Формирование нравственных качеств личности в процессе изучения басен на творчестве Крылова младших школьников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Литература
  • 61 61 страница
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 26.11.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1 Формирование моральных оценок поступков в процессе изучения басен Крылова 5
1.1. Влияние нравственных качеств героев Крылова на формирование нравственных качеств младших школьников 5
1.2. Инструменты формирования моральных оценок поступков в процессе изучения басен Крылова 12
Глава 2 Трудности восприятия и их преодоление 22
2.1. Особенности восприятия басен Крылова младшими школьниками 22
2.2. Преодоление трудностей восприятия басен Крылова 28
Заключение 47
Литература 50
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 56
Приложение 4 57
Приложение 5 59
Приложение 6 60
Приложение 7 61

Фрагмент для ознакомления

Приобретаются нравственные знания и вырабатываются этические представления и понятия, воспитывается интерес к нравственным проблемам, стремление к нравственной оценкев процессе этических бесед. Они помогают школьникам разобраться как в морали, так и в осознании личного нравственного опыта поведения, формированиюличной нравственной позиции. О важности формирования нравственных позиций и ценностей говорит педагогическая наука и практика. Только отсутствие детской духовной составляющей в воспитательном процессестановитсяважной причиной деструктивного поведения детей и подростков. На этот счет Сухомлинский высказал свою точку зрения. «Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека», - пишет он.Их строят на основе анализа, синтеза и обсужденияслучаев из повседневной жизни школьников. Обычно они проводятся в виде диалога для более продуктивного понимания. «При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог», - считает автор.Именно он направлен на выделение отношения школьников к героям и поступкам.Авторы учебника «Родная речь» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова предусмотрели диалог учащихся.С его помощью выявляютсятакие нравственные позиции как лень Стрекозы, трудолюбие Муравья.Именно учитель продумывает диалог со школьниками во время урока. От его отношения к ситуации и героям зависит результат воспитательного процесса. Учитель «воспитывает в детях любовь кдуховным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога», - пишет автор.В ходе таких бесед школьникине только соотносят содержание произведения с пословицами, но и выстаивают свои отношения с товарищами, решают совместные познавательные задачи, совместно оценивают поступки, участвуя в учебном процессе и совместной деятельности (анализе, поиске, обсуждении).«В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее внимание на развитие школьника. Причем в ней развиваются … и нравственная сфера личности», -пишет автор.В процессе совместной деятельности у школьников на уроке появляются отношения уважения друг к другу, возникает взаимнаяпомощь и требовательность, появляется умение критиковать себя.Школьники учатся «расценивать личный успех или неудачу с позиции общей работы», - считает автор.Также важен для работы и опыт сотрудничества. Поэтому учитель должен оценивать на уроке не только знания школьников.Нельзя забывать о нравственных поступкахдетей. Ведь именно в этом возрасте можно успешно проводить воспитательную работу. Потом невоспитанный человек станет абузой для всех людей, для всего общества и станет для всех большой и неприятной проблемой.В первую очередь будут обращаться с этой проблемой в школу и к родителям. Именно по этой причине родителям и учителям очень важно воспитать хорошего человека.Поэтому необходимо применятьимеющиеся в арсенале жизненные ситуации и моделировать новые. Это подходит для разъяснения взаимоотношений между школьниками, раскрывает их обязанности в коллективе, позволяет предупредить совершение отрицательных поступков. Дети в процессе учатся объединять свои усилия, уважать чужое мнение. Басня «Чужая беда» помогает «воспитать внимательное отношение к людям», - считает автор. Очень важно предложить выбрать из имеющихся поговорок наиболее подходящую.«На добрый привет-добрый и ответ».«Добро творить-себя веселить».«Добро и зло всегда порознь»Для воспитания чувств большая роль отводится искусству, особенно нравственному и чистому, поскольку оно,по мнению Петраковой,учит «...