Деятельность таможенных органов по обеспечению продовольственной безопасности в современных условиях

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 18.11.2015
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Теоретические основы продовольственной безопасности
1.1. Сущность продовольственной безопасности
1.2. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в России
2. Практика деятельности таможенных органов по обеспечению продовольственной безопасности
2.1. Современное состояние импорта продовольствия через таможенные органы
2.2. Проблемы и тенденции обеспечения продовольственной безопасности
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Данными постановлениями периодически изменяется таможенная ставка в сторону повышения в целях поддержания отечественной сахарной промышленности.2.2. Проблемы и тенденции обеспечения продовольственной безопасностиНа основании анализа состояния регулирования импорта аграрной продукции можно сделать вывод о том, что недостаточно используется административное воздействие в идее тарифного и количественного ограничения поставок импортного продовольствия в ущерб внутреннему товаропроизводителю.В современных условиях было бы желательно одновременное проведение государством политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства посредством субсидий, дотаций и активизации внешнеэкономической политики по защите внутреннего рынка [2]. Защита должна проводиться путем квотирования и лицензирования импорта, введения защитных таможенных пошлин на продовольствие и товары для АПК. Необходимо увеличить таможенные пошлины на некоторые виды продовольствия, импорт которых наносит ущерб развитию сельскохозяйственного производства, а также направить полученные от увеличения пошлин средства на поддержку соответствующих импортозамещающих производств.В процессе исследования авторами определены две тенденции, исходя из анализа данных, приведенных в таблице 4. Таблица 4 – Средние цены реализации основных продуктов сельского хозяйстваВиды продукцииВнутренние средние закупочные цены производителей с.-х. продукции, руб./тЦены по импорту в пересчете на долл. США/тГоды20112012201320142011201220132014Мясо птицы733867222074586748771148136713731479Молоко104101237014135136041797273925892268Пшеница4260386751086409230160356411Кукуруза436146815917675115901696950894Подсолнеч-ник8321106051136412458819104213431427Сахарная свекла1242163616021419403555734815Первая свидетельствует о явном демпинге в отношении продукции животноводства, причем разрыв с каждым годом увеличивается. Вторая тенденция отражает обратные явления: продукция растениеводства, предлагаемая отечественным производителем, значительно дешевле поставляемой по импорту, что свидетельствует о перекачивании финансовых средств из отрасли. Сравнение цен позволяет сделать вывод о том, что поставки продукции, осуществляемые в Россию по ценам ниже рыночных, носят демпинговый характер, а доводы о дороговизне внутренней продукции неправомерны.Чтобы лучше понять сложившееся положение России на мировом рынке аграрной продукции и предложить меры по совершенствованию таможенного регулирования торговли аграрной продукцией, необходимо проанализировать экспорт и импорт основных видов товаров АПК России. Проведенный анализ показывает, что роль России в торговле сельскохозяйственной продукцией значительно снизилась и заключается в основном в импорте продовольствия (табл. 5).Таблица 5 – Импорт основных видов продукции агропромышленного комплекса, тыс. тВиды продукцииГоды200720102011201220132014Мясо свежее и мороженое148917111438161414281399Мясо птицы12951224968688491427Молоко и сливки131160129238213221Сливочное масло123140125134135101Подсолнечное масло13211243,41159417,3Сахар-сырец34132418125220862332520Зерновые10679594324446911797Мука и крупа32,370,443,350,554,253,6Рыба свежая861881795792706736Водка, млн долл.13312894,3117118124Хлопковое волокно250223143907873Химические удобрения24,839,346,450,26972Химические средства защиты растений436146466964Наибольший удельный вес в импорте продовольствия занимают сахар, мясо, рыба, причем в объемах их закупок наблюдается тенденция к уменьшению. Это не означает, что в стране идет рост отечественного производства. Снижение объемов импорта за исследуемый период обеспечивалось в основном за счет инвестиционной деятельности иностранных производителей, которые в погоне за прибылью на российском рынке создали производства на территории РФ. В результате этого сама по себе отпала необходимость импорта товаров. И в силу превалирования доли импортной продукции на российском рынке отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители оказываются не в состоянии конкурировать с «западными соседями», что является прямым ударом по обеспечению продовольственной безопасности России.Таблица 6 – Экспорт основных видов товаров агропромышленного комплекса РоссииПоказатели2012 г.2013 г.2014 г.2013 г.2014 г. к 2013 г.%+,-Сельскохозяйственная продукция, млн долл. США87551332419142208503143,675818Мясо, тыс. т97768487110,538Мясо птицы, тыс. т19,7203436170,0014Рыба свежая, мороженая, тыс. т156616741421143584,89-253Молоко, тыс. т460272306361112,5034Сливочное масло, тыс. т4,55,15,35,6103,920,2Подсолнечное масло, тыс. т5956271232956196,49605Зерновые культуры, тыс. т13864183042238819453122,314084Мука и крупы, тыс. т17421716117574,19-56Картофель, тыс. т85497879159,1829Сахар свекловичный, тыс. т26,374,119485126,8419,89Спирт, млн долл.31,3719,216,421,4585,42-2,8Водка, млн долл.149184204203110,8720Сигареты, млн долл.289417458359109,8341Табак, тыс. т18,514,720,5817,4140,005,88Химические удобрения, тыс. т28245272102960428573108,802394Химические средства защиты растений, тыс. т10,510,311,810,1114,561,5Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них, млн долл.305394432324109,6438В объеме экспорта товаров АПК России четко видно, что по таким видам продукции, как мясо птицы, молоко, шерсть, наблюдается снижение их доли. Это как раз те отрасли, которые ранее были загублены бездумным импортом. Особенно это касается шерсти, производство которой было практически полностью прекращено после того, как Россия по демпинговым ценам закупала у Австралии огромное ее количество. Объемы экспорта основных видов товаров свидетельствуют о преобладании вывоза сырья из страны, и прежде всего нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии и леса (табл. 7). Такое положение в экспортном потенциале страны свидетельствует о неконкурентоспособности отечественной продукции аграрного сектора на внешнем рынке.Таблица 7 – Экспорт из России основных товаров в 2014 г.Наименование товаровКоличествоСтоимость, млн долл.Пшеница, тыс. т151983674Водка, тыс. дкл. 100% спирта2276184Уголь каменный, млн т11111409Сырая нефть, млн т244181865Нефтепродукты, млн т13296032Газ природный, млрд куб. м18763940Электроэнергия, млн кВт/ч.241111402Удобрения смешанные, тыс. т83684058Лес круглый, тыс. куб. м211881999Пиломатериалы, млн долл.