«СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОЖНОГО ПОКРОВА (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ)»
Заказать уникальную дипломную работу- 55 55 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 15.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Тематическое планирование 6
Урок 1. Особенности строения и функции кожи. 7
Урок 2. Производные эпидермиса (волосы и ногти) 12
Урок 3. Придатки кожи: потовые, сальные и молочные железы 24
Урок 4. Кожа как орган чувств 30
Урок 5. Старение кожи 35
Урок 6. Распространённые заболевания кожи и её производных 40
Урок 7. Модификации человеческого тела на примере кожного покрова 45
Урок 8. Итоговая аттестация. Тестирование. 48
Заключение 53
Список литературы 56
Защитить глаза (очки), волосы, молочные железы (соски) и половые органы от прямого попадания УФ-лучей.Избегать нанесения духов, косметических средств (кроме профессиональных средств для защиты и увлажнения особенно красной каймы губ).Учитывать прием препаратов (антибиотиков, сульфаниламидов и др.), повышающих чувствительность кожи к УФО, ноособенно в зимне-весенний сезон, рекомендуется прием поливитаминов, особенно витамина «С».После УФ-облучения рекомендуется принять душ и нанести специальный увлажняющий крем. Урок №6. Распространённые заболевания кожи и её производныхПлан.Дерматиты.Витилиго.Себорея.Кандидоз. Педикулез.Герпес.Чесотка.Ожоги.Обморожение.Врачи-дерматологи утверждают, что«никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже».Дерматиты.Возникают вследствие воздействия неблагоприятных факторов. Дерматиты: химические,солнечные,холод,бактериальные.Признаки: воспаление кожи, покраснение,зуд.Рекомендации. Ограничивать контакт с эти неблагоприятными факторам, гигиенический уход, крема смягчающие которые успокаивают кожу, снимают воспалениеВитилиго.(рис.15) Рисунок 15. Витилиго (http://festival.1september.ru)Причина: снижение синтеза меланина, который защищает от уф и свободных радикалов. Без него возникали бы перерождения,рак,опухоли. Меланин — выступает защитным фактором. Чаще всего является наследственным заболеванием, но может привести и нарушение питания. В качестве рекомендаций указывается снижение времени нахождения на солнце,выходить на улицу в пасмурную погоду без солнечной активности Себорея.Причина: воспаление сальных желез в результате инфекций попадающих в протоки сальных желез.Причины возникновения: загрязнение или нарушение в эндокринной системе.Рекомендации: здоровый образ жизни и гигиена кожных покровов.Кандидоз.Возбудитель - грибок из рода Candida(отсюда и название).Рекомендации: гигиена кожных покровов, включая использование сменной обуви в общественных местах (например сланцы в бассейнах).Лечение назначает врач, которое в основном направлено на применении противогрибковых препаратов. Педикулез.Возбудитель - вши ,которыепаразитируют на волосяных покровах, вызывая при этом зуд и покраснение(рис. 16).Рисунок 16 . Педикулез (http://festival.1september.ru)Как осложнение может возникнуть брюшной тиф, который вши и переносят.Рекомендации: ограничивать контакт с больными,гигиена кожных покровов и бытовых принадлежностей (постельное белье, полотенце), поддержание иммунитета. Герпес (рис.17).Рисунок 17. Герпес (http://festival.1september.ru)Возбудитель - вирусHerpes simplexvirus.Признаки: высыпание ввиде пузырьков.Рекомендации: подкрепление иммунитета, так как при сильном иммунитета не является угрозой, что обусловлено механизмом передачи вируса (носителем вируса является практически каждый, а его титр повышается в крови в межсезонье и зимний период при ослаблении иммунитета, что и дает визуальную картину в виде соответствующих высыпаний). Лечение - медикаментозное.Чесотка (рис.18).Рисунок 18. Чесоточный клещ (http://festival.1september.ru)Вызывается появлением на теле чесоточного клеща из семейства арахнид, который питается эпидермисом кожи и живет в его толще. В силу его микроразмеров, его сложно диагностировать невооруженным глазом. Симптомами является прежде всего зуд, который происходит из-за того, что клещ роет в коже ходы для откладывания яиц самками, кроме того возникает аллергическая реакция на выделяемые клещём экскременты и слюну. Диагностируется в основном у подростков и детей из-за несоблюдения правил личной гигиены. Передается контактно-бытовым путем и локализуется на коже в месте сгибов (локтевые, коленные суставы, ладони и т.д.). В качестве рекомендаций по профилактике принимаются гигиена кожных покровов.Лечение - медикаментозное.Ожоги (рис.19). Выделяют ожоги термические (тепловые) (при воздействии огня, пара, горячих предметов или жидкостей); электрические (при контакте с электрическим источником или молнией); химические ( при контакте с химическими веществами); лучевые (солнечное или ионизирующее излучение); вызванный трением (у мотоциклистов и атлетов).