6. Игра как средство коррекции речи у дошкольников с ФФН (ОНР).
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 01.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Определение фонетико-фонематического недоразвития. Особенности проявлений фонетико-фонематического недоразвития 4
2. Психолого-педагогическая характеристика детей сфонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
3. Использование игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей 10
Заключение 16
Список литературы 17
д.б) игры-драматизации (игры-представления). Задача игр: воспроизведение содержания сказок, поведения знакомых персонажей, изображение действующих лиц сказок, их характерных движений, диалогов.Значение игр-драматизаций: - развитие интересак книге;- развитие творческих способностей;- развитие выразительности речи и движений. Подготовка к проведению игр-драматизаций:1) выбор сказки; 2) отраженноечтение;3) беседапо вопросам, уточняющим содержание;4)заучивание; 5) отработка движений, характерных для персонажей; 6) непосредственная игра.в) сюжетно-ролевые игрыЗадачи игр:- обобщениесобственного опыта, впечатлений;- обучениеиспользованию правильной речи в разнообразных и близких к повседневной жизни условиях.Дети пятого года жизни:игры в семью, детские праздники, поездки и путешествия, игры в куклы. Дети шестого года жизни: подражание взрослым; воспроизведение того, что делают мама, папа, воспитатель детского сада; игры в магазин, почту, свою улицу; распределение ролей. Дети седьмого годажизни: усложнение тем сюжетно-ролевых игр; отражение полноты представлений о жизни; проявление наклонности к определенным занятиям; определение отношения к окружающему и к окружающим; оформление и закрепление отношений, которые в дальнейшем будут проявлены ребенком в жизни.Значение сюжетно-ролевых игр:-нормализация отношений с окружающими;-подготовка к правильному поведению, речи и отношениям в жизненных ситуациях;-формирование чувства правильной оценки своих способностей, своей роли в коллективе;-тренировкаправильности речи.Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игры:1) предварительная подготовка;вызвать заинтересованность ребенка игрой; определение задачи и последовательность игры;2) выбор и подготовка условийигры;3) дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть; 4) проведение сюжетно-ролевой игры. В целом, значениевсех выше обозначенных игр для детей с ФФНР заключаются в следующем:1) тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложненных условиях;2) перенос новых навыков речи из особых условий в обычные условия;3) приобретение навыкаправильного отношения к окружающим и к своему месту в коллективе.ЗаключениеАнализ литературы позволяет отметить, что в современных условиях до 50% воспитанников дошкольных учреждений имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нуждаются в его коррекции. Фонетико-фонематическое недоразвитиеречидетей имеет внешние признаки и особенности, которые охватывают различные уровни речевой деятельности и языковой знаковой системы.У детей дошкольного возраста с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированностьее звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи характеризуются неправильным произношением звуков, их недостаточным различением, затруднением в звуковом анализе речи,задержкойлексико-грамматического развития.В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения отражаются на их участии в играх, что указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. Игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем, помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть, закрепить новые навыки речи и поведения, которые воспитываются на занятиях.Список литературы1. Бессонова Т.П., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.И. Основы логопедической работы с детьми. – АРКТИ, 2011 г.– 240 стр.2.Выготский Л.С. Мышление и речь.– М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.3.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. –М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.4.Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М., 2001.5.Селиверстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. – М.: Владос, 2010. – 318 с.6.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда. – М., Издательство: Книга по требованию, 2012. – 171 с.7.ЛурияА.Р.Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2013. – 384 с.8.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с.9. Туманова Т.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М.: Просвещение, 2014.– 207 с. 10. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2010.– 272 с. 11.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2008. – 384 с.12.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2015. – 360 с.
Список литературы
1. Бессонова Т.П., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.И. Основы логопедической работы с детьми. – АРКТИ, 2011 г.– 240 стр.
2.Выготский Л.С. Мышление и речь.– М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.
3.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. –М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
4.Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М., 2001.
5.Селиверстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. – М.: Владос, 2010. – 318 с.
6.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда. – М., Издательство: Книга по требованию, 2012. – 171 с.
7.ЛурияА.Р.Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2013. – 384 с.
8.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
9. Туманова Т.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М.: Просвещение, 2014.– 207 с.
10. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2010.– 272 с.
11.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2008. – 384 с.
12.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2015. – 360 с.
Вопрос-ответ:
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие?
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение речи у дошкольников, которое проявляется в трудностях с правильным произношением звуков и отличием графических символов.
Какие особенности проявлений фонетико-фонематического недоразвития у детей?
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием часто заменяют звуки в словах, пропускают или добавляют звуки. Они также могут путать похожие звуки или не слышать разницу между ними. Некоторые дети могут иметь проблемы с различением голосных и согласных звуков.
Какую психолого-педагогическую характеристику имеют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи часто испытывают трудности в общении и восприятии речи других людей. Они могут быть неуверенными в своих речевых навыках и избегать коммуникации. Такие дети часто испытывают эмоциональные проблемы из-за своего отличающегося способа общения.
Как игра может быть использована в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей?
Игра является эффективным средством коррекции фонетико-фонематического недоразвития. Через игру дети могут учиться правильному произношению звуков и отличению графических символов. Игры могут быть направлены на воспроизведение содержания сказок, драматизацию и представление знакомых ситуаций и поведения.
Какие виды игр могут использоваться в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей?
В коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей могут использоваться игры драматизации, игры представления и игры воспроизведения содержания сказок. Цель таких игр - помочь детям развить навыки правильного произношения звуков и отличения графических символов, используя сюжеты и персонажей из сказок и знакомые ситуации.
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие?
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста, связанное с ослабленной усвояемостью и правильной артикуляцией звуков речи.
Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие у дошкольников?
Фонетико-фонематическое недоразвитие может проявляться в замене или искажении звуков, запутывании звуков или их опущении в словах. У детей могут быть проблемы с образованием слогов и выделением ударных звуков.
Какие особенности психолого-педагогической характеристики детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием могут испытывать трудности в общении, проявлять затруднения в усвоении азбуки, чтении и письме. Они могут быть неуверенными в своих речевых навыках и испытывать проблемы с самооценкой.
Как игра может помочь в коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников?
Игра является эффективным средством для коррекции фонетико-фонематического недоразвития. Через игру дети могут улучшить свои артикуляционные навыки, научиться правильно произносить звуки речи, развить слуховую и фонематическую аналитическую деятельность.
Какие игры можно использовать для коррекции фонетико-фонематического недоразвития?
Для коррекции фонетико-фонематического недоразвития можно использовать различные игры, такие как игры-драматизации, игры-представления, игры на воспроизведение содержания сказок и игры на распознавание звуков и их сочетаний.
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие?
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение речи у детей, которое проявляется в неспособности правильно произносить звуки и звукосочетания.
Какие особенности проявляются у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием могут иметь трудности с артикуляцией звуков, заменять звуки другими, пропускать или искажать звуки в словах.