Принципы устойчивого развития цивилизации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 20 20 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 02.01.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Развитие человеческой цивилизации 4
2. Основные ценности цивилизаций 9
3. Устойчивое развитие цивилизации 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Фрагмент для ознакомления

Однако именно политики оказывают решающее влияние на характер проведения в жизнь идей устойчивого развития.Устойчивое развитие часто отождествляется политиками и управленцами только с устойчивой экономикой или же относится чисто к экологическим проблемам. Как правило, они рассматривают экономические, социальные и экологические проблемы отдельно. Большинство политиков, государственных служащих не обладают адекватной экологической культурой, не владеют ценностями устойчивого развития.Устойчивое развитие предполагает ограничение влияния производства на окружающую природу в рамках ее гомеостатичности, т.е. в пределах способности природы оказывать сопротивление необратимым разрушительным изменениям. Не случайно и то, что российские средства массовой информации, как и СМИ индустриально развитых стран, не пропагандируют идей устойчивого развития, ведь они противоречат тем ценностям западной цивилизации, к которым Россия устремилась в ходе реформирования и либерализации всех сторон жизни. Современная политика российского государства в принципе противоречит целям и задачам, заложенным в концепции устойчивого развития.В докладе Совета по устойчивому развитию при президенте США записано: «США – мировой лидер (часто – абсолютный) независимо от того, хочет нация этого лидерства или нет. Другие страны нерешительно бездействуют, сталкиваясь с международными проблемами безопасности, развития или загрязнения среды обитания, пока США не дадут им образец для подражания. А ведь вопросы развития, экологии и безопасности человеческих жизней также связаны между собой на глобальном уровне, как и на местном». Здесь же записано: «США влияют на прочие нации силой своего примера, могуществом своей экономики и мощью вооруженных сил».Концепция устойчивого развития отвечает объективному требованию времени и может определить решающую роль социально-экономического развития и перспектив реформирования страны.Новое развитие цивилизации определяет вектор прогресса мирового сообщества – объединяет усилия во имя выживания человечества и развития, сохраняя биосферу.Однако постоянно проявляются тенденции свести устойчивое развитие к очередной программе охраны окружающей среды, выхолостить из нее то принципиально новое, что заложено в эту концепцию. На практике не берется во внимание вывод о тупиковом характере цивилизации Западного типа, невозможности движения человечества по пути общества потребления, безграничному увеличению использования не возобновляемых природных ресурсов, росту антропогенного воздействия на окружающую среду. Не учитывается необходимость перехода к новому характеру властных отношений в условиях устойчивого развития.«Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества», – записано в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию. Особенность социально-исторической ситуации в России заключается в том, что у нее существует возможность выбора оптимального пути развития, возможность избежать ошибок рыночного, ориентированного на эксплуатацию природных ресурсов, общества постиндустриального типа, формируя экологизированное политическое сознание у лиц принимающих решения, политическая экология способствует переходу общества на модель устойчивого развития. Только добрая воля наших сограждан, имеющих значительные капиталы, помноженная на осознание неизбежности внедрения инновационных технологий и повышение уровня экологической безопасности на производствах, может затормозить процессы загрязнения окружающей среды, негативных генных мутаций и ухудшении здоровья нации. Многомиллионные вливания в частный бизнес, построенный на безотходных технологиях и выдающий дорогостоящий, но экологически безопасный продукт, окупаются очень медленно, а зачастую с трудом покрывают затраты на содержание такого производства. Оно не может быть крупным, массовым, а сам продукт из-за высокой себестоимости недоступен пока среднему классу потребителей. Но это не означает бесперспективности развития данных предприятий, пока чтоопирающихся на энтузиазм и капиталы наших состоятельных соотечественников. Именно за такими производствами стоит будущее выживания человечества, переход от количественных изменений к новому качеству жизни в целом. Сама концепция устойчивого развития должна стать научно обоснованной теоретической частью новой государственной политики, если мы желаем планировать будущее, осознаем неизбежность коэволюции природы и общества, определяющую необходимость перехода к государству нового типа – экологообразного, где детерминирующими факторами будут являться безопасность и стабильность.Перспективы развития научной философии обязаны выстроить методологию взаимодействия социума и окружающей среды через коэволюционные процессы, изменяя мировоззренческие основы сути человека, показывая путь интеграции биосферы и техницизма. Неизбежно появление нового типа государства, контролирующего и координирующего в целом весь феномен коэволюционных процессов, что логически приведет к отказу от марксистского понимания экономических законов развития общества. Разрушительная роль формулы «товар – деньги – товар» потерпит фиаско.