-2514Чугун, тыс. т44092096Машины, оборудование и транспортные средства, млн долл.-13138Таким образом, дальнейшее экономическое развитие отечественного АПК в немаловажной степени будет зависеть от таможенной политики страны. В этом направлении есть все условия для создания благоприятного климата развития сельского хозяйства страны. Необходимо создать такую систему пошлин и тарифов, при которой вывоз продовольствия будет максимально выгоден отечественным производителям, а его ввоз экономически нецелесообразен для импортеров. При этом следует одновременно усилить финансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей с упрощением бюрократической составляющей получения средств.ЗаключениеВ 2010 году была принята Доктрина продовольственной безопасности, согласно которой продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности и которая призвана обеспечить устойчивое положение страны в сфере продовольственной безопасности. Однако отсутствие прописанных механизмов реализации для улучшения агропромышленного комплекса подчеркивает декларативный характер Доктрины.Недостаточная независимость российского рынка продовольствия существенно сказывается и на экономической безопасности в целом. Государство может столкнуться с неустойчивым социальным климатом в обществе, с замедлением научно-технического прогресса, с отсутствием качественного развития экономики.Поэтому для решения этих проблем необходимо проводить ряд превентивных мер, таких как: повышение таможенных барьеров, проведение рациональной ценовой политики, распространение экспортных субсидий, открытие кредитных линий, рациональное ведение тарифно-таможенной политики. Некоторые из подобных вынужденных мер нашли свое отражение на практике. Указом Президента России № 560 от 6 августа 2014 г. введено российское продовольственное эмбарго, которое запрещало ввоз на территорию России «отдельных видов» сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году.В своём Указе Президент ссылается на закон об обеспечении экономической и прочей безопасности российского государства, ибо переход санкций в адрес России до уровня ликвидации институтов развития ведёт к параличу всех инвестиционных проектов, которые реализуются в плане индустриализации сектора сельского хозяйства России, и возникает угроза уничтожения конкурентного российского аграрного сектора. Безусловно, приостановка импорта значительно уменьшит зависимость Российской Федерации от западноевропейских и североамериканских стран, но это также вынудит Россию переориентироваться на продукцию стран БРИКС. Однако подобная рокировка не решает проблемы независимости российского рынка и налаживания отечественного производства.Реализация предлагаемых мероприятий определяет основные направления развития на долгосрочную перспективу. Кроме того, они будут способствовать концентрации усилий соответствующих органов исполнительной и законодательной власти для достижения устойчивого развития агропромышленного производства и сельских территорий, повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции через укрепление финансовой устойчивости и модернизацию сельского хозяйства, ускоренное развитие его приоритетных отраслей, таким образом, решая проблемы в области обеспечения и укрепления продовольственной безопасности России. Вступление России в ВТО осложнило ситуацию в вопросе обеспечения продовольственной безопасности страны. Существуют прогнозы возникновения целого ряда проблем, касающихся эффективного обеспечения населения качественным продовольствием. Насколько позитивными будут результаты, зависит от конкурентоспособности экономики России. Инновационное развитие АПК в условиях членства России в ВТО будет зависеть от эффективности аграрной политики, ее адаптации к быстроменяющимся условиям, способности превратить аграрный сектор в национальный приоритет, сделать продовольствие неотъемлемой составной частью российского экспорта, конкурентным преимуществом на мировых рынках.Для решения этой насущной проблемы необходимо руководствоваться идеями меркантилистов, а именно увеличить финансирование сельского хозяйства, замещать импортную продукцию товарами отечественного производителя. Не менее важен и факт развития собственного научного прогресса, который призван обеспечивать экономику новейшими образцами техники и технологий, поддерживать и улучшать генофонд животноводства и растениеводства, давать достоверные прогнозы развития всех сфер жизнедеятельности общества на перспективу.Поднятие уровня научно- технического прогресса невозможно без параллельного формирования кадрового потенциала отдельной отрасли, способного осваивать инновации и без создания модернизированной социальной инфраструктуры сельскохозяйственных территорий. Разумеется, реализация предлагаемых мероприятий требует существенного государственного контроля и регулирования, кроме того, они будут способствовать аккумуляции усилий федеральных органов исполнительной и представительной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации, таким образом переходя на инновационную модель развития сельского хозяйства и решая проблемы продовольственной безопасности страны.Список использованных источниковБурдуков П.Т., Саетгалиев Р.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М., 1999. [Электронный ресурс] Режимдоступа: http://www.duel.ru/publish/burdukov/glob.html.Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.Г. Шаблова ; под ред. Л.Е. Стровского. - 5-e изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 504 с.Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ - 1994). Статья VI Антидемпинговая и компенсационная пошлины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glavbroker.ru/wp-content/uploads/Docs/DocVed/GATT.pdf.Из выступления президента РФ Д.А. Медведева на заседании Совета безопасности России // Российская газета. № 5057 (233). 2009. 7 декабря.Бекяшев К. Таможенное право: учебник / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2012. - 359 с.Нартов Н.А. Продовольственная безопасность России. Академия Геополитических наук. Март 2012 г. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http//akademiagr.ru/prodovolstvennaya- bezopasnost-rossii/.Постановление СФ ФС РФ от 27.10.2008 N358-СФ «О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации и мерах по ее обеспечению» // СЗ РФ. 2008. № 44. Ст. 5007.Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» // «Ведомости ФС РФ», 21.06.1999, № 18, Ст. 1209;Приказ ГТК РФ от 11 февраля 2004 г. № 188 «О ставках ввозных таможенных пошлин» (в ред. Приказа ФТС РФ от 23.12.2004 № 418) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50953/.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета -Федеральный выпуск №4912, 2009. 19 мая.Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 01.02.2010, № 5, ст. 502Халипов С.В. Таможенное регулирование в условиях членства Российской Федерации во Всемирной Торговой Организации / С.В. Халипов // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 2 (57)

1. Бурдуков П.Т., Саетгалиев Р.З. Россия в си¬стеме глобальной продовольственной без¬опасности. М., 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.duel.ru/publish/burdukov/glob.html.
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специ¬альностям / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.Г. Шаблова ; под ред. Л.Е. Стровского. - 5-e изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 504 с.
3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ - 1994). Статья VI Антидемпинговая и компенсационная пошлины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glavbroker.ru/wp-content/uploads/Docs/DocVed/GATT.pdf.
4. Из выступления президента РФ Д.А. Мед¬ведева на заседании Совета безопасности России // Российская газета. № 5057 (233). 2009. 7 декабря.Бекяшев К. Таможенное право: учебник / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2012. - 359 с.
5. Нартов Н.А. Продовольственная безопас¬ность России. Академия Геополитических наук. Март 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//akademi agr.ru/prodovolstvennaya- bezopasnost-rossii/.
6. Постановление СФ ФС РФ от 27.10.2008 N 358-СФ «О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации и ме¬рах по ее обеспечению» // СЗ РФ. 2008. № 44. Ст. 5007.
7. Пояснительная записка к проекту Феде¬рального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» // «Ведомости ФС РФ», 21.06.1999, № 18, Ст. 1209;
8. Приказ ГТК РФ от 11 февраля 2004 г. № 188 «О ставках ввозных таможенных пошлин» (в ред. Приказа ФТС РФ от 23.12.2004 № 418) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50953/.
9. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии нацио¬нальной безопасности Российской Федера¬ции до 2020 года» // Российская газета - Федеральный выпуск №4912, 2009. 19 мая.
10. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продоволь-ственной безопасности Российской Феде¬рации» // «Собрание законодательства РФ». 01.02.2010, № 5, ст. 502
11. Халипов С.В. Таможенное регулирование в условиях членства Российской Федерации во Всемирной Торговой Организа¬ции / С.В. Халипов // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 2 (57)

