Формы и методы музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 60 60 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 17.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Философско -эстетические аспекты изучения музыкального ритма
1.2. Проблема музыкально-ритмического развития детей в теории и истории музыкального образования
1.3. Психолого-педагогические аспекты музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методические аспекты музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста
2.2. Технологии музыкально-ритмического воспитания детей в условиях ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Также, по мнению авторов, весьма плодотворным выступает синтез музыки, ритмики, живописи, а также литературы, который дает достаточно большие возможности для формирования и развития художественной культуры ребенка дошкольного возраста.Рассматриваемая нами программа была основана на непосредственном взаимодействии нескольких ведущих принципов организации музыкальных занятий с дошкольниками, а именно: применение специального подбора музыкального репертуара; обязательное использование синтеза искусств;на занятиях музыки использовать другие виды музыкальной деятельности дошкольников в качестве вспомогательных: игры в оркестре, пение, дирижирование;обязательная разработка отдельных блоков содержания музыкальных занятий, а также их сюжетной канвы.При этом в музыкальный репертуар данной программы вошли произведения самых различных эпох и стилей, которые отвечают двум основным принципам, а именно: высокой художественности, а также доступности. Основываясь на этом, рассматриваемая программа полностью строится на синтезе искусств. Авторы программы обратились к таким музыкальным жанрам, в основе которых заложен органичный синтез ряда искусств – к опере и балету. Стремясь к тому, чтобы они были достаточно доступны дошкольникам, авторы отдали предпочтение сказке, а именно: сказке в опере, а также сказке в балете. Все музыкальные произведения данной программы были объединены в отдельные тематические блоки и были даны в порядке возрастающей сложности. Например, темы блоков для дошкольников 5 года жизни следующие: «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др. Кроме этого, предлагаемые в рассматриваемой программе произведения визуальных искусств не ограничиваются только задачей дать исключительно знания о тех событиях, предметах, персонажах, которые имеют свое отражение в звуках. Как живописные, так и скульптурные произведения предлагаются в программе в качестве варианта образного понимания музыки непосредственно на уровне ассоциативных связей. Такой подход будит у ребенка творческую фантазию, а также стимулирует образное мышление дошкольника. Используемые пейзажи И.Левитана, А. Саврасова, а также И.Грабаря помогают отразить поэтическую атмосферу, а также служат своеобразной увертюрой, помогающей настраиваться на восприятие той музыки, которая посвящена картинам русской природы (например, С. Прокофьев, П. Чайковский, Г. Свиридов). Музыкально-ритмическое развитие дошкольников, в соответствии с данной программой, также находится в непосредственной связи с другими видами искусства.Таким образом, рассмотрев кратко три программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, можно сделать определенные выводы. В программе Н.А.Ветлугиной задачей выступает овладение детьми дошкольного возраста навыками, действиями, умениями в сфере восприятия музыки (то есть движения, пения, игре на детских музыкальных инструментах). Во второй, рассмотренной нами программе, приоритетной задачей выступает формирование у детей музыкальных предложений, потребностей, интересов, вкусов, то есть элементов музыкально-эстетического познания, при этом умения и навыки являются средством достижения данной цели. В свою очередь программа «Синтез» больше ориентирована на общеэстетическое и духовное развития ребенка. Она в значительной степени расширяет кругозор ребенка, приобщает его непосредственно к мировой культуре в общем, что весьма немаловажно для становления полноценной личности ребенка.Интенсивное развитие современного общества неизменно диктует свои особые условия организации дошкольного образования, а именно: наблюдается смена образовательной парадигмы, активно внедряются новые психолого-педагогические технологии, разрабатываются также оригинальные методики[33, с. 14].