Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 79 + 79 источников
  • Добавлена 28.12.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание 5
1.1 Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста 5
1.2. Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка 9
1.3. Социализация личности дошкольников через привитие навыков культуры поведения 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования культуры поведения у ребенка в различных социальных условиях 16
2.1.Особенности воспитания детей 16
2.2. Связь возрастных особенностей дошкольников с процессом воспитания 20
2.3.Особенности воспитания дошкольников культуре поведения 23
Заключение 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30


Фрагмент для ознакомления

Это период насыщенного физического роста и совместного поддержания организма, развития мозга и всех главных функций организма. В данный период очень видно проявляются не столько совместные возрастные отличительные черты, но и индивидуально-типологические черты.Типологические черты обусловливаются для начала наличием у ребенка психики особого вида. Как известно, согласно с учением И. П. Павлова, таких ключевых типов быть может 4: сангвинический (крепкий, уравновешенный, подвижный); холерический (крепкий, вспыльчивый, подвижный) ; флегматический (крепкий, уравновешенный, инертный) и меланхолический (слабенький). Особенные характеристики отдельных, типов психики составляют естественную базу индивидуально-психологических расхождений в области характера, в психических реакциях при взаимодействии с окружающей реальностью. Но фактически в чистом виде данные разновидности психики встречаются нечасто. В первую очередь ребенка возможно отнести к переходному виду с тяготением (приближением) к одному из ключевых. Особыми разработками и исследованием практики подтверждена возможность изменения в известных пределах вида высшей нервной деятельности под воздействием целенаправленного воспитания, событий и условий жизни, в следствии чего отличительные Особенности проявления их могут быть стертыми. Более детально, в «чистом» виде отличительные черты поведения и характера ребенка, связанные с проявлением вида высшей нервной деятельности, выступают в самом младшем возрасте. Данные отличительные черты появляются как в простых реакциях на действие режима (переход от сна к бодрствованию, задержка питания), но и во все усложняющихся контактах и взаимодействиях с окружающими взрослыми и сверстниками (исполнение требований родителей и прочих взрослых, отношения с иными ребятами в играх и т. п.).В дошкольном возрасте развиваются потребности и формируются на данной основе многообразные интересы. Путь становления потребностей за данный период очень значителен — от органических, удовлетворение которых нужно для укрепления жизни, до социальных (в деятельности, общении), в базе которых лежит желание ориентироваться в окружающей ребенка реальности, изучать ее. Главнейший интерес в данный период — познавательный, обеспечивающий развитие у ребят любознательности.В собственной деятельности ребенок проходит путь от интереса к процессу совершения действий до интереса к последствиям собственной работы, когда обнаруживается конкретная целеустремленность в действиях: ребенок равномерно начинает видеть цель и избирает методы, обеспечивающие ее достижение.В сфере общения и установления контактов с иными людьми все наиболее заметно проявляется способность возводить данные отношения дифференцированно, на базе осознания того, что возможно и что невозможно (к примеру, при общении с мамой и с воспитателем в дошкольном учреждении).Во время дошкольного детства начинают проявляться такие личные особенности, как предрасположенность к конкретным видам работы (рисованию, пению и др.), желание быть в кругу детей или же работать в одиночку, выявляется мастерство подчиняться требованиям либо нежелание считаться с ними и т. п.К концу дошкольного детства у ребенка накапливаются некоторый общественный навык и познания, характеризующие его готовность к поступлению в школу. Следует наиболее подчеркнуть, что исследования научных работников и наблюдения за детьми, воспитывавшимися до школы в различных условиях, демонстрируют, что правильно поставленное дошкольное образование имеет главное значение для всего следующего физического и духовного развития ребенка. 2.3.Особенности воспитания дошкольников культуре поведенияКультура поведения ребёнка в главной степени находится в зависимости от систематичности и постоянства требований. Ежедневно привлекая внимание детей к социальной жизни, предметному и естественному окружению, воспитатель использует их в воспитательных целях.Особенное значение во всей деятельности по эстетическому развитию имеет творческое отношение ко всем, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение обнаружить интересы и способности каждого ребёнка.Уже в младших дошкольников в всевозможных играх и наблюдениях, в ходе труда по самообслуживанию и воспитания простых поручений нужно сформировывать умения вежливого отношения с близкими для ребенка взрослыми и ровесниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, которыми все пользуются. Понятие “культура поведения дошкольника” возможно вычислить как общность нужных для сообщества стойких форм каждодневного поведения в быту, в общении, в разных видах работы. Сформировывать у ребенка культуру деятельности – означает воспитывать у него привычку содержать в порядке место, где она работает, учится, играет; привычку доводить до успешного завершения начатое дело, аккуратно относиться к игрушкам, вещам, книжкам. Актуальный показатель культуры работы – это природная тяга к занимательным, содержательным занятиям,умение предпочитать время. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать собственную деятельность и отдых, живо и организованно исполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.Высоконравственное образование ребенка надлежит начинать с самого раннего возраста и исполнять многократно и систематически. Оно наверное ориентировано на составление у детей лучших нравственных качеств и эмоций: патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, правдивости и искренности, чувства долга и ответственности, личного достоинства и социального долга, застенчивости, твердости воли и характера и др.. Воспитать человека, говорили ученые, это означает воспитать у него перспективные пути.Индивидуальный опыт общения ребенка еще чрезвычайно беден, ребенок нередко быть может грубым лишь в следствие незнания того, когда, где и как надо поступить. Зачастую ребята усваивают правила хорошего тона по подражанию, следя за поведением родителей, взрослых, которые считаются им авторитетом. Хотя осознания ребенком собственного поведения, личных поступков – важное условие формирования социально полезных навыков и привычек нравственных норм поведения.Исключительно за поведением человека возможно абсолютно сознательно отвечать перед сообществом, коллективом, иными людьми, значение которого он может понять и расценить с точки зрения публичной пользы и потребности. Обучать культуре поведения нужно будет фактически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и когда родители станут упрямы и терпеливы, то простые привычки благородного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в простой опрятности и соблюдении гигиены.Для воспитания этикета у детей нужны последующие условия:Положительный настрой (общение по именам, похвала);Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки);Взаимосвязь с семьей (единство требований дошкольного учреждения и семьи).Методы педагогического действия на детей:Приучение (по образцу поведения);Упражнение (повтор конкретных действий);Воспитывающие ситуации (создание условий для использования опыта);Одобрение (хвала);Наказание (употребляется очень редко — осуждение отрицательного поступка);Пример для подражания (наглядный пример);Образцы из литературы (действия героев);Объяснение (по каким причинам надлежит поступать в той или иной ситуации);Беседа (возможность выразить свое мнение).Умения и навыки детей дошкольного возраста:Бережное отношение к вещам, книжкам, игрушкам, природе;Подготовка рабочего места (к играм, занятиям, труду);Проектирование времени и доведение начатого до конца;Приведение в порядок рабочего места в последствии занятий (убирать игрушки после игры);Мытье рук после трудовых поручений (вынос мусора, уборка пыли и так далие);Организация дел по интересам (образование привычки «быть занятым»).Культура общения детей с взрослыми и ровесниками составляет базу культуры поведения детей. Цель родителей и преподавателей — воспитывать у ребенка культуру общения.Какие более важные высоконравственные качества пытаются видеть взрослые в детях?Воспитанность (искренность, доброжелательность, почтение к окружающим);Тактичность (не давать предлога чувствовать личное превосходство собственными действиями);Предупредительность (внимание, помощь окружающим);Застенчивость;Коммуникабельность (готовность уступить игрушку другу, доброжелательность).Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведенияОт воспитания у детей культуры и умений собственной и общественной гигиены зависит не столько их здоровье, но и здоровье иных детей и взрослых. В следствии этого нужно:Без помощи других мыть руки (с мылом) до еды, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далие;Насухо вытирать руки, пользоваться персональным чистым полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта;Смотреть, чтоб все вещи находились в чистоте;Быть практически постоянно аккуратными, отмечать неполадки в собственной одежде, самостоятельно либо при помощи взрослых их ликвидировать. Гигиеническое образование и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:Правильно сидеть во время еды;Бережно есть;Тщательнейшим образом, бесшумно пережевывать еду;Уметь воспользоваться столовыми приборами, салфеткой;Уметь правильно накрыть на стол.Как обучить:Прямое обучение;Показ, упражнения с исполнением действий в ходе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.);Постоянное напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.ЗаключениеПроблема социально-личностного становления ребёнка дошкольного возраста в ходе его взаимодействия с окружающим миром становится наиболее важной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в 1-ые годы жизни, что, к тому же, возлагает на семью и детские сады специальную ответственность за образование достаточных личных качеств у ребят. Дошкольное образовательное учреждение в настоящее время рассматривается не столько как детский сад, как организация, оказывающая образовательные услуги, соперничающая с иными организациями собственного профиля.Именно в данный момент, патриотическое образование дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для растущего поколения. Дети в возрасте до 7 лет обыкновенно чрезвычайно активны, инициативны, любознательны, имеют поразительные возможности к сочувствию, сопереживанию. Это и время благоприятно для становления патриотизма и духовности. Нужные рекомендации и советы специалистов по психологии, описанные во многих книжках, говорят про то, что при действии на эмоциональную сферу ребенка, возможно заложить ключевые ценностные ориентиры, которые в дальнейшем помогут в становлении личной тенденции. Обследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, надлежит отметить, что патриотизмом считается чувство любви к Отчизне, чувства долга к ней, готовность в каждый миг встать на защиту собственной страны. Дом и семья – главнейший институт, оказывающийпомощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Почти все родители не думают о этом направлении в развитии ребенка, в следствии этого, просветить и отдать ценные рекомендации по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.2.Р.С. Буре, Л.Ф. Островская "Воспитатель и дети", М. ЮВЕНТА, 2006г.3. Н.В. Ведерникова, Л.А. Смирнягина "Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста" http://www.den-za-dnem.ru4. Курочкина И.Н. "Этикет для детей и взрослых": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия" 2001.5.Семенчук О.Б. "Учимся культуре повседневного общения". /Воспитатель ДОУ №9 2011.6.Тестова О.Б. "Театр вежливости". /Воспитатель ДОУ №3 2011.7.Козлова С.А., Куликова Т.А. "Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений". М: Издательский центр "Академия", 1998г. - 432с.8.Эквист Лидия Глебовна "Актуальность нравственного воспитания дошкольников". /Воспитатель ДОУ №9 2008.9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 - 96 с.10. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2011.11 Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 - 2001.12.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 2006.13. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 2009 г.14. Юдина «Уроки вежливости».// Д/в №4 - 2008.15. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // Д/в №8 - 79.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.
2.Р.С. Буре, Л.Ф. Островская "Воспитатель и дети", М. ЮВЕНТА, 2006г.
3. Н.В. Ведерникова, Л.А. Смирнягина "Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста" http://www.den-za-dnem.ru
4. Курочкина И.Н. "Этикет для детей и взрослых": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия" 2001.
5.Семенчук О.Б. "Учимся культуре повседневного общения". /Воспитатель ДОУ №9 2011.
6.Тестова О.Б. "Театр вежливости". /Воспитатель ДОУ №3 2011.
7.Козлова С.А., Куликова Т.А. "Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений". М: Издательский центр "Академия", 1998г. - 432с.
8.Эквист Лидия Глебовна "Актуальность нравственного воспитания дошкольников". /Воспитатель ДОУ №9 2008.
9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 - 96 с.
10. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2011.
11 Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 - 2001.
12.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 2006.
13. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 2009 г.
14. Юдина «Уроки вежливости».// Д/в №4 - 2008.
15. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // Д/в №8 - 79.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте?

Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте имеет огромное значение, так как в этот период формируются основы навыков и привычек, которые будут влиять на поведение ребенка в будущем. Это помогает ребенку адаптироваться в обществе, устанавливать полезные отношения с другими людьми и развивать социальные навыки.

Какие компоненты и содержание включает в себя культура поведения?

Культура поведения включает в себя такие компоненты, как этика, эстетика, нравственность и правила общения. В содержание входят нормы поведения, умение соблюдать этикет, уважение к другим людям, способность к самоконтролю, понимание эмоций и соответствующая реакция на них.

Какие проблемы возникают при воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста?

При воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста могут возникать различные проблемы, такие как несоблюдение правил, неправильное поведение в общественных местах, недостаточное уважение к другим людям, проблемы с самоконтролем и выражением эмоций. Также возникают проблемы с социальной адаптацией и установлением правильных отношений с окружающими.

Какая роль у семьи в воспитании культуры поведения ребенка?

Семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребенка. Родители являются главными примерами для детей и могут передавать им основные нормы и ценности общества. Они также могут учить ребенка правилам этикета, уважению к другим людям, самоконтролю и социальным навыкам. Воспитание культуры поведения должно начинаться в семье и продолжаться вместе со школой и другими образовательными учреждениями.

Каково понятие культуры поведения в дошкольном возрасте?

Культура поведения в дошкольном возрасте – это система знаний, норм и ценностей, с помощью которых ребенок осваивает социальную действительность и учится взаимодействовать с окружающими людьми.

Какие компоненты и содержание включает в себя культура поведения детей дошкольного возраста?

Культура поведения в дошкольном возрасте включает в себя компоненты, такие как знание норм и правил общения, этикета, элементарных моральных ценностей, навыки самоконтроля, эмоциональной регуляции, умение сотрудничать, разрешать конфликты и другие навыки, необходимые для успешного взаимодействия с другими людьми.

Какая роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка?

Семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребенка. Родители являются первыми примерами для ребенка и моделируют желаемое поведение. Они учат ребенка правилам общения, этикету, моральным ценностям, помогают формировать навыки самоконтроля и эмоциональной регуляции. Семейная атмосфера и взаимоотношения в семье также оказывают влияние на развитие культуры поведения у ребенка.

Как социализация личности дошкольников влияет на формирование культуры поведения?

Социализация личности дошкольников через привитие навыков культуры поведения является важным фактором в формировании этикета и социальных норм. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками в детском саду, ребенок учится сотрудничать, разрешать конфликты, устанавливать взаимодействие с другими людьми, что способствует развитию его культуры поведения.

В чем заключаются особенности экспериментального исследования формирования культуры поведения у ребенка в различных социальных условиях?

Экспериментальное исследование формирования культуры поведения у ребенка в различных социальных условиях позволяет выявить влияние таких факторов, как семья, детский сад, общение со сверстниками, на развитие культуры поведения. Исследователи анализируют, какие навыки и нормы поведения изучают и принимают дети в различных социальных группах, а также какие различия между ними могут быть обнаружены.