Физиологические особенности развития ЦНС у детей школьного возраста.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физиология
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 16.12.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Физиологические особенности головного мозга детей школьного возраста 5
1.1. Развитие структур головного мозга 5
1.2. Функциональные особенности ЦНС школьников 7
1.3. Формирование межполушарной асимметрии 10
Заключение 12
Литература 13

Фрагмент для ознакомления

Так, например, большинство женщин, независимо от принадлежности к той или иной культуре, держат дитя слева, таким образом с самого начала социального взаимодействия ребенок получает асимметричную стимуляцию мозга, а именно - разную стимуляцию левых и правых рецепторов положения головы в его вестибулярном аппарате, а также и более выраженное воздействие слуховых и тактильных сигналов на левое полушарие, что и способствует формированию функциональной межполушарной асимметрии.Критическим периодом становления доминантности полушарий является возрастной диапазон от двух лет до возраста полового созревания. При этом установлено, что в первые два года идет подготовка соответствующих церебральных функциональных систем для быстрого овладения языком. После двух лет вместе с овладением языком начинает формироваться и межполушарная асимметрия.Примерно до 14 лет идет более медленное созревание, когда достигается уровень взрослого и теряется возможность функциональной адаптации и реорганизации мозговых структур. Окончание процесса латерализации происходит после наступления половой зрелости.Количественный анализ толщины коры в правом и левом больших полушариях детей 8–12 лет показал, что в поле 1 соматосенсорной коры и речедвигательном поле 45 лобной коры отмечается преимущественно левополушарное доминирование, тогда как в проекционно-ассоциативном поле 19 зрительной коры в основном – правополушарное. Таким образом, межполушарную асимметрию можно рассматривать как динамический процесс, отражающий совершенствование механизмов высшей интегративной деятельности корковых формаций мозга в процессе видового и индивидуального развития.ЗаключениеРазвитие мозга представляет собой сложную иерархию событий, в которой переплетены генетические программы развития и влияния внешних, или средовых, факторов. Это взаимодействие генов и среды, по сути, и определяет самую важную функцию мозга – научение, а именно, его сложные формы.Результаты исследований особенностей физиологии ЦНС школьников показывают, что младший школьный возраст является одним из критических периодов развития, поскольку качественныеизменения и морфо-функциональное созревание регуляторных систем мозга совпадает с периодомкардинальных изменений социальных условий. Другим критическим периодом, также приходящимся на школьный возраст, является подростковый период, когда нейроэндокринные перестройки, связанные с половым созреванием, приводят к снижению адаптации ребенка к факторам социальной среды, и даже к девиантному поведению. В школьном возрасте совершенствуется анализаторная и синтезирующая деятельность коры большого мозга, закрепляются реакции активного торможения, ассоциативные связи. При этом на состояние нервной системы влияет изменение социальных условий, высокая нагрузка, школьный стресс. В пубертантном периоде нагрузка на нервную систему возрастает, так как гормональная перестройка приводит к неустойчивости настроения, излишней аффективности, снижению мышечного тонуса,небольшой дискоординированности движений и др. Физическое развитие в это время в связи с акселерацией нередко опережает нервно-психическое, что может привести и к функциональным расстройствам нервной системы.Поэтому детям данного возрастного периода необходимо избегать стрессовых ситуаций и умственного и физического переутомления. Необходима организация режима труда и отдыха, достаточная двигательная и физическая активность, профилактика заболеваний. ЛитератураБезруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.Козлов В.И., Цехмистренко Т.А.. Черных Н.А. Закономерности и периодизация развития экранных структур мозга человека в постнатальном онтогенезе // Вестник РУДН, сер. Медицина. – 2006. - № 2 (34). – С. 9-13.Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб.пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Шумейко Н.С. Межполушарная асимметрия в развитии соматосенсорной, лобной и зрительной коры большого мозга человека // Астрах.мед. ж. - 2012. - Т. 7, N 4. - С. 264-266 .

Литература
1. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
2. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А.. Черных Н.А. Закономерности и периодизация развития экранных структур мозга человека в постнатальном онтогенезе // Вестник РУДН, сер. Медицина. – 2006. - № 2 (34). – С. 9-13.
3. Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.
4. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб.пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Шумейко Н.С. Межполу-шарная асимметрия в развитии соматосенсорной, лобной и зрительной коры большого мозга человека // Астрах.мед. ж. - 2012. - Т. 7, N 4. - С. 264-266 .

Вопрос-ответ:

Какие физиологические особенности развития головного мозга у детей школьного возраста?

Физиологические особенности развития головного мозга у детей школьного возраста включают формирование структур головного мозга, функциональные особенности ЦНС и развитие межполушарной асимметрии.

Какие структуры головного мозга развиваются у детей школьного возраста?

У детей школьного возраста развиваются такие структуры головного мозга, как нейроны, дендриты, аксоны, синапсы и нейронные сети. В этом возрасте также происходит увеличение объема серого и белого вещества.

Какие функциональные особенности ЦНС наблюдаются у школьников?

У школьников наблюдаются такие функциональные особенности ЦНС, как улучшение памяти, внимания и мышления. Они становятся более активными и самостоятельными в своих действиях, их нервная система развивается и становится более устойчивой.

Как формируется межполушарная асимметрия у детей школьного возраста?

Межполушарная асимметрия формируется у детей школьного возраста под влиянием социального взаимодействия и опыта. Она проявляется в разной функциональной активности правого и левого полушария головного мозга и может влиять на развитие языковых навыков, аналитического мышления и других когнитивных процессов.

Какие последствия могут возникнуть при нарушении развития ЦНС у детей школьного возраста?

При нарушении развития ЦНС у детей школьного возраста могут возникнуть различные проблемы, такие как задержка развития речи и мышления, нарушение внимания и памяти, эмоциональные и поведенческие проблемы. Эти последствия могут затруднить учебу и социальную адаптацию ребенка.

Какие физиологические особенности имеет головной мозг детей школьного возраста?

Физиологические особенности головного мозга детей школьного возраста включают развитие структур головного мозга, функциональные особенности ЦНС и формирование межполушарной асимметрии.

В чем заключаются особенности развития структур головного мозга у детей школьного возраста?

Развитие структур головного мозга у детей школьного возраста включает увеличение размеров головного мозга, развитие фронтальной коры и префронтальных областей, а также продолжающуюся миелинизацию нервных волокон.

Какие функциональные особенности наблюдаются у ЦНС школьников?

У детей школьного возраста заметно улучшается координация движений, увеличивается скорость и точность психомоторных реакций. Они также проявляют повышенное внимание и лучшую способность к управлению своими эмоциями.

Как формируется межполушарная асимметрия у детей школьного возраста?

Формирование межполушарной асимметрии происходит благодаря активизации некоторых областей головного мозга, таких как левое полушарие, которое отвечает за языковые функции, и правое полушарие, которое отвечает за пространственное восприятие и обработку эмоций.

Какие еще физиологические особенности могут наблюдаться у детей школьного возраста?

Кроме вышеупомянутых особенностей, у детей школьного возраста также может наблюдаться асимметрия в держании ребенка, когда большинство женщин держат дитя слева. Это влияет на социальное взаимодействие и может оказывать влияние на развитие головного мозга.

Что такое ЦНС?

ЦНС (центральная нервная система) - это комплекс органов, состоящих из мозга и спинного мозга, которые координируют и контролируют работу всего организма.

Какие физиологические особенности развития ЦНС наблюдаются у детей школьного возраста?

У детей школьного возраста происходит активное развитие структур головного мозга, особенно фронтальной и теменной долей. Также формируется межполушарная асимметрия.