Рыбаченок И.С.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Международные отношения
  • 11 11 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 28.12.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

И.С. Рыбачёнок подробно изучила итоговые материалы первой конференции мира 1899 года в Гааге. «С точки зрения задач, которые ставила перед собой российская дипломатия, - обоснованно заключает автор, - результат конференции был попаданием «в десятку».
Много внимания исследовательница посвятила общественному мнению, создавшемуся по поводу первой конференции мира 1899 года в Гааге и её результатов. Именно идейной борьбе и складыванию общественного мнения вокруг данного международного конгресса посвящено примерно процентов тридцать этой книги. Автор даже называет эту сферу применительно к российской прессе «информационной симфонией». По её мнению, в стране каждая газета вплетала в эту общую симфонию свою мелодию, т.е. «гнула» свою линию. Ирина Сергеевна прочитала огромное количество газет и журналов этого периода, уловила и донесла интонацию общего сложившегося общественного мнения, ход и характер дискуссий, особенно тех, которые велись с западными оппонентами. Тут уж точно развернулась война газет и мнений.
И.С. Рыбачёнок делает итоги взвешенно и объективно. Она не «заболела» своей темой, и не преувеличивает значимость и итоги первой конференции мира 1899 года в Гааге.
«Конференция, - справедливо подчеркивает она, - не сумела остановить гонку вооружений», но смогла выработать конвенции, основные из которых «и поныне являются общеизвестными и общепризнанными большинством государств нормами международного права», оказывающими стабилизирующее влияние на всю систему международных отношений. «С некоторых пор в газетах и в здешних политических кругах, - сообщал в Петербург в июле 1903 г. российский посол в Париже князь Л. П. Урусов, - обсуждалась возможность заключения с иностранными державами договоров, в силу коих споры по известного рода вопросам обязательно подвергались бы третейскому суду. Нужно заметить, что вообще великодушная мысль государя императора, практическим выражением коей была Гаагская конференция 1899 года, широко распространилась с тех пор и сделала большие успехи во Франции... Принцип арбитража популярен во Франции и его поддерживает большая часть здешней печати».
Можно считать результатом первой конференции мира 1899 года в Гааге и то, что уже в 1903 году Франция подписала договоры с Англией и Италией о предоставлении на разрешение Гаагского третейского суда недоразумений и споров «неполитического свойства».
Многие международные споры и конфликты того времени пытались разрешить также в рамках договорённостей, принятых на первой конференции мира 1899 года в Гааге. С этого времени следование этим нормам стало общепринятой нормой, а идеал достижения «прочного мира во всем мире» стал общим местом рассуждений аналитиков и комментаторов международных отношений.
Ирина Сергеевна Рыбачёнок подробно описала и подоплёку вокруг мировых событий того времени, и процесс подготовки к первой конференции мира 1899 года в Гааге, и её результаты. Но на этом она не остановилась. В книге есть очень ценное приложение, в которое помещены самые ценные документы, масса иллюстраций, а также выдержки из газет и журналов того времени, в которых обсуждается подготовка к первой конференции мира 1899 года в Гааге и её ход.
Автору удалось доказать, что важность и значение первой конференции мира 1899 года в Гааге заключается в произошедших позднее международных событиях, т.е. она смогла как бы «подтянуть» к ней последующие события, логически связанные с конференцией. Именно это позволяет в полной мере осмыслить итоги конференции.
     В дальнейшем события стали развиваться в сторону Первой мировой войны. Именно тогда, ещё накануне войны, Россия была озабочена усилением позиций Германии в Турции и на Балканах. Однако Россия, имея негативный опыт, уже старалась не вмешиваться во внутриполитические дела и международные интриги балканских государств. Однако точно определить границу между вмешательством во внутренние дела и влиянием на них Петербургу было не так просто.
Сложный клубок международных противоречий не под силу было решить одной конференции, однако и она одна имела огромное значение в канун «боевого» ХХ века.
Итак, в 1898 г. Россия выступила с проектом созыва первой международной конференции по проблеме мирного решения конфликтов. Одним из главных итогов Гаагской конференции 1899 г. стала Конвенция о мирном решении международных столкновений (подтверждена на аналогичной конференции в 1907 г.), в которой впервые устанавливалась процедура применения «добрых услуг» и посредничества в случаях споров между государствами. Конвенция, в разработке которой самое активное участие приняла российская дипломатия, особенно сохраняет свою актуальность в наше конфликтное время.
Литература
Рыбачёнок И.С. Россия и первая конференция мира 1899 года в Гааге. М.: Изд-во Российская политическая энциклопедия, 2005.

См.: Рыбачёнок И.С. Россия и первая конференция мира 1899 года в Гааге. М., 2005. – С.56-60.
См.: Рыбачёнок И.С. Россия и первая конференция мира 1899 года в Гааге. М., 2005. – С.20.
Там же. – С.163.
Там же. – С.206.
Там же. – С.226.









1

1. Рыбачёнок И.С. Россия и первая конференция мира 1899 года в Гааге. М.: Изд-во Российская политическая энциклопедия, 2005.

по-прежнему считая союз с Россией на основе своей политики, Франция, тем не менее, все больше и стремится использовать в собственных интересах. Российская же дипломатия готова была мирным путем решить конфликт на Дальнем Востоке и с этой целью, и желательно, чтобы использовать посредничество Франции. В июле 1903 года, начались длинные переговоры с Японией. Делькассе выступал в роли посредника, но в то же время Япония сделала большие военные заказы, не только в Англии и Германии, но и во Франции. В конце декабря Ламздорф передал Делькассе, что дальше сделанные в Японии уступки Россия идти не может, и попросил усилить воздействие Франции и других держав на токийское правительство.13 января 1904 года Япония, по сути, Россия выдвинула ультимативные требования. Но Делькассе еще две недели вел в Париже переговоры с послом японии во Франции Мотоно.27 января Мотоно неожиданно категорически отверг посредничество Франции.

Япония была готова к войне. Заключив союз с Англией, она в октябре 1903 г. получила заверения Германии о ее нейтралитете.8 февраля 1904 г. Япония вероломно напала на Порт-Артур. Начало русско-японской войны. Франция в этот период не оказала России существенной помощи, а Германия была откровенно заинтересована в дальнейшем.

Агрессия Японии показала техническую отсталость России. Обеспокоенной этой французской дипломатии было необходимо сейчас изучить дополнительные возможности, чтобы противостоять усиливающейся Германии. П. Камбон в некотором роде был прав, когда утверждал, что "без войны на Дальнем Востоке, заставившей привел людей по обе стороны Ла-манша... наши соглашения были бы невозможны". Русско-японская война ускорила создание англо-французской Западной и имел значительное влияние на перегруппировку сил вокруг двух враждебных центров - Германии и Англии (36, сек. 124).

все более сильные противоречия между Германией и Франция создали объективные предпосылки для сближения Франции и Англии. Нападение Японии на Россию, только ускорили решение проблемы. Кроме того, учет опыта фашодского конфликта, которые показали, бесполезности для Франции, для проведения колониальной политики, враждебных Англии. Между тем, на повестке дня империализма французского государства, ответственным за дело: захват Марокко.

С точки зрения интересов Франции с кризисом Марокко-ждать, пока не имели уверенности, что не приберет к рукам никто другой. Но теперь, я гарантирую, чтобы это стало невозможно. В Марокко острые зубы и великобритании, и в Германии, и Испании. Если в Марокко была создана другая сила, то уплыли бы из рук его богатства. Вместе с тем, задача поддержания господства над Алжиром и Тунисом, было сложнее, чем для Франции. До тех пор, эта деятельность сводилась к борьбе арабского народа, протест, который в тот период был организован еще слаб. Но с появлением в Марокко конкурента пришлось бы потратить много средств для защиты границ и принимает в расчет возможности попытки использовать ненависть арабов против французских колонизаторов (31, c. 172).