирает путь отречения от мира, от земных желаний и страстей ради достижения высшей цели иночества – богопознания и спасения. Исполнение монашествующего подвига немыслимо без тщательного изучения Евангелия, выстраивания своей жизни согласно заповедям, постоянной молитвы, стяжании великого смирения, отказа от всего материального и плотского. Для истинного монаха важно отказаться не только внешне, но и внутренне от мирского. Поскольку если монах только внешне исполняет монашество, то такое служение не может быть настоящим, спасительным. Инок постепенно приходит к тому, что вся его жизнь становится наполненной молитвами, бдением, духовным и нравственным трудом, постом и т.д.Посредством такой монашеской жизни монах добивается отречения даже от ощущений собственного тела, его душа обретает успокоение, он получает возможность глубже познать Бога, обрести жизнь вечную.Как уже отмечалось ранее, подвиг монашества свободен от эгоистических побуждений и помыслов. Монах пребывает в постоянной молитве о грешном земном мире и спасении всего человечества, его благе. Монах предстоит перед Богом за этот земной мир – это важнейшая составляющая подвига монашества. Таким образом, монах непрестанно предается молитве, пребывает в священном безмолвии, изучает Священное Писание, совершенствует собственные помыслы, себя, занимается укрощением всех своих греховных проявлений. Монашествующий полностью сосредоточен на процессе духовного и нравственного совершенствования, аскетического делания. Посредством аскетизма монах и добивается самоотречения и совершенствования духа, соединения с Христом. Благодаря аскетизму достигается подавление плоти и инстинктов, победа над страстями. Пост – это также важнейшая составляющая жизни истинного монаха. Венцом истинной монашеской жизни является смирение и смиренномудрие.Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что главная цель монашества – это внутреннее делание, внимание к собственным грехам и их исправлению, к процессу самосовершенствования. Монах не только изучает Божественную волю, но также и полностью ей покоряется, очищаясь от страстей, мешающих увидеть Божественный Свет.Список литературыАвва Дорофей, преп. Душеполезные поучения Поучение второе. О смиренномудрии.//http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm Антоний Великий, св. Наставления.//Добротолюбие .Т. 1 , изд. 4-е, доп. Гл 5. М. 1905.// http://krotov.info/acts/05/antolog/dobr_01.html Заветы инокам. - М.: Правило веры, 1997.Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993.// http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М., 2009.//http://www.verapravoslavnaya.ru/?Koncevich_Styazhanie_Duha_Svyatago#1Максим Каскун, свящ. Лекция о смирении.//http://bogovidec.ru/лекция-о-смирении-священник-максим-ка/ Монашеская жизнь. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.Священное Писание о смирении. //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3 Учение Православной веры. Режим доступа: http://ascent-gore.narod.ru/index.htmlХристианское Смирение.// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4
1. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения Поучение второе. О смиренномудрии.//http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm
2. Антоний Великий, св. Наставления.//Добротолюбие .Т. 1 , изд. 4-е, доп. Гл 5. М. 1905.// http://krotov.info/acts/05/antolog/dobr_01.html
3. Заветы инокам. - М.: Правило веры, 1997.
4. Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993.// http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33
5. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М., 2009.//http://www.verapravoslavnaya.ru/?Koncevich_Styazhanie_Duha_Svyatago#1
6. Максим Каскун, свящ. Лекция о смирении.//http://bogovidec.ru/лекция-о-смирении-священник-максим-ка/
7. Монашеская жизнь. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
8. Священное Писание о смирении. //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3
9. Учение Православной веры. Режим доступа: http://ascent-gore.narod.ru/index.html
10. Христианское Смирение.// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4
Вопрос-ответ:
Какое место монашества занимает в христианстве и каков его высший смысл?
Монашество занимает особое место в христианстве, оно является высшим состоянием жизни верующего. Основная цель монашества - полное предание Богу и достижение единства с Ним. В монашестве человек стремится преодолеть страсти и демонов, укрепить свою веру и жить согласно евангельским заповедям. Высший смысл монашества заключается в нахождении счастья и спасении души.
Какое содержание имеет монашеская жизнь?
Монашеская жизнь включает различные аспекты и практики, которые помогают монахам приблизиться к Богу. Важной частью монашеской жизни являются труды и подвиги, как телесные, так и духовные. Монахи также отдают большое значение внутреннему подвигу ума, безмолвию и непрестанной молитве. Они стремятся совершенствовать свое смирение и преодолевать свои страсти и негативные качества. Эти практики помогают монахам достичь единства с Богом и спасения.
Почему смирение считается кратчайшим путем к спасению?
Смирение считается кратчайшим путем к спасению, потому что оно помогает человеку преодолеть свое эго и свои страсти. Через смирение человек обретает веру, смирение и покорность перед Богом. Это открытая дверь к духовному росту и преображению. Путь смирения может быть нелегким, но Господь обещает нам поддержку и благословение на этом пути.
Какие преимущества монашеской жизни перед обычной жизнью человека?
Монашеская жизнь предоставляет человеку уникальные преимущества перед обычной жизнью. Во-первых, монахи полностью посвящают свою жизнь Богу и духовной практике, что помогает им глубже понять смысл жизни и достичь спокойствия и счастья. Во-вторых, монашество предоставляет возможность жить в общине верующих людей, которые поддерживают и вдохновляют друг друга на духовный рост. В-третьих, монахи имеют время и возможность для глубокой рассуждения и молитвы, что помогает им достичь близости с Богом и найти ответы на важные вопросы жизни.
Какова цель и смысл истинного монашества?
Цель и смысл истинного монашества заключается в стремлении к спасению и общению с Богом. Монашество предлагает людям возможность отказаться от материальных привязанностей и посвятить свою жизнь духовному развитию и близости с Богом.
Какое место занимает монашество в христианстве?
Монашество занимает важное место в христианстве. Монастыри и монахи считаются особыми святыми местами и людьми, которые отказались от мира и посвятили свою жизнь следованию за Христом. Они служат примером и духовными наставниками для обычных верующих.
Что включает в себя содержание монашеской жизни?
Монашеская жизнь включает в себя различные аспекты, такие как телесные труды, внутренний подвиг ума, безмолвие и непрестанная молитва. Монахи стремятся преодолевать все свои страсти и демонов, помогая себе и другим избегать их сетей. Они также придерживаются принципа смирения, считая его самым кратким путем к спасению.
Почему смирение считается самым кратким путем к спасению?
Смирение считается самым кратким путем к спасению, так как оно помогает преодолевать страсти и демонов. Хотя этот путь нелегкий, Господь сам сказал в Евангелии о важности смирения. Он призывает своих последователей отказаться от гордыни и эгоизма, чтобы быть ближе к Богу и получить спасение своей души.