ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО
Заказать уникальный доклад- 21 21 страница
- 10 + 10 источников
- Добавлена 03.09.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характерные черты исламской культурно-религиозной традиции 4
Глава 2.Исламская архитектура 10
Глава 3. Особенности мусульманского изобразительного искусства 15
Заключение 20
Список литературы 21
Хотя в Коране и не запрещалось изображать людей и животных, в некоторых хадисах говорилось о том, что Мухаммад порицал таких художников. Посредством придания изображению реальной формы, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество, нарушалось главное положение ислама «Нет Бога, кроме Аллаха…».Начиная с IX в. Идеи такого рода были представлены во многих богословских текстах. Таким образом, если отсутствует изображение человека («сурат»), то значит отсутствуют также сюжетная, портретная, пейзажная живопись, исключением являются только книжные миниатюры. Ничего, подобного иконописи или храмовой скульптуре в мусульманском искусстве не было и не могло быть, поскольку это прямо противоречит религиозной исламской идеологии.Однако в арабских странах все же существовало и светское искусство, которое не соблюдало данные запреты. Создавались предметы роскоши, переписывались книги, которые украшались замечательными, тонкими миниатюрами. Большого расцвета искусство миниатюры достигло в Средней Азии.В более позднюю эпоху негласный запрет на живопись и скульптуру соблюдали не особенно строго, однако немногочисленные портреты и статуи, созданные в порядке исключения, не могли существенным образом оказать влияние на развитие всего изобразительного искусства. Кроме того, подобные работы, как правило, выполняли все же христианские художники. Здесь, в первую очередь, идет речь о произведениях искусства, которые более поздние халифы заказывали для себя лично. Так, халиф Коварния расставил в своем дворце статуи, изображающие его самого, его жен и рабынь, играющих на музыкальных инструментах. Абдурахман II воздвиг в честь прекрасной Азарры ее статую у входа в Медина Азарра.Все же, главный носитель исламской идеи – это слово, но не изображение. Слово, которое художественно оформлено как символ или надпись. Основой художественного творчества мусульман являются каллиграфия и орнамент (арабеска) — искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно.В Исламе осуществилась трансформациягеометрии в форму искусства, посредством применения принципов симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для того, чтобы создавать удивительные художественные эффекты. С основами геометрии на плоскости, видимо, была знакома каждая ткачиха (если это не так, тогда интуитивное чувство математики, видимо, заложено в генотипе мусульман). Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличалось тонким, изысканным вкусом. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл — например, ковры или книги — выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной графики и обретают статус произведений подлинного высокого искусства.Священное слово Корана, начертанное на входах-порталах и стенах зданий, написанное на переплётах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетённое в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусульманина всю жизнь. Это слово вмещало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение. Каллиграфия и орнамент — декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворённого Аллахом мира — стали основами художественного творчества мусульман.Таким образом, в мусульманском искусстве не получили своего развития станковая живопись и скульптура, тем не менее, своего расцвета достигает миниатюрная живопись — иллюстрации к книгам. Самые знаменитые школы миниатюры - гератская и тебризская. В Герате (Афганистан) работала китаб-ханэ (мастерская), имеющая большой штат, в котором работали превосходные каллиграфы, переплетчики, орнаментщики, миниатюристы. Самый выдающийся представительгератской школы - это КамиладдинБехзад (1455—1535). Его творчество дает полное представление о том, какими особенностями отличалась данная школа. Иллюстрации близки тексту, обладают небольшим количеством персонажей, отличаются простотой композиции. Миниатюры писали гуашью без моделировки цветом и светотенью. Объектом для иллюстраций служили исторические и художественные произведения.К началу XVI в. Произошло формирование школы миниатюры в Тебризе (Иранский Азербайджан). Ее особенности заключались вутонченномдекоративизме, усложненности многофигурной композиции, яркой цветовой гамме. В тебризской миниатюре были развиты пейзаж и индивидуальный портрет.Крупнейший представительтебризской школы - это Султан Мухаммед (XVI в.). Миниатюра в его исполнении представляла собой не просто иллюстрацию к тексту, а подлинно самостоятельное произведение. В его творчестве наблюдается преобладание так называемых «муракка» — альбомов, в которых миниатюры чередуются с образцами каллиграфии. Излюбленными темами художника были пиры, охота, приемы, увеселения, которые трактуются в декоративном и праздничном ключе. Цветовая гамма построена на сочетании красно-фиолетовых, розовых, голубых тонов с обильным добавлением золота. Сафьяновая кожа переплетов украшалась самоцветами. Особо также следует сказать об искусстве мусульманской каллиграфии.Мусульманская каллиграфия является сферой искусства, важным культовым и культурным атрибутом ислама, включившим в себя элементы доисламского наследия. Формирование арабской каллиграфии произошло на основе копирования священной книги Корана. В странах исламского мира, где изобразительное творчество было ограничено, именно каллиграфия давала богатейшие орнаментально-ритмические композиции, которые мастерски и органично сочетались с геометрическими или растительными узорами.ЗаключениеТаким образом, исламское искусство сформировалось в эпоху Средневековья, важно сказать о тесной связи исламского искусства с мусульманской религиозной традиции. Скорее даже, мусульманское искусство и носит преимущественно религиозный характер.Сильное влияние религии привело к тому, что в исламском искусстве практически не получили своего развития живопись и скульптура, так как в Исламе существовал запрет на олицетворение Бога в каких-то формах, изображение человека и живых существ.В исламском искусстве своего расцвета достигает архитектура, особенно речь идет о культовых сооружениях. Исламская архитектура характеризуется масштабностью, гармонией пропорций и форм, тщательно выстроенной композицией, богатством декора и орнамента. Как уже отмечалось ранее, искусство архитектуры было направлено на реализацию идеи прославления Бога и его власти.Мусульманское искусство распространилось из Аравии на Восток до берегов Ганга и на Запад до Испании. Список литературыБартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992.// http://krotov.info/libr_min/02_b/ar/told.htmlБорзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001. [Ресурс локального доступа]Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. -М., 1999Искусство. Большой энциклопедический словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ», Издательство «Внешсигма», 2001.Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1988./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/Коран / Пер. с араб.акад. И.Ю. Крачковского. - М., 1990./Электронный ресурс// http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran.txtПиотровский М.Б., Гриб А.С. Мусульманская каллиграфия.// http://khatt.ru/hand_book/?states&id_theme=3&id_element=67Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М., 1996./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006.// http://www.knigafund.ru/books/149319
1. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992.// http://krotov.info/libr_min/02_b/ar/told.html
2. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001. [Ресурс локального доступа]
3. Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. -М., 1999
5. Искусство. Большой энциклопедический словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ», Издательство «Внешсигма», 2001.
6. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1988./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
7. Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. - М., 1990./Электронный ресурс// http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran.txt
8. Пиотровский М.Б., Гриб А.С. Мусульманская каллиграфия.// http://khatt.ru/hand_book/?states&id_theme=3&id_element=67
9. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М., 1996./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
10. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006.// http://www.knigafund.ru/books/149319
Вопрос-ответ:
Какие характерные черты исламской культурно-религиозной традиции описываются в данной статье?
В данной статье описываются такие характерные черты исламской культурно-религиозной традиции, как запрет на изображение людей и животных в исламе, а также оспаривание Богом его исключительного права на творчество.
Где применила исламская архитектура?
Исламская архитектура применялась в строительстве мусульманских мечетей, мавзолеев, дворцов, медресе и других сооружений.
Какими особенностями обладает мусульманское изобразительное искусство?
Мусульманское изобразительное искусство обладает особенностями, такими как использование геометрических узоров, каллиграфии и абстрактных форм для изображения, а также отсутствие изображений людей и животных.
Какие материалы искусства использовались в исламском искусстве?
В исламском искусстве использовались различные материалы, такие как камень, кирпич, мрамор, дерево, глина, металл, стекло и керамика.
Какие источники использовались при написании данной статьи?
В данной статье использовались различные источники, однако точный список литературы не указан.
Какие характерные черты присутствуют в исламском искусстве?
Исламское искусство отличается своеобразным стилем, сильно зависящим от региона и периода его создания. Одним из основных принципов исламского искусства является геометрическая абстракция, которая символизирует духовную гармонию и единство Божественного мировоззрения. Ещё одной характерной чертой исламского искусства является использование арабского каллиграфического письма, которое применяется для выражения духовных концепций и ценностей ислама. Также в исламском искусстве широко представлено украшение поверхностей, как архитектурных, так и внутренних помещений, с помощью различных гравюр, мозаики, росписей и карель.
Что можно сказать об исламской архитектуре?
Исламская архитектура характеризуется уникальными чертами, которые сильно выделяют её среди других стилей. Основой исламской архитектуры является мечеть, здание для мусульманской молитвы. Мечети имеют четкую иерархию и элементы, такие как минбар (кресло имама), михран (ориентир, указывающий на Мекку) и минареты (башни, с которых объявляются мусульманские молитвы). Кроме мечетей, в исламской архитектуре также широко представлены дворцы, медресе (учебные заведения) и мавзолеи (гробницы). Архитектурные произведения исламского искусства великолепно сосуществуют со своей естественной окружающей средой и часто включают роскошные декоративные элементы и фасады.
Что такое исламское искусство?
Исламское искусство – это искусство, развивающееся в странах с мусульманским населением и отражающее культуру и религиозные традиции ислама.
Чем исламское искусство отличается от других художественных традиций?
Отличительными чертами исламского искусства являются запрет на изображение живых существ, использование геометрических и растительных орнаментов, а также высокое развитие каллиграфии и архитектуры.
В чем особенности исламской архитектуры?
Исламская архитектура отличается использованием множества архитектурных элементов, таких как минареты, купола, легкие арки и изящные колонны. Важным элементом исламской архитектуры является также использование геометрических узоров и каллиграфии на фасадах зданий.
Почему в исламском искусстве запрещено изображать людей и животных?
В Коране не содержится прямого запрета на изображение людей и животных, однако в некоторых хадисах говорится о том, что пророк Мухаммад порицал художников, создающих подобные изображения. Исламское искусство стремится избегать изображений, чтобы не оспаривать Богу его исключительное право на творчество.
Какое значение имеет каллиграфия в исламском искусстве?
Каллиграфия играет важную роль в исламском искусстве. Она используется для написания версов из Корана и других религиозных текстов, а также для украшения архитектурных элементов и предметов быта. Искусство каллиграфии приобрело высокое развитие и представляет собой важную часть исламской культурно-религиозной традиции.