Вопрос-ответ:

Какие основные проблемы существуют в обеспечении продовольственной безопасности в России?

В России существует ряд проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности. Одной из основных проблем является неконтролируемый импорт продовольствия, который может содержать вредные или запрещенные вещества. Также проблемой является недостаток эффективной системы контроля качества и безопасности продуктов, а также недостаточное внимание к развитию собственного производства.

Какие функции осуществляют таможенные органы в области обеспечения продовольственной безопасности?

Таможенные органы осуществляют ряд функций в области обеспечения продовольственной безопасности. Они контролируют импорт продовольствия, проверяют соответствие продуктов требованиям безопасности, осуществляют лабораторные исследования, принимают меры по недопущению ввоза опасных или вредных продуктов, и т.д. Они также разрабатывают и внедряют стандарты и нормы для обеспечения безопасности продуктов.

Каково современное состояние импорта продовольствия через таможенные органы?

Современное состояние импорта продовольствия через таможенные органы характеризуется высоким объемом импортируемых продуктов. Однако, также существует проблема несоответствия некоторых продуктов требованиям безопасности. Важно отметить, что таможенные органы принимают меры для контроля качества и безопасности продуктов, однако неконтролируемый импорт все равно представляет угрозу продовольственной безопасности в стране.

Какие тенденции можно наблюдать в обеспечении продовольственной безопасности в современных условиях?

В современных условиях можно наблюдать несколько тенденций в обеспечении продовольственной безопасности. Во-первых, повышается осведомленность и требовательность потребителей к качеству и безопасности продуктов. Во-вторых, усиливается роль технического регулирования и стандартизации в контроле за продуктами. Также можно отметить, что развивается собственное сельское хозяйство и промышленность, в результате чего уменьшается зависимость от импорта продовольствия.

Какие основные проблемы существуют в обеспечении продовольственной безопасности в России?

Одной из основных проблем является недостаточное производство сельскохозяйственной продукции внутри страны, что приводит к зависимости от импорта продовольствия. Также проблемой является отсутствие эффективного контроля качества продуктов, что может представлять угрозу для здоровья населения. Еще одной проблемой является рост числа поддельных и некачественных продуктов, которые могут быть опасны для здоровья.

Какова роль таможенных органов в обеспечении продовольственной безопасности?

Таможенные органы играют важную роль в обеспечении продовольственной безопасности. Они осуществляют контроль качества и безопасности импортируемых продуктов, проверяют документы и сертификаты соответствия, а также принимают меры в случае выявления поддельных или опасных продуктов. Также таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенных процедур при ввозе и вывозе продукции, что также влияет на обеспечение продовольственной безопасности.

Каково современное состояние импорта продовольствия через таможенные органы?

Современное состояние импорта продовольствия через таможенные органы характеризуется высоким объемом импорта, особенно в отношении некоторых видов продуктов, таких как мясо, рыба, овощи и фрукты. Однако, существуют проблемы с качеством и безопасностью импортируемых продуктов, что требует более эффективного контроля и регулирования со стороны таможенных органов.

Какие проблемы и тенденции можно выделить в обеспечении продовольственной безопасности?

Одной из проблем является рост числа поддельных и некачественных продуктов, которые могут быть опасны для здоровья. Также существует проблема недостаточного контроля качества продуктов, что может представлять угрозу для здоровья населения. Кроме того, существует проблема зависимости от импорта продовольствия, что может быть опасным при возникновении торговых или политических конфликтов. Одной из тенденций в обеспечении продовольственной безопасности является развитие контроля и регулирования на уровне международных организаций и соглашений, таких как Всемирная торговая организация и СТО.

Что такое продовольственная безопасность?

Продовольственная безопасность - это состояние общества, при котором каждый человек имеет доступ к качественной и безопасной пище в достаточном количестве для удовлетворения своих пищевых потребностей.