Формирование зрительской культуры учащихся на уроках литературы и во внеурочное время

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.07.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение 4
Глава 1. Развитие зрительской культуры средствами образования 6
1.1. Понятие зрительской культуры 6
1.2. Создание театрально-литературного социума как основа обучения зрительской культуре 8
Глава 2. Развитие зрительской культуры в классе и во внеклассных мероприятиях 10
2.1. Урок литературы как основа изучения театра 10
2.2. Развитие зрительской культуры на внеклассных занятиях 14
Заключение 20
Список литературы 21



Фрагмент для ознакомления

Происходит это благодаря тому, что художественное произведение - чаще всего в основу деятельности ложится произведение классический литературы не только знакомит ребенка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений; но также позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах, в своеобразной форме отражаются жизнь народа, его обычаи, характер деятельности, стремления и идеалы, жизнь животных и природного мира. (В.В. Зеньковский, В.Я. Пропп, К.Г. Юнг).Стоит также отметить, что эстетическое восприятие подростка существенно отличается от восприятия взрослого - он не только прилагает огромное усилие к восприятию театра, но и стремление "пропустить" материал через себя. Учащемуся доступна внутренняя активность содействия, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стрелкова и др.). Это позволяет говорить о развитии коммуникации на иностранном языке средствами театральной деятельности. Театральная деятельность - это деятельность необычайно насыщенная. В ней заложены истоки творчества, ученики воспринимают материал и принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синтетической деятельностью, она обладает широким воспитательным и обучающим потенциалом.Театральная деятельность во многом обусловлена теми же требованиями, что и любой другой вид деятельности. В театральной деятельности огромное значение имеет роль, которой наделяется учащийся. Перед постановкой сценки необходимо обяснить учащимся сущность действенного анализа. Как известно, метод действенного анализа был разработан Станиславским. Он говорил о том, что важно не только отразить пьесу, но и поверить в нее самим. Начнем режиссерский анализ с предлагаемых обстоятельств пьесы, изложенных автором в тексте. Обязательным условием становится то, чтобы коллектив исполнителей знал, что такое техника игры в постмодернизме при совмещении многих пластов игры. Речь идет также и о необходимых фоновых знаниях произведений, на основе которых выстраивается само повествование. Без обращения к произведению, на основе которого выстраивается работа говорить о полноценной постановке будет сложно, так как вхождение актеров в действие пьесы практически невозможно без знания о героях. Понять происходящее в пьесе можно только тогда, когда мы поймем эпоху, в которую она была написана. Современное время – время клиповости сознания. Современный ребенок очень сложно воспринимает линейное повествование. Поэтому актерам очень важно понять, что изображение должно быть динамичным, постоянном движении. Иначе зритель откажется воспринимать материал. Внутренний образ нашего повествования, который лежит в основе постановки определяется посредством выявления сути произведения. С этим учащиеся познакомились на уроках литературы. Для передачи именно этого положения необходимо сделать ставку на совмещение в пределах сюжета реальности и литературности. Ученик должен на своем опыте прочувствовато то, о чем идет речь.И здесь, как и прежде, огромная роль принадлежит учителю как лицу, организовывающему развитие зрительской культуры. Важно поставить вопрос таким образом, чтобы каждый ученик знал, о чем пойдет речь, чтобы каждый прочувствовал роль. Дети зрители, но они и действующее лицо. Именно в их присутствии осуществляется переход между произведением и реальностью. Герои на сцене реальны, они живут по своим законам, но вряд ли кто-то осознает, что это настоящие герои. Дети видят в них только образ. Хотя и образ сильный, способный влиять на восприятие аудитории.Как известно, внутренний образ абсолютно любой постановки складывается из трех составляющих. Они приведены на рис. 1Рис. 3 Состав внутреннего образа постановкиЗерно это та эмоциональная нота, тот камертон, по которому настраивают всю постановку. Только верно найденное зерно дает возможность точно выстроить атмосферу. Оно почти не формулируется в словесные оболочки. Его легко ощутить, понять, но почти невозможно выразить словами. Зерно - есть эмоциональное ощущение постановки. Единожды найденное зерно необходимо сохранять в себе до самого окончания работы и по нему, как по шаблону, сверять все свои действия и построения.