Роспись по дереву с детьми старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Декоративно-прикладное искусство
  • 41 41 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 22.07.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I: ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. История декоративно – прикладного искусства. 7
1.2. Виды росписи по дереву. 12
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ: 19
ГЛАВА II: РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РОСПИСЬЮ ПО ДЕРЕВУ. 20
2.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. 20
2.2. Виды росписи в декоративно – прикладном искусстве на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. 23
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ: 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..37
Фрагмент для ознакомления

Городецкая роспись.
На первых занятиях необходимо увлечь детей данным видом росписи, эмоционально рассказать о истории возникновения этой росписи, показать ярчайшие ее примеры.
Целью рассматривания изделий городецких мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов городецкой росписи. Далее следует познакомить старших дошкольников с выполнением элементов росписи (точек, дуг, капелек). Особый интерес у мальчиков старшего дошкольного возраста вызывает роспись городецкой лошадки.
При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.
Излюбленным видом деятельности дошкольников является роспись деревянных матрешек. Данный вид художественного творчества проходит в несколько этапов:
а) изучение представлений детей о матрешке.
б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.
в) умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.
г) составление сказок и рассказов о матрешке.
д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.
Рассмотрев различные виды росписи по дереву на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, перейдем к выводам.









ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:
- старший дошкольный возраст характеризуется рядом психофизиологических особенностей детей таких как: формирование произвольности, интенсивное развитие волевой, эмоциональной и интеллектуальной сферы личности, потребности в партнерском общении с взрослыми, стремлении к самовыражению, развитием самостоятельности, интенсивным ростом физических сил и способностей;
- успешные занятия с детьми старшего дошкольного возраста возможны лишь при учете вышеперечисленных особенностей развития дошкольников;
- основными критериями при выборе педагогом того или иного вида росписи должны быть яркость и привлекательность орнаментики для детей, доступность выполнения данного вида работы;
- на занятиях росписью по дереву с детьми старшего дошкольного возраста необходимо создавать игровую обстановку, связывать деятельность детей по росписи со сказочными образами.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Дети старшего дошкольного возраста находятся в переходном этапе от малышей, к которым социум не предъявляет строгих требований к школьникам, обладающим массой обязанностей. В этот период происходит становление произвольности детей. Необходимым условием успешного обучения в школе является формирование и развитие познавательной и творческой активности детей. Их развитие возможно при создании устойчивого познавательного интереса, мотивации к занятиям той или иной деятельностью, направленной на формирование познавательной и творческой активности. Дуалистичность этих видов активности обусловлена пониманием творческой активности как высшего проявления познания. Человек, обладающий устойчивыми и прочными знаниями способен варьировать информацию и применять ее творчески, проявляя свою индивидуальность. Проявление своего внутреннего Я чрезвычайно важно для детей старшего дошкольного возраста, что связано с их стремлением к самоутверждению и приобретению партнерского общения со взрослыми.
Декоративно – прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выраженность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно – прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
В богатейшем разнообразии видов декоративно-прикладного искусства занятия росписью по дереву занимают одно из ведущих мест в контексте работы с дошкольниками. Орнаментика росписей связана со сказочными образами, что делает ее близкой и созвучной детскому мировоззрению. Дерево на подсознательном уровне ассоциируется у ребят с образами игрушек и природы, что ведет к спокойному и уверенному восприятию данного рабочего материала.
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.
Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Педагог, занимающийся росписью по дереву с современными детьми старшего дошкольного возраста, должен обладать творческой фантазией и быть вооружен базовыми знаниями основ росписи, а также постоянно самообразовываться в новейших педагогических разработках и формах занятиях.
Следует помнить, что дети 6-7 лет априори умеют читать, и, как правило, способны самостоятельно добывать информацию. Однако, правильно ее отбирать и рефлексировать не научены. Находясь в окружении постоянного глобального информационного потока, старшие дошкольники впитывают все самое доступное, броское и яркое, а это не всегда связано с качеством информации. В этой связи, происходит девальвация частичная или полная подмена ценностей духовной культуры.
Нам представляется необходимым базовые ценности, содержащиеся в потенциале росписи по дереву преподносит ребятам в очень яркой и современной форме, такой как квесты ипроч.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Творчески построенный педагогический процесс занятий росписи по дереву с детьми старшего дошкольного возраста, педагогом бесконечно любящим творчество и детей, учитывающим специфику социокультурного современного пространства, в котором находятся дети, и знающим психофизиологические особенности ребят 6-7 лет, способен сформировать у старших дошкольников устойчивый интерес к творческим занятиям на долгие годы и стать своеобразной отправной точкой для творческого саморазвития ребят на всю последующую жизнь.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреев В.И. Педагогика:Учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд. – Казань:Центр инновационных технологий, 2006. – 608с
2. Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. М., 1910—1913
3. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст]/Л. А. Венгер. //Дошкольное воспитание. –1982.-№ 3. - С. 46.
4.Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. – СПб., - 2012. – 156с
5. Воронов Н.В. Искусство предметного мира – М. Знание, - 1977. – 68с.
6.Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. :Лабиринт, 1996. – 416 с
7.Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14
8.Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 – 32
9. Дорожин Ю. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по искусству. -"Сфера, Мозаика-Синтез" (2013) – 16с. ISBN: 5-86775-010-8
10.Емельянова Т.И. Хохлома. - Л.: Аврора, 2004 – 24с.
11.Икунина З.И., Антонова Н.А. К вопросу об эффективности обучения старших дошкольников в зависимости от особенностей интеллекта//Наука і освіта.-1998.-№ 4-5
12.Каган М. Морфология искусства – М., 1972. – 102с.
13.М.С. Каган О прикладном искусстве : Некоторые вопросы теории / М. С. Каган . – Ленинград : Художник РСФСР, 1961 . – 158с.
14.Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
15.Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М., 1987. 31 е., 126 ил
16. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. - № 2. – 234 с.
17.Народная роспись Северной Двины. Автор-составитель Круглова О.В. - М.:., Изобразительное искусс Тарановская Н.В.Новые данные о формировании северодвинских народных росписей.// Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 2. СПб,, 1993. – 60с.
18.Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф.. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
19А.Б. Салтыков "Самое близкое искусство". М.: Просвещение. – 1968. – 156с.
20.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. - М., 1999 – 80с.
21. Супрун Л.Я. Городецкая роспись/ Л.Я. Супрун. Изд-во: Культура и традиции, 2006. -147с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Виды творческих заданий для детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративно-прикладным творчеством:
«Раскрась теремок». Цель этого задания – овладения элементами городецкой росписи. Можно предложить детям разыграть сценку из сказки «теремок», и создать декорации к сказке самостоятельно. Для этого педагог изготовляет картонный теремок, а дети расписывают его элементами городецкой росписи.
«Продолжи рисунок». Детям предлагается несколько картинок с определенными видами росписи. Им необходимо узнать название росписи и продолжить ее определенными элементами.
«Затейливое домино». Педагог изготовляет набор картонных карточек, с изображением элементов различных росписей, дети раскладывают их схожими деталями друг к другу, определяя при этом их вид.
«Раскрась игрушки». Дошкольникам предлагается раскрасить раскраски с изображением игрушек в цветовые гаммы определенных росписей.






ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проект «Благотворительная ярмарка»
Цель: создание устойчивой мотивации к занятиям росписью по дереву.
Вступительная часть:
- необходимо рассказать детям о смысле слово «ярмарка»;
- раскрыть цель ярмарки (например, создание живого уголка в садике);
- объяснить, что для этого необходимо потрудиться;
- обосновать связь детского творчества и желаемого результата.
Основная часть проекта:
- рассмотреть с ребятами основные предметы, которые им предстоит расписать;
- подготовить информацию для родителей старших дошкольников о ярмарке, ее целях и задачах, довести до их сведения «способы оплаты» изделий, представленных в рамках данного проекта;
- мотивировать родителей поддерживать интерес к живой природе и занятиям ручным видом творчества в домашних условиях;
- роспись деревянных предметов на занятиях с детьми;
- подготовка зала для ярмарки;
- проведение мероприятия с участием родителей.
Заключительная часть:
- обсуждение ярмарки с детьми, целью которого является активная рефлексия по поводу сделанной работы;
- создание живого уголка в группе из «вырученных» за изделия ребят средств;
- вручение грамот участников благотворительной ярмарки в поддержку живого уголка.

Следует предупредить гостей ярмарки, что работы, представленные в экспозиции, можно приобрести в обмен на предметы, необходимые для живого уголка (животные, аквариум и проч).


























ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Проект «Семейная игротека»
Цель: повышение интереса к занятиям росписью по дереву, взаимодействие детей и родителей.
В начале игры группа детей и их родителей делится на 2 команды, предлагается придумать названия.
Далее в комнату входит персонаж из русской народной сказки Маша.
Маша: Здравствуйте! Ребята, у меня на кухне ремонт, и я прошу Вас помочь раскрасить стены моего деревянного домика, а также кухонные предметы (ложки, поварешки, тарелочки и проч).
Воспитатель: Одна команда расписывает кухню Маши в стиле Хохломы, а другая в традициях Городецкой росписи.
Для выполнения данного задания необходимо знать основные правила и особенности этих видов росписи, поэтому данную игру целесообразно проводить в конце учебного года, как своеобразное обобщение пройденного материала.
Возможно, взрослые участники проекта не компетентны в данном вопросе, в связи с чем необходимо заранее предоставить информацию для родителей с правилами игры и спецификой основных видов росписи.
Информацию необходимо оформить привлекательно. Например, в виде старинного свитка, или представить в виде Интернет-статьи на сайте детского сада.








ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Приключенческий квест
Зал оформлен в стиле русской народной сказки.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю совершить путешествие в сказку. Вы готовы?
Дети:
Воспитатель: Дело в том, что в тридесятом царстве Кощей бессмертный спрятал сундучок с подарками, приготовленный для вас Василисой Прекрасной. Для того, чтобы его найти вам необходимо выполнить несколько заданий, пройти испытания.
(Дети под таинственную музыку идут по «тропинке», доходят ло первого «камня», под которым спрятано задание 1).
Задание 1.
Расписать семью из 10 деревянных матрешек в стиле Хохломы.
(Дети выполняют задание, и идут дальше под таинственную музыку до «камня» с заданием 2).
Задание 2.
Сделать деревянного Городецкого коня.
На полу разложены 2 части деревянной игрушки Конь. Детям предлагается вспомнить основные особенности Городецкой росписи, и, поделившись не 2 команды, расписать этого коня. Затем, две сторон коня скрепляются степлером, и, игрушка готова.
(Ребята отправляются к «камню» с заданием 3).
Задание 3.
Расписать ложки для трех медведей.
Задание 4.
Расписать деревянные дудочки и поиграть на них.
После выполнения четвертого задания входит персонаж Василиса Прекрасная и вносит сундучок с подарками.
Все задания требуют длительного времени для выполнения, в этой связи квест содержит небольшое количество заданий.
В качестве болельщиков и помощников ребят на квест целесообразно пригласить родителей.
Прогнозируемый результат: у детей старшего дошкольного возраста повысится интерес к занятиям росписью по дереву, к изучению основ декоративно-прикладного искусства.





















































2

1.Андреев В.И. Педагогика:Учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд. – Казань:Центр инновационных технологий, 2006. – 608с
2. Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. М., 1910—1913
3. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст]/Л. А. Венгер. //Дошкольное воспитание. –1982.-№ 3. - С. 46.
4.Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. – СПб., - 2012. – 156с
5. Воронов Н.В. Искусство предметного мира – М. Знание, - 1977. – 68с.
6.Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. :Лабиринт, 1996. – 416 с
7.Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14
8.Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 – 32
9. Дорожин Ю. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по искусству. -"Сфера, Мозаика-Синтез" (2013) – 16с. ISBN: 5-86775-010-8
10.Емельянова Т.И. Хохлома. - Л.: Аврора, 2004 – 24с.
11.Икунина З.И., Антонова Н.А. К вопросу об эффективности обучения старших дошкольников в зависимости от особенностей интеллекта//Наука і освіта.-1998.-№ 4-5
12.Каган М. Морфология искусства – М., 1972. – 102с.
13.М.С. Каган О прикладном искусстве : Некоторые вопросы теории / М. С. Каган . – Ленинград : Художник РСФСР, 1961 . – 158с.
14.Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
15.Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М., 1987. 31 е., 126 ил
16. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. - № 2. – 234 с.
17.Народная роспись Северной Двины. Автор-составитель Круглова О.В. - М.:., Изобразительное искусс Тарановская Н.В.Новые данные о формировании северодвинских народных росписей.// Страницы истории отечественного искусства. Выпуск 2. СПб,, 1993. – 60с.
18.Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф.. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
19А.Б. Салтыков "Самое близкое искусство". М.: Просвещение. – 1968. – 156с.
20.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. - М., 1999 – 80с.
21. Супрун Л.Я. Городецкая роспись/ Л.Я. Супрун. Изд-во: Культура и традиции, 2006. -147с.

Вопрос-ответ:

Какая тема рассматривается в статье?

Тема статьи - роспись по дереву с детьми старшего дошкольного возраста в системе ценностей человеческой культуры.

Какую информацию можно узнать из главы I статьи?

В главе I статьи рассказывается об истории декоративно-прикладного искусства и различных видах росписи по дереву.

Для какого возраста подходит работа с детьми по росписи по дереву?

Работа с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Какие возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста характеризуются развитием мелкой моторики, интересом к творчеству и живому образу, умением следовать инструкциям и желанием самостоятельно творить.

Какие виды росписи используются в декоративно-прикладном искусстве на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста?

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста используются различные виды росписи, такие как гуашь, акварель, темпера, масло и др.

Какова история развития декоративно-прикладного искусства?

История декоративно-прикладного искусства насчитывает множество веков. Оно развивалось параллельно с развитием человеческой культуры и имеет глубокие корни в различных культурах и народах. От росписи на стенах пещер до утонченных узоров на китайской фарфоровой посуде, декоративно-прикладное искусство всегда отражало и передавало ценности и эстетическое восприятие человека

Какие существуют виды росписи по дереву?

В росписи по дереву существуют различные виды, такие как техника горячего штампования, горячий штамп на стекле, мозаичная техника, лазерная гравировка, декупаж, и др. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой художник

Каковы возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста обладают определенными особенностями в своем развитии. В этом возрасте у детей уже формируются базовые психические функции, они начинают осознавать свои действия и могут принимать более сложные инструкции. У них развито воображение, интерес к новым знаниям и навыкам. Они более самостоятельны и могут выполнять более сложные задания в сравнении с детьми младшего возраста

Какие виды росписи используются в декоративно-прикладном искусстве на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста?

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве используются разные виды росписи. Например, это может быть роспись по дереву с помощью акриловых красок или специальных мелков. Дети могут создавать простые узоры или рисовать фигуры и персонажей. Также, дети могут использовать декупажную технику для декорирования различных предметов, например, коробок или рамок для фотографий