Тема

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 30 30 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 05.06.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 7
1.1. Понятия социальной адаптации 7
1.2. Теории социальной адаптации 13

2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ 17
2.1. Механизмы адаптации личности инвалида взрослого 17
2.2. Механизмы адаптации личности ребёнка-инвалида 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Ключевые слова…………………………………………………………………….??
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Фрагмент для ознакомления

Среди опрошенных родителей в нашем исследовании 53% родителей никогда не слышали о них, а 32% знают об их существовании, но их деятельностью никогда не интересовались. Лишь 5% сказали, что состоят в такой организации.
Следует понимать, что для успешной социальной адаптации ребенка в общество его жизнь не должна замыкаться только в кругу семьи или в специализированных учреждениях. Он должен так же, как и все дети, ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере возможности в них участвовать. Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со сверстниками (например, подвести к ребятам, катающимся на горке), но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть вести беседу. Хорошо, если родители смогут познакомить ребенка практически со всеми детьми там, где он обычно гуляет. Одна из мер, которая важна для реализации в России – это просвещение населения, в том числе родителей детей без инвалидности, об особенностях детей с инвалидностью, об их возможностях, способностях и достижениях. В данный момент массовое сознание стремится изолироваться, свести к минимуму общение с такими детьми. С этой точки зрения инвалидность в обществе больше рассматривается как явление аномии, то есть как некая форма девиантного поведения.
Процесс социальной адаптации детей с инвалидностью, так же как и всех детей с особенностями развития должен строиться по принципу системного подхода. В социальной адаптации семьи и ребенка с инвалидностью должны принимать участие специалисты всех отраслей – педагоги, психологи, юристы, медицинские работники, социальные работники и т.д. Особая роль отводится специалистам института образования – как специальных (коррекционных), так и массовых общеобразовательных школ.
Таким образом, конкретные и разнообразные социальные проблемы требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации отдельных социальных слоев населения, в том числе и детей-инвалидов. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений инвалидов с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.
Социальные работники обращают внимание, что социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека. Он отражает его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
–воспринимать окружающую действительность и собственный организм адекватно;
–система отношений и общения с окружающими должна быть адекватна;
–поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями других должно быть гибким.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-экономическая, политическая, идеологическая и правовая среда современного российского общества вступают в качестве факторов, оказывающих влияние на процесс социальной адаптации населения страны. На процесс социальной адаптации современных российских граждан влияет сама социальная ситуация российского общества как «общества риска», в рамках которой данный процесс протекает в условиях неопределенности, отличается преимущественно случайным, вероятностным характером.
Социальная адаптация рассматривается автором как процесс и его результат в ходе взаимодействия человека (социальной группы) с постоянно меняющейся средой. В ходе этого процесса постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что человек получает возможность выживания, а макросреда – воспроизведения и вхождения в другую, восходящую стадию. Субъекты политики могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы путём коррекции социальной политики и направить их в нужное русло.
В ходе социологического анализа и обобщения литературных источников по проблеме, сборам информации при использовании наблюдения, интервью выявлены всё ещё недостаточная систематизированность и эффективность влияния служб социальной работы как агентов социальной адаптации населения. Это обстоятельство, по мнению автора, обусловлено рядом факторов. Социальная работа является относительно новым для нашей страны и особенным видом деятельности, требующим наличия профессионалов в данной области: сам характер работ подразумевает высокую квалификацию специалиста. Тем не менее, в наши дни социальная работа как профессия переживает очень трудный исторический период. Авторитет социальных работников с современной России, ниже, чем у врачей, нет такой власти, как у служителей закона, им на уделяется особого внимания в средствах массовой информации, литературе, кино. Имея дело преимущественно с неблагополучными социальными группами, сотрудники социальных служб выглядят для других профессионалов представителями низкостатусной обслуживающей профессии; их скромная зарплата – тому доказательство.
В социальных службах не хватает квалифицированных специалистов, но кто же тогда занимается социальной работой, из чего складывается понятие профессионала социальной работы на практике? Что за специалист востребован в настоящее время, какими качествами он должен обладать? В какой-то мере от ответов на поставленные вопросы будет зависеть наше представление о том, насколько полноценно функционирует та или иная организация социальной защиты, так как её способность соответствовать своей миссии в немалой степени зависит от кадрового потенциала и помощи государственных структур.
Проведение современных исследований показывает, что современные социальные службы располагают определёнными организационными ресурсами, которыми можно воспользоваться для разработки стратегий повышения эффективности социальной адаптации населения. Автор предлагает свои рекомендации.
Рекомендации социальным работникам и органам государственной власти:
– дополнить функции инспекций по труду и налоговых служб по контролю над деятельностью работодателей, обеспечивающих занятость инвалидов, для пресечения их «формального» трудоустройства с целью получения льгот;
– создать единый государственный реестр трудоспособных лиц в том числе для отслеживания динамики их занятости и профессиональной реализации при создании межведомственного партнерства;
– расширить региональную сеть реабилитационных центров с целью увеличения охвата реабилитационными услугами наибольшего числа детей с инвалидностью, в том числе с ментальной;
– разработать концепцию развития частно-государственного партнерства в области создания ресурсных центров для многодетных родителей, воспитывающих детей; повысить уровень удовлетворенности родителей получаемыми психологическими, юридическими, педагогическими услугами, консультациями и расширение спектра и доступности данных услуг.
– разработать и развить инновационные проекты по изменению существующей системы проживания лиц с ментальной инвалидностью, оставшихся без попечения родных, способных вести самостоятельный образ жизни вне условий психоневрологических интернатов и домов-интернатов для инвалидов.
В результате проведённого исследования были полностью решены все поставленные задачи и подтверждена выдвинутая вначале гипотеза о существовании взаимосвязи между социальной работой по организации процесса социальной адаптации личности и её успешностью.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Айзенк Г. Как измерить личность / Г.Айзенк, Г.Вильсон; пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2000. – 427 с.
Антропология профессий, или посторонним вход разрешен / под ред. П. Романова, Е, Ярской-Смирновой. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. – 356 с.
Бурдье П. Социология социального неравенства / П. Бурдье. – СПб.: Алетейя, 2007.– 288 с.
Генеральная Ассамблея ООН. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
Генеральная Ассамблея ООН. Декларация прав ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/childdec.shtm
Гидденс Э. Социология / пер. с англ. К. Бердсолл.– М.: Едиториал УРСС. – 2005. – 484 с.
Добровольская Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотно-шений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993. №1. С.62.
Домбровская А. Ю. Представления российских инвалидов о благоприятных условиях социальной адаптации / А. Ю. Домбровская // Мониторинг общественного мнения. – 2013. – №3 (115). – С. 129–139.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Москва: КДУ, 2009. – 296 с.
Заславская Т.Н. Современное Российское общество: социальный механизм трансформации / Т.Н. Заславская. – М.: Дело, 2004. – 400 с.
Зыскина М.А., Шрамко Н.В. Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования / М.А. Зыскина, Н.В. Шрамко // Педагогическое образование в России. 2014. №.1. – С. 201–204
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: «Мир и Образование», 2014. 1376 с.
Ларионова М.А. Обеспечение права на образование детей-инвалидов как конституционно-правовая обязанность Российской Федерации / М. А. Ларионова // Унификация права в глобализированном мире: международная научно- практическая конференция. – Москва, 2014. – С.19-21.
Мартьянова Н.А Социологический анализ профессий Роберта Мертона: влияние социальной структуры на профессиональное поведение. 07.05.2009. Режим доступа http://www.isras.ru/abstract_bank-/1208337431. pdf
Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. – М.: Прогресс, 1966. – 664 с.
Романов П.В. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России / В.П. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. С.52-55.
Романов П. В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя / П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2010. №9. С. 50-58.
Кон И. Отношение к труду и выбор профессии. 30.04.2008. Режим доступа http://www.neuro.net.ru/sexology/book19_15.html
Королева Т.П. Системно-структурный подход к анализу и развитию профессионально важных качеств / Н.Г. Королева // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 48–51.
Котляр А.Э. Маргиналы на рынке труда / А.Э. Котляр // Россия на кануне XXI века. Москва: ИСПО РАН, 1994. С.72.
Профессии социального государства / под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013. – 360 с.
Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии / под ред. Д.В. Зайцева, В.Н. Ярской. – Саратов: СГТУ, 2010. – 132 с.
Смирнова Ю.С. Типы стигматизирующих установок / Ю.С. Смирнова // Философия и социальные науки: Научный журнал. 2010. № 3. С. 45-50.
Стриганкова, Е.Ю. Коммуникация и социализация в формирующемся информационном обществе // Е.Ю. Стриганкова // Вестник ПАГС. 2014. № 3 (42). – С.116 – 123.
Федорова О. А. Основные подходы к проблеме социальной интеграции инвалидов в современном обществе / О. А. Федорова // Современные проблемы науки. Электронный научный журнал. 2013. № 1 С.4.
Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд. – М.: Наука, 1980. – 487 с.
Хьюз Э. Социальная роль и разделение труда / Э. Хьюз // Социологические исследования. 2009. № 8. – С. 46–52.
Шевченко А.И. К вопросу о теоретических основах социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями в мире и в России / А.И.Шевченко / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. №5. С. 68.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на- Дону, 1998. – 390 с.
Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы форми-рования идентичности личности / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара, 2010. – С. 189.
Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-Смирнова // Саратов: СГТУ, 1997. С.145.
Ярская-Смирнова Е. Р. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни: пособие для родителей и специалистов / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007.С.102.
Ярская В.Н. Темпорализм в политике социального государства / В.Н. Ярская // Вестник Саратовского государственного технологического университета. 2011. № 4 (60). – С. 312–319.
Kaplan D. The definition of disability / The center for an accessible society / D. Kaplan. [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.accessiblesociety.org/topics/demographics-identity/dkaplanpaper.htm