ставить себя на место другого человека, учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощать».Не менее важным для преодоления трудностей является обучение быстрому чтению школьников. Только уверенное чтение позволяет вникать в суть содержания, улавливать идеи и мысли. Того же мнения придерживается Качурин. Он утверждает, что «трудности и недостатки чтения детей вызываются не тем, что у них плохая техника чтения, а тем, что они плохо понимают текст, не воспринимают его образного и эмоционального содержания, что он им не интересен».Вместе с литературным чтением проводится также обучение беглому чтению младших школьников. Школьные программы на это рассчитаны и реализуют все рассмотренные нами подходы к преодолению трудностей, поскольку курс литературы в младших классах ничем не хуже курса литературы в старших. «Курс литературы в начальной школе строится на одной методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах, обеспечивая непрерывность литературного образования», - пишет автор.В методической и учебной литературе реализуются самые разные подходы к изучению басен Крылова. Эффективным с позиций преодоления трудностей восприятия младшими школьниками видится, разработанный в учебнике «Литературное чтение» авторами Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой. В процессе анализа и изучения выявляется позиция автора. Басни разных авторов сравниваются и авторами предлагаются заранее разработанные воспросы.Для басни «Стрекоза и Муравей» предлагается представить Стрекозу летом и зимой, а также найти подтверждение в тексте.Учитель, по мнению авторов учебника, должен сразу акцентировать внимание детей на позиции Крылова и его отношении к Стрекозе. «Автор называет Стрекозу «попрыгунья».Он ее осуждает или смеется над ней?», - пишут в учебнике.Предлагается рассмотреть в ключе авторской позиции, его способу изображения героев и позиции морали. После этого предложено рассказать историю от имени Стрекозы для того, чтобы оказаться на ее месте. На данном этапе дети должны почувствовать героя и его отношение к случившемуся для понимания происходящего с ней.Авторы предлагают большое количество поговорок и пословиц. Но наиболее подходящую для басни должны выбрать сами школьники. Именно они должны сделать важный заключительный вывод. Предложить можно целый список:«Терпенье и труд все перетрут» «Честный человек трудится сам»«Делу – время, потехе –час»«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Работа не Волк, в лес не убежит»«Не делай сегодня того, что можно сделать завтра».Список может быть дополнен и более искушенными поговорками для сопоставления и правильного выбора соотнесения школьниками.После рассказа от имени можно предложить привести пример из жизни. После этого авторы учебника предлагают начать выразительное чтение сразу без подготовительного этапа. Здесь акцентируется внимание в учебнике на интонационном отношении школьников к герою и предлагается зачитывать с выражением отношения к героям. С уважением предлагают читать строки о Муравье, а с иронией – к Стрекозе.Пережить историю Муравья школьники могут, рассказав его историю от имени. Предложенное сравнение произведений разных авторов позволяет классифицировать школьникам понятия и соотносить, сравнивать, выделяя понимание таких понятий как добро и зло. «Анализируя их с помощью вопросов, у учеников формируются нравственные понятия, они учатся решать различные жизненные ситуации, различать добро и зло», - считает автор.Далее в учебнике предлагается достаточно сложный для младших школьников материал, поэтому мы не будем останавливаться на поставленных ими вопросах.Интересным является рассмотрение басни Измайлова «Кукушка». Здесь ребята формируют свое отношение к красивому, к искусству. Критика пения Соловья оценивается ребятами самостоятельно, посредством участия в жизни героев. «Кукушку; передайте голосом ее рассказ о соловьином пении, картину подготовки к пению и само пение», - предлагает автор. Это предлагается для проведения сопоставления и сравнения Соловья Крылова с героем Измайлова. Крылов подходит к вопросу о красоте более остро, чем Измайлов, поскольку критику пению наводит уже не кукушка, а Осел. Да еще какими качествами он наделен: упрямый глупец, неспособный понять красоту. Именно по этой причине Соловей улетел в дальние края, где нет Осла. Две противоположности столкнулись в этой басне и стали заложниками ослиной необразованности и невоспитанности, ослиного безвкусия и отсутствия положительных чувств к красоте. Выход Соловей нашел верный, он полетел к себе подобным, любящим красивое и понимающим знания о красоте.