« Особенности реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 23 23 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 03.12.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ «Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Речевое развитие». 2
2. ВТОРАЯ ЧАСТЬ «Анализ реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы МБДОУ 40 детский сад «Золотой ключик» (п.Ключи-1, Камчатского края) на соответствие требованиям ФГОС дошкольного образования. 8
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (можно представить в этой части итоговой работы рекомендации по совершенствованию образовательной программы по конкретной образовательной области (или отдельного раздела программы) или условий их реализации). 23
Фрагмент для ознакомления

Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.2. Владеть речью - это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, сейчас вы реализуете какую тему? (Зима.) Какие слова должны пополнить словарь детей, если вы разумно организуете работу? (Ответы).3. Наша связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речьвзрослых. Кроме этого мы проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы...» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже).4. Развитие речевого творчества - работа непростая. Онапредполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия. Помните, мы смотрели у В.В. занятие о Дюймовочке. Это было не просто чтение. На каком-то этапе дети мастерили колыбельку и саму Дюймовочку лепили, чтобы представить её размер, а затем обсуждали, а что могло бы случиться: Если бы рыбка не помогла Дюймовочке уплыть от Жабы? Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку?... Придумайте новый поворот сюжета в сказке «Репка».5. Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка.Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС этот компонент называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слухтекстов различных жанров детской литературы. Мы с вами совсем недавно на педсовете обсуждали данный вопрос, и нашли много нерешённых проблем. Главная из них состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания.Насколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.7. И ещё один компонент речевого развития - Формирование звуковой аналитика-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.Итак, мы выделили 7 основных компонентов (задач) речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД.Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырех оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития.Поскольку у многих детей возникают трудности в речевом развитии, ФГОС предусматривает коррекционную работу, которая может осуществляться в специальных или инклюзивных группах.Индивидуальная работа по развитию речиВ организованном процессе обучения дошкольников значительную роль играет индивидуальный подход. Индивидуальная работа по развитию речи в старшей группе должно обеспечивать:- Усвоение определенных программой знаний всеми детьми группы;- Закрепление ранее достигнутого уровня языковых знаний и умений; устранения недостатков, связанных с особенностями развития детей (длительным непосещением заведения, чертами характера и характера);- Подготовку детей к выполнению требований, которые ставятся перед первоклассниками, то есть осуществление преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой.Наибольший объем работы по развитию речи проводится в рамках логопедической работы в саду.Отчет о логопедической работе в МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» (п.Ключи-1, Камчатского края)Чистая, правильная речь ребёнка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.Целью работы учителя –логопеда в 2014-2015 учебном году было: оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.Для достижения поставленной цели, в учебном году решались следующие задачи: - проведение диагностики речевого развития детей;- осуществление коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений ;- развитие и формирование речевых знаний и навыков;- профилактическая работа по предупреждению нарушений речи у детей путём просветительской работы с родителями и педагогами МБДОУ.По результатам диагностики, проведённой в январе 2015 года, в логопедической помощи нуждались 44 ребёнка (63% всех детей подготовительных и старших групп), из них-22 в подготовительной группе (65% всех детей подготовительной группы), 20- старшая группа (17%) и 2 ребёнка из средней группы. По результатам диагностики на конец учебного года у 7 детей дефект речи был полностью исправлен (32%), 8 детей нуждаются в незначительном сопровождении учителя-логопеда (автоматизация поставленных звуков) 36%, 6 – нуждаются в занятиях, направленных на развитие фонематических процессов и грамматического строя речи (27%), 1 ребёнок имеет сложный речевой дефект и нуждается в продолжительной коррекционной работе (5%).Работа учителя-логопеда проводилась в тесном контакте с педагогическим коллективом ДОУ. В январе 2015 года на педагогическом часе коллектив был познакомлен с планированием совместной работы и итогами первичной диагностики. В течение учебного года воспитатели получали и выполняли рекомендации по развитию артикуляционной моторики и речевого дыхания. В старших группах были оформлены уголки логопеда, которые пополнялись согласно плану работы. Регулярно проводилась работа и с родителями. На родительских собраниях родители были ознакомлены с особенностями развития речи детей, согласно их возрастным особенностям. С целью оказания коррекционной помощи конкретным детям в течение года проводилось индивидуальное консультирование родителей. В апреле был проведён обучающий мастер-класс для родителей средней и старших групп по теме «Постановка звуков в домашних условиях.»В целях повышения квалификации в этом учебном году учитель-логопед дважды принимал участие в краевых семенарах по КРО в г. Петропавловск –Камчатский. Также были пройдены курсы повышения квалификации по теме: «Традиционные и инновационные методы преодоления речевых нарушений.»В 2014-2015 учебном году работа была организована с учётом проводимых ремонтных работ в МБДОУ. Это является причиной существенного расхождения проведённой работы от планируемой. Работа была направлена на исправление звукопроизношения, поэтому занятия проводились индивидуально.Просветительная работа проводилась не достаточно.Работа с детьми 2-5 лет не проводилась.Из запланированных мероприятий с родителями было проведено только одно.По результатам диагностики, проводимой в конце учебного года, в 2015-2016 учебном году в логопедической помощи будут нуждаться 25 человек.Исходя из этого и анализируя полученные результаты, на 2015-2016 учебный год мы ставим следующие задачи: Наряду с индивидуальными занятиями, необходимо проводить групповые занятия для развития грамматического строя речи.Для детей старших групп, имеющих комбинированные нарушения речи, запланировать работу, рассчитанную на 2 года обучения.Запланировать работу «Театрального кружка» для детей с нарушениями речи.Запланировать просветительную работу с родителями детей всех возрастных групп.Проводить мастер-классы для родителей всех возрастных групп с целью формирования навыков звукопостановки в домашних условиях.Регулярно проводить работу с родителями 2-ых младших и средних групп с целью своевременного выявления и преодоления возрастных, речевых дефектов.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (можно представить в этой части итоговой работы рекомендации по совершенствованию образовательной программы по конкретной образовательной области (или отдельного раздела программы) или условий их реализации).Развитие речи - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Степень речевого развития определяется уровнем сформированности знаний, умений и навыков ребенка, его познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов. Приоритетным направлением изучения речевого развития современного дошкольника является сочетание процессов усвоения ценностей, обычаев, языка, традиций родной культуры и воспитания уважительного отношения к другим культурам. В условиях изоляции ребенка от полноценного речевого общения в поликультурном окружении, особенно в период дошкольного возраста, прежде всего тормозится формирование соответствующей картины мира и адекватного самовосприятия растущей личности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития речевых способностей дошкольников в различном социокультурном окружении.Согласно анализу работы МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» (п.Ключи-1, Камчатского края) мы видим, что основные направления работы полностью соответствуют целям ФГОС. Преподаватели интерпретируют образовательное содержание ФГОС «Речевое развитие», разрабатывая программы и задания по развитию речи детей. Также, следует отметить реализацию принципов ФГОС при помощи логопедической работы.

