Государственная политика по природопользованию охране окружающей среды.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 29.10.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1. Понятие и сущность управления природопользованием и охраной окружающей среды 6
1.2. Роль государства в управлении природопользованием и охраной окружающей среды 10
1.3. Экономические механизмы реализации государственной политики по природопользованию и охране окружающей среды 14
Выводы по главе I 16
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РФ 18
2.1. Основные направления государственной политики РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды 18
2.2. Перспективы развития государственной политики природопользования и охраны окружающей среды в РФ 23
Выводы по главе II 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Комплексный подход к использованию природныхресурсов и охране окружающей среды означает выявление, учет и оценку всего многообразия ресурсовтерритории, рассмотрение объектов использования как составной части целогоприродного комплекса, определение всех возможных последствий измененийприроды, обоснование и выбор таких путей хозяйственной деятельности, которые позволяют наиболее полно использовать ресурсы, сократитьотходы и минимизировать отрицательное воздействие на окружающую природную среду.Целью концепции комплексного природопользования выступает обеспечения перспектив устойчивого развития государства и его регионов на основе выявления его природно-ресурсного потенциала для достижения социальных, экологических и экономических целей. Рациональное природопользование обуславливает экономию за счет снижения издержек основного производства, удешевленияпоставок сырья и материалов. Основными характерными особенностямикомплексного природопользования является наиболее полноеэкологически и экономически оправданное использование природных ресурсов, и рациональная отраслевая структура.Внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использованияприродных ресурсов, должно происходить на трех уровнях: государственном, региональном, на уровне отдельной отрасли или предприятия. На государственном уровне необходимы разработка механизма усиления экономической заинтересованности коммерческих банков в кредитовании проектов, связанных с природопользованием; выделение средств на формирование государственных фондов поддержки природоохранных мероприятий.Для формирования устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в России необходимо сформировать финансово-кредитный механизм управления природопользованием, включающий [11, с. 111]:«систему финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды из средств бюджетов различных уровней; развитую систему экологических фондов, инновационных экологических фондов, экологических фондов предприятий; систему федеральных и региональных экологических банков, специальных банков для реализации крупных экологических программ и проектов; привлечение средств за счет фондов экологического страхования;использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды; систему льготных экологических инвестиционных кредитов».На региональном уровне необходимы следующие мероприятия по развитию государственной политики природопользования и охраны окружающей среды [10]:возмещение процентных ставок за счет средств местного бюджета по кредитам, которые будут привлечены предприятиями для реализации своих инвестиционных проектов экономического природопользования; разработка программы целевого кредитования предприятий, занимающихся природоохранной деятельностью, рациональным природопользованием и тому подобное; приоритетное направление средств на финансирование прибыльных проектов с целью повышения эффективности использования региональных инвестиционных ресурсов. На уровне отрасли или отдельных предприятий необходимо совершенствование амортизационной политики путем применения наиболее соответствующих условиям деятельности предприятия методов амортизации.Таким образом, одной из основных задач современности является увеличивающееся привлечение природных ресурсов в сферу деятельности человечества. Степень обновления и исчерпаемости ресурсов во многом зависит от характера природопользования. Поэтому развитие государственной политики природопользования и охраны окружающей среды в РФ должно быть направлено в сторону комплексного природопользования, что позволит обеспечить устойчивое развитие государства и его регионов на основе природно-ресурсного потенциала.Выводы по главе IIАнализ основных направлений государственной политики РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды показал, что государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды направлена на обеспечение потребности общества в предотвращения и (или) уменьшении неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды в результате осуществления хозяйственной деятельности. В современных условиях её основными направлениями выступают разработка различных прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка и внедрение федеральных программ в области природопользования и охраны окружающей среды РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды. Основным перспективным направлением развития государственной политики природопользования и охраны окружающей природной среды выступает комплексное природопользование, которое предполагает стабильность системы законодательных актов и нормативов в условиях быстрого реагирования на изменения в окружающей внешней и внутренней среды. Внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, должно осуществляться на трех уровнях: государственном, региональном и на уровне отдельной отрасли или предприятия. Комплексная взаимосвязанная реализация политики природопользования и охраны окружающей среды на этих уровнях позволит обеспечить устойчивое развитие государства, а также улучшение качества жизни общества в условиях окружающей природной среды.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современном мире сохранение гармонии человека иприроды в условиях ограниченных природных благ может быть достигнуто путем рационального взаимодействия между окружающейприроднойсредой и обществом. Управление природопользованием и охраной окружающей средой является одним из необходимым направлением государственной политики любого государства. Оно представляет собой комплекс мер попроведению законотворческой деятельности в области охраны окружающей среды, разработке программ и мероприятий по охране окружающей среды, контролю исполнения норм в области охраны окружающей среды и нормативных актов всех уровней.