Аллегория и символ в искусстве. Роль искусства в эстетическом развитии человека.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 13 13 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 30.11.2015
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…………...3

ГЛАВА І. Понятие аллегории и ее роль в искусстве………………………..………….. 4

ГЛАВА ІІ. Символ как важная составляющая искусства ……………………………….6

ГЛАВА ІІІ.Эстетическое развитие человека путем
приобщения к искусству……………………………………………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………………..12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….……….… 13
Фрагмент для ознакомления

Даже позиция старательного исполнителя становится все более недостаточной с точки зрения современных требований. В самом деле, пока техника, обезличивающая продукт, нетребовательна к содержанию личности, до тех пор вполне приемлем просто хороший исполнитель. В новых же условиях должна делаться ставка на творческую личность, обладающую неординарностью мышления, оригинальностью в принятии решений, самостоятельностью в суждениях и т.п.
Действительно, с точки зрения социального процесса, функция воспитания заключается в том, чтобы подготовить человека к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. И потому чтобы ни общество не терпело ущерба, ни человек не ощущал своей ненужности в обществе, система воспитания стремится формировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социально потребному характеру, что взаимно оградит и человека и общество от внутренних конфликтов. Поэтому, к сожалению, как бы ни были прекрасны установки, воспитать можно только те качества, которые потребны обществу, а не просто входят в какой-то абстрактный набор пусть самых идеальных требований: если они не привязаны к реальным условиям жизни в данном обществе, то такую задачу реализовать почти невозможно. В этом мы вынуждены были убедиться на примере собственных воспитательных систем.
О серьезном отношении к эстетическому (гуманитарному) образованию в развитых странах говорят следующие цифры. К началу космической эры в истории человечества СССР тратил на образование и науку 12% бюджетных средств, а США всего 6% бюджета. Для США это послужило мощным стимулом для резкого увеличения объемов исследовательских работ и пересмотра почти всех образовательных программ, особенно, как ни покажется на первый взгляд странным, программ гуманитарного образования. Результат: сегодня Россия едва-едва дотягивает до 1,5% расходования бюджетных средств на образование и около 1,2% на науку, гуманитарное образование в России занимает 12% всего учебного времени в школе и еще меньше в высшей школе, в США гуманитарное образование занимает почти 30% учебного времени и в школе и в вузах. Стремительно развивающаяся Южная Корея расходы на образование довела до 27% бюджетных средств. Именно на этом пути Япония добилась в послевоенный период самых фантастических успехов: японская школа и дошкольные учреждения занимают первое место в мире по обеспеченности всеми самыми современными техническими средствами естественнонаучного и социогуманитарного образования. Эстетическое и художественное воспитания в японских системах дошкольного воспитания и школьного образования занимают столько времени, сколько в наших школах отводится всему гуманитарному образованию и воспитанию.
Германская школа (общая и высшая) по всем показателям занимает второе место в современном мире. Но и германская промышленность, образ и стиль жизни населения Германии по качественным показателям законно являются вторыми в мире. Но ведь в Германии каждая Земля (по нынешнему каждый субъект федерации) имеет свой институт эстетического воспитания, каждый из которых занимается не только теоретическими исследованиями в области художественного и эстетического воспитания, но и наделен полномочиями внедрения теоретических разработок в практику дошкольного, школьного и высшего образования. Причем практика эта строится таким образом, что в самом понимании сущности воспитания вообще, художественного и эстетического воспитания не возникает оснований для парадоксов. Воспитание – целенаправленный, но не навязываемый, управляемый, но не жестко контролируемый процесс создания старшими поколениями таких материальных и духовных условий существования, формирования и развития младших поколений, при которых дети естественно, органично входят в культурное пространство, которое пробуждает их естественное стремление к красоте их бытования и бытия в мире, гармонизацию мира каждого ребенка с миром вне его.
Если в Японии и Германии, Финляндии и Франции на самых разных уровнях государственного управления процессами обучения, воспитания и образования полагают, что музыка, изобразительные искусства, дизайн, литература, театр являются наиболее эффективными средствами воздействия на ум, чувства и волю человека, на формирование в каждом гражданине его творческих способностей на основе его природных дарований, то они и в теоретическом плане делают все для того, чтобы с самого раннего детства, затем в дошкольном и школьном воспитании и образовании узнать, понять, кто с чем родился и что нужно сделать, чтобы природные дарования проявились и начали работать как на благо самого владельца дарований, так и на благо общества.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь чрезвычайно скучна и не интересна без искусства. Поэтому и сегодня музыка звучит почти во всем мире, прекрасные полотна появляются из-под кисти худажников, а руки скульпторов творят не менее красивые работы из природных материалов. Значение искусства приобретает все больших масштабов, поэтому и интерес к прекрасному с каждым днем возрастает.
Дискуссии вокруг понятия искусства привели к тому, что некоторые люди начали утверждать, что искусство является высшей человеческой деятельностью, а другие не видят в нем ничего, кроме отдыха и веселья. Оценка искусства напрямую зависит от психологической точки зрения, с которой мы подходим к нему. Если мы хотим узнать, какие отношения существуют между искусством и жизнью, если мы хотим решить проблему искусства с точки зрения прикладной психологии, мы должны признать действительной общую теорию для решения этих проблем. Л.Н. Толстой писал, что «Деятельность искусства основана на способности людей заразить других своими эмоциями и быть заражеными эмоциями других людей. ... Сильные эмоции, слабые эмоции, важные эмоции, или неуместные эмоции, хорошие или плохие эмоции - если они пленят читателя, зрителя, слушателя, значит они стали предметом искусства» [5, С. 94].
Искусство должно быть оценено с моральной точки зрения, обязано генерировать добрые чувства, положительные эмоции и настроение. Проблема творчества, его природы и реализации – это проблема эстетическая, но решается она в конкретном социальном контексте и в определенных экономических условиях. Творческий человек – решающая сила современного производства, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на свободный мозг, гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают эстетические впечатления, развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления. Потому не только гуманистические установки, но и прагматические, деловые соображения заставят общество думать о создании условий, стимулирующих максимальную отдачу человека в творческой сфере. Не только забота о красоте и гармонии, но и соображения пользы, выгоды, процветания заставляют считать организацию системы действенного эстетического воспитания одной из первоочередных задач современного общества.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Басманова Э. Старинный цветочный этикет. Цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII - начала ХХ века / Э.Б. Басманова / Редактор: О. Еремина. - Белый город, 2011. - 416 с. – С. 119.
Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа, М.: Искусство. 1972. - 200 с. – С. 37.
Голан А. Миф и символ / Миф и символ. - М.: РУСС ЛИТ, 1994. – 375 с. – С. 217.
Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. – Мысль, 1993. – 528 с. – С. 254-255.
Толстой Л. Собрание сочинений в 22 т. / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 15. – С. 94.
Цит. по: Соколов М. Гомбрих Эрнст / М.Н. Соколов // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. - СПб: Университетская книга, 1998. - С.153-154.









