Управленческие библиотеки,их характеристика на примере Парламентской библиотеки Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 37 37 страниц
  • 85 + 85 источников
  • Добавлена 21.10.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПАРЛАМЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ПРИМЕР УПРАВЛЕНЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК 4
1.1.Специфика и общие черты парламентских библиотек 4
1.2.Опыт деятельности парламентской библиотеки в разных странах 12
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1.Общая характеристика Парламентской библиотеки РФ 17
2.2.Основные услуги и направления деятельности Парламентской библиотеки РФ 24
2.3.Функции и тенденции развития Парламентской библиотеки Российской Федерации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Фрагмент для ознакомления

, а также получает 2 тыс. названий как центральных так и региональных периодических, обладает их комплекты за разные годы. В фонде библиотеки также хранятся подшивки основных центральных российских газет, начиная с 20-х годов прошлого века. С 1992 г. Парламентская библиотека получает также обязательные экземпляры отечественной литературы, а также периодических изданий и выборочно современную иностранную литературу, а также для пополнения своих фондов, библиотека покупает и принимает в дар актуальные и необходимые как российские, так и зарубежные издания. В ее фондах представлены как отечественная,так и зарубежная юридическая литература практически по всем отраслям законодательства, а также по актуальным проблемам экономики, политики, философии, социологии, истории и др., энциклопедии, справочники, словари, монографии, статистические сборники, обзорные и реферативные материалы, а также научные доклады и отчеты, комментарии. Как было уже отмечено выше, Парламентская библиотека РФ ведет библиографические базы данных, которые отражают ее фонд. Согласно мнению И.А. Андреевой новые информационные технологии, а также электронные средства массовой информации сделали всю работу законодательных органов намного более оперативной, прозрачной, а также подверженной достаточно пристальному изучению со стороны современной общественности. Российский государственный аппарат органов власти со все более возрастающей скоростью увеличивает как объем, так сложность законодательной деятельности. Существенным образом расширилась область специфических интересов, а также направлений деятельности современных политических партий, которые представлены в российском Парламенте. Также весьма вырос объем информации и документов, которые необходимы федеральным и региональным законодателям для принятия актуального решения. Процесс распространения электронной почты вызывает все больший объем запросов, которые адресованы избирателями своим депутатам. Все выше перечисленные тенденции неизменно привели к значительному росту как информационных, так и документационных потребностей депутатов при наличии тенденции одновременного сокращения времени, предоставляемом непосредственно структурным подразделениям аппаратов палат Федерального Собрания РФ для поиска, получения, а также обработки информации. Именно поэтому роль информационно–технологических, библиотечных и аналитических служб на современном этапе становится все больше важной и значимой(1, с. 51). Российская Парламентская библиотека в свое время была создана непосредственно для того, чтобы достаточно оперативно предоставлять широкий круг информационных услуг, используемые работниками аппарата Госдумы и все ее депутаты. Достаточно часты в настоящее время обращения в Парламентскую библиотеку руководителей Думы и их так называемых «штабов». Однако в настоящее время в связи с заметным прогрессом в сфере информатики библиотека существенным образом пересматривает многие принципы своих технологий, а также организации производственных процессов. Традиционные практически для любой библиотеки функции комплектования и отбора изданий, а также их каталогизации, обработки и распространения информации, конечно же, сохраняются, однако в самое ближайшее время они должны достаточно хорошо быть приспособлены для работы непосредственно с электронными цифровыми материалами. В данных условиях весьма трудно в статистических показателях определить долгосрочный прогноз развития Парламентской библиотеки, однако вполне возможно выявить отдельные тенденции, а именно.