Сегодня всё более активно в области музыкальной деятельности находит свое применение инновационный подход, носящий название эвритмия. Эвритмия по своей сущности представляет собой искусство движения, которое основанное непосредственно закономерностях речи и музыки, при этом выступающего в качестве одного из способов выражения в пространстве музыкального движения. Эвритмия направлена на развитие как музыкальных, так и творческих способности детей, эмоциональной сферы, а также нравственно-коммуникативных качеств, психического потенциала ребенка дошкольного возраста, благотворно влияющего на культуру движения детей. Данное искусство представляет собой особого гармоничные движения, в нем проявляется взаимосвязь как культуры движения, так и слова и музыки. Оно активно влияет на формирование культуры здоровья дошкольников. Вместе с душевной гармонизацией, в этом случае происходит укрепление и волевых качеств ребенка. Общая цель эвритмии заключается в развитие культуры движения дошкольников. При этом процесс развития культуры движения детей дошкольного возраста осуществляется средствами эвритмии непосредственно на основе следующих основных принципов: - принцип природосообразности. Данный принцип используется для того, чтобы каждый ребенок на занятиях имел возможность пройти путь становления мышления, начиная от наглядно - образного по направлению к логически - абстрактному без какого-либо навязывания ему отдельных шаблонов действия. В этом случае приобретают свой собственный опыт для раскрытия творческих определенных проявлений и самореализации;- принцип здоровьесбережения. Данный принцип предполагает формирование необходимых условий непосредственно для сохранения, а также укрепления здоровья детей дошкольного возраста в их образовательной деятельности;- принцип активного развития творческого воображения детей. Названный принцип предполагает создание специальных ситуаций, позволяющих ребенку фантазировать, выдумывать, в полной степени реализовывать весь свой творческий потенциал;- принцип формирования у дошкольников способности к сопереживанию. Использование данного принципа позволяет каждому ребенку в процессе проведения упражнений возможность получать разного рода ощущения, на подсознательном уровне развивающие его толерантность, при этом ребенок учится вести контроль за своим поведением[23, с. 130]. Практически все занятия по эвритмии для детей дошкольного возраста проходят в форме некоторой увлекательной сказочной истории, рассказываемой педагогом и при этом создаётся действиями всех дошкольников. Дети, подражая движениям своего педагога, перевоплощаются в образы самых различных растений и животных, создают своим телом явления природы, имитируют также деятельность людей. при этом стихи и музыка подбираются в соответствии с настоящим сезонным состоянием природы, усиливая тем самым терапевтическое воздействие на детей годового ритма. В музыкальной эвритмии дошкольники также знакомятся с ритмом, гаммами, длительностями, тактом, они учатся двигаться в характере и темпе музыки. В процессе работы в коллективе имеет место концентрация внимания детей на собственном движении, которая при этом постоянно связана с важностью и необходимостью чувствовать движение других детей, а также всей группы в качестве единого организма. Как известно, игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, поэтому именно данный вид деятельности и стал в эвритмике основой для разработки комплекса специальных упражнений. Основная специфика эвритмических упражнений заключается в акцентировании внимания на обучении ребенка музыкально-ритмическим движениям, а также на анализе его внутренних процессов: то есть мыслительных и эмоциональных. Эвритмия содержит определенные блоки, которые могут быть расположены в произвольном порядке:блок ритмических игр; блок развития мелкой моторики детей; блок развития у детей крупной моторики (то есть имеются в виду упражнение для непосредственного развития равновесия, координации, ловкости стопы); пространственная ориентация детей; социальные игры (то есть взаимодействие ребенка с партнером, подгруппой детей, а также всей группой, как единого коллектива); блок импровизационно-двигательных композиций с музыкальным сопровождением; игропластика, представляющая собой специальные упражнения для развития у детей мышечной гибкости, а также силы как в образных, так и игровых двигательных заданиях с дошкольниками; игротанцы – это такие танцевальные шаги, которые по своей функциональности направленные на развитие и совершенствование у детей танцевальных движений[23, с. 131]. Раннее разученные музыкально-ритмические этюды, а также композиции достаточно широко применяются в образовательной деятельности по музыке, физической культуре, во всех режимных моментах образовательной организации дошкольника. Кроме этого, эвритмия обладает некоторыми неиспользованными резервами для повышения эффективности системы художественного воспитания дошкольника. Обращение непосредственно к современным технологиям в воспитании детей дошкольного возраста открывает достаточно широкие возможности педагогическому творчеству, а также смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения детей.С появлением некоторых авторских программ по музыкальному воспитанию, например, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой, «Синтез» Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа – возникла возможность разнообразить, варьировать как способы, так и средства познания детьми дошкольного возраста музыкального искусства, с помощью которого реализуется и общее развитие. Например, методика Т.А. Тютюнникова «Элементарное музицирование» основана на гармоничном сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. При этом простейшие стихи, которые проговариваются приемом ритмодекламации, воспитывают у дошкольников одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, а также слаженность группового действия, самостоятельность исполнения, свободную импровизацию[40, с. 4].