Особенности тревожности у детей 7-10 лет с ДЦП
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 02.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ 5
1.1. Феномен тревожности в психологии 5
1.2. Причины возникновения и последствия тревожности у детей 10
2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ДЦП 16
2.1. Изучение эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП 16
2.2. Особенности проявлений и причины возникновения тревожности у детей 7-10 лет с ДЦП 19
3. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ С ДЦП 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Некоторые авторы, исследовавшие данный стиль воспитания, выделяли образование отрицательного эмоционального настроя и тревожно-пессимистические ожидания от взрослых.Так же, в научной литературе часто рассматривается отмечается эмоциональное отвержение больного ребенка. Главными последствиями такого отвержения в таких семьях являются чувство неполноценности ребенка, неуверенность в себе. А чем старше становится ребенок, тем больше у него формируются протестные реакции. Приходько О.Г. в своих исследованиях отмечает, наиболее большую враждебность и эмоциональное отвержение наблюдается у родителей, чей ребенок имеет тяжелую двигательную патологию и косметические дефекты лица.С данным мнением соглашается В.В. Ткачева, которая утверждает, что наибольшие трудности в эмоциональном общении испытывают семьи, воспитывающие ребенка с ДЦП и умственной отсталостью, чем семьи у которых дети имеет легкие и стертые двигательные нарушения.Из вышесказанного, можно сделать вывод, что одним их факторов, влияющих на проявление тревожности у детей с ДЦП, является выбор неправильной тактики воспитания. Из-за особенностей заболевания, ребенку с ДЦП приходится мириться с такими факторами как длительное пребывание в условиях частичной изоляции и невозможностью передвигаться самостоятельно. Ограниченно общение со сверстниками и участие в разнообразных видах деятельности. Длительное вынужденное «одиночество» усугубляет речевые расстройства, приводит к вторичной задержке психического развития. В будущем ребенок испытывает сложности с речевой коммуникацией и накоплением необходимого познавательного и сенсорного опыта. Так же имеется опасность развития заторможенности, аутизма и ранней десоциализации.Ребенок 7-10 лет начинает четко осознавать и переживать свою инвалидность. Тогда картина заболевания становиться сложнее, т.к. ситуационные расстройства поведения тесно переплетаются с психоорганическими.Психоорганическиенарушения характеризуются стертостью, нечеткостью личностных реакций, субъективной окрашенностью. Так, переживания собственного дефекта, не всегда глубокие в этом возрасте, сочетаются с недостаточной критической самооценкой в целом. Младший школьник проявляет слабые волевые усилия для преодоления дефекта и завоевания равного или лидирующего положения в семье, школе. Большое значение здесь имеют, помимо неблагоприятных условий воспитания, астения, апатические расстройства, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности.Л.И. Баквин отмечал у младших школьников с ДЦП эгоцентризм, себялюбие, требовательность, которые не зависели от формы нарушения. Автор видел причины такого поведения в том, сто развитие ребенка проходит в узком кругу, потому что они оторваны от общественной жизни.Одновременно, автор отмечал у детей проявление неуверенности, несамостоятельности, постоянного чувства тревоги, неполноценности, которые стали последствиями непосильных требований родителей или, наоборот, из-за чрезмерного сужения опеки. У школьников с ДЦП возникает реактивная депрессия, тревога, апатия, негативные характерологические реакции и сдвиги в поведении.Е.И. Кириченко и О.А. Трифонов отмечают, что при равных условиях обучения патологические реакции чаще возникают у детей со спастическими формами церебрального паралича и значительно реже - с подкорковыми формами поражения нервной системы.Начало школьной жизни сопоставляется с возникновением новых тревог и страхов. И тревожность нормально развивающихся детей в своём проявлении совпадает с тревожностью детей с детским церебральным параличом, на которую дополнительно воздействует структура дефекта. Уровень тревожности физически здоровых детей и детей с ДЦП различны. Тенденция к накоплению детской тревожности проявляется в том, что своеобразные по содержанию тревоги, эмоциональные напряжения больных детей образуют устойчивое аффективное чувство, или комплекс тревожных переживаний. Он складывается как предвосхищение негативного восприятия себя и своих действий (в частности, двигательной неполноценности и ее последствий) другими людьми; проявляется в амбивалентных переживаниях ребенком своего положения в семье. Мы говорим о детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками. В этом случае возникают трудности адаптации в школьном коллективе, появляется страх перед учителем и страх не оправдать ожидания родителей. Очень тяжело детям с небогатым опытом отношений со сверстниками.Исходя из фактов, рассмотренных выше, можно сделать выводы:Дети с заболевание ДЦП имеют значительные затруднения в усвоении накопленного людьми опыта, так как их развитие происходит в условиях депривации. Это приводит к искажению деятельности, общении, социальной позиции ребенка, его отношению к окружающему.