творческое воображение
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 16.12.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.1. Особенности воображения у детей 4
1.2. Творческое воображение в развитии дошкольника 8
1.3. Программа «Гармония» как основа для реализации процессов развития творческого воображения 11
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ 14
2.1. Подходы к диагностике творческого развития 14
2.2. Методики и способы развития творческого воображения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приведем ряд методик по развитию творческого воображения [3].Использовать заменители предметовВ развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3-4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заменителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, их воображение может опираться и на предметы, совершенно не похожи на те, что замещаются. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку - лошадью.Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игрового действия с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заменителями предметов. Такими заменителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. д. Осуществлять «опредмечивание» определенных объектовСпособом «опредмечивания» дети начинают пользоваться еще с 3-4 лет. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре узнавать определенный предмет. Так, дорисовывая неопределенное изображение, она может, например, круг превратишь в колесо для машины, или в мячик, треугольник - в крышу домика или в парус для кораблика и тому подобное. К 6-7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченым» рисункам разнообразные детали.Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображенияЭта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда видно только какую-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития такой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен:а) создавать образ предмета по его словесному описанию;б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.Развивать пространственное воображениеПространственное воображение - это способность мысленно оперировать образами простых многомерных объектов.Все предметы окружающего мира существуют в пространстве. И мысленные образы, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки такой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:а) на мысленное преобразование предмета в пространстве;б) на представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве,Подчинять свое воображение определенному замыслуПодчинять свое воображение определенному замыслу - это означает умение создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.Игры и упражнения для развитиятворческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.Рис.3. Иллюстрация рисунка ребенка как результата игры «На что похожи наши ладошки».Игра - упражнение «Три краски».Цель: развитие художественного восприятия и воображения.Предложить детям взять три (или более) краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист (часть листа) любым образом. На что похож рисунок? Рис.4. Иллюстрация рисунка к игре «Три краски»Упражнение «Волшебные кляксы». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. Рис.5. Упражнение «Волшебные кляксы»Упражнение «Волшебная ниточка». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению. Стимулирование творческого воображения может происходить с помощью игр «На что похожи облака» (во время экскурсии, глядя на облака, ученики представляют, что этосказочные персонажи, и называют их).«Перевоплощение»в образ Учитель читает начало рассказа: «У дома цвела душистая красавица вишня. Над ней с самого утра летали заботливые шмели в коричневых мундирах. Вдруг подул свежий взволнованный ветерок, который бывает только весной. Нежные лепестки сорвались из веточек и закружились в воздухе, словно снег ... «Дети должны продолжить повествование от имени разных персонажей: лепестки; весеннего ветра; озабоченного шмеля; птички, которая села на ветку; собаки, который гуляет под деревом; девочки, смотрит из окна; дворника, который убирает у дерева.Если бы я был ...Ведущий предлагает игроку закончить предложение, начинающееся словами «Если бы я был ...». Например: «Если бы я был конфеткой, то ...», дети продолжают: «... я бы стал очень кислой, чтобы меня не съели «,» ... я бы накормил всех людей мира сладостями».Я-снежинкаДети должны представить себя листочком, снежинкой или капелькой дождя и под музыку создать их танец. Перед этим они рассказывают, какой должна быть музыка - спокойной или тревожной, медленной или быстрой. Музыкальным сопровождением могут быть произведения классических и современных композиторов. Воспитатель может дать установку: «Вы - маленькие пушистые снежинки. Вы красивые творения природы. Вы легкие и хрупкие, как дыхание зимы. Каждая из вас неповторимая и единственная в мире. И ваш вальсирующий полет так же прекрасен и неповторим».Подвижная игра «Старушка»Перед началом игры дети распределяют роли: бабушки, дедушки, внуки, врачи и автомобили. Бабушки (дедушки) очень старенькие, ничего не видят и не слышат, их надо отвести к врачу, а для этого - перевести через улицу с оживленным движением, а затем вернуться обратно. Переводит через дорогу каждого старика внук, который предохраняет пожилого человека, беспокоится и заботится о ней. Затем игроки меняются ролями. В конце игры обязательное обсуждение: что ты чувствовал в роли бабушки в качестве внука, врача, в какой роли вам больше всего понравилось быть, а в какой - нет и почему.Рисунки по кругуИгра проводится в группах по 4-5 человек, которые сидят в кругу. Ведущий называет тему творческой работы для каждой группы и дает всем игрокам по альбомному листу. Все участники начинают рисовать на заданную тему, и через минуту по сигналу учителя передают свой рисунок соседу, сидящему справа. Тот продолжает рисовать и снова по сигналу передает дальше. Работа считается завершенной, когда рисунок дорисует тот, кто его начинал. Затем можно коллективно подбирать названия рисунков.Несуществующая картинаУчитель показывает детям чистый лист и говорит: «Это волшебная картина. Чтобы ее увидеть, нужно уметь фантазировать. Картина называется «Весенний день». Тот, кому я дам, рассказывает, что на ней изображено. По моему сигналу он передаст картину другому игроку и так далее». Задача воспитателя - определять оригинальные идеи, помогать подбирать средства выразительности, поощрять к творчеству.Точки (работа в парах)Каждый из детей в паре имеет лист бумаги и карандаш. Задача - поставить карандашом 20 точек на листе и обменяться с соседом по парте. Второй этап задание - нарисовать изображение предмета, животного или человека, соединив линиями эти точки.Мини-фантазииМини-фантазии- это радостные яркие картинки в воображении, которые могут дать детям ощущение счастья, тепла, помогут чувствовать себя бодрыми в течение длительного времени, а также вдохновляют на творчество.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитое воображение является достаточно весомым компонентом структуры творческих и литературных способностей младших школьников, что требует постоянного обогащения. Образы фантазии - это не мертвые зеркальные отпечатки мира, а его многогранная живая модель, которая все время совершенствуется, раскрывает предмет или явление в его связях и отношениях с окружающими.Исследования показывают, что стимулирование фантазии детей положительно сказывается на развитии самостоятельности их мышления, умении рассуждать по аналогии, находить ассоциативные связи, видеть в известном новые черты и особенности.Воображение ребенка помогает познавать мир, а творческое воображение позволяет правильно интерпретировать образы и превращать их в опыт, набор знаний и умений. Для диагностики творческого воображения разработаны ряд тестов, довольно наглядных, эксперессных и эффективных. Они хорошо применимы к использованию на занятиях дошкольниках и органически могут вписываться в структуру занятия, не перенапрягая ребенка, не утруждая его.С целью развития творческого воображения младших школьников целесообразно предложить им такие виды задач, которые предусматривают свободное сочетание мнимых и реальных образов. Особый интерес у детей вызывают задания, основанные на приемах оживления, перевоплощения в другие образы, на свободное фантазирование. Использовать такие задания в работе важно для формирования индивидуальности ребенка с креативностью, своим видением мира и представлениях о нем. Такие занятия станут основой для формирования творческих навыков, которые будут активно применяться в процессе школьного образования, а также, в профессиональном развитии.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнуфриев А.А. Психология творчества. – М.: Инфра-М, 2013. – 456 с.Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов. – М.: Инфра-М, 2013. – 245 с.Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»« 2000. - 112с.Брушлинский А.В. Воображение и творчество. – М.: Эксмо, 2014. – 145 с.Ветрук Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2010. – 32. – С. 24-32 Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа развития личности дошкольника. – Детство-Пресс, 2006Воробьева Д.И. Методические рекомендации к программе Гармония развития. СПб.: ЛГОУ, 2002.Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984. Т. 3. – 198с.Выготский Л.С. Психология творчества. – М.: Инфра-М, 2011. – 487 с.Гин С. И. Мир фантазни: Метод, пособ. для учителя нам. школьї. — М. : Вита-Пресс, 2001. — 128 с.Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – М.: Инфра-М, 2012. – 354 с.Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / Ольга Михайловна Дьяченко – М. : Педагогика, 1986. – 96 с. – С.87.Зеленкова Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми // Вопросы пснхологии.— 2001.—№6. — С. 17—26.Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии.//Вопросы эстетики, вып.6.-М., 1964.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализапознавательной функции воображения. - М. 1989.Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 – / Кравцова Елена Евгеньевна. – М., 2002. – 106 с.Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «Социализация» в рамках культурно – исторического подхода Л. С. Выготского / Елена Евгеньевна Кравцова // Журнал практического психолога. – 2005. – №6. Кульчицкая Е. И., Литвинова Н. И. Мотивация в структуре творческой деятельности // Измерение готовности к творчеству детей.— К.. 1995.— С. 41—46.Левин В. А. Воспитание творчества. — М.: Знание, 1977. — 64 с.Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М. : Знание, 1984. —80 с.Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 23—33.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 530сОшо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. — СПб. : Весь, 2006.—192 с.Полуянов Ю.А. Воображение и способности. -М.: Знание, 1982.- 96с.Пономарев Я. А. Психология творчества. – М. , 1976. – 360с.Рибо Т. А. Творческое воображение. – Изд. Книга по требованию, 2013, -328 с.Рыбалко Ю.А. Диагностика творческой деятельности. – М.: Эксмо, 2013. – 263 с.Соловьева О.М. Психология развития творчества. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. – 748 с.Сорокин Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте // вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 58Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. — СПб. : Речь, 2002.—176 с.Терентьев Р.О. Творческое воображение и способы его развития // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 45-51Ярусь О.Л. Воспитание творчеством // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 13-19
2. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов. – М.: Инфра-М, 2013. – 245 с.
3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»« 2000. - 112с.
4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. – М.: Эксмо, 2014. – 145 с.
5. Ветрук Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2010. – 32. – С. 24-32
6. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа развития личности дошкольника. – Детство-Пресс, 2006
7. Воробьева Д.И. Методические рекомендации к программе Гармония развития. СПб.: ЛГОУ, 2002.
8. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984. Т. 3. – 198с.
9. Выготский Л.С. Психология творчества. – М.: Инфра-М, 2011. – 487 с.
10. Гин С. И. Мир фантазни: Метод, пособ. для учителя нам. школьї. — М. : Вита-Пресс, 2001. — 128 с.
11. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – М.: Инфра-М, 2012. – 354 с.
12. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / Ольга Михайловна Дьяченко – М. : Педагогика, 1986. – 96 с. – С.87.
13. Зеленкова Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми // Вопросы пснхологии.— 2001.—№6. — С. 17—26.
14. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии.//Вопросы эстетики, вып.6.-М., 1964.
15. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.
16. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализапознавательной функции воображения. - М. 1989.
17. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 – / Кравцова Елена Евгеньевна. – М., 2002. – 106 с.
18. Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «Социализация» в рамках культурно – исторического подхода Л. С. Выготского / Елена Евгеньевна Кравцова // Журнал практического психолога. – 2005. – №6.
19. Кульчицкая Е. И., Литвинова Н. И. Мотивация в структуре творческой деятельности // Измерение готовности к творчеству детей.— К.. 1995.— С. 41—46.
20. Левин В. А. Воспитание творчества. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
21. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М. : Знание, 1984. —80 с.
22. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психоло¬гии. — 1989. — № 6. — С. 23—33.
23. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 530с
24. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. — СПб. : Весь, 2006.—192 с.
25. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. -М.: Знание, 1982.- 96с.
26. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М. , 1976. – 360с.
27. Рибо Т. А. Творческое воображение. – Изд. Книга по требованию, 2013, -328 с.
28. Рыбалко Ю.А. Диагностика творческой деятельности. – М.: Эксмо, 2013. – 263 с.
29. Соловьева О.М. Психология развития творчества. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. – 748 с.
30. Сорокин Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте // вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 58
31. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. — СПб. : Речь, 2002.—176 с.
32. Терентьев Р.О. Творческое воображение и способы его развития // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 45-51
33. Ярусь О.Л. Воспитание творчеством // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 13-19
Творческое воображение подростков
Введение
Актуальность темы: В последнее время в нашем обществе все более остро вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Является особенно важным становится выявление специфики творческого воображения, закономерности развития и формирования в исследовании подросткового возраста.
На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Э. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л. с. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Кулагина И. Ю) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Определены для каждого возраста, этапа законы развития творческого воображения лежат в основе создания новых программ обучения и отделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.
Однако, следует отметить, что в психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы психорегуляции творческой деятельности подростков в целом и, в частности, воображения. Решение этого вопроса требует выделения психологических основы формирования и развития воображения, к которым должны включать в себя объективные и субъективные составляющие творческой деятельности подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи развития и совершенствования творческого воображения детей в подростковом возрасте.
Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, диктуется, с одной стороны, логикой развития психологической теории, а с другой стороны, потребностями педагогической практики.
Цель исследования - выявить особенности воображения подростков и разработать экспериментальную развивающую программу.
Объект исследования: воображение ребенка-подростка.
Предмет исследования: Особенности творческого воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения в подростковом возрасте, как правило, зависит от гибкости мышления.