Документоведение в системе других наук
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 01.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы документоведения 6
1.1 Понятие о документоведении как о научной дисциплине 6
1.2 Становление и развитие документоведения как научной дисциплины 9
2. Место документоведения в системе наук 14
2.1 Взаимосвязь документоведения с другими научная дисциплинами 14
2.2 Влияние особенностей прогресса научной дисциплины и техники на расширение термина «документ» 20
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 31
Именно социальная информация связывается с понятием документа (7, с.11).
Неоднозначное толкование понятия «информация» вызывает в ряде случаев необходимость более четкого его определения и фиксации в отдельных нормативных актах. Например, в ст. 2 действующего с 1995 г. Федерального Закона РФ «Об информационных сведений, информатизации и защите информационных сведений» информация рассматривается как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».
Следовательно, к сегодняшнему дню понятие «документ» вобрало в себя такие самые существенные характеристики, как материальный носитель, информационное предназначение, а также ряд функциональных аспектов.
Вместе с этим определение у понятия «документ» в различных научная дисциплинах есть существенные отличия. Это зависит, во-первых, от более или, наоборот, менее обширного толкования понятия информационных сведений и, во-вторых, от выдвижения на первый план какой-либо одной составляющей документа, от акцентирования внимания на каком-либо отдельном его функциональном аспекте. В информатике, к примеру, документ нередко определяется как «материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде». В итоге под это определение подпадает необъятное множество объектов, так как в природе нет материальных объектов, которые не содержали бы какую-либо информацию (15, с. 23). В документалистике - одной из научных дисциплин об информационных сведений - под документом понимается «любая семантическая информация, выраженная на любом языке и зафиксированная любым способом на любом носителе в целях ее обращения в динамической информационной системе». Это определение в значительной степени сужает понятие документа, но тем не менее включает в него одновременно и книги, и журналы, и газеты, и служебные документы и т.п. (8, с. 111).
Для общественных наук, в зависимости от их задач и целей, предмета, в определении понятия документа характерно выделение каких-то отдельных его сторон. Например, в юридических научная дисциплинах акцентируется внимание на правовом аспекте. В итоге документ фигурирует, в первую очередь, как средство документирования и доказательства правовых отношений. В сфере управления документ исследуется главным образом как средство фиксации и передачи управленческих решений (16, с. 214). В исторической научной дисциплине документы рассматриваются в первую очередь как исторические источники, т.е. носители ретроспективных информационных сведений.
Следовательно, подытожим следующее.
Современный этап может быть охарактеризован активизацией изучения документа всеми научная дисциплинами, где он выступает главным, или одним из объектов исследования. Объединение усилий этих научных дисциплин создает интегративное направление развития знаний о документации. В итоге это привело к формированию теории документной деятельности и документа, становлению документоведения как метанаучной дисциплины для всех научных дисциплин документно-коммуникативного цикла (17, с. 134).
Документоведение как интегративная научная дисциплина тесно связано с делопроизводством, библиотеке-, книго-, библиографо-, архивоведением, информатикой и др. При более широком подходе в состав документоведения входит текстология, историческое источнико- и музееведение, семиотика и другие научной дисциплины (18, с. 57).
В этой связи перед документоведением, которое изучает в историческом развитии все категории, разновидности и типы документов, стоит важная задача - дать обобщающее, самое точное определение понятия «документ». Тем не менее, решить такую задачу непросто, о чем свидетельствует и отмеченное выше многообразие дефиниций, и продолжающиеся дискуссии на эту тему. Ярким отражением трудного процесса выработки оптимального определения понятия документа являются отечественные Государственные стандарты на определения и термины.
Заключение
Следовательно, подведем следующие результаты по работе в целом.
