Участие граждан в охране общественного порядка.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 28 28 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 25.11.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общественный порядок. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка 4
1.1. Правовые основы охраны общественного порядка 4
1.2. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка: история и современность 12
2. Формы участия и перспективы правового регулирования участия граждан в общественном порядке 22
2.1. Формы участия граждан в общественном порядке 22
2.2. Перспективы правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка 26
Заключение 30
Библиография 31

Фрагмент для ознакомления

В 60 субъектах Российской Федерации также приняты соответствующие нормативные правовые акты. По данным правительства Москвы деятельность городской добровольной народной дружины приносит ежегодную экономию средств городского бюджета в размере около 2,5 млрд. рублей.В некоторых регионах участие населения в охране общественного порядка осуществляется на платной основе. Это не противоречит законодательству Российской Федерации и международной практике. В некоторых районах Московской области финансирование осуществляется из внебюджетных средств. В городе Кирове для членов народной дружины предусмотрен бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте. В Саратовской области из специального фонда им оплачивается 20% платы за жилищно-коммунальные услуги.В 2006 году Президентом России была одобрена опробованная в Уральском федеральном округе базовая модель государственной системы профилактики правонарушений. В регионах введена новая должность - заместитель главы администрации по профилактике правонарушений. По всей стране были сформированы 10 тысяч специальных межведомственных комиссий. Возродили свою деятельность молодежные отряды (12 тысяч) друзей милиции и юных инспекторов дорожного движения. В их рядах насчитывается почти 200 тысяч подростков.Таким образом, постепенно воссоздается разрушенный в начале 90-х годов XX века существовавший в СССР механизм взаимодействия населения и правоохранительных органов со всеми его недостатками, но и, безусловно, с положительными результатами в сфере охраны общественного порядка.Изучая вопрос о каждой из указанных общественных организаций, следует уяснить, что это за орган и какое его основное назначение; каким образом формируется и на какой срок избирается; что является правовой основой ее деятельности; какие задачи выполняет; какими полномочиями наделена для выполнения своих задач; кому подчинена и подотчетна.Нельзя не отметить последовательный процесс возрождения казачества в Российской Федерации как одной из самых массовых общественных организаций. Члены казачьих обществ могут привлекаться к охране общественного порядка, охране объектов и сопровождению грузов, участию в таможенной охране, в егерской службе, охране объектов жизнедеятельности населения и т.д.Придание казачьему движению государственного статуса выражается в том, что атаман войскового казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации после внесения этого казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в России. В то же время начальник Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.В 2011 году была принята Стратегия развития российского казачества до 2020 года. В документе подчеркивается настоятельная необходимость приведения региональных нормативных актов, регламентирующих статус казачества и отличающихся излишней «самостийностью», в соответствие с требованиями федерального законодательства. Для этого имелись веские фактические обстоятельства.По оценкам специалистов только 2% региональных нормативных актов соответствовали федеральному законодательству. Возникает правовая неопределенность. Например, с одной стороны, публичное физическое воздействие на нарушителей общественного порядка посредством активного применения нагаек одобрительно воспринимается населением и быстрее доходит до необходимости правомерного поведения нарушителем. С другой стороны, подобные решительные действия казаков противоречат принципу законности.2.2. Перспективы правового регулирования участия граждан в охране общественного порядкаИнициативы по принятию Закона «О муниципальной полиции (милиции)» выдвигаются и некоторыми субъектами РФ. В частности, Совет муниципальных образований Московской области обещает до конца 2013 г. представить проект Закона о муниципальной милиции. Недавно на федеральном уровне был принят законодательный акт, разрешающий отправлять в отставку глав, если они, например, допускают на своей территории межнациональные конфликты.«Чтобы реально влиять на ситуацию, в распоряжении главы должны быть необходимые рычаги для поддержания порядка. Таким рычагом и станет муниципальная милиция», - считает исполнительный директор Совета муниципальных образований Подмосковья Олег Иванов.И если вопрос создания муниципальной милиции постоянно откладывается в связи с отсутствием необходимого федерального регулирования, то участие в охране общественного порядка добровольных формирований граждан в последнее время набирает обороты (нужно же хоть каким-то способом выполнять требования ФЗ N 131-ФЗ: если невозможно это сделать за счет муниципальной милиции, то нужно всячески вовлекать в данный процесс граждан). Многие субъекты РФ принимают специальные законы об участии населения в охране общественного порядка (такие законы приняты на сегодняшний день почти в 30 субъектах РФ).В Законе СССР «О советской милиции» всемерное содействие милиции в охране общественного порядка было провозглашено долгом гражданина СССР, а милиция должна была выполнять возложенные на нее задачи во взаимодействии не только с государственными органами, но и с общественными объединениями, трудовыми коллективами, а также формированиями общественности, создаваемыми для содействия милиции в охране общественного порядка. Таким образом, государство демонстрировало свое серьезное отношение не только к вопросам обеспечения общественной безопасности, но и к вовлечению в этот процесс граждан, повышая их правосознание. Добровольные народные дружины (ДНД) в то время представляли собой авторитетную, уважаемую и, что немаловажно, социально защищенную форму общественной активности граждан.Согласно же действующему Закону «О полиции» (п. 7 ст. 9) предусмотрена довольно странная конструкция взаимодействия органов внутренних дел с общественными институтами. Так, привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности возложено на общественные советы при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах. Закон «О полиции», направленный на повышение эффективности реорганизованных структур министерства внутренних дел, оставил вне правового поля деятельность добровольных формирований по охране общественного порядка, в частности, остались не урегулированы вопросы организации, финансирования, социального обеспечения и гарантий дружинников.В связи с этим есть большая опасность превращения «добровольных формирований граждан по охране общественного порядка» в «потешные отряды». Не наделенные какими-либо серьезными полномочиями и не имеющие никаких гарантий безопасности собственной деятельности (даже в виде страхования жизни и здоровья при выполнении функций по охране общественного порядка), да еще и при отсутствии органов муниципальной полиции, ДНД современного образца может ожидать именно такая «перспектива».Анализ ситуации в российских муниципалитетах позволяет сделать вывод о самоустранении политического центра от решения вопроса охраны общественного порядка, что уже привело в ряде муниципальных образований к излишнему многообразию форм взаимодействия с гражданами. Это вносит правовую и организационную неразбериху и не позволяет создать единую систему мер мотивации общественных формирований к охране правопорядка в масштабах всего государства. Как следствие, немалая часть муниципальных образований придерживается позиции ожидания конкретных нормотворческих решений федерального центра.Совершенно очевидно, что установление ответственности за невыполнение требований законодательства в сфере охраны общественного порядка при отсутствии нормативного регулирования, реальных механизмов реализации соответствующих полномочий и ресурсов для их осуществления делает органы местного самоуправления заложниками ситуации: они все равно будут наказаны либо за превышение полномочий, либо за бездействие.Таким образом, самостоятельность осуществления органами местного самоуправления полномочий по охране общественного порядка фактически в настоящее время не обеспечена и является не более чем декларацией.В связи с вышеизложенным для реализации конституционной нормы о самостоятельном осуществлении органами местного самоуправления охраны общественного порядка представляется необходимым:1. Принятие закона о муниципальной милиции (полиции) с отнесением сферы охраны общественного порядка полностью к ведению муниципальных образований и муниципальных органов защиты правопорядка.2. Установление на федеральном уровне единого правового статуса добровольных формирований граждан по охране общественного порядка (признаки, порядок формирования, полномочия, гарантии деятельности) с возможностью установления дополнительных мер социальной поддержки законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.3. Наделить органы муниципальной милиции правом составления протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства, охраны природы и других вопросов, касающихся исполнения муниципальных правовых актов, со 100-процентным зачислением сумм штрафов в местный бюджет.ЗаключениеТаким образом, юридическое воплощение правопорядка связано с отношениями, возникающими в конкретных сферах общественной жизни, в которых реализуются основные типы совместной активности людей, необходимые для самодостаточного существования общественного коллектива. Поэтому правопорядок имеет свои организационно-пространственные координаты, задающиеся «границами» сфер правовой регуляции общественных отношений. С точки зрения организационно-пространственных координат структурирования правопорядка можно говорить о правопорядке в государстве, субъекте федерации, регионе, городе, населенном пункте. Частным случаем такой структуризации является правопорядок в общественных местах различной степени детализации, принятой, например, в документах первичного учета преступлений и правонарушений - улицы, парки, скверы, общественный транспорт. Таким образом, с административно-правовой точки зрения общественный порядок - это правовой, т.е. урегулированный административно-правовыми нормами и находящийся под их охраной и защитой, порядок возникновения, изменения и прекращения социальных связей, складывающихся в общественных (публичных) местах. Порядок в общественных (публичных) местах, урегулированный не юридическими нормами, а иными социальными регуляторами, не является предметом административно-правового регулирования, охраны и защиты.Для достижения дружинниками поставленных перед ними задач по оказанию содействия правоохранительным органам они должны иметь специальные полномочия (право требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений, требовать от правонарушителей предъявления документов для установления их личности, доставлять правонарушителей в органы внутренних дел). В связи с этим дружинник должен нести повышенную ответственность в случае противоправных действий, нарушающих права и законные интересы граждан.БиблиографияКонституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета, N 77, 04.04.2014.Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» // Российская газета, N 98, 11.05.2011.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета, N 28, 10.02.2011.Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Российская газета, N 14, 24.01.1996.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, N 202, 08.10.2003.Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, N 160, 18.08.1995.Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, N 100, 30.04.1992.Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) // СПС «КонсультантПлюс».Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета, N 88, 19.05.2009.Постановление Правительства РФ от 08.10.2009 N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами» // Собрание законодательства РФ, 12.10.2009, N 41, ст. 4791.Приказ МВД РФ от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») // БНА ФОИВ РФ. 2008. 7 июля. N 27.Приказ МВД РФ от 31.12.1999 N 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» // СПС «КонсультантПлюс».Аврутин Ю.Е. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения общественного порядка // Административное право и процесс. 2014. N 7. Агабалаев М.И., Воронов А.М. Административно-правовой режим в теории и практике обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М., 2012.Алексеев С.С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6: Восхождение к праву. М., 2010. Коротких А.Г. Административно-правовое регулирование обеспечения общественной безопасности: понятие и особенности // Вестник Воронежского университета. Серия: Право. 2012. N 2(13). Кудряков А., Бурков А. Молчанием прав не будешь! // ЭЖ-Юрист. 2014. N 4.Минина А.А., Ризк О.А. Правовая активность граждан как критерий эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2014. N 7. Новикова Ю.С. Место фактов-состояний в классификации юридических фактов // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2011. Вып. 4. Севастьянов С.С. Институт сельских исполнителей как организационная форма участия трудящегося крестьянства в охране общественного порядка // Участие трудящихся в охране общественного порядка: Труды Академии МВД СССР. М., 1986. Систематический сборник приказов, инструкций и циркуляров НКВД административного характера, действующих на 1 июля 1924 г. // Архив Информационного центра ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Коллекция приказов МВД России. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 229 - 232.Сухаренко А. Безопасность в приоритете // ЭЖ-Юрист. 2013. N 49. Тихомиров Ю.А. Современная теория административного права // Государство и право. 2004. N 11.Яковлев А.А. Проблемы выбора организационно-правовой формы добровольной народной дружины // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. N 4.

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета, N 77, 04.04.2014.
3. Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» // Российская газета, N 98, 11.05.2011.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета, N 28, 10.02.2011.
5. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Российская газета, N 14, 24.01.1996.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, N 160, 18.08.1995.
9. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, N 100, 30.04.1992.
10. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) // СПС «КонсультантПлюс».
11. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета, N 88, 19.05.2009.
12. Постановление Правительства РФ от 08.10.2009 N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами» // Собрание законодательства РФ, 12.10.2009, N 41, ст. 4791.
13. Приказ МВД РФ от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») // БНА ФОИВ РФ. 2008. 7 июля. N 27.
14. Приказ МВД РФ от 31.12.1999 N 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Аврутин Ю.Е. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения общественного порядка // Административное право и процесс. 2014. N 7.
16. Агабалаев М.И., Воронов А.М. Административно-правовой режим в теории и практике обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М., 2012.
17. Алексеев С.С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6: Восхождение к праву. М., 2010.
18. Коротких А.Г. Административно-правовое регулирование обеспечения общественной безопасности: понятие и особенности // Вестник Воронежского университета. Серия: Право. 2012. N 2(13).
19. Кудряков А., Бурков А. Молчанием прав не будешь! // ЭЖ-Юрист. 2014. N 4.
20. Минина А.А., Ризк О.А. Правовая активность граждан как критерий эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2014. N 7.
21. Новикова Ю.С. Место фактов-состояний в классификации юридических фактов // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2011. Вып. 4.
22. Севастьянов С.С. Институт сельских исполнителей как организационная форма участия трудящегося крестьянства в охране общественного порядка // Участие трудящихся в охране общественного порядка: Труды Академии МВД СССР. М., 1986.
23. Систематический сборник приказов, инструкций и циркуляров НКВД административного характера, действующих на 1 июля 1924 г. // Архив Информационного центра ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Коллекция приказов МВД России. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 229 - 232.
24. Сухаренко А. Безопасность в приоритете // ЭЖ-Юрист. 2013. N 49.
25. Тихомиров Ю.А. Современная теория административного права // Государство и право. 2004. N 11.
26. Яковлев А.А. Проблемы выбора организационно-правовой формы добровольной народной дружины // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. N 4.