-

Вопрос-ответ:

Какие требования предъявляет ФГОС дошкольного образования к реализации образовательной области "Речевое развитие"?

ФГОС дошкольного образования требует, чтобы реализация образовательной области "Речевое развитие" включала развитие речи детей всех возрастных групп, формирование у них умений слушать и понимать, участвовать в диалоге, а также освоение элементарных норм речевого этикета.

Как проводится анализ реализации образовательной области "Речевое развитие" в определенном дошкольном учреждении?

Анализ реализации образовательной области "Речевое развитие" в определенном дошкольном учреждении проводится путем изучения соответствующей образовательной программы и анализа методического материала, используемого педагогами. Также проводится наблюдение за речевой деятельностью детей, анализ и оценка выполненных ими заданий.

Какие особенности реализации образовательной области "Речевое развитие" есть в детском саду "Золотой ключик"?

В детском саду "Золотой ключик" внимание уделяется не только развитию речи детей, но также формированию навыков коммуникации и слушания других людей. Педагоги используют различные игры и упражнения, которые способствуют активному использованию речи детьми.

Какие навыки развивает образовательная область "Речевое развитие"?

Образовательная область "Речевое развитие" развивает такие навыки, как слушание и понимание речи, говорение, формирование элементарных норм речевого этикета, участие в диалоге, а также умение пользоваться языком для решения задач и выражения своих мыслей и чувств.

Почему развитие речи детей является важным элементом дошкольного образования?

Развитие речи детей является важным элементом дошкольного образования, так как речь является основным средством коммуникации и инструментом познания окружающего мира. Развитая речь способствует успешному обучению и адаптации ребенка в обществе.

Какие требования ФГОС дошкольного образования предъявляются к реализации образовательной области Речевое развитие?

ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к различным аспектам речевого развития: развитию звукопроизношения, словарного запаса, грамматическим навыкам, развитию речи в режиме диалога и монолога, пониманию речи других людей и т.д. Также требуется организация мониторинга и коррекции речевого развития детей.

Как происходит анализ реализации образовательной области Речевое развитие в конкретной образовательной программе?

Анализ реализации образовательной области Речевое развитие осуществляется на основе изучения содержания и структуры образовательной программы, выявления основных методов и приемов работы с детьми, а также оценки достижений детей в этой области на протяжении обучения.

Можете привести примеры основных требований ФГОС дошкольного образования к реализации образовательной области Речевое развитие?

Некоторые из основных требований ФГОС дошкольного образования к реализации образовательной области Речевое развитие включают: развитие фонематического слуха, умение словесно передавать свои мысли, использование различных типов речи (например, повествование, описание, объяснение), использование средств невербального общения (жестов, мимики), умение адекватно реагировать на речь других людей и многое другое.

Какие методы и приемы работы с детьми используются при реализации образовательной области Речевое развитие?

Для реализации образовательной области Речевое развитие могут применяться различные методы и приемы работы с детьми, такие как игровые занятия, беседы, чтение сказок и стихов, использование различных материалов (иллюстраций, картинок), проведение ролевых игр и т.д. Весь спектр методов и приемов должен быть направлен на развитие речи у детей.

Как организуется мониторинг и коррекция речевого развития детей?

Организация мониторинга и коррекции речевого развития детей может включать в себя проведение анкетирования и наблюдений педагогами, оценку достижений детей с помощью специальных шкал и критериев, а также разработку индивидуальных планов работы с детьми, включающих коррекционные занятия и упражнения по развитию речи.

Какие требования ФГОС дошкольного образования предъявляет к образовательной области Речевое развитие?

ФГОС дошкольного образования требует, чтобы образовательная область Речевое развитие включала в себя развитие слуховой и зрительной памяти, логического и речевого мышления, навыков артикуляции и фонематического слуха, а также развитие речевой активности и коммуникативных умений.