Осмысление того, что развитие технического прогресса возможно при рациональном, щадящем отношении к окружающей среде трудно для понимания прикладной науки, а устойчивое развитие – это ничто иное как совместный прогресс природы и общества. Поэтому практическое применение устойчивого развития возможно лишь при полном структурном изменении отношений в обществе, что ведет к установлению новых политических отношений и государственному преобразованию в целом.ЗаключениеВедущие ценности в будущей цивилизации не предрешены известными нам процессами (например, в форме «исторической необходимости»), но важность изучения ценностей в том, что все они являются факторами качественных сдвигов в цивилизации. Поэтому развитие массовых ценностей следует рассматривать как постоянно нарастающую по сложности и важности проблему, подлежащую разрешению на массовом уровне.В основе устойчивого развития цивилизации должно стать «экологообразное» государство нового типа. Неизбежность перемен очевидна, т.к. прежние и капиталистические, и социалистические социальные отношения устарели и противоречат реальной биосферной действительности. Осознание того, что человек чувством определяет деятельность ума, не может привести нас к глобальным переменам. Исторический ход развития человечества показывает, что детерминирующим фактором развития была формула «чувство – воля – ум» и именно в этой последовательности выстроены все социальные, экономические, политические и социо-эколого-политические взаимоотношения в современном обществе.Психология человека как субъекта социума определена в первичности эгоцентризма. Понимание того, что мы не одиноки в пространстве позволяет человеку видеть и формировать будущее в изменении своего сознания в направлении понимания окружающей себя биосферы, Земли, системы Солнца и Вселенной в целом. Должно прийти понимание того, что человек является сам системой и в это же время элементом другой системы и сама системность бесконечна. Сегодня невозможно представить изменения в сознании человека т.к. тысячи лет мировоззренческий фактор оставался Сonstanta. Тем не менее, устойчивое развитие имеет позитивный смысл для улучшения экологической ситуации как на локальном, так и на региональном уровне и в глобальном масштабе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАмерика и устойчивое развитие. Новая концепция охраны окружающей среды во имя сегодняшнего процветания страны и сохранения ресурсов и возможностей для будущих поколений. // ЭКОС №12. 1996. С. 135.Буйлов О.П., Семенова М.Б. Политическая экология и экологическая политика. М.: ИНЭК, 2006. 263 с.Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. / Рос. Газ., 1996. 9 апр. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Новосибирск,1992. – С.8. Лосев К.С. Экология и новое мышление. // Проблема устойчивого развития России в свете научного наследия В.И. Вернадского. М.: 1997. – С 66-67. Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего // Вестник экологического образования в России. №2. 1998. –С. 9. Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. М.: СТУПЕНИ, 2003. 174 с.Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева.1993. – С. 1. Шилов А.С. Экологический менеджмент и управление устойчивым развитием // Устойчивое развитие: актуальные проблемы и перспективы научных исследований. М.: Экономика и информатика, 2000. 154 с.Шилов А.С. Экополитология. М.: Глобус, 2003. 123 с.Шмидхейнс Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя. М.: 1994. – С.12.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Америка и устойчивое развитие. Новая концепция охраны окружающей среды во имя сегодняшнего процветания страны и сохранения ресурсов и возможностей для будущих поколений. // ЭКОС №12. 1996. С. 135.
2. Буйлов О.П., Семенова М.Б. Политическая экология и экологическая политика. М.: ИНЭК, 2006. 263 с.
3. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. / Рос. Газ., 1996. 9 апр.
4. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Новосибирск,1992. – С.8.
5. Лосев К.С. Экология и новое мышление. // Проблема устойчивого развития России в свете научного наследия В.И. Вернадского. М.: 1997. – С 66-67.
6. Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего // Вестник экологического образования в России. №2. 1998. –С. 9.
7. Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. М.: СТУПЕНИ, 2003. 174 с.
8. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева.1993. – С. 1.
9. Шилов А.С. Экологический менеджмент и управление устойчивым развитием // Устойчивое развитие: актуальные проблемы и перспективы научных исследований. М.: Экономика и информатика, 2000. 154 с.
10. Шилов А.С. Экополитология. М.: Глобус, 2003. 123 с.
11. Шмидхейнс Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя. М.: 1994. – С.12.

Вопрос-ответ:

Какие основные ценности могут быть присущи цивилизациям?

Основные ценности цивилизаций могут включать такие аспекты, как справедливость, свобода, равенство, уважение к правам человека, цивилизованные нормы поведения, культурное наследие и экологическое сознание.

Что подразумевается под устойчивым развитием цивилизации?

Устойчивое развитие цивилизации означает нахождение баланса между социальными, экономическими и экологическими аспектами развития, чтобы удовлетворить потребности современного поколения, не захватывая ресурсы будