Советское фотоискусство 20-30 гг. по творчеству А. Радченко
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 20.11.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Теоретические основы изучения советского фотоискусства
1.1 Понятие и история фотоискусства
1.2 Советское фотоисскуство 20-30 г.г
2 Фотоискуство А. Родченко
2.1 Биография А. Родченко
2.2 А. Радченко-новый взгляд на фотоискусство
Заключение
Список использованной литературы
Приложение……………………………………………………………….
Для иностранных знатоков искусства Александр Родченко давным-давно закончил быть фотографом из агрессивной всему капиталистическому миру «Империи зла» — он официально признан, как создатель, который нес большой лепта в фотоискусство двадцатого века. Чем уникально творчество Александра Михайловича? Он первым между российских фотографов начал креативные опыты с ракурсом и точками съемки. В фото он пришел из живописи, и его художественному восприятию претила надобность отображать действительность лишь только с одной точки съемки, «от пупа» [1].
Надобно обозначить, что во время, в 20-тых годах минувшего века, когда Родченко начал трудиться с фоткой, единственно применимым для фотографов ракурсом был откровенный, а композиция – горизонтальной. Фото была статичной, «скульптурной» на протяжении множества десятков лет. Данное обыкновение так закрепилась в сознании, что двинуть ее с пространства, фотографировать в принципно новом стиле казалось чем-то нереальным.
Родченко считал, что нельзя всеполноценно запечатлеть текущую, изменчивую, подвижную жизнь молоденький республики, бурлящую потоком, применяя при данном обскурантистскую «статичную» технику съемки. Как раз перемещение, «пойманное» в самых различных ракурсах могло раскрыть сущность происходящего, донести до посетителя атмосферу тех изменений, которые практически на очах меняли страну.
Новизна, дерзость, азарт дел Родченко обеспечили ему между русской молодежи очень быстро увеличивающуюся известность. Он не читал лекций, не выделял интервью, и не писал книжек о собственном способе фотосъемки – его снимки были наилучшим методикой представления широкой публике его креативных опытов. Родченко гласил, что свежее созидать надо лишь только свежими своими выражения[3].
Как раз Александр Родченко воздействовал на создание в СССР новой направленности – армии молоденьких «рабкоров». Это среднее учебное заведение посетили почти все молоденькие папарацци, которые затем стали легендами русской фото – Макс Альперт, Аркадий Шайхет и Борис Игнатович.Творчество Родченко всякий раз было на шаг впереди иностранного навыка фото. После чего его многократно винили в копировании стилей иностранных фотографов. Помаленьку эти обвинения в следовании направленностям «буржуазных псевдо творцов» переросли в истинную травлю, когда его манера оказался неугодным и «неформатным» на фоне утвержденного «свыше» манеры социалистического реализма.
Родченко в собственном журнале «Новый Леф» просто не подтвердил обвинения в копировании, указав даты сделанных им дел. Он не заимствовал ни технику, ни композицию иностранных фотографов – он опережал свое время. Все его опыты с техникой, ракурсами, резкостью съемки через кое-какое время дублировались за рубежом, нередко популярными, знатными фотографами. Данная обстановка в некоторой степени припоминает что малообъяснимый с точки зрения науки феномен, когда некоторое количество групп научных работников из различных государств, не разговаривая и в том числе и не принимая во внимание о существовании приятель приятеля практически в одно и тоже время приходят к созданию какой-нибудь технологии, или же к научному открытию. К примеру, идейное заполнение и композиция работ популярных фотографов конца 20-тых годов Тины Мадотти и Эдварда Вестона, довольно напоминают «раннего» Родченко, а его авторские опыты с резкостью предвосхитили технику съемки американской ассоциации фотографов, которая была названа по типу особенного, сверх резкого объектива – «Объединение f/64» [5].
Отдельного упоминания заслуживает творчество Родченко в жанре фотопортрета. В свое время он снимал Асеева, Довженко, Маяковского, Бриков и множества иных известных людей собственной времена. Уличная фотосъемка была одним из ведущих направлений его работы, она была его «строительным материалом» для его жанра фотоколлажа. Он снимал Жизнь кругом себя, не гоняясь за уникальными сюжетами, снимал контрасты меж старенькой и свежей жизнью, переполненные трамваи, трудящихся, учащихся, непманов, очереди за хлебом, презентации[5].
Самой ключевой особой чертой его манеры стала непривычность глазу ракурса съемки и бодрый взор на композицию. Его бесстрашные опыты в использовании контрастной светотени, неординарное возведение композиции отдало начало для возникновения этих определений, как «перспектива Родченко» и иной вариант – «ложная возможность Родченко». Он считал, что изобразительное искусство располагается плену у стандарта, сообразно которому изображения формируются «с значения глаз». Он призывал собственных сослуживцев расшатывать данный стандарт, снимая со всех вероятных точек, пока же все они не станут признаны. Наиболее красивыми точками съемки для себя он считал точки снизу ввысь, сверху книзу и съемку «по диагонали». Сейчас не достаточно кто понимает, что буквально любая работа Родченко формировалась им в соавторстве с супругой, Варварой Степановой, восхитительным дизайнером и художником. Особенности их творчества неотделимы друг от друга и представляют собой удивительный пример синергичного искусства. Подобному принципу работы способствовал их образ жизни, в их маленькой квартирке-мастерской, которая впоследствии будет с точностью воспроизведена для экспозиции во время проведения Всемирной выставки в Париже. Александр Родченко - замечательный живописец, график, декоратор, дизайнер - является одной из наиболее ярких фигур и в истории фотоискусства, причем не только российского, но и мирового!
Фотограф Александр Родченко
Очень часто современные дизайнеры используют технику и стиль знаменитого фотографа и дизайнера Александра Родченко, даже сами не зная того. Формат, который задал Родченко в далеких 20-30-х годах ХХ столетия, прижился в России. Стиль Александра Родченко стал штампом , отдельным направлением в дизайне и оформлении фотографии не только в России , но и во всем мире!
"Пионер", 1928 год.
Фотомонтаж и фотоколлаж было новым веянием в советском фотоискусстве. Веяние может было и новым, но это был стиль Александра Родченко! В 1920-годах Александр участвовал в важнейших выставках авангарда, в художественных и архитектурных конкурсах.
Родченко рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный, графический или пространственный опыт. В 1921 году подвел итог своим лабораторным поискам и обратился к производственному искусству.
В.В. Маяковский, 1924 год Обложка к книге В.В. Маяковского, 1924 г.
Вместе с Владимиром Маяковским Родченко создал более 100 рекламных листовок, плакатов, вывесок!
После проведенной успешной и полюбившейся народу работы, редколлегия журнала "Новый ЛЕФ" пригласила Александра в свой состав.
Только с 1924 года Александр решил полностью посвятить себя искусству фотографии.
"Двое", 1932 год
В 1926 году опубликовал первые экспериментальные снимки в журнале “Советское кино”. В статье “Пути современной фотографии” в журнале «Новый ЛЕФ» пропагандировал динамичный взгляд на мир, актуальность верхних и нижних точек зрения в фотографии.
Александр Родченко участвовал в выставке “Советская фотография за 10 лет” (1928 год, Москва) и “Выставке мастеров советского фотоискусства” (1935 год, Москва).
"Студенческий городок в Лефортово", 1932 год
С 1932 года Александр был фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз.
В 1933 году он начал работать как художник-оформитель журналов “СССР на стройке”, фотоальбомов:”10 лет Узбекистана”, “Первая конная”, “Красная армия”, “Советская авиация” и других (совместно со своей женой Варварой Степановой).
Александр Родченко бесспорно стал новатором в фотоискусстве. Сегодня нам приходится использовать редакторы, чтобы создавать коллажи на подобие фотоколлажей Родченко.
"Дом Моссельпрома", 1925 год" Дом на мясницкой", 1927 год
Также Родченко был патриотом. Например, в 1925 году Александр отправился в Париж для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и Художественной промышленности, где он осуществил свой проект интерьера “Рабочего клуба”.
Однако это поездка сильно повлияла на взгляды Александра. Он впервые увидел, что люди продают миллионы вещей, а другие люди покупают в неимоверном количестве то, что им никогда не понадобится! "Лишь бы одеть, лишь бы купить"...
После поездки на выставку в Париж Александр Родченко не раз и не два показывал в своих фотографиях, что главное - не красота, главное - не яркость, главное - не слово "заграница", а главное - качество. “Здесь дешево отчасти потому, что плохой материал, ибо им важно дешево купить, модно ходить, а как новая мода, опять новое покупать”, - мнение Александра Родченко. Он не отрицал этого, констатировал печальный факт. Александр и сам купил много презентов для своей семьи. Но по возвращении домой, он решил, что его фотографии будут показывать качество и красоту Совесткого Союза! «Творить новое надо новыми средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники» (Родченко).
"Портрет матери", 1924 год Пешеходы" , 1928 год
Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты.
Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы.
В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко – единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.
Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство – это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…».
Заключение
Родченко в фотографии - это как Маяковский в поэзии. Четно, строго и новаторски. Тем не менее для начала 30-х гг. эсперименты Родченко казались слишком смелыми. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения.
Один из лучших русских фотографов-экспериментаторов середины 20-го века положивший основу многим направления в фотоискусстве. На сегодняшний день, Родченко — самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи шедевры с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями – MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и многие другие. Направление в фотоискусстве, созданное А. Роденко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.
Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года. В 2004-м году Дом фотографии вручил Родченко премию за вклад в культуру – при жизни он не получил ни одной награды.
Премия была передана наследникам Родченко, удивительной семье, которая работает как научно-исследовательский институт, и благодаря которой мы вообще сегодня имеем представление о русской фотографии 20-40-х годов. Наследники решили, что истратят премию на выпуск монографии о Родченко, презентация которой состоится на открытии выставки.
Русский авангард ХХ века – явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей и общей духовной ауры этого времени.
Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография… – все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, открывавшую принципиально новые пути развития.
Начало 1920-х годов – «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда – пусть на короткое время, пусть иллюзорно – возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать», вторгается в фотографию.
Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.
Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии.
Список использованной литературы
Бернштейн Б. М. Принципы построения исторической типологии художественной культуры // Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типологическое исследование / Научн. ред. М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 303 с.
Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978
Борев Ю. Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд. М.: АСТ: Олимп, 2008. 478 с.
Дадамян Г. Г. Атлантида советского искусства. 1917-1991. Ч. 1. 1917-1932. М.: Российская академия театрального искусства — ГИТИС, 2010. 521 с.
Морозов С., Русская художественная фотография, М., 1955; его же, Советская художественная фотография, М., 1958; его же,
Морозов С., Искусство видеть, М., 1963; его же, Фотография среди искусств, [М., 1971];
Наппельбаум М., От ремесла к искусству, М., 1958
Сарторти Р. Фотокультура II, или «верное видение» // Советская власть и медиа: Сб. ст. / Под ред. Х. Гюнтера и С. Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2005. С. 145-163.
Соколов И. Фотография как искусство // Фотограф. 1928, № 5-6. С. 195-204; № 9-10. С. 259267; № 11-12. С. 323-326.
Тюпа В. И. Парадигмы художественности: конспект цикла лекций // Дискурс: Коммуникация — Образование — Культура. 1997. № 3-4. — URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/ discourse34 22. htm (дата обращения: 30.09.2012).
Фоменко А. Н. Русский фотоавангард // Наше Наследие. 2007. № 81. — URL: http://www. nasledie-rus.ru/podshivka/8104.php (дата обращения: 30.01. 2013).
Фоменко А. Н. Поэтика советского фотоавангарда и концепция производственно-утилитарного искусства: Автореф. дис. ... д-ра искусствовед. СПб., 2009. 32 с
Фотоискусство. Советское фотоискусство. Я. Н. Халип. «На выставке трофеев». 1944.
Фотоискусство. Советское фотоискусство. Г. В. Копосов. «55 градусов». 1965.
Фотоискусство. Советское фотоискусство. В. С. Тарасевич. «12-я симфония (Д. Д. Шостакович)». 1964.
Фотоискусство. Советское фотоискусство. С. К. Иванов-Аллилуев. «Изба лесника». 1927.
Приложение
Выступление спорстменов, 1930 год
Вступление колонны спорстменов "Динамо" на Красную площадь, 1930 год
"Готов к труду и обороне!", 1930 год Демонстрация, 1928 год
"Фабрика-кухня", 1932 год
Лиля Брик в прозрачном платье, 1928 год
"Лестница", 1930 год
2
2. Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978
3. Борев Ю. Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд. М.: АСТ: Олимп, 2008. 478 с.
4. Дадамян Г. Г. Атлантида советского искусства. 1917-1991. Ч. 1. 1917-1932. М.: Российская академия театрального искусства — ГИТИС, 2010. 521 с.
