Анализ ассортимента транквилизаторов в аптечной сети, правила их отпуска.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Фармацевтика
  • 35 35 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 02.01.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. Основные понятия и классификация транквилизаторов 4
1.1. Определение и классификации транквилизаторов 4
1.2. Механизм действия 5
1.3. Применение 7
1.4. Правила отпуска из аптеки 8
Раздел 2. Деятельность аптечного предприятия по изучению рынка. Изучение потребностей в фармацевтическом препарате 10
2.1.Понятие ассортимента, ассортиментной политики 10
2.2. Показатели ассортимента, АВС-анализ и XYZ-анализ по наименованию 11
2.3Принципы планирования и прогнозирования аптечного ассортимента. Стратегии, влияющие на ассортимент факторы 14
2.4. Этапы изучения рынка 16
Раздел 3. Анализ ассортимента транквилизаторов на примере аптеки 17
3.1.Перечень препаратов в ассортименте 17
3.2.Анализы ассортимента по: формам ЛС, объёмам продаж 20
3.3. Расчёт коэффициента ширины, полноты обращения транквилизаторов 26
Выводы 29
Список используемой литературы 31
Приложения 33

Фрагмент для ознакомления

Расчеты по методу ABC-анализа представлены в таблице 6.Таблица 6. Ранжирование препаратов согласно АВС-анализа№п/пНаименованиепрепаратаОбъем продаж, руб.Итого за кв.,руб.Доля в обороте, %Кумулята, %Группа АВСОктябрьНоябрьДекабрь1Бенактизин3564,002339,002821,008724,0014,3614,36А2Дикам 0,002778,004080,006858,0011,2925,65А3ФЕНАЗЕПАМ ®2136,801479,503197,506813,8011,2136,86А4ГИДАЗЕПАМ2006,70941,001569,804517,507,4344,29А5Кассадан®1246,001371,301639,004256,30751,29А6ОКСАЗЕПАМ ®01673,002383,004056,006,6757,96А7Нормок® оригинал936,20978,701966,403881,306,3964,35А8ТЕТРАЗЕПАМ 1090,401193,701372,003656,106,0270,37А9БЕНЗОКЛИДИН®560,001567,501120,003247,505,3475,71А10КЛОРАЗЕПАТ ®726,001019,001092,002837,004,6780,38В11ДИАЗЕПАМ®1056,20950,80342,702349,703,8784,25В12ДИКАЛИЯ ® 735,40470,60547,901753,902,8987,14В13АЛПРАЗОЛАМ®684,80943,700,001628,502,6889,82В14ЛОРАЗЕПАМ®850,00686,000,001536,002,5392,35В15МЕПРОБАМАТ®563,00690,00230,001483,002,4494,79С16ЭСТАЗОЛАМ®350,00235,00200,00785,001,2996,08С17Дизеп-5®255,00255,0085,00595,000,9897,06С18Нобритем®0,000,00545,00545,000,997,96С19ХЛОРДИАЗЕПОКСИД®0,00240,00240,00480,000,7998,75С20Калмепам® 180,00190,000,00370,000,699,35С21Валиум® 255,000,000,00255,000,4299,77С22ГИДРОКСИЗИН ®0,0035,00105,00140,000,23100СПоследовательность действий по методу АВС на примере ТЕТРАЗЕПАМ а:1. Определим суммы продаж ЛС за 4 квартал в руб. и общую сумму по группе транквилизаторов:1090,40 + 1193,70 + 1372,00 = 3656,10 руб.;2. Определим долю в общей сумме оборота, приходящуюся на сумму продаж каждого ЛС, в процентах:3656,10 * 100% / 60769,50 = 6,02%;3. Проранжируем доли продаж: от максимальной доли продаж до минимальной;4. Рассчитаем кумулятивную сумму долей продаж (в %), прибавляя к первой доле последовательно следующие:14,36 + 11,29 + 11,21 + 7,43 +7 + 6,67 + 6,39 + 6,02 = 70,37%;5. Согласно расчетам делаем выводы о том, что Бенактизин, Дикам , Феназепам,Гидазепам, Кассадан, Оксазепам, Нормок,Тетразепам и Бензоклидин составляют 75,71% от общей доли в товарообороте. Их можно отнести к группе товаров А. КЛОРАЗЕПАТ ®, ДИАЗЕПАМ®, ДИКАЛИЯ ®, АЛПРАЗОЛАМ® и ЛОРАЗЕПАМ® составляют 16,64% от общей доли в товарообороте. Их можно отнести к группе товаров В. И наконец, МЕПРОБАМАТ®, ЭСТАЗОЛАМ®, Дизеп-5®, Нобритем®, ХЛОРДИАЗЕПОКСИД®, Калмепам®, Валиум® и ГИДРОКСИЗИН ® составляют 7,65 от общей доли в товарообороте. Это товары группы С.