Правовые акты высшего должностного лица субъета федерации:понятие ,виды,порядок принятия и отмены.
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 09.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации 4
Глава 2. Правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 13
2.1 Понятие и виды нормативно-правовых актов 13
2.2 Нормативные правовые акты: виды, порядок принятия и отмены (на примере Нижегородской области) 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26
По письменному (с резолюцией «срочно» или «незамедлительно») или устному поручению Губернатора предусмотрена возможность подготовки проекта без регистрации в автоматизированной системе согласования;направить проект на согласование Губернатором Нижегородской области;в случае поступления замечаний доработать проект;актуализировать проект в автоматизированной системе согласования;представить согласованный проект и пакет документов на бумажном носителе с сопроводительным письмом директору государственно-правового департамента области с просьбой о проведении правовой и (или) антикоррупционной экспертизы;в случае возникновения замечаний государственно-правового департамента области доработать проект и устранить замечания;повторно согласовать проект при внесении учтенных замечаний Губернатором;осуществляет справочную и консультативную работу по принятому (изданному) правовому акту.Согласно пункту 3.2.12. Регламента «Поручение Губернатора о разработке проекта правового акта считается исполненным, когда подписанный Губернатором проект прошел регистрацию в аппарате Правительства».После проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проекты правовых актов Губернатора передаются в протокольный отдел.В протокольном отделе осуществляется: редактирование текста проекта; перевод текста проекта документа на соответствующий бланк документа; внесение проекта правового акта в базу данных протокольного отдела; передачу проекта правового акта на подписание Губернатору; внесение в текст подписанного документа исправлений, сделанных Губернатором; регистрация акта; подготовка к тиражированию; рассылка правового акта в соответствии со списком рассылки, подготовленным разработчиком правового акта;направление акта в печатные издания.Проекты указов и распоряжений Губернатора, не представленные в установленные сроки на подписание Губернатору, считаются неподготовленными. В этом случае ответственные за подготовку проекта должностные лица органа-разработчика не позднее, чем за 2 рабочих дня готовят докладную записку на имя Губернатора, с обоснованием причин, по которым проект не подготовлен в установленные сроки, и предложением о переносе срока представления проекта Губернатору.Кроме этого Регламентом предусмотрена процедура доработки нормативного акта. Проект в течение 1 рабочего дня через протокольный отдел поступает разработчику с указанием причины отклонения и замечаниями Губернатора, изложенными письменно на проекте или на бланке резолюции Губернатора.Доработка проекта с учетом полученных замечаний осуществляется органом-разработчиком в течение 5 рабочих дней со дня отклонения Губернатором представленного на подпись проекта правового акта, если Губернатором при возврате проекта не установлен иной срок.Опубликование и вступление в силу актов.Нормативные правовые акты Губернатора, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в газете «Нижегородская правда» не позднее 10 дней со дня принятия (издания) и вступают в силу через 10 дней со дня их официального опубликования.Другие указы вступают в силу со дня их подписания, если иной порядок вступления в силу не предусмотрен самим актом.Информирование граждан о нормативных правовых актах губернатора, затрагивающих их права, свободы и обязанности, осуществляется путем официальной публикации этих документов, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации и путем размещения на официальном сайте Правительства Нижегородской области безотлагательно (п. 9.8 Регламента).Нормативные правовые акты Губернатора, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.Акты Губернатора не позднее 10 дней после их принятия (издания) направляются в Законодательное Собрание.Официальное толкование.Указы Губернатора области вправе официально толковать Губернатор области (аутентичное толкование), а также органы исполнительной власти и должностные лица, уполномоченные Губернатором области (легальное толкование) (ч. 3 ст. 44 Закона области о нормативных актах).Изменение и отмена.Внесение изменений и дополнений в правовой акт Губернатора, его отмена, признание утратившим силу, приостановление действия возможны путем издания соответствующего акта Губернатора Нижегородской области.Губернатор вправе своим актом отменить или приостановить полностью или частично действие любого нормативного правового акта Правительства области.ЗаключениеВ курсовой работе предпринята попытка осмысления положения нормативных правовых актов высшего должностного лица субъекта РФ в системе права, а также исследование конституционно-правового статуса высших должностных лиц субъектов РФ.В научной литературе нормативный правовой акт характеризуется как официальный документ правотворчества компетентного органа, содержащий юридические нормы.