Вывод.Таким образом, выяснилось, что эффективность нравственного воспитания младших школьников зависит от: 1) формирования у детей представлений о нравственных понятиях и категориях; 2) оценки детьми поступков персонажей басен Крылова; 3) межличностных отношений младших школьников в школьном коллективе.После проведения уроков литературного чтения необходимо выяснить, как менялся уровень нравственного воспитания школьников. Именно в младшем школьном возрасте происходит начальное формирование учебной деятельности и как ее результат психическое развитие школьников. Об уровне нравственного воспитания можно судить по глубине нравственных чувств, способности к эмоциональным переживаниям и другим человеческим чувствам. Ее можно охарактеризовать зрелостью нравственного сознания, умением анализировать и давать оценку.Для выявления влияния басен Крылова и работы учителя на уровень нравственного воспитания младших школьников была применена методика «Незаконченный рассказ».С целью изучения нравственного воспитания младших школьников была проведена опытно-экспериментальная работа.Методика «Незаконченный рассказ»Для проверки эффективности нравственного воспитания младших школьников посредством басен Крылова было проведено контрольное исследование.При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывался рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.Исследование проводилось со всем классом, каждый учащийся высказал свое мнение. Преподаватель проинструктировал учащихся («я буду рассказывать истории, а вы их закончите») и рассказывал историю, ребенку нужно было придумать окончание (Приложение 5).Из результатов исследования (Приложение 6) видно, что в двух из четырех (2-ая и 3-я) историях большинство ребят не называют нравственную норму, неправильно оценивает поведение детей и не мотивируют свою оценку (30% и 48% соответственно). В первой истории они в основном оценивают поведение сверстников как положительное в большинстве и не могут объяснить или сформулировать нравственную норму (35%). В четвертой истории мнения младших школьниковвысказаны без объяснения нормы (30%).Вывод.Таким образом, исследования по определению нравственной воспитанности учащихся позволили сделать вывод об недостаточно высоком уровне нравственного воспитания младших школьников и низком уровне нравственных знаний.После уроков литературного чтения была применена повторно методика. Процентное соотношение изменилось. Из результатов исследования (Приложение 7) видно, что в двух из четырех (2-ая и 3-я) историях большинство ребят называют нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (52% и 49%соответственно). В первой истории они в основном оценивают поведение сверстников как положительное или отрицательное, но не могут объяснить или сформулировать нравственную норму (35%). В четвертой истории мнения младших школьников разделились поровну (25%).Вывод.Таким образом, исследования по определению нравственной воспитанности учащихся позволили сделать вывод об эффективности нравственного воспитания на уроках чтения. Выдвинутая гипотеза подтверждена.ЗаключениеВ результате проделанной работы было сделано следующее:Проведено теоретическое исследование влияния басен Крылова на формированиеПроизведен поиск инструментов для формирования моральных оценокВыделены специфические особенности восприятия басен КрыловаПроведена работа по поиску путей преодоления трудностей восприятия басен Крылова младшими школьникамиПроведено исследование эффективности нравственного воспитания на уроках чтенияВ итоге пришли к следующим выводам:Поступки героев басен Крылова:Помогают выделять важные нравственные понятияСпособствуют развитию важных человеческих качествПомогают сформировать понятийный аппаратСпособствуют правильному усвоению поговорок и пословицПомогают правильно применять пословицы и поговоркиСпособствуют полезному созидательному процессуТолько при помощи соответствующих инструментов формируются моральные оценки поступков в процессе изучения басен Крылова.У восприятия басен Крылова существует очень большое количество особенностей, которые необходимо учесть в процессе работы педагога с младшими школьниками. Эффективность нравственного воспитания младших школьников зависит от: 1) формирования у детей представлений о нравственных понятиях и категориях; 2) оценки детьми поступков персонажей басен Крылова; 3) межличностных отношений младших школьников в школьном коллективе.