У детей снижен круг общения, т.к. они редко выходят за рамки ведущего коллектива – семья, учебный коллектив, что так же сказывается на развитии личности, затруднении социализации, возникновении тревожности.У детей с ДЦП наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы.В младшем школьном возрасте начинается период осознания собственного дефекта, что приводит к патологическим свойствам личности.Социальные и биологические различия ребенка, больного ДЦП, приводит к нарушениям социальной адаптации.Выше перечислены особенности детей с ДЦП, которые приводят к дезадаптации обучению в школе. Такие школьники отличаются робостью, нерешительностью, пугливостью. Они теряются в новых условиях, таки как новый коллектив в школе, по причине своей неуверенности в себе. В школе дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заикание или гиперкинезы. Они не принимают участия в общественной жизни класса, ничем не интересуются, все свободное время занимаются подготовкой уроков, стараясь выучить заданное наизусть. Все это тормозит развитие их интеллекта. В школьном возрасте у детей с ДЦП неоднократно возникает страх за свое здоровье, страх смерти, неправильное развитие личности. Они нередко отказываются от занятий, отказываются читать вслух или выполнять какие-либо поручения из-за низкой мотивации.Недостаточность игрового опыта и опыта общение со сверстниками в совокупности с эгоцентризмом приводят к тому, что при поступлении в школу дети, как правило, не имеют навыка поведения в коллективе сверстников. Только в школе такой ребенок часто впервые учится регуляции поведения по принципу «надо», а не по принципу «хочу».Он обучается действиям и игре «по правилам», «партнерской внимательности». Сама группа школьников становится важнейшим регулятором его поведения. Таким образом, у детей с ДЦП кроме обычных причин, приводящих к повышению тревожности, в поведении присутствуют характерные особенности, связанные со структурой дефекта. Зачастую, следствием неуспеваемости и страхов у детей с ДЦП младшего школьного возраста является тревожность.«Тревожность - постоянное или ситуативное свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера».Дети при поступлении в школу испытывают ряд причин, которые затрудняют процесс нормализации эмоционального состояния. У детей с ДЦП накладывается еще ряд причин, связанных со структурой дефекта: нарушение регуляции своего поведения, норм и правил поведения, нарушение коммуникативной функции, т.е. процесса общения, нарушения мотивационной сферы, низкого уровня познавательной деятельности. Вследствие чего возникает тревожность, которая может привести к социальнойдезадаптации, к трудностям в обучении и к отклонениям в поведении.Анализируя полученные в результате исследования данные, можно выделить несколько причин проявления повышенной тревожности:1. Повышенная тревожность из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства появляется у детей с ДЦП в результате ассоциаций, на определенные стимулы, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.2. Повышенная тревожность образуется от чувства вины и приводит кчувствами самоунижения, недовольством собой. 3. Повышенная тревожность возникает при авторитарном стиле общения взрослого с ребенком в семье и в предъявлении завышенных требований.4. Повышенная тревожность из-за неприспособленности к социуму, слабой адаптации к окружающей среде. Она происходит, если ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает окружающая среда. Тревога связана с чувством неполноценности.5. Повышенная тревожность возникает в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации, и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей).В результате анализа научной литературы, мы рассмотрели факторы влияния социального окружения на проявление тревожности у школьников с ДЦП. Проявление тревожности в данном случае выражается в раздражительности, беспокойстве, пугливости, нерешительности и эмоциональной напряженности в ситуациях взаимодействия со сверстниками и родителями. При этом причинами возникновения повышенной тревожности является не только физическое неблагополучие, вынужденная изоляция и частые госпитализации, но и некорректные стили воспитания по отношению к больному ребенку в семье, страх не оправдать ожидания, слабая адаптация к окружающей среде и нехватка общения со сверстниками.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей работе мы проанализировали литературу зарубежных и отечественных авторов, исследовавших возникновение тревожности у детей. В нашей работе было выявлено:- не смотря на длительное исследование данной темы, понятие «тревожность» в зарубежной и отечественной литературе раскрыто не полностью;- дети с ДЦП имеют большую предрасположенность к тревожности, чем здоровые сверстники;- рассмотрены факты возникновения тревожности у детей с ДЦП, такие как внутренние и социальные.Основываясь на данные, представленные в исследованной литературе, мы попытались составить характеристику детской тревожности, а так же факторы ее развития и дальнейшие последствия. При поступлении в школу даже здоровые дети испытывают определенные страхи и проявление тревожности во время адаптации к новым жизненным условиям. Дети, чья жизнь отягощена заболеванием, имеющие определенные психологическое и физическое развитие, а так же особенности эмоциональ-волевой сферы сильно подвержены проявлениям тревожности. Прослеживается определенная зависимость особенностей эмоционального развития, воспитания, психологического климата в семье и социального окружения младших дошкольников с ДЦП.