Игровые технологии в обучении иностранным языкам

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 30 30 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 23.07.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Функциональные особенности игровых методов при обучении иностранным языкам 5
1.1 Принципы использования обучающих игр 12
2. Классификация игровых педагогических технологий 15
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложение 1. Функции игры 28
Приложение 2. Классификация обучающих игр для изучения иностранного языка. 29
Фрагмент для ознакомления

Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игр-путешествий - усилить впечатление, прибавить познавательному содержанию немного сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, стремление понять правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть так называемые «Calling words», что вызывают интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используется много способов раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: песни, стихи, загадки, подарки.
• Игры-поручения.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Help Pinocchio to place coins», «Check Phill’s home task».
• Игры-предположения.
Игры-предположения типа «What would be..?» или «What would I do...», «Who will be my friend?». Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Игровые действия определяются этой задачей и требуют от учеников целесообразного предсказуемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Ученики высказывают предположения, констатирующие или обобщенные. Эти игры требуют умения соотнести знание с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и элемент соревнования: «Кто быстрее сообразит?».
• Игры-загадки.
Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, изобретательности. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В наше время загадывания и отгадывания рассматриваются как вид поучительной игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать - отгадать. Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач разные, но все они активизируют умственную деятельность учащегося. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение раздумывать, делать выводы.
• Игры-беседы, игры-диалоги.
В основе игры-беседы лежит общение педагога с учениками, учеников с педагогом и учеников друг с другом. Это общение имеет особенный характер игровой учебы и игровой же деятельности детей. В игре-беседе учитель предстает не самим собой, а близким детям персонажем и тем самым не только сохраняет во время обучения игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе и опасность превалирования приемов прямой учебы.
Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопрос учителя, вопросы и ответы других учеников, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, выражать мысль. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.
[Фришман, И., 2005, с. 123]
Игра - явление сложное, но в ней выразительно сказывается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму учебы и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактичная задача, которая определяется целью поучительного и воспитательного действия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.
Учитывая изученные выше классификации игр, и собственные рассуждения относительно исследуемой проблемы, мы пришли к выводу, что действующее понятие «дидактическая игра» можно расширить, выделив из него группу игр, которые готовят к коммуникативной деятельности (игры, направленные на формирование языковой компетенции), и игры, которые обеспечивают коммуникативную деятельность, то есть способствуют формированию речевой, социокультурной и общеучебной компетенций учащихся. Такую дифференциацию можно изобразить в виде следующей схемы. См. Приложение 2.
Из всего вышесказанного следует, что при изучении иностранного языка целесообразно руководствоваться принципом последовательности, то есть постепенного перехода от игр, направленных на формирование языковых навыков к играм, которые собственно обеспечивают формирование и последующее развитие механизмов речи. То есть, рассматривать учебно-игровую деятельность как эффективное средство формирования и усовершенствования знаний, умений и навыков для обучения иностранному языку.




Заключение

Изучив труды отечественных и зарубежных педагогов и методистов можно сделать выводы, что использование игровых упражнений на уроках – эффективнейшее средство повышения коммуникативных возможностей учащихся. А эффективность такого занятия зависит от правильности его организации, соблюдения определенных требований к его проведению, реализации всех функций игровой деятельности. Применение фонетических, грамматических, ролевых, деловых и т.п. игр на уроках позволяет успешно предупреждать возникновение ошибок в произношении, понимании, неясностей в коммуникативных ситуациях и быстрой коррекции таковых.
Проведение разнообразных игр и упражнений на уроках английского языка позволяет реализовать воспитательные и развивающие цели обучения, поэтому языковые игры и упражнения должны включаться в том или ином виде в каждое занятие по английскому языку, что позволит значительно облегчить восприятие для учащихся и разнообразить познавательный процесс в любой момент.
Таким образом, в проведенном нами исследовании мы пришли к выводу, что игра является одним из уникальных методов обучения, она помогает учащимся преодолеть неопределенность, поэтому ее использование является очень важным элементом в процессе изучения иностранного языка. Игровые технологии имеют много возможностей и характеристик, поскольку являются моделью общения, усиливают личностную причастность участников учебного процесса ко всему, что происходит, способствуют расширению ассоциативной базы в процессе усвоения языкового материала, способствует формированию учебного сотрудничества.
Учитывая все вышесказанное, поставленная перед нами цель в раскрытии возможностей использования игровых технологий при изучении иностранного языка, а так же задачи в виде выявления функций и принципов учебно-игровой деятельности наравне с классифицированием видов обучающих игр успешно выполнены.










































