Демократия в России: институциональное содержание, оценка общества и власти

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 24 24 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 10.12.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы демократии 5
1.1 Сущность демократии 5
1.2 Предпосылки и модели демократии 8
1.3 Концепции демократии 11
Глава 2. Особенности реализации демократии в России 13
2.1 Институциональное содержание построения демократии в России 13
2.2 Проблемы реализации принципов демократии в России 16
2.3 Общественные оценки реализации принципов демократии в России 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

Фрагмент для ознакомления

). В России этого пока еще не создано.
Как известно, традиционный для Великобритании и распространившийся сейчас практически на весь мир подход, заключающийся в несовместимости принципа свободы слова с государственным вещанием, не находит понимания в России. Более того, руководители государственных вещателей и вещательных организаций с участием государства на больших конференциях по проблемам СМИ открыто заявляют, что работают на правительство. Ситуация усугубляется тем, что практически отсутствует открытое общественное обсуждение деятельности самих СМИ, хотя в обществе работа СМИ вызывает большое недовольство.
Одним из возможных способов в этой ситуации является обращение к международному праву: в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», а также «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1].
Так как в настоящее время практически во всех странах Европы в той или иной форме учреждены независимые органы лицензирования и регулирования вещания, можно ставить вопрос о том, что принцип обеспечения независимости органа лицензирования вещания стал в настоящее время общепризнанным международным принципом, который согласно части 4 статьи 15 Конституции становится обязательным для Российской Федерации. Поэтому российскому руководству придется в ближайшее время заняться решением данного несоответствия своего Закона о СМИ.



2.3 Общественные оценки реализации принципов демократии в России



В настоящее время в различных публикациях можно встретить тезис о том, что в России государство использует прессу в своих целях, а именно для проведения такой информационной политики, которая бы помогала властям освещать события под удобным ей углом. Такая подконтрольность СМИ приводит по словам исследователея М. Липман к следующему: «Каким бы термином ни обозначать российскую политическую систему - называть ли ее управляемой демократией, мягким авторитаризмом или как-то еще - суть состоит в нарастающей централизации государственного управления и ослаблении всех центров, ветвей и институтов власти, кроме президента и его администрации. Ослабленные институты, лишенные автономности и встроенные в исполнительную «вертикаль», управляются из федерального центра и утрачивают возможность взаимодействия» [9].
Говоря о телевидении, отметим, что уже более десяти лет назад (2003-2004 гг.) на всех центральных каналах были закрыты практически все политические передачи, которые свободно выражали свою точку зрения на тот или иной шаг российских властей. Так как зачастую все сводилось к критике многих высокопоставленных чиновников, то примерно в это время были гонения на канале НТВ и закрыт канал ТВ-6. В мире это было оценено как уничтожение свободы слова в России и ликвидацией публичной оппозиции.
«С этого времени телевидение окончательно превратилось в «коммуникационную трубу с односторонним движением», которую Кремль использует в качестве инструмента информационного обеспечения: для повседневного комплиментарного освещения главы государства, для разовых пропагандистских акций и политических кампаний, среди которых важнейшее место занимают выборы. Телевидение формирует общественное мнение по важным для администрации вопросам; с его помощью центр власти транслирует населению в целесообразных объемах и интерпретациях то, что считает нужным, а что считает нужным скрыть - не транслирует. В результате телевизионное пространство оказывается очищено от репортажей и интерпретаций, неожиданных или неприятных для федеральной власти, — подобное может появиться разве что как побочный продукт внутриэлитной борьбы» [9].
Если сравнивать современную ситуацию с советским режимом, то можно отметить свою особенность – сегодня власти не стремятся насаждать какую бы то ни было идеологию, они просто влияют на подачу информации в нужном ключе о тех событиях, которые важны для их системы принятия решений.
Ситуация с печатными средствами информации немного иная. Так, эксперты пишут о том, что российские власти не рассматривают эту прессу как инструмент воздействия на общественное мнение, что связано с «отмиранием» культуры их чтения.
«Печатные СМИ, которые теоретически могли бы служить институтом, обеспечивающим общественный контроль и подотчетность государственной власти, в действительности этой цели не достигают и практически лишены влияния на политический процесс» [7, с. 41].
Липман пишет: «некоторые из российских газет представляют собой высококачественные издания, в них работают серьезные, профессиональные журналисты, способные даже в условиях закрытости власти добывать важную, политически значимую информацию. В сегодняшней России эта информация еще может быть опубликована, но не вызывает никакой реакции - у печатной прессы практически нет обратной связи ни с обществом, ни с властью» [9].
Однако мы позволим себе не согласиться с такой точкой зрения. Если мы обратимся к анализу содержания ключевых журналов и газет, работающих на российском рынке, то станет очевидно, что их мнение не всегда объективно. Так, можно четко проследить тенденцию проправительственных и прозападных печатных СМИ.
В экспертных исследованиях также встречаются материалы о фактах проявления заинтересованности со стороны властей в печатной прессы. «Пространство СМИ, независимых от государства, постепенно сужается. Важным объектом стала газета «Известия», наиболее тиражное из нетаблоидных ежедневных изданий. Установление контроля осуществляется путем смены собственника - тем же способом, который ранее доказал свою эффективность применительно к общенациональным телеканалам. Если собственник вызывает сомнения в лояльности, ему велят продать принадлежащий ему медиаактив, который затем приобретает более надежный владелец. Редакционную политику не обязательно менять радикально и сразу, главное, чтобы можно было рассчитывать, что в нужное время - и, уж конечно, во время выборов - издание «не подведет» и обеспечит должное освещение важных для верховной власти сюжетов» [9].
Такая тенденция действительно прослеживается в России и зачастую именно она определяет особенности участия средств массовой информации в политических процессах государства.





Заключение



На основе проведенного анализа можно констатировать, что демократия не исчерпывается сводом отдельных правил политической жизни, она представляет собой общее устройство управления государством и обществом, основанное на уважении прав и свобод человека. Принципы, универсальные нормы и процедуры, их реализующие, образуют основу, особую форму демократического устройства политической системы. Ее конкретное содержание определяется особенностями типа системы.
Россия согласно своей Конституции является демократическим государством. В ее основном законе прописывают все основополагающие принципы и нормы демократии. Однако на практике в большей степени превалирует политическая целесообразность. В качестве примера в данной работе была проанализирована ситуация с отменой выборов глав регионов. Несмотря на то, что выборы глав субъектов РФ были обратно возвращены, данный случай является весьма показательным примером того, насколько демократические ценности в нашей стране отодвигаются руководством на второй план. Так, в связи с принятием еще в 2004 году закона, в соответствии с которым главы регионов назначались из центра (Президентом), действовала реальная угроза основным принципам демократии, а также федерализму).
Мы видим четкую направленность у властей построить централизованное государство. В этой связи очень важной оказалась еще одна тенденция – главы регионов активно вступали в «партию власти» («Единая Россия»), чтобы увеличить свои шансы и остаться на своей должности, все это в итоге приводило к их зависимости от центра. Централизация управления государством (уменьшение полномочий региональных органов власти и усиление вертикальных властных структур) угрожает демократии в России и в сегодняшние дни.
Еще одним вопросом, который был рассмотрен в данной работе, является проблема прав человека и свободы слова. В российском обществе все больше дискуссий по вопросу свободы средств массовой информации. В первую очередь проблема зависимой точки зрения журналистов прослеживается на телевидение, которое сегодня стало самым популярным средством информации у населения России. Российские власти стараются контролировать те передачи, тематика которых важна для их дальнейшего принятия решений. С печатными СМИ ситуация немного иная. Сегодня происходит отмирание культуры читать газеты и журналы в нашей стране, однако мы можем четко отметить несвободу точек зрения ключевых изданий нашей страны.


Список использованных источников и литературы



Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2014.
Федеральный закон от 2 апреля 2013 г. №30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Правовая база «Консультант Плюс».

Книги:
Гаджиев К.С. Политология. М.: Юрайт, 2015.
Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология. Тюмень, 2002.
Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
Соловьев А.И. Политология. М.: Аспект Пресс, 2014.

