Особенности реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 21 21 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 21.12.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 5
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 21

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, в работе по реализации в ДОУ образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» происходит и развитие личности детей.
Безусловно, реализации поставленных целей художественно- эстетического развития способствует и наличие в группе материальных условий, необходимых для проведения НОД и СОД: приспособления, материалы и инструменты доступны, дети имеют возможность выбрать из имеющихся карандашей, красок, пластилина, бумаги, трафаретов, книжек-раскрасок, штампов и т.д.
Важное условие эффективности реализации в ДОУ образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» - обеспечение разнообразия используемых методов и приемов для развития творчества. Использование сочетания перечисленных выше методических приемов и в ходе НОД и СОД, например, по изодеятельности, – необходимое условие достижения поставленных педагогических целей.
Кроме того, как показывает опыт, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с детям ними работать. У дошкольников появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
То есть важным условием развития ребенка является не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях различного, в том числе - нетрадиционного (бросового) материала и нестандартных изотехнологий. Детей, например, очень привлекают такие нетрадиционные материалы, как крашеные опилки, пенопласт, чай, кофе, яичная скорлупа, сухие листья, ветки, цветы и т.д.. С детьми мы пробовали рисовать кофейной гущей, выжимками из ягод, испитым чайным пакетом. Прекрасные работы получаются с использованием кусочка губки, тряпки, малярной кисти или зубочистки. Очень нравится детям способ печатания. Здесь мы использовали катушки от ниток, пуговицы, ключи, вырезанные из картофеля простые формы (круг, треугольник, овал).
В связи с тем, что изодеятельность – это лишь часть общего художественно-эстетического воспитания, поэтому в ходе НОД и СОД в ДОУ максимально стараются привлекать другие виды искусства: музыку, литературу, пластику, театр.
Музыка на занятиях помогает детям настроиться на единый лад: возбужденных успокаивает, заторможенных мобилизует, активизирует внимание детей. Иногда используем прием рисования под музыкальные произведения, которые по настроению соответствуют тематике создаваемого образа.
Литература и изобразительное искусство, конечно же, прекрасно дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
Также в ДОУ используют в ходе НОД и СОД физкультминутки, движение, танец. Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
Элементы театра также органично входят в НОД и СОД по изодеятельности, способствуют эмоциональному развитию детей.
В младшей группе воспитатели используют элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника. Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, — лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.
Естественно, не обойтись в НОД и СОД по изодеятельности и без игры, которая является одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка, его воображения, познавательных способностей.
Например, используются следующие игры:
художественно-развивающие - «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам» и др.;
дидактические - «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года», «Найди лишнее»;
графические - «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия» и др.
Важным условием эффективности проводимой деятельности является не только повышение квалификации, но и самообразование воспитателей и педагогов, осуществляющееся в следующих формах: изучение психолого-педагогической литературы по проблемам детского творчества, развития креативности и художественных способностей; изучение методической литературы по вопросам художественно-эстетического воспитания в ДОУ; изучение нормативных документов различных уровней, а также материалов по модернизации образования; проведение диагностической работы с детьми; апробация и совершенствование образовательных программ; посещение методических занятий и семинаров; посещение открытых мероприятий, проводимых коллегами, работающими в различных ДОУ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ДОУ удалось обеспечить достаточное расширение спектра разнообразных условий и средств развития детей в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс модернизации современной системы образования характеризуется присвоением образованию, в том числе – дошкольному, гуманистического характера и развитием механизмов гармонического всестороннего развития личности.
Актуальным направлением происходящей модернизации системы дошкольного образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из главных средств культурного, духовно-нравственного развития личности, формирования творческого отношения ребенка к действительности.
Среди условий художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ важнейшими являются: организация системы деятельности по художественно-эстетическому развитию детей; знание и использование воспитателями наиболее эффективных форм, методов организации процесса художественно-эстетического развития детей, в которых каждый ребенок должен выступать активным участником педагогического процесса; наличие эстетически оформленной пространственно-развивающей среды, соответствующей задачам художественно-эстетического развития и психолого-возрастным особенностям детей.
Анализ содержания реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО показал, что в целом деятельность в данном направлении в ДОУ соответствует требованиям стандарта. В основе методики художественно-эстетического развития в ДОУ лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира. Мастерить, фантазировать - в этом ребенок проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.
В то же время, интенсивное изменение современной жизни, активное проникновение во все ее сферы научно-технического прогресса диктуют педагогам ДОУ необходимость выбирать наиболее эффективные средства воспитания и обучения детей на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из наиболее перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес дошкольников к различным областям деятельности, включая сферу художественно-эстетического развития, формирует навыки сотрудничества. Интерактивный характер проекта позволяет включать в него различные методы и формы работы с детьми, актуализировать знания и умения, полученные ими в разных областях познания. В коллективной творческой проектной деятельности могут принять участие и родители - такая форма работы повысит и эффективность деятельности по формированию отношений сотрудничества ДОУ с семьей.



ЛИТЕРАТУРА

Васильева Л.С., Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников/ Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений — М., 2003.
Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: Феникс , 2008.
Ежов В.С. Эстетическая культура человека. - Новосибирск, 2003. – 147 с.
Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика – синтез, 2009.
Комарова Т., Филлипс О. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2002.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.
Основы эстетического развития / Под редакцией Кушаева Н.А.- М., 2002.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.


















2

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Л.С., Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников/ Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений — М., 2003.
2. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: Феникс , 2008.
3. Ежов В.С. Эстетическая культура человека. - Новосибирск, 2003. – 147 с.
4. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика – синтез, 2009.
5. Комарова Т., Филлипс О. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
6. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2002.
7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.
8. Основы эстетического развития / Под редакцией Кушаева Н.А.- М., 2002.
9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
11. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
12. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.


Опубликовано

Опубликовано

Введение

Актуальность темы заложена в Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) дошкольного образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования (далее ДО) является формирование социально-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.

Дошкольное детство - период активного вхождения ребенка в социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, формирования мировоззрения, пробуждения человеческих чувств, становления художественно-эстетической культуры.

По мнению ученого - профессора О. В. Федоскиной "чрезвычайно важным является социокультурная функция в дошкольном образовании".

Р. Б. Стеркина "Под понятие "социокультурный" мы понимаем, источники, возможности, средства культуры, которые могут быть использованы для решения социально-культурных задач. Социально-культурные задачи, и, кстати, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Для улучшения предоставления образовательных услуг, в дошкольных учреждениях должны обеспечить социокультурную среду сопровождения развития личности ребенка. Под понятие " социокультурная среда следует понимать любое социокультурное пространство, которое влияет на развитие ребенка.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач в этой области:

1) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и занят ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

2) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

3) создание качественно новой модели образовательной деятельности для детей образовательных учреждений (далее ДОУ), ориентированной на социокультурное воспитание детей.

Здесь возникают противоречия, а именно, на данном этапе, детский сад превращается в = системе образования:

- с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится свободным, гибким, дифференцированным;

- с другой стороны, учителя должны создать действующую модель образовательной деятельности ДОУ, ориентированной на социокультурное развитие детей.

вышесказанное определило цель исследования, которая состоит в изучении и разработке в дальнейшем создать модель образования для формирования социально-культурной среды в дошкольном учреждении.