Теоретические подходы к проблеме изучение межличностных отношений старшеклассников
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 15.07.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучение межличностных отношений старшеклассников 4
1.1 Межличностные отношения: понятие и структура 4
1.2 Понятие социально-психологический статус 11
1.3 Механизмы социальной перцепции 15
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений старшеклассников 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 28
Выводы 34
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение 44
Старшеклассники данной выборки плохо формулируют правила, которым нужно следовать.
2) По показателям социометрии подростков группы «лидеров» в данной выборке исследования 25%, подростков группы «предпочитаемых» - 52%, а подростков группы «аутсайдеров» - 23%.
3) По показателям референтометрии низкий референтный статус имеют 22% старшеклассников, средний референтный статус имеют 56% опрошенных, высокий референтный статус наблюдается в 22% случаев.
4) По показателям изучения лидерских качеств у старшеклассников данной выборки получены следующие результаты: лидерские качества выражены слабо у 48% старшеклассников, средний уровень лидерских качеств имеют 35% опрошенных, лидерские качества выражены сильно у 17% старшеклассников данной выборки.
5) По показателям изучения способностей к рефлексии у старшеклассников данной выборки получены следующие результаты: низкий уровень рефлексивности имеют у 4% старшеклассников, средний уровень рефлексивности имеют 92% опрошенных, высокий уровень рефлексивности имеют 4% старшеклассников данной выборки.
6) Переменная «выделение правил, которым стоит следовать» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 со следующей переменной: выделение позиций участников. То есть повышение показателей по переменной выделение правил, которым стоит следовать, вызывает рост показателей по переменной выделение позиций участников. Можно предположить, что выделение позиций участников в ситуациях нарушения норм способствует лучшему пониманию правил, которым стоит следовать.
7) Переменная «выборы» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 со следующими переменными: референтный статус и лидерские качества. То есть повышение показателей по переменной выборы, вызывает рост показателей по переменным: референтный статус и лидерские качества. Можно предположить, что выраженные лидерские качества способствуют высокому референтному статусу и повышают статусное положение к группе сверстников.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что есть выраженность связи определенных типов рефлексии в межличностных отношениях с интрагрупповым статусом, подтвердилась.
Проведенный нами анализ литературы, посвященной проблеме изучения межличностных отношений старшеклассников, позволяет сделать следующие выводы:
Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий людей, входящих в группу по отношению друг к другу. Они обусловлены как организацией и содержанием совместной деятельности, так и ценностями, лежащими в основе общения людей. Совместная деятельность в организации связана с решением определенного круга задач (производственных, научных, коммерческих) и наличием у ее членов общей цели.
Взаимоотношения с остальными членами коллектива принимаются людьми близко к сердцу, глубоко переживаются ими. Неудовлетворенность этими отношениями является главным источником аффективных переживаний людей. Люди с повышенным уровнем тревожности, неуверенны в себе, находятся в постоянном психическом перенапряжении, испытывают беспокойство в самых разных жизненных ситуациях. Тревожные люди не пользуются популярностью в группе, из-за своей безынициативности и, следовательно, они не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.
Формы поведения, возникающие у людей в связи с неправильно сложившимися взаимоотношениями, мешают нормальной жизни в группе, вызывают нарекания остальных членов коллектива и руководства и тем самым еще более усугубляют плохое положение человека в коллективе.
Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе личных взаимоотношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Существуют различия между личным и социальном статусом. Социальный статус относится к позиции человека в обществе (это уважение, которым он пользуется среди коллег и т.п.). Присвоение личного статуса происходит на неофициальном уровне (реализуется в повседневных житейских ситуациях в проявлении чувств любви, уважения к данному индивиду).
Личный статус, как положение человека в группе, есть социальный процесс и подобно социальному может быть приобретен только при взаимодействии индивида с другими членами группы. Человек, обладающий социальным статусом не обязательно обладает личным статусом в определенной группе, и наоборот.
Социометрический статус — это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения (приемлемости) данного индивида по сравнению с остальными членами группы. Социометрический статус близок к личному статусу. Уровни статуса: в соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «предпочитаемые», «принятые», «не принятые» и «пренебрегаемые».
Наиболее выражено отношение к нарушению норм у старшеклассников данной выборки по переменным: относит ситуацию к студентам, то есть старшеклассники хорошо ориентируются в представленных картинках, старшеклассники хорошо выделяют центр ситуации, могут представить развернутый прогноз последствий нарушения норм поведения в ситуации. Старшеклассники данной выборки плохо формулируют правила, которым нужно следовать.
По показателям социометрии подростков группы «лидеров» в данной выборке исследования 25%, подростков группы «предпочитаемых» - 52%, а подростков группы «аутсайдеров» - 23%.
По показателям референтометрии низкий референтный статус имеют 22% старшеклассников, средний референтный статус имеют 56% опрошенных, высокий референтный статус наблюдается в 22% случаев.
По показателям изучения лидерских качеств у старшеклассников данной выборки получены следующие результаты: лидерские качества выражены слабо у 48% старшеклассников, средний уровень лидерских качеств имеют 35% опрошенных, лидерские качества выражены сильно у 17% старшеклассников данной выборки.
По показателям изучения способностей к рефлексии у старшеклассников данной выборки получены следующие результаты: низкий уровень рефлексивности имеют у 4% старшеклассников, средний уровень рефлексивности имеют 92% опрошенных, высокий уровень рефлексивности имеют 4% старшеклассников данной выборки.
Таким образом, выделение позиций участников в ситуациях нарушения норм способствует лучшему пониманию правил, которым стоит следовать. Выраженные лидерские качества способствуют высокому референтному статусу и повышают статусное положение к группе сверстников.
Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991, с. 299.
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально психологические проблемы. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. – 396 с.
Агеев В.Г. Структура мотивации поведения.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988., с.5-8.
Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста.// Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1984.
Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра : возможности и области применения.// Вестник высшей школы. 1987.№ 7.
Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как форма и метод комплексной подготовки и развития руководителей и специалистов./ 3-й Всесоюзный научно-практический семинар по психологическому обеспечению АСУ. Тбилиси,1985.
Алексеева Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания: Дисс....канд. психол. наук. М., 1988.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. в 2-х томах.т.1.,М., 2003,232 с.
Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 2005
Андреева Г.М. Современная социальная психология. М., 2001, с. 361.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 2004.- 313 с.
Анциферова Л.И. Психология повседневности : жизненный мир личности и "техники" ее бытия.//Психологический журнал. 1993.Т.14. №2, с.3.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.- М., 1986. - 96.с.
Березин Ф.С. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.С. Березин. – л.: ЛГК, 1988. – 270 с.
Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 2003
Богин В.Г. Обучение рефлексии на материале интерпретации текстов как условие формирования творческой личности школьника.// Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск,1990.Ч.2.
Бодалев А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 2006. с.272.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь – справочник по психологической диагностике. — Киев.: Наукова думка, 2004. – 415 с.
Василюк Ф.Е. Переживание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении: Тезисы докл. и сообщ./ Под ред.И.С.Ладенко. Новосибирск,1984, с. 125-126./
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М.: Изд-во МГУ, 2004, 396 c.
Выготский Л.С. Собр.соч. Т.5, М., 2003.
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2004., 487 c.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 2006
Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дисс....канд. психол. наук. М., 1983, с.24.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2001. 412 с.
Зинченко А.П. Рефлексия в организационно-деятельностных играх.// Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984.
Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Дис...канд. психол. наук.-СПб., 1994, 218 с.
Кон И.С.Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 2003, т.2., № 3
Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А./ – Ростов.: Альянс, 2004, 389 с..
Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук., М., 1984
Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн.: Слово, 2004., с.118
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.
Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2003
Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях. (на материале смены профессии) : Дис...канд. психол. наук. М.,1992, 162 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004
Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 2000.- 487с.
Лушкаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга. : Дис....канд. психол. наук. М.,1989.
Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. Изд-во МГУ, 1982, с. 21.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Питер, 2004, с.512
Немов Р.С. Общие основы психологии. Т 1. – М.: Просвещение, 1995 – 412 с.
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.
Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001, 576 с.
Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 8-е изд., перераб. и доп./ – М.: Педагогика - Пресс, 1996. – 440 с.
Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:Педагогика - Пресс, 2001
Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
Психотерапевтическая энциклопедия. /ред. Б. Д. Карвасарский/ – СПб.: «Питер», 1998. – 612 с.
Рефлексия в науке и обучении: Тез. докл. и сообщ. к научной конф./ Ред. И.С.Ладенко и др. Новосибирск, 1984.
Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности.//Проблемы рефлексии. Совр. комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. с.160.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Н.,1986.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М.,1986.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, с.368.
Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Рефлексивно-личностная регуляция познавательной деятельности в норме и патологии // Вестник МГУ. Серия 14."Психология" , 1981, №3.
Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Слово, 2004.- 214с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 378 с.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Самарский университет, 1995. – 340 с.
