Сравнительная экспертиза шоколада отечественного и импортного происхождения
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 28.08.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Товароведная характеристика шоколада 5
1.1 Классификация и пищевая ценность шоколада 5
1.2 Факторы, формирующие качество шоколада 6
1.3 Требования, предъявляемые к качеству шоколада. Дефекты шоколада 8
2 Оценка конкурентоспособности кондитерских изделий на примере шоколада 11
2.1 Изучение структуры поставщиков и порядок оформления договорных отношений с ними 11
2.2 Оценка качества шоколада, поступающего от различных поставщиков 19
2.3 Изучение конкурентоспособности шоколада реализуемого в магазине 29
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Таблица 7 Результаты органолептической оценки качества шоколада «Бабевский»Показатели качестваТребования по ГОСТ 6534-89Результаты оценкиСоответствиеГОСТ 6534-89Вкус и запахСвойственные для данного продукта, без постороннего привкуса и запахаБез посторонних вкусов и запаховСоответствуетВнешний видЛицевая поверхность блестящаяПоверхность гладкая блестящаяСоответствуетФормаСоответствующая рецептуре, без деформацииСоответствует рецептуре, без деформацийСоответствуетКонсистенцияТвердаяТвёрдаяСоответствуетСтруктураОднороднаяОднороднаяСоответствуетВсе отобранные образцы по всем органолептическим показателям соответствуют ГОСТ 6534-89 . Шоколад. Общие технические условия. Небольшие дефекты не портят внешнего вида изделий и браковочным признаком не являются.Для оценки уровня качества шоколада берём органолептические показатели. Значимость показателей может меняться в зависимости от сложившихся на рынке условий. Поэтому определяем значимость (весомость) показателей оценки уровня качества. Для этого устанавливаем иерархию показателей. На первый план выдвигаем показатель, которую имеет наибольшую значимость для потребителя, а именно вкус и запах шоколада. Эксперты приписывают каждому показателю балл (ранг), затем подводится общая сумма рангов. Затем проводится расчёт коэффициентов весомости путём деления суммы рангов по каждому показателю на общую суму рангов. Определение коэффициентов весомости показателей качества шоколада приведено в таблице 8.Таблица 8 Определение коэффициентов весомости показателей качества шоколадаНаименованиепоказателяОценка экспертов (ранги)СуммаранговКоэффициент весомости12345678Вкус и запах55555250,33Внешний вид44444200,27Форма33333150.2Консистенция и структура22222100,13Упаковка и маркировка1111150.07Итого рангов1515151515751По каждому показателю проводим суммирование рангов и результаты отображаем в графе 7. Расчётный показатель весомости получаем делением графы 7 на общую сумму.Сумма полученных коэффициентов весомости равна 1. Далее рассчитываем комплексные показатели качества образцов, которые представляют собой сумму произведённых оценок по единичным показателям качества на соответствующие показатели весомости, а также уровни качества, которые определяются делением комплексного показателя качества исследуемого образца на комплексный показатель качества базового образца.Шкала оценки уровня качества:0,99 и выше – очень высокое шоколада;0,98-0,95 – отличное качество шоколада;0,94-0,80 – хорошее качество;0,79-0,60 – удовлетворительное качество;0,59 и ниже – низкое качество.Расчёт комплексного показателя шоколада «Alpen Gold» представлен в таблице 9.Таблица 9 – Оценка комплексного показателя качества шоколада «Alpen Gold»ЭкспертОценка экспертов по показателям качестваОбщая бальная оценкаВкус и запахВнешний видФормаКонсистенцияи структураУпаковка и маркировка1554552425444421355544234455442255455524Сумма баллов2423232222114Средний балл4,84,64,64,44,4Коэффициент весомости0,330,270,20,130,07Комплексный показатель1,581,240,920,570,314,62Уровень качества рассчитывается делением комплексного показателя качества исследуемого образца на уровень качества базового образца - 4,62/5=0,92.Уровень качества показывает, что образец имеет отличное качество.