Тенденция 1: при том, что электронная информация становитсяболее доступнее и весьма широко используемой, потребность в печатной информации, тем не менее не будет сокращаться. В связи с этим комплектование Парламентской библиотеки печатными материалами еще на долгое время сохранится. Сегодня пользователи Парламентской библиотекой ожидают обеспечение им доступ к необходимой информации как в печатном, так и в электронном виде. Тенденция 2: количественный рост в Парламентской библиотеке книжных собраний после стабилизации начнет сокращаться. В связи с этим библиотечное пространство книгохранения, возможно, через определенное время начнет измеряться в гигабайтах, а не как раньше – в метрах. Тенденция 3:все материалы на бумажных носителях по–прежнему будут играть существенную роль в сохранении и распространении необходимой информации. При этом процесс обслуживания бумажными копиями, особенно по некоторым видам парламентских документов, вполне возможно станетосновной обязанностью Парламентской библиотеки. Тенденция 4:все технологические новшества, которые связаны с компьютерами и телекоммуникациями, вовсе не будут приводить к сокращению числа рабочих мест в Парламентской библиотеке. Имеющиеся технологические перемены способны предоставить больше возможностей, а также они положительно влияют на экономию средств, например, при проведении комплектования через кибермагазины, однако при этом ониспособны породит большую сложность в процессе организации обслуживанияи создадут потребность в достаточно глубоких знаниях сотрудников данной библиотеки.Тенденция 5: работа для отдельных категорий сотрудников Парламентской библиотеки вполне может быть организована также и вне обычного рабочего места. Это связано с тем, что киберпространство позволит производить обработку и поиск информации по запросам пользователей без обязательного присутствия в здании библиотеки. При этом необходимо подчеркнуть, что данная практика будет внедряться постепенно. Тенденция 6:применение компьютерных технологий пользователями Парламентской библиотеки в своих рабочих кабинетах сможет предоставит практически каждому возможность делать начальный поиск непосредственно в электронных базах данных, что в определенной степени усложнит требования к поиску необходимой информации, который осуществляет библиотека. Работники библиотеки в этом случае больше станут похожими на учителей или информационных брокеров. Они будут выполнять роль агентов по поиску и приобретению необходимой для законодателей информации для законодателей, а также в роли так называемых «продавцов» парламентской информации именно для внешних пользователей, которые будут призваны продвигать ее на информационном рынке. Тенденция 7: Интернет неизменно создаст все новые пути кооперации между парламентскими библиотеками самых разных стран. Обмен информацией через электронную почту, проведение электронных совещания и обсуждения в значительной степени смогут укрепить межбиблиотечные парламентские связи, при этом облегчая задачу осуществления сравнительных исследований именно на корпоративной основе.Тенденция 8: из-за имеющих место финансовых ограничений все большее развитие может получить стремление к установлению партнерских отношений с некоторыми другими библиотеками (например, академическими, национальными, специальными). Достаточно высокая плата за доступ к электронным полнотекстовым БД, а также весьма дорогие CD–ROMы, существенные в финансовом плане тарифы на лицензии пользователей способны усилить потребность в формировании библиотечных партнерств и консорциумов. Подводя итоги, подчеркнем, что в мире проявляетсятакая особая тенденция, при которой законодательные органы все актуальнее начинают ощущать необходимость в концентрированных ресурсах, так как мировые профессиональные образцы так, скажем «сжимают» информационное пространство и подают универсальный импульс к наиболее эффективному функционированию современных законодательных институтов. При этом деятельность российской Парламентской библиотеки все чаще сталкиваются с актуальной проблемой секвестирования расходов, а также пытаются при этом сделать как можно больше работы, но с меньшими затратами. Данные обстоятельства требуют повышения эффективности работы в этом направлении, что должно самым положительным образом повлиять на дальнейшем совершенствовании как системы организации, так и управления информационными ресурсами, а также координации и интеграции информационной деятельности в Парламенте РФ в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование показало, что все библиотеки законодательных органов являются, по своей сути и определению, специальными библиотеками. Данные библиотеки призваны удовлетворять такие потребности, которые связаны с законотворческой, а также с руководящей деятельностью читателей. В общей сложности парламентские библиотеки выполняют следующие виды услуг: традиционные библиотечные услуги, выполняет роль: информационной службы;исследовательской службы; инфраструктуры парламентских информационных систем; интернет и интранет службы; служба информации для публики и школ; занимается издательской деятельностью, хранением и архивирование. Анализ парламентских библиотек разных стран показал, что сегодня в мире проявляют себя две противоположные тенденции, непосредственно связанные с парламентскими библиотеками. Первая из них относится к определенному расширению функций и использованию информации за пределы парламентского учреждения; ко второй тенденции следует отнести более сильную специализацию услуг под еще более строгим парламентским контролем. При этом парламентские библиотеки различных стран выполняют схожие функции и ориентированы, в большей степени, на определенный круг читателей – депутатов и их помощников.Российская Парламентская библиотека в свое время была создана непосредственно для того, чтобы достаточно оперативно предоставлять широкий круг информационных услуг, используемые работниками аппарата Госдумы и все ее депутаты. Парламентская библиотека Российской Федерации выступает в качестве одного из структурных подразделений Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ и в своей деятельности подчиняется непосредственно Руководителю Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ и заместителю Руководителя Аппарата согласно с распределением обязанностей, утвержденным Руководителем Аппарата. Основной задачей Парламентской библиотеки РФ является организация пользования книгами, сериальными изданиями, а также официальными документами и рядом других публикаций по вопросам права и парламентаризма, а также некоторых близких к ним отраслей. Вся работа и все усилия данной библиотеки направлены на всестороннее библиотечно-информационное обеспечение деятельности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и их помощников, депутатских объединений в Государственной Думе, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ, а также работников структурных подразделений их аппаратов. В своей деятельности библиотека призвана решать следующие вопросы: осуществление библиотечно-информационного обеспечения законотворческой деятельности палат Федерального Собрания РФ; создание библиотечного фонда по всем вопросам права и парламентаризма, а также национальной коллекции официальных документов; подготовка библиографических указателей и иных информационных материалов. Парламентская библиотека РФ отличается богатым и разнообразным фондом, а также библиотека обладает весьма широким спектром прав.Проведенное исследование показало, что Парламентская библиотека в первую очередь отличается от других библиотек читательским составом, а также их интересами и особым характером чтения. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.В качестве перспектив дальнейшего рассмотрения данной темы можно назвать проведение сравнительного анализа деятельности Парламентской библиотеки РФ с парламентской библиотекой другой страны.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреева, И.А. Тенденции и перспективы развития Парламентской библиотеки в рамках консорциума «Российские библиотеки третьего тысячелетия» [Текст]/И.А. Андреева // Библиотека. – 2004. - № 1. – С. 49 – 52.Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца ХХ века: особенности, задачи, содержание деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2007. – 248 с. Вылегжанина, Т.И. Деятельность Национальной Парламентской Библиотеки по информационному обеспечению парламента Украины [Текст]/ Т.И. Вылегжанина // Институты административного права России: сб. ст. – М., 2009. – C. 188-193.Гукова, В.Г. ОпытПарламентскойбиблиотеки в области правовой информации [Текст]/ В.Г. Гукова // Публичные центры правовой информации на базе общедоступныхбиблиотек: материалы Всерос. совещ. рук. центров правовой информ. при б-ках РФ. – Тула, 2010. – C. 141-147Лааксовирта, Т.Х. Организация и управлениепарламентскойбиблиотекой [Текст]/ Т.Х. Лааксовирта // Государственная информация и демократизация общества. – СПб., 2011. – C. 162-171.Меликджанян, Л. Парламентские библиотеки в странах мира [Электронный ресурс] / Л. Меликджанян. – Режим доступа: http://evrazesnews.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).Национальная Парламентская библиотека Японии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.arbicon.ru/downloads/msword/news/061024/japlibrary.doc. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).Никитов, В. А.. Информационное обеспечение государственного управления [Текст]/ В.А. Никитов, Е.И. Орлов, А.В. Старовойтов, Г.И.Савин; под ред. Ю. В. Гуляева. – М.: Славянский диалог, 2014. – 415 с.Общее библиотековедение [Текст]: учеб.-метод пособие / сост. Е.В. Суханова. – Ижевск: Из-во «Удмуртск. ун-т» 2013. – 96 с.Парламент и демократия в 21-м веке: практические рекомендации. Межпарламентский Союз 2006 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//:www.ipu.org/English/handbks.htm#democracy. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).Парламентская библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: parlib@duma.gov.ru. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).Положению об Управлении библиотечных фондов (Парламентской библиотеке) Электронный ресурс]. – Режим доступа: parlib@duma.gov.ru. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).