Личность и общество

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 19 19 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 01.07.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Процесс формирования личности. Социализация, индивидуализация, самотворчество, самореализация
2. Проблема отчуждения личности. Формы и уровни отчуждения. Возможные пути преодоления отчуждения
3. Свобода и ответственность личности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Проблема преодоления отчуждения решается в зависимости от его видов. Отчуждение, которое сопровождается опредмечиванием деятельности и не влечет за собой порабощения человека «вещными отношениями», не требует устранения. Наоборот, оно служит необходимым условием самореализации творческого потенциала личности. Без такого рода отчуждения невозможно представить себе свободного человека, человека-творца. Ибо любой вид человеческой деятельности принимает материальную форму, а, следовательно, отделяется от творца: скульптура продолжает жить независимо от создавшего ее художника, дворцовый ансамбль - от архитектора, новая техника - от инженера-конструктора и т.д.
Иное дело - отчуждение, связанное с овеществлением человека. Это отчуждение необходимо преодолевать, поскольку оно порабощает человека и нарушает социальную справедливость. Преодоление такого рода отчуждения возможно только в обществе, где отсутствует эксплуатация, гарантируются все права и свободы личности, создаются условия для свободного развития каждого человека.
Таким образом, вопрос о преодолении отчуждения остается одним из самых злободневных и не решенных в философии. Теорий о возможности преодоления отчуждения существует множество, но ни одна из них не учитывает всех факторов данного процесса, а потому не является действенной. Очевидно, что отчуждение связано не столько с частной собственностью, сколько с разделением труда. В обозримом будущем говорить об исчезновении специализации трудовой деятельности не приходится, для этого нет никаких оснований, а, следовательно, проблема отчуждения, пути и способы его преодоления являются злободневной социальной задачей.




3. Свобода и ответственность личности
Одно из приоритетных мест в размышлениях философов занимает вопрос свободе и ответственности личности.
Свобода – одна из основных категорий антропологии, которая означает способность личности поступать в соответствии со своими представлениями, желаниями, целями, опираясь на познание объективной необходимости. Степень свободы определяется тем, насколько обусловлены или необусловлены внешними обстоятельствами и условиями намерения и поступки человека [3, c.112].
Категория свободы является привлекательной для изучения, так как дает ответ на один из основополагающих при изучении личности вопросов об ответственности. В случае признания совершаемых личностью поступков, как стечения обстоятельств, личность не несет ответственности за поступки, совершенные ей. Однако, в случае целенаправленных действий вся ответственность ложится исключительно на личность.
Преобладающее число концепций, определяющих категорию свободы, преимущественно выбирают средний путь, согласно которому личность достаточно свободна, но при этом и достаточно ограничена, не нарушая, таким образом, свободы других личностей.
В частности, И.Кант рассматривал человека как существо, принадлежащее двум мирам. В мире природы он следует эмпирической необходимости и как биологическое существо он подчинен во всем законам природы. В интеллегибельном (умопостижимом) мире как существо наделенное мышлением, высшим проявлением которого является практический (нравственный) разум, т.е. способность воспроизводить и следовать высшим всеобщим моральным ценностям должного, он абсолютно свободен в выборе целей собственного развития и средств их достижения [2, c.270].
Своеобразно определяет противоречия свободы Гегель, который провозглашает абсолютную свободу Мирового Разума. Человек же в своем историческом шествии лишь воплощает в себе различные степени свободы от низших к высшим.
XIX-XX вв. становится временем возникновения и распространения индетерминистских взглядов персонализма и экзистенциализма. Данные взгляды усматривали в человеке субъекта абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру. Позитивизм, в свою очередь, снимал проблему обсуждаемого противоречия, настаивая на неделимости, слитности духовных аспектов жизни.
Неоднородность взглядов на вопросы о свободе личности в системе ее взаимоотношений в обществе обусловлены многообразием системы человек – мир. Представления об однозначности специфических сторон отношений человека и общества приводит к искажению таковых и общей картины жизни человека. При этом деятельность и поступки каждой конкретной личности определены экономическими, политическими, социальными и другими условиями, которые сложились до и независимо от нее. В данном аспекте проявляется как преемственность поколений, так и их история, и связь. Одновременно с этим деятельность человека носит принципиально альтернативный характер, ибо в жестких рамках природной и социальной необходимости существуют широкие возможности для ответственного выбора различных целей, а также средств, способов, методов их достижения.
Таким образом, в процессе осознания и реализации свободы личности нужно учитывать свободу каждого человека, а так же ограниченность свободы каждого человека. Это определяет факт того, что каждый член общества несет ответственность за другого. В социальной практике демократического общества правовые документы законодательно закрепляют необходимость сочетания прав и обязанностей личности. Например, в Декларации ООН о правах человека подчеркивается недопустимость осуществления свобод для одних за счет других.
Фактически категория свободы относится к различным сферам деятельности индивида и исходя из данного фактора являться свободой политической, экономической, духовной, творческой и т.д.
В контексте определения свободы и ответственности личности необходимо отличать свободу и ответственность от произвола. В своих мыслях и действиях человек свободен не потому, что они причинно не обоснованны. Он свободен, пока реально сохраняется возможность выбора и предпочтения и объективные условия не принуждают его действовать вопреки собственным интересам и целям. Следует также учитывать, что не существует абстрактной свободы, свободы вообще – она всегда относительна и конкретна. Люди могут обладать свободой в одной сфере деятельности, но лишены в другой. Свободная деятельность может относится также, как к выбору средств для их осуществления или же ограничиваться свободой приспособления к объективным условиям существования.
Вопрос о свободе и ответственности личности сопровождают человека на всем его жизненном пути. «Внутри» социализации можно выделить относительно самостоятельный процесс, называемый инкультурацией, в ходе которого человек «окультуривается». Социализация невозможна без собственной социальной активности человека, которая характеризует его деятельность с точки зрения ее направленности и интенсивности в контексте своей свободы и ответственности в отношении окружающих.
Таким образом, с помощью средств социализации становится возможным постоянное взаимодействие между личностями и обществом. Во взаимоотношении человека и общества существует ряд не решенных проблем, в том числе проблема отчуждения, проявляющаяся в том, что человека в обществе теряет свою индивидуальность, а так же проблема свободы и ответственности личности, формирующая границу между желаниями и обязанностями человека.

Заключение
Таким образом, в науках о человеке личность рассматривается как индивид, проявляющий свою социальность в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. Основными подходами к изучению личности в научном познании являются биогенетический, психогенетический и социогенетический подходы. Первый считает «началом» личности биологическую природу человека, второй полагает первичным условием развития личности развитие психики, а третий в понимании личности отдает предпочтение социальным факторам. Представители отечественной психологии считают личность результатом и биологического, и социального, и, одновременно, продуктом своей собственной активной деятельности. С их точки зрения наиболее существенную роль в структуре личности играют ее самосознание и направленность.
Философия в изучении личности выделяет проблемы человека как социального субъекта, отношений «человек-мир», «человек - человек», «личность - общество», а также проблемы свободы и необходимости, свободы и ответственности и т.п. Так же, как и в науке, личность в философии понимается по-разному.
Личность является относительно автономной от общества системой и развивается по специфическим законам. Вместе с тем, человек, взаимодействуя с социальной средой, усваивает знания, нормы и ценности, приобретает навыки той или иной деятельности, и в этом процессе который называют социализацией, он формируется как личность, приобретая общие черты человека, живущего в том или ином обществе.
Во взаимоотношениях человека и общества существует так называемая проблема отчуждения, свободы и ответственности. В то же время происходит деперсонификация человека, при которой отношения между людьми приобретают форму отношений между вещами, происходит «овеществление» человека.
Список литературы

Бердяев Н.А. О назначении человека. – Спб.: Проспеки, 2010.
Инговатов В.Ю. и др. Хрестоматия по философии / Под ред. В. Ю. Инговатова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011.
Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. - СПб.: Проспект, 2008.
Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2005.
Серов Н.К. Личность и время. – М.: Аксект – Пресс. 2009.


























2

Список литературы

1.Бердяев Н.А. О назначении человека. – Спб.: Проспеки, 2010.
2.Инговатов В.Ю. и др. Хрестоматия по философии / Под ред. В. Ю. Инговатова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011.
3.Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. - СПб.: Проспект, 2008.
4.Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2005.
5.Серов Н.К. Личность и время. – М.: Аксект – Пресс. 2009.

Вопрос-ответ:

Как происходит процесс формирования личности?

Процесс формирования личности является сложным и многогранным. Он начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Основные факторы, влияющие на формирование личности, включают в себя генетические особенности, окружающую среду, воспитание, образование, социальные и культурные условия. В процессе формирования личности происходит адаптация к обществу, усвоение норм и ценностей, развитие индивидуальных качеств и потенциалов.

Что такое социализация и индивидуализация?

Социализация - это процесс освоения и усвоения человеком социальных норм, ценностей и ролей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Индивидуализация - это процесс развития индивидуальных качеств, способностей и потенциалов, приводящий к формированию уникальной личности. Социализация и индивидуализация взаимосвязаны и взаимообусловлены: социализация помогает человеку адаптироваться к обществу, а индивидуализация позволяет выразить свою уникальность и самобытность.

Что такое самотворчество и самореализация?

Самотворчество - это способность человека к самостоятельному творческому действию. Оно выражается в создании новых идей, проектов, исследований, произведений искусства и т.д. Самореализация - это процесс развития и реализации собственного потенциала, осуществление своих целей и задач в различных сферах жизни. Самотворчество и самореализация являются важными элементами формирования личности и достижения своих жизненных целей.

Какие формы и уровни отчуждения существуют?

Отчуждение может проявляться на разных уровнях и в различных формах. Одна из форм отчуждения - это отчуждение от себя, когда человек теряет связь с собственными потребностями, желаниями и ценностями. Другая форма - это отчуждение от общества, когда человек чувствует себя изолированным и не вписывается в социальные структуры и отношения. Уровни отчуждения могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальное отчуждение связано с личностью, а коллективное - с обществом в целом.

Что такое социализация и индивидуализация?

Социализация - это процесс, в результате которого человек усваивает нормы, ценности, роли и поведенческие паттерны своего общества. Индивидуализация - это процесс становления уникальной личности, выражающей свою индивидуальность и самобытность.

Что такое самотворчество и самореализация?

Самотворчество - это способность человека самостоятельно творить и создавать что-то новое, проявлять свои таланты и способности. Самореализация - это процесс реализации своего полного психологического и потенциального самоопределения, достижение гармонии и счастья в жизни.

Какие формы и уровни отчуждения личности существуют?

Формы отчуждения могут быть различными: экономическое, политическое, социальное, культурное. Уровни отчуждения могут быть индивидуальными, коллективными и глобальными.

Как можно преодолеть отчуждение личности?

Преодоление отчуждения личности возможно через активную социально-политическую деятельность, создание альтернативных сообществ, развитие внутренних ресурсов и самосознания, поиск смысла и цели в жизни, укрепление социальных связей.

Что означает свобода и ответственность личности?

Свобода - это способность человека принимать собственные решения, действовать в соответствии с собственными ценностями и убеждениями. Ответственность - это осознание последствий своих действий и готовность нести за них ответ.

Как формируется личность в обществе?

Личность формируется в обществе в процессе социализации, индивидуализации и самотворчества. Социализация представляет собой процесс усвоения общепринятых норм и ценностей, индивидуализация - процесс развития уникальных черт личности, а самотворчество позволяет личности реализовать свой творческий потенциал.

Какие формы и уровни отчуждения личности существуют?

Отчуждение личности может принимать разные формы и уровни. Например, одной из форм отчуждения является опредмечивание деятельности, когда человек становится простым исполнителем задач, механически выполняющим повторяющиеся действия. Уровни отчуждения могут варьироваться от личностного отчуждения, когда человек теряет контроль над своей судьбой, до социального отчуждения, когда личность не вписывается в социальные рамки и ощущает себя отвергнутой.

Как преодолеть отчуждение личности?

Преодоление отчуждения личности зависит от его видов. Если отчуждение сопровождается лишь опредмечиванием деятельности и не приводит к порабощению человека вещными отношениями, то нет необходимости его устранять. Но если отчуждение становится проблемой, то возможны различные пути его преодоления: повышение осознанности личности о своих потребностях и ценностях, изменение образа жизни, общение с единомышленниками, поиск новых смыслов и индивидуальное саморазвитие.