Расчёт комплексного показателя шоколада «Nestle» представлен в таблице 10. Таблица 10 – Оценка комплексного показателя качества шоколада «Nestle»ЭкспертОценка экспертов по показателям качестваОбщая бальная оценкаВкус и запахВнешний видФормаКонсистенция и структураУпаковка и маркировка1555442225544522345554224455452255454522Сумма баллов2324242123110Средний балл4,64,84,84,24,6Коэффициент весомости0,330,270,20,130,07Комплексный показатель1,521,30,960,550,324,65Определяем уровень качества шоколада «Nestle» - 4,65/5=0,93.Уровень качества показывает, что образец имеет отличное качество.Таблица 11 – Оценка комплексного показателя качества шоколада «Бабаевский»ЭкспертОценка экспертов по показателям качестваОбщая бальная оценкаВкус и запахВнешний видФормаКонсистенцияи структураУпаковка и маркировка1545452324555423355444224554452355454422Сумма баллов2423232122113Средний балл4,84,64,64,24,4Коэффициент весомости0,330,270,20,130,07Комплексный показатель1,5841,2420,920,5460,3084,6Определяем уровень качества шоколада «Бабаевский» - 4,6/5=0,92.Уровень качества показывает, что образец имеет отличное качество.Исходя из произведённых расчётов, можно сделать вывод, что шоколад «Alpen Gold» и «Бабаевский» имеет хорошее качество, а шоколад «Nestle», обладает отличным качеством.Физико-химическая оценка. В ГОСТ 6534-89 нормируются следующие физико-химические показатели: степень измельчения (ГОСТ 5902-80), массовая доля золы, не растворимой в растворе соляной кислоты с массовой долей 10% (ГОСТ 5901-87) – по табл. 3.Взвесив 300,0 г шоколада «Российский» и измельчив, его необходимо перенести его на чистый лист белой бумаги, затем разровнять слоем толщиной примерно 0,5 см.Затем медленно по повнрхности проводяться Ашаном параллельные бороздки в продольном и поперечном направлении так, чтобы вся поверхность исследуемой пробы была пройдена Ашаном. Металлопримесей на Ашане не обнаружено. Испытания были проведены со всеми образцами, металлоАшанной примеси не обнаружено.2.3 Изучение конкурентоспособности шоколада реализуемого в магазинеКонкурентоспособность товара рассматривается как важнейший элемент конкурентной борьбы. Определяется конкурентоспособность товара как способность его быть проданным при наличии в продаже товаров-аналогов, производимых фирмами-конкурентами.Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкурентной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности - это интегральный показатель качества. Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп ) и эксплуатацию (Зэ), т.е.I = Пэ / Зп+Зэ(1)На практике интегральный показатель определяется отношением комплексного показателя качества (U), отражающего полезность продукции, к цене потребления (С), складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации (по формуле 2): I = U/ С(2) При дифференциальном методе оценки конкурентоспособности осуществляется сравнение единичных показателей оцениваемой продукции с единичными показателями продукции фирмы - конкурента. Относительные показатели вычисляются по формуле 3: К= Р i / Рэ (3) где К-уровень конкурентоспособности по единичному i показателю;Р i - значение i параметра оцениваемого товара;Рэ - значение параметра товара конкурента (товара-эталона).Показатель конкурентоспособности пищевых продуктов рекомендуется проводить комплексным методом с учетом качественных (органолептических), маркетинговых, и экономических (ценовых) показателей по формуле 4:К ком= GH ∑ Kj gi(4)где К ком - комплексный показатель уровня конкурентоспособности;GH - индекс нормативно-производственных показателей;Kj -единичный показатель конкурентоспособности по j-параметру;gi - коэффициент значимости j -го показателя конкурентоспособности товара. В таблице 12 приведены результаты расчета конкурентоспособности образцов шоколада молочного двух изготовителей: ООО «Кондитерское объединение «Россия», ООО “Крафт Фудс Рус”, «Бабаевский».Таблица 12 Расчет конкурентоспособности шоколада молочного НаименованиепоказателейЭта-лонPэКоэф.ЗначимостиGiКоэф.весомости giХарактеристика Образец1-Образец 2-КТК«Бабаевский»KigiKiPiKiKiPiKiKi123456789101112131.Органолептические:Внешний вид и консистенция шоколадаЗапах и вкус5550,40,30,54450,81,00,240,5541,00,80,500,2405550,71,00,340,4giKi0,740,740,74Gi ΣgiKi0,30,30,32.Маркетинговые:Известность изготовителяСостояние упаковки и 550,10,30,7551,01,00,30,7541,001,00,300,56551,01,00,50,4Продолжение таблицы 1212345678910111213ΣgiKi1,00,860,89Gi ΣgiKi0,10,080,1Маркетинг+органолептика0,40,380,393.Экономические(цена-1 плитки, массой 100 г)44Руб2,5б)0,339,9Руб.(5б).1,5542,8руб.(3б)0,935 руб.1,00Gi ΣgiKi0,230,450,270,25Σ К ком0,930,850,650,74По результатам таблицы можно сделать вывод, что шоколад «Alpen Gold» более конкурентоспособный, чем шоколад «Nestle» и «Бабаевский».ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯСуществует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.Проведенный анализ конкурентоспособности товаров более популярных марок показал, что по сравнению со своими главными конкурентами, ни в чем им не уступают, кроме такого важного фактора конкурентоспособности товаров, как цена. В процессе исследования было выявлено, что наилучшим качеством обладает шоколад «Alpen Gold». Уровень конкурентоспособности данного образца выше, чем у образцов шоколада«Nestle» и «Бабаевский».Производителям шоколада в будущем также придется серьезно изменить свою маркетинговую стратегию по позиционированию шоколада и делать акцент если не на его полезности, то хотя бы безвредности для здоровья. Для этого, возможно, придется привлекать врачей и ученых, проводить специальные исследования. В связи с этим возможен переход на новые виды сырья, технологий и на производство менее калорийной продукции.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые актыЗакон РФ «О защите прав потребителей». Д.М. Сорк. М.: 2000-150с.ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия»//СПС«Консультантплюс».ГОСТ Р 51074-2003 «Информация для потребителей»//СПС«Консультантплюс»ГОСТ Р 52821-2007«Шоколад. Общие технические условия»// СПС «Консультантплюс»ГОСТ 5904-82 «Изделия кондитерские. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб«// СПС «Консультантплюс»Литература «Русский шоколад» и IBS: курс на деловое сотрудничество // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 18.REBIS в шоколаде // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2005. № 3.Быстрые инструментальные и хемометрические методы для определения прекристаллизации в шоколаде // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 22.Взаимосвязь функционального состояния сердца и пищевода в провокационной пробе с шоколадом / Гриценгер В.Р., Липатова Т.Е., Губанова Г.В., Хайбекова Т.В., Потапова М.В. // Инновации в науке. 2013. № 18-2. С. 104-112.Индуцированное вакуумом образование воздушных пузырьков в жидком шоколаде // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2005. № 17.0Какао-масло - основа настоящего шоколада / Пищевая и перерабатывающая промышленность. Реферативный журнал. 2010. № 2. С. 404.Качественный шоколад - это просто! // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2005. № 2.Кристаллический мальтит в шоколаде без сахара // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 10.Магия шоколада и печенья [предприятие «ФБМ-БОСКОЛО», выпускающее машины для обработки шоколада] // Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал. 2007. № 2. С. 335.Миграция влаги через ароматизированную шоколадом глазурь на кондитерских изделиях / РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 15.0Морфология жирового налета на шоколаде // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 22.Нормативные требования к шоколаду в рамках законодательства РФ / Рагалева Е.Ю., Рысева Л.И., Алешина Л.Д., Скокан Л.Е. // Кондитерское производство. 2012. № 3. С. 6-8.
1. Закон РФ «О защите прав потребителей». Д.М. Сорк. М.: 2000-150с.
2. ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия» // СПС «Консультантплюс».
3. ГОСТ Р 51074-2003 «Информация для потребителей» // СПС «Консультантплюс»
4. ГОСТ Р 52821-2007 «Шоколад. Общие технические условия» // СПС «Консультантплюс»
5. ГОСТ 5904-82 «Изделия кондитерские. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб« // СПС «Консультантплюс»
Литература
6. «Русский шоколад» и IBS: курс на деловое сотрудничество // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 18.
7. REBIS в шоколаде // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2005. № 3.
8. Быстрые инструментальные и хемометрические методы для определения прекристаллизации в шоколаде // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 22.
