Городская жизнь в Петербурге первой половины 19 века.
Заказать уникальный реферат- 32 32 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 06.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Особенности развития культуры Петербурга первой половины ХІХ века: историко-искусствоведческий аспект 7
2. Неповторимый облик Петербурга в первой половине ХІХ века 11
3. Городская жизнь и быт петербуржцев 14
4. Черты городской культуры пушкинского Петербурга 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 33
В конечном счете, в Петербурге скульптура так тесно срослась с архитектурой, как ни в одном другом городе России. Показательны в этом отношении поставленные Ж.Тома де Томоном перед Биржей монументальные Ростральные колоны - одновременно утилитарные сооружения (маяки) и декоративные компоненты городского пейзажа; они стали даже более емким пластическим символом города, чем воспринимаемые обычно в этой роли Медный всадник или кораблик Адмиралтейства. В самом деле, Ростральные колонны обозначают и портовую функцию города, и военную, и торговую, и культурную (скульптурное оформление ростр раскрывает все аспекты жизни Петербурга). Связь скульптуры с архитектурой начала складываться в эпоху барокко -В.Растрелли и его последователи активно применяли в декоративном оформлении построек лепнину орнаментального и изобразительного характера: обрамление оконных и дверных проемов, маски зооморфного и антропоморфного типов, полуфигуры атлантов и кариатид. Синтез архитектуры и скульптуры стал непременным и важным элементом пластической культуры Петербурга. Особое распространение получил здесь сюжетный барельеф - его можно увидеть в экстерьерах и интерьерах едва ли не всех значительных сооружений; таково богатое скульптурное убранство Адмиралтейства и Горного института, Биржи и Ростральных колонн, Исаакиевского собора и Нового Эрмитажа, таковы колесницы на крышах Главного штаба и Александринского театра, на Нарвских воротах, наконец, многочисленные львы и грифоны на набережных и мостах; наиболее развитая форма этого способа синтезирования скульптуры и архитектуры- композиции, созданные П.Клодтом для Аничкова моста на Невском проспекте. Следующий шаг к самостоятельному, хотя и неотрывному от архитектурной среды, существованию скульптурного произведения - памятник на площади или в парке. Известно ставшее классическим в эстетике сближение архитектуры и музыки, выразившееся в метафорах «архитектура - застывшая музыка», «музыка - движущаяся архитектура»; понятны, поэтому, слова А.Бенуа: «Во всем Петербурге царит изумительно глубокая и чудесная музыкальность», у этого города «есть своя душа, а ведь душа по-настоящему только и может проявляться и общаться с другими душами посредством музыки». Наконец, компонент, как бы завершающий образование петербургской пространственно-пластической градостроительной системы, - чугунная решетка. «Оград узор чугунный» - без него трудно представить себе облик Петербурга. Показательно, что авторами этих решеток были сами зодчие - В.Растрелли, Ю.Фельтен, А.Ринальди, Дж.Кваренги, К.Росси, В.Стасов, О.Монферран, А.Штакеншнейдер, достигавшие органической связи архитектуры и орнаментального чугунного декора. Для понимания архитектурного образа Петербурга необходимо иметь в виду, что он органически включает систему пригородов: дворцово-парковыми ансамблями, поместьями, усадьбами, которые соединялись бы с городом сравнительно короткими и удобными дорогами, позволяя знатным и состоятельным горожанам совмещать городской и загородный, цивилизованный и натуральный образы жизни. Вокруг дворцов и вельможных усадеб вырастали дачные поселки, становившиеся не только местом отдыха горожан, но и центрами интенсивного духовного общения собиравшейся здесь интеллигенции. В 1830-1840-х годах на одном из островов на дачах жили А.Пушкин, К.Батюшков, М.Глинка, А.Даргомыжский и многие деятели русской культуры; в 1850-х годах у графа Г.Кушелева-Безбородко, как сообщает мемуарист, «почти безвыездно проживали все лето некоторые из наших литераторов» - А.Писемский, Л.Мей, В.Курочкин, А.Дружинин, А.Григорьев и другие, здесь жил и Дюма-отец; тут часто устраивали домашние спектакли, живые картины, маскарады, праздничные приемы - у князя П.Вяземского, у Л.Нарышкина, у П.Мятлева. На мызе Приютино, принадлежавшей А.Оленину, летом жил И.Крылов. На даче Н.Львова собирался кружок писателей - Г.Державин, И.Хемницер, Я.Капнист и др.; на даче В.Мятлева, построенной В.Растрелли, была великолепная коллекция произведений изобразительного и прикладного искусства, включавшая картины Рафаэля, Пуссена, Берне, античные камеи.Вместе с тем Каменный, Крестовский и другие острова становились местом проведения концертов, общественных гуляний, спортивных занятий в яхтклубе и водных прогулок; в 1827 году на площадке перед Елагиным островом был выстроен большой деревянный театр с необыкновенно красивым шестиколонным портиком (он сохранился и после перестройки театра в 1844 году), а в 1851 году в Красном Селе - театр, на первом представлении которого присутствовал император; актеров из Александрийского театра привозили в больших дилижансах. Таковы основные компоненты того уникального и удивительного эстетического целого, которое именуется Петербургом. В дальнейшем - и во второй половине века, и в XX столетии, вплоть до наших дней - его архитектурный облик менялся, развивался, обогащался, а иногда и искажался, но при этом сохранялась художественно-образная основа, определяющая лицо город которая, стилистически родственна поэзии А.Пушкина. В культурном континууме пушкинского Петербурга особое место заняло искусство, художественное творчество в многообразии его видовых форм. Тому есть несколько причин. Первая причина выдвижения искусства на авансцену культуры в Петербурге первой половины XIX века - понимание русскими царями, начиная с Петра, значения художественного облика столичного града, эстетизации всего его образа жизни для утверждения мирового престижа, приравнивания к столицам других европейских государств и придания столичному дворянству необходимого) эстетического ореола в глазах других сословий. На сооружение дворцов и: храмов, монументальных скульптурных памятников в Петербурге и его окрестностях, на собирательство произведений изобразительных искусств, на строительство театров, развитие музыки и хореографии, поощрение творчества художников слова тратились огромные средства. В XIX веке эта политика дала свои плоды - осуществились замыслы Петра и Елизаветы, Екатерины и Павла; город обрел завершенный пластический облик, включивший его в ряд создававшихся веками прекраснейших городов Европы. Высокого совершенства достигло в Петербурге и художественное производство во всех отраслях прикладного и декоративного искусства; европейскую известность приобрела мебельная фабрика Гамбса, зарождалось ювелирное дело Фаберже, на Императорском фарфоровом заводе создавались замечательная посуда и скульптура малых форм, достигло расцвета производство декоративных тканей. В столице стал издаваться «Журнал мануфактур и торговли», демонстрировавший эстетический уровень отечественной промышленности, а в 1829 году открылась первая в России промышленная выставка, о которой одна из газет писала, что ее посетители, в том числе иностранцы, «громогласно отдают справедливость русским дарованиям, искусству и терпению и предсказывают нам со временем на мирном поприще такое же превосходство над совместниками, какое мы приобрели на поле брани и побед». Господствующим стилем художественного оформления всей предметной среды стал русский ампир, то есть «стиль империи», модифицировавший в России, как и в других европейских странах, принципы классицизма, придав его рационально-конструктивной монументальности великолепие богатого, использовавшего античные мотивы декоративного убранства. Однако, по сравнению с французским и даже австрийским ампиром, петербургский отличался умеренностью декора, стремлением к тому, чтобы он не противоречил функциональному назначению предмета, то есть соблюдением того эсте-тического принципа, который А.Пушкин назвал чувством соразмерности и сообразности, а А.Красовский - единством утилитарности и красоты. Во имя достижения стилевого единства всей создаваемой предметной среды выдающиеся зодчие эпохи принимали участие и в создании осветительных приборов, посуды, декоративных тканей; в разработке мебели участвовали крупнейшие архитекторы - В.Стасов, К.Росси, А.Воронихин, что обеспечивало высочайший художественный уровень столичной предметной среды. Понятно, что эту функцию самосознания культуры наиболее полно могло реализовать искусство слова; оно и вышло на авансцену художественной культуры. Процесс этот осуществился в творчестве А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя и был теоретически обоснован А.Галичем, признавшим уже в 1825 году роман высшей формой словесного искусства, поскольку он синтезирует все ее роды и жанровые структуры, а затем В.Белинским, назвавшим Роман и повесть типичными «формами 17 времени» и утверждавшим в 1847 году, что они «стали теперь во главе всех других родов поэзии». Такое значение литературы объясняет и значительное расширение в Петербурге круга читателей художественных журналов и посетителей театров. Описывая особенности художественной жизни столицы, Н.Гоголь подчеркнул, что «театр, концерты - вот те пункты, где сталкиваются классы петербургских обществ и имеют время вдоволь насмотреться друг на друга»; писатель обращал внимание на то, что в сенях Александринского театра «собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов», и толпу осаждающих составляют не только «лакеи всякого рода», но и «чиновный люд, желающий добыть билет для самих себя». В такой духовной атмосфере резко возрос социальный статус художника. Тут нельзя не вспомнить и многочисленные горделивые стихи А.Пушкина, вплоть до знаменитого «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», и его поведение с царями, существенно отличное от поведения М.Ломоносова или Г.Державина, и появление в русской живописи в начале XIX века автопортрета - жанра, неизвестного предыдущему столетию, несмотря на популярность портрета как такового. «Автопортрет, - замечает исследователь, - стал формой борьбы за утверждение прав художника на индивидуальное отношение к себе и к своему искусству». Примечательно, что аналогичный процесс развивался в литературе - в автобиографическом наполнении лирики В.Жуковского, К.Батюшкова, Е.Баратынского, М.Лермонтова, А.Пушкина. Мало того, и музыка стала пониматься петербургскими романтиками как «звучащая автобиография» композитора. Противоречивое отношение к Петербургу, сопровождавшее, как мы видели, всю его историю в XVIII веке, сохранялось и обострялось в следующем столетии. Примечательна позиция истинного москвича Н.Карамзина. В «Записке...» Александру I он весьма критично оценивал действия Петра по «присвоению обычаев Европейских», испытывая сильную ностальгию по средневековым российским обычаям, нравам, культуре: с полным одобрением пишет он о «дедах наших», которые были убеждены, что «правоверный Россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а Святая Русь -первое государство. Пусть назовут то заблуждением, - оправдывался историк, - но как оно благоприятствовало любви к Отечеству и нравственной силе оного!.. Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр». Основание Петербурга он считал хотя и «блестящей», но «ошибкой». Москва же играет для него, по меткому слову Ю.Лотмана, «роль анти-Петербурга». Позиция Н.Карамзина выражена и в повести «Наталья, боярская дочь. В другой его повести - «Чувствительный и холодный» - противопоставлены два характера, две психологические структуры, две морали, два образа жизни; как бы невзначай и полушифрованно автор подсказывает недогадливому читателю, что за одним из них стоит Москва, а за другим - Петербург. Нет нужды пояснять, какому из них принадлежат авторские симпатии, весьма близкие ретроспективизму князя М.Щербатова... Что касается позиций истинного петербуржца, то напомним, прежде всего, вдохновенные пушкинские строки из «Медного всадника» и приводившееся описание города в статье К. Батюшкова.Художник, развившийся в Петербурге, избрал для кисти своей страшный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в Помпее - это вдохновение Петербурга!» (речь идет об известной картине К.Брюллова). Еще более острое политическое звучание придал теме современного ему николаевского Петербурга Н.Огарев. Эпиграфом он взял строки А.Пушкина «Город пышный, город бедный...» и, словно соревнуясь с поэтом, начал с описания конной статуи царя, построившего «город славный» для того, чтобы корабли привезли Европы ум в наш край дубравный, Чтоб в наши дебри свет проник. Но исторический парадокс заключается в том, что символическим выражением города оказалось противостояние императорского дворца и крепостной тюрьмы по обе стороны Невы.В трезвости оценки обеих столиц, в отказе от возвышения одной за счет другой Н.Огарев близок к А.Герцену и В.Белинскому. Но таким выводом обсуждение проблемы - увы! - не завершилось; отношение к городу оставалось, как мы увидим, поляризованным и в дальнейшем, вплоть до наших дней.ЗАКЛЮЧЕНИЕБесспорным остается тот факт, что Санкт-Петербург является одним из самых красивых городов мира, сокровищницей выдающихся архитектурных памятников, музеев, церквей и соборов.По сведениям ЮНЕСКО, Санкт-Петербург занимает восьмое место в списке самых популярных и привлекательных городов мира и это не удивительно, ведь он создавался гением лучших архитекторов и строителей России, Италии, Франции, Германии, Голландии, Швеции. Практически нет такой европейской страны, выходцы из которой - архитекторы или строители - не работали бы в свое время в Петербурге.Санкт-Петербург - крупнейший центр мировой и российской культуры. Здесь аккумулировано уникальное культурно-историческое наследие, более 80% памятников XVIII-XIX веков - подлинники.В городе существует более 250 музеев. Двумя крупнейшими музеями мира - Эрмитажем и Русским музеем, Петербург гордится по праву. Коллекция мирового искусства Эрмитажа богаче, чем коллекции Лувра. Это один из старейших музеев мира, который расположен в пяти исторических зданиях города, включая Зимний дворец - бывшую резиденцию русских царей.В городе работали более 80 театральных коллективов, в том числе такие всемирно известные, бывшие императорские театры: Мариинский театр, Малый театр оперы и балета им. Мусоргского. Санкт-Петербург - город высокой музыкальной культуры. Поэтому здесь насчитывается множество концертных залов, среди них такие известные, как Санкт-Петербургская Академическая филармония имени Д.Шостаковича, Академическая капелла им. М.Глинки, единственная в России Государственная филармония джазовой музыки. Санкт-Петербург - крупнейший, признаный в мире научно-образовательный центр России. Здесь функционируют 46 государственных высших учебных заведений и 30 негосударственных вузов.Петербург часто называют «Северной Венецией», «культурной столицей России», «городом белых ночей», «городом тайн». Неудивительно, что у Петербурга столько названий: за три столетия он стал крупным центром мировой и российской культуры.Санкт-Петербург занимает особое место в мировой культуре. Еще в 1972 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняла Международную Конвенцию по охране всемирного культурного и природного наследия. В ее основе лежит идея интернациональной ответственности за сохранение наиболее ценных природных и культурных объектов Земли. В Список объектов всемирного культурного наследия включены и российские объекты. Среди них Московский Кремль и Красная площадь, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, историко-культурный ансамбль Соловецких островов, церковь Вознесения в Коломенском и другие. Особое место в этом Списке занимают исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его окрестностей.Санкт-Петербург с его уникальными архитектурными и дворцово-парковыми ансамблями, сокровищами искусства и культуры, собранными в музеях, занимает особое место как объект международного туризма. Стараниями великих зодчих прошлого и настоящего он стал одним из красивейших городов мира.Город в прямом смысле слова стоит на воде, именно поэтому его называют «Северной Венецией». И если в наши дни по водным артериям Санкт-Петербурга плавают лишь прогулочные катера и «речные трамвайчики» с туристами, то в начале XVIII века водный транспорт был основным в городе, а Нева - главной «проезжей дорогой». Напрасно купцы обращались к Петру I с просьбой, чтобы он разрешил навести мосты между Васильевским и Адмиралтейским островами. Попасть с острова на остров можно было только по воде. Да и пересечь их из конца в конец по суше было трудно: местность болотистая, лошади проваливались в трясину. Дрова, стройматериалы, продовольствие перевозились на лодках и баржах.Город постепенно строился. Нева стала главным проспектом столицы, а ее протоки - улицами и переулками. На ее берегах расположены знаменитые архитектурные ансамбли: стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Смольный и Александро-Невская лавра. Зимний дворец - резиденция русских царей, где теперь находится Государственный музей Эрмитаж.Погода здесь очень переменчива. Поговорка «жди у моря погоды» весьма характерна для Санкт-Петербурга - ведь расположен он на берегу Финского залива, в устье реки Невы. Здесь морской климат, велико влияние Атлантического океана, с которого западные ветры нередко приносят пасмурную и дождливую погоду. Иногда сильные ветры являются причиной наводнений, загоняя морскую воду в устье Невы. Уровень воды в реке резко повышается, и она выходит из берегов. Как правило, это бывает осенью.Вокруг Петербурга находятся всемирно известные города Петродворец (Петергоф), Павловск, Пушкин (Царское Село), Гатчина, Ломоносов (Ораниенбаум) - бывшие резиденции российских императоров, в которых сохранились прекрасные дворцы и парковые ансамбли. Петр I лично проектировал первые строения своей будущей резиденции - Петергофа, разбивал сад, сажал вместе с придворными деревья и кустарники. Дворцово-парковый ансамбль привлекает, прежде всего, своими фонтанами, которые спускаются каскадом от дворца к берегу Финского залива.Город Пушкин примечателен, во-первых, тем, что здесь находится Екатерининский дворец, связанный с именем императрицы Екатерины I, жены Петра I. Во-вторых, имя свое город получил в честь великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, выпускника Царскосельского лицея, расположенного в непосредственной близости от императорского дворца.Из всего выше сказанного можно заключить то, что Петербург был и остается известным во всем мире культурным центром России. Благодаря многим гениальным деятелям Петербурга искусство и художественная культура России нашли свое достойное место в мировой культуре и, возлагаем надежды, будут отаваться там еще много веков и эпох. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Анциферов Н. Душа Петербурга / Н.П. Анциферов. - Л., 1991. – С. 36.Белинский В. Петербург и Москва / В.Г.Белинский.Полн. собр. соч.:в 13 т. - М., 1955. - Т. 8. - С. 397.Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. – 1886. - № 288. – 14 декабря. – С.1.Грабарь И.Историярусскогоискусства / И.Э. Грабарь. - М., 1910. - Т. 1. - С. 2-3.Исупов К.Диалогстолиц в историческомдвижении / К.Г. Исупов // Москва-Петербург:proetcontra. Диалог культур в историинациональногосамосознания: антол. / Отв. ред. Д.К. Бурлака. -СПб., 2000. - С. 6-7.Заварихин С.ЯвлениеСанкт-Питеръ-Бурха / С.П. Заварихин. -СПб., 1996. - С. 102.Лихачев Д.Университетскиевстречи.16 текстов / Д.С. Лихачев /Науч. ред. А. С. Запесоцкий. -СПб., 2006- С. 11-25; Лихачев Д.Петровскиереформы и развитиерусскойкультуры / Лихачев Д.С. Избранныетруды по русской и мировойкультуре. - СПб.: Изд-воСПбГУП, 2006. – С. 166.Лихачев Д.Заметки к интеллектуальнойтопографии Петербурга первойчетвертидвадцатоговека / Д.С. Лихачев //Избранныетруды по русской и мировойкультуре. - Л.: Советскийписатель, 1989.- С. 276-284.Лихачев Д. Петербург в историирусскойкультуры / Д.С. Лихачев//Университетскиевстречи. 16 текстов /Науч. ред. А. С. Запесоцкий. -СПб.: Изд-воСПбГУП, 2006. - С. 16-17.Смирнов С. Петербург-Москва: суммаистории / С.Б. Смирнов. -СПб., 2000. – С. 23.Санкт-Петербургские ведомости. – 1874. - №322. - 23 ноября. – С.2.Санкт-Петербург: энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.encspb.ru/index.php (дата обращения – 27 ноября 2015 года)Санкт-Петербург, 300-летию со дня основанияhttp [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //vetka.by.ru (дата обращения – 27 ноября 2015 года)Санкт-Петербургские ведомости. – 1809. - № 74. – 14 сентября. – С. 947.Северная пчела. – 1827. - № 105. – 1 сентября. – С. 1.Северная пчела. – 1827. - №54. – 5 мая. – С.1.Тебе, любимый город, посвящается: к 300-летию Санкт-Петербурга (базыданных, указатели, списки литературы и др.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlr.ru (дата обращения – 27 ноября 2015 года)
2. Белинский В. Петербург и Москва / В.Г. Белинский. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М., 1955. - Т. 8. - С. 397.
3. Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. – 1886. - № 288. – 14 декабря. – С.1.
4. Грабарь И. История русского искусства / И.Э. Грабарь. - М., 1910. - Т. 1. - С. 2-3.
5. Исупов К. Диалог столиц в историческом движении / К.Г. Исупов // Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур в истории национального самосознания: антол. / Отв. ред. Д.К. Бурлака. - СПб., 2000. - С. 6-7.
6. Заварихин С. Явление Санкт-Питеръ-Бурха / С.П. Заварихин. - СПб., 1996. - С. 102.
7. Лихачев Д. Университетские встречи. 16 текстов / Д.С. Лихачев / Науч. ред. А. С. Запесоцкий. - СПб., 2006 - С. 11-25; Лихачев Д. Петровские реформы и развитие русской культуры / Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. – С. 166.
8. Лихачев Д. Заметки к интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века / Д.С. Лихачев // Избранные труды по русской и мировой культуре. - Л.: Советский писатель, 1989. - С. 276-284.
9. Лихачев Д. Петербург в истории русской культуры / Д.С. Лихачев // Университетские встречи. 16 текстов / Науч. ред. А. С. Запесоцкий. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - С. 16-17.
10. Смирнов С. Петербург-Москва: сумма истории / С.Б. Смирнов. - СПб., 2000. – С. 23.
11. Санкт-Петербургские ведомости. – 1874. - №322. - 23 ноября. – С.2.
12. Санкт-Петербург: энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.encspb.ru/index.php (дата обращения – 27 ноября 2015 года)
13. Санкт-Петербург, 300-летию со дня основания http [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //vetka.by.ru (дата обращения – 27 ноября 2015 года)
14. Санкт-Петербургские ведомости. – 1809. - № 74. – 14 сентября. – С. 947.
15. Северная пчела. – 1827. - № 105. – 1 сентября. – С. 1.
16. Северная пчела. – 1827. - №54. – 5 мая. – С.1.
17. Тебе, любимый город, посвящается: к 300-летию Санкт-Петербурга (базы данных, указатели, списки литературы и др.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlr.ru (дата обращения – 27 ноября 2015 года)
Вопрос-ответ:
Какие были особенности развития культуры в Петербурге первой половины 19 века?
Развитие культуры в Петербурге первой половины 19 века было связано с активной деятельностью Комитета по делам народного просвещения, а также с открытием учебных заведений и научных обществ. В это время в городе происходили крупные строительные работы, развивалась литература, искусство, театр и музыка. Также в Петербурге начал формироваться интеллектуальная элита, которая влияла на культурную жизнь города.
Каким был неповторимый облик Петербурга в первой половине 19 века?
Неповторимый облик Петербурга в первой половине 19 века определялся прежде всего архитектурой города. Были построены множество роскошных дворцов, памятников архитектуры и широких проспектов. Также город был пронизан каналами и реками. Петербург стал символом величия и мощи Российской империи.
Какие черты характеризовали городскую жизнь и быт петербуржцев?
Городская жизнь и быт петербуржцев первой половины 19 века были насыщены различными развлечениями и культурными мероприятиями. В городе проходили балы, выставки, концерты, театральные представления. Петербуржцы активно участвовали в общественной жизни и занимались самосовершенствованием. Появление кафе и ресторанов стало одним из новшеств городского быта.
Какими чертами отличалась городская культура Петербурга в первой половине 19 века?
Городская культура Петербурга в первой половине 19 века отличалась высоким уровнем развития и разнообразием. В городе происходили значительные культурные события, такие как открытие музеев, основание литературных и художественных ассоциаций. Также важным аспектом городской культуры были архитектура и скульптура, которые тесно взаимодействовали друг с другом.
Какие особенности развития культуры были характерны для Петербурга в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге происходил активный развитие культуры. Город стал центром литературной и художественной жизни, здесь собирались талантливые писатели, поэты, художники. Были открыты множество театров, музеев, галерей, библиотек, где проводились выставки, концерты, лекции. Также в Петербурге создавались новые литературные и художественные школы, формировались новые тенденции в искусстве.
Какой был облик Петербурга в первой половине 19 века?
Петербург в первой половине 19 века имел неповторимый облик. Город был построен в стиле классицизма и имел много просторных площадей, широких проспектов и каналов. На его территории располагались многочисленные дворцы, соборы, мосты и памятники архитектуры. Петербург также славился своими садами и парками, которые украшали город и придавали ему особую атмосферу.
Какие черты городской культуры присущи пушкинскому Петербургу?
Пушкинский Петербург был отличается особыми чертами в городской культуре. Здесь царил романтизм и тонкий эстетизм, которые проявлялись в литературе, музыке, живописи. Петербург был городом великой духовной и интеллектуальной жизни, где различные классы общества смешивались, обмениваясь идеями и опытом. Город был пронизан творчеством и интеллектуальными поисками, что делало его особенно притягательным для многих талантливых людей.
Какие особенности развития культуры можно выделить в Петербурге первой половины 19 века?
Особенности развития культуры Петербурга первой половины 19 века включают стремление к европейским стандартам и интеллектуальному развитию, приток талантливых художников и писателей, формирование новых стилей и жанров искусства, а также развитие культурных институтов и образования.
В чем заключается неповторимый облик Петербурга в первой половине 19 века?
Неповторимый облик Петербурга в первой половине 19 века проявляется в архитектуре города, величественных дворцах и соборах, широких проспектах и каналах. Также он воплощается в культурной жизни города, богатой и разнообразной, с высоким уровнем образования и расцветом искусства.
Каким был быт петербуржцев в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века быт петербуржцев был в значительной мере определен социальным статусом. Аристократы и знатные люди жили в роскошных дворцах, вели активную общественную жизнь и участвовали в культурных мероприятиях. Мещане и купцы жили в более скромных условиях, занимались торговлей и предпринимательством. Рабочие и низшие слои населения испытывали сложности и нестабильность в своей повседневной жизни.
Какие черты городской культуры были характерны для пушкинского Петербурга?
В пушкинском Петербурге особенностями городской культуры были преобладание классического стиля в архитектуре, культурное разнообразие искусств, богатая литературная жизнь, присутствие салонов и общественных мероприятий. Также важным элементом городской культуры было влияние итальянского и французского искусства.
Какие особенности развития культуры Петербурга можно выделить в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века культура Петербурга развивалась под влиянием различных факторов, включая политические, социальные и экономические изменения. В этот период город стал центром русской литературы, искусства и науки. Величественные архитектурные сооружения, такие как Эрмитаж и Мариинский театр, были построены и начали играть важную роль в развитии культурной жизни города. Также в этом периоде происходило становление и развитие русской классической литературы, в частности, творчество Александра Пушкина. Культура Петербурга в первой половине 19 века была уникальной и значимой для российской и мировой культуры.