Организация психологической помощи
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 04.10.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 6
1.1 Представления об агрессии в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Формы и причины детской агрессии 8
1.3 Особенности организации психологической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением 10
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 14
2.1 Описание методик и процедуры исследования 14
2.2 Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей дошкольного возраста 15
2.3 Разработка, применение и проверка эффективности программы по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста 22
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Приложения 39
Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его.2. «Карикатура».В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования выбирается самый лучший рисунок. В последующей игре «предметом» обсуждения становится другой ребенок.Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».«Кулачок».Ребенку в руку дается какая-нибудь мелкая игрушка. Затем просят ребенка сжать кулачок крепко – крепко, и несколько секунд просят подержать кулачок сжатым, затем раскрыть руку, она расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.«По кочкам».Подушки раскрываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилением. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква – ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.Упражнение способствует нахождению альтернативных форм поведения, быстрому реагированию в безвыходной ситуации.5. «Ты – лев!»Ребенку предлагается закрыть глаза, представить льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как и тебя, и у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!Упражнение помогает успокоиться, восстановить эмоциональную возбужденность, снизить порыв гнева. По окончании реализации программы коррекции была проведена повторная психодиагностика. Данные, полученные при проведении методики "Критерии агрессивности у ребенка", представлены в Таблице 4. Таблица 4. Уровень агрессивности по опросникуЛаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.№ Пол Возраст, лет Балл Уровень агрессивностинизкаясредняявысокая1м64+ 2м510 + 3м53+ 4м54 + 5м62+ 6м65+ 7д64+ 8м58 + 9д64 + 10д54+ 11д53+ 12д62+ 13д612 + 14д53+ 15д64+ 16д55+ 17м53 + 18д55+ 19м62 + 20м62 + 21м511 + 22м69 +23м53 + 24м54 + 25д53 + Всего 1192050По итогам проведенного анкетирования, высокий уровень агрессивности не был выявлен ни у одного из детей; средний уровень агрессивности выявлен у 5 человек, что составляет 20%; у остальных детей – 20человек, уровень агрессивности в норме, что составляет 80%. Полученные данные представлены также в виде диаграммы на Рисунке 4.Рисунок 4.Критерии агрессивности по опроснику Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.По результатам проведения этой методики можно сделать вывод, что в группе детей дошкольного возраста после реализации программы коррекции преобладает низкий уровень агрессии.Следующей проведенной методикой стала проективная методика «Кактус» М.А.Панфиловой. Данные, полученные при проведении данной методики, представлены в Таблице 5.Таблица 5. Уровень агрессивности по методике «Кактус» М.А.Панфиловой.№ПолВозраст, летУровень агрессивности, чел. низкаясредняявысокая1м6+2м5+3м5+4м5+5м6+6м6+7ж6+8м5+9ж6+10ж5+11ж5+12ж6+13ж6+14ж5+15ж6+16ж5+17м5+18ж5+19м6+20м6+21м5+22м6+23м5+24м5+25ж5+Всего 15100По результатам теста «Кактус» из двадцати пяти детей, участвовавших в эксперименте, у десяти детей выявлена средняя степень агрессии, что составляет 40%; упятнадцати детей наблюдается низкая степень агрессии, что составляет 60%. Высокая степень агрессивности не была выявлена ни у одного из детей.Полученные данные представлены также в виде диаграммы на Рисунке 5.Рисунок 5.Уровень агрессивности по методике «Кактус» М.А.ПанфиловойПо результатам проведения этой методики можно сделать вывод, что в группе детей дошкольного возраста после реализации программы коррекции преобладает низкий уровень агрессии. И последней из проведенных с детьми методик была проективная методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.). Данные, полученные при проведении данной методики, представлены в Таблице 6.Таблица 6. Результаты проведения методики«Несуществующее животное»№ПолВозраст, летБаллУровень агрессивности, чел. низкаясредняявысокая1м69 + 2м510 +3м55 + 4м512 +5м614 +6м68 + 7д64 + 8м54 + 9д66 + 10д55 + 11д53 + 12д615 +13д611 +14д57 + 15д65 + 16д5 +17м56 + 18д53 + 19м64 + 20м63 + 21м516 +22м614 +23м55 + 24м517 +25д59 + Всего баллов1951690Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показалив основном низкий уровень агрессии в группе детей дошкольного возраста (шестнадцать детей, 64%). Средний уровень агрессии выявлен у девяти детей, что составляет 36%. Высокий уровень агрессии не был выявлен ни у одного из детей.Полученные данные представлены также в виде диаграммы на Рисунке 6.Рисунок 6.Уровень агрессивности по методике "Несуществующее животное"По результатам проведения этой методики можно сделать вывод, что в группе детей дошкольного возраста после реализации программы коррекции, преобладает низкий уровень агрессии.Подводя итоги проведения контрольного этапа исследования, можно сделать вывод, что у большинства детей наблюдается низкий уровень агрессии по результатам всех проведенных методик. На рисунках 7,8,9 приведены сравнительные диаграммы по всем проведенным методикам, демонстрирующие динамику изменения уровня агрессивности в группе детей в результате применения разработанной программы коррекции.Рисунок 7. Сравнительная диаграмма показателей по опроснику Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.на этапах констатирующего и контрольного экспериментаРисунок 8. Сравнительная диаграмма показателей по методике «Кактус» М.А.