«Если у ребёнка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер».При возникновении тревоги у ребенка в душе возникает обострение определенных механизмов, что может выливаться в неприятные и невыносимые ощущения, которые могут до неузнаваемости изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги. Знать и понимать, каким образом ребенок борется со своей тревогой, в какие формы он ее преобразует, необходимо хотя бы для того, чтобы распознавать тревожность в ситуациях, когда ее проявления существенно изменены.Школьники, чья жизнь отягощена заболевание ДЦП, испытывают двигательные, речевые и познавательные трудности, которые отрицательно сказываются на возможности получения полноценного образования, саморазвития и самореализации, успешной адаптации и интеграции в коллектив сверстников. Большую роль играют личностная зрелость, низкая мотивация к познанию окружающего мира и нежелание общения. Зная особенности тревожности детей с ДЦП, ее причины и психологию ребенка, можно оказать прямое или опосредованное воздействие на эмоциональную сферу учеников с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков. Данная работа поможет нормализовать поведение, повышая мотивацию к процессу обучения и общения. Абсолютно ясно что, чем шире круг общения, тем больше ситуаций, которые могут дать основания для тревоги. Но обедненный круг общения с миром, как у детей с ДЦП, негативно сказывается на душевном развитии ребенка и полноценности его жизни. Поэтому очень важно посещение специализированных школ для таких детей и реабилитационных центров.В специализированных учебных учреждениях и центрах работа специалистов опирается на все возможные и исследованные особенности детей с ДЦП. Работа основана на методах коррекционного воспитания и обучения, программах психологической поддержки семьи, формирует у больного ребенка чувства своей нужности и полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению тревожности, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов.По утверждению А.И.Захарова, выбор способа устранения тревожности зависит в первую очередь от каждого конкретного ребёнка, его физического состояния, а также от желания, умения, опыта коррекционной работы психолога и педагога. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. / В. М. Астапов.— М.–1997. – 456 с.2. Астапов В.М. Тревожность у детей. - СПб.: Изд-во "Питер", 2004. - 224с.3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992, №5. - С. 111-117.4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968. - 468с.5. Винокурова, И. П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии. – 2004. – № 9. – С.14-18, с.15.6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч., т. V. - М.: Изд-во "Педагогика", 1983. - 329 с.7. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Изд-во "Медицина", 1977. - 272 с.8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Изд-во "Педагогика", 1986. - 112 с.9. Изард К. Эмоции человека [Пер. с англ.] / Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.: Изд-во МГУ, 1980. 10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: "Просвещение", 1993. - 304 с.11. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев: Вища школа, 1987. - 222 с.12. Медведева Е. В. Особенности проявлений и причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . 2009. №4. С.239-243.13. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2007 г. – 114 стр.14. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе.//Вопросы психологии личности школьника./ М.С. Неймарк. – М., 1961.15. Немов Р.С. Психологическая книга: в 3т. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – т.1.16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1996. - 360с.17. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр “Академия”, 1998. – 160 с.18. Прихожан А. М. // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.19. Устинова Е.В. Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система по их преодолению [Текст]: автореф.дис.насоиск.учен. степ.канд.псих.наук (19.00.10)/Устинова Елена Владимировна; Самар.гос.пед.универ. – Самара, 2005. – 224с.20. Шишковская, А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. – 2006. – № 5. – С.14-22, с.21.21. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы //М.: Педагогика-пресс. – 1993. – Т. 144.22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте./ Д.Б. Эльконин.– М.: МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. – 240 с.
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. / В. М. Астапов.— М.–1997. – 456 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. - СПб.: Изд-во "Питер", 2004. - 224с.
3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992, №5. - С. 111-117.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968. - 468с.
5. Винокурова, И. П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии. – 2004. – № 9. – С.14-18, с.15.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч., т. V. - М.: Изд-во "Педагогика", 1983. - 329 с.
7. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Изд-во "Медицина", 1977. - 272 с.
8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Изд-во "Педагогика", 1986. - 112 с.
9. Изард К. Эмоции человека [Пер. с англ.] / Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: "Просвещение", 1993. - 304 с.
11. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев: Вища школа, 1987. - 222 с.
12. Медведева Е. В. Особенности проявлений и причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . 2009. №4. С.239-243.
13. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск, 2007 г. – 114 стр.
14. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе.//Вопросы психологии личности школьника./ М.С. Неймарк. – М., 1961.
15. Немов Р.С. Психологическая книга: в 3т. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – т.1.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1996. - 360с.
17. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр “Академия”, 1998. – 160 с.
18. Прихожан А. М. // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
19. Устинова Е.В. Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система по их преодолению [Текст]: автореф.дис.на соиск.учен. степ.канд.псих.наук (19.00.10)/Устинова Елена Владимировна; Самар.гос.пед.универ. – Самара, 2005. – 224с.
20. Шишковская, А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. – 2006. – № 5. – С.14-22, с.21.
21. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы //М.: Педагогика-пресс. – 1993. – Т. 144.
22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте./ Д.Б. Эльконин.– М.: МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. – 240 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы существуют к изучению тревожности?
Существует несколько теоретических подходов к изучению тревожности, включая аффективно-когнитивный подход, нейробиологический подход, социокультурный подход и др. Каждый из этих подходов предлагает свою интерпретацию феномена тревожности и различные методы его изучения.
Какие могут быть причины возникновения тревожности у детей с ДЦП?
У детей с ДЦП тревожность может возникать из-за ограниченных возможностей физической активности, ощущения неуверенности в себе, проблем социальной адаптации, болевых ощущений, страха перед неприятными процедурами и т.д. Эти причины могут быть связаны как с самим заболеванием, так и с социальным окружением ребенка.
Какие особенности проявлений тревожности у детей 7-10 лет с ДЦП?
У детей 7-10 лет с ДЦП проявления тревожности могут быть связаны с повышенной эмоциональной возбудимостью, трудностями в саморегуляции, неуверенностью в своих возможностях, социальной изоляцией, повышенной чувствительностью к оценкам окружающих и другими факторами. Они могут переживать страхи, тревожиться за свое будущее и уровень принятия окружающих.
Как социальное окружение влияет на проявление тревожности у детей 7-10 лет с ДЦП?
Социальное окружение играет важную роль в проявлении тревожности у детей с ДЦП. Отношение родителей, учителей, сверстников и других людей к ребенку может повлиять на его самооценку, уверенность в себе и уровень тревожности. Поддержка, понимание и включение в социальные группы могут помочь снизить тревожность и повысить качество жизни ребенка.
Какие последствия тревожности могут быть у детей с ДЦП?
Последствия тревожности у детей с ДЦП могут быть разнообразными. Это могут быть проблемы с концентрацией, плохая успеваемость в школе, социальная изоляция, снижение самооценки, развитие депрессии и другие психологические и эмоциональные проблемы. Также тревожность может усугубить физические симптомы ДЦП и повлиять на общую качество жизни ребенка.
Какие теоретические подходы используются для изучения тревожности?
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению тревожности, такие как феномен тревожности в психологии и причины возникновения и последствия тревожности у детей.
Какие особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?
В статье указано, что у детей с ДЦП есть особенности в эмоционально-волевой сфере, такие как проблемы с проявлением и контролем эмоций, а также ограниченные возможности инициативы и самостоятельности.
Какие особенности проявления тревожности у детей 7-10 лет с ДЦП?
Дети 7-10 лет с ДЦП могут иметь проблемы с тревожностью, которые проявляются в повышенной обидчивости, страхах, тревожных мыслях и низком самооценке. Это может быть связано с ограниченными возможностями движения и коммуникации, а также социальной изоляцией.
Какое влияние социальное окружение может оказывать на проявление тревожности у детей 7-10 лет с ДЦП?
Социальное окружение может иметь значительное влияние на проявление тревожности у детей с ДЦП. Недостаточная поддержка и понимание со стороны родителей и окружающих людей, а также ограниченные возможности для социальной активности и общения могут усиливать тревожность у детей.
Какие могут быть причины возникновения тревожности у детей с ДЦП?
Статья рассматривает причины возникновения тревожности у детей с ДЦП, такие как ограниченные возможности движения и коммуникации, социальная изоляция, низкая самооценка и страх перед оценкой со стороны окружающих.