Презентация Гро Сандгринда, Главы Секции на Конференции Секции парламентских библиотек и исследовательских служб ИФЛА в Риме в августе 2009 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.preifla 2009.parlamento.it/ifla/45147/89665/paginabicamerali.htm. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).Рекомендации для демократического законодательного органа. Отчет исследовательской группы, опубликованный Парламентской Ассоциацией Содружества. Декабрь 2006 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.cpahq.org/uploadedFiles/Information_Services/Publications/CPA_Electronic_Publications/Recommended%20Benchmarks%20for%20Democratic%20Legislatures.pdf. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).Руководство для парламентских библиотек[Текст]: пер. с англ. / сост. Кейт Каннинхэм. – М., 2009. – 126 с.Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»(в ред. от 5 мая 2014 г. № 100-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.garant.ru// - (Дата просмотра – 18.09.2015).Чхенкели, Т. Национальная Библиотека Грузии становится Парламентской Национальной Библиотекой [Тест] / Т. Чхенкели //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. – М.,1997. – Т. 2. – C. 83 – 85.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, И.А. Тенденции и перспективы развития Парламентской библиотеки в рамках консорциума «Российские библиотеки третьего тысячелетия» [Текст] /И.А. Андреева // Библиотека. – 2004. - № 1. – С. 49 – 52.
2. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России конца ХХ века: особенности, задачи, содержание деятельности [Текст] : учеб. пособие / А.Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2007. – 248 с.
3. Вылегжанина, Т.И. Деятельность Национальной Парламентской Библиотеки по информационному обеспечению парламента Украины [Текст] / Т.И. Вылегжанина // Институты административного права России: сб. ст. – М., 2009. – C. 188-193.
4. Гукова, В.Г. Опыт Парламентской библиотеки в области правовой информации [Текст] / В.Г. Гукова // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек: материалы Всерос. совещ. рук. центров правовой информ. при б-ках РФ. – Тула, 2010. – C. 141-147
5. Лааксовирта, Т.Х. Организация и управление парламентской библиотекой [Текст] / Т.Х. Лааксовирта // Государственная информация и демократизация общества. – СПб., 2011. – C. 162-171.
6. Меликджанян, Л. Парламентские библиотеки в странах мира [Электронный ресурс] / Л. Меликджанян. – Режим доступа: http://evrazesnews.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).
7. Национальная Парламентская библиотека Японии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.arbicon.ru/downloads/msword/news/061024/japlibrary.doc. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).
8. Никитов, В. А.. Информационное обеспечение государственного управления [Текст] / В.А. Никитов, Е.И. Орлов, А.В. Старовойтов, Г.И.Савин; под ред. Ю. В. Гуляева. – М.: Славянский диалог, 2014. – 415 с.
9. Общее библиотековедение [Текст] : учеб.-метод пособие / сост. Е.В. Суханова. – Ижевск: Из-во «Удмуртск. ун-т» 2013. – 96 с.
10. Парламент и демократия в 21-м веке: практические рекомендации. Межпарламентский Союз 2006 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//:www.ipu.org/English/handbks.htm#democracy. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).
11. Парламентская библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: parlib@duma.gov.ru. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).
12. Положению об Управлении библиотечных фондов (Парламентской библиотеке) Электронный ресурс]. – Режим доступа: parlib@duma.gov.ru. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).
13. Презентация Гро Сандгринда, Главы Секции на Конференции Секции парламентских библиотек и исследовательских служб ИФЛА в Риме в августе 2009 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.preifla 2009.parlamento.it/ifla/45147/89665/paginabicamerali.htm. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).
14. Рекомендации для демократического законодательного органа. Отчет исследовательской группы, опубликованный Парламентской Ассоциацией Содружества. Декабрь 2006 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.cpahq.org/uploadedFiles/Information_Services/Publications/CPA_Electronic_Publications/Recommended%20Benchmarks%20for%20Democratic%20Legislatures.pdf. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 18.09.2015).
15. Руководство для парламентских библиотек [Текст] : пер. с англ. / сост. Кейт Каннинхэм. – М., 2009. – 126 с.
16. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (в ред. от 5 мая 2014 г. № 100-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru// - (Дата просмотра – 18.09.2015).
17. Чхенкели, Т. Национальная Библиотека Грузии становится Парламентской Национальной Библиотекой [Тест] / Т. Чхенкели //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. – М.,1997. – Т. 2. – C. 83 – 85.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют парламентские библиотеки?

