Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов с дизорфографией в условиях общеобразовательной школы.
Заказать уникальную дипломную работу- 92 92 страницы
- 72 + 72 источника
- Добавлена 08.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1.Характеристика процесса овладения школьниками орфографическим навыком письма
1.2. Характеристика детей с дизорфографией
1.3. Особенности работы с детьми с дисорфографией
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ДИСОРФОГРАФИИ У ДЕТЕЙ
2.1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.2.Методика проведения констатирующего эксперимента
2.3. Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИСОРФОГРАФИИ
3.1.Теоретическое обоснование экспериментального обучения
3.2. Система коррекционнологопедического работы преодоления орфографических ошибок в письме младших школьников
3.2.1. Логопедическая работа по преодолению фонетических ошибок
3.2.2. Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственных и графических ошибок
3.2.3. Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Другие поочередно продолжают рисунок, отражая собственный замысел. Эту задачу выполняет группа детей и требует от каждого ребенка достаточно развитого воображения.6. Назвать предметы в условиях наложения (по Поппельрейтеру).7. Выделить фигуру; замаскированную в другой, более сложной структуре8. Выделить в однородной сетке (например, шахматная доска) заданную фигуру.9. Найти фигуру среди подобных, определить ее подобные и отличительные элементы.10. Определить сходство и различие фигур, что отличаются только одним элементом.11. Уточнение понятия о цвете.Подобрать рисунки к фону определенного цвета (соотнесение по цвету).Материал: синяя лампа и синий лист картона; солнышко и желтый лист картона; дерево и зеленый лист картона; ребенок в красном комбинезоне и красный лист картона.12. Уточнение понятия о форме:а) подобрать рисункам подобные геометрические фигуры (соотнесение с геометрическими фигурами)Материал: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) рисунки: яблоко, барабан, мяч; яйцо, слива, огурец; пирамидка, зонтик, колпак; стол, платок, окно; аквариум, двери, книга;б) подобрать к геометрическим фигурам соответствующие рисунки (или обвести рисунки подобными по форме рамками)в) разложить в рамки в виде геометрических фигур предметы, подобные по форме.13. Уточнение понятия о размере.Определить реальную величину предметов и разложить их последовательно от меньшего к большему (соотнесение по размеру).Материал:рисунки чашки, ведра, кастрюли одинакового размера.14. Найти заданную букву среди других букв, размещенных не в алфавитном порядке (сначала разных, а затем графически сходных):йцукен гшщзхи фивапр лджеяч смитбю пник шщц лмая.15. Назвать буквы, что хаотично размещены в разных положениях на листе бумаги, и выложить их на наборном полотне.16. Сгруппировать одинаковые буквы, написанные разным шрифтом:ККК ТТТ ААТ МММ ППП ДДД.17. Узнать букву по элементам и дописать к целому.18. Найти и показать, в состав каких фигур (букв) входит определенный элемент (по образцу, по представлению). Назвать эти буквы.22. Дети соревнуются, кто быстрее сложит из розданных элементов фигур (букв) целую фигуру (букву) (по образцу, по представлению). Назвать составленную букву.23. Решить примеры по образцу (один элемент буквы + второй элемент буквы = буква).24. Решить уравнение и зачеркнуть знак «=« там, где он поставлен неправильно (там, где сумма элементов содержит лишний элемент или его не хватает).27. Найти и объединить линией одинаковые фигуры (буквы). Осложнения этой задачи: соединить линией одинаковые буквы, но записанные разным шрифтом.28. Узнать буквы в зеркальном изображении и правильно сложить их из элементов.31. Определить сходство и различие фигур, которые отличаются только одним элементом.32. Посчитать, сколько раз встречается заданная буква в ряду графически сходных букв (приводят образец буквы). Осложненным вариантом этой задачи является его выполнения по представлению (без демонстрации буквы):цшщицшщицишищш.Упражнения по развитию произвольного зрительного внимания1. Проследить с помощью карандаша (только взглядом) с начала линии и до ее конца в заданном направлении (например, от А до М).2. Проследить за помощью карандаша (только взглядом) от начала линии к концу, когда она переплетается с другой линией или несколькими другими линиями.3. Проследить за помощью карандаша (только взглядом) путь героя по лабиринту.4. Назвать среди других рисунки одной тематической группы (овощи, фрукты, транспорт и т.д.):- Назвать рисунки (геометрические фигуры, буквы) только заданного цвета- Посчитать среди геометрических фигур только круги (квадраты, треугольники, прямоугольники)- Посчитать только маленькие (или большие) геометрические фигуры.5. «Прочитать» ряд с последовательным чередованием букв и цифр:А 1 02УЗ И4Ы 5.6. Поочередно найти числа от 1 до 5 красного и от 5 до 11 синего цветов или гласные а, о, у, ы, и, обозначены красным, а согласной, я, т, к, с - синим цветами.7. Найти различия в двух подобных рисунках.9. Найти два одинаковых рисунки.Упражнения по развитию зрительной памяти1. Внимательно рассмотрите сюжетный рисунок и запомните все, что на нем изображено (время демонстрации - 5 мин). Затем рисунок закрывают. Ребенок должен вспомнить предметы, которые были изображены на рисунке. После этого логопед открывает рисунок, и ребенок находит те предметы, которые забыл.2. Внимательно рассмотреть предметный рисунок и нарисовать его по памяти. После выполнения работы сравнить с образцом.3. Внимательно рассмотреть рисунок, а затем найти его по памяти среди подобных. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, ей предлагают найти заданный рисунок, опираясь на образец.4. Составить рисунок из частей, нарисовать его по памяти и сравнить свой рисунок с образцом. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, логопед вместе с ним анализирует рисунок и предлагает перерисовать его по образцу.5. Внимательно рассмотреть и запомнить ряд, который состоит из 3-6 предметных рисунков (полосок разного цвета, геометрических фигур, букв), а затем закрыть глаза:а) логопед некоторые рисунки (геометрические фигуры, буквы, полоски) прячет или, наоборот, добавляет. Дети должны заметить, что исчезло появилось, и воссоздать первоначальный ряд:б) логопед меняет последовательность расположения рисунков (геометрических фигур, букв, полосок). Дети должны заметить, что изменилось, и воссоздать первоначальный ряд.Если ребенок испытывает трудности в выполнении задания, логопед анализирует вместе с ним образец, а затем повторяет задачи. В случае невыполнения задания логопед уменьшает количество рисунков (геометрических фигур, букв, полосок).6. Логопед демонстрирует детям 3-6 рисунков со знакомыми предметами (геометрические фигуры, буквы) один за другим, каждый из которых дети рассматривают 2 с. Затем они должны вспомнить и назвать последовательность рисунков (геометрических фигур, букв). Если ребенок испытывает трудности в выполнении задания, логопед повторяет его еще раз. В случае невыполнения задания логопед уменьшает количество рисунков (геометрических фигур, букв).7. Зрительный диктант. Запомнить ряд из нескольких геометрических фигур (букв или цифр) и выложить его по памяти из шаблонов (на наборном полотне) в заданной последовательности (нужно постепенно увеличивать их количество). Затем сравнить свою работу с образцом и определить, правильно ли выполнено задание.Упражнения по формированию умения ребенка ориентироваться в окружающем пространстве1. Определение пространственного расположения предметов относительно ребенка.2. Определение пространственных направлений, пространственных соотношений между 2-3 предметами, понимание предложных конструкций для обозначения пространственных отношений.3. Уточнение пространственного расположения различных фигур и букв на листе бумаги.Упражнения на определение пространственного расположения предметов относительно ребенка1. Вытянуть в сторону правую руку, перечислить предметы, находящиеся с правой стороны (справа).2. Вытянуть в сторону левую руку, перечислить предметы, находящиеся с левой стороны (слева).3. Перечислить предметы, находящиеся спереди (сзади).4. Выполнить движения в одном направлении: вытянуть руку справа, отставить ногу вправо; повернуть голову направо, наклонить голову к правому плечу; сделать три наклоны вправо, присесть на правое колено.Так же обрабатывают другие направления: влево, вверх, вниз, спереди, сзади.5. Выполнить инструкции типа: «Посмотри налево, направо; подними мяч над собой; положи книгу позади себя; положи тетрадь перед собой; положи линейку под себя; спрячь руки за собой «и др.6. Стоя в колонне, ребенок должен определить, кто стоит перед ним и за ним.7. Стоя в ряду, ребенок должен определить, кто стоит справа и слева от него.8. Сидя за партой, ребенок должен определить место соседа по себе («Саша сидит справа (или слева) от меня»).9. «Что и кто справа от меня?» Перечислить предметы, находящиеся справа, не поворачивая головы. После этого вернуться справа и снова перечислить предметы, размещенные справа.Так же обрабатывают направления слева, спереди, сзади.Упражнения на уточнение пространственного расположения различных фигур и букв на листе бумаги является очень важным звеном в подготовке ребенка к овладению письмом.1. Логопед предлагает детям запомнить направления стрелок и обозначить их в тетради:Слева направо - Справа налево -----2. Расположить по инструкции соответствующие рисунки справа и слева от рисунка, наклеенного в тетради.3. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии (задание выполняют на материале изученных букв).4. Предлагают ряд, который состоит из нескольких предметных рисунков (геометрических фигур, букв). Ребенок должен:а) назвать первый рисунок (геометрическую фигуру, букву) с левой стороны, правой стороны;б) назвать рисунки (геометрические фигуры, буквы) в направлении слева направо, справа налево. Соотнести эти направления с соответствующими обозначениями;в) назвать рисунки (геометрические фигуры, буквы), расположенные слева и справа от заданного рисунка (геометрической фигуры, буквы)г) назвать «соседей» каждого из рисунков (геометрических фигур, букв), определить, какой из них расположен слева от заданного рисунка (геометрической фигуры, буквы), а какой - справа;д) изменение положения рисунков (геометрических фигур, букв) между собой по инструкции, например: «Сделай так, чтобы машина была слева от цветка и справа от ведра».5. Запомнить направления стрелок и обозначить их в тетради: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.7. Выполнить графический диктант - рисование орнаментов и букв. Для этого ребенку предлагают поставить точку на листе в клеточку и от нее вести карандашом по клеточкам под диктовку, например: 5 ячеек вниз, 1 - справа, 4 - вверх, 2 - справа, 1 -наверх, 3 -влево (вышла буква Г) .8. Ребенку дают фишку и лист бумаги, разделенный на 9 квадратов. Фишку ставят в центральный квадрат и предлагают переместить ее: а) вверх; б) вниз; в) справа; г) влево; д) вверх справа; е) вниз слева; е) вниз справа; ж) вверх влево.9. Разложить геометрические фигуры (рисунки, буквы) на листе в заданных направлениях. Выполнение инструкций типа: «Треугольник (яблоко, букву а) положи в центре листа; круг (сливу, букву о) - вверху, над треугольником (яблоком, буквой а): квадрат (грушу, букву ^ - внизу, под треугольником (яблоком, буквой а) «.» Треугольник (томат, букву т) залежи в центре листа , прямоугольник (огурец, букву я) - в правом верхнем углу; эллипс (лук, букву с) - в левом нижнем углу; круг (морковь, букву м) -в правом нижнем углу; квадрат (свекла, букву к) - в левом верхнем углу «.10. Нарисовать геометрические фигуры (рисунки), написать буквы на листе в заданных направлениях (см. Предыдущее задание).Упражнения по развитию координации мелких движений пальцев и кистей рукпредусматривают:1. Развитие кинестетической организации произвольных движений. 2. Развитие кинетической организации произвольных движений. Упражнения по развитию кинестетической организации произвольных движений, направленные на воссоздание статических поз пальцев и кистей рук по образцу логопеда.Для закрепления графической формы изученной буквы детям предлагают так называемую пальчиковую азбуку, которая предусматривает выполнение задач в такой последовательности:1. Построение буквы по словесной инструкции логопеда с одновременным показом.2. Сравнение пальчиковой буквы с образцом.3. Построение буквы по словесной инструкции без образца.4. Самостоятельная строение своего варианта буквы в зависимости от возможностей и уровня развития воображения.5. Отгадывание буквы, построенной другим ребенком.Графические упражнения по развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук предусматривают:1. Выполнение графических упражнений на неразлинееном листе бумаги.2. Выполнение графических упражнений в сетке тетради.Графические упражнения на неразлинееном листе бумагии. Разработать прямую (волнистую, ломаную, пунктирную) линию в заданном направлении: слева направо, сверху вниз, снизу вверх.2. Соединить прямой (волнистой, ломаной, пунктирной, спиральной) линией рисунки.3. Разработать прямую, волнистую, ломаную, пунктирную, спиральную, наклонную линии между двумя предложенными линиями.4. Заштриховать фигуры прямой вертикальной, прямой горизонтальной, волнистой, пунктирной, ломаной, спиральной, наклонной вправо, наклонной влево линиями.5. Обвести на листе шаблоны на картоне карандашом и заштриховать прямой вертикальной, прямой горизонтальной, волнистой, пунктирной, ломаной, спиральной, наклонной вправо, наклонной влево линиями.6. Нарисовать круглую, спиральную линии вокруг точки по часовой стрелке и против часовой стрелки.7. Выполнить по образцу комбинированные линии с заданным направлением.8. Обвести рисунки точно по контуру, не отрывая карандаша от листа.9. Обвести рисунки с пунктирами.10. Продолжить узор с опорными точками.11. Воспроизвести заданный узор с опорными точками (по образцу).12. Нарисовать геометрические фигуры по образцу.13. Дорисовать незаконченные рисунки.Графические упражнения в сетке тетради1. Разработать заданные элементы в строке тетради: а) по образцу и пунктирными линиями; б) по образцу по опорным точкам; в) по образцу без опорных точек; г) без опоры на образец.2. Придерживаться такой последовательности изучения элементов букв: прямая вертикальная линия (написание в направлениях сверху вниз, снизу вверх), прямая горизонтальная линия (слева направо), наклонная вправо, наклонная влево, наклонная линия с закруглением внизу, наклонная линия с закруглением вверху, наклонная линия с петлей внизу, наклонная линия с петлей вверху, левый полуовал, правый полуовал, овал (замкнутая линия).3. Продолжить орнамент: а) по клеточкам; б) междустрочными линиями.4. Воспроизвести орнамент: а) по клеточкам; б) между строчными линиями.5. Дорисовать рисунок симметрично по клеточкам.6. Нарисовать рисунок по клеточкам по образцу.Упражнения для самомассажа рук1. Выполняют подушечками четырех пальцев, которые располагают у основ пальцев тыльной стороны руки, которую массируют, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к запястью («пунктирное» движение).2. Ребром ладони дети имитируют движения пилы во всех направлениях тыльной стороны кисти руки («прямолинейный» движение). Кисть и предплечье размещают на столе, дети сидят.3. Основой кисти делают вращательные движения в сторону мизинца.Логопедическая работа по преодолению лексико-грамматических ошибокОсновные направления коррекции и развития грамматического строя речи(И. Прищепова. В. Тишенков) []:1. Развитие системы словоизменения.2. Развитие системы словообразования и словаря производных слов.3. Дифференциация частей речи (существительных, прилагательных, глаголов).4. Дифференциация грамматических значений и уточнения связей по формальным признакам.5. Развитие умения определять родственные слова и выполнять морфологический анализ слов.Изучение морфологической структуры слов, развитие процессов словоизменения и словообразования имеет большое значение для развития лингвистических способностей учащихся, успешного усвоения грамматических знаний, орфографических навыков и общего развития. При развитии процессов словоизменения и словообразования создаются предпосылки продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценным представлением морфологического слога слова, изменением некоторых частей речи по родам, числам, падежам. Коррекционная работа происходит на основе изучения тем школьной программы по русскому языку, таких как «Строение слова», «Родственные слова» и др. Во время логопедических занятий широко применяют устные и письменные упражнения по созданию новых слов с помощью аффиксов, составление словосочетаний, предложений и текстов.Логопедические занятия в 1 классе имеют сугубо пропедевтический характер. Проводят их в практическом плане с использованием игр, игровых ситуаций и упражнений. С помощью игр «Ласковые дети», «Большие и маленькие» детей знакомят с образованием существительных и прилагательных со уменьшительно-ласкательных значением. Затем учат правильно употреблять глаголы с разными приставками. Во время работы используют методы наблюдения, практические действия, различные виды чтения. После считывания все слова обязательно сравнивают, выясняют их звукобуквенного, морфологический состав, значение слова.Во 2 классе учащиеся упражняются в подборе родственных слов, наблюдают за словоизменением и словообразования м. Ученики 3-4 классов практически усваивают значение употребляемых префиксов. их знакомят с многозначностью некоторых префиксов. Например, приставка под означает приближение (подбежать, подъехать), добавление к чему-то (подкрасить, подсолить). Нужно показать различие в употреблении префиксов и предлогов в процессе выполнения различных упражнений. Образующиеся учениками слова обязательно включают в предложение, что дает возможность наблюдать за словоизменением и получить представление о связи слов в предложении. На всех логопедических занятиях проводят работу по разбору слов по строению - морфемный анализ.3.2.3. Контрольный этап экспериментаКак мы видим, коррекционная программа показала себя эффективной. На диаграмме 2 отражено заметный прогресс:Диаграмма 2Распределение учащихся с дизорфографией на группы на контрольном этапеВ процессе контрольного исследования было обнаружено, что с дизорфографией при проверке слов на безударные гласные в корне дети намного больше пользуются приемом сопоставления данных словоформ. Их «проверочные» слова меньше сходны по звучанию, зачастую являются родственными. Актуальной проблемой было неумение определить «опасные» места, выделить сильную и слабую позиции звуков в словах связано с неумением дифференцировать лексическое и грамматическое значения морфем, с несформированностью морфологических обобщений, представлений о родственных словах, однако в процессе коррекционной работы эти недостатки постепенно преодолевались. Таким образом, у детей мы отметили, что недостатки и теоретических знаний, и практических умений и навыков в области правописания значительно уменьшились.Отмеченные закономерности обусловлены повышениемуровня развития навыков словообразования, преодолением трудностей различения родственных слов и выделения в них общих морфем, навыков морфологического анализа слов, более точной дифференциацией частей речи (особенно глаголов, относительных и притяжательных прилагательных). У детей постепенно формируются навыки постановки грамматических вопросов к словам, что ведет к усвоению понимания всего алгоритма действий по проверке написания слова: на более высоком уровне формулируется орфографическая задача, выполняемые действия носят все более последовательный характер. В результате все более правильным оказывается и выбор способа проверки слова.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема трудностей и нарушений формирования письменной речи остается одной из самых актуальных для начальной школы. Устойчивые специфические ошибки в письменно речевой деятельности младших школьников часто связаны с уровнем развития в них различных сторон речевой системы, парциальной несформированностью ряда психических функций, низкой умственной работоспособностью, неудовлетворительным уровнем саморегуляции и самоконтроля.Организация коррекционной работы с такими учениками должно строиться на основании своевременного и комплексного обследования каждого ребенка, позволяет осуществить тщательный анализ особенностей формирования у нее навыков чтения и письма, выявить характер и степень тяжести специфических ошибок в письменно речевой деятельности. При организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с таким ребенком необходимо учитывать состояние его нервно-психической сферы, зону актуального и ближайшего развития, учитывать особенности его характера, интересы, склонности, особенности отношений со сверстниками.Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.На современном этапе овладения орфографическим минимумом не все учащиеся переходя из начальной школы в среднее звено овладевают нужными орфографическими умениями, со временем выявляется дизорфография. Переход из начальной школы на среднюю (основную) ступень образования считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Учет научных представлений о лингвистических и психолингвистических компонентах формирования орфографического навыка обусловливает необходимость системного и комплексного клинико-психолого-логопедического исследования нарушения формирования грамотной письменной речи у школьников. Изучение дизорфографии с позиции междисциплинарного подхода дает возможность получать, систематизировать и интерпретировать многоаспектные данные, характеризующие состояние орфографического навыка письма у школьников, и на основе этого осуществлять комплексное коррекционно-обучающее воздействие.Дизорфографический дефект обусловливается несформированностью у школьников базовых компонентов грамотности, к которым можно отнести развитую речь и сформировавшееся на ее основе и в процессе практики письма «языковое чутье»; владение произвольными действиями с языковыми единицами (метаязыковыми навыками); полноценное психологическое обеспечение произвольных действий с языковыми единицами (имеются в виду сопровождающие письменную речевую деятельность процессы внимания, памяти; мыслительные операции), своевременное выявление нарушений базовых компонентов грамотности способствует определению причин и проявлений дизорфографии.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАзова О. И. Дизорфография. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 362 с.Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Ольга Ивановна Азова. - М, 2006. - 24 с.Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н. Трауготт./ Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 2001. – С. 195 – 211.Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория : учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз / В. В. Бабайцева. - 2-е изд. - М.: Дро4>а, 1998. - 432 с.Беккер Р., Совак К.-П. Логопедия /Перевод с нем. Барышниковой Г.В. /Под ред. проф. Власовой Н.А. – М.: Медицина, 1981. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: 1966.Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы. // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М., 2004. Выготский Л.С. Мышление и речь / Глава 7: Мысль и слово. – М.:Лабиринт, 2005.Гальперин П.Я., Решетова З.А., Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. – М., МГУ, 1966.Глазков, А. В. Орфографическая ошибка как предмет лингвистического исследования : автореф. дис... канд. филол. наук / Алексей Владимирович Глазков. -М, 1999.Голев, Н. Д. Неканоническая орфография современного русского языка (к постановке проблем) / Н. Д. Голев // Известия АГу. Серия «История. Педагогика. Филология и журналистика. Философия». - Барнаул, 1997. - С. 52-58.Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2010. - 432 с.Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М., 1959.Гурьянов Е.В., Щербак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. – М.: Учпедгиз, 1952.Данилавичюте Э. А. Диагностика речевой готовности ребенка к усвоению фонетического принципа письма / / Методика выявление речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению / Е. Ф. Соботович, Л. И. Бартенева и др. - К.: ЧП " Компания " Актуальное образование", 2008. - С. 84-91.Демидова Н.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2003.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи. — Санк-Петербург, 2005Елецкая О. В., Смирнова В. П., Хвостова О. А., Куликова Н. С. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы // Концепт . 2015. №23.Елецкая О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 Елецкая, О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. Методические рекомендации и упражнения / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 64 с.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. – 224 с.Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – Л.: изд-во «Наука», 1987.Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В. Ф Иванова. - М.,1966. - 396 с.Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. – М.: В.Секачев, 2013. – 72с.Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальных классах школы. – М., 1955. – С. 392 – 403.Каштанова С.Н., Константинова Н.В. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., Издательский дом «Мим», 1997. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М., 2004. Лалаева Р.И. Дисграфия.// Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.263-273.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.Лалаева, Р. И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалае-ва, И. В. Прищепова. - СПб: СпбГуПМ, 1999. - 36 с.Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М., 1941.Лекант П. А. Современный русский литературный язык : учеб. пособие / П. А. Лекант. - 5-е изд. - М.: Высшая школа, 2001. - 462 с.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.2. – М., 1983.Логинова Е.А., Елецкая О.В. Состояние лексико-грамматических компонентов речи у школьников с дизорфографией. // Логопедия. Научно-методический журнал. – СПб.: Издательский дом «Образование плюс», 2006. - №4(14). Стр. 22-28.Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. //Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.58-66.Лыков В.М. Дисграфия //Начальная школа, 1974, № 4. – С. 74-78.Львов М. Р. Орфография и русский язык / М. Р. Львов. - М., 2003. - 475 с.Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. – 240с.Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.Мнухин С.С. О врожденной алексии и аграфии //Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.7-12.Назарова Л.К. Индивидуальные различия в письме школьников //Начальная школа, 1964, №8Новая иллюстрированная энциклопедия.- М.: науч. изд-во «Большая Российская Энциклопедия», ООО торговый дом изд-во «Мир книги», 2007. – Том: НО-ПР.Парамонова Л.Г. Как предупредить школьную неуспеваемость по русскому языку// Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал. – СПб., 2004, № 1.Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. – СПб.:КАРО, Дельта+, 2004.Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии : учебно-методич. пособие / Л. Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. -54 с.Парубченко, Л. Б. Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв) / Л. Б. Парубченко. - Барнаул, 2003. - 352 с.Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2005.Прищепова И.В. К вопросу о симптоматике и механизмах дизорфографии у младших школьников с ОНР// Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24 – 26 ноября 1999. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С.150 – 153.Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия /У Вопросы психологии. М. 1960. №2.Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе. – М., 1960. – С. 33 – 40 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.,1946. Русский язык : учеб. пособие / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова [и др.]. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 288 с.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М: Просвещение, 1983Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., 1958.Смирнов М.М. Высшая нервная деятельность. – М., 2004. Современный русский язык / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь» М. И. Фомина. -6-е изд. - М: Логос, 2001. - 527 с.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М. Просвещение 1985Сумченко Г.М. Дизорфография как следствие недоразвития языковой системы ребенка //Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции.Санкт-Петербург, 24 – 26 ноября 1999. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С.173 – 174. Фарбер Д.А., Безруких М.М., Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. Пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи у учащихся/Под ред. В.В.Давыдова, Т.А. Нежновой. – М, 1998. С.103-104.Якимович И. В. Особенности импрессивной и экспрессивной речи у учащихся 9-11 классов с дизорфографией // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2011. №4.Яковлев С.Б. Симптоматика аграмматической дисграфии у школьников с тяжелыми нарушениями речи //Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции.Санкт-Петербург, 24 – 26 ноября 1999. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 42 – 46. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Таблица 1. Взаимосвязь психофизических особенностей и характера затруднений при дизорфографииПсихофизиологические особенностиХарактер затрудненийНедостаточное развитие:Характер затруднений- глазомеравыход элемента буквы за пределы строки; разная высота букв в одномслове: разное расстояние между отдельными элементами, буквами;- координации движений руки- Выход элемента буквы за пределы строки; разный наклон составляющих элементов буквы и букв в слове; разная высота букв в одном слове; разное расстояние между отдельными элементами, буквами; отсутствие плавности письма; наличие неправильного сочетания букв в слове, составе, дрожащих линий;- пространственного восприятиявыход элемента буквы за пределы строки; разный наклон составляющих элементов букв и букв в слове; разная высота букв в одном слове; разное расстояние между отдельными элементами, буквами: дописки лишних элементов в букве; обратный порядок начертания буквы: наличие неправильного сочетания букв в слоге, слове; написанные печатной буквы вместо рукописной; неумение увидеть и назвать все имеющиеся элементы в букве, пропуск строк; письмо вне основного строкой;- Волевых качеств- Выход элемента буквы за пределы строки; разный наклон составляющих элементов буквы и букв в слове, разная высота букв в одном слове; разное расстояние между отдельными элементами, буквами; недописывание элементов в букве; непоследовательное называние элементов в букве: медленный процесс перекодирования печатной буквы в рукописную;- самоконтроля- Выход элемента буквы за пределы строки; разный наклон составляющихэлементов буквы и разная высота букв в одном слове; письмовне основного строкой; разное расстояние между отдельнымиэлементами, буквами; дописки лишних элементов в букве;обратный порядок начертания буквы; «зеркальное изображение»; чрезмерное сжатие ручки, непомерный нажим набумага; недописывание элементов в букве; отсутствие сочетаниябукв; неправильное сочетание букв в слоге, слове; письмопечатной буквы вместо рукописной, непоследовательное называниеэлементов в букве; замена одной рукописной буквы другой (подобной по форме), медленное перекодировки печатнойбуквы в рукописную;- произвольного внимания- Выход элемента буквы за пределы строки; разный наклон составляющих элементов букв и букв в слове; резкая высота букв в одном слове; разное расстояние между отдельными элементами, буквами; обратный порядок начертания буквы; недописывание элементов в букве; письмо печатной буквы вместо рукописной; замена одной рукописной буквы другой (сходной по форме);- мелких мышц кисти- Выход элемента буквы за пределы строки; разный наклон составляющих элементов буквы и букв в слове; разная высота букв в одном слове; появление «дрожащих» линий (при проведении прямых и ломаных) при изображении овалов и полуовалом; разное расстояние между отдельными элементами, буквами; чрезмерный нажим на бумагу, сжатия ручки, отсутствие плавности письма; недописывание элементов в букве; отсутствие сочетание букв; неправильное сочетание букв в слоге, слове; медленное Перекодирование печатной буквы в рукописную, быстрая утомляемость руки.Незавершенное окостенение кисти- Выход элемента буквы за пределы строки; разный наклон составляющих элементов буквы и букв в слове; появление «дрожащих» линий; разное расстояние между отдельными элементами, буквами; отсутствие плавности письма; недописывание элементов в букве; отсутствие сочетание букв; неправильное сочетание букв в слоге, слове; медленное перекодировки печатной буквы в рукописную; быстрая утомляемость руки.Снижена способность к автоматизации движений- Разный наклон составляющих элементов буквы и буквы в слове; разная высота букв в слове; отсутствие плавности письма (отдельное письмо элементов), отсутствие сочетания буквРазкоординированность процессов развития зрительного и обонятельного анализаторов- Разный наклон составляющих элементов букв и букв в слове; разное расстояние между отдельными элементами, буквами: отсутствие плавности письма; дописки лишних элементов в букве.Отсутствие перспективного видения- Вывод элементов буквы за пределы строки; разный наклон составляющих элементов буквы и букв в слове; разная высота букв в одном слове; отсутствие плавности; отсутствие сочетание букв; неправильное сочетание букв в слове, составе.общее снижениепрацездатности- Выход элемента буквы за пределы строки; разная высота букв в одном слове; разное расстояние между отдельными элементами, буквами; нарушение гигиенических правил письма; дописки лишних элементов в буквах; отсутствие сочетание букв; неправильное сочетание букв в слоге, слове; письмо вне строкой.Медлительность восприятия и запоминания последовательности действий- Разная высота букв в одном слове; разное расстояние между отдельными элементами, буквами; обратный порядок начертания буквы; непоследовательное называние элементов в букве.Слабая сформированность умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)- недописывание элементов в букве; дописки лишних элементов в букве; обратный порядок начертания буквы; «зеркальное» изображение буквы; письмо печатной буквы вместо рукописной; неумение увидеть и назвать элементы в букве; непоследовательное называние элементов в букве.Неспособность дифференцировки движений- Отсутствие соединения букв; неправильное сочетание букв в слове; замена одной буквы другой; замена элементов в букве; дописки лишних элементов в букве.Приложение 2Таблица 2. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма в различных видах письменной речевой деятельности.ДиктантВставка пропущенных буквИсправление ошибокНахождение «ошибкоопасных» местСредний баллКГслова0,20,40,40,60,4текст0,20,50,30,5 0,37ЭГслова0,70,80,80,80,77текст0,90,70,80,80,80,50,60,60,70,6Диаграмма. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма в различных видах письменной речевой деятельности.в КГДиаграмма. Состояние актуального уровня сформированности орфографического навыка письма в различных видах письменной речевой деятельности.в ЭГПриложение 3 Таблица 3.Коэффициент ошибочных выборов (k) в диктантахОрфографическая задачаГруппаВид деятельностиБезударная проверяемая гласная в корне словаБезударная непроверяемая гласная в корне словаПравописание безударных гласных в приставкахСредний баллКГслова0,080,200,230,17текст0,130,220,260,20ЭГслова0,170,430,540,38текст0,250,610,580,480,20,50,60,3Диаграмма.Коэффициент ошибочных выборов (k) в диктантах в КГДиаграммаКоэффициент ошибочных выборов (k) в диктантах в ЭГПриложение 4.Таблица 4. Коэффициент ошибочных выборов (k) при вставке пропущенных буквОрфографическая задачаГруппаВид деятельностиБезударная проверяемая гласная в корне словаБезударная непроверяемая гласная в корне словаПравописание безударных гласных в приставкахСредний баллКГслова0,30,20,10,2текст0,20,10,050,11ЭГслова0,60,70,20,5текст0,50,40,10,330,30.30,10,3ДиаграммаКоэффициент ошибочных выборов (k) при вставке пропущенных букв в КГДиаграммаКоэффициент ошибочных выборов (k) при вставке пропущенных букв в ЭГПриложение 5.Таблица 5. Коэффициент ошибочных выборов (k) при исправлении чужих ошибокОрфографическая задачаГруппаВид деятельностиБезударная проверяемая гласная в корне словаБезударная непроверяемая гласная в корне словаПравописание безударных гласных в приставкахСредний баллКГслова0,40,30,40,36текст0,30,20,30,26ЭГслова0,60,70,80,7текст0,70,70,70,70,50,40,50,5ДиаграммаКоэффициент ошибочных выборов (k) при исправлении чужих ошибок в КГДиаграммаКоэффициент ошибочных выборов (k) при исправлении чужих ошибок в ЭГПриложение 6.Таблица 6. Коэффициент ошибочных выборов (k)при обнаружении ошибкоопасных местОрфографическая задачаГруппаВид деятельностиБезударная проверяемая гласная в корне словаБезударная непроверяемая гласная в корне словаПравописание безударных гласных в приставкахСредний баллКГслова0,50,40,40,4текст0,60,20,30,36ЭГслова0,90,80,80,8текст0,70,60,70,660,60,50,50,46ДиаграммаКоэффициент ошибочных выборов (k)при обнаружении ошибкоопасных мест а КГДиаграммаКоэффициент ошибочных выборов (k)при обнаружении ошибкоопасных мест а ЭГ
1. Азова О. И. Дизорфография. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 362 с.
2. Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Ольга Ивановна Азо¬ва. - М, 2006. - 24 с.
3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
4. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н. Трауготт./ Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 2001. – С. 195 – 211.
5. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория : учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз / В. В. Бабайцева. - 2-е изд. - М.: Дро4>а, 1998. - 432 с.
6. Беккер Р., Совак К.-П. Логопедия /Перевод с нем. Барышниковой Г.В. /Под ред. проф. Власовой Н.А. – М.: Медицина, 1981.
7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: 1966.
8. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы. // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М., 2004.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Глава 7: Мысль и слово. – М.:Лабиринт, 2005.
10. Гальперин П.Я., Решетова З.А., Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. – М., МГУ, 1966.
11. Глазков, А. В. Орфографическая ошибка как предмет лингвистического иссле¬дования : автореф. дис... канд. филол. наук / Алексей Владимирович Глазков. -М, 1999.
12. Голев, Н. Д. Неканоническая орфография современного русского языка (к поста¬новке проблем) / Н. Д. Голев // Известия АГу. Серия «История. Педагогика. Фи¬лология и журналистика. Философия». - Барнаул, 1997. - С. 52-58.
13. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / И. Б. Голуб. - М.: Ло¬гос, 2010. - 432 с.
14. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М., 1959.
15. Гурьянов Е.В., Щербак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. – М.: Учпедгиз, 1952.
16. Данилавичюте Э. А. Диагностика речевой готовности ребенка к усвоению фонетического принципа письма / / Методика выявление речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению / Е. Ф. Соботович, Л. И. Бартенева и др. - К.: ЧП " Компания " Актуальное образование", 2008. - С. 84-91.
17. Демидова Н.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2003.
18. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи. — Санк-Петербург, 2005
19. Елецкая О. В., Смирнова В. П., Хвостова О. А., Куликова Н. С. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы // Концепт . 2015. №23.
20. Елецкая О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5
21. Елецкая, О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. Методические рекомендации и упражнения / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - М.: Школь¬ная Пресса, 2003. - 64 с.
22. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. – 224 с.
23. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – Л.: изд-во «Наука», 1987.
24. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В. Ф Ива¬нова. - М.,1966. - 396 с.
25. Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. – М.: В.Секачев, 2013. – 72с.
26. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальных классах школы. – М., 1955. – С. 392 – 403.
27. Каштанова С.Н., Константинова Н.В. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4;
28. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., Издательский дом «Мим», 1997.
29. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М., 2004.
30. Лалаева Р.И. Дисграфия.// Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.263-273.
31. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
32. Лалаева, Р. И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалае-ва, И. В. Прищепова. - СПб: СпбГуПМ, 1999. - 36 с.
33. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М., 1941.
34. Лекант П. А. Современный русский литературный язык : учеб. пособие / П. А. Лекант. - 5-е изд. - М.: Высшая школа, 2001. - 462 с.
35. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.2. – М., 1983.
36. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Состояние лексико-грамматических компонентов речи у школьников с дизорфографией. // Логопедия. Научно-методический журнал. – СПб.: Издательский дом «Образование плюс», 2006. - №4(14). Стр. 22-28.
37. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.
38. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. //Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.58-66.
39. Лыков В.М. Дисграфия //Начальная школа, 1974, № 4. – С. 74-78.
40. Львов М. Р. Орфография и русский язык / М. Р. Львов. - М., 2003. - 475 с.
41. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.
42. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. – 240с.
43. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
44. Мнухин С.С. О врожденной алексии и аграфии //Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.7-12.
45. Назарова Л.К. Индивидуальные различия в письме школьников //Начальная школа, 1964, №8
46. Новая иллюстрированная энциклопедия.- М.: науч. изд-во «Большая Российская Энциклопедия», ООО торговый дом изд-во «Мир книги», 2007. – Том: НО-ПР.
47. Парамонова Л.Г. Как предупредить школьную неуспеваемость по русскому языку// Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал. – СПб., 2004, № 1.
48. Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. – СПб.:КАРО, Дельта+, 2004.
49. Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным пись¬мом. Профилактика дизорфографии : учебно-методич. пособие / Л. Г. Парамо¬нова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. -54 с.
50. Парубченко, Л. Б. Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ оши¬бок в употреблении букв) / Л. Б. Парубченко. - Барнаул, 2003. - 352 с.
51. Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
52. Прищепова И.В. К вопросу о симптоматике и механизмах дизорфографии у младших школьников с ОНР// Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24 – 26 ноября 1999. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С.150 – 153.
53. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
54. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия /У Вопросы психологии. М. 1960. №2.
55. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе. – М., 1960. – С. 33 – 40
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.,1946.
58. Русский язык : учеб. пособие / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова [и др.]. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 288 с.
59. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М: Просвещение, 1983
60. Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
61. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., 1958.
62. Смирнов М.М. Высшая нервная деятельность. – М., 2004.
63. Современный русский язык / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь» М. И. Фомина. -6-е изд. - М: Логос, 2001. - 527 с.
64. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М. Просвещение 1985
65. Сумченко Г.М. Дизорфография как следствие недоразвития языковой системы ребенка //Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции.Санкт-Петербург, 24 – 26 ноября 1999. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С.173 – 174.
66. Фарбер Д.А., Безруких М.М., Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. Пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.
67. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
68. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.
69. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
70. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи у учащихся/Под ред. В.В.Давыдова, Т.А. Нежновой. – М, 1998. С.103-104.
71. Якимович И. В. Особенности импрессивной и экспрессивной речи у учащихся 9-11 классов с дизорфографией // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2011. №4.
72. Яковлев С.Б. Симптоматика аграмматической дисграфии у школьников с тяжелыми нарушениями речи //Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции.Санкт-Петербург, 24 – 26 ноября 1999. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 42 – 46.
Вопрос-ответ:
Что изучает глава 1 статьи?
Глава 1 статьи изучает теоретические основы формирования орфографических навыков у учащихся младших классов с дизорфографией в условиях общеобразовательной школы.
Что такое дизорфография?
Дизорфография - это нарушение формирования орфографического навыка письма, которое характеризуется ошибками при написании слов.
Какие особенности есть у детей с дизорфографией?
Дети с дизорфографией имеют особенности в обучении и овладении правильным письмом. Они часто допускают ошибки при написании слов, затрудняются с запоминанием правил орфографии и требуют дополнительной помощи и поддержки со стороны учителя.
Зачем проводится диагностика дизорфографии у детей?
Диагностика дизорфографии позволяет выявить нарушения в орфографическом навыке письма у детей, определить уровень их затруднений и разработать индивидуальную программу коррекционных занятий для улучшения орфографических навыков.
Что включает в себя глава 2 статьи?
Глава 2 статьи включает в себя информацию о диагностике дизорфографии у детей, о целях и задачах данного процесса, а также организацию констатирующей диагностики.
Какие теоретические основы изучения нарушений формирования орфографического навыка письма у учащихся младших классов представлены в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи представлены характеристики процесса овладения орфографическим навыком письма у школьников, особенности работы с детьми с дизорфографией и характеристики детей с дизорфографией.
Какие характеристики процесса овладения орфографическим навыком письма у школьников представлены в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи представлена характеристика процесса овладения орфографическим навыком письма у учащихся младших классов.
Какие характеристики детей с дизорфографией представлены в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи представлена характеристика детей с дизорфографией.
Какие особенности работы с детьми с дисорфографией представлены в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи представлены особенности работы с детьми с дизорфографией.