Панфиловойна этапах констатирующего и контрольного экспериментаРисунок 9. Сравнительная диаграмма показателей по методике "Несуществующее животное" на этапах констатирующего и контрольного экспериментаКак видно из диаграмм, разработанная программа коррекции оказала положительное влияние на поведение детей: наблюдается снижениеуровняагрессии, что указывает на эффективность данной системы психологической помощи. ЗаключениеВ данной курсовой работе были проанализированы и изучены базовыеметоды и подходы в педагогике и психологии, касающиеся вопросованализа причин возникновения агрессивного поведения иего развития у детей дошкольного возраста.В первой главе был проведен анализ литературы по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста. На базе проанализированной тематической литературы, мы можем прийти к выводам, что мненияразных авторов отличаются во взгляде на сущность и истоки агрессивного поведения у детей. Однако объединяетих общность видения социальноговлияния на становление агрессивного поведения, а также все они сходятся на идее, что проявления агрессии в детском возрасте неизбежны, можно лишь уменьшить частоту и степень ее проявления.Во второй главе курсовой работы былиописаны и примененыметоды определения уровня агрессии у детей дошкольного возраста. На основе полученных результатов были предложена система психологической помощи, целью которой являлось снижение уровня агрессии у дошкольников. По результатам применения разработанной программы психологической помощи уровень агрессии у детей, участвовавших в эксперименте, значительно снизился. Наблюдается положительное влияние на непосредственное поведение детей. В целом,практика экспериментов показала положительную динамику, что указывает на действенность предложеннойнами программы психологической помощи.Подводя итог, можно отметить, что цели и задачи курсового исследования достигнуты, гипотеза исследования подтверждена: действительно, организация психологической помощи с учетом выявленныхфакторов риска позволяет добиться устойчивых результатов в работе по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.Список используемой литературыАвдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – 256 с.Баркли, Р., Бентон, К. Ваш не послушный ребенок [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyparents.ruБерни, С.Творческий подход к родительской роли/С.Берни//Ребенок в детском саду. - 2009. -№5.– 181 с.Бодраченко, И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет/И.В.Бодраченко. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 156 с.Бреслав, Г. М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности/Г. М.Бреслав.– Рига: Речь, 2009. – 424 с.Василькова, Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб.заведений /Ю.В. Василькова. - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 315 с. Виноградова, Н.А., Н.В. Микляева. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.Галигузова, Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет / Л.Н. Галигузова. - М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 189 с.Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 435 с.Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 368 с.Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования / М.Б. Зацепина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 405 с.Ковалева, И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа / И.В. Ковалева. -2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 295 с.Лаврентьева, М.В. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс].- Режим доступа: http://ds82.ru/doshkolnik/49-.htmlМенджерицкая, Д. Детские игры / Д. Менджерицкая//Дошкольное воспитание. -2010. -№5. – 213 с.Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / М.Ю. Михайлина.- Волгоград: Учитель, 2009. – 314 с.Михайлюк, М.У. Психологическая характеристика дошкольного возраста [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblios.newgoo.netМищенко, М.В. Агрессивность дошкольников [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625306/Можгинский, Ю.Б. Юридическая психология / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Лань, 2009. – 506 с.Налчаджян, А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян. - СПб: Питер, 2009. – 393 с.Наревская, И.Н. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ / И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. -2-е изд. - М.: АРКТИ, 2010. – 387 с.Психологический словарь [электронный ресурс].- Режим доступа: http://psi.webzone.ruРоберт, К. Тайны психики ребёнка / К. Роберт. - М.: Айрис-пресс, 2009. – 412 с.Сазонова, Н.П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье: Учебно-методическое пособие / Н.П. Сазонова, Н.В. Новикова. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 340 с. Сафонова, О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Сафонова. – М.: Академия, 2011. – 224 с.Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 245 с.Чумичева, Р. М. Дошкольное воспитание / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. – М.: Академия, 2011. – 400 с.Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. – М.: Академия, 2011. – 400 с.Шишова, Т.Л.Коварные капризы [электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.portal-slovo.ruПриложения
1. Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – 256 с.
2. Баркли, Р., Бентон, К. Ваш не послушный ребенок [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyparents.ru
3. Берни, С. Творческий подход к родительской роли / С. Берни // Ребенок в детском саду. - 2009. - №5. – 181 с.
4. Бодраченко, И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет / И.В. Бодраченко. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 156 с.
5. Бреслав, Г. М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г. М. Бреслав. – Рига: Речь, 2009. – 424 с.
6. Василькова, Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Ю.В. Василькова. - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 315 с.
7. Виноградова, Н.А., Н.В. Микляева. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.
8. Галигузова, Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет / Л.Н. Галигузова. - М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 189 с.
9. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 435 с.
10. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 368 с.
11. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования / М.Б. Зацепина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 405 с.
12. Ковалева, И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа / И.В. Ковалева. -2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 295 с.
13. Лаврентьева, М.В. Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс].- Режим доступа: http://ds82.ru/doshkolnik/49-.html
14. Менджерицкая, Д. Детские игры / Д. Менджерицкая //Дошкольное воспитание. -2010. -№5. – 213 с.
15. Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / М.Ю. Михайлина.- Волгоград: Учитель, 2009. – 314 с.
16. Михайлюк, М.У. Психологическая характеристика дошкольного возраста [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblios.newgoo.net
17. Мищенко, М.В. Агрессивность дошкольников [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625306/
18. Можгинский, Ю.Б. Юридическая психология / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Лань, 2009. – 506 с.
19. Налчаджян, А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян. - СПб: Питер, 2009. – 393 с.
20. Наревская, И.Н. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ / И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. -2-е изд. - М.: АРКТИ, 2010. – 387 с.
21. Психологический словарь [электронный ресурс].- Режим доступа: http://psi.webzone.ru
22. Роберт, К. Тайны психики ребёнка / К. Роберт. - М.: Айрис-пресс, 2009. – 412 с.
23. Сазонова, Н.П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье: Учебно-методическое пособие / Н.П. Сазонова, Н.В. Новикова. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 340 с.
24. Сафонова, О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Сафонова. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
25. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 245 с.
26. Чумичева, Р. М. Дошкольное воспитание / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. – М.: Академия, 2011. – 400 с.
27. Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. – М.: Академия, 2011. – 400 с.
28. Шишова, Т.Л. Коварные капризы [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются представления об агрессии в зарубежной и отечественной психологии, формы и причины детской агрессии, а также особенности организации психологической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением.
Какие причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные причины детской агрессии, такие как влияние семьи, окружающей среды, негативный опыт, сильные эмоции и др.
Какие методики и процедуры исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста описываются в статье?
В статье описываются методики и процедуры экспериментального исследования, направленные на изучение проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Какие особенности организации психологической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности организации психологической помощи, связанные с детским возрастом, агрессивным поведением и спецификой межличностных отношений.
Какие представления об агрессии в зарубежной и отечественной психологии рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные представления об агрессии, такие как психодинамический подход, когнитивно-поведенческий подход, социокультурные и эволюционные подходы и др.
Какие представления об агрессии существуют в зарубежной и отечественной психологии?
В зарубежной и отечественной психологии агрессия рассматривается как поведение, направленное на причинение вреда другому человеку или живому существу. Она может выражаться в различных формах, таких как физическая агрессия (удары, пинки), вербальная агрессия (оскорбления, угрозы словами), пассивно-агрессивное поведение (игнорирование, отказ от сотрудничества). Возникая из разных причин, агрессия может быть как нормальным проявлением эмоций, так и признаком патологии. Эти представления о реакциях агрессии различаются между зарубежной и отечественной психологией.
Какие формы и причины агрессии у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста агрессия может проявляться в физической форме (кусание, удары), вербальной форме (ругань, оскорбления), а также в форме непослушания и отказа выполнять требования взрослых. Агрессивное поведение может быть вызвано различными причинами, такими как недостаток внимания со стороны родителей, негативный пример семейной среды, неправильное воспитание, влияние окружающей среды и др.
Какие особенности организации психологической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением?
Организация психологической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением требует комплексного подхода и учета их возрастных особенностей. Важно создать доверительные отношения с ребенком, включить его родителей в процесс консультирования, проводить индивидуальные и групповые занятия с использованием различных методик и игр. Также важно проводить работу с окружающей средой, чтобы предотвратить негативное влияние на ребенка.
Какие представления об агрессии существуют в зарубежной и отечественной психологии?
В зарубежной и отечественной психологии существуют различные представления об агрессии. Некоторые теории рассматривают агрессию как инстинкт, другие видят ее как результат непреодолимых внутренних конфликтов, третьи связывают агрессию с социальными факторами. Представления об агрессии также могут быть связаны с разными подходами к ее лечению и психологической помощи.
Какие формы и причины детской агрессии существуют?
Детская агрессия может проявляться в разных формах, например, физической, вербальной, эмоциональной или психологической агрессии. Причины детской агрессии могут быть разнообразными, включая негативное воспитание, моделирование агрессивного поведения родителями или сверстниками, эмоциональные или психологические проблемы, неудовлетворенные потребности, среды с насилием и т. д.
Как организована психологическая помощь детям дошкольного возраста с агрессивным поведением?
Организация психологической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением включает несколько этапов. Сначала проводится диагностика проблемы путем наблюдения, тестирования и интервьюирования. Затем определяются индивидуальные потребности ребенка и разрабатывается план помощи. Этот план может включать консультирование родителей, коррекционные программы, тренинги по развитию социальных навыков и эмоциональной регуляции. Психологическая помощь также может включать работу с педагогами и создание поддерживающей среды для ребенка.