Парламентские библиотеки обладают спецификой, связанной с их ролью в обеспечении информационной поддержки законодательной деятельности. Они предоставляют широкий спектр информационных услуг, а также осуществляют сбор, хранение и анализ данных для поддержки работы парламента.

Какими услугами и направлениями деятельности обладает Парламентская библиотека РФ?

Парламентская библиотека РФ предоставляет различные услуги, включая предоставление доступа к электронным ресурсам, консультации по поиску информации, проведение научных исследований и анализа, а также организацию мероприятий по повышению информационной грамотности.

Какова специфика и общие черты парламентских библиотек?

Парламентские библиотеки характеризуются тем, что их деятельность направлена на поддержку парламента и законодательной работы. Они предоставляют информационные ресурсы, помогают в проведении исследований и анализе, а также способствуют развитию информационной грамотности среди парламентариев и других сотрудников.

Каков опыт деятельности парламентской библиотеки в разных странах?

Опыт деятельности парламентских библиотек может отличаться в разных странах. Однако в целом они выполняют схожие функции - предоставление информационной поддержки парламенту, обеспечение доступа к актуальным данным и ресурсам, проведение исследований по парламентской тематике и поддержка информационной грамотности.

Какова общая характеристика Парламентской библиотеки РФ?

Парламентская библиотека РФ - это управленческая библиотека, которая обеспечивает актуальную информационную поддержку деятельности российского парламента. Она предоставляет широкий спектр услуг, включая доступ к электронным ресурсам, организацию мероприятий и консультаций, а также осуществляет исследования и анализ данных для поддержки принятия решений.

Какие особенности характеризуют парламентские библиотеки?

Парламентские библиотеки обладают спецификой и общими чертами, такими как предоставление информационных ресурсов и консультационных услуг, специализация на парламентской деятельности, а также стремление к нейтральности и балансу информации.

Какой опыт парламентская библиотека имеет в разных странах?

Парламентские библиотеки в разных странах имеют различный опыт деятельности. Некоторые парламентские библиотеки, например, библиотека Конгресса США, являются крупнейшими и наиболее известными в мире. В других странах, таких как Великобритания, Канада, Австралия, также существуют парламентские библиотеки, которые выполняют важные функции в поддержке парламентской работы.

Каковы основные услуги и направления деятельности Парламентской библиотеки Российской Федерации?

Основные услуги и направления деятельности Парламентской библиотеки Российской Федерации включают предоставление информационных ресурсов, проведение научно-исследовательской и информационно-аналитической работы, оказание консультационных услуг, поддержку парламентского контроля и мониторинга, а также содействие информационному обслуживанию парламента и общественности.

Как можно охарактеризовать общую характеристику Парламентской библиотеки Российской Федерации?

Парламентская библиотека Российской Федерации является специальным информационным центром, который обеспечивает профессиональную поддержку деятельности федерального Законодательного органа в области информационных исследований, аналитики и консультаций.