Нормативный правовой акт - это правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Нормативный правовой акт представляет собой властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт правотворчества, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.Высшее должностное лицо субъекта РФ принимает нормативные акты следующих видов:указы;постановления;распоряжения.Указ – правовой акт единоличного главы субъекта. Указом как правило производится назначение и освобождение от должности высших должностных лиц, вводится режим чрезвычайного или военного положения, производится награждение орденами и медалями, присвоение высших воинских и почетных званий, оформляются решения общенормативного характера. Распоряжение - один из видов нормативных правовых актов: властный акт органа управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым распоряжение адресовано. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.Определение понятие нормативного правового акта неоднократно давалось в инициативных проектах закона о нормативных правовых актах РФ. Согласно проекту, опубликованному в 1997 г., нормативно-правовым актом считается официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права. К сожалению, несмотря на то, что неоднократно разрабатывались проекты федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», до сих пор данный закон не был принят, что значительно осложняет понимание сущности нормативных актов, их видов и регулирование издания нормативных актов на региональном уровне.Список используемой литературыНормативно-правовые актыФедеральный закон от 05.04.2009 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «О политических партиях»// Собрание законодательства РФ, 06.04.2009, № 14, ст. 1576Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.08.2000, № 33, ст. 3356.Указ Президента РФ от 11.07.2013 № 620 «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ruУказ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 2), ст. 5427Указ Президента РФ от 30.09.2015 № 495 «О досрочном прекращении полномочий Главы Республики Коми» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ruПостановление Правительства РФ от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.12.2000, № 49, ст. 4826Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»// Система ГАРАНТ: http://base.gara№t.ru/8535286/#ixzz3qc8№IWvsУстав Нижегородской области от 30.12.2005 № 219-З (принят постановлением ЗС НО от 22.12.2005 № 1809-III)// Правовая среда, № 3(676), 18.01.2006 (приложение к газете Нижегородские новости, № 7(3419), 18.01.2006).Постановление Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. № 920 «Об утверждении Регламента Правительства Нижегородской области»// Система ГАРАНТ: http://base.gara№t.ru/8539648/#ixzz3qc8t6mlTНаучная литература.Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»// под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. 6-е изд. перер. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015.Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: терминологический словарь // под науч. ред. П.А. Кабанова. Казань : Познание, 2010. - 146 с. Барциц И.Н., Бошно С.В. Источники служебного права: Учебник. М., 2007. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. Гулягин А.Ю. Экспертиза нормативных правовых актов как юридическое средство противодействия коррупции // Юридический мир. 2009. № 12. Кильметова Р.Р. Высшее должностное лицо в системе государственной власти субъекта Российской Федерации // Общество и право. 2010. № 2. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014. Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. Теория государства и права: учебник. –М.: Директ-Медиа. 2013. С. 245.Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: Монография. М., 2010. Никифоров М.В. Субъекты административного нормотворчества: монография. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2012. С.75.Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007. Орлова Э.А. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: Автореф. канд. дис. М., 2006. С. 10.Урусова И.А. Конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и их роль в системе федеральных и региональных органов власти. Монография. –М.: 2014.Федеральный закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации» (проект)/ Журнал российского права. 1997. №10. Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. –М.: «Директ-Медиа», 2014.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 05.04.2009 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «О политических партиях»// Собрание законодательства РФ, 06.04.2009, № 14, ст. 1576
2. Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.08.2000, № 33, ст. 3356.
3. Указ Президента РФ от 11.07.2013 № 620 «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
4. Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 2), ст. 5427
5. Указ Президента РФ от 30.09.2015 № 495 «О досрочном прекращении полномочий Главы Республики Коми» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
6. Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.12.2000, № 49, ст. 4826
7. Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»// Система ГАРАНТ: http://base.gara№t.ru/8535286/#ixzz3qc8№IWvs
8. Устав Нижегородской области от 30.12.2005 № 219-З (принят постановлением ЗС НО от 22.12.2005 № 1809-III)// Правовая среда, № 3(676), 18.01.2006 (приложение к газете Нижегородские новости, № 7(3419), 18.01.2006).
9. Постановление Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. № 920 «Об утверждении Регламента Правительства Нижегородской области»// Система ГАРАНТ: http://base.gara№t.ru/8539648/#ixzz3qc8t6mlT
Научная литература.
1. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»// под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. 6-е изд. перер. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015.
2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: терминологический словарь // под науч. ред. П.А. Кабанова. Казань : Познание, 2010. - 146 с.
3. Барциц И.Н., Бошно С.В. Источники служебного права: Учебник. М., 2007.
4. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.
5. Гулягин А.Ю. Экспертиза нормативных правовых актов как юридическое средство противодействия коррупции // Юридический мир. 2009. № 12.
6. Кильметова Р.Р. Высшее должностное лицо в системе государственной власти субъекта Российской Федерации // Общество и право. 2010. № 2.
7. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014.
8. Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. Теория государства и права: учебник. –М.: Директ-Медиа. 2013. С. 245.
9. Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
10. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: ЮРКОМПАНИ, 2010.
11. Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: Монография. М., 2010.
12. Никифоров М.В. Субъекты административного нормотворчества: монография. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2012. С.75.
13. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007.
14. Орлова Э.А. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: Автореф. канд. дис. М., 2006. С. 10.
15. Урусова И.А. Конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и их роль в системе федеральных и региональных органов власти. Монография. –М.: 2014.
16. Федеральный закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации» (проект)/ Журнал российского права. 1997. №10.
17. Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. –М.: «Директ-Медиа», 2014.
Вопрос-ответ:
Какие виды нормативно-правовых актов существуют у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?
У высшего должностного лица субъекта Российской Федерации существуют различные виды нормативно-правовых актов, такие как указы, постановления, распоряжения и приказы. Каждый вид акта имеет свои особенности и цель использования. Например, указ представляет собой акт нормативного характера, имеющий обязательную силу для всех субъектов Российской Федерации. Постановление является итоговым актом руководителя органа исполнительной власти и регулирует определенные вопросы. Распоряжение - это документ, в котором высшее должностное лицо издает указания и решения по текущим вопросам. Приказ представляет собой акт, регулирующий внутренние дела организации и определяющий порядок исполнения служебных обязанностей.
Каков порядок принятия и отмены правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?
Процесс принятия и отмены правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации обычно начинается с разработки проекта акта. Для этого проводятся необходимые исследования, консультации и анализ существующей правовой базы. После этого проект акта направляется на согласование соответствующим органам и экспертам. Если проект получает положительные заключения и согласования, он подписывается высшим должностным лицом и вступает в силу. Отмена правовых актов происходит аналогичным образом - высшее должностное лицо подписывает документ об отмене акта и он перестает действовать.
Каким образом осуществляется принятие законов и указов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на примере Нижегородской области?
Процесс принятия законов и указов высшего должностного лица Нижегородской области предусматривает несколько этапов. Сначала проводятся исследования и анализ существующей законодательной базы, затем разрабатывается проект акта. Этот проект подлежит рассмотрению и обсуждению в учреждениях исполнительной власти и общественных организациях. Далее проект проходит нормоконтроль и согласование, после чего высшее должностное лицо подписывает закон или указ. Документ затем публикуется для всеобщего обозрения и вступает в силу.
Кто является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации?
Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может являться глава региона, например, губернатор или президент республики.
Что представляют собой правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?
Правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – это официальные документы, принятые главой региона и имеющие юридическую силу.
Какие виды нормативно-правовых актов существуют?
Существуют различные виды нормативно-правовых актов, включая законы, указы, распоряжения, постановления и другие документы, которые устанавливают правила и нормы в определенной области.
Каков порядок принятия и отмены правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?
Процесс принятия правовых актов высшим должностным лицом обычно осуществляется путем подписания соответствующего документа. Отмена правовых актов может происходить путем принятия нового акта, который отменяет или изменяет предыдущий.
Какие правовые акты применяются в Нижегородской области?
В Нижегородской области применяются различные нормативно-правовые акты, такие как законы области, указы губернатора, постановления правительства области и другие документы, которые регулируют вопросы жизни и деятельности области.
Какие правовые акты существуют у высшего должностного лица субъекта РФ?
У высшего должностного лица субъекта РФ существуют такие правовые акты, как указы, распоряжения, постановления и приказы.