Гидденс Э. Социология / пер. с англ. К. Бердсолл.– М.: Едиториал УРСС. – 2005. – 484 с.
Мартьянова Н.А Социологический анализ профессий Роберта Мертона: влияние социальной структуры на профессиональное поведение. 07.05.2009. Режим доступа http://www.isras.ru/abstract_bank-/1208337431. pdf
Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. – М.: Наука, 1980. – 487 с.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Москва: КДУ, 2009. – 296 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: «Мир и Образование», 2014. 1376 с.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на- Дону, 1998. – 390 с.

Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. – М.: Прогресс, 1966. – 664 с.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на- Дону, 1998. – 390 с.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на- Дону, 1998. – 390 с.

Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон; пер. с англ. – М: Когито-центр, 2000. – 427 с.
Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону, 1998. – 390 с.
Гидденс Э. Социология / пер. с англ. К. Бердсолл.– М.: Едиториал УРСС. – 2005. – 484 с.
Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд. – М.: Наука, 1980. – 487 с.
Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. – М.: Прогресс, 1966. – 664 с.
Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара, 2010. – С. 189.

Смирнова Ю.С. Типы стигматизирующих установок / Ю.С. Смирнова // Философия и социальные науки: Научный журнал. 2010. № 3. С. 45-50.
Kaplan D. The definition of disability / The center for an accessible society / D. Kaplan. [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.accessiblesociety.org/topics/demographics-identity/dkaplanpaper.htm

Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-Смирнова // Саратов: СГТУ, 1997. С.145.
Шевченко А.И. К вопросу о теоретических основах социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями в мире и в России / А.И.Шевченко / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. №5. С. 68.
Котляр А.Э. Маргиналы на рынке труда / А.Э. Котляр // Россия на кануне XXI века. Москва: ИСПО РАН, 1994. С.72.
Добровольская Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993. №1. С.62.
Романов П.В. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России / В.П. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. С.52-55.

Генеральная Ассамблея ООН. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
Генеральная Ассамблея ООН. Декларация прав ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/childdec.shtm

Романов П. В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя / П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2010. №9. С. 50-58.
Ярская-Смирнова Е. Р. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни: пособие для родителей и специалистов / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007.С.102.













