Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением слуха средствами подвижных игр.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 44 44 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.10.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Современное представление об особенностях проведения занятий по развитию координационных способностей 7
1.1 Понятие, классификация и причины нарушения слуха 7
1.2 Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха 13
1.3 Особенности развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха 15
1.4 Методы работы по развитию пространственных представлений у дошкольников. 16
1.5 Гипотеза исследования 18
Глава 2 Цели, задачи и методы организации исследования 20
2.1 Цель и задачи исследования 20
2.1 Методы исследования 20
2.3 Организация исследования 22
Глава 3 Оценка эффективности применения подвижных игр для развития ориентировки в пространстве у слабослышащих 24
3.1 Исходный уровень координации движений 24
3.2 Комплекс подвижных игр для развития координации движений 25
3.3 Динамика развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями слуха 35
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 1 43

Фрагмент для ознакомления

По сигналу тренера играющие начинают передачу шарика над собой, перемещаясь по своей площадке. При этом они могут передавать шарик партнерам по команде. Задачей обеих команд является не допустить, чтобы шарик коснулся пола и вышел за пределы площадки. Игра имеет длительность 3–5 мин. Побеждает команда, допустившаянаименьшее количество ошибок.Методические рекомендации: данную игру необходимо проводить на волейбольной площадке.Таким образом, во время проведения утренней гимнастики с дошкольниками, которые имеют нарушения слуха, тоже есть свои особенности. Поскольку компенсация потери слуха идет, как правило, за счет зрения, важно, чтобы инструктор (воспитатель) попытался использовать эту особенность организации подвижных игр. Ребенок должен видеть, что он должен выполнить, так что выполнение движений должно быть особенно точным и сопровождаться словесной инструкции.Вторым педагогическим условием нашего исследования является использование подвижных игр во время прогулок на свежем воздухеПрогулка с детьми на открытом воздухе имеет важное значение для физического развития ребенка-дошкольника. Ходьба является первым и наиболее доступным средством закаливания организма ребенка. Это повышает его выносливость и устойчивость к неблагоприятным экологическим последствиям, особенно простуды.На прогулке дети играют, много двигаться. Движение усиливает обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшает аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более мобильными, гибкими, смелый, выносливый. Они разрабатывают моторику, укрепляет мышечную систему, повышают жизненный тонус.Прогулки способствует умственному развитию, а дети получают много новых впечатлений и знаний о мире.Ведущая роль отдается играм, в основном, подвижным. Они разрабатывают основные движения, психическое напряжение снимается .Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начать игру с большей мобильности, связанной с передвижением, бросанием мяча, прыжками. Развлечения и захватывающие игры помают детям лучше переносить холодную погоду. В мокрую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) педагоги должны организовать сидячие игры, которые не требуют много места.Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнения в равновесии должны быть организованы в теплые весенние, летние и осенние дни в начале.Во время прогулки можно широко использовать сюжетные народные игры с предметами, в старших возрастных группах - элементы спорта: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду, проводятся водные игры.Время игры на открытом воздухе и упражнения для утренней прогулки: в младшей группе - 6 - 10 минут, в среднем - 10-15 минут в старших и подготовительных - 20-25 минут. В вечерней прогулки: на младших и средних групп - 10-15 минут в старших и подготовительных - 12 -15 минут. Каждый месяц Практика 2-3 раза и повторить игру в течение месяца и закрепить 3-4 раза в год.В младшем возрасте рекомендуется для игры текст (имитация действий педагога).В средней группе учитель распределяет роли среди детей (роль вождения даётся ребенку, который может справиться с этой задачей).В старшей и подготовительной группе состоятся игры, эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.Конец подвижной игры предполагает ходьбу, или низкой мобильности игры, постепенно снижая физическую активность.Не допускается длительное воздействие детей ходить без движения. Дети требуют особого внимания с ограниченной подвижностью, которые должны быть вовлечены в игры на открытом воздухе.Во время прогулки воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: одни организовать игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, в третьем случае – прыжки и так далееИгры с движениями высокой интенсивности не должны быть в конце утренней прогулки, прежде чем покинуть площадку, так как в этом случае дети получают степень перевозбуждения, которая влияет на характер дневного сна, уменьшает продолжительность сна, это может быть причиной потери аппетита.В дополнение к мобильным (подвижным) играм и отдельным упражнениями в основных движениях, прогулка организована развлекательная и спортивная. Летом - это велосипед, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяной дорожке, катание на лыжах.За полчаса до конца спокойных прогулок воспитатель организует игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Приведем пример подвижных игр, которые используются на прогулке с детьми дошкольного возраста, которые имеют слуховые нарушения.1. " С флажком" Цель: развивать такие качества, как внимание, скорость реакции, во время игры возникает возможность развивать навыки ориентирования в пространстве с помощью визуального контроляКоличество участников - не ограниченоОборудование: цветные повязки для каждого игрока команды, флагиБрифинг: В средней части учитель ставит флаг или палку Игроки стоят в полукруге (40-50 метров от флага). По команде все готово для запуска. Дайте сигналы: "влево", "на месте бегом марш!" "Вправо!", "Круг" и другие. Играя, участники ориентируются в пространстве, выполнения эти команды. После этого, учитель должен дать сигнал: "с флажком марш". Дети начинают двигаться в сторону флага, в 15-20 шагов дается сигнал "Стоп!". Все останавливается. Побеждает тот, кто ближе всего подошел к флажку.Руководство: игра проводится 4-5 раз.2. "Грибная охота". Цель: развитие равновесия (координации) формирование качества - точность и скорость движений.Количество участников не ограничено.Оборудование: канат ограждения, доски, мосты, конусы, сумкиИнструкция. Через канавы, ширрина которых 1,5 до 2 метров, развернут параллельно друг другу, 2 узких моста. 2-ое игроков от каждой команды держатся близко к мосту, на страхование, канатных перил. С одной стороны растут - "грибы", то есть конусы рассеяны, с другой стороны - есть 2 команды, которые играют. По сигналу первые игроки начинают двигаться по мосту, "рвать" один "гриб", в результате чего приносят его в свою команду и ставят в "корзину" - полиэтиленовые мешки. И посылают следующих участников и так далее. Игра длится от 5 до 7 минут. По свистку учитель останавливает игру. Побеждает команда, которая в «корзину» поставила (собрала) больше «грибов».Руководство: игра может быть проведена от 2 до 3 раз.3. "Быть неразлучными друзьями." Цель: формирование понимания о совместных действиях участников, повышение координации.Количество участников не ограниченоОборудование. Резиновое кольцо.Брифинг (инструкция): пары игроков выстраиваются на линии «Старт». Левая нога и правая нога другого участника в паре соединены резиновым кольцом. Каждая пара по команде учителя преодолевает расстояние, равное 25-30 метрам. Команда, которая использует шанс быстрее остальных добраться до финиша, получает одно очко. Игра повторяется несколько раз. Победителем становится команда с наибольшим количеством очковРуководство: в этой игре вы должны внимательно следить за соблюдением ТБ (безопасность) перила, необходимо поддержать взрослым4"Быстрее идти". Цель: поднять чувства взаимопомощи, скорость развития движения.Количество участников: более десяти человек.Оборудование: туристское снаряжение (мошенник, рюкзак, обувь Кружка и так далее).Инструкция. Игра включает в себя всех участников прогулки, которые делятся на две или три равные команды. На линии "Пуск" капитаны с ними все оборудование для "кампании": носки, обувь, куртки , мыло, кружка, полотенце и так далее. Количество элементов равно количеству игроков для каждой команды. Члены обеих команд выстраиваются на одной линии в 20 метрах от своего капитана. Направляя команду Выполнить, чтобы капитан положил в рюкзак единиц оборудования - Капитан помогает носить рюкзак и побежал вернуться, снять рюкзак, прошел в следующий, он бежит к капитану ставит еще один из вещей, и так далее , Последний член команды работает с капитаном, чтобы помочь ему надеть куртку (куртки) и рюкзак, а затем вместе они возвращаются к своей команде. Победитель - команда, которая подготовила капитана "марш" из первых.Методические указания. Игра может повторяться 2-3 раза, меняя капитанов.Таким образом, во время прогулок на свежем воздухе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха решаются задачи активного отдыха, укрепления здоровья, всестороннего развития, расширения знаний об окружающем мире, природе; приобретаются навыки общения, взаимопомощи, заботливого отношения к товарищам.Прогулка может пройти весело и интересно, если заранее продумать и предложить детям новые игры, в частности те, которые нацелены на развитие ориентировки в пространствеИсходя из вышесказанного, мы можем сказать о том, что правильно подобранные и организованные подвижные игры оказывают положительное влияние на развитие ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями слуха\3.3 Динамика развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями слухаС целью выявления динамики развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями нами были использованы те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.