Нравственное воспитание на уроках литературного чтения эффективноПроведя анализ научно-методической литературы и практики,пришли к выводу обобязательности владения учителя средствами и инструментами нравственного воспитания. Как показал эксперимент, данная работа эффективно проводилась при изучении басен Крылова.Проведя анализ методической литературыи учебников, выяснили, на каком уровне ведется в настоящее время разработка вопроса, какие подходы предлагают современные авторы. Был выявлен ряд преимуществ некоторых из них. Также имеются и недостатки.Провели исследовательскую работу и выяснили,как дети понимают творчество И.А. Крылова, на каком уровне находится их нравственное воспитание после знакомства с его творчеством.Можно предложить следующие практические рекомендации в данном направлении:Реализовать подход к эффективному использованию инструментовРеализовать подход к организации методической работы учителей (разработка уроков, проведение нестандартных уроков и конкурсов, разработка формы и структуры уроков)Реализовать подход к иллюстрированию словесному, эмоциональному и практически-прикладному (применение поговорок, нравственной окраски, лепки и др)Реализация подхода к формированию собственной позиции и оценки, а также правильному пониманию смысла и морали.ЛитератураАсмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г.Асмолов // Новое педагогическое мышление. - М. : Логос, 1986г.- 99 с.Богданова, О.С. Этические беседы с школьниками /О.С.Богданова. – Москва, 2007г.-310с.Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М. : Издательство ПСТГУ, 2008 г. – 240 с.Еремеев А.Ф. Границы искусства. М., 1987г., 319 с.Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. М., 1966 г., 360 с.Ильенко С.В. Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста / Начальная школа, изд. «Первое сентября», 2013 г., с. 316Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин.- М. : Просвещение, 1982г. - 319 с.Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М., 1965. Т. 2. - с. 119.Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / А.И. Каиров, О.С. Богданова; под ред. А.И. Каирова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1979г. –318 с.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979 г. ., 277 с. Коровина В.Я. Литература. 5 касс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 13-е изд., - М.: Просвещение, 2011. – 319 с. Климанова Н. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В., Литературное чтение: Учеб. Для общеобразовательных организаций, часть 1, 2-е изд., М.: «Просвещение», 2013 г, 223 сЛеднев, В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. – М. : Просвещение, 1989г. – 96 с.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.в. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. - М. : Дрофа, 2004г.- 53 с.Потебня А.А. Мысль и язык. - М., 1989 г, 200 с.Подласый, П.И. Педагогика / П.И. Подласый. – Москва, 2001.-437с.Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения: Работа с трудными детьми / В.Г. Сенько. - Минск, 1976 г., 190с.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А.Сухомлинский. - Киев - Радяньска школа, 1974г. - 288с.Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Н.М. Трофимова. - Воронеж, 1975г. –110с.Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П.А. Лебедев. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998 г. - 223с.Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младших школьников: дис….д-ра пед. Наук / В.Т. Чепиков. - М., 1997. – 338с.Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003 г.-528с.Педагогическая энциклопедия / под ред. С.М. Леонтьева; Т.3. - М. : изд. Советская энциклопедия, 1965г - 1435c.Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников: межвуз. сб. науч. тр. - Киров, 1987г. –153с.Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. науч. тр. / под ред. Ф.И. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. - М., 1977г. –328с. Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших подростков / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2007г.- № 8. С. 53-60Бушуева Л.С. Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра / Л.С. Бушуева, Н.И. Комаха // Начальная школа. – 2013г. - №6. - С. 39-42.Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе. // Начальная школа. – 1980г. - № 6.Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности/ Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2008г.- № 7. – С. 67Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т.VIII. – М., 1952г., 688с.Горбачев, А.Ю. Натура и культура в баснях И.А.Крылова. Русский язык и литература. – 2004г, - №4Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа,1994г. -№ 9. – С.28.Дановский А.В. Создатель русской реалистической басни. // Начальная школа. – 2004г. - №6. – с. 119-122.Капустина Н.Г. Представления младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа. – 2007г. - №9. - С. 13 - 17.Миловзорова А.М., Тиунова Е.В. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств// Начальная школа. – 2010г. - №5. - С. 32-35.Петрова В.И. Нравственное образование младших школьников // Теория и практика дополнительного образования. – 2007г. - №7. - С. 50 - 56.http://ipk.admin.tstu.ru/ Официальный сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциацииhttp://hobbitaniya.ru/krilov/ Хранители сказок (Собрание авторских и народных сказок)http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1// Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1 Литературное чтениеПриложение 1Название басниНравственное качество, которому учит«Ворона и Лисица»Состраданию, честности«Обезьяна и зеркало»Честности«Мартышка и Очки»Любознательности«Стрекоза и Муравей»Трудолюбию«Чижи Голубь»Состраданию, дружбе и взаимопомощиТаблица 1Приложение 2КатегорииНародная мудростьМораль басниЧему учитУступать (не всегда подходит для нравственности)Нравственному поведениюОбщие признакиПобуждает принимать решение, есть цели, есть задачиПобуждает принимать решение, есть цели, есть задачиОтличияПридумано в народе, не всегда требует переоценки личности, реализуется простой подход, применимо везде, может пострадать нравственность и человек, не всегда целесообразно, учит жить вместе со всемиПридумано литератором, требует переоценки личности, реализуется сложный подход, не везде применимо, применение грамотно построено, всегда целесообразно к подходящему случаю, учит жить с приемлемыми людьмиТаблица 2Приложение 3Название басниЧему учитМораль, предложение, характеризующее героя (ев) басни«Ворона и Лисица»Заполняется детьмиЗаполняется детьми«Обезьяна и зеркало»Заполняется детьмиЗаполняется детьми«Мартышка и Очки»Заполняется детьмиЗаполняется детьми«Стрекоза и Муравей»Заполняется детьмиЗаполняется детьми«Чижи Голубь»Заполняется детьмиЗаполняется детьми«Волки Ягненок»Заполняется детьмиЗаполняется детьми«Лебедь, рак и щука»Заполняется детьмиЗаполняется детьмиТаблица 3Приложение 4Название басниЧему учит, баллМораль, предложение, характеризующее героя (ев) басни, балл«Ворона и Лисица»Состраданию-5, честности-5Лесть - гнустна, вредна-5«вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит»-5, «В зобу дыханье сперло»-5«Обезьяна и зеркало»Честности-5За один верный ответ -5«Мартышка и Очки»Любознательности-5За один верный ответ -5«Стрекоза и Муравей»Трудолюбию-5За один верный ответ -5«Чижи Голубь»Состраданию-5, дружбе и взаимопомощи-5За один верный ответ -5«Волки Ягненок»Состраданию-5, дружбе и взаимопомощи-5, гуманности-5За один верный ответ -5«Лебедь, рак и щука»Поиску единомышленников-5За один верный ответ -5Таблица 4Приложение 5Методика «Закончи историю»С помощью данной методики изучается осознание детьми нравственных норм.Исследование проводится индивидуально. Педагог начинает рассказывать историю, ребенок должен ее закончить.История 1.У девочки из корзины на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…История 2.Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…История 3.Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…История 4.Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…Обработка данныхИспытуемых делят на 4 уровня осознания нравственных норм:На первом ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (4 балла).На втором ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку (3 балла).На третьем ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (2 балла).На четвертом ребенок не может оценить поступки детей (1 балл).Приложение 6№ истории1 балл2 балла3 балла4 балла125%35%25%15%225%30%25%20%348%26%16%10%430%30%20%20%Таблица 5 Результаты исследования по методике «Неоконченный рассказ» до изучения басен КрыловаПриложение 7№ истории1 балл2 балла3 балла4 балла115%35%35%15%27,5%24,5%16%52%31%16%34%49%425%25%25%25%Таблица 6 Результаты исследования по методике «Неоконченный рассказ» после изучения басен Крылова

