Современное состояние и перспективы развития транспортной отрасли в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика отрасли
  • 47 47 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 18.12.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4
Глава 1 Тенденции и проблемы развития отрасли транспортной отрасли в России 7
1.1 Характеристика транспортной отрасли и особенности её развития 7
в России 7
1.2 Современное состояние транспортной отрасли в Орловской области 14
1.3 Оценка существующих программ развития транспортной отрасли 18
на федеральном и региональном уровнях 18
Глава 2 Предлагаемая программа развития отрасли транспортной отрасли в Орловской области на период до 2020 года 27
2.1. Анализ ситуации в транспортной отрасли Орловской области с использованием SWOT- анализа 27
2.2. Портфельный анализ перспектив развития транспортной отрасли в Орловской области 32
2.3. Предлагаемая программа развития транспортной отрасли в Орловской области на период до 2020 года. 37
Заключение 43
Список использованных источников 46

Фрагмент для ознакомления

Имеет место сравнительно легкое «вступление в отрасль», возможно и осуществляется расширение расширения числа участников, предоставляющих автотранспортные услуги. Таким образом условия вхождения на рынок без значительного начального капитала, ориентация деятельности компании на удовлетворение запросов потребителей создает возможность для конкурентной борьбы. В то же время деятельность этих фирм напрямую связана с обеспеченностью автомобильными дорогами. Особую значимость этот фактор имеет место именно в регионах, где проблема обеспеченности качественными автодорогами становится обязательным условие для развития автотранспорта в регионе. Дело в том, что наличие в регионе фирм, оказывающих автомобильные услуги, не означает, что эти услуги оказывается в данном регионе. Поэтому отсутствие должного качества автомобильных услуг может привести к оттоку этих услуг в соседние регионы, располагающие лучшей инфраструктурой. Таким образом качество инфраструктуры для автомобильного транспорта имеет значимость фактора, способствующего или, напротив, ослабляющего конкуренцию в данной отрасли. Иной – олигополистический рынок, можно увидеть в этой отрасли, если рассматривать автопредприятия, организующие городские перевозки. Ограниченность спроса на эти услуги препятствует входу конкурентов на этот рынок. Хозяйствующие субъекты в этом случае имеют некоторые возможности контролировать тарифы используя тайный сговор. Наличие или отсутствие конкуренции напрямую определяет ценовую политику фирм и способствует или, напротив, тормозит обновление парка транспортных средств, что сегодня является актуальной задачей, в том числе и в Орловской области, где к 2013 году износ основных фондов в транспортной отрасли превысил 60%. Тенденция последних лет усугубляет эту ситуацию, что свидетельствует о том, что модернизация капитальных средств в транспортной отрасли должна стать первоочередной задачей на ближайшую перспективу. Без решения этой задачи не может быть решена и другая важная задача, поставленная в государственной программе Развития транспортной отрасли в Орловской области на период 2013-2018 гг. – снижение аварийности. Даже в такой, относительно конкурентной отрасли как автомобильный транспорт, мы видим необходимость регулирования рынка со стороны государства, оказания помощи в виде субсидий всем субъектам,функционирующим в данной отрасли. Дефицит реально публикуемых данных, на основании которых возможно проведение расчётов приводит к необходимости обращения, прежде всего к их качественному анализу.  Не смотря на сложность проведения портфельного анализа для данной отрасли, попытаемся применить некоторые элементы этого анализа к оценке ситуации в транспортной отрасли Орловской области. Рассчитаем привлекательность рынка транспортных услуг по следующим позициям (таблица 9). Таблица 9Расчет общей оценки привлекательности рынка для автотранспортного предприятия.ПоказателиКоэффициент весомостиОценка показателяИтоговая оценка1. Емкость рынка0,0255,000,1252. Темпы роста рынка0,055,000,253. Рентабельность 0,1510,001,504. Уровень конкуренции0,055,000,255. Стабильность спроса0,105,000,506. Размер необходимых инвестиций0,102,000,207. Риски рынка0,052,000,108. Стоимость (приобретения или аренды) транспортных средств0,0257,000,1759. Уровень насыщения спроса0,055,000,2510. Государственное регулирование0,4010,004,00Итого1,00 7,35Результаты этой таблицы составлены с учетом тех ограничений, которые были выявлены в результате проведения данного исследования в отношении транзитной отрасли Орловской области. Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что в качестве наиболее весомых факторов, принимаемых во внимание фирмами при вхождении на рынок, будут условия, которые диктуются государством (государственное регулирование), как главное препятствие или, наоборот, стимул для развития автотранспортных фирм. Вторым значимым фактором является естественно – рентабельность, но она находится в тесной связи с государственным регулирование, так как от политики, разработанной государством или местными властными структурами. Таким образом, влияние государства в транспортной отрасли является всеобъемлющим. От содержания и результатов реализации программы развития транспортной отрасли в Орловской области будет зависеть и развитие конкуренции непосредственно в автотранспортной подотрасли – основе транспорта в Орловской области и ситуация в экономике всех отраслей в области. Для портфельного анализа проектов, предусмотренных программой развития транспорта в Орловской области, применим проектно-диагностическую матрицу BCG (таблица 10). Классическая проектно-диагностическая матрица, основанная на концепции стратегического преимущества. Мы же несколько трансформируем ее и в двухмерном пространстве рассмотрим предлагаемые проекты развития отрасли в регионе с точки зрения затрат и результатов, что поможет нам оценить их эффективность и выявить те, которые можно и нужно реализовывать в первую очередь.Применяя данную матрицу для оценки перспективности различных проектов, следует понимать, что определение результативности или нерезультативности проекта весьма условно и, в силу высокой зависимости данной отрасли от внешних факторов, может изменяться по причине вмешательства именно внешней среды. Оценка результативности того или иного проекта будет также зависеть от изменения внешней среды во времени и от расстановки приоритетов. Так, например, обучение участников дорожного движения может рассматриваться как слабоэффективное для развития самой отрасли, но имеет важное как социальное значение - сохранение жизни и здоровья субъектов, так и экономическое – сокращение расходов на лечение.Таблица 10Проектно-диагностическая матрица BCG для проектов развития транспортной отрасли в Орловской области Результат незначительныйсущественныйЗатратызначительные Капительный ремонт трасс регионального значенияСубсидии населению для погашения транспортных расходов Строительство новых дорогСтроительство новых искусственных сооруженийминимальные Обучение участников дорожного движенияСубсидии транспортным организациям  Электрификация региональных дорог Текущий ремонт дорогСоздание условий для конкуренции в отраслиВнедрение весового контроля на дорогахРеконструкция искусственных сооруженийСтроительство сельских автодорог  2.3. Предлагаемая программа развития транспортной отрасли в Орловской области на период до 2020 года.Проведенный анализ позволяет сформулировать основное направление развития транспортной отрасли в Орловской области – это развитие автомобильного транспорта и инфраструктуры, способствующей его развитию. Учитывая первоочередные задачи, стоящие перед транспортной отраслью, Правительством Орловской области была разработана государственная программа «Развитие транспортной системы в Орловской области (2013 - 2018 годы)», которая по своей сути и является дорожной картой развития данной отрасли. В ней можно выделить несколько мероприятий. Прежде всего, это увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, соответствующих нормативным требованиям. Это может быть решено за счет строительства и реконструкцииавтомобильных дорог регионального значения; капитального ремонта автодорог регионального значения и текущего ремонта автодорог регионального значения.Риски, связанные с этим мероприятием, в первую очередь связаны с финансовыми возможностями регионального бюджета Орловской области и ростом запланированных расходов на реализацию программы вследствие повышения темпов инфляции. При этом в первую очередь при дефиците инвестиционных следует обратить внимание на текущем ремонте дорог, что при наименьших затратах позволит поддерживать автодороги в рабочем состоянии. Рассмотрим приоритеты направлений реализации мероприятия -создание условий для формирования единой дорожной сети, доступной для населениякруглогодично, заявленного в программе развития. В представленном в программе развития перечное – это ремонт искусственных сооружений и субсидии муниципальным образованиям. В условиях наличия возможности решить этих задачи могут быть рассмотрены задачи реконструкции искусственных сооружений;капитального ремонта искусственных сооружений;строительства сельских автодорог.Мероприятия по повышению надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам основное значение приобретают проекты, связанные с обеспечением безопасности – это устройство наружного освещения на участках дорог регионального значения, проходящих по населенным пунктам; содержание автодорог регионального значения. Наименее финасовоёмкими, но значимыми являются проекты по предупреждению опасного поведения участников дорожного движения, включающие разнообразные обучающие мероприятия (обучение ПДД детей, проведение учебных курсов оказания первой медицинской помощи, и т.д.)Следует признать, что в условиях дефицита финансовых средств, в последнюю очередь будут реализовыватьсяпроектно-изыскательские работы. Хотя логика целевого анализа говорит о том, что именно проектно-изыскательские работы должны иметь приоритетное развитие в транспортной отрасли. Реализация проектов, связанных с поддержание должного состояния автомобильных дорого должна подкрепляться проектами, направленными на обеспечение сохранности дорог через организацию службы весового контроля на автодорогах регионального значения;обновление парка дорожно-строительной техники с применением финансовой аренды (лизинга).Следующее мероприятие - поддержка организаций, обеспечивающим социально значимые перевозки пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом общего пользования, предусмотрены мероприятия по компенсации потерь в доходах этим организациям.Выстроим временные приоритеты этих мероприятий.Мероприятия на период 2015-2016 гг.: Обучение участников дорожного движения.Организация службы весового контроля на автодорогах регионального значения.Обновление парка дорожно-строительной техники.Субсидирование организаций, осуществляемых социально-значимые перевозки.Реконструкция и ремонт искусственных сооружений.Текущий ремонт дорог. Обустройство освещения региональных работ.Проектно-изыскательские работы.Мероприятия на период 2017-2018 гг.: Капитальный ремонт региональных трасс.Строительство новых дорог регионального значения.Субсидирование организаций, осуществляемых социально-значимые перевозки.Текущий ремонт дорогСтроительство новых искусственных сооружений на дорогах регионального значения.Мероприятия по период 2019-2020 гг.Субсидирование организаций, осуществляемых социально-значимые перевозки.Текущий ремонт дорог. Капитальный ремонт региональных трасс.Строительство новых дорог регионального значения.Таким образом, мы можем представить следующий вариант дорожной карты развития транспортной отрасли в Орловской области на ближайшее пятилетие.Представленная «дорожная карта» (таблица 11) в своей основе имеет программу развития транспортной отрасли в Орловской области, но она дополнена целевыми индикаторами и распределение мероприятий по этапам позволяет более точно разрабатывать текущее планирование мероприятий, позволяет выстроить систему контроля за их исполнением. Таблица 11«Дорожная карта» развития транспортной отрасли в Орловской областиПериодМероприятиеЦелевые индикаторы2015-2016 гг.Обучение участников дорожного движенияСнижение аварийности на дорогахОрганизация службы весового контроля на автодорогах регионального значенияСокращение дорого, подлежащих капитальному ремонтуОбновление парка дорожно-строительной техникиТемпы производства строительных и ремонтных дорогСубсидирование организаций, осуществляемых социально-значимые перевозки.Увеличение пассажиропотоковУвеличение числа автотранспортных предприятий, занимающихся перевозками в областиРеконструкция и ремонт искусственных сооруженийЧисло отремонтированных и реконструированных объектовЧисло участков дорог, сертифицированных как отвечающие современным требованиямТекущий ремонт дорогКоличество отремонтированных км дорогЧисло населенных пунктов, имеющих подъездные пути, соответствующие современным требованиямОбустройство освещения региональных работПрирост км освещенных трасс Сокращение аварийности в ночное время Проектно-изыскательские работыКоличество разработанных проектовЭкономический эффект от внедрения этих проектов2017-2018 2017-2018Капитальный ремонт региональных трассКоличество отремонтированных км дорогЧисло населенных пунктов, имеющих подъездные пути, соответствующие современным требованиямСтроительство новых дорог регионального значенияКоличество построенных км дорогЧисло населенных пунктов, получивших подъездные пути, соответствующие современным требованиямОкончание таблицы 11ПериодМероприятиеЦелевые индикаторы2017-2018 Субсидирование организаций, осуществляемых социально-значимые перевозкиУвеличение пассажиропотоковУвеличение числа автотранспортных предприятий, занимающихся перевозками в областиТекущий ремонт дорогКоличество отремонтированных км дорогЧисло населенных пунктов, имеющих подъездные пути, соответствующие современным требованиямСтроительство новых искусственных сооружений на дорогах регионального значенияЧисло построенных объектовЧисло вновь введенных участков дорог, сертифицированных как отвечающие современным требованиям2019-2020Субсидирование организаций, осуществляемых социально-значимые перевозкиУвеличение пассажиропотоковУвеличение числа автотранспортных предприятий, занимающихся перевозками в областиТекущий ремонт дорогКоличество отремонтированных км дорогЧисло населенных пунктов, имеющих подъездные пути, соответствующие современным требованиямКапитальный ремонт региональных трассКоличество отремонтированных км дорогЧисло населенных пунктов, имеющих подъездные пути, соответствующие современным требованиямСтроительство новых дорог регионального значенияКоличество построенных км дорогЧисло населенных пунктов, получивших подъездные пути, соответствующие современным требованиямЗаключениеВ данной работе проведен всесторонний анализ состояния транспортной отрасли в России, выявлены особенности транспортной отрасли вообще и рассмотрена её специфика в условиях нашей страны.Различие транспортных средств по видам не способствует разделению единой отрасли, а, напротив, потребительская ценность данной услуги повышается при условии сочетания различных транспортных средств для решения задач перемещения грузов и пассажиров. Высокий уровень постоянных затрат, минимизация средних долгосрочных издержек достигается только в условиях больших объемов производства. Эта отрасль имеет склонность к монополизации.Зависимость от климатических факторов, гигантские расстояния между хозяйствующими субъектами, порождают высокие транспортные издержки, они становятся определяющими в оценке эффективности производства и решающим фактором развития региона. Значительное отставание транспортной отрасли нашей страны от развитых стран выдвигает на первый план в общей череде задач экономического развития, задачу приведения транспортной отрасли в соответствие с потребностями современной экономики. Для анализа состояния транспортной отрасли по регионам Росси была выбрана Орловская область, как область с динамично развивающейся экономикой и находящейся на пресечении основных федеральных трасс Европейской части страны. В результате анализа были выявлены серьёзные проблемы, связанные с развитием транспорта в этой области. Транспортная сеть в области представлена только железнодорожным и автомобильным транспортом. При этом потенциал транспортной отрасли, прежде всего связанный с центральным географическим положение отрасли не используется в достаточной степени. Железнодорожный транспорт в области ориентирован в основном на транзитные перевозки. Таким образом, Орловская область с одной страны играет важную роль коммуникационной территории, позволяющей устанавливать стабильные связи между регионами, а с другой стороны сама слабо использует транспортные возможности железной дороги в силу замкнутого характера своей экономики. Важнейшим связующим транспортом внутри региона является автомобильный, т.к. он и осуществляет хозяйственные и социальные связи внутри области. Острые проблемы, стоящие перед транспортной отраслью на разных уровнях, породили необходимость разработки и принятия на федеральном уровне двух важных документов – Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и Государственная программа «Развития транспортной системы», а в Орловской области Государственной программы «Развитие транспортной системы в Орловской области (2013 - 2018 годы)».Разработка стратегии развития отрасли требует тщательного анализа её сегодняшнего состояния, выявления факторов, имеющих различное влияние на перспективы развития отрасли. Эта задача и была решена во второй главе, где для рассмотрения перспектив развития транспортной отрасли в Орловской области были применены методы стратегического планирования – SWOT-анализ и портфельный анализ, позволившие вычленить наиболее значимые факторы, определяющие темпы и направления развития транспортной отрасли в орловской области. Подводя итоги проведенного исследования можно сказать, что в рамках развития транспортной отрасли в Орловской области существует достаточно ограниченный набор мероприятий, реализация которых позволит модернизировать транспортную отрасль под задачи будущего развития региона. Ограниченность инструментов для решения задачи развития отрасли определяется тем, что в области главенствующее положение занимает автомобильный транспорт, развитие которого можно прогнозировать на уровне региона. Да и то, спектр мероприятий, которые помогут поднять его на должный уровень, ограничен. Это связно с тем, что развитие дорог федерального значения инвестируется из бюджета более высокого уровня и распределение этих средств по регионам может не совпадать с приоритетами, выдвигаемыми самими регионами. Результатом нашего исследования явилось появление своеобразной «дорожной карты» мероприятий в рамках реализации задач, стоящих перед транспортной отраслью Орловской области. Таким образом, цель проводимого исследования достигнута и поставленные задачи выполнены.Список использованных источниковСтратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-рТранспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р (в ред. от 11.07.2014)Государственная программа «Развития транспортной системы» утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 319 от 15.04.2014Развитие транспортной системы в Орловской области (2013- 2018 годы). Постановление Правительства Орловской области от 15 ноября 2012 г. N 422 http://lawsrf.ru/region/documents/1724599Е.А. Жуков. Концептуальные основы формирования транспортного комплекса России МИР (Модернизация. Инновации, Развитие) №1-2010Пеньшин, Н.В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях посткризисной модернизации экономики России / Н.В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014 http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/01-04-2.htmТранспорти связьв России. 2014: Стат.сб./Росстат. -М., 2014 - http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_5563/Main.htmТРАНСПОРТ РОССИИ информационно-статистический бюллетень январь-июнь 2015 года, - М.- 2015 http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=439#document_1300810. Портал Орловской области http://orel-region.ru/index.php?head=1&op=news&unit=6349

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р (в ред. от 11.07.2014)
3. Государственная программа «Развития транспортной системы» утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 319 от 15.04.2014
4. Развитие транспортной системы в Орловской области (2013- 2018 годы). Постановление Правительства Орловской области от 15 ноября 2012 г. N 422 http://lawsrf.ru/region/documents/1724599
5. Е.А. Жуков. Концептуальные основы формирования транспортного комплекса России МИР (Модернизация. Инновации, Развитие) №1-2010
6. Пеньшин, Н.В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях посткризисной модернизации экономики России / Н.В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат.  М., 2014 http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/01-04-2.htm
8. Транспорти связьв России. 2014: Стат.сб./Росстат. -М., 2014 - http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_5563/Main.htm
9. ТРАНСПОРТ РОССИИ информационно-статистический бюллетень январь-июнь 2015 года, - М.- 2015 http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=439#document_1300810. Портал Орловской области http://orel-region.ru/index.php?head=1&op=news&unit=6349

Вопрос-ответ:

Каковы основные тенденции и проблемы развития транспортной отрасли в России?

Основной тенденцией развития транспортной отрасли в России является увеличение объемов перевозок как внутри страны, так и на международных направлениях. Однако существуют и ряд проблем, таких как недостаточная инфраструктура, низкая эффективность использования транспортных ресурсов, высокая степень износа транспортных средств и неэффективная организация работы системы транспорта.

Каковы особенности развития транспортной отрасли в России?

Одной из особенностей развития транспортной отрасли в России является огромная территория страны, что требует создания комплексной и эффективной системы транспорта для обеспечения связности различных регионов. Также важным фактором является разнообразие видов транспорта, таких как автомобили, железные дороги, воздушный и водный транспорт.

В каком состоянии находится транспортная отрасль в Орловской области?

Транспортная отрасль в Орловской области находится в достаточно неплохом состоянии. За последние годы были проведены работы по модернизации и развитию дорожной сети, строительству новых аэропортов и железнодорожных станций. Однако все еще существуют проблемы с перегрузкой грузовых портов и недостатком профессиональных кадров в транспортной сфере.

Какова оценка программ развития транспортной отрасли на федеральном и региональном уровнях?

Оценка программ развития транспортной отрасли на федеральном и региональном уровнях различается. На федеральном уровне были разработаны и внедрены масштабные программы, направленные на модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры, а также на повышение эффективности использования транспортных ресурсов. Однако на региональном уровне могут возникать проблемы с финансированием и реализацией этих программ.

Какие особенности развития транспортной отрасли есть в России?

Транспортная отрасль в России имеет свои особенности. Одна из них - огромные территориальные пространства, что делает транспортную инфраструктуру сложной и требующей больших затрат. Ещё одна особенность - наличие множества видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного и морского. Каждый вид транспорта имеет свои проблемы развития.

Каково современное состояние транспортной отрасли в Орловской области?

В Орловской области транспортная отрасль также имеет свои особенности. Главным видом транспорта является автомобильный. Однако дорожное покрытие оставляет желать лучшего, что создает проблемы для автомобилистов. Также отмечается недостаток современной инфраструктуры для грузовых и пассажирских перевозок.

Какие программы развития транспортной отрасли существуют на федеральном и региональном уровнях?

На федеральном и региональном уровнях существует ряд программ развития транспортной отрасли. Одна из них - "Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года", которая охватывает все виды транспорта и предусматривает модернизацию и развитие инфраструктуры. На региональном уровне в Орловской области также проводится ряд программ по улучшению дорожного покрытия и развитию грузовых перевозок.

Какие проблемы развития транспортной отрасли существуют в России?

В России существует ряд проблем развития транспортной отрасли. Одна из них - неравномерное распределение транспортных мощностей по регионам. Некоторые регионы испытывают нехватку транспорта, в то время как в других регионах есть избыток. Ещё одна проблема - недостаточное финансирование развития транспортной инфраструктуры, что приводит к её износу и отсутствию мер по модернизации.

Каковы основные тенденции и проблемы развития транспортной отрасли в России?

В России транспортная отрасль имеет несколько основных тенденций и проблем. Тенденции включают увеличение объемов грузовых перевозок, развитие инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта, а также повышение использования технологий и электрической энергии в транспортных средствах. Среди проблем можно выделить недостаточное финансирование отрасли, низкую эффективность работы некоторых видов транспорта, несовершенство логистических систем и высокие ставки транспортного налога.

Каково современное состояние транспортной отрасли в Орловской области?

В Орловской области транспортная отрасль имеет свои особенности. В области развиты автодороги, железные дороги и воздушные перевозки. Важным элементом инфраструктуры является Орловский международный аэропорт, который обеспечивает пассажирские и грузовые перевозки. Одной из проблем транспортной отрасли в области является недостаток современных автодорог и ограниченная доступность железнодорожных станций для грузовых перевозок.