Современный этап характеризуется активизацией изучения документа всеми научная дисциплинами, где он выступает главным или одним из объектов исследования. Объединение усилий этих научных дисциплин создает интегративное направление развития знаний о документе. В итоге это привело к формированию теории документа и документной деятельности, становлению документоведения как метанаучной дисциплины для всех научных дисциплин документно-коммуникативного цикла.
Документоведение связано с исторической наукой. Появление тех или других документов, не говоря уже о системах документации, непосредственно связано с эволюцией социума, с определенными ее стадиями. Поэтому функционирование документов и систем документации, складывание комплексов документов нельзя понять без знания политической, социально-экономической истории, истории культуры и т.д. С другой стороны, саму форму документа можно охарактеризовать относительной самостоятельностью, преобладанием своих собственных закономерностей развития, которые оказывают определенное влияние на те или другие стороны общественного развития.
В особенности тесная связь документоведения с библиографо-, библиотеко-, книго-, а также архивоведением. Сюда же входит информатика, в особенности та ее часть, которая изучает документную информацию, которая создана при помощи компьютерной техники на дискретных носителях. Общим для них является то, что эти дисциплины оперируют документами как объектами, созданными специально для передачи и хранения информационных сведений (2, с. 37).
С книговедением документоведение сближают информационная, социальная сущность объектов исследования - документа и книги; во многом одинаковые цели и функции; бумага как общий материальный носитель информационных сведений; письмо как одинаковый способ передачи информационных сведений. Причем с развитием компьютерных технологий происходит дальнейшее сближение документа и книги, которые одинаково могут быть представлены в электронном варианте.
По целям и объекту изучения документоведение тесно связано с архивоведением. Их объединяет общая задача - формирование эффективной информационной среды, единый объект исследования - документ, а также единство способов организации, хранения, поиска информационных сведений, выработки принципов документообразования. Документоведение оказывает непосредственное влияние на развитие архивоведения, так как чем качественнее документы, созданные в делопроизводстве, тем успешнее будет работа архивов по хранению и использованию документных богатств.
Документоведение взаимосвязано с правоведением, в первую очередь с такими его отраслями как конституционное, гражданское, административное, трудовое, предпринимательское право. В документоведении подлежат обширному использованию достижения правовой научной дисциплины: придание юридической силы документам, правовые способы введения их в действие, классификация правовых актов и т.д. Один из объектов изучения в документоведении - это система организационно-правовой документации. Юристы в своей деятельности не могут обойтись без знания основ документационного обеспечения управления, документоведения. Криминалисты исследуют природу документов, приемы, способы преднамеренного искажения документированной информационных сведений и так далее в целях раскрытия и расследования подлогов.
Документоведение связано с экономическими научная дисциплинами. Оптимизация деятельности служб документационного обеспечения управления невозможна без определения их экономической эффективности, без всестороннего анализа использования материальных и финансовых ресурсов на обработку и создание документов, без составления соответствующих методик, нормативов трудозатрат и т.д. К числу систем документации, которые изучает документоведение, можно отнести и такие специальные системы, которые непосредственно отражают экономическую область деятельности и жизни социума, как отчетно-статистическая, бухгалтерская, внешнеторговая, технико-экономическая, банковская, финансовая.
Особая связь существует между документоведением и научная дисциплинами об информационных сведениях. Стремительное наращивание информационных ресурсов, бурное развитие компьютерных технологий и активное теоретическое осмысление информационных процессов не просто оказали влияние на характер и содержание документоведческих исследований, но и привели к встраиванию документоведения в цикл научных дисциплин о социальной информационных сведений. В итоге документоведение оказалось самым тесным образом связано с такими научными дисциплинами, как социальная информатика, документалистика, вычислительная техника и программирование, информационная безопасность и защита информационных сведений и т.д.
Для решения некоторых своих проблем документоведение широко использует достижения в области технических и естественных наук, потому что документ является материальным объектом, носителем информационных сведений, которые обладает вполне определенными физическими свойствами. Помимо этого, создание, писк, хранение документов связаны со средствами документирования и передачи информационных сведений, в том числе с использованием сложной оргтехники.
Следовательно, документоведение - обобщающая научная дисциплина по отношению к другим дисциплинам документоведческого цикла. Тем не менее это не значит, что она «поглощает» дисциплины, которые непосредственно связаны с определенными отраслями документно-коммуникационной деятельности. Документоведение, как и любая метадисциплина - самоограничивающее по своему характеру, а именно: оно охватывает объекты изучения в основных, определяющих параметрах, чертах, тенденциях, качествах, оставляя большинство других, специфических проблем на долю частных научных дисциплин. Обогащая частные и специальные дисциплины разработкой кардинальных теоретико-методологических проблем, интегративная научная дисциплина увеличивает творческий потенциал этих дисциплин, обогащает их методологию. Взаимосвязь, дифференциация и интеграция научных дисциплин является одним из условий успешного развития каждой из них.
Тесная взаимосвязь документоведения с наиболее разнообразными прикладными и теоретическими научными дисциплинами во многом обусловила и способы документоведческих исследований, т.е. способы, приемы для решения конкретных научных задач. Эти методы разделяются на общенаучные и специальные. К общенаучным относятся те из них, которые используют все или большинство наук, а именно: функциональный метод; системный метод; анализ; синтез; метод моделирования; обобщение; сравнение; классификация; восхождение к конкретному от абстрактного и др.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Список использованных источников и литературы
Алексеева Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития // Делопроизводство. – 2003. - № 2.
Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение: Учебник. - М., 2004.
Алленова, В.А. Документоведение [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для вузов / В.А. Алленова ; Воронеж. гос. ун-т .— Электрон. текстовые дан. — Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2012 .—
Архивное дело: хрестоматия / Составитель: А.Ю. Чмыхало. - Томск, 2006.
Архивное дело: хрестоматия для студентов, обучающихся по специальности «историко-архивоведение»/ сост. Н.Е. Грибушина, В.В. Волохова.- Петрозаводск: издательство ПетрГУ, 2010. - 131 с.
Бардаев Э. А., Кравченко В.Б. Документоведение. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
Богачева, С.П. Документная лингвистика: рабочая тетрадь / С.П. Богачева, Т.И. Дмитрук, Н.Д. Гусарова / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 28 с.
Быкова Т.А. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций: учебное пособие для студентов вузов / Т. А. Быкова, Л. В. Санкина. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 288 с.
Бурова Е.М. Архивоведение (теория и методика): учебник для студентов вузов / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева; под ред. Е. М. Буровой. М.: Издательский дом МЭИ, 2012. - 482 с.
Виноградова, Т.В. «История и организация делопроизводства в России»: программа и методические материалы курса / Т.В. Виноградова / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 39 с.
Вспомогательные исторические дисциплины: методические рекомендации / сост. И.В.Савицкий, Я.В. Полякова, Петрозаводск: издательство ПетрГУ, 2010.
Грибушина, Н.Е. Теория и методика архивоведения (Архивоведение): программа и методические материалы учебного курса / Н.Е. Грибушина / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 29 с.
Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Мухаметшина О.А. Документационное обеспечение управления. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 392 с.
Делопроизводство: Учебник / Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Л.В. Санкина; Под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2006.
Заболотская К.А. Документоведение и делопроизводство: Учебное пособие. – Кемерово, 2005.
Зиновьева Н. Б. Документоведение: уч.-метод. пособие. - М.: Профиздат, 2013.
Источниковедение истории России (XI- нач. XX вв.): учебное пособие /сост. В.В. Волохова. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2008. - 112 с.
Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др. Под ред. А. К. Соколов. - М., 2004.
Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева / Российский государственный гуманитарный университет. - М., 2004.
История дипломатического этикета и протокола в России: методические рекомендации/ сост. И.В. Савицкий, Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009.
