Формы и методы научного познания.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 21.06.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Формы научного познания
2. Основные методы научного познания
Выводы
Литература

Фрагмент для ознакомления

Гипотетико-дедуктивный| метод - это метод научного исследования, который|какой| заключается в выдвижении гипотез о причинах исследуемых явлений и в выведении из|с| этих гипотез выводов путем дедукции. Если полученные результаты отвечают всем фактам, данным в гипотезе, то эта гипотеза признается достоверным знанием. Гипотетико-дедуктивный| метод является важной составной частью методологии научного познания|опознания|, он дает возможность проверить любую|какую-нибудь| научную гипотезу в составе гипотетико-дедуктивной| теории. Большое|великое| значение в развитии научного познания|опознания| имеет применение исторического и логического|логичного| методов познания|опознания| в их органическом|органичном| единстве. Исторический метод предусматривает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями|особенностью|; это определенный способ воссоздания|воспроизведения| в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности. Логический|логичный| метод - это способ, с помощью|посредством| которого мышление воспроизводит|воссоздает| реальный исторический процесс в его теоретической форме, в системе понятий. С помощью|посредством| логического|логичного| метода отображаются основные этапы исторического развития объекта, его качественные изменения|смена|, акцентируется|акцентует| внимание на основной тенденции процесса исторического развития. Логический|логичный| метод дает основной принцип для всестороннего изучения исторического развития объекта, а когда изучение основывается на знании сущности, то становятся|стают| понятными и разнообразные|многообразные| исторические подробности, случайности, отклонения|отклонение|. Конечно же, логическая|логичная| форма не осуществляется нигде и никогда, но она отображает существенные моменты исторического процесса, и потому|и поэтому| необходимая для изучения и понимания объекта познания|опознания|. Теория предмета, таким образом, является источником|истоком|понимания его истории, а исследование истории в свою очередь обогащает теорию, дополняет и развивает ее. Современная гносеология на основе единства логического|логичного| и исторического, абстрактного и конкретного определяет начало познания|опознания| и последующий путь его развития. Таким началом выступает чувственно конкретное, характерной чертой которого|какого| является отображение предмета во всей его непосредственности. Однако познание|опознание| не может сразу|в одночасье| перейти от чувственно конкретного к|до| конкретному в мышлении. Для того чтобы достичь настоящей|подлинной| конкретности, познание|опознание| временно теряет конкретность вообще, она переходит в свою противоположность - в абстрактное. Абстрактное знание - это одностороннее знание. Поэтому переход|перехождение| от чувственно конкретного к|до| абстрактному является в известной степени|до известной степени|, шагом назад, но таким шагом, который|какой| необходим для последующего развития познания|опознания|. Для того, чтобы получить всесторонне конкретное, нужно подготовить необходимый материал. Это и осуществляется благодаря абстрактному, которое|какое| выделяет какую-то одну сторону предмета в "чистом виде", отстраняясь|отделяет| от всех других. Отстранение от непосредственно конкретных свойств является не самоцелью абстрагирования, а средством выявления|обнаружения| новых сторон, свойств предмета, которые|какие| скрыты за непосредственностью чувственно конкретного. Действительность в абстракции упрощается, будет схематизироваться, огрубляется|угрубляет|. Поэтому диалектико-материалистическая теория познания|опознания| не останавливается на абстрагировании, а, применяя принципы, законы и категории диалектики, переходит к|до| конкретному в мышлении, в теории. Конкретное в мышлении, в теории - глубже всего и самое содержательное знание о действительности, поскольку содержанием своим оно имеет отображение не внешних|наружных| определений предмета, а всесторонних существенных связей, сторон, отношений в их внутренних и необходимых определенностях|. Именно конкретное в теории научно воплощает единство логического|логичного| и исторического. ВыводыНаучное познание как относительно самостоятельная познавательная деятельность - сложный многокомпонентный процесс, который охватывает: 1) познавательную деятельность специально подготовленных групп людей, которые достигли определенного уровня знаний, навыков ивыработали соответствующие мировоззренческие и методологические установки о своей профессиональной деятельности; 2) объекты познания, которые могут не совпадать непосредственно с объектами деятельности и практики в целом; 3) предмет познания, который детерминируется объектом познания и проявляется в определенных логических формах. Вместе с тем научное познание охватывает не только методы и средства познания, но и уже сформированные логические формы познания. Однако концепции, теории, научные гипотезы и т.п. - это не только результат, но и формы научного познания, направленные на достижение истинного знания, способного объяснить явления, предусмотреть их возможные изменения. Таким образом, научное познание решает четко очерченные задачи, которые определяются целями познания и, в свою очередь, детерминируются практическими потребностями общества и потребностями развития самой науки. Анализ методов научного познания|опознания|, их содержания, специфики, значения, для познания|опознания| дает возможность определить научный метод как внутреннюю закономерность движения человеческого мышления, или как "пересаженную" и "переведенную" в человеческое сознание|осмысленность| объективную закономерность, которая используется в качестве орудия объяснения и превращения|преобразования| мира. Методы обусловливаются особенностями|особенностью| объекта и предмета познания|опознания|, законами их развития, зафиксированными в сознании|осмысленности| субъекта познания|опознания|. Метод познания|опознания| должен направлять|устремлять| научную мысль|мнение| в соответствии с|соответственно| природой исследуемого объекта, быть адекватной ему. Метод формируется|формующий| и развивается в процессе активного влияния субъекта на объект, творится субъектом, но определяется объектом познания|опознания|.ЛитератураАлексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.Вотякова М. Эмпирический и теоретический уровни научного познания // Научные труды ДонТУ. – 2009. - № 3. – с. 126-131.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - 2-е издание. - М.: Либроком, 2010. - 168 с.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 3-е изд. - М.: Гардарики, 2010. – 766 с.Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.

Литература

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.
2.Вотякова М. Эмпирический и теоретический уровни научного познания // Научные труды ДонТУ. – 2009. - № 3. – с. 126-131.
3.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - 2-е издание. - М.: Либроком, 2010. - 168 с.
4.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 3-е изд. - М.: Гардарики, 2010. – 766 с.
5.Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.

Вопрос-ответ:

Что такое гипотетико-дедуктивный метод научного исследования?

Гипотетико-дедуктивный метод - это метод научного исследования, который заключается в выдвижении гипотез о причинах исследуемых явлений и выводе из этих гипотез выводов путем дедукции.

Как работает гипотетико-дедуктивный метод?

Гипотетико-дедуктивный метод начинается с выдвижения гипотезы о причинах исследуемых явлений. Затем, на основе этой гипотезы, делаются выводы и предсказания о том, что должно происходить в определенных условиях. Далее проводятся эксперименты и наблюдения, с целью проверки предсказаний и сравнения их с фактами. Если полученные результаты соответствуют гипотезе, то она признается достоверным знанием.

Какие еще методы научного познания существуют?

Помимо гипотетико-дедуктивного метода, существуют также другие методы научного познания, такие как эмпирический метод, экспериментальный метод, статистический метод, исследование с помощью компьютерной модели, и многие другие.

Какие выводы можно сделать о гипотетико-дедуктивном методе?

Гипотетико-дедуктивный метод является важной составной частью методологии научного познания. Этот метод позволяет научным исследователям формулировать гипотезы, делать выводы и предсказания, а затем проверять их с помощью экспериментов и наблюдений. Таким образом, гипотетико-дедуктивный метод способствует развитию научного знания и расширению нашего понимания мира.

Где можно найти больше информации о формах и методах научного познания?

Больше информации о формах и методах научного познания можно найти в специальной литературе по философии науки и методологии исследований. Некоторые полезные источники включают книги "Введение в философию науки" автора Алексея Демидова и "Научное познание" автора Ивара Гиппнера.

Что такое гипотетико-дедуктивный метод научного исследования?

Гипотетико-дедуктивный метод научного исследования заключается в выдвижении гипотез о причинах исследуемых явлений и в выведении из этих гипотез выводов путем дедукции. Если полученные результаты отвечают всем фактам, данным в гипотезе, то эта гипотеза признается достоверным знанием.

Чем характеризуется гипотетико-дедуктивный метод?

Гипотетико-дедуктивный метод характеризуется выдвижением гипотез, основанных на предыдущих наблюдениях и экспериментах, и последующим их проверкой и верификацией. Он основывается на принципе дедукции, то есть вывода общих закономерностей из конкретных фактов.

В чем состоит основная идея гипотетико-дедуктивного метода?

Основная идея гипотетико-дедуктивного метода состоит в том, чтобы выдвигать гипотезы о причинах исследуемых явлений и проверять их путем дедукции. Этот метод помогает установить причинно-следственные связи и достоверно подтвердить или опровергнуть гипотезы с помощью экспериментов и наблюдений.

Какие результаты считаются достоверным знанием в гипотетико-дедуктивном методе?

Результаты считаются достоверным знанием в гипотетико-дедуктивном методе, если они согласуются со всеми фактами, даными в гипотезе. Если эксперименты и наблюдения подтверждают гипотезу, она считается верной и принимается как достоверное знание.

Какая роль гипотезы в гипотетико-дедуктивном методе?

Гипотеза играет важную роль в гипотетико-дедуктивном методе. Она выдвигается на основе предыдущих наблюдений и экспериментов и является основой для формулирования выводов. Гипотеза проверяется с помощью дедукции, и если ее результаты соответствуют фактам, она признается достоверным знанием.

В чем заключается гипотетико-дедуктивный метод научного исследования?

Гипотетико-дедуктивный метод научного исследования заключается в выдвижении гипотез о причинах исследуемых явлений и в выведении из этих гипотез выводов путем дедукции.