Проблема страдания в филосовско-религиозных и художественных исканиях Ф.М. Достоевского
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 02.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДОСТОЕВСКОГО В ОЦЕНКЕ КРИТИКОВ 5
2. ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА БЫТИЯ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Согласно христианской традиции, Бог сотворил человека, и вся религия основана на этом принципе. Однако следует понимать разницу между религией как таковой и истинной верой человека в существование «Великого разума и Творца. Эти понятия, хотя и являются сходными по значению, суть их различна.Творец – это то, что живет внутри каждого из нас, он помогает переживать ситуации, создает эмоции и настроение, а все, что им послано, является уроками, которые нужно пройти в этой жизни. Религия же навязывает конкретную модель поведения и призвана скорее управлять умами людей, чем помогать им в трудных ситуациях. Он отмечает так же, что все поступки человека не могут быть плохими, а их окраска в положительное или отрицательное является лишь сопоставлением с общими моральными устоями. Однако каждый поведенческий поступок индивида направлен на улучшение в нем духовного начала.В свое творчестве Ф.М.Достоевский приближается к Творцу, обозначая это движение истинной свободой человека. Ведь творческий акт – это всегда господство духа над природой и над душой, которое предполагает свободу.Личность не рождается от родителей в качестве индивидуума, она творится Богом, а так же самотворится, и она есть Божья идея о всяком человеке. В массовых движениях человек может быть очень активен, однако это не значит, что активна и его душа. Он может выкрикивать лозунги, принимать участие в шествиях и демонстрациях, отвечая потребностям существующей власти, однако он не сможет при этом развиваться духовно, не сможет становиться таким, каким его задумал Творец.Человек - существо не только социальное, оно существо историческое. Человек втягивается в историю, подчиняется ее течению и, вместе с тем, находится в конфликте с ней. Главным значением личности в истории является не только ее достижения в плане событий, но так же и развитие духовных качеств личности.ЗАКЛЮЧЕНИЕДостоевский в своем творчестве обращалсяпрежде всего к русскому человеку, его душе и только потом от имени России и русского человека – ко всему мировому сообществу. Писатель осознавал, что человечество гибнет, поэтому его нужно спасать. Он также говорил и о том, спасти человечество Бог поручил России и русскому человеку. В свете последних событий на Украине это пророчество Достоевского оказалось наиболее злободневным. В своем дневнике (1877 год) автор писал: «Может быть, целое столетие, или еще более, они (славяне) будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее». Именно этот процесс мы сейчас и наблюдаем на мировой арене.Кроме того, Федор Михайлович говорил о том, что человек может возродиться, но для этого ему нужно пройти через духовные испытания, испытать чувство любви. И здесь писатель опять оказался прав. В последнее время все больше людей стремятся найти свое истинное предназначение, меняются жизненные устои, появляется людской интерес к внутреннему миру, а не у к внешним проявлениям.Достоевский принадлежал к течению почвенников, в программе которых среди прочих была убежденность в необходимости сближения и преодоления пропасти между народом и интеллигенцией. В век компьютерных технологий эти грани стираются. Имея доступ к Глобальной сети, человек имеет возможность получить доступ практически к любой информации. И эта возможность не ограничивается его социальным статусом, расовой принадлежности и т.д. Напротив, социальные сети исключают возможность человека чувствовать себя «не в своей тарелке». Интернет дает возможность смоделировать любой образ, придумать себе любую жизнь. Общение между людьми носит массовый характер, поэтому сближение различных классов в виртуальном пространстве становится возможным.Достоевский почитаем на Западе, так как в своих произведениях он обращался к «вечным» вопросам, к теме добра и зла, ненависти, предательства, любви и отчаянья, человеческого счастья. Его постулаты незыблемы, поэтому он понятен каждому. Герои Достоевского наделены обычными качествами, имеют достоинства и недостатки, пороки и сильные стороны характера. Именно поэтому его литературные творения так много значат для современного человека. Более того, среди разврата и хаоса человеку просто необходимо верить в благополучие, а в произведениях Достоевского все это есть. Его творчество заставляет думать, размышлять и анализировать. Хотя не исключена вероятность, что таким образом иностранцы пытаются понять «загадочную русскую душу».СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБердяев Н. А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) //Ступени, 1991, № 1, с. 89.Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества - М.: Правда, 1989. - 607 с.Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. – М., 2012Бердяев, Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения / Николай Бердяев. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-с.235.Бурсов Б. Личность Достоевского. – М., 1991Волгин И. Последний год Достоевского. Исторические записки. – СПб, 2010.Евлампиев И. И. История русской метафизики в 19-20 веках: В 2 т. СПб, 2000.Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821-1881гг. – Электронный ресурс [http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/letopis-zhizni-i-tvorchestva/ot-redakcii.htm]Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Высшая школа, 1991. - 480 с.Сараскина Л. Достоевский. – М., 1989
1. Бердяев Н. А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) //Ступени, 1991, № 1, с. 89.