Рисунок 19. Стадии ожогов(http://festival.1september.ru)Стадии ожогов:1 степени. Поверхностное повреждение кожи (эпидермиса), сопровождаемое болезненностью, покраснением, отеком кожи. 2 степени. Затрагиваются два верхних слоя кожи – эпидермис и дерма. Симптомы: сильная боль, покраснение, образование волдырей и пузырей.3 степени. Глубокое повреждение кожи, расположенных под ней сосудов и нервных стволов. Симптомы:болезненность, потеря чувствительности, некроз (омертвение) тканей.4 степень. Обугливание кожи и повреждением более глубоко расположенных тканей — подкожной клетчатки, мышц и даже костей.Рекомендации различны в зависимости от типа ожога. Можно попросить учеников подготовить сообщения на тему первая помощь при различных типах ожогов. Обморожение. Стадии.Кожные покровы сначала краснеют, затем синеют.Появляются волдыри с жидкостью.Повреждение более глубоко лежащих тканей вплоть до костной.Рекомендации: создать тепло,обтирание согревающей жидкостью.Урок №7. Модификации человеческого тела на примере кожного покроваПлан.Татуировки.Пирсинг. Маммопластика.Татуировки.Татуировки являются искусственным нарушением целостности кожного покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений.Татуировки люди наносили себе на тело с древних времен, причем у всех народов на протяжении столетий сложилась определенная символика, но на сегодняшний день они являются модой, причем способной нанести вред здоровью: от незначительной инфекции до заболевания. Татуаж наносится с помощью специального аппарата, действие которого напоминает работу швейной машинки, которая делает «прошивку» по телу от часа до нескольких часов, что сопровождается болезненными ощущениями и кровотечением, а с кровью в организм может попасть любая инфекция (известны случаи, когда мастера татуажа заражали своих клиентов столбняком, туберкулезом и даже СПИДом). Кроме того, в данной процедуре применяется красящее вещество, которое может вызвать аллергическую реакцию (покраснение, распухание или зуд кожи) и другие осложнения типа дерматита.В ряде случаев на коже под рисунком или вокруг него возникает экзема из-за содержащегося в красителе парафениленодиамина. В дополнение к вышесказанному возможно образование шрамов.Сведение татуировки не предотвратит попадание краски в лимфатические сосуды, а аллергены, содержащиеся в ней, приведут к сниженной работе лимфузлов и прекращению выработки антител к различным вирусам и бактериям (рис.20).В этой связи в США еще в 2003 году служащим военно-морского флота запретили татуировать голову и шею, а морякам, уже имеющим наколки, предписали от них избавиться.В настоящее время также наложен запрет на ввоз в США временных татуировок, основанных на хне, импортируемых из стран Азии и Африки. В России на законодательном уровне регуляции данного процесса со стороны медицинских работников и органов власти нет. Рисунок 20. Сведенная татуировка(http://festival.1september.ru)Пирсинг.Пирсинг (от англ. "topierce" - протыкать) - зародился в Америке в гомосексуальной среде.Стоит знать, что каждый пятый пирсинг заканчивается для клиента аллергией или инфекцией. Иногда пирсинг ушных раковин ведет к воспалениям и серьезным повреждениям ушных хрящей (рис.21).Рисунок 21. Последствия пирсинга(http://festival.1september.ru)Опасность интимного пирсинга состоит в том, что таким путем могут передаваться такие болезни, как гепатит В и С или ВИЧ.При некоторых видах пирсинга может возникнуть опасность неправильного заживления тканей, повреждение нервных окончаний. Опасность прокола пупкау женщин во время беременности приводит к тому, что дырочка от прокола некрасиво растягивается, или пупочек рвется. Ранка постоянно кровоточит, гноится и плохо заживает. Оральный пирсинг, который делают на языке, губах, щеках, небном язычке или сразу на нескольких участках помимо болезненных ощущений приводит к отекам (отекший язык в крайних случаях может фактически перекрыть дыхание и вызвать асфиксию), длительному кровотечению, повреждение слюнных желез, аспирации (попаданиючастей пирсинга при вдохе в дыхательные пути), повреждению зубов и челюстей (дробление зубной эмали), аллергической реакции, повреждении нервов, инфицировании. Пирсинг бровей опасен тем, что в этой области проходит много сосудов (при повреждении сосуда появляется гематома, так как инфекция быстро распространяется в подкожную клетчатку)и тройничный нерв (при его повреждении может перекосить все лицо). Часто остается шрам. С пирсингом не всегда можно сделать рентген. Маммопластика.Представляет собой пластическую операцию на молочной железе, которая заключается в изменении её формы и (или) изменении размера молочной железы (увеличении или уменьшении). В случае отвисания железы удаляют кожу и расположенную под ней железистую ткань, оставшиеся ткани закрепляют в нормальном положении. Для коррекции под кожу может быть имплантирован специальный протез. Последствия маммопластики отражены на рис. 22. Рисунок 22. Последствия маммопластики(http://festival.1september.ru)Урок№8. Итоговаяаттестация. Тестирование.1.Назовите количество слоев в коже.а) один - кожаб) два: эпидермис и собственно кожав) три: эпидермис, собственно кожа, подкожная клетчатка2. Назовите происхождение волос и ногтейа) производные рогового слоя эпидермиса б) подкожное происхождение в) производные клеток собственно кожи3. Назовитеместорасположение в коже рецепторов, кровеносных сосудов, потовых желез, волосяных луковица) эпидермис кожиб) собственно кожав) эпидермисе и собственно кожа4. Назовите слой кожи, в клетках которого вырабатывается пигмент - меланина) эпидермисб) подкожная клетчаткав) собственно кожа 5. Биологический смысл загара состоит в том, чтоа) загорелая кожа лучше поглощает ультрафиолетовые лучи, необходимые дляобразования витаминов в кожеб) загорелая кожа защищает тело человека от проникновения внутрь чрезмерного количества ультрафиолетовых лучей в) загорелая кожа меньше нагревается6. Сальные железы: а) выделяют смазку - кожное сало б) уничтожают бактериив)охлаждают поверхность тела7. Назовите слой кожи, который предохраняет организм от охлаждения, смягчает толчки и ушибы.а) собственно кожаб) подкожная клетчатка в) эпидермис8. В дерме выделяют следующее количество подслоев.а) 2; б) 3; в) 4; 9. Имеются везде, кроме ладоней и подошв.а) сальные железы; б) потовые железы; в) молочные железы.10. На чистой коже микроорганизмы погибают в связи с тем, что …а) губительно действует вещество, выделяемое кожей; б)отсутствует питательная среда для микроорганизмов в) на чистой коже не может быть микроорганизмов11. Подкожная клетчатка в основном представлена ……. тканью.а) рыхлой соединительной;б) плотной соединительной;в) жировой12. Угревая сыпь у подростков появляется из -за:а) недостатка витаминов;б) изменения состава сальных желёз;в) усиления потоотделения13. Придатки кожи:а) ногти, волосы;б)мышечные волокна в) жировые клетки14. Ноготь - это производное:а) дермы;б)эпидермисав) подкожной клетчатки 15. Если в корне волоса в избыточной концентрации находится феомеланин, то цвет волоса…а) черныйб) рыжийв) блондинистый16.Волосы бывают:а) пушковые и стрежневыеб) пушковыеи осевыев) стрежневые и мягкие17. Ржаной хлеб в качестве маски полезен для волос…а) жирных б) смешанныхв) сухих18. Грибок М. Furfur вызывает:а) перхотьб)себореюв)и перхоть и себорею19. Ногтям приносят вред пилки…а) стеклянныеб)металлическиев)деревянные20. Для профилактики вросших ногтей их…а) не стригутб)отстригают под прямым угломв)отстригают закругляя21. Самым простым и безопасным типом закаливания являются ванны:а) солнечные б) водные в) воздушные22. К эндогенным факторам старения относят:а) ультрафиолетовое излучение б) генетические особенности в) неблагоприятные условия труда23. Воздействие ультрафиолета вызывает старение:а) гормональное б) хронологическое в) фотостарение24. 90% этих лучей блокируются роговым слоем кожи:а) UVА б) UVB в) UVС25. Лучи, способные проникать в сосочковый и сетчатый слои дермы: а) UVА б) UVB в) UVС26. В лампах соляриев представлены лучи спектра:а) UVА б) UVB в) UVС27. Положительное влияние УФ-лучей на организм состоит в синтезе витамина:а) Dб) Pв) E28. Вши вызывают:а) витилигоб) педикулезв) кандидоз29. Наибольшей степенью повреждения кожных покровов характеризуется степень ожогов:а) 1б) 2в) 330. Аспирацию может вызвать:а) татуажб) пирсингв) маммопластикаЗаключениеВ современном обществе не теряют своей актуальности проблемы современной профилактической медицины, а также состояние здоровья детей. Работа, которую запрашивает данная проблематика, должна быть не эпизодична и кратковременна, а долгосрочна. Так, специалистами Научного Центра Здоровья Детей РАМН при участии Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья были разработаны три программы: медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных учреждениях («Школьное здравоохранение»), обеспечение детей и подростков горячим питанием («Школьное здоровое питание»), целевая диспансеризация подростков 10 и 15-17 лет [8]. Но, не смотря на их детальную проработку Всесоюзную программу здоровья и Программу «Здоровье населения России» постиг ряд неудач. И они были обусловлены не только политическими и экономическими факторами, но и концептуальными просчетами и методологическими ошибками, поскольку школа в целом не имеет концепции сохранения и развития здоровья школьников.