История первобытного общества: рабочая тетрадь для студентов I курса исторического факультета/ сост. А.А.Кожанов, Петрозаводск: издательство ПетрГУ, 2010.
Каменев, Е.В. История научной дисциплины: программа и методические материалы учебного курса для студентов исторического факультета (направление подготовки «Документоведение и архивоведение») / Е.В. Каменев / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011, - 20 с.
Кузнецов И.Н. Делопроизводство: учебно-справочное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2014. - 459 с.
Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления. – М.: МЭИ, 2010. – 232 с.
Организация работы с документами: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Кудряева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
Плешкевич Е.А. Основы общей теории документа. Саратов 2005.
Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе: Методическое пособие. – М., 2002.
Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления. – М.: ACADEMIA, 2005. – 224 с.
Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: Учебное пособие, М., 2007.
Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов : учебное пособие. - 8-е изд., - М.: Омега-Л, 2013. - 207 с.
Стенюков, М.В. Документоведение и делопроизводство : пособие для подготовки к экзаменам / М.В. Стенюков .— М. : А-Приор, 2007 .— 173 с.
Столяров Ю.Н. О месте документоведения в системе научных дисциплин // НТИ. – Сер.1. – 2004. – № 6.
Тельчаров А. Д. Архивоведение: конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2004.
Уголовно-процессуальные акты: учебное пособие / (Ю.В.Астафьев и др.). – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. - 377 с.
Чмыхало А.Ю. Архивное дело: учебное пособие. Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 134 с.
6
2. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение: Учебник. - М., 2004.
3. Алленова, В.А. Документоведение [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для вузов / В.А. Алленова ; Воронеж. гос. ун-т .— Электрон. текстовые дан. — Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2012 .—
4. Архивное дело: хрестоматия / Составитель: А.Ю. Чмыхало. - Томск, 2006.
5. Архивное дело: хрестоматия для студентов, обучающихся по спе-циальности «историко-архивоведение»/ сост. Н.Е. Грибушина, В.В. Волохова.- Петрозаводск: издательство ПетрГУ, 2010. - 131 с.
6. Бардаев Э. А., Кравченко В.Б. Документоведение. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
7. Богачева, С.П. Документная лингвистика: рабочая тетрадь / С.П. Богачева, Т.И. Дмитрук, Н.Д. Гусарова / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 28 с.
8. Быкова Т.А. Документационное обеспечение управления негосу-дарственных организаций: учебное пособие для студентов вузов / Т. А. Быкова, Л. В. Санкина. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 288 с.
9. Бурова Е.М. Архивоведение (теория и методика): учебник для студентов вузов / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева; под ред. Е. М. Буровой. М.: Издательский дом МЭИ, 2012. - 482 с.
10. Виноградова, Т.В. «История и организация делопроизводства в России»: программа и методические материалы курса / Т.В. Виноградова / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 39 с.
11. Вспомогательные исторические дисциплины: методические реко-мендации / сост. И.В.Савицкий, Я.В. Полякова, Петрозаводск: издательст-во ПетрГУ, 2010.
12. Грибушина, Н.Е. Теория и методика архивоведения (Архивоведе-ние): программа и методические материалы учебного курса / Н.Е. Грибу-шина / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 29 с.
13. Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Мухаметшина О.А. Документационное обеспечение управления. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 392 с.
14. Делопроизводство: Учебник / Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Л.В. Санкина; Под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2006.
15. Заболотская К.А. Документоведение и делопроизводство: Учебное пособие. – Кемерово, 2005.
16. Зиновьева Н. Б. Документоведение: уч.-метод. пособие. - М.: Про-физдат, 2013.
17. Источниковедение истории России (XI- нач. XX вв.): учебное пособие /сост. В.В. Волохова. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2008. - 112 с.
18. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др. Под ред. А. К. Соколов. - М., 2004.
19. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники россий-ской истории: Учебное пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева / Российский государственный гуманитар-ный университет. - М., 2004.
20. История дипломатического этикета и протокола в России: методические рекомендации/ сост. И.В. Савицкий, Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2009.
21. История первобытного общества: рабочая тетрадь для студентов I курса исторического факультета/ сост. А.А.Кожанов, Петрозаводск: изда-тельство ПетрГУ, 2010.
22. Каменев, Е.В. История научной дисциплины: программа и методические материалы учебного курса для студентов исторического факультета (направление подготовки «Документоведение и архивоведение») / Е.В. Каменев / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011, - 20 с.
23. Кузнецов И.Н. Делопроизводство: учебно-справочное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2014. - 459 с.
24. Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления. – М.: МЭИ, 2010. – 232 с.
25. Организация работы с документами: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Кудряева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
26. Плешкевич Е.А. Основы общей теории документа. Саратов 2005.
27. Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе: Методическое пособие. – М., 2002.
28. Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления. – М.: ACADEMIA, 2005. – 224 с.
29. Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: Учебное пособие, М., 2007.
30. Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов : учебное пособие. - 8-е изд., - М.: Омега-Л, 2013. - 207 с.
31. Стенюков, М.В. Документоведение и делопроизводство : пособие для подготовки к экзаменам / М.В. Стенюков .— М. : А-Приор, 2007 .— 173 с.
32. Столяров Ю.Н. О месте документоведения в системе научных дисциплин // НТИ. – Сер.1. – 2004. – № 6.
33. Тельчаров А. Д. Архивоведение: конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2004.
34. Уголовно-процессуальные акты: учебное пособие / (Ю.В.Астафьев и др.). – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. - 377 с.
35. Чмыхало А.Ю. Архивное дело: учебное пособие. Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 134 с.
Вопрос-ответ:
Что такое документоведение?
Документоведение - это научная дисциплина, занимающаяся изучением документов как основных носителей исторической, социальной и культурной информации.
Какое место занимает документоведение в системе наук?
Документоведение тесно взаимосвязано с другими научными дисциплинами, такими как история, архивоведение, информатика и социология. Оно играет важную роль в исследовании документов и архивов, а также в управлении информацией.
Какие основные этапы развития документоведения существуют?
Развитие документоведения можно выделить на несколько этапов: первый - формирование как научной дисциплины в конце XIX - начале XX веков; второй - развитие в период индустриальной революции и создания массовых средств передачи информации; и, наконец, третий - современный этап развития, связанный с развитием компьютерных технологий и электронных документов.
Какие научные дисциплины тесно связаны с документоведением?
Документоведение тесно связано с такими научными дисциплинами, как архивоведение, культурология, информатика, история и антропология. Они вместе помогают исследовать и анализировать документы, их содержание и контекст.
Какие изменения в термине "документ" произошли под воздействием прогресса научной дисциплины и техники?
Прогресс научной дисциплины и техники привел к расширению понятия "документ". Теперь вместо традиционной бумажной формы документ может быть представлен в электронном формате, а также содержать различные мультимедийные элементы. Это изменило восприятие документа и его функции в современном обществе.
Что такое документоведение?
Документоведение - это научная дисциплина, изучающая документацию как особую форму фиксации и передачи информации.
Как развивалось документоведение как научная дисциплина?
Документоведение начало свое развитие в XIX веке и впоследствии стало самостоятельной научной дисциплиной. Оно активно развивается в современных условиях, учитывая прогресс в науке и технике.
Какие научные дисциплины связаны с документоведением?
Документоведение взаимосвязано с различными научными дисциплинами, такими как история, библиотековедение, архивоведение, информатика и социология.
Какие особенности прогресса в научных дисциплинах и технике влияют на расширение термина "документ"?
Развитие информационных технологий и электронного документооборота приводит к расширению понятия "документ", включающего не только печатные и рукописные документы, но и электронные формы фиксации информации.