5. Морозов С., Русская художественная фотография, М., 1955; его же, Советская художественная фотография, М., 1958; его же,
6. Морозов С., Искусство видеть, М., 1963; его же, Фотография среди искусств, [М., 1971];
7. Наппельбаум М., От ремесла к искусству, М., 1958
8. Сарторти Р. Фотокультура II, или «верное видение» // Советская власть и медиа: Сб. ст. / Под ред. Х. Гюнтера и С. Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2005. С. 145-163.
9. Соколов И. Фотография как искусство // Фотограф. 1928, № 5-6. С. 195-204; № 9-10. С. 259267; № 11-12. С. 323-326.
10. Тюпа В. И. Парадигмы художественности: конспект цикла лекций // Дискурс: Коммуникация — Образование — Культура. 1997. № 3-4. — URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/ discourse34 22. htm (дата обращения: 30.09.2012).
11. Фоменко А. Н. Русский фотоавангард // Наше Наследие. 2007. № 81. — URL: http://www. nasledie-rus.ru/podshivka/8104.php (дата обращения: 30.01. 2013).
12. Фоменко А. Н. Поэтика советского фотоавангарда и концепция производственно-утилитарного искусства: Автореф. дис. ... д-ра искусствовед. СПб., 2009. 32 с
13. Фотоискусство. Советское фотоискусство. Я. Н. Халип. «На выставке трофеев». 1944.
14. Фотоискусство. Советское фотоискусство. Г. В. Копосов. «55 градусов». 1965.
15. Фотоискусство. Советское фотоискусство. В. С. Тарасевич. «12-я симфония (Д. Д. Шостакович)». 1964.
16. Фотоискусство. Советское фотоискусство. С. К. Иванов-Аллилуев. «Изба лесника». 1927.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе изучения советского фотоискусства?
Основные теоретические основы изучения советского фотоискусства включают понятие и историю фотоискусства, а также конкретно советское фотоискусство 20-30 гг. Это помогает понять отличительные черты и принципы работы советских фотохудожников и придать им нужный контекст и значимость.
Какова история фотоискусства и как она связана с советским фотоискусством?
История фотоискусства начинается с появления первых камер и фотографической техники в XIX веке. Со временем фотография стала одним из самых мощных средств визуальной коммуникации. В отношении советского фотоискусства, оно возникло в 20-30 гг. XX века в контексте социально-политических изменений и стало средством пропаганды коммунистических идей и нового образа жизни.
Какую роль сыграл А. Родченко в развитии советского фотоискусства?
Александр Родченко, выдающийся советский фотохудожник, сыграл значительную роль в развитии советского фотоискусства. Он переосмыслил традиционный подход к фотографии, вводя новые техники и эксперименты, такие как ракурсы, радикальная композиция и социальная ориентация. Его работы были признаны революционными и вдохновили многих других фотохудожников.
Какова биография А. Родченко?
Александр Родченко родился 23 ноября 1891 года в Санкт-Петербурге, Россия. Он получил художественное образование в Москве и начал свою карьеру как живописец. Позже он обратил свое внимание на фотографию и стал одним из главных представителей конструктивизма в советском фотоискусстве. Он также работал в различных областях искусства, включая дизайн и кино. Родченко умер 3 декабря 1956 года в Москве.
Какие теоретические основы изучения советского фотоискусства были положены в 20-30 гг.?
В 20-30 гг. были заложены основы социалистической эстетики, которая подразумевала использование фотоискусства в качестве средства пропаганды коммунистических идеалов. Также в это время стало популярным использование конструктивистских принципов в фотографии.
Какие особенности имело советское фотоискусство в 20-30 гг.?
Советское фотоискусство в 20-30 гг. было ярким и эмоциональным, активно использовалось в пропагандистских целях. Фотографы старались передать идеологическое содержание снимков, подчеркнуть подвиги и достижения советского народа. Одновременно с этим развивался экспериментальный подход к композиции и использованию света и тени.
Кто такой Александр Родченко и какое значение он имел для советского фотоискусства?
Александр Родченко был выдающимся советским фотографом, дизайнером и конструктивистом. Он внес значительный вклад в развитие советского фотоискусства, стал одним из основателей конструктивизма в фотографии. Его работы отличались экспериментальностью, оригинальностью и социальной направленностью.
Пользовался ли Александр Родченко признанием в мире искусства за пределами СССР?
Да, Александр Родченко был признан и уважаем в мире искусства не только в СССР, но и за его пределами. Его работы выставлялись на международных выставках и получали положительные отзывы от зарубежных критиков. Он считается одним из величайших фотографов и конструктивистов своего времени.