Периодические издания:
Емельянова Н.В. Проблемы и перспективы развития демократии в современной России // Известия Ярославского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Вып. 2. С. 40-43.

Электронные ресурсы:
Гельман В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/1/7.htm
Липман М. «Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Люхтерхандт О. Россия на пути к имитации федерализма // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/29/
Макарычев А.И. Деполитизированный федерализм и региональная политика режима В. Путина // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/19/
Путин подписал закон о праве субъектов РФ определять порядок выборов глав регионов // URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/222316/
Путин снова в списке «врагов свободы прессы», а Россия скатилась на 176-е место по свободе СМИ // URL: http://www.newsru.com/world/03may2013/putinfrdmprss.html














2





1

Список использованных источников и литературы



Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2014.
2. Федеральный закон от 2 апреля 2013 г. №30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Правовая база «Консультант Плюс».

Книги:
3. Гаджиев К.С. Политология. М.: Юрайт, 2015.
4. Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология. Тюмень, 2002.
5. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
6. Соловьев А.И. Политология. М.: Аспект Пресс, 2014.

Периодические издания:
7. Емельянова Н.В. Проблемы и перспективы развития демократии в современной России // Известия Ярославского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Вып. 2. С. 40-43.

Электронные ресурсы:
8. Гельман В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/1/7.htm
9. Липман М. «Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
10. Люхтерхандт О. Россия на пути к имитации федерализма // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/29/
11. Макарычев А.И. Деполитизированный федерализм и региональная политика режима В. Путина // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/19/
12. Путин подписал закон о праве субъектов РФ определять порядок выборов глав регионов // URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/222316/
13. Путин снова в списке «врагов свободы прессы», а Россия скатилась на 176-е место по свободе СМИ // URL: http://www.newsru.com/world/03may2013/putinfrdmprss.html

Вопрос-ответ:

Каково институциональное содержание демократии в России?

Институциональное содержание демократии в России включает в себя систему органов государственной власти, гражданских институтов, политические партии, выборы и законодательство, которые должны обеспечивать участие граждан в принятии политических решений и защиту их прав.

Какие проблемы возникают при реализации принципов демократии в России?

При реализации принципов демократии в России возникают проблемы, связанные с ограничениями на свободу выражения мнений, недостаточной прозрачностью выборов, недоверием к избирательному процессу, ограничением свободных СМИ, ограничением права на мирные собрания и демонстрации, а также низкой политической конкуренцией.

Каковы общественные оценки реализации принципов демократии в России?

Общественные оценки реализации принципов демократии в России различаются. Некоторые граждан признают прогресс в развитии демократических институтов, в то время как другие высказывают критику по поводу ограничений на свободу и недостаточной прозрачности выборов. Оценки также зависят от политических взглядов и мнений каждого отдельного человека.

Какие теоретические основы лежат в основе демократии?

Основные теоретические основы демократии включают принципы равноправия, свободы, участия, права граждан и плюрализма. Демократия стремится обеспечить участие граждан в принятии политических решений, защиту их прав и свобод, и создание условий для свободного соперничества политических сил и идей.

Какие теоретические основы лежат в основе демократии?

Теоретической основой демократии являются такие принципы, как суверенитет народа, равенство и свобода граждан, правовое государство, разделение властей, свободное выражение мнений и выборы.

Какие проблемы возникают при реализации принципов демократии в России?

В России существуют проблемы со свободой СМИ, ограничениями на свободу собраний и выражения мнений, недостаточным уровнем политической конкуренции, а также недоверием к выборам и коррупцией. Все эти факторы ограничивают развитие демократии в стране.

Каково институциональное содержание построения демократии в России?

Институциональное содержание построения демократии в России включает такие элементы, как конституционные гарантии прав и свобод граждан, систему выборов и политических партий, независимую судебную систему, институт президентства и федерализм.

Как общество и власть оценивают реализацию принципов демократии в России?

Оценка реализации принципов демократии в России различается. Некоторые граждане видят положительные изменения в сфере демократии, такие как повышение активности и участия граждан в политической жизни, развитие гражданского общества и защиты прав человека. Однако есть и те, кто считает, что демократия в России ограничена и что существуют ограничения на свободу и права граждан.