34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айзенк Г. Как измерить личность / Г.Айзенк, Г.Вильсон; пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2000. – 427 с.
2. Антропология профессий, или посторонним вход разрешен / под ред. П. Романова, Е, Ярской-Смирновой. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. – 356 с.
3. Бурдье П. Социология социального неравенства / П. Бурдье. – СПб.: Алетейя, 2007.– 288 с.
4. Генеральная Ассамблея ООН. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
5. Генеральная Ассамблея ООН. Декларация прав ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/childdec.shtm
6. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. К. Бердсолл.– М.: Едиториал УРСС. – 2005. – 484 с.
7. Добровольская Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотно-шений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993. №1. С.62.
8. Домбровская А. Ю. Представления российских инвалидов о благоприятных условиях социальной адаптации / А. Ю. Домбровская // Мониторинг общественного мнения. – 2013. – №3 (115). – С. 129–139.
9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Москва: КДУ, 2009. – 296 с.
10. Заславская Т.Н. Современное Российское общество: социальный механизм трансформации / Т.Н. Заславская. – М.: Дело, 2004. – 400 с.
11. Зыскина М.А., Шрамко Н.В. Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования / М.А. Зыскина, Н.В. Шрамко // Педагогическое образование в России. 2014. №.1. – С. 201–204
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: «Мир и Образование», 2014. 1376 с.
13. Ларионова М.А. Обеспечение права на образование детей-инвалидов как конституционно-правовая обязанность Российской Федерации / М. А. Ларионова // Унификация права в глобализированном мире: международная научно- практическая конференция. – Москва, 2014. – С.19-21.
14. Мартьянова Н.А Социологический анализ профессий Роберта Мертона: влияние социальной структуры на профессиональное поведение. 07.05.2009. Режим доступа http://www.isras.ru/abstract_bank-/1208337431. pdf
15. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. – М.: Прогресс, 1966. – 664 с.
16. Романов П.В. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России / В.П. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. С.52-55.
17. Романов П. В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя / П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2010. №9. С. 50-58.
18. Кон И. Отношение к труду и выбор профессии. 30.04.2008. Режим доступа http://www.neuro.net.ru/sexology/book19_15.html
19. Королева Т.П. Системно-структурный подход к анализу и развитию профессионально важных качеств / Н.Г. Королева // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 48–51.
20. Котляр А.Э. Маргиналы на рынке труда / А.Э. Котляр // Россия на кануне XXI века. Москва: ИСПО РАН, 1994. С.72.
21. Профессии социального государства / под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013. – 360 с.
22. Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии / под ред. Д.В. Зайцева, В.Н. Ярской. – Саратов: СГТУ, 2010. – 132 с.
23. Смирнова Ю.С. Типы стигматизирующих установок / Ю.С. Смирнова // Философия и социальные науки: Научный журнал. 2010. № 3. С. 45-50.
24. Стриганкова, Е.Ю. Коммуникация и социализация в формирующемся информационном обществе // Е.Ю. Стриганкова // Вестник ПАГС. 2014. № 3 (42). – С.116 – 123.
25. Федорова О. А. Основные подходы к проблеме социальной интеграции инвалидов в современном обществе / О. А. Федорова // Современные проблемы науки. Электронный научный журнал. 2013. № 1 С.4.
26. Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд. – М.: Наука, 1980. – 487 с.
27. Хьюз Э. Социальная роль и разделение труда / Э. Хьюз // Социологические исследования. 2009. № 8. – С. 46–52.
28. Шевченко А.И. К вопросу о теоретических основах социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями в мире и в России / А.И.Шевченко / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. №5. С. 68.
29. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на- Дону, 1998. – 390 с.
30. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы форми-рования идентичности личности / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара, 2010. – С. 189.
31. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-Смирнова // Саратов: СГТУ, 1997. С.145.
32. Ярская-Смирнова Е. Р. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни: пособие для родителей и специалистов / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007.С.102.
33. Ярская В.Н. Темпорализм в политике социального государства / В.Н. Ярская // Вестник Саратовского государственного технологического университета. 2011. № 4 (60). – С. 312–319.
34. Kaplan D. The definition of disability / The center for an accessible society / D. Kaplan. [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.accessiblesociety.org/topics/demographics-identity/dkaplanpaper.htm

Вопрос-ответ:

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация - это процесс, посредством которого индивид приспосабливается к социальной среде и осваивает требуемые нормы и роли в обществе.

Какие теории социальной адаптации существуют?

Существует несколько теорий социальной адаптации, включая теорию дезорганизации, теорию коммуникации и теорию ролевой социализации.

Какие механизмы адаптации личности инвалида взрослого существуют?

Механизмы адаптации личности инвалида взрослого включают изменение поведенческих схем, изменение установок и ценностей, а также использование компенсаторных стратегий и ресурсов.

Какие механизмы адаптации личности ребенка инвалида существуют?

Механизмы адаптации личности ребенка инвалида включают семейную поддержку, специальную образовательную и реабилитационную помощь, а также психологическую поддержку.

Что показало исследование по вопросу социальной адаптации?

Исследование показало, что большинство родителей не знакомы с понятием социальной адаптации и ее механизмами.

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация - это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к общественным условиям, социальным нормам и ролям.

Какие существуют теории социальной адаптации?

Существуют различные теории социальной адаптации, включая теорию кризисов, теорию индивидуального выбора, теорию социальной контролируемости и другие.

Как механизмы адаптации работают у инвалида взрослого?

У инвалида взрослого могут использоваться механизмы адаптации, такие как психологическая реорганизация, поиск новых ролей и значимых целей, использование поддержки и т.д.

Как механизмы адаптации работают у ребенка-инвалида?

У ребенка-инвалида механизмы адаптации могут быть связаны с приспособлением к физическим ограничениям, социальной поддержкой, реализацией своих возможностей и т.д.