Взаимодействие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти в современном государстве( система

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 16 16 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 13.11.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Законодательная ветвь власти
Глава 2. Исполнительная ветвь власти
Глава 3. Судебная ветвь власти
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.При характеристике судебной власти в Российской Федерации можно обнаружить определенное несоответствие между ее функциями, которые соответствовали бы принципу разделения властей, и реально существующими полномочиями. В принципе в аспекте разделения властей судебная власть благодаря Закону о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г. находится в гораздо лучшем положении по сравнению с двумя другими сферами власти. Несомненным достоинством данного закона является широкое понимание смысла нормативного акта, конституционность которого оценивается Судом, поскольку включает в себя помимо положений писаного права правоприменительную практику и любое толкование его (ч.2 ст.74). Но вместе с тем вышеупомянутый закон страдает логической незавершенностью; коль скоро он ориентируется на правоприменительную практику и неофициальное толкование, то в него должно быть включено положение (как того требует принцип разделения властей), что неконституционность нормативных актов включает в себя, помимо всего прочего, и недопустимость возобновления неконституционной практики его применения. Другим недостатком Закона о Конституционном Суде является его ориентация на позитивное право: в блок конституционности, то есть в перечень оценки конституционности нормативных актов, не включено сущностное содержание Конституции РФ, заключающееся в общих принципах права и основных положениях естественного права. Не соответствует статусу судебной власти и предписание рассматриваемого Закона, обязывающее все суды в случае возникновения вопроса о конституционности закона обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона (ст.101). Самостоятельности судебной власти в большей степени соответствовало бы предоставление права конституционного надзора всем судам общей компетенции, тем более что современное конституционное законодательство в определенной степени предоставляет судьям право судебного правотворчества. Это вытекает из ч.1 ст.15 Конституции России, наделяющей Конституцию высшей юридической силой и прямым действием; из ч.2 ст.120 Конституции, предписывающей судьям в случае обнаружения несоответствия акта государственного органа закону принимать решение в соответствии с законом; из ч.4 ст.79 Закона о Конституционном Суде, указывающей, что при признании нормативного акта неконституционным и образовании пробела в правовом регулировании должна непосредственно применяться Конституция РФ. Необходимо отметить, что ч.2 ст.120 Конституции не проводит различий между конституционным и текущим законодательствами и потому предполагает в случае несоответствия подзаконного акта конституционному закону применение последнего и тем самым подразумевает осуществление общими судами в подобных случаях функции конституционного контроля. Разделению властей соответствовало бы также как доктринальное, так и нормативное признание в качестве источника современного права России судебного обычая (так называемые правоположения) и судебного прецедента (решения Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда).ЗаключениеПри разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной ее ветви. Исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с законодательными институтами. В то же время уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями.В правовом государстве значительные функции падают на долю судебной власти. Без полнокровной и независимой судебной власти невозможно ни разделение властей, ни существование самого правового государства. Таким образом, независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а так же контролировать друг друга не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «Система сдержек и противовесов»Список литературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.ЛитератураАбросимова Е.Б. Судебная власть в российской Федерации: система и принципы. - М.:Институт права и публичной политики, 2012.Астахова Д. О. Современное понимание теории разделения властей. – Режим доступа: http://polpoz.ru/umot/sovremennoe-ponimanie-teorii-razdeleniya-vlastej/Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М), 2014.Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид. лит., 2013.

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
Литература
2. Абросимова Е.Б. Судебная власть в российской Федерации: система и принципы. - М.:Институт права и публичной политики, 2012.
3. Астахова Д. О. Современное понимание теории разделения властей. – Режим доступа: http://polpoz.ru/umot/sovremennoe-ponimanie-teorii-razdeleniya-vlastej/
4. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА•М), 2014.
5. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид. лит., 2013.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет законодательная ветвь власти в государстве?

Законодательная ветвь власти имеет важное значение в государстве, так как она осуществляет создание и принятие законов, которые регулируют жизнь общества.

Какова роль исполнительной ветви власти в современном государстве?

Исполнительная ветвь власти осуществляет реализацию законов и управление государственными органами, в том числе и внешними отношениями государства.

Чем отличается судебная ветвь власти от других ветвей власти?

Судебная ветвь власти осуществляет судебное разбирательство и принимает судебные решения, а также осуществляет контроль над исполнительной и законодательной ветвями власти.

Какую роль играет судебная власть в системе разделения властей?

Судебная власть играет роль сдерживающего механизма по отношению к двум другим ветвям власти. Она осуществляет контроль и надзор за исполнительной и законодательной властью, с целью обеспечения их соответствия конституционной законности.

Что такое конституционный надзор и судебный контроль судебной ветви власти?

Конституционный надзор и судебный контроль представляют собой механизмы, с помощью которых судебная ветвь власти осуществляет проверку действий исполнительной и законодательной власти на соответствие конституционной законности и праву.

Какова роль судебной власти в системе государственной власти?

Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

Какие основные функции исполняет законодательная власть в государстве?

Законодательная власть выполняет несколько основных функций: она принимает законы, устанавливает правила и порядок взаимодействия граждан и организаций, определяет права и обязанности граждан и органов власти, контролирует деятельность исполнительной власти и принимает решения по важным вопросам развития государства.

Что такое исполнительная ветвь власти и какие функции она выполняет?

Исполнительная власть - это ветвь власти, которая обеспечивает выполнение законов и решений, принятых законодательством. Она осуществляет руководство государственным аппаратом, принимает меры по обеспечению безопасности и защите интересов государства, разрабатывает и осуществляет государственную политику в различных областях.

Как осуществляется взаимодействие между законодательной и исполнительной властями?

Взаимодействие между законодательной и исполнительной властями осуществляется на различных уровнях. Законодательная власть принимает законы, которые исполнительная власть обязана осуществлять. В свою очередь, исполнительная власть предоставляет законодательной информацию о своей деятельности, отчитывается перед ней и сотрудничает в решении важных вопросов развития государства.

Какую роль играет судебная власть в системе государственной власти?

Судебная власть играет важнейшую роль в системе государственной власти. Она осуществляет судебный контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властей, обеспечивает соблюдение конституционной законности, защищает права и свободы граждан, рассматривает и разрешает споры и конфликты, возникающие в обществе.

Для чего нужно взаимодействие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти?

Взаимодействие этих органов необходимо для обеспечения эффективной работы государства и соблюдения принципа разделения властей. Законодательная власть принимает законы, исполнительная власть их осуществляет, а судебная власть контролирует и разрешает споры по законам.