Элементарное музицирование при этом включает три взаимосвязанных направления, а именно: - учебное музицирование – то есть обучение простейшим элементам музыкального языка,а также умению их практически применять, формирование у детей устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у дошкольников активных словарей музыкальных элементов для их последующего самостоятельного использования;- творческое музицирование – это спонтанное, импровизированное обращение детей дошкольного возраста со знакомым материалом, умение детей его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах;- концертное музицирование – это применение ансамблем детей созданной им музыки, а также классической и детской, специально подобранной и аранжированной для этой цели. Автор использует в своей работе два основных метода:- метод активизации творческих проявлений дошкольников, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание некоторой ситуаций для него;- метод моделирования музыкального языка, который позволяет показать и дать почувствовать практически каждому ребенку как ритмические, так и звуковысотные отношения, динамику, форму, тембр, фактуру.Взаимодействие с дошкольниками в процессе их музыкально-ритмического развития строится через использование приемов побуждения, предложения, наблюдения, совместного поиска, помощи.При этом обучение элементарному музицированию ведется в следующей последовательности:- хлопки, движения детей под музыку (притопы, шлепки);- ознакомление детей со звучащими самодельными, а также орфовскими инструментами;- творческое исследование тембро-динамических возможностей как орфовских, так и самодельных инструментов при помощи таких приемов, как: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, которые стимулируют к изобретательности (например, «Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей-дошкольников;- разучивание с детьми музыкальных произведений с непосредственной опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности;- формирование представления у детей о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.Также весьма эффективным средством привлечения детей дошкольного возраста к элементарному музицированию и развития у них умения импровизировать выступают игры: «Эхо», «Я маленький композитор», «Тутти-фрутти», речевая интонационная игра с инструментами «Осенины, осенины», а также импровизационно-двигательная игра «Веселые шляпы» и др.; озвучивание некоторых фольклорных произведений, сказок, стихотворений, потешек, дразнилок, считалок, песен. Обучение детей элементарному музицированию ведется в разных формах работы:- на занятиях кружка «Музицирование на орфовских инструментах»;- частично на различных видах музыкальных занятий;- в процессе музыкально-дидактических игр;- в индивидуальной, а также самостоятельной музыкально-эстетической деятельности.На подобного рода занятиях царит общая творческая атмосфера. При этом дети и педагог становятся партнерами. А логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности детей к другому превращает данные занятия в весьма динамичными и увлекательными для дошкольников. Кроме этого, постоянная смена деятельности не позволяет детям утомляться. В процессе интегрированныx занятий в творческий процесс гармонично включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого выступают рисунки, пластика движений, а также словесное творчество[24, с. 2]. Другая технология – технология проектирования – это современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать определенный комплекс задач, подчиненных одной теме, при применении разнообразных приемов и методов, а также постепенно и в системе. Данная технология в настоящее время актуальна и весьма эффективен. Он позволяет ребенку возможность синтезировать полученные им знания, развивать его творческие способности, а также коммуникативные навыки. Кроме этого, деятельность проектного характера способствует формированию у детей дошкольного возраста исследовательских умений и познавательного интереса. Проводя данный вид работы, дети открывают для себя новые знания, а также передают их другим детям. В этом отношении происходит интеграция между общими способами решения различных задач, а также видами деятельности. Проектная деятельность активно помогает связать обучение с жизнью, развивает у детей коммуникативные и нравственные качества[39, с. 10].Инновационные технологии ориентированы на полноценное развитие ребенка как отдельной личность, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение непосредственно эмоционально – комфортных условий, направленных на развитие личностного потенциала.Анализ содержания программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной[3], в свою очередь, показал, что первая отличительная особенность этой программы – это выявление индивидуального стиля музыкальной деятельности и в связи с этим проводимая коррекция содержания работы так скажем «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми».В качестве второй особенности можно назвать использование в качестве музыкального сопровождения, чаще всего, целостных произведений –как в грамзаписи, так и при непосредственном, так называемом «живом» исполнение (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это было принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). При этом целостный музыкальный образ передаётся множественными разнообразными пластическими средствами, которые требуют как свободного владения телом, так и достаточно тонкого музыкального слуха, воображения и фантазии, глубокого постижения содержания музыки. Реализуется идея от простого к сложному, то есть от детской музыки к симфоническим произведениям известных композиторов-классиков, когда дошкольник постепенно приобщается к миру прекрасного, как бы пропуская «через себя» музыку, а также сложный мир чувств и образов, постигая при этом на телесном, зрительном, а также эмоциональном уровнях особенный язык средств музыкальной выразительности. К третьей особенности относится акцентирование внимания педагогов ДОУ не столько на внешней стороне обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе непосредственно тех внутренних процессов, которые выступают в качестве регулирующей основы движения под музыку. Это в первую очередь сенсорные, эмоциональные процессы, мыслительные, а также их подвижность. Движение при этом выступает словно бы видимым айсбергом глубоких психических процессов, и по двигательной реакции детей под музыку можно провести диагностику как музыкального, так и психического развития ребёнка-дошкольника.Иными словами, названная программа выступает в качестве музыкально-ритмического психотренинга как для детей, так и педагогов, который развивает внимание, память, волю, подвижность, а также гибкость мыслительных процессов, непосредственно направленным на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения у детей, их фантазии, способности к импровизированным движениям под музыку, что требует при этом свободного и осознанного владения своим телом. При этом основной цель программы «Ритмическая мозаика» выступает формирование средствами музыки в процессе выполнения ритмических движений разнообразных умений, способностей, а также качеств личности ребенка. В репертуар программы «Ритмической мозаики» А.И. Бурениной включаются предназначенные для детей музыкальные произведения: «Детский альбом» А. Чайковского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, миниатюры Д. Кабалевского, Г. Ломовой. Согласно данной программе постепенное исполнение разных видов двигательных упражнений должно приобретать все более дифференцированный характер.Программа – технологиямузыкально- ритмического воспитания детей раннего возраста (2- 3 лет) Т.Н.Сауко и А.И. Бурениной под названием «Основы технологии «Топ – хлоп, малыши представляет собой особую систему музыкально -ритмического воспитания детей раннего возраста 2-3 лет на основе применения игровых музыкально – ритмических упражнений на протяжении всего календарного года. Подобранные в данной технологии упражнения, пляски, игры для детей объединены в отдельные циклы по принципу возрастания их сложности, а также разнообразия движений, где применяется чередование упражнений на различные группы мышц, их напряжения и расслабления, развития мелкой моторики малышей.В основу репертуара этой технологии входят как пляски, так игры-забавы Е. Макшанцевой, детские песенки Е.Тиличеевой, песни –игры Т.С. Бабаджан, а также отдельные авторские пляски с текстами (то есть Т.Сауко и А.Бурениной) на весьма популярные народные мелодииНовизна данной технологии заключается в том в том, что в ней собраны были собраны воедино многие игровые упражнения, которые систематизированные в весьма строгой методической последовательности и при этом адаптированные для работы непосредственно с детьми 2-3 лет.Музыкально-ритмические композиции для старших детей, в свою очередь,различаются по своей функциональной направленности и содержат различные типы двигательных упражнений, развивающие основные (например, ходьба с каблучка, «гусиным» шагом, вперед-назад, ускорения замедлением, разные виды бега, прыжки - все виды галопа, поскоки «легкие», «сильные» и др.), а также общеразвивающие виды движений[4]. Таким образом, современные технологии по музыкально - ритмическому воспитанию дошкольников характеризуются как разнонаправленные, при достаточно высокой эффективности и практической значимости.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ эстетико-философском контексте можно отметить уникальность музыки как особого вида искусства. Это находит свое проявление как в особой условности принятого музыкального художественного языка, соотносящейся со спецификой слухового восприятия, основывающегося на более обобщенных ассоциативных связях – в сравнении, например, с живописью, где образный ряд всегда представлен с большей мерой конкретности, так и в её особом музыкальном языке. При этом в качестве символов в музыке выступают как отдельные звуки, их определенные гармонические, мелодические, тембровые, а также динамические сочетания, так и строго дифференцированные музыкальные образы, которые доносятся определенным музыкальным построением; а также жанр, авторский стиль. Большой вклад в формирование современных систем музыкально - ритмического воспитания дошкольников внес Э. Ж. Далькроза. Ценность и жизнеспособность выдвинутой им системы музыкально-ритмического воспитания заключается ее гуманном характере. Э. Ж. Далькроз в своей идее исходил непосредственно из музыки, его первостепенной целью было развитие у ребенка музыкальности, и данная цель расширилась в результате универсальности ритма. Э. Ж. Далькроз пришел к выводу, что музыкальный ритм и ритм тела ребенка связаны между собой тесным образом. Он считал, что: 1) без наличия упорядочивающего начала, которое неизменно вносит музыка, все телодвижениях было бы не согласовано; 2) без музыки вся выразительность потеряла бы свое внутреннее содержание; а нервная система пришла бы в абсолютно бесцельное колебание, при этом не на что было бы практически отсутствовало бы стилизующее начало. Кроме этого, он предложил определенный комплекс упражнений, который являются основой музыкально-ритмического воспитания. В свою очередь,Карл Орф пошел несколько дальше Ж.Далькроза и использовал метод музыкальной импровизации в качестве основы для новой дидактической системы так называемого элементарного воспитания и обучения. Заслуга К.Орфа заключается в создании синтетической формы музицирования, а именно: сочетание пения, стихов, а также игры на ряде элементарных инструментах. Введенная система Орфа получила название «Шульверк». Ведущее место в числе создателей современной системы музыкально-ритмического воспитания отводится Н.Г.Александровой, а также ее многочисленным ученикам и последователям, а именно: Н.П.Збруевой, Е.В. Коноровой, Н.Е. Кизевальтер, В.И. Гринер, М.А.Румер. кроме этого, научные исследования в сфере дошкольного музыкально-ритмического воспитания были проведены А.В. Кенеман, Н.А.Ветлугиной и их учениками А.Н. Зиминой и М.Л. Палавандашвили.Кроме этого, в настоящее время всё более активно в области музыкальной деятельности находит свое применение инновационный подход, носящий название эвритмия. В характеристике психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста выделяют определенные возрастные периоды, каждому из которых характерны свои новообразования. В процессе обучение детей музыкально-ритмическим движениям можно выделить несколько основных этапов, которые включают определенные формы и методы работы. При этом основными методами являются словесный, наглядно-слуховой, а также художественно-практический методы. В последние время стало также популярно применение на занятиях информационных технологий.Занятия могут быть как групповыми, с мини-группами, а также индивидуальными. Часто используют игровую форму занятий.При выборе методов и форм проведения занятий педагогом обязательно необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности дошкольников. В настоящее время весьма эффективно в условиях ДОУ применяются технология интеграции деятельности всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. В процессе интегрированныx занятий в творческий процесс гармонично включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого выступают рисунки, пластика движений, а также словесное творчество. Другая технология – технология проектирования – это современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать определенный комплекс задач, подчиненных одной теме, при применении разнообразных приемов и методов, а также постепенно и в системе. Программа – технология музыкально- ритмического воспитания детей раннего возраста (2- 3 лет) Т.Н.Сауко и А.И. Бурениной под названием «Основы технологии «Топ – хлоп, малыши представляет собой особую систему музыкально -ритмического воспитания детей раннего возраста 2-3 лет на основе применения игровых музыкально – ритмических упражнений на протяжении всего календарного года. Новизна данной технологии заключается в том в том, что в ней собраны были собраны воедино многие игровые упражнения, которые систематизированные в весьма строгой методической последовательности и при этом адаптированные для работы непосредственно с детьми 2-3 лет.То есть, овременные технологии по музыкально - ритмическому воспитанию дошкольников характеризуются своей разнонаправленностью, всесторонностью и эффективностью.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе / Ю.Б. Алиев. –Воронеж: НПО Модэк, 1998.– 247 с. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разно- возрастных группах учащихся: монография / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 319 с. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика : практич. пособие / А.И. Буренина. – М.: Синтез, 2012. – 265 с.Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. – СПб., 1997. – 128 с.Ватагина, Н.Н. Методы музыкальной импровизации на уроках сольфеджио (на основе идей музыкально-творческого воспитания Э. Жак-Далькроза и Карла Орфа) / Н.Н. Ватагина. – Казань: Орфа, 2011. – 211 с.Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Музыка, 1988. – 244 с.Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детской саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кельман. – М.: Просвещение, 1983. – 264 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 536 с. Ганслик, Э. О музыкально-прекрасном / Э. Ганслик. – М., 1895. – 244 с.Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. М.: Просвещение, 1993. – 224 с. Гринер, В. Ритмика Далькроза и свободный танец в России 20-х годов / В. Гринер, М. Трофимова. – М.: ГИТИС, 1996. – 148 с.Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. – № 2. – С. 22-32. Жак-Далькроз Э. Ритм / Жак-Далькроз Э.; – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М. : Владос, 2004. – 226 с.Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет / И.О. Карелина. – Ярославль: НПС 2006. – 232 с.Коломиец, Г.Г. Музыкальная эстетика евразийцев / Г.Г. Коломиец // Вестник ОГУ 2011. – № 7. –С. 51 – 61.Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект / Г.Г. Коломиец. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 508 с.Конорова, Е.В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1 / Е.В. Конорова. – М.: Мозаика, 2012. – 188 с.Лазутина, Т.В. Специфика языка музыки / Т.В. Лазутина // Омск. науч. вестн. 2009. – № 3. – С.110 - 112.Леонтьева, О.Т. Карл Орф / О.Т. Леонтьева. – М.: Музыка, 1984. – 198 с.Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л.В. Малахова. – Ростов н / Д.: Феликс, 2008. – 298 с.Мартыненко, Л.Р. Музыка и «музыкальное» в эстетико-философских текстах русской культуры первой половины XIX в. / Л.Р Мартыненко // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2010. – № 3. – С. 73 - 76.Межецкая, О.В. Основные положения методики развития двигательно - координационных способностей детей на начальном этапе обучения игре на фортепиано / О.В. Межецкая // Вестн. Тюменского гос. ун-та. – 2012. – №9. – С. 128-133. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» / С.И. Мерзлякова //Музыкальный руководитель. – 2010. – № 2. – С. 2 – 3.Микляева, Н.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольника / Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2013. – 215 с.Нехаева, И.Н. Философия музыки: особенности и перспективы развития / И.Н. Нехаева // Вестн. Томск. гос. ун-та. – 2008. – № 314. – С. 53 - 55.Нечаева, Т.Б. Развитие ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Б. Нечаева. – Екатеринбург, 2015. – 23 с.Николаева, Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях / Е.В. Николаева // Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: «Академия», 2004. – 216 с.Обыскалова, Л.Р. Музыкальное искусство в контексте универсальной моделикультуры / Л.Р. Обыскалова // Вестник ЦМО МГУ. – 2009. – № 4. – С. 60 - 63.Павлова, И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального музыкального фольклора: дис. … канд. пед. наук / И.Ю. Павлова. – Казань, 2001. –239 с.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радыновой, А.И. Катенене, Н.Л. Полавандишвили. – М.: Просвещение, 2000. – 288 С.Развитие личности ребенка от года до трех / сост. В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 432 с.Савинкова, О.В. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей / О.В. Савинкова, Т.А. Полякова. – М.: АСТ, 2004. – 232 с.«Синтез». Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5 год жизни) / под ред. К.В. Тарасовой – М.: Музыка, 2006. – 144 с.Система музыкального воспитания К.Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма – М.: Музыка, 1970. – 234 с.Скопинцева, О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников / О.А. Скопинцева. – Волгоград, 2010. – 211 с. Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания / Т.И. Смирнова. – М.: Грааль, 2004. – 254 с.Тарасова, К.В. Гармония : программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста ( 5-ый год жизни) / К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. – М.: Приор,1998. – 226 c.Тарасова, К.В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве / К.В. Тарасова //Музыкальный руководитель. – 2010. – №1. – С.9 – 11. Тютюнникова, Т.Э. «Просто, весело, легко» / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. – 2009. – № 5. – С.4 – 5. Франио, Г.С. Методическое пособие по ритмике / Г.С. Франио. – М.: Мозаика, 2005. – 244 с.Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов. – М.: Музыка, 1999. – 278 с.Чупахина, Т.И. Основные подходы к осмыслению феномена музыкального сознания в отечественной и зарубежной традиции / Т.И. Чупахина // Вестн. Омск. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 24-30.Шуранов, В.А. Эстетика и герменевтика: в поисках музыкального смысла / В.А. Шуранов. – М 2011. – 288 с.Юдовина – Гальперина, Т.Б. Музыка и вся жизнь / Т.Б. Юдовина - Гальперина. – СПб.: Композитор, 2007. – 322 с.
2. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разно- возрастных группах учащихся: монография / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 319 с.
3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика : практич. пособие / А.И. Буренина. – М.: Синтез, 2012. – 265 с.
4. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. – СПб., 1997. – 128 с.
5. Ватагина, Н.Н. Методы музыкальной импровизации на уроках сольфеджио (на основе идей музыкально-творческого воспитания Э. Жак-Далькроза и Карла Орфа) / Н.Н. Ватагина. – Казань: Орфа, 2011. – 211 с.
6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Музыка, 1988. – 244 с.
7. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детской саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кельман. – М.: Просвещение, 1983. – 264 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 536 с.
9. Ганслик, Э. О музыкально-прекрасном / Э. Ганслик. – М., 1895. – 244 с.
10. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
11. Гринер, В. Ритмика Далькроза и свободный танец в России 20-х годов / В. Гринер, М. Трофимова. – М.: ГИТИС, 1996. – 148 с.
12. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. – № 2. – С. 22-32.
13. Жак-Далькроз Э. Ритм / Жак-Далькроз Э.; – М.: Классика-XXI, 2001. – 248 с.
14. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М. : Владос, 2004. – 226 с.
15. Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет / И.О. Карелина. – Ярославль: НПС 2006. – 232 с.
16. Коломиец, Г.Г. Музыкальная эстетика евразийцев / Г.Г. Коломиец // Вестник ОГУ 2011. – № 7. –С. 51 – 61.
17. Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект / Г.Г. Коломиец. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 508 с.
18. Конорова, Е.В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1 / Е.В. Конорова. – М.: Мозаика, 2012. – 188 с.
19. Лазутина, Т.В. Специфика языка музыки / Т.В. Лазутина // Омск. науч. вестн. 2009. – № 3. – С. 110 - 112.
20. Леонтьева, О.Т. Карл Орф / О.Т. Леонтьева. – М.: Музыка, 1984. – 198 с.
21. Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л.В. Малахова. – Ростов н / Д.: Феликс, 2008. – 298 с.
22. Мартыненко, Л.Р. Музыка и «музыкальное» в эстетико-философских текстах русской культуры первой половины XIX в. / Л.Р Мартыненко // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2010. – № 3. – С. 73 - 76.
23. Межецкая, О.В. Основные положения методики развития двигательно - координационных способностей детей на начальном этапе обучения игре на фортепиано / О.В. Межецкая // Вестн. Тюменского гос. ун-та. – 2012. – №9. – С. 128-133.
24. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» / С.И. Мерзлякова //Музыкальный руководитель. – 2010. – № 2. – С. 2 – 3.
25. Микляева, Н.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольника / Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2013. – 215 с.
26. Нехаева, И.Н. Философия музыки: особенности и перспективы развития / И.Н. Нехаева // Вестн. Томск. гос. ун-та. – 2008. – № 314. – С. 53 - 55.
27. Нечаева, Т.Б. Развитие ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Б. Нечаева. – Екатеринбург, 2015. – 23 с.
28. Николаева, Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях / Е.В. Николаева // Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: «Академия», 2004. – 216 с.
29. Обыскалова, Л.Р. Музыкальное искусство в контексте универсальной модели культуры / Л.Р. Обыскалова // Вестник ЦМО МГУ. – 2009. – № 4. – С. 60 - 63.
30. Павлова, И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального музыкального фольклора: дис. … канд. пед. наук / И.Ю. Павлова. – Казань, 2001. –239 с.
31. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радыновой, А.И. Катенене, Н.Л. Полавандишвили. – М.: Просвещение, 2000. – 288 С.
32. Развитие личности ребенка от года до трех / сост. В.Н. Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 432 с.
33. Савинкова, О.В. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей / О.В. Савинкова, Т.А. Полякова. – М.: АСТ, 2004. – 232 с.
34. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5 год жизни) / под ред. К.В. Тарасовой – М.: Музыка, 2006. – 144 с.
35. Система музыкального воспитания К.Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма – М.: Музыка, 1970. – 234 с.
36. Скопинцева, О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников / О.А. Скопинцева. – Волгоград, 2010. – 211 с.
37. Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания / Т.И. Смирнова. – М.: Грааль, 2004. – 254 с.
38. Тарасова, К.В. Гармония : программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста ( 5-ый год жизни) / К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. – М.: Приор,1998. – 226 c.
39. Тарасова, К.В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве / К.В. Тарасова //Музыкальный руководитель. – 2010. – №1. – С.9 – 11.
40. Тютюнникова, Т.Э. «Просто, весело, легко» / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. – 2009. – № 5. – С.4 – 5.
41. Франио, Г.С. Методическое пособие по ритмике / Г.С. Франио. – М.: Мозаика, 2005. – 244 с.
42. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов. – М.: Музыка, 1999. – 278 с.
43. Чупахина, Т.И. Основные подходы к осмыслению феномена музыкального сознания в отечественной и зарубежной традиции / Т.И. Чупахина // Вестн. Омск. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 24-30.
44. Шуранов, В.А. Эстетика и герменевтика: в поисках музыкального смысла / В.А. Шуранов. – М 2011. – 288 с.
45. Юдовина – Гальперина, Т.Б. Музыка и вся жизнь / Т.Б. Юдовина - Гальперина. – СПб.: Композитор, 2007. – 322 с.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты изучаются в философско-эстетических аспектах музыкального ритма?
Философско-эстетические аспекты музыкального ритма изучают взаимосвязь между музыкой и философией, эстетикой, а также исследуют различные аспекты музыкального ритма, такие как его смысл, функции, связь с эмоциями и т.д.
Что такое музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста?
Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста - это систематическое использование музыки и ритма в педагогическом процессе с целью развития музыкальных способностей, слуха, чувства ритма, координации движений, эмоциональной и когнитивной сферы ребенка.
Какие педагогические условия обеспечивают эффективное музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста?
Для эффективного музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: создание специальной атмосферы в группе, использование разнообразных методов и приемов работы, индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетание музыкально-игровых и музыкально-практических занятий, организация активного участия детей в музыкальном процессе.
Какие исторические аспекты музыкально-ритмического развития детей изучаются в теории и истории музыкального образования?
В теории и истории музыкального образования изучаются истоки и развитие музыкального образования в различных странах и эпохах, история создания и развития музыкальных инструментов, история развития музыкальных жанров и стилей, их влияние на музыкально-ритмическое развитие детей.
Какие аспекты изучаются в философско-эстетическом аспекте музыкального ритма?
Философско-эстетический аспект музыкального ритма включает изучение философских и эстетических основ музыкального ритма, его роли в музыкальном творчестве и восприятии, его связи с другими художественными средствами и явлениями. Также рассматриваются вопросы о значимости музыкального ритма для формирования художественного вкуса и эстетического восприятия музыки.
Какова проблема музыкально-ритмического развития детей в теории и истории музыкального образования?
Проблема музыкально-ритмического развития детей в теории и истории музыкального образования заключается в поиске оптимальных методов и форм организации занятий по развитию музыкально-ритмической способности детей дошкольного возраста. Исторически развитие музыкально-ритмического образования детей проходило через различные этапы, связанные с исследованием и учетом особенностей развития ребенка и поиска наиболее эффективных методов воспитания музыкальной ритмической способности.
Какие аспекты психолого-педагогического характера рассматриваются в контексте музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста?
В контексте музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются различные психолого-педагогические аспекты. Это вопросы развития слухового и ритмического восприятия, формирования музыкальной памяти, развития музыкального воображения и творческих способностей. Также изучаются вопросы о влиянии музыкально-ритмического воспитания на эмоционально-личностное развитие ребенка и его общую психофизическую подготовку.
Какие аспекты изучения музыкального ритма рассматриваются в первой главе статьи?
В первой главе статьи рассматриваются философско-эстетические аспекты изучения музыкального ритма, проблема музыкально-ритмического развития детей в теории и истории музыкального образования, а также психолого-педагогические аспекты музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста.
С какими проблемами связано музыкально-ритмическое развитие детей в теории и истории музыкального образования?
В теории и истории музыкального образования существует проблема музыкально-ритмического развития детей, которая заключается в разработке и применении эффективных методов и приемов воспитания музыкального ритма у детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что музыкальный ритм является одним из основных элементов музыки, и его развитие имеет важное значение для формирования музыкальной культуры и способностей детей.
Какие педагогические условия влияют на музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста?
Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста зависит от ряда педагогических условий. К ним относятся создание благоприятной психологической атмосферы, использование разнообразных методов и приемов обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, развитие музыкально-ритмических навыков через игру и движение, активное участие родителей в процессе воспитания и обучения музыке. Все эти условия способствуют эффективному музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста.
В какие аспекты музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста вделяется внимание в статье?
Статья обращается к философско-эстетическим, теоретическим, историческим и психолого-педагогическим аспектам музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Она исследует проблемы развития музыкального ритма у детей, а также рассматривает педагогические условия, необходимые для эффективного воспитания музыкального ритма у детей дошкольного возраста.