природа как средство эстетического воспитания дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения средств природы к эстетическому воспитанию дошкольников 5
1.1. Психолого-педагогический поход к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста 5
1.2. Эстетическое свойство природы 9
Глава 2. Методика совершенствования воспитания эстетических чувств у детей дошкольного возраста к природе 19
2.1. Определение уровня эстетических чувств детей дошкольного возраста 19
2.2..Экспериментальная технология совершенствования работы по воспитанию эстетических чувств к природе 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
В контрольной группе работа продолжалась по традиционному пути, а в экспериментальной - по разработанному нами комплексу занятий.Содержание и методика воспитания эстетических чувств дошкольников к природе изложено в следующих занятиях.Занятие 1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа».Цель: показать детям цвет окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим. Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, то есть доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хотя доминантой является цвет зеленый, но мир в любое время и в любом месте - разноцветный.Занятие 2. Солнце и волшебная радуга.Цель: дать детям возможность понять природу цвета и причину разноцветного мира.Схема занятия:1.Сонце и его лучи - мастера раскрашивания. Ловим солнечный зайчик.2.Семь цветов радуги. Делаем зеленый цвет - цвет жизни. Был проведен опыт: разноцветные огоньки. Цель эксперимента: узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч.Процесс: эксперимент проводился в ясный солнечный день. Сосуд наполнялся водой и ставился на стол около окна так, чтобы на него падал утренний свет солнца. Зеркальце находилось внутри сосуда, положив его верхней стороной на край листа, а нижней - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Одной рукой брался лист бумаги и необходимо было его держать перед зеркалом. Второй рукой слегка двигалось зеркало. Регулировалось положение зеркала и бумаги, пока на ней не появилась разноцветная радуга.Итог: на белой бумаге появляются разноцветные огоньки, искрящиеся.Занятие 3. Экскурсия по городу «Где растут растения?»Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут различные растения. Выяснить чем отличается лес и луг? Растут на берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.Занятие 4. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Конспект интегрированного занятия (ознакомление с природой + Изобразительное искусство).Цель: 1.Разширить представления детей о многообразии форм и цветов листов различных деревьев.2.Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.3.Воспитать умение замечать красоту в осенний природе.4.Познакомить с новой техникой изображения осенних листьев.Занятие 5. Разноцветные плоды растений.Цель: показать, что у разноцветных растений - плоды разноцветные.1.Парад картинок: родители-дети. Люди, кошки, яблоки и т.д. Дети - плоды всего живого и они все разные. Игра «Разноцветные плоды».2.Прием «Перемешай и Соотнеси».3.Апликация из разноцветных семян (орнамент, животное, растение, узор).Занятие 6. Многообразие плодов в природе.Цель: показать многообразие плодов.На экскурсии мы использовали игровые приемы - запускали семена-летучки, отгадывали которые семян растении относятся и т.д.Занятие 7. Открытое занятие на тему: «Осень - прекрасная пора!»На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.Занятие 8. Зима в окно стучитсяЦель: увидеть смену разноцветного мира на другую гамму.1.Ha основе сказки «Стрекоза и муравей» мы показали изменение условий существования в различных средах обитания всех живых существ.2.Показали причину изменения времен года, используя игру «Солнце - Земля».3.Сложили мозаику - подбор цветовой гаммы разных времен года.Занятие 9. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».Цель: наблюдение в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?Вопрос: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?Почему нет ярких цветов?Игра: я вижу наверху, внизу, сбоку? - «По кругу».Занятие 10. Подготовка животных к зиме.Цель: дать понятие о приспособительных функциях живых организмов для выживания в различных условиях существования (на основе изменения цвета).• Как люди готовятся к зиме: еда, одежда, дом.• Животные готовятся к зиме по-разному. Заяц меняет цвет шубки. Игра в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Игра с детьми в прятки.Занятие 11. Как зимуют домашние животные.Цель: познакомить детей с зимовкой животных, которым не нужно приспосабливаться к зиме.• Сказка старого кота, лежащего на печке.• Кто живет в зимней избушке? Картинка-макет большого деревенского дома, в котором живут: кошка, собака, куры, корова, коза.• «Рассказ по кругу» о своем домашнее животное.Занятие 12. Разнообразие птиц в природе.Цель: обратить внимание на птиц.Парад картинок с изображением различных животных. Выясняли, что делает птицу птицей. Игра «Разноцветные перышки».Собирали с детьми птиц (картинки). Пантомима.Занятия 13. Птицы зимой.Цель: дать детям возможность почувствовать себя птицей и обратить внимание на трудности зимующих птиц.Игра «Птицы». Последовательно выбывают из игры те, кто:а) не живет в наших краях;б) кто улетает на зиму;в) кто остается на зиму. Дети рисовали «портреты» зимующих птиц, вырезали и размещали на «зимнем» дереве.Занятия 14. Экскурсия в парковую зону «следы и птицы».Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.Занятия 15. Красота и разнообразие зимних деревьев.Цель: дать возможность детям увидеть красоту и разнообразие зимних деревьев.С ребятами мы выясняли, что происходит с деревьями зимой, все деревья зимой теряют листья. Игра: «по кругу» называли листопадные и вечнозеленые деревья нашего леса. Предлагалось детям нарисовать дерево зимой, используя цветные мелки, уголь.Занятия 16. Кора. Ее разнообразие и значение в жизни деревьев.Цель: рассказать о роли коры в жизни дерева и привлечь внимание к ее разнообразия. Мы предложили детям «таинственный мешок», они на ощупь знакомились с корой разных деревьев. Рисовали кору деревьев (техника «мятой» бумаги).Занятия 17. Зеленые растения зимой в природе.Цель: познакомить детей с мхами и лишайниками. Показать детям чудо мхов и лишайников, разнообразие оттенков зеленого цвета. Выполнили коллективную работу в технике «монотипия» - «Старое дерево зимой».Занятия 18. Комнатные растения. Цель: дать детям увидеть комнатные растения.1. Мы выясняли где зимой можно увидеть зеленые растения, почему у них не опадают листья.2.Рассматривали различные комнатные растения. Прием «перемешай и Соотнеси». Дети выбирали растения понравившиеся рассматривали их и играли в игру «Я садовником родился ...»Контрольный этап.В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по воспитанию эстетических чувств к природе были использованы две задачи.Первой задачей была использована методика «Времена года», что позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в природе.Методика «Времена года»Ребенку показывали рисунок и попросили, внимательно посмотрев на него, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. Время выполнения задания - 2 минуты. Ребенок должен назвать только подходящее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить почему он так думает, указать те признаки, по ее мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а не другое время года .Уровень развития оценивался следующим образом:10 баллов - очень высокий8-9 баллов - высокий6-7 баллов - средний4-5 балла - низкий0-3 балла - очень низкий10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображена именно данная время года.8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих ее мнению, на всех картинках вместе взятых.6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнению.4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни времени года и не назвал точно ни признака.Затем детям были предложены вопросы для проверки знаний о зимующих и перелетных птиц, внешних особенностях животных, о лиственные и хвойные растения. Дети четко должны различать овощи и фрукты и знать особенности поведения животных зимой.Система вопросов:а) Какие птиц, зимующих у нас вы знаете? (воробьи, голуби, снегири).б) У какого дерева иголки как у ежа? (сосна, ель).в) Какое дерево зимой остается зеленым? (сосна, ель).г) Названия овощи, растущие на огороде, (картофель, морковь, свекла).д) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубку).Результаты проведенного исследования представлены на рисунке 2. Рисунок 2. Уровень эстетического развития старших дошкольников на контрольном этапе (в%)Как мы видим, в экспериментальной группе результаты улучшились по сравнению с первым этапом диагностики.ЗаключениеВ результате проведенного теоретического и практического исследования проблемы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста было установлено:1. Проблема эстетического воспитания детей достаточно широко раскрыта в трудах ученых: Е.Флерина, С. Русова, Б.Лихачев, М.Рукавицин, В.Сухомлинский, Ушинский, Е. Тихеева, В.Шацкая, Л. Выготский, Д. Кабалевский. Наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания М. Рукавицын, который считает конечной целью эстетического воспитания гармоничную личность, всесторонне развитого человека: образованного, прогрессивную, высоконравственного, в которой присутствует умением трудиться, желание творить, понимать красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Кроме формирования эстетических чувств детей, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в обеспечение всестороннего развития. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его знания о мире, мире человека в природе.2. Природа - один из важных факторов эстетического развития личности. Исследованием эстетической ценности природы занимается З.Плохий, которая отмечает, что в иерархии ценностей одно из первостепенных мест должен занять эстетическая ценность природы. Все в мире - и большое, и малое, мертвое, и живое, и звезды, и небо - все захватывает ребенка, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использования. Поэтому можно утверждать, что отношение ребенка к миру имеет по преимуществу эстетический характер. Эстетическое жизни ребенка замечательное своим универсализмом - все прекрасное, в которой ни было форме, привлекает и захватывает ребенка.3. С целью изучения современного состояния эстетического воспитания детей средствами природы нами проведен педагогический эксперимент с 12 детьми старшего дошкольного возраста ДОУ № 4 «Светлячок», г. Гусь-Хрустальный. В результате нами было установлено, что у детей отношение к объектам и явлениям природы имеет изменчивый характер. Большинство детей ориентированы на осознание, что эстетически ценными, то есть красивыми, объектами могут быть находящиеся близко к ним, буквально на расстоянии вытянутой руки. Также мы установили закономерность: от количества задействованных при наблюдении анализаторов зависит качество обследования эстетического объекта, а проявлением у ребенка заинтересованного эмоционального восприятия является вербальное выражение эстетических чувств. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения, единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с самобытной природой. Чтобы чувствовать себя частью целого, человек имеет не эпизодически, а постоянно быть в отношениях с этим целым. Именно поэтому гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.4. Разрабатывая систему работы по формированию у старших дошкольников эстетического отношения к природе, мы руководствовались данными, полученными в результате констатирующего эксперимента, а именно: учли сделанный на их основе вывод о зависимости эффективности нашей системы работы от привлечения и сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому предложенная в формирующем эксперименте система работы строилась по выявленным направлениям констатирующего эксперимента. Благодаря такому подходу ознакомления дошкольников с произведениями живописи базировалось на основе развития у них соответствующих умений восприятия прекрасного, на формировании личной позиции при восприятии произведений искусства, а также на интегрировании приобретенного опыта в восприятии реальных объектов и явлений природы.Список использованной литературыАдаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. –М.: Просвещение, 2008. –285 с.Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005.Борев Ю. Эстетика.– М.: Просвещение, 2007. – 154 с.Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С.57–67.Зацепина М.Б. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.- М.: Агар, 2002г. – 217 с.Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., М.: Издательский центр Академия, 2004.Кондрашева Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. – М.: Педагогика, 2000. – 133 с.Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 2008. – 167 с.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования [Текст] /С.Н.Николаева. – М.:ЭКО, 2002.Обухова Л.Г. Психология детства.– М.: Просвещение, 2002. – 120 с.Пагута Т. И., Мельничук Л. Б. Природа как средство эстетического воспитания младших школьников Вектор науки ТГУ. 2012. № 1(12)Пашинцева В.Н. Педагогические средства и способы формирования эстетического отношения старших дошкольников к природе // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7 – С. 92-94 Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. –640 с.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб, для студ. высш. учеб, заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит, издат, центр ВЛАДОС, 2003. – 256с.Практическая психология /Под ред. М.К.Тутушкиной. – М.: ПСИХОЛОГИЯ,2006.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М. - 2001. –222 с.Сластенин П.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.Сухомлинский В. О. Серце отдаю детям / В.О. Сухомлинский. - К., 1986. – 139 с.Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2009.Урунтаева, Г., Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е.И.Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10.Философский энциклопедический словарь / [ гл.редакция : Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов]. – М.: Сов.энцикл., 1983. – 840 с., 482Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Просвещение, 1961. – 333 с.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Университетское, 2002. – 547с.
2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005.
3. Борев Ю. Эстетика.– М.: Просвещение, 2007. – 154 с.
4. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С.57–67.
6. Зацепина М.Б. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.- М.: Агар, 2002г. – 217 с.
7. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., М.: Издательский центр Академия, 2004.
8. Кондрашева Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.
9. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. – М.: Педагогика, 2000. – 133 с.
10. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 2008. – 167 с.
11. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования [Текст] /С.Н.Николаева. – М.:ЭКО, 2002.
12. Обухова Л.Г. Психология детства.– М.: Просвещение, 2002. – 120 с.
13. Пагута Т. И., Мельничук Л. Б. Природа как средство эстетического воспитания младших школьников Вектор науки ТГУ. 2012. № 1(12)
14. Пашинцева В.Н. Педагогические средства и способы формирования эстетического отношения старших дошкольников к природе // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7 – С. 92-94
15. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. –640 с.
16. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб, для студ. высш. учеб, заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит, издат, центр ВЛАДОС, 2003. – 256с.
17. Практическая психология /Под ред. М.К.Тутушкиной. – М.: ПСИХОЛОГИЯ,2006.
18. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М. - 2001. –222 с.
19. Сластенин П.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
20. Сухомлинский В. О. Серце отдаю детям / В.О. Сухомлинский. - К., 1986. – 139 с.
21. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2009.
22. Урунтаева, Г., Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е.И.Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10.
23. Философский энциклопедический словарь / [ гл.редакция : Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов]. – М.: Сов.энцикл., 1983. – 840 с., 482
24. Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Просвещение, 1961. – 333 с.
25. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Университетское, 2002. – 547с.
Особенности эстетического воспитания дошкольников
Курсы
Особенности эстетического воспитания дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании
1.2 Психологические особенности развития дошкольного возраста
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы исследования
2.2 результат исследований особенностей эстетического воспитания дошкольников
ВЫВОДЫ
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
ЗАПРОС
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасном в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании мира по законам красоты, как участие в художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, возможностей творческого участия в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие-это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Проблемы эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как, Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.
Актуальность темы. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Это усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование чувства эстетические, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Перед всеми типами учебных заведений, в том числе и образовательных учреждений дошкольного, задача дать студентам знания, привить умения и навыки, которые способствуют эстетическому воспитанию дошкольников. Воспитание человека разносторонне развитым человека – не трудная задача, актуальная.