Литература
1. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г.Асмолов // Новое педагогическое мышление. - М. : Логос, 1986г.- 99 с.
2. Богданова, О.С. Этические беседы с школьниками /О.С.Богданова. – Москва, 2007г.-310с.
3. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М. : Издательство ПСТГУ, 2008 г. – 240 с.
4. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М., 1987г., 319 с.
5. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. М., 1966 г., 360 с.
6. Ильенко С.В. Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста / Начальная школа, изд. «Первое сентября», 2013 г., с. 316
7. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин.- М. : Просвещение, 1982г. - 319 с.
8. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М., 1965. Т. 2. - с. 119.
9. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / А.И. Каиров, О.С. Богданова; под ред. А.И. Каирова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1979г. – 318 с.
10. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979 г. ., 277 с.
11. Коровина В.Я. Литература. 5 касс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 13-е изд., - М.: Просвещение, 2011. – 319 с.
12. Климанова Н. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В., Литературное чтение: Учеб. Для общеобразовательных организаций, часть 1, 2-е изд., М.: «Просвещение», 2013 г, 223 с
13. Леднев, В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. – М. : Просвещение, 1989г. – 96 с.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.в. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
15. Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. - М. : Дрофа, 2004г.- 53 с.
16. Потебня А.А. Мысль и язык. - М., 1989 г, 200 с.
17. Подласый, П.И. Педагогика / П.И. Подласый. – Москва, 2001.-437с.
18. Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения: Работа с трудными детьми / В.Г. Сенько. - Минск, 1976 г., 190с.
19. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А.Сухомлинский. - Киев - Радяньска школа, 1974г. - 288с.
20. Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Н.М. Трофимова. - Воронеж, 1975г. – 110с.
21. Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П.А. Лебедев. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998 г. - 223с.
22. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младших школьников: дис….д-ра пед. Наук / В.Т. Чепиков. - М., 1997. – 338с.
23. Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003 г.-528с.
24. Педагогическая энциклопедия / под ред. С.М. Леонтьева; Т.3. - М. : изд. Советская энциклопедия, 1965г - 1435c.
25. Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников: межвуз. сб. науч. тр. - Киров, 1987г. – 153с.
26. Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. науч. тр. / под ред. Ф.И. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. - М., 1977г. – 328с.
27. Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших подростков / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2007г.- № 8. С. 53-60
28. Бушуева Л.С. Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра / Л.С. Бушуева, Н.И. Комаха // Начальная школа. – 2013г. - №6. - С. 39-42.
29. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе. // Начальная школа. – 1980г. - № 6.
30. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности/ Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2008г.- № 7. – С. 67
31. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т.VIII. – М., 1952г., 688с.
32. Горбачев, А.Ю. Натура и культура в баснях И.А.Крылова. Русский язык и литература. – 2004г, - №4
33. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа,1994г. -№ 9. – С.28.
34. Дановский А.В. Создатель русской реалистической басни. // Начальная школа. – 2004г. - №6. – с. 119-122.
35. Капустина Н.Г. Представления младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа. – 2007г. - №9. - С. 13 - 17.
36. Миловзорова А.М., Тиунова Е.В. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств // Начальная школа. – 2010г. - №5. - С. 32-35.
37. Петрова В.И. Нравственное образование младших школьников // Теория и практика дополнительного образования. – 2007г. - №7. - С. 50 - 56.
38. http://ipk.admin.tstu.ru/ Официальный сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации
39. http://hobbitaniya.ru/krilov/ Хранители сказок (Собрание авторских и народных сказок)
40. http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1// Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1 Литературное чтение