Результаты исследования по методике «Бабочка» представлены в таблице 3 и на рисунке 2Таблица 3Результаты контрольного среза (методика «Бабочка»)Уровень развития Количество учениковДоля в %Высокий220%Средний 550%Низкий330%Рис. 2 «Диаграмма результатов контрольного среза (методика «Бабочка»)»Представим результаты исследования по методике «Определи и раскрась» (см. табл.4)Таблица 4Результаты контрольного среза (методика «Определи и раскрась»)Уровень развития Количество учениковДоля в %Высокий330%Средний 440%Низкий330%Результаты контрольного среза по методике «Лево-право» отображены в табл. 5 и на рис.2Таблица 5Результаты контрольного среза (методика «Лево-право»)Уровень развития Количество учениковДоля в %Высокий440%Средний 550%Низкий110%Рис. 3 «Диаграмма результатов контрольного среза (методика «Лево-право»)»На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены три уровня развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями слуха (высокий, средний, низкий). Для того, чтобы определить положительную или отрицательную динамику представим результаты констатирующего эксперимента и повторной диагностики в таблице 6 на и на рисунках 4, 5Таблица 6Динамика развития ориентировки в пространствеУровень развитияКоличество респондентовДоля в %Конст экспКонтр срезКонст экспКонт срезВысокий1210%20%Средний4640%60%Низкий5250%20%Рис.4 «Диаграмма уровней развития ориентировки в пространстве (констатирующий эксперимент)»Рис.5 «Диаграмма уровней развития ориентировки в пространстве (повторная диагностика)»Анализируя таблицу 6, а также рисунки 4 и 5 мы можем сказать, что после проведения экспериментальной работы наблюдается положительная динамика развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями слуха. Высокий уровень увеличился на 10 % (за счёт 1-ого ребёнка) На средний уровень развития ориентировки в пространстве перешли 2 дошкольника с нарушениями слуха. Засчет того, что увеличились показатели высокого и среднего уровня упал показатель низкого уровня ( 50% на этапе констатирующего эксперимента и 20% на этапе повторной диагностики).Таким образом, мы можем сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования является доставерной.ЗаключениеПространственное представление - представление, которые отражает пространственные отношения объектов (размер, форма, положение, движение). Уровень обобщения и схематического изображения пространственных отношений зависит от самих объектов, а также от задачи, которая осуществляется индивидом, и в которой общественность использует инструменты пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).Представления о пространстве формируются у ребенка постепенно. Фундаментальный шаг в формировании пространственных представлений о структуре восприятия ребенка собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, чувство взаимодействия с внешней стороной тела, а также взаимодействия ребенка со взрослыми. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает развиваться понимание направо и налево, то есть, формируется представление о расположении окружающих предметов. Процесс формирования ориентировки в пространстве ребенка - отличие правой и левой стороны своего тела заканчивается около шести лет. Чтобы понять, образуется ли дошкольник понятий направо и налево, чтобы определить, с уверенностью воспринимает ли он схему собственного тела, вы должны спросить, чтобы увидеть, где его правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз, и остальные из частейтела (ухо, щеку, локоть, колено, плечо, и так далее. д.). Плохо образованные представление правой и левой частей тела часто являются причиной расстройств письменной речи (чтение, письмо).Но воспитателю следует учитывать, что развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением слуха имеет свои особенности – главную роль играет зрительный анализатор.Эффективным методом развития ориентировки в пространстве для таких детей является использование подвижных игр, так как дети видят, что им нужно делать, повторяют за педагогом, таким образом, формируя не только ориентирование в пространстве, координацию движений, но и умственное и физическое развитие.Список литературыБессарабов Н.С., Возрастная динамика двигательных способностей и их формирование на уроках физкультуры у глухих школьников. [Текст]: дисс... к. пед.н.- М., 1999. – С.17 – 85Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Норма, 2007. – 387 с.Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии- М.:АСТ; Астель, 2008 – 222 с. (Высшая школа)Выготский Л. С. Проблемы возраста. – М., 2004. – 396 с.Годинай Г.Н., Пилюгина Э.Г. “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1998.Говорова Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994. – 387 с.Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 4-9Головчиц Л.А Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2010 г. 320 страниц Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. [Текст]: – СПб.: Питер, 2006. – 304с.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.Коротков И.М. Подвижные игры детей. [Текст]. / И.М. Коротков – М.: Советская Россия, 1987. – 160 с.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст]: учебное пособие / Б.Х. Ланда – М.: Советский спорт, 2004. – 192 с.Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст/ Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. – 320 с.Немов Р.С. Психология: психология образования. [Текст]: учебник для высш. учеб. заведений. / Р.С. Немов – М.: Владос, 2003. – 348 с.Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет- М.: «Советский спорт», 2003 – 68 с.Подвижные игры. [Текст]: учебное пособие. / под общ. ред. В.Ф. Мишенькиной – Омск: 2004. – 92 с.Фурманов И.А., Фурманова Н.В.Психология депривированного ребёнка: пособие для психологов и педагогов/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС • 2010 год • 320 страницhttp://detsad24-viselki.ruhttp://bmsi.ruhttp://www.i-gnom.ruhttp://dohcolonoc.rПриложение 1Материал для диагностики по методике «Определи и раскрась»