Теперь переходим к методу XYZ-анализа. Критерием отнесения ЛС в группы X, Y, Z является коэффициент вариации, который рассчитывается по данным продаж в определенный период времени в %. Результаты исследования представлены в таблице 7.Таблица 7. Коэффициент вариации согласно XYZ-анализа№п/пНаименованиепрепаратаИтого за кв.,руб.Среднее значение_хDσKv, %ГруппаXYZ1ТЕТРАЗЕПАМ 3656,101218,7013528,90116,39,5X2Кассадан®4256,301418,8026868163,911,6Y3КЛОРАЗЕПАТ ®2837,00945,7025014,90158,216,7Y4Бенактизин8724,002908,00253888,70503,917,3Y5ДИКАЛИЯ ® 1753,90584,6012361,20111,219Y6ЭСТАЗОЛАМ®785,00261,704105,6064,124,5Y7ГИДАЗЕПАМ4517,501505,80191331,95437,429Z8ФЕНАЗЕПАМ ®6813,802271,30500961,30707,831,16Z9Нормок® оригинал3881,301293,80226518,80475,936,8Z10БЕНЗОКЛИДИН®3247,501082,50169879,20412,238Z11МЕПРОБАМАТ®1483,00494,3037624,2019439,2Z12ДИАЗЕПАМ®2349,70783,2098886,30314,540Z13Дизеп-5®595,00198,306422,2080,140,4Z14ХЛОРДИАЗЕПОКСИД®480,00160,0012800113,170,7Z15Калмепам® 370,00123,307622,2087,370,8Z16ЛОРАЗЕПАМ®1536,00512,00135554,70368,271,9Z17АЛПРАЗОЛАМ®1628,50542,80158505,60398,173,3Z18ОКСАЗЕПАМ ®4056,001352,00997968,7099973,9Z19Дикам 6858,002286,0028954321701,674,4Z20ГИДРОКСИЗИН ®140,0046,701905,6043,793,6Z21Валиум® 255,0085,0014450120,2141,4Z22Нобритем®545,00181,7066005,60256,9141,4ZПоследовательность действий метода XYZ на примере ТЕТРАЗЕПАМ а:1. Определим суммы продаж ЛС за 4 квартал в руб. и общую сумму по группе транквилизаторов:1090,40 + 1193,70 + 1372,00 = 3656,10 руб.;2. Рассчитаем среднее значение за месяц:_ Х = 3656,10 / 3 = 1218,70;3. Определим дисперсию, стандартное отклонение и Kv:Таблица 8. Дисперсия, стандартное отклонение и KvМесяцыxi _(xi – x) _ 2(xi – x)Сентябрь1090,40-128,3016460,89Октябрь1193,70-25,00625,00Ноябрь1373,00153,3023500,893656,1040586,78 _2D = [Ʃ(xi – x) ] / n = 40586,78/ 3 = 13528,90;σ = √ D = √13528,90 = 116,3;Kv = 116,3 * 100% / 1218,70 = 9,5%Для отнесения продаж к определенной группе можно воспользоваться следующими границами Kv:Группа Х: 0% 25%Согласно вышеприведенным данным, Тетразепам можно отнести в группу Х. Кассадан, Клоразепат, Бенактизин, Дикалия и Эстазолам® относят к группе Y. Оставшиеся препараты формируют группу Z.Рисунок 1. Матрица АВС-анализ и XYZ-анализ3.3. Расчёт коэффициента ширины, полноты обращения транквилизаторовАссортимент лекарственных средств – это номенклатура (перечень) различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку, и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной фармакотерапии и возможностей выпуска лекарств отечественной и зарубежной фармацевтической промышленностью. Полнота ассортимента характеризуется числом подгрупп одной группы товаров, имеющихся в организации. Показателем полноты ассортимента является коэффициент полноты, который вычисляется по формуле:Кп = Пфакт. / Пбаз., гдеКП – коэффициент полноты ассортимента;Пфакт – показатель фактический (количество МНН, представленных в организации);Пбаз – показатель базовый (количество МНН, зарегистрированных в Государственном реестре ЛС). Соответственно на основании данных таблиц №1 и №2 для аптек:АПТЕКА «Крепкого здоровья №8»: К = 6/9 = 0,66АПТЕКА «Лекарства России № 4»: К = 5/9 = 0,55 , где6 – количество МНН, представленных в аптеке АПТЕКА «Первая помощь»;5 - количество МНН, представленных в аптеке АПТЕКА «Аптекарь»;9 - количество ММН, зарегистрированных в Государственном реестре ЛС.Вывод: большее значение коэффициента полноты характерно для аптеки 1. Это означает, что такое положение дел является следствием эффективной ассортиментной политики организаций, если за базовую широту принять представленные на рынке 9 групп ЛС. Несколько меньшее значение коэффициента широты характерно для аптеки 2.Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся в организации, т.е. это варианты одного товара. Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины, который вычисляется по формуле:Кг = Гфакт. / Гбаз., гдеК г – коэффициент глубины ассортимента;Гфакт - количество торговых наименований ЛС, представленных в аптечном учереждении;Гбаз - количество торговых наименований ЛС, представленных в Государственном реестре ЛС.Соответственно:АПТЕКА «Первая помощь»: К = 13/22 = 0,6АПТЕКА «Аптекарь»: К = 10/22 = 0,45, где13 - количество торговых наименований ЛС, представленных в аптеке АПТЕКА «Первая помощь»;10 - количество торговых наименований ЛС, представленных в аптеке АПТЕКА «Аптекарь»;22 - количество торговых наименований ЛС, зарегистрированных в Государственном реестре ЛС.Большее значение коэффициента глубины характерно для аптеки «Первая помощь». У аптеки «Аптекарь» коэффициент полноты несколько ниже. Оба показателя являются неудовлетворительными, т.к. значения показателя должны стремиться к «Крепкого здоровья №8».Коэффициент глубины вычисляется по формуле:Кг = Гфакт. / Гбаз., гдеК г – коэффициент глубины ассортимента;Гфакт – количество лекарственных форм препарата фактическое;Гбаз – количество возможных лекарственных форм препаратов. Соответственно:АПТЕКА «Первая помощь»: К = 27/95 = 0,28АПТЕКА «Аптекарь»: К = 13/81 = 0,16Вывод: Значение коэффициента глубины в обеих аптеках является крайне неудовлетворительным. Но коэффициент глубины в аптеке «Первая помощь» все же выше, чем в аптеке «Аптекарь».ВыводыАссортимент лекарственных препаратов, которые доступны в городских аптеках, изучали за полнотой наполнения: 1.Показатели этих двух аптек являются неудовлетворительными, т.к. значения показателей должны стремиться к 1(полнота и глубина).2.Аптеке ОАО «Первая помощь» рекомендуется поддерживать текущий уровень полноты и глубины ассортимента, но помимо этого необходимо работать над увеличением данных показателей, т.к. они далеки от идеала;3.Аптеке ООО «Аптекарь» необходимо пересмотреть свою ассортиментную политику, с целью увеличения полноты и глубины ассортимента. Этого можно достичь путем поиска новых поставщиков и заключения договоров с ними, увеличения количества лекарственных форм препаратов, увеличения количества наименований препаратов.Прежде всего, пациенты с неврологическими расстройствами подлежат госпитализации, поэтому важно было изучить и ассортимент больничных аптек. Важно отметить что ассортимент больничной аптеки гораздо шире.В результате анализа ассортимента противогрибковых средств было установлено, что в данной аптеке имеется 30 лекарственных средств согласно МНН в разных лекарственных формах и ценовых сегментах. Цена на данную группу препаратов варьирует от 35 рублей до 1705 рублей.Одним из этапов работы было проведение АВС-анализа. Согласно расчетам Бенактизин, Дикам, ФЕНАЗЕПАМ ®, ГИДАЗЕПАМ, Кассадан®, ОКСАЗЕПАМ ®, Нормок® оригинал, ТЕТРАЗЕПАМ и БЕНЗОКЛИДИН® составляют 75,71% от общей доли в товарообороте, следовательно их можно отнести к группе товаров А. КЛОРАЗЕПАТ ®, ДИАЗЕПАМ®, ДИКАЛИЯ ® , АЛПРАЗОЛАМ® и ЛОРАЗЕПАМ® составляют 16,64% от общей доли в товарообороте. Их можно отнести к группе товаров В. И наконец, МЕПРОБАМАТ®, ЭСТАЗОЛАМ®, Дизеп-5®, Нобритем®, ХЛОРДИАЗЕПОКСИД®, Калмепам® , Валиум® и ГИДРОКСИЗИН ® составляют 7,65 от общей доли в товарообороте. Это товары группы С.В ходе исследования, было установлено, что в группу А входят 9 препаратов, группу В – 5 препаратов и группу С – 8 препаратов.Критерием отнесения ЛС в группы X, Y, Z является коэффициент вариации, который рассчитывался по данным продаж в определенный период времени. Согласно анализа ТЕТРАЗЕПАМ можно отнести в группу Х. Кассадан®, КЛОРАЗЕПАТ ®, Бенактизин, ДИКАЛИЯ ® и ЭСТАЗОЛАМ® относят к группе Y. Оставшиеся препараты формируют группу Z.Список используемой литературы:Апазов, А. Д. Значение и роль фармацевтической службы в формировании цивилизованного рынка / А.Д. Апазов, Т.Д. Кирсанова // Человек и лекарство: Тез. докл. VII рос. нац. конгр., Москва 10-14 апреля 2005 г. М., 2005. - С. 573.Афанасьева, Т.Т. Анализ современного рынка и потребителей препаратов / Т.Т. Афанасьева, Н.Б. Дремова // Человек и лекарство: Тез. докл. VII рос. нац. конгр., Москва 10-14 апреля 2010 г. М., 2010. - С. 574.Быков, В.А Роль фармакоэкономики в совершенствовании выбора и использовании лекарственных препаратов / В.А. Быков, Ю.Б. Белоусов // Человек и лекарство: Тез. докл. IV рос. нац. конгр., Москва, 8-12 апреля 2007 г. М., 2007.- С. 321.Васнецова О.А. Маркетинг новых (оригинальных) лекарственных препаратов / О.А. Васнецова // Новая аптека, 1999. - №2. - С. 7-17.Васнецова, О.А. Фармацевтический рынок и маркетинговые исследования / О.А. Васнецова // Новая аптека, 1999. - № 1. - С. 7-19.Виноградов, В.А. Фармакоэкономический анализ / В.А. Виноградов // Фарматека, 2004. - №2. – С. 14-23.Галин, А.К. Аптечная сеть России в условиях рыночных отношений / A.К. Галин, С.В. Крыловецкая // Новая аптека, 2004. - № 2. - С. 343.Галин, А.К. Фармакоэкономические исследования — важнейший инструмент рационализации лекарственного обеспечения в системе российского здравоохранения / А.К. Галин // Новая аптека, 2009. – №10. – С.22 – 25.Галин, А.К. Фармакоэкономические исследования инструмент рационализации лекарственного обеспечения в России / А.К. Галин // Ремедиум, 2006. - №10. – С.24-26.Глембоцкая, Г.Т. Анализ ассортимента лекарственных препаратов по скорости их реализации / Г.Т. Глембоцкая, А.А. Теодорович // Фармация, 2003.- Т. 42., N 3. С. 39-41.Гуревич, Д. Так сколько же стоит фармрынок? / Д. Гуревич // Фармацевтический вестник, 2003. - №22. – С.2-3.Данилова, А. Фармакоэкономика - основа эффективного управления медицинской помощью / А. Данилова // Экон. вестн. Фармации, 2002. -№1 (47).-С. 29.Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, X. Хершген. М.: Высшая школа, 2005. – 255с.Дремова, Н.Б. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях. / Н.Б. Дремова, Е.В. Лазарева. Курск: КГМУ, 2001. - 32 с.Дремова, Н.Б. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг. / Н.Б. Дремова, С.В. Соломка. Курск: КГМУ, 2001. - 45 с.Кобзарь, Л.B. Современная концепция фармакоэкономических исследований / Л.В. Кобзарь, Е.Г. Алещенкова // Фармация, 2000. № 5-6.-С. 10-12.Кобина, С.А. Фармакоэкономика. Первые шаги в Российской системе здравоохранения. / С.А. Кобина // Фармация, 2009. - №5. – С.20-23.Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2012. – 1670с.Справочник РЛС. Выпуск 21, 2015.ПриложенияПриложение А. Аптека «Первая помощь» г. Санкт-ПетербургПриложение В. Аптека Аптекарь г. Санкт-ПетербургПриложение С. Аптека СПБ ГБУЗ «Введенская больница»

Список используемой литературы:

1. Апазов, А. Д. Значение и роль фармацевтической службы в формировании цивилизованного рынка / А.Д. Апазов, Т.Д. Кирсанова // Человек и лекарство: Тез. докл. VII рос. нац. конгр., Москва 10-14 апреля 2005 г. М., 2005. - С. 573.
2. Афанасьева, Т.Т. Анализ современного рынка и потребителей препаратов / Т.Т. Афанасьева, Н.Б. Дремова // Человек и лекарство: Тез. докл. VII рос. нац. конгр., Москва 10-14 апреля 2010 г. М., 2010. - С. 574.
3. Быков, В.А Роль фармакоэкономики в совершенствовании выбора и использовании лекарственных препаратов / В.А. Быков, Ю.Б. Белоусов // Человек и лекарство: Тез. докл. IV рос. нац. конгр., Москва, 8-12 апреля 2007 г. М., 2007.- С. 321.
4. Васнецова О.А. Маркетинг новых (оригинальных) лекарственных препаратов / О.А. Васнецова // Новая аптека, 1999. - №2. - С. 7-17.
5. Васнецова, О.А. Фармацевтический рынок и маркетинговые исследования / О.А. Васнецова // Новая аптека, 1999. - № 1. - С. 7-19.
6. Виноградов, В.А. Фармакоэкономический анализ / В.А. Виноградов // Фарматека, 2004. - №2. – С. 14-23.
7. Галин, А.К. Аптечная сеть России в условиях рыночных отношений / A.К. Галин, С.В. Крыловецкая // Новая аптека, 2004. - № 2. - С. 343.
8. Галин, А.К. Фармакоэкономические исследования — важнейший инструмент рационализации лекарственного обеспечения в системе российского здравоохранения / А.К. Галин // Новая аптека, 2009. – №10. – С.22 – 25.
9. Галин, А.К. Фармакоэкономические исследования инструмент рационализации лекарственного обеспечения в России / А.К. Галин // Ремедиум, 2006. - №10. – С.24-26.

Вопрос-ответ:

Что такое транквилизаторы?

Транквилизаторы - это фармацевтические препараты, которые используются для устранения тревоги, страха и нервозности. Они помогают снизить напряжение и влияют на нервную систему, способствуя расслаблению.

Как действуют транквилизаторы?

Механизм действия транквилизаторов основан на влиянии на работу нейрохимических передачиков в головном мозге. Они усиливают действие тормозящего вещества гамма-аминомаслянной кислоты (ГАМК), что приводит к седативному эффекту и устранению тревожности.

Какие правила отпуска транквилизаторов из аптеки?

Отпуск транквилизаторов из аптеки осуществляется только по рецепту врача. Это связано с тем, что эти препараты могут иметь побочные эффекты и их неправильное использование может привести к зависимости. Приобрести их без рецепта нельзя.

Что такое ассортиментные политики аптечных предприятий?

Ассортиментные политики аптечных предприятий - это стратегии, которые определяют состав товаров и услуг, предлагаемых в аптеке. Этот состав подбирается с учетом потребностей потребителей и их предпочтений, а также анализа рынка и конкурентной среды.

Какие показатели ассортимента используются при изучении рынка транквилизаторов?

При изучении рынка транквилизаторов используются различные показатели ассортимента, такие как общее количество доступных препаратов, их разнообразие по дозировке и форме выпуска, наличие брендовых и дженериковых препаратов, а также их ценовой диапазон.

Какие понятия и классификации существуют для транквилизаторов?

В медицине существуют различные понятия и классификации транквилизаторов. Одно из таких понятий - это более широкий класс анксиолитиков, к которым относятся различные препараты, снижающие тревожность. Классификация транквилизаторов основана на их химической структуре и механизме действия. Один из важных классов - это бензодиазепины, такие как диазепам и альпразолам.

Как действуют транквилизаторы?

Транквилизаторы оказывают свое действие на ЦНС, снижая возбудимость. Они влияют на работу нейротрансмиттеров, таких как гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), и усиливают тормозные процессы в мозге. Это позволяет снизить тревожность и уровень страха у пациента.

Как применяются транквилизаторы?

Транквилизаторы применяются в медицинской практике для лечения различных состояний, связанных с тревожностью и страхом. Они часто используются для устранения нервных симптомов, вызванных аффективными и психическими расстройствами. Дозировка и режим приема транквилизаторов должны быть назначены врачом в зависимости от конкретной клинической ситуации.

Какие правила отпуска транквилизаторов из аптеки?

Отпуск транквилизаторов из аптеки осуществляется строго по рецепту врача. Это связано с высокой степенью контроля и потенциальной опасностью самолечения данными препаратами. Такие лекарственные средства отпускаются только в специализированных аптеках и требуют предъявления оригинала рецепта от пациента.

Что такое ассортиментная политика аптечного предприятия?

Ассортиментная политика аптечного предприятия - это комплекс мер и стратегий, направленных на формирование и контроль ассортимента фармацевтических препаратов, включая транквилизаторы. Она включает в себя анализ рыночной ситуации, потребностей клиентов, прогнозирование спроса и планирование закупок. Целью ассортиментной политики является обеспечение высокого качества и доступности лекарственных средств для пациентов.

Какие классификации существуют для транквилизаторов?

Для транквилизаторов существуют различные классификации в зависимости от их фармакологических свойств, структурных характеристик и применения. К ним относятся классификации по механизму действия, химической структуре, возможности вызвать зависимость и другим параметрам.

Каков механизм действия транквилизаторов?

Механизм действия транквилизаторов основывается на взаимодействии с нейрохимическими системами в центральной нервной системе. Они усиливают тормозные процессы в мозге, снижая возбудимость нервных клеток и приводя к устранению тревоги, напряжения и угнетению эмоциональных реакций.