Вопрос-ответ:

Какие нравственные качества формируются у младших школьников в процессе изучения басен Крылова?

В процессе изучения басен Крылова у младших школьников формируются такие нравственные качества, как доброта, справедливость, честность, трудолюбие, ответственность и другие. Басни Крылова позволяют детям узнавать о различных ситуациях, в которых герои басен проявляют эти качества, и делать выводы о том, как нужно поступать в разных ситуациях.

Как нравственные качества героев Крылова влияют на формирование нравственных качеств младших школьников?

Нравственные качества героев басен Крылова, такие как доброта, справедливость, честность, могут стать примером для младших школьников. Изучение историй о героях, проявляющих эти качества, помогает детям понять, почему они важны и как они могут проявить эти качества в своей жизни. Это влияет на формирование их собственной моральной системы и поведения.

Какие инструменты используются для формирования моральных оценок поступков в процессе изучения басен Крылова?

Для формирования моральных оценок поступков в процессе изучения басен Крылова используются различные инструменты. Это могут быть обсуждения поступков героев басен, анализ причин и последствий их поступков, рассмотрение альтернативных вариантов поступка, ролевые игры, создание собственных историй и т.д. Все эти инструменты позволяют младшим школьникам размышлять над моральными дилеммами, принимать моральные решения и осознавать последствия своих поступков.

Какие трудности восприятия басен Крылова могут возникать у младших школьников и как их преодолеть?

У младших школьников могут возникать трудности в понимании сложных моральных ситуаций, использовании сложных слов и выражений, а также в интерпретации символического значения изображений и действий героев басен. Чтобы преодолеть эти трудности, можно использовать визуальные материалы, такие как иллюстрации и мультимедиа, объяснять значения непонятных слов и выражений, организовывать обсуждения и ролевые игры, чтобы помочь детям более глубоко вникнуть в смысл и моральные уроки басен.

Какие нравственные качества формируются у младших школьников в процессе изучения басен Крылова?

В процессе изучения басен Крылова у младших школьников формируются такие нравственные качества, как честность, справедливость, сострадание, ответственность, трудолюбие и другие. Дети учатся видеть разницу между хорошими и плохими поступками, понимать последствия своих действий и действий других людей.

Какие герои басен Крылова оказывают наибольшее влияние на формирование нравственных качеств младших школьников?

Герои басен Крылова, обладающие выраженными нравственными качествами (например, Лиса, Лягушка, Ворона, Соловей), оказывают наибольшее влияние на формирование нравственных качеств младших школьников. Дети видят в этих героях примеры правильного поведения и стремятся подражать им.

Какие инструменты используются для формирования моральных оценок поступков учащихся в процессе изучения басен Крылова?

Для формирования моральных оценок поступков учащихся в процессе изучения басен Крылова используются различные инструменты. Это могут быть обсуждения, анализ ситуаций, ролевые игры, творческие задания и другие. При помощи этих инструментов дети могут осознать и высказать свои моральные оценки поступков героев и научиться применять их в своей жизни.

Какие трудности восприятия могут возникать у младших школьников при изучении басен Крылова и как их можно преодолеть?

У младших школьников при изучении басен Крылова могут возникать такие трудности восприятия, как сложность понимания некоторых выражений и образов, недостаточная конкретность сюжета и другие. Эти трудности могут быть преодолены при помощи объяснения и разъяснения понятий, работы со словарем, применения разных методов преподавания (например, игр, творческих заданий).

Какие нравственные качества формируются у младших школьников при изучении басен Крылова?

Изучение басен Крылова способствует формированию нравственных качеств личности у младших школьников. Басни оказывают положительное влияние на развитие таких качеств, как честность, ответственность, справедливость, трудолюбие и др.