Приложение
Сводная таблица результатов исследования
№. 4 ситуации социометрия относит ситуацию к студентам или к школьникам понимает как фрагмент учебной ситуации выделяет центр ситуации выделяет позиции участников выделяет правила, которым надо следовать выделяет действия, которые совершают участники прогноз последствий выборы отвержения всего референтный статус лидерские качества рефлексивность 1 2,4 2,8 2,7 1,9 2,1 2,3 2,3 3,3 -2,1 5,5 2 26 8 2 2,4 1,8 2,6 2,2 1,8 2,4 2,8 3 -1 4 2 26 5 3 2,8 2,8 2,6 1,9 1,4 2,1 2,3 3,3 -2,1 5,5 3 36 6 4 2,7 1,9 2,2 2,8 2,5 2,8 2,8 0 -10 10 1 22 6 5 2,8 2,4 2,7 2,8 2,6 2,3 2,3 12 -2 10 3 37 5 6 2,4 2,8 1,8 2,1 2 2,4 1,8 2 -11 13 1 22 4 7 2,4 1,9 2,7 1,9 2,1 2,3 2,3 7 -3,3 6,6 3 26 4 8 2,4 2,2 2,6 2,2 1,8 2,1 2,8 3,5 -3,3 6,6 2 25 5 9 2,8 2,8 2,6 1,9 1,4 2,4 2,3 2 0 2 2 23 6 10 2,6 2,8 2,2 2,8 2,5 2,8 2,8 0 -8 8 1 21 6 11 2,8 2,8 2,7 2,8 2,6 2,3 2,3 1 0 1 2 22 5 12 2,3 2,4 2,7 2,1 2 2,4 1,8 1 -6 4 1 23 4 13 2,3 2,2 1,8 1,9 2,1 2,3 2,3 5 0 5 2 24 4 14 2,3 2,4 2,6 2,2 1,8 2,1 2,8 5 0 5 2 28 5 15 2,8 2,8 2,6 1,9 1,4 2,4 2,3 10 0 10 3 38 6 16 2,5 2,2 2,2 2,8 2,5 2,8 2,8 3,3 -2,1 5,5 2 17 3 17 2,8 1,8 2,7 2,8 2,6 1,8 2,3 4 -3 7 2 20 6 18 2,3 2,4 2,8 2,1 2 2,4 1,8 3,3 -2,1 5,5 2 26 6 19 2,5 2,2 2,2 1,8 1,4 2,8 2,3 2 1 3 2 26 5 20 2,8 1,8 2,6 2,2 1,8 1,8 2,8 3,3 -2,1 5,5 2 26 4 21 1,8 2,2 1,8 2,1 2,1 2,1 2,8 3 -1 4 2 21 4 22 2,8 1,8 2,8 2,8 1,8 2,1 2,2 3,3 -7 5,5 1 18 5 23 1,8 2,2 2,6 2,9 2,5 2,4 2,9 4 0 4 3 38 6
2
2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально психологические проблемы. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. – 396 с.
3. Агеев В.Г. Структура мотивации поведения.// Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988., с.5-8.
4. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста.// Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1984.
5. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра : возможности и области применения.// Вестник высшей школы. 1987.№ 7.
6. Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как форма и метод комплексной подготовки и развития руководителей и специалистов./ 3-й Всесоюзный научно-практический семинар по психологическому обеспечению АСУ. Тбилиси,1985.
7. Алексеева Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания: Дисс....канд. психол. наук. М., 1988.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. в 2-х томах.т.1.,М., 2003,232 с.
9. Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 2005
10. Андреева Г.М. Современная социальная психология. М., 2001, с. 361.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 2004.- 313 с.
12. Анциферова Л.И. Психология повседневности : жизненный мир личности и "техники" ее бытия.//Психологический журнал. 1993.Т.14. №2, с.3.
13. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.- М., 1986. - 96.с.
14. Березин Ф.С. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.С. Березин. – л.: ЛГК, 1988. – 270 с.
15. Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 2003
16. Богин В.Г. Обучение рефлексии на материале интерпретации текстов как условие формирования творческой личности школьника.// Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск,1990.Ч.2.
17. Бодалев А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 2006. с.272.
18. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь – справочник по психологической диагностике. — Киев.: Наукова думка, 2004. – 415 с.
19. Василюк Ф.Е. Переживание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении: Тезисы докл. и сообщ./ Под ред.И.С.Ладенко. Новосибирск,1984, с. 125-126./
20. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М.: Изд-во МГУ, 2004, 396 c.
21. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.5, М., 2003.
22. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2004., 487 c.
23. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 2006
24. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дисс....канд. психол. наук. М., 1983, с.24.
25. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2001. 412 с.
26. Зинченко А.П. Рефлексия в организационно-деятельностных играх.// Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984.
27. Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Дис...канд. психол. наук.-СПб., 1994, 218 с.
28. Кон И.С.Категория "Я" в психологии // Психол. ж - л., 2003, т.2., № 3
29. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А./ – Ростов.: Альянс, 2004, 389 с..
30. Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук., М., 1984
31. Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн.: Слово, 2004., с.118
32. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.
33. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2003
34. Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях. (на материале смены профессии) : Дис...канд. психол. наук. М.,1992, 162 с.
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004
36. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 2000.- 487с.
37. Лушкаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга. : Дис....канд. психол. наук. М.,1989.
38. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. Изд-во МГУ, 1982, с. 21.
39. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Питер, 2004, с.512
40. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т 1. – М.: Просвещение, 1995 – 412 с.
41. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.
42. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
43. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001, 576 с.
44. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 8-е изд., перераб. и доп./ – М.: Педагогика - Пресс, 1996. – 440 с.
45. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:Педагогика - Пресс, 2001
46. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
47. Психотерапевтическая энциклопедия. /ред. Б. Д. Карвасарский/ – СПб.: «Питер», 1998. – 612 с.
48. Рефлексия в науке и обучении: Тез. докл. и сообщ. к научной конф./ Ред. И.С.Ладенко и др. Новосибирск, 1984.
49. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности.//Проблемы рефлексии. Совр. комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
51. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. с.160.
52. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
53. Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Н.,1986.
54. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
55. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
56. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1986.
57. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, с.368.
58. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Рефлексивно-личностная регуляция познавательной деятельности в норме и патологии // Вестник МГУ. Серия 14."Психология" , 1981, №3.
59. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Слово, 2004.- 214с.
60. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 378 с.
61. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Самарский университет, 1995. – 340 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы рассмотрены в статье?
В статье рассмотрены такие теоретические подходы, как изучение межличностных отношений старшеклассников, понятие и структура межличностных отношений, социально-психологический статус, механизмы социальной перцепции.
Что такое социально-психологический статус?
Социально-психологический статус - это понятие, которое определяет положение и роль человека в межличностных отношениях. Он может быть высоким или низким, что влияет на взаимодействие и восприятие другими людьми.
Какие механизмы социальной перцепции рассмотрены в статье?
В статье рассмотрены механизмы социальной перцепции, такие как восприятие, идентификация, атрибуция и схемы. Они играют важную роль в формировании межличностных отношений и восприятии других людей.
Как проводилось эмпирическое исследование межличностных отношений старшеклассников?
Эмпирическое исследование межличностных отношений старшеклассников было организовано и проведено с использованием определенной методологии. В статье представлены подробности об организации исследования, а также анализ результатов.
Какие результаты были получены в ходе исследования межличностных отношений старшеклассников?
Результаты исследования межличностных отношений старшеклассников были проанализированы, и в статье приведены соответствующие выводы. Детальный анализ результатов и их толкование помогают лучше понять проблему и разработать рекомендации для практического применения.
Какие теоретические подходы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические подходы к проблеме изучения межличностных отношений старшеклассников. Это включает понятие и структуру межличностных отношений, социально-психологический статус и механизмы социальной перцепции.
Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения - это взаимосвязи и взаимодействие между людьми. Это включает в себя общение, эмоциональные связи, взаимопонимание и другие аспекты взаимодействия между людьми.
Что такое социально-психологический статус?
Социально-психологический статус - это положение человека в социальной группе или обществе, определяющее его роль, статус и взаимоотношения с другими людьми. Этот статус может быть определен на основе различных факторов, таких как социальный статус, экономическое положение, образование и другие.
Какие механизмы социальной перцепции рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные механизмы социальной перцепции, которые влияют на восприятие и понимание межличностных отношений. Это включает в себя механизмы атрибуции, стереотипов, самоидентификации и эмоциональной перцепции.
Как было организовано исследование межличностных отношений старшеклассников?
Исследование межличностных отношений старшеклассников было организовано следующим образом: была выбрана группа старшеклассников, проведены опросы и наблюдение за их межличностными отношениями. Затем полученные данные были проанализированы и обобщены для получения выводов и результатов исследования.
Какие теоретические подходы существуют к проблеме изучения межличностных отношений старшеклассников?
Существует несколько теоретических подходов к изучению межличностных отношений старшеклассников, включая понятие и структуру межличностных отношений, социально-психологический статус и механизмы социальной перцепции.