13

1. Басманова Э. Старинный цветочный этикет. Цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII - начала ХХ века / Э.Б. Басманова / Редактор: О. Еремина. - Белый город, 2011. - 416 с. – С. 119.
2. Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа, М.: Искусство. 1972.-200 с. – С. 37.
3. Голан А. Миф и символ / Миф и символ. - М.: РУСС ЛИТ, 1994. – 375с. – С. 217.
4. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. – Мысль, 1993. – 528 с. – С. 254-255.
5. Толстой Л. Собрание сочинений в 22 т. / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 15. – С. 94.
6. Цит. по: Соколов М. Гомбрих Эрнст / М.Н. Соколов // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. - СПб: Университетская книга, 1998. -С.153-154.

Вопрос-ответ:

Что такое аллегория и какова ее роль в искусстве?

Аллегория - это литературно-художественный прием, при котором конкретные объекты и явления представлены в символической форме, чтобы выразить абстрактные идеи и понятия. Роль аллегории в искусстве заключается в возможности передачи сложных идей и концепций через образы и символы, что делает произведения более глубокими и интересными для восприятия.

Как символ влияет на искусство и какова его роль в нем?

Символ - это знак, который обозначает иные, часто абстрактные значения. В искусстве символы представляют собой определенные образы или элементы, которые заряжены смыслом и позволяют передавать сложные эмоции и идеи. Символы являются важной составляющей искусства, обогащая его смыслами и помогая передать глубокие смысловые переживания.

Каким образом искусство способствует эстетическому развитию человека?

Искусство играет важную роль в эстетическом развитии человека, поскольку оно позволяет нам расширить наше восприятие мира и развить эстетическое чувство. Через искусство мы можем погрузиться в новый мир образов и звуков, испытать эмоции и наслаждение от красоты и гармонии. Искусство помогает нам расширить наши границы понимания и восприятия, улучшает наши чувства и способности к эстетическому восприятию.

Какова роль аллегории в искусстве и какие ее функции она выполняет?

Аллегория играет важную роль в искусстве, позволяя передать сложные идеи и понятия через образы и символы. Она может иметь несколько функций, таких как образное выражение абстрактных идей, передача моральных и этических уроков, обращение к историческим и религиозным событиям, а также создание глубокого эмоционального впечатления. Аллегория позволяет фантазии искусственной формы найти наиболее выразительное выражение и вызвать эстетическую реакцию у зрителя.

Что такое аллегория и какова ее роль в искусстве?

Аллегория - это литературный или художественный прием, при котором абстрактные понятия и идеи выражаются с помощью конкретных образов и символов. Роль аллегории в искусстве заключается в том, что она позволяет художнику или писателю передать сложные идеи и концепции, которые не всегда могут быть описаны прямыми словами. Аллегорические произведения могут иметь различные уровни толкования и включать в себя множество символов.

Какое место занимает символ в искусстве?

Символ - это особая форма выражения идеи или понятия через конкретный образ или знак. Он имеет глубокий смысл и может вызывать различные ассоциации у зрителя или читателя. В искусстве символ может быть использован для передачи определенной эмоциональной или философской идеи, создания атмосферы или усиления впечатления от произведения. Символ также может стать ключом к пониманию аллегорических произведений.

Как искусство влияет на эстетическое развитие человека?

Искусство играет важную роль в эстетическом развитии человека. Оно позволяет нам видеть и чувствовать красоту, развивает наше воображение и эмоциональную сферу. Через искусство мы можем познавать разные культуры и эпохи, расширять свое мировоззрение и становиться более открытыми и толерантными. Искусство также помогает нам осознать и выразить свои чувства, мысли и идеи. Оно способно вдохновить, поднять настроение и даже изменить жизненную позицию человека.

Какое влияние исполнителя имеет в искусстве?

Исполнитель в искусстве играет важную роль, поскольку от его мастерства зависит передача эмоционального или символического содержания произведения. Старательный исполнитель способен вложить свои чувства и индивидуальность в свое творчество, что может вызвать глубокий отклик у зрителей или слушателей. Он обладает уникальным стилем и техникой, которые позволяют ему оживить и раскрыть смысл произведения. Таким образом, исполнитель может значительно повлиять на оценку и восприятие искусства.