Зерна образа мы уже охарактеризовали. Что же представляет собой зерно самого произведения. Вне сомнения –тональность, игра сюжетом, проживание на сцене жизни понарошку. Все стороны повествования – отражение мира. Только тогда, когда придет зрительское понимание, можно будет говорить о репетициях роли. В данном случае развитие зрительской культуры построено на моделировании художественного образа через многообразиевоплощения: движения - как средства освоения пространства; изменение голоса, интонации — как смысловой системы, отражающей духовное состояние человека; процесса изображения - как процесса видения мира и себя в этом мире; текста как основы интериоризации, личностного начала в прочтении - изображении, речевом сопровождении способствуют раскрытию ребенка в области межличностного взаимодействия.Таким образом, можно говорить о том, что театральная деятельность становится сильнейшим методом активного развития зрительской культуры. ЗаключениеЗрительская культура, духовное развитие выступает фактором, влияющим на успешность человека в любой сфере жизнедеятельности. Динамика изменения личности, развитие ее коммуникативной компетентности происходит в субъект-субъектном взаимодействии.На занятиях важно не столько дать знания по нормам предмета, сколько обучить применять их на практике. Об это говорят многие специалисты, однако. проблема эта так и остается одной из самых актуальных в языке. Решение проблемы возможно только при создании заинтересованности в предмете. Нами был выбран прием театрализации. Современная педагогика все больше выводит на первый план разнообразные методы повышения познавательной активности и познавательного интереса, которые становятся главными условиями для развития умственных способностей. В частности, сюда будет относиться различные развлечения познавательного характера (досуговая деятельность) и средства, необходимые для самообразования школьника.Список литературыВыготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956. - 438с.Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. / Т. В. Габай. - М.: Из-во МГУ, 1988.- 284 с.Газман О.С. Проблема формирования личности школьника в игре. / О. С. Газман// Советская педагогика, 1982, №9, - с.60-64.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / П. Я. Гальперин// Исследование мышления в советской психологии. М., 1966, - с.236-277.Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. / А. И. Гебос-Кишинев.: Штиинца, 1975. - 203 с.Гельфман Е.М., Шмаков С.Г. От игры к самовоспитанию, 2-е изд. / Гельфман Е.М., Шмаков С.Г. -М.: Педагогика, 1971. - 203с.Горбачев Ю.А. К построению общей теории игры. / Ю. А. Горбачев // Философия и наука. Л.: Из-во ЛГУ, 1975, - с. 189-195.Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам// Н.Д. Гальскова/ ИЯШ, 2004. - № 1. - С. 3 – 8.Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя/ Н.Д. Гальскова. – М: АРКТИ-Глосса, 2000. - 165 с.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. / В. В. Давыдов. - М.: АПН СССР Педагогика, 1986. - 289с.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. / В. К. Дьяченко. - К.: Педагогика, 1989. - 160с.Елизарова, Г.В. О природе социокультурной компетенции/ Г.В. Елизарова// Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Studia Linguistica 8. - СПб: Тригон, 1999. - С. 274 - 281.Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. / М. И. Еникеев-Казань: Таткнигоиздат, 1963. - 122с.Закон об образовании от 1 сентября 2013 // http://mosadvokat.org/zakon-rf-ob-obrazovanii/Занько С.Ф., Тюнникова Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение, (в 2-х частях). / Занько С.Ф., Тюнникова Ю.С., Тюнникова С.М. - М.: Из-во Логос, 1992. 1 кн. - 126с. 2 кн. - 140с.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956. - 438с.
2. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. / Т. В. Габай. - М.: Из-во МГУ, 1988.- 284 с.
3. Газман О.С. Проблема формирования личности школьника в игре. / О. С. Газман// Советская педагогика, 1982, №9, - с.60-64.
4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / П. Я. Гальперин// Исследование мышления в советской психологии. М., 1966, - с.236-277.
5. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. / А. И. Гебос-Кишинев.: Штиинца, 1975. - 203 с.
6. Гельфман Е.М., Шмаков С.Г. От игры к самовоспитанию, 2-е изд. / Гельфман Е.М., Шмаков С.Г. -М.: Педагогика, 1971. - 203с.
7. Горбачев Ю.А. К построению общей теории игры. / Ю. А. Горбачев // Философия и наука. Л.: Из-во ЛГУ, 1975, - с. 189-195.
8. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам// Н.Д. Гальскова/ ИЯШ, 2004. - № 1. - С. 3 – 8.
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя/ Н.Д. Гальскова. – М: АРКТИ-Глосса, 2000. - 165 с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. / В. В. Давыдов. - М.: АПН СССР Педагогика, 1986. - 289с.
11. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. / В. К. Дьяченко. - К.: Педагогика, 1989. - 160с.
12. Елизарова, Г.В. О природе социокультурной компетенции/ Г.В. Елизарова// Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Studia Linguistica 8. - СПб: Тригон, 1999. - С. 274 - 281.
13. Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. / М. И. Еникеев-Казань: Таткнигоиздат, 1963. - 122с.
14. Закон об образовании от 1 сентября 2013 // http://mosadvokat.org/zakon-rf-ob-obrazovanii/
15. Занько С.Ф., Тюнникова Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение, (в 2-х частях). / Занько С.Ф., Тюнникова Ю.С., Тюнникова С.М. - М.: Из-во Логос, 1992. 1 кн. - 126с. 2 кн. - 140с.