Управление природопользованием и охраной окружающей средой может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным и иметь такие объекты управления, как социально-эколого-экономические системыразного масштаба и уровня, то есть осуществляться на уровне страны, региона, предприятия, природного комплекса или в условиях их взаимного влияния друг на друга.Роль государства в управлении процессами природопользования и охраной окружающей природной среды заключается в осуществлении соответствующей политики, направленной на регулирование комплексного природопользования. Для этого государство использует различные методы воздействия на социально-экономические процессы, среди которых важное место занимает налоговая политика и правовое регулирование.Для реализации государственной политики используются соответствующие экономические механизмы, которые позволяют обеспечивать рациональное использование природных ресурсов в стране, а также ограничивать отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду.Существует три типа экономических механизмов природопользования:либеральный или ограничивающий (догоняющий), стимулирующий, жесткий или подавляющий. Внедрение того или иного экономического механизма природопользования и охраны окружающей природной среды предусматривает решение проблемы выбора целей развития экономики страны.Анализ основных направлений государственной политики РФ по природопользованию и охране окружающей среды показал, что она предполагаетобеспечение потребностей общества в предотвращения или уменьшении неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей природнойсреды в результате хозяйственной деятельности человека. В современных условиях основными направлениями государственной политики РФ по природопользованию и охране окружающей среды выступают разработка различных прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка и внедрение федеральных программ в области природопользования и охраны окружающей среды РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды. Основным перспективным направлением развития государственной политики РФ по природопользованию и охране окружающей среды является комплексное природопользование. Оно базируется на стабильной системе законодательных актов и нормативов, но при этом эта система должна быть эластичной, то есть быстро реагировать на изменения компонентов окружающей внешней и внутренней среды, уметь приспосабливаться к изменениям. Внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, должно происходить на трех уровнях: государственном, региональном и на уровне отдельной отрасли или предприятия. Комплексная взаимосвязанная реализация политики природопользования и охраны окружающей среды на этих уровнях позволит обеспечить устойчивое развитие государства, а также улучшить качества жизни общества в условиях окружающей природной среды.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые документыЛесной Кодекс Российской Федерации от 29.01.97. №22-ФЗ.Постановление Правительства РФ «О государственном водном кадастре Российской Федерации» от 23.04.94 № 379. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. №2.Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Статьи, монографии на русском языкеАткинсон Э., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995.Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 2009. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник. М.: Юристь, 2004.Варанкин В.В. Методологические вопросы региональной оценки природных ресурсов. М.: Экономика, 2007.Голованов, Е.Б. Экономика природопользования: текст лекций. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де Жанейро // Зеленый мир. 1993. № 3.Дубовик О.А. Экологическое право: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.Зырянова У.П. Экономика природопользования и природоохранной деятельности: учебное пособие / У. П. Зырянова, В. В. Кузнецов, В. Н. Лазарев. Ульяновск: УлГТУ, 2011.Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг: учеб. пособие. СПб: СПбГИЭУ, 2007.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. изд. М.: ИНФРА-М, 1999.Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н. Экологический менеджмент: Учебное пособие. СПб: СПбГИЭУ, 2005.Матвеев А.В. Управление охраной окружающей среды: учеб. пособие / СПбГУАП. СПб, 2003.Нестеров П.М. Экономика природопользования: учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1984.Норт К. Основы экологического менеджмента (введение в экологию промышленного производства). М., 2003.Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: учебник для вузов. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999.Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. №3. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2003. №4.Экономика природопользования / под ред. Т.С. Хачатурова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.Эндрес А.,Квернер И. Экономика природных ресурсов: перевод под ред. Н. Пахомовой, К. Рихтера, 2-еизд. СПб: Питер, 2004.Статьи, монографиинаиностранномязыкеConstanza R. Ecological economics. N.Y.: Columbia University Press, 1991.Hotelling H. The Economics of Exhaustible Resources // Journal of Political Economy. 1931. Vol. 39. № 2. Реаrсе O., Turner K., Batman I. Environmental Economics. An Elementary Introduction. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1993. Pigou A.C. The Stationary State. London: Macmillan, 1935.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29.01.97. №22-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ «О государственном водном кадастре Российской Федерации» от 23.04.94 № 379.
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2.
4. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. №2.
5. Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10.
Статьи, монографии на русском языке
6. Аткинсон Э., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995.
7. Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 2009.
8. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.
9. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник. М.: Юристь, 2004.
10. Варанкин В.В. Методологические вопросы региональной оценки природных ресурсов. М.: Экономика, 2007.
11. Голованов, Е.Б. Экономика природопользования: текст лекций. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.
12. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де Жанейро // Зеленый мир. 1993. № 3.
13. Дубовик О.А. Экологическое право: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
14. Зырянова У.П. Экономика природопользования и природоохранной деятельности: учебное пособие / У. П. Зырянова, В. В. Кузнецов, В. Н. Лазарев. Ульяновск: УлГТУ, 2011.
15. Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг: учеб. пособие. СПб: СПбГИЭУ, 2007.
16. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. изд. М.: ИНФРА-М, 1999.
17. Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н. Экологический менеджмент: Учебное пособие. СПб: СПбГИЭУ, 2005.
18. Матвеев А.В. Управление охраной окружающей среды: учеб. пособие / СПбГУАП. СПб, 2003.
19. Нестеров П.М. Экономика природопользования: учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1984.
20. Норт К. Основы экологического менеджмента (введение в экологию промышленного производства). М., 2003.
21. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: учебник для вузов. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999.
22. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.
23. Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. №3.
24. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2003. №4.
25. Экономика природопользования / под ред. Т.С. Хачатурова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
26. Эндрес А., Квернер И. Экономика природных ресурсов: перевод под ред. Н. Пахомовой, К. Рихтера, 2-е изд. СПб: Питер, 2004.
Статьи, монографии на иностранном языке
27. Constanza R. Ecological economics. N.Y.: Columbia University Press, 1991.
28. Hotelling H. The Economics of Exhaustible Resources // Journal of Political Economy. 1931. Vol. 39. № 2.
29. Реаrсе O., Turner K., Batman I. Environmental Economics. An Elementary Introduction. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1993.
30. Pigou A.C. The Stationary State. London: Macmillan, 1935.
Вопрос-ответ:
Что такое управление природопользованием и охраной окружающей среды?
Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это система мер и действий, направленных на рациональное использование природных ресурсов и защиту окружающей среды от негативного воздействия человека.
Какая роль государства в управлении природопользованием и охраной окружающей среды?
Государство играет важную роль в управлении природопользованием и охраной окружающей среды, оно разрабатывает и реализует государственную политику в этой области, создает нормативно-правовую базу, осуществляет контроль и надзор за соблюдением экологических требований и регуляций.
Какие экономические механизмы используются в реализации государственной политики по природопользованию и охране окружающей среды?
В реализации государственной политики по природопользованию и охране окружающей среды используются различные экономические механизмы, такие как экологические налоги и сборы, экономические стимулы для использования энергосберегающих и экологически чистых технологий, создание рынка экологических услуг и торговли квотами загрязнений.
Какими выводами можно сделать по главе I "Управление природопользованием и охраной окружающей среды"?
По главе I "Управление природопользованием и охраной окружающей среды" можно сделать следующие выводы: управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется с помощью системы мер и действий, роль государства в этом процессе является важной и включает разработку и реализацию государственной политики, а также создание нормативно-правовой базы, экономические механизмы позволяют достичь целей государственной политики по природопользованию и охране окружающей среды.
Какие основные разделы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются три главы: глава I "Управление природопользованием и охраной окружающей среды", глава II "Государственная политика природопользования", и глава III "Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды". В каждой главе рассматриваются различные аспекты данной темы.
Какова роль государства в управлении природопользованием и охраной окружающей среды?
Государство играет важную роль в управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Оно разрабатывает и реализует государственную политику в этой области, а также осуществляет контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства. Государственные органы проводят экологическую экспертизу проектов, разрабатывают и внедряют экономические механизмы, направленные на стимулирование экологически ответственного поведения субъектов хозяйствования. Также государство создает правовую базу для охраны окружающей среды и регулирования природопользования.
Какие экономические механизмы используются для реализации государственной политики по природопользованию и охране окружающей среды?
Для реализации государственной политики по природопользованию и охране окружающей среды применяются различные экономические механизмы. Один из них - это использование экологических налогов и сборов. Это позволяет создать финансовые ресурсы для реализации природоохранной деятельности и стимулировать экологически ответственное поведение предприятий. Также применяются субсидии и государственные заказы на экологические товары и услуги, что способствует развитию экологический технологий и отраслей. Кроме того, ведется работа по созданию экономической инфраструктуры и инструментов, направленных на оценку стоимости природных ресурсов и экосистемных услуг.
Какие выводы можно сделать на основе главы I статьи?
В результате анализа главы I статьи можно сделать следующие выводы. Во-первых, управление природопользованием и охраной окружающей среды является важной задачей, решение которой требует активного вмешательства государства и разработки соответствующих политических и экономических механизмов. Во-вторых, государство играет ключевую роль в этом процессе, осуществляя контроль, координацию и регулирование деятельности субъектов хозяйствования. В-третьих, для реализации природоохранной политики применяются различные экономические инструменты, такие как налоги, субсидии и государственные заказы на экологические товары и услуги.