2. Бердяев Н. А. Философия свободы; Смысл творчества - М.: Правда, 1989. - 607 с.
3. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. – М., 2012
4. Бердяев, Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения / Николай Бердяев. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-с.235.
5. Бурсов Б. Личность Достоевского. – М., 1991
6. Волгин И. Последний год Достоевского. Исторические записки. – СПб, 2010.
7. Евлампиев И. И. История русской метафизики в 19-20 веках: В 2 т. СПб, 2000.
8. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821-1881гг. – Электронный ресурс [http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/bio/letopis-zhizni-i-tvorchestva/ot-redakcii.htm]
9. Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Высшая школа, 1991. - 480 с.
10. Сараскина Л. Достоевский. – М., 1989
Вопрос-ответ:
Какое мировоззрение Ф.М. Достоевского отражается в его произведениях?
Мировоззрение Ф.М. Достоевского, отраженное в его произведениях, можно охарактеризовать как комбинацию религиозных и философских исканий. Достоевский выражает глубокую веру в Бога, но одновременно обращается к философским вопросам о смысле жизни, человеческом страдании, свободе воли и многом другом.
Какова роль человека в философско-религиозных исканиях Ф.М. Достоевского?
В философско-религиозных исканиях Ф.М. Достоевского человек занимает центральное место. Достоевский исследует его душевное состояние, его способность к выбору, его связь с Богом и другими людьми. Через анализ человеческой души Достоевский ищет ответы на фундаментальные вопросы о смысле существования и природе Бога.
Какая проблема страдания волнует Ф.М. Достоевского?
Проблема страдания имеет огромное значение в философско-религиозных исканиях Ф.М. Достоевского. Он задается вопросом о том, почему Бог допускает страдания на земле, почему невинные люди подвергаются таким испытаниям. Он ищет смысл и высшую справедливость в страдании и пытается найти ответы на эти сложные вопросы.
Каково место веры в философско-религиозных исканиях Ф.М. Достоевского?
Вера занимает важное место в философско-религиозных исканиях Ф.М. Достоевского. Он стремится обрести истинную веру в Бога и искренне ищет ответы на вопросы о Божественной справедливости, существовании добра и зла, надежности божественного предопределения. Несмотря на свои сомнения и внутренние противоречия, Достоевский убежден в необходимости веры для обретения смысла в жизни.
Какие искания Ф. М. Достоевского относятся к философско-религиозным и художественным?
Ф. М. Достоевский в своих произведениях затрагивает различные проблемы страдания, морали, религии, свободы и др. Среди его философско-религиозных и художественных исканий можно выделить, например, проблему зла, смысла жизни, Бога и человека, мучения совести, греха и искупления.
Какое мировоззрение имел Ф. М. Достоевский?
Мировоззрение Ф. М. Достоевского было отражением его веры и философских убеждений. Он воспринимал мир через призму православной религии, считая, что только Бог может быть источником добра и смысла жизни. Он также акцентировал внимание на проблеме свободы и морали, считая ее основой человеческой жизни.
Как можно описать понимание Достоевским человека?
Ф. М. Достоевский видел человека как сложное существо, способное к свободе воли и моральным поступкам. Он не рассматривал человека как просто биологическое существо, но искренне верил в его способность к духовному развитию и самосовершенствованию. В своих произведениях Достоевский исследует глубинные человеческие страсти, сомнения и противоречия, но в то же время показывает возможность искупления и возвышения души.
Каким образом Ф. М. Достоевский рассматривал проблему страдания?
Ф. М. Достоевский в своих произведениях глубоко анализировал и исследовал проблему страдания. Он считал, что страдание является неотъемлемой частью человеческой жизни и показывает его способность искать смысл и истину. Достоевский утверждал, что страдания могут приносить духовное просветление и привести к прозрению и осознанию своей неполноты и зависимости от Бога.
Какие искания Ф.М. Достоевского относятся к философско-религиозным и художественным истокам?
Ф.М. Достоевский в своих произведениях исследовал проблемы страдания, веры, справедливости, греха и истинной человеческой сущности. Он постоянно обращается к философско-религиозным исканиям, выраженным через своих героев, и исследует их в своих философских и религиозных убеждениях.