9. Взаимосвязь функционального состояния сердца и пищевода в провокационной пробе с шоколадом / Гриценгер В.Р., Липатова Т.Е., Губанова Г.В., Хайбекова Т.В., Потапова М.В. // Инновации в науке. 2013. № 18-2. С. 104-112.
10. Индуцированное вакуумом образование воздушных пузырьков в жидком шоколаде // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2005. № 17. 0
11. Какао-масло - основа настоящего шоколада / Пищевая и перерабатывающая промышленность. Реферативный журнал. 2010. № 2. С. 404.
12. Качественный шоколад - это просто! // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2005. № 2.
13. Кристаллический мальтит в шоколаде без сахара // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 10.
14. Магия шоколада и печенья [предприятие «ФБМ-БОСКОЛО», выпускающее машины для обработки шоколада] // Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал. 2007. № 2. С. 335.
15. Миграция влаги через ароматизированную шоколадом глазурь на кондитерских изделиях / РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 15. 0
16. Морфология жирового налета на шоколаде // РЖ 19Р-1. Химия и технология пищевых продуктов. 2006. № 22.
17. Нормативные требования к шоколаду в рамках законодательства РФ / Рагалева Е.Ю., Рысева Л.И., Алешина Л.Д., Скокан Л.Е. // Кондитерское производство. 2012. № 3. С. 6-8.
Вопрос-ответ:
Какая классификация и пищевая ценность шоколада?
Шоколад классифицируется по содержанию какао-продуктов и присутствию или отсутствию молока. Существуют три основных типа шоколада: молочный, темный и белый. Пищевая ценность шоколада зависит от содержания какао-пасты, какао-масла, сахара и других добавок. Шоколад содержит витамины, минеральные вещества и антиоксиданты, которые могут оказывать положительное влияние на организм.
Какие факторы формируют качество шоколада?
Качество шоколада зависит от нескольких факторов. Одним из ключевых является качество и происхождение какао-бобов, из которых производится какао-паста и какао-масло. Также важными факторами являются процесс обработки зерен, технологии производства шоколада и качество дополнительных ингредиентов. Наличие нежелательных примесей, отсутствие дефектов и правильное соотношение ингредиентов также влияют на качество шоколада.
Какие факторы формируют качество шоколада?
Факторы, формирующие качество шоколада, включают в себя качество сырья (какао-бобы, сахар, масло какао), технологический процесс производства, условия хранения и транспортировки, а также квалификацию и опыт производителя.
Какие требования предъявляются к качеству шоколада?
К требованиям к качеству шоколада относятся вкусовые характеристики (сладость, горечь, аромат), текстура (шелковистость, плавность), внешний вид (блеск, однородность), структура (наличие или отсутствие включений), а также соответствие нормам безопасности пищевых продуктов.
Какие дефекты могут быть у шоколада?
Дефекты шоколада могут быть различными. Это может быть наличие горечи, кислого или привкуса, неприятного запаха, низкой степени обжарки какао-бобов, неоднородности текстуры (какие-то включения), пятна на поверхности шоколада, нарушение внешнего вида (расслоение, трещины).
Что влияет на конкурентоспособность кондитерских изделий из шоколада?
Конкурентоспособность кондитерских изделий из шоколада зависит от нескольких факторов. Это качество сырья, инновационность и разнообразие продукции, цена, эффективность маркетинговых кампаний, привлекательность упаковки, репутация бренда, доступность для потребителей.
Как оценивается качество шоколада от различных поставщиков?
Оценка качества шоколада от различных поставщиков происходит на основе сравнительного анализа основных характеристик: вкусовых, текстурных, внешних. Также проводятся органолептические и физико-химические испытания, чтобы убедиться в соответствии продукта стандартам качества и безопасности.
Какие требования предъявляются к качеству шоколада?
Требования к качеству шоколада включают в себя такие параметры, как вкус, аромат, текстуру, цвет, сохранность формы и другие характеристики. Шоколад должен обладать приятным вкусом с балансом сладости и горечи, иметь характерный аромат какао, быть однородной и мягкой текстурой, иметь насыщенный цвет и сохранять свою форму.