Направления зарубежной социальной психологии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 28 28 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 22.07.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩНОСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ 5
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Первый признак проводит демаркационную линию между сектой и культом. Второй, напротив, сближает эти типы религиозных новообразований.
Рассмотрим социально-психологическое значение религиозных организаций.
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Социальное значение религии определяется суммарным результатом осуществления ее функций в процессе общественных отношений, оценивающимся по параметрам влияния на общественный прогресс, реализацию национальных интересов и укрепление национальной безопасности.
Религиозные организации обеспечивают функционирование религии в обществе, осуществляя такую деятельность как:
- разработка и внедрение в сознание верующих религиозной идеологии;
- обоснование морально-этической доктрины и установление ценностных ориентаций;
- утверждение социальных норм и определение моделей поведения верующих в обществе;
- осуществление установленных санкций по отношению к нарушителям норм религиозной и общественной жизни;
- разработка средств воздействия на сознание людей;
- защита от посягательств оппонентов;
- организация культово-обрядовой жизни;
- поддержание связей с общественными институтами.
Функции РО, по признаку направленности социального влияния подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции РО:
- богослужебная;
- воспитательная;
- церковного управления;
- хозяйственно-экономическая.
Внешние функции:
- благотворительная;
- миссионерская.
 На ранних этапах психологического анализа религии бытовали представления о «верующем», религиозной личности как догматической, нетерпимой, ограниченной, социально пассивной, склонной к конформизму. Некоторые американские исследователи, занимающиеся социальной психологией религии, приходят к выводам о связи между религиозностью и политической консервативностью, зараженностью расовыми предрассудками, нетерпимостью и фанатизмом.
При такой постановке вопроса влияние религии на личность усматривают в том, что «религия прививает верующим систему ценностных ориентации», которая ставит на первое место пропагандируемые религией иллюзорные, вытекающие из веры в сверхъестественное, ценности, такие, как Бог, спасение в загробной жизни и т. д. Это означает, что в глазах верующего земная жизнь лишается значения и главной целью своей жизни он считает спасение в загробном мире.
В психологии религии произошло смещение интересов в сторону исследования социокультурных условий формирования и реализации религиозных веровании и норм поведения. Прежняя, традиционная психология религии ориентировалась на диспозиционную теорию личности, согласно которой собственные устойчивые внутренние предрасположения индивида оказывают решающее воздействие на его поступки и оценки, перевешивая социально обусловленные требования ситуации, Поэтому психология религии в традиционных теориях религии уделяла первостепенное внимание индивидуальным психологическим характеристикам и различиям между верующими, опираясь на них в психологическом объяснении религии, и такой путь, казалось бы, подсказывал просто «здравый смысл».
И все же основная тенденция современного развития психологии религия связана с признанием первостепенного значения социальных процессов, на фоне которых разыгрывается то или иное «религиозное действие». Иными словами, если прежняя психология религии времен У. Джемса преимущественно опиралась на психологию личности, то нынешняя отдает предпочтение психологии социальной. С этих позиций решающим моментом всякого анализа религии является взаимодействие личностных и социальных факторов.
Психология религии рассматривает в качестве одного из важнейших факторов, формирующих религиозность индивида, религиозную общину. Она представляет собой особую социальную группу, в рамках которой людей объединяют отправление религиозного культа, общность верований. Индивидуальная религиозности питается извне, через механизмы социального влияния — такие, как традиции, институты, обычаи, привычки. В этом ряду стоит и религиозная община.
Религиозность как массовое явление нуждается в социальной опоре, без нее религиозные мотивы поведения ослабевают и затухают (Речь здесь вовсе не идет о том, что своеобразие религии сводится к простой функции социального положения той группы, которая выступает в качестве ее носителя. Имеется в виду просто тот бесспорный факт, что в числе факторов, оказывающих воздействие на религию, должны быть приняты во внимание и социальные обстоятельства). Это относится к такому, например, показателю религиозности, как посещение церкви, участие в соблюдении обрядов, участие в богослужении.
Жизнь в общине способствует соблюдению определенных норм поведения. Люди чаще посещают церковь, когда находят в этом поддержку со стороны тех, с кем постоянно общаются. Если они не получают такой поддержки или она уменьшается, может возникнуть конфликтная ситуация: люди, посещающие церковь, испытывают чувство одиночества, изоляции.
Один из вопросов, стоящих в центре социально-психологических исследований, — вопрос о том, как влияет религиозность на социально значимое поведение людей, считающих себя верующими, и прежде всего каковы психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину.
Как уже отмечалось, дать однозначный ответ на вопрос о социальных и политических ориентациях «религиозной личности» вообще невозможно, поскольку они зависят от множества факторов не только конфессионального порядка, но и социальнодемографического , Что касается психологических последствий вовлеченности индивида в религиозную общину, то важнейшим является создание и поддержание устойчивой социально-психологической идентичности личности, ее внутреннего равновесия. В значительной мере это обеспечивается свойствами религиозной общины, функционирующей в качестве малой группы.
Она может быть довольно различной по численности, но в таких пределах, чтобы обеспечивались постоянные и устойчивые контакты между ее члена ми. Эти контакты предполагают возникновение межличностных отношений, таких, как симпатия или антипатия, дружба или вражда, в любом случае — взаимная заинтересованность, общие интересы, общность веры. Существуют религиозные общины без фиксированного членства, когда состав группы лиц, посещающих богослужения, при наличии какого-то постоянного ядра все же меняется довольно значительно (таков православный приход), и с твердо фиксированным членством: стабильное ядро общины составляет ее большинство, а переменная — меньшинство (таковы общины баптистов, адвентистов и многие другие; в типологии религиозных организаций они обозначаются как «секты»).
Религиозная община оказывает повседневное и заметное влияние на ее членов, удовлетворяет потребности в общении, в моральной и материальной поддержке (чувство опоры), в утешении.
Социальное значение таким образом организованной религиозной жизни заключается в том, что она поддерживает общение и взаимодействие в микромире, который обеспечивает определенную степень общности взглядов (консенсус значения) и сплоченности.
И это несмотря на очевидный упадок институционально организованной религии в западном мире. Больше того, в значительной мере поиском «душевного комфорта» объясняется сегодня такой феномен, как новые религиозные движения, часто с коммунитарными формами жизни последователей.
Социальное значение религиозной организации определяется суммарным результатом осуществления ее функций в процессе общественных отношений. Результат оценивается по параметрам влияния на общественный прогресс, реализацию национальных интересов и укрепление национальной безопасности. 
 







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религия - это не только совокупность верований, идей, учений. Это социальная реальность - группы людей, объединенных разделяемыми ими коллективными верованиями, общими символами и ценностями, образом жизни. Религиозные идеи всегда имеют своего носителя, и этим носителем является та или иная конкретная социальная общность. Объединяющая, связывающая сила религии проявляется в том, что она создает общий для данного сообщества символический "универсум", в котором социальная жизнь принадлежащих к нему людей получает общезначимый высший смысл. С разными формами социальной организации общества связаны разные типы организации религиозной жизни людей. До появления мировых религий священное символически выражало их отношение к "своему" социуму. В ходе этногенеза у разных народов появлялись разные религии, и то, что было священным для одних, не являлось таковым для других.
Таким образом, в ходе данной работы были достигнуты следующие результаты.
В курсовой работе были рассмотрены особенности влияния религиозных организаций на систему социального управления, а также даны основные понятия религии, ее функций, типов религиозных организаций, обозначена роль религиозных организаций в системе социального управления, в целом, изложена социально-психологическая сущность религиозных общностей.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.96г. № 20, 10.02.96г. № 173, 09.06.01г. № 679, ФКЗ от 25.07.03г. № 841// Российская газета 25 декабря 1993 года.
Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2009. – 134 c.
Лупарев Г. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях. // «Религия и право». - 2009. - № 4.
Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). Алматы: Аркаим, 2012.
Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-Пресс. 2013.
Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2012. – 320 c.

Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2009. – 134 c.
Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-Пресс. 2013.
Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). Алматы: Аркаим, 2012.
Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2012. – 320 c.
Лупарев Г. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях. // «Религия и право». - 2009. - № 4.









2

1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.96г. № 20, 10.02.96г. № 173, 09.06.01г. № 679, ФКЗ от 25.07.03г. № 841// Российская газета 25 декабря 1993 года.
2. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2009. – 134 c.
3. Лупарев Г. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях. // «Религия и право». - 2009. - № 4.
4. Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). Алматы: Аркаим, 2012.
5. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образова-ния. - М.: Про-Пресс. 2013.
6. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2012. – 320 c.

Вопрос-ответ:

Какие направления зарубежной социальной психологии существуют?

В зарубежной социальной психологии существуют различные направления, такие как когнитивная социальная психология, социальная конструкция реальности, социальная идентичность, социальная когнитивная теория и другие.

Какие типы религиозных общностей и организаций существуют?

Существуют различные типы религиозных общностей и организаций, такие как церковные общности, секты, культы, религиозные ордены, монашеские общины и другие формы религиозной организации.

Какой первый признак, который проводит демаркационную линию между сектой и культом?

Первый признак, который проводит демаркационную линию между сектой и культом, можно назвать наличие иерархической структуры и руководства в секте, в отличие от более спонтанного, неструктурированного характера культа.

Какое социально-психологическое значение имеют религиозные организации?

Религиозные организации имеют большое социально-психологическое значение, так как они способствуют формированию и поддержанию социальных связей, созданию смысла и ценностей, обеспечению моральных норм и правил общества, удовлетворению потребностей в духовности и религиозности.

Как можно определить социальное значение религии?

Социальное значение религии определяется суммой вклада, который она вносит в жизнь общества и отдельного человека. Это может быть поддержка социальной стабильности, формирование коллективной идентичности, обеспечение моральных норм и ценностей, удовлетворение духовных потребностей и другие аспекты, которые влияют на социальное функционирование общества.

Какие типы религиозных общностей и организаций существуют?

Существует несколько типов религиозных общностей и организаций, включая церкви, секты и культы. Эти типы отличаются по своей структуре, учениям и отношению к обществу.

Чем отличается секта от культа?

Секта и культ - это разные типы религиозных новообразований. Однозначное определение того, что именно отличает секту от культа, не существует. Однако, принято считать, что секта чаще всего имеет более жесткие и идеалистические учения, а также строгую иерархию, в то время как культ может быть более свободным и часто ориентирован на одного лидера.

Какое социально-психологическое значение имеют религиозные организации?

Религиозные организации имеют большое социально-психологическое значение для своих членов и общества в целом. Они предоставляют людям место для объединения, общения и поддержки. Религия может быть источником надежды, веры и утешения. Организованные религиозные общности также могут играть важную роль в закреплении социальных норм и ценностей, а также в формировании личностной идентичности.

Какое значение имеет религия для индивидуальных личностей?

Для индивидуальных личностей религия может иметь глубокое значение. Она может стать источником значимости и смысла жизни, помочь в поиске ответов на важные жизненные вопросы, обеспечить утешение и надежду. Религиозная вера может иметь влияние на множество аспектов личности, включая ценности, мораль, поведение и самооценку.

Какое социально-психологическое значение имеет религия в обществе?

Религия имеет значительное социально-психологическое значение в обществе. Она может способствовать солидарности, социальной интеграции и сотрудничеству между людьми. Религиозные общности создают пространство для взаимодействия и социальной поддержки, они способствуют формированию общественных ценностей и норм, а также могут играть важную роль в организации общественных мероприятий и благотворительности.