Список литературы
1. Бессарабов Н.С., Возрастная динамика двигательных способностей и их формирование на уроках физкультуры у глухих школьников. [Текст]: дисс... к. пед.н.- М., 1999. – С.17 – 85
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Норма, 2007. – 387 с.
3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии- М.:АСТ; Астель, 2008 – 222 с. (Высшая школа)
4. Выготский Л. С. Проблемы возраста. – М., 2004. – 396 с.
5. Годинай Г.Н., Пилюгина Э.Г. “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1998.
6. Говорова Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994. – 387 с.
7. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 4-9
8. Головчиц Л.А Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2010 г. 320 страниц
9. Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. [Текст]: – СПб.: Питер, 2006. – 304с.
10. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.
11. Коротков И.М. Подвижные игры детей. [Текст]. / И.М. Коротков – М.: Советская Россия, 1987. – 160 с.
12. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст]: учебное пособие / Б.Х. Ланда – М.: Советский спорт, 2004. – 192 с.
13. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст/ Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. – 320 с.
14. Немов Р.С. Психология: психология образования. [Текст]: учебник для высш. учеб. заведений. / Р.С. Немов – М.: Владос, 2003. – 348 с.
15. Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет- М.: «Советский спорт», 2003 – 68 с.
16. Подвижные игры. [Текст]: учебное пособие. / под общ. ред. В.Ф. Мишенькиной – Омск: 2004. – 92 с.
17. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребёнка: пособие для психологов и педагогов/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС • 2010 год • 320 страниц
18. http://detsad24-viselki.ru
19. http://bmsi.ru
20. http://www.i-gnom.ru
21. http://dohcolonoc.r