Вопрос-ответ:

Что такое зрительская культура?

Зрительская культура - это совокупность знаний и навыков, которые позволяют человеку правильно воспринимать и анализировать произведения искусства, особенно театральные спектакли.

Как формируется зрительская культура учащихся на уроках литературы?

Зрительская культура учащихся формируется на уроках литературы через анализ и обсуждение произведений, ролевые игры, просмотр видеозаписей спектаклей, посещение театров.

Как формируется зрительская культура учащихся во внеурочное время?

Зрительская культура учащихся формируется во внеурочное время через посещение театров, участие в театральных кружках, чтение художественной литературы, обсуждение просмотренных фильмов.

Как урок литературы помогает развитию зрительской культуры?

Урок литературы помогает развитию зрительской культуры через анализ и обсуждение произведений, изучение роли визуальных образов в литературе, организацию походов в театры для просмотра спектаклей.

Какие мероприятия проводятся для развития зрительской культуры на внеклассных занятиях?

На внеклассных занятиях проводятся просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей спектаклей, посещение театров, осуществление театральных экскурсий, участие в драматических кружках.

Что такое зрительская культура?

Зрительская культура - это уровень знаний, навыков и опыта в области театра, кино и других видов искусства, которые позволяют человеку полноценно и осознанно понимать и оценивать эти виды искусства.

Какой основой служит обучение зрительской культуре?

Основой обучения зрительской культуре является создание театрально-литературного социума, то есть насыщение учебного процесса элементами театрального и литературного искусства.

Как влияют уроки литературы на развитие зрительской культуры?

Уроки литературы являются основой изучения театрального искусства. Они позволяют учащимся ознакомиться с произведениями, изучить их сюжеты и героев, а также проводить анализ и трактовку текстов. В результате таких занятий учащиеся развивают зрительскую культуру.

Что такое внеклассные занятия по развитию зрительской культуры?

Внеклассные занятия по развитию зрительской культуры - это дополнительные мероприятия, которые проводятся вне урока, с целью расширить кругозор учащихся в области театра и кино. На таких занятиях можно посетить театральные представления, киносеансы, выставки и другие мероприятия, связанные с искусством.

Какими методами можно развивать зрительскую культуру на внеклассных занятиях?

На внеклассных занятиях по развитию зрительской культуры можно использовать различные методы и формы работы, такие как обсуждение просмотренных фильмов или посещенных спектаклей, проведение конкурсов и соревнований, проведение мастер-классов и др. Важно создать интересную и познавательную атмосферу, которая будет способствовать развитию зрительской культуры учащихся.

Какая цель статьи "Формирование зрительской культуры учащихся на уроках литературы и во внеурочное время"?

Целью статьи является рассмотрение методов и приемов формирования зрительской культуры учащихся на уроках литературы и во внеурочное время.

Что такое зрительская культура?

Зрительская культура - это комплекс знаний, навыков и эстетических предпочтений, связанных с пониманием и оценкой художественных произведений и культурных событий, происходящих на театральной и литературной сцене.