Вопрос-ответ:

Какое правовое регулирование существует в области участия граждан в охране общественного порядка?

Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка осуществляется через законы и нормативные акты, которые устанавливают полномочия и обязанности граждан, а также определяют порядок и условия их участия.

Какие правовые основы регулируют охрану общественного порядка?

Охрана общественного порядка осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов о правоохранительной деятельности, а также других нормативных актов.

Какова история и современность правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка?

Исторически правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка развивалось и изменялось в соответствии с общемировыми и собственными общественно-политическими процессами. В современности оно регулируется законами и нормативными актами.

Какие формы участия граждан существуют в общественном порядке?

Граждане могут участвовать в охране общественного порядка путем поддержания общественной безопасности, соблюдения законов, а также добросовестного исполнения обязанностей по соответствующей службе или организации.

Какие перспективы существуют в правовом регулировании участия граждан в охране общественного порядка?

Перспективы правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка могут быть связаны с дальнейшей разработкой законодательства, установлением более точных и четких правил и процедур и поддержкой активных граждан, желающих участвовать в поддержании общественной безопасности.

Какие формы участия граждан в охране общественного порядка существуют?

Существует несколько форм участия граждан в охране общественного порядка, включая: добровольное участие в общественном дежурстве, сотрудничество с правоохранительными органами, формирование общественных советов при полиции и другие формы сотрудничества с органами власти.

Какие примеры правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка?

Примеры правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка включают законы и нормативные акты, которые определяют правила и процедуры добровольного участия граждан, а также их права и обязанности при сотрудничестве с правоохранительными органами.

Каковы перспективы правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка?

Перспективы правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка включают разработку новых законодательных актов, которые бы устанавливали более четкие правила и процедуры участия граждан, а также защиту их прав и свобод при сотрудничестве с правоохранительными органами.

Какова история правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка?

История правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка насчитывает несколько десятилетий. С начала XX века в СССР были приняты законы, регулирующие участие граждан в общественном дежурстве и сотрудничество с правоохранительными органами. В современности этот процесс продолжается, и правовое регулирование становится более совершенным.

Какие основные правовые основы охраны общественного порядка существуют?

Основные правовые основы охраны общественного порядка включают Конституцию РФ, Федеральный закон "Об охране общественного порядка", уголовный и административный кодексы, а также другие нормативные акты, которые устанавливают права и обязанности граждан и правоохранительных органов в области охраны общественного порядка.