Вопрос-ответ:

Какие особенности проведения занятий по развитию координационных способностей у детей с нарушением слуха?

Одной из особенностей проведения занятий по развитию координационных способностей у детей с нарушением слуха является необходимость использования средств подвижных игр. Это связано с тем, что дети с нарушением слуха часто имеют ограничения в общении и восприятии слуховой информации, поэтому для них особенно важны визуальные и тактильные сигналы, которые могут быть представлены в игровой форме.

Что такое нарушение слуха и какие есть его классификации?

Нарушение слуха - это состояние, характеризующееся ухудшением функций слуховой системы. Классификации нарушения слуха могут быть различными в зависимости от причин и степени нарушения. Например, нарушение слуха может быть природным или приобретенным, может быть конгенитальным или постнатальным. Также можно выделить слепоутихание, что означает сочетание нарушения слуха и зрения. Классификации нарушения слуха помогают определить особенности развития и обучения детей с этим состоянием.

Каковы особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха?

Дети дошкольного возраста с нарушением слуха имеют определенные особенности психофизического развития. Например, у них может быть задержка развития речи, они могут испытывать трудности в коммуникации и социализации. Также могут наблюдаться проблемы с восприятием и осмыслением информации, что требует специальных подходов к обучению и развитию этих детей.

Какие особенности развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха?

У дошкольников с нарушением слуха могут быть особенности в развитии координационных способностей. Например, они могут испытывать трудности с ориентацией в пространстве, координацией движений и равновесием. Это связано с ограничениями в получении информации через слуховую систему. Поэтому развитие координационных способностей у детей с нарушением слуха требует дополнительной работы и использования специальных методик и игр.

Какие особенности проведения занятий по развитию координационных способностей у детей с нарушением слуха?

При проведении занятий по развитию координационных способностей у детей с нарушением слуха необходимо учитывать их особенности восприятия и коммуникации. Необходимо использовать средства подвижных игр, так как они помогают детям понять пространство и развить ориентировку. Также важно использовать визуальные и тактильные сигналы для организации движений и помощи в ориентировке в пространстве.

Какие особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха?

Дети дошкольного возраста с нарушением слуха могут испытывать задержку в развитии моторики, координации движений, равновесия. Они также могут испытывать трудности с восприятием и пониманием пространства. Поэтому проведение занятий по развитию координационных способностей является важным моментом в их развитии.

Какие методы работы используются при развитии ориентировки в пространстве у детей с нарушением слуха?

При развитии ориентировки в пространстве у детей с нарушением слуха используются методы работы с помощью подвижных игр. Например, можно использовать игры, которые требуют движения в пространстве, размещения объектов в определенном порядке или нахождения пути к определенной точке. Такие игры помогают детям развивать ориентацию, координацию движений и понимание пространства.

Какие классификации и причины нарушения слуха могут быть у детей?

Нарушение слуха у детей может быть классифицировано по различным причинам. Например, нарушение слуха может быть врожденным или приобретенным, а также может быть связано с поражением внутреннего уха или центральной нервной системы. Причинами нарушения слуха могут быть генетические факторы, инфекционные заболевания, травмы, преждевременное рождение и другие.

Какие способы развития ориентировки в пространстве используются при проведении занятий с дошкольниками с нарушением слуха?

При проведении занятий с дошкольниками с нарушением слуха используются различные способы развития ориентировки в пространстве. В основном, это подвижные игры, которые помогают детям развивать координационные способности и улучшать свое пространственное восприятие. Например, дети могут играть в "Слепого кота", где один из участников закрывает глаза, а другие должны указывать ему направление, чтобы он смог найти их. Также используются игры с рисованием на полу или игровые площадки с разными препятствиями, которые помогают детям лучше ориентироваться в пространстве и развивать свое равновесие и гибкость.