И отсутствие единой концепции нельзя объяснить только причинами идущими «сверху», отсутствия соответствующих установок, здесь велика и роль самой школы, поскольку лучше учителей никто не знает проблемы организации, например, здоровьесбережения, в методическом плане. Мы считаем нашу работу актуальной в свете того, что она может стать небольшим шагом к созданию такой концепции, поскольку ее направленность и содержание формирует когнитивный компонент здоровьесберегающих технологий. Если в школьных дисциплинах биологического профиля рассматриваются базовые понятия определенной тематики в основном, имеющих теоретический характер, то в своей работе мы ставили акцент на практико-ориентированном материале. Это обусловлено тем, что в современном мире человек имеет доступ к различным вариантам получения информации: визуальный (через научно-популярную литературу, интернет-источники, СМИ), слуховой (радио), но далеко не всегда он может, умеет, хочет применить полученные знания в быту. В этой связи происходит процесс получения знаний ради самих знаний. Для того, чтобы полученная информация была полезна, нужно научить человека ей пользоваться. В этом свете актуальной становится китайская мудрость: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому— и я пойму».В программе элективного курса мы постарались сочетать теоретический материал и практические работы, что на наш взгляд, обеспечивает успешное усвоение знаний и создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций. Данный курс базируется на ранее изученных вопросахраздела анатомии и физиологии человека. Кроме того, в рассматриваемом материале отражаются и научно-практические знания тесно связанные с актуальными проблемами медицины и экологии. Разработанный курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, что помогает школьникам сориентироваться в спектрах предпочитаемых профессий. Яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья. Акцент предлагаемого курса на гигиенических особенностях кожного покрова обусловлен тем, что именно в подростковом возрасте идет формирование навыка заботы о себе, как компонента здорового образа жизни. И от того, на сколько подросток овладеет данным навыком, будет зависеть его жизненная установка на здоровьесбережение.Результаты научных исследований В. Ф. Базарного, А. А. Дубровского, В. В. Колбанова, В. П. Казначеева, Л. Г. Татарниковой и др. свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи приняла устойчивый характер[4]. Данная динамика усиливается по мере перехода учащихся из класса в класс. Частота встречаемости заболеваний за последние годы возросла в 2-6 раз (М. В. Антропова, С. М. Громбах, Н. Н. Куинджи, Л. Я. Каневская, Т. Р. Климбей, А. Г. Сухарев, О. А. Шалонина и др.) [7, с. 9]. Вместе с тем школьное образование располагает значительным потенциалом духовно-нравственного воздействия на подрастающее поколение, а особенно в период старшего школьного возраста, когда происходит активное развитие всей структуры личности. В этот переходный момент формируется социальная позиция, самосознание переходит на качественно новый уровень, формируются ответственность, новые потребности, интересы, а на их основе – новые качества личности. Развитие самооценки личности отличается повышенным оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности. Для этого возраста характерно противоречие со сложившейся системой мотивов и потребностей, что приводит к их перестройке [2, с. 27-36]. Именно в этот период возможно восполнение пробелов в образовании и воспитании личности. Произвести коррекцию, а также направить образовательную траекторию обучающегося на здоровьесбережение можно при помощи образовательного процесса, внеклассных и внешкольных мероприятий. Надеемся, что наш курс станет небольшим вкладом в арсенал средств современного учителя и послужит делу укрепления здоровья подрастающего поколения. Список литературыАравийская Е.Р., Соколовский Е.В. (ред.) Руководство по дерматокосметологии. СПб: Фолиант, 2008. – 632 с.: ил.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.Кольгуненко И. И. Основы геронтокосметологии. — М: Медицина, 1974. — 222 с.Петрова Л.В.Воспитание у старших школьников стремления к здоровому образу жизни. // Педагогическое образование в России. 2014.№4. С. 86-89.Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. / сост. Балабанова В.В., Максимцева. - Волгоград: Учитель,2003. – 154 с.Романенко Татьяна Петровна. Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях "открытой" школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2001. 181 c. Состояние здоровья детского населения области и комплекс мероприятий, направленных на его улучшение // Право и образование. 2007. № 10. С. 30-33. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.Электронный ресурс – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» http://festival.1september.ruЛисицин,Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П.Лисицин, М.,1986.-76с.Кандыба В.М., Кандыба Д.В.Сверхвозможности человека. М.,ЯНУС, 2001. - 187с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Кольгуненко И. И. Основы геронтокосметологии. — М: Медицина, 1974. — 222 с.
4. Петрова Л.В.Воспитание у старших школьников стремления к здоровому образу жизни. // Педагогическое образование в России. 2014.№4. С. 86-89.
5. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. / сост. Балабанова В.В., Максимцева. - Волгоград: Учитель,2003. – 154 с.
6. Романенко Татьяна Петровна. Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях "открытой" школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2001. 181 c.
7. Состояние здоровья детского населения области и комплекс мероприятий, направленных на его улучшение // Право и образование. 2007. № 10. С. 30-33.
8. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.
9. Электронный ресурс – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» http://festival.1september.ru
10. Лисицин,Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П.Лисицин, М.,1986.-76с.
11. Кандыба В.М., Кандыба Д.В. Сверхвозможности человека. М., ЯНУС, 2001. - 187с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужен элективный курс по основам здорового образа жизни человека?
Элективный курс по основам здорового образа жизни человека предназначен для обучения учащихся 9-11 классов основам здорового образа жизни, включая анатомо-физиологические и гигиенические особенности кожного покрова. Цель этого курса - сформировать у учащихся правильные представления о строении и функции кожи, о производных эпидермиса, придатках кожи и распространенных заболеваниях кожи и ее производных.
Какие особенности строения и функции кожи будут рассматриваться на элективном курсе?
На элективном курсе будут рассматриваться такие особенности строения и функции кожи, как ее слоистость, наличие рогового слоя, мягкий роговый слой, слизистый слой, кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, потовые и сальные железы, волоконная аппаратура, а также рецепторы и возможности кожи для участия в процессах регуляции теплообмена и обмена веществ, в механизмах защиты организма.
Что такое производные эпидермиса и какие из них будут изучаться на курсе?
Производные эпидермиса - это структуры, образующиеся из клеток эпидермиса. На курсе будут изучаться волосы и ногти - две основные производные эпидермиса. Ученики познакомятся с особенностями их строения, функциями, а также с рядом практических рекомендаций по уходу за ними.
Какие придатки кожи будут рассматриваться на уроке?
На уроке будут рассматриваться потовые, сальные и молочные железы. Учащиеся узнают о строении и функциях этих придатков кожи, о роли потовых желез в терморегуляции организма, о сальных железах и их функциях в естественной защите кожи, а также о молочных железах и их связи с процессом лактации.
Как кожа участвует в ощущении окружающего мира?
Кожа является нашим крупнейшим органом чувств. Она содержит множество рецепторов, которые позволяют нам ощущать различные стимулы, такие как температура, давление, боль, прикосновение. На уроке учащиеся узнают основные типы рецепторов в коже и их роль в восприятии окружающей среды.
Зачем ученикам 9-11 классов изучать элективный курс по основам здорового образа жизни человека на примере анатомо-физиологических и гигиенических особенностей кожного покрова?
Элективный курс по основам здорового образа жизни человека на примере анатомо-физиологических и гигиенических особенностей кожного покрова для учеников 9-11 классов имеет целью ознакомить учащихся с основными принципами здорового образа жизни и влиянием кожного покрова на общее состояние организма. Знания, полученные на курсе, помогут ученикам правильно ухаживать за кожей, понимать ее функции и решать возникающие проблемы связанные с кожным покровом.
Какие темы изучаются на элективном курсе по основам здорового образа жизни человека на примере анатомо-физиологических и гигиенических особенностей кожного покрова?
На курсе изучаются следующие темы:
Какие основные функции кожи выделены на элективном курсе?
На элективном курсе по основам здорового образа жизни человека на примере анатомо-физиологических и гигиенических особенностей кожного покрова выделяются основные функции кожи:
Какие проблемы со здоровьем кожи и ее производных могут возникнуть у людей?
У людей могут возникать различные проблемы со здоровьем кожи и ее производных, такие как: