Краткий источниковедческий анализ по теме

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История государства и права
  • 10 10 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 07.11.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. ЦЕРКОВНЫЙ СУД В ДРЕВНЕЙ РУСИ 2
ЛИТЕРАТУРА 7

Фрагмент для ознакомления

Епископские суды разбирали дела, которые были связаны с преступлениями против общественной нравственности, такие как блуд, изнасилования, противоестественный грех, а помимо этого брак в запрещенной степени родства, самовольные разводы, жестокое обращение мужей с женами либо родителей с ребенком, неуважение ребенком родительской власти. Святительским судам подлежит кроме этого ряд иных случаев убийств; допустим, убийства в семье, изгнание плода, либо если жертвой смертоубийства являлось лицо бесправное – изгой либо раб, а кроме этого личная обида: оскорбление целомудрия женщин грязной бранью либо клеветой, помимо этого обвинение невинных в еретичествелибо в волшебстве. Что касаемо духовенства, то его в допетровскую эпоху по различным уголовным делам, помимо «смертоубийств, разбоев и татьбы с поличным», отвечали перед святительским судом. Как указывается профессором А. С. Павловым, «в древнем русском праве заметно преобладание принципа, по которому юрисдикция Церкви определялась не столько существом самых дел, сколько сословным характером лиц: лица духовные, как по преимуществу церковные, и судились у церковной иерархии.» В Судебниках Ивана III и Ивана IV так прямо и сказано: «а попа, и диакона, и чернеца, и черницу, и старую вдовицу, которые питаются от Церкви Божией, то судит святитель».Таким образом, судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была «Русская Правда».Церковный суд в Древней Руси, сформированный на основании уставов Владимира I и Ярослава Мудрого, распространялся на всех христиан, которые по отдельным делам не подлежали княжескому суду, на церковных людей, людей определен ной социальной принадлежности («вдовицы», врачи, «хромцы», лишенные средств существования и др.). Церковному суду подлежали «распусты» (разводы), двоеженство, «пошибание» (изнасилование), применение «зелья и душегубства», ведовство, ересь, побои внутри семьи, ответственность родителей за незамужество дочери, отказ от женитьбы при состоявшемся сватовстве и др. Кроме того, церковь на Руси (за определенную плату) выполняла функции службы мер и весов в торговле. Следовательно, христианство с помощью единой церковной организации, изначальной подчиненности княжеской власти способствовало укреплению государства, теологическая деятельность его представителей помогала консолидации древнерусской народности.Помимо того, церковь становится важнейшим общественным институтом. Приобретая большое количество земель, церковь вскоре стала одним из наиболее крупных землевладельцев. Распространение христианской религии продолжалось в течение нескольких столетий, в том числе и в период раздробленности.ЛИТЕРАТУРАИльина Т.А. Курс лекций по истории государства и права России. – М.: АСТ, 2010.Исаев И.А. История государства и права России: учеб.пособие. – М.: Проспект, 2009.История государства и права России. – М.: Проспект, ТК Велби, 2006.История государства и права России. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2006.История государства и права России. Экзаменационные ответы. – М.: Буклайн, 2006.

1. Ильина Т.А. Курс лекций по истории государства и права России. – М.: АСТ, 2010.
2. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009.
3. История государства и права России. – М.: Проспект, ТК Велби, 2006.
4. История государства и права России. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
5. История государства и права России. Экзаменационные ответы. – М.: Буклайн, 2006.

Вопрос-ответ:

Какие дела разбирали епископские суды в Древней Руси?

Епископские суды разбирали дела, связанные с преступлениями против общественной нравственности, такие как блуд, изнасилования, противоестественный грех. Кроме того, суды занимались делами о браках в запрещенной степени родства, самовольных разводах, жестоком обращении мужей с женами или родителей с ребенком, неуважении ребенком родительской власти. Также епископские суды рассматривали дела об убийствах и других преступлениях.

Какие случаи подлежат рассмотрению святительским судам?

Святительским судам подлежит рассмотрение дел, связанных с преступлениями против общественной нравственности, таких как блуд, изнасилования, противоестественный грех. Они также занимаются делами о браках в запрещенной степени родства, самовольных разводах, жестоком обращении мужей с женами или родителей с ребенком, неуважении ребенком родительской власти. Кроме того, святительские суды разбирают дела об убийствах и других преступлениях.

Какие преступления рассматривали епископские суды в Древней Руси?

Епископские суды рассматривали дела о преступлениях против общественной нравственности, таких как блуд, изнасилования, противоестественный грех. Они также рассматривали дела о браках в запрещенной степени родства, самовольных разводах, жестоком обращении мужей с женами или родителей с ребенком, неуважении ребенком родительской власти. Кроме того, к их компетенции относились дела об убийствах и других преступлениях.

Какие преступления подлежали рассмотрению епископскими судами в Древней Руси?

Епископские суды рассматривали дела о преступлениях против общественной нравственности, таких как блуд, изнасилования, противоестественный грех. Они также рассматривали дела о браках в запрещенной степени родства, самовольных разводах, жестоком обращении мужей с женами или родителей с ребенком, неуважении ребенком родительской власти. Святительские суды также были компетентны в рассмотрении дел об убийствах и других преступлениях.

Какие дела рассматривались на епископских судах в Древней Руси?

Епископские суды в Древней Руси рассматривали дела, связанные с преступлениями против общественной нравственности, такие как блуд, изнасилования, противоестественный грех. Также на этих судах разбирались вопросы, касающиеся браков в запрещенных степенях родства, самовольных разводов, жестокого обращения мужей с женами или родителей с детьми и неуважение детей к родительской власти. Кроме этого, святительским судам подлежали и другие случаи, включая убийства.

Какие преступления рассматривались на епископских судах в Древней Руси?

На епископских судах в Древней Руси рассматривались преступления против общественной нравственности, такие как блуд, изнасилования, противоестественный грех. Также на этих судах разбирались дела о браках в запрещенных степенях родства, самовольных разводах, жестоком обращении мужей с женами или родителей с детьми и неуважении детей к родительской власти. Кроме этого, на епископских судах рассматривались и другие случаи, включая убийства.

Какие случаи подлежали рассмотрению на епископских судах в Древней Руси?

На епископских судах в Древней Руси подлежали рассмотрению случаи, связанные с преступлениями против общественной нравственности, такие как блуд, изнасилования, противоестественный грех. Также на этих судах разбиралось вопросы о браках в запрещенных степенях родства, самовольных разводах, жестоком обращении мужей с женами или родителей с детьми и неуважении детей к родительской власти. Кроме этого, епископские суды рассматривали и другие случаи, включая убийства.

Какие дела рассматривали епископские суды в Древней Руси?

Епископские суды разбирали дела, которые были связаны с преступлениями против общественной нравственности, такие как блуд, изнасилования, противоестественный грех. А помимо этого, браки в запрещенной степени родства, самовольные разводы, жестокое обращение мужей с женами или родителей с ребенком, неуважение ребенком родительской власти. Также святительским судам подлежит ряд иных случаев, например убийств.