Список использованной литературы

Биглич О.Б. Планирование урока английского языка в начальной школе / О.Б. Биглич. - К.: Ленвит, 2006. - 328с.
Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29 – 31.
Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. М., 2005 – 130 с.
Водопьянова Ю. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе: на материале естественнонаучных дисциплин: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 23 с.
Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2004. — 240 с.
Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 335
Ганина, Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Н. С. Ганина // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 67 – 68.
Гладилина И.П. Некоторые приёмы на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2003. – №3– С. 7 – 10.
Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. 2002. № 3. С. 134–139.
Жукова Т.А. Дидактическая игра как значимый элемент подготовки специалистов / Жукова Т. // Инновации в образовании. – 2006. – №1. – С. 132 – 137.
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2001. - 248 с.
Еримбетова С., Маджуга А. Г., Ахметжан Б. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащегося // Вестник высшей школы «Альма-Матер». 2003. № 11. С. 48–52.
Иванцова, Т. Ю. Игры на английском языке / Т. Ю. Иванцова // ИЯШ. – 2008. – № 4. – С. 31 – 33.
Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам – [Текст] / А. В. Конышев. - СПб.: Каро, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. – С. 55 – 89.
Крутий В.А. Активизация учебной деятельности младших школьников в процессе использования дидактических игр: дис. . канд. пед. наук : 13.00.09 / Валентина Анатольевна Крутий. – Ровно, 2001. – 311 с.
Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие.  М.  2005– 31 с.
Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, 2е издание / Е. И, Пассов. - М.: Просвещение, 2001. - С. 6-32, 142-200.
Пассов Е. И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова.-- М.: Просвещение, 2003. С. 12-26.
Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка – [Текст] / Ю. Я. Пучкова. – М.: АСТ, 2003. – 80с.
Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. - М.: Per Se, 2004. - С. 33-41.
Степанова, Е. Л. Игра как способ развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова / / ИЯШ. - 2004. - № 2. - С. 66-68.
Федусенко Ю.И. Познавать мир в игре / Федусенко Юрий // Іноземні мови в навчальних закладах. – 2003. – №1 (3). – С. 78 – 84.
Федусенко Ю.И. Дидактические условия эффективного использования игровой деяльности в обучении иностранному языку учеников начальной школы / Ю.И. Федусенко // Зміст і технології шкільної освіти : звітн. наук. конф. Інституту педагогіки АПН України., 30-31 бер. 2005 р. – К.: Пед. думка, 2005. – С. 69.
Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 2. – С. 119 – 126.
Ханина, Е. Е., Солопова, А. В. Игровая форма обучения / Е. Е. Ханина, А. В. Солопова // Открытая школа. – 2004. – № 5. – С. 63 – 66.
Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики / Учеб.пособие для студ. филол. фак. 3-е изд., испр. и доп., М., 2002. - 438 c.
Щербань П. М. Учебно-педагогические игры в высших учебных заведениях / П. М. Щербань. – К. : Высшая шк., 2004. – 207 с.
Kelly G. How to teach pronunciation. Pearson Education Limited, 2002. – 132рр.
Rodrieguez R.J. & White, R.N. (2003) From role play to the real world. Rowley, MA: Newbury House Publishers, Inc. - 56 рр.
Wenger, E. 2004. Communities of practice: learning, meaning, and identity. Cambridge: Cambridge University Press. – 295 рр.





Приложение 1. Функции игры



















Приложение 2. Классификация обучающих игр для изучения иностранного языка.


















28



Лексическая компетенция


Фонетическая компетенция

Социо-лингвистическая
компетенция

Письменная речь

Лингво-страноведческая компетенция

Оздоровительная

Контролирующая

Релаксационная

Развивающая

Компенсирующая

Воспитательная


Мотивационная

Обучающая

ИГРА
От учителя к ученику

Устная речь



Чтение

Орфографическая
компетенция


Грамматическая
компетенция


Страноведческая компетенция

Аудирование

Формируют социокультурную
компетенцию


Формируют языковую компетенцию

Формируют языковую компетенцию


Обеспечивают коммуникативную деятельность

Готовят к коммуникативной деятельности

ИГРЫ

Список использованной литературы

1. Биглич О.Б. Планирование урока английского языка в начальной школе / О.Б. Биглич. - К.: Ленвит, 2006. - 328с.
2. Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29 – 31.
3. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. М., 2005 – 130 с.
4. Водопьянова Ю. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе: на материале естественнонаучных дисциплин: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 23 с.
5. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2004. — 240 с.
6. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 335
7. Ганина, Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Н. С. Ганина // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 67 – 68.
8. Гладилина И.П. Некоторые приёмы на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2003. – №3– С. 7 – 10.
9. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. 2002. № 3. С. 134–139.
10. Жукова Т.А. Дидактическая игра как значимый элемент подготовки специалистов / Жукова Т. // Инновации в образовании. – 2006. – №1. – С. 132 – 137.
11. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2001. - 248 с.
12. Еримбетова С., Маджуга А. Г., Ахметжан Б. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащегося // Вестник высшей школы «Альма-Матер». 2003. № 11. С. 48–52.
13. Иванцова, Т. Ю. Игры на английском языке / Т. Ю. Иванцова // ИЯШ. – 2008. – № 4. – С. 31 – 33.
14. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам – [Текст] / А. В. Конышев. - СПб.: Каро, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. – С. 55 – 89.
15. Крутий В.А. Активизация учебной деятельности младших школьников в процессе использования дидактических игр: дис. . канд. пед. наук : 13.00.09 / Валентина Анатольевна Крутий. – Ровно, 2001. – 311 с.
16. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М. 2005– 31 с.
17. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, 2е издание / Е. И, Пассов. - М.: Просвещение, 2001. - С. 6-32, 142-200.
18. Пассов Е. И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова.-- М.: Просвещение, 2003. С. 12-26.
19. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка – [Текст] / Ю. Я. Пучкова. – М.: АСТ, 2003. – 80с.
20. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. - М.: Per Se, 2004. - С. 33-41.
21. Степанова, Е. Л. Игра как способ развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова / / ИЯШ. - 2004. - № 2. - С. 66-68.
22. Федусенко Ю.И. Познавать мир в игре / Федусенко Юрий // Іноземні мови в навчальних закладах. – 2003. – №1 (3). – С. 78 – 84.
23. Федусенко Ю.И. Дидактические условия эффективного использования игровой деяльности в обучении иностранному языку учеников начальной школы / Ю.И. Федусенко // Зміст і технології шкільної освіти : звітн. наук. конф. Інституту педагогіки АПН України., 30-31 бер. 2005 р. – К.: Пед. думка, 2005. – С. 69.
24. Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 2. – С. 119 – 126.
25. Ханина, Е. Е., Солопова, А. В. Игровая форма обучения / Е. Е. Ханина, А. В. Солопова // Открытая школа. – 2004. – № 5. – С. 63 – 66.
26. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики / Учеб.пособие для студ. филол. фак. 3-е изд., испр. и доп., М., 2002. - 438 c.
27. Щербань П. М. Учебно-педагогические игры в высших учебных заведениях / П. М. Щербань. – К. : Высшая шк., 2004. – 207 с.
28. Kelly G. How to teach pronunciation. Pearson Education Limited, 2002. – 132рр.
29. Rodrieguez R.J. & White, R.N. (2003) From role play to the real world. Rowley, MA: Newbury House Publishers, Inc. - 56 рр.
30. Wenger, E. 2004. Communities of practice: learning, meaning, and identity. Cambridge: Cambridge University Press. – 295 рр.

Вопрос-ответ:

Зачем использовать игровые технологии в обучении иностранным языкам?

Использование игровых технологий в обучении иностранным языкам позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для учащихся. Игры помогают укрепить впечатление от урока и повысить мотивацию учеников к изучению иностранного языка.

Какие принципы следует использовать при применении обучающих игр?

При использовании обучающих игр необходимо основываться на таких принципах: положительной мотивации, процессуальности, последовательности, системности и активности учеников. Это позволяет сделать обучение более эффективным и интересным.

Какова функция игры в обучении иностранному языку?

Игра в обучении иностранному языку выполняет несколько функций: она способствует развитию коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность учеников, помогает запоминать новую лексику и грамматику, развивает воображение и творческое мышление.

Какие педагогические технологии относятся к игровым методам обучения?

К игровым педагогическим технологиям относятся такие методы, как ролевые игры, коммуникативные игры, игры-соревнования, игры на развитие памяти и воображения, творческие игры и другие. Каждый из этих методов имеет свои особенности и направлен на развитие определенных навыков и умений учеников.

Какие преимущества имеют обучающие игры для изучения иностранного языка?

Обучающие игры для изучения иностранного языка имеют ряд преимуществ. Во-первых, они делают обучение более интересным и увлекательным, что помогает повысить мотивацию учащихся. Во-вторых, игры активизируют речевую деятельность учеников и помогают им запоминать новый материал. В-третьих, игры развивают творческое мышление, коммуникативные навыки и социальные умения. В-четвертых, игры могут быть использованы для дифференцированного подхода к обучению, позволяя каждому ученику работать на своем уровне.

Зачем использовать игровые технологии при обучении иностранным языкам?

Игровые технологии могут существенно повысить мотивацию и эффективность обучения иностранному языку. Они создают интерес к предмету и стимулируют активное участие учащихся. Игра позволяет применять языковые навыки в практических ситуациях, развивает коммуникативные навыки и позволяет запоминать новую лексику и грамматику легче и быстрее.

Какие принципы использования обучающих игр при изучении иностранного языка?

При использовании обучающих игр нужно учитывать несколько принципов. Во-первых, игра должна быть связана с изучаемым языком, то есть использовать его активно. Во-вторых, игра должна быть достаточно сложной, чтобы представлять интерес и вызывать положительные эмоции у учащихся. В-третьих, игра должна быть структурированной и иметь ясные цели и правила. Наконец, игра должна быть адаптирована к возрасту и уровню знаний учащихся.

Каковы функциональные особенности игровых методов при обучении иностранному языку?

Игровые методы при обучении иностранному языку имеют несколько функциональных особенностей. Во-первых, они создают ситуации, в которых учащиеся могут использовать язык для решения реальных задач, что способствует развитию коммуникативных навыков. Во-вторых, игровые методы позволяют учащимся экспериментировать с языком и учиться на своих ошибках. В-третьих, игра активизирует умственную деятельность учащихся и стимулирует их мышление и воображение. Наконец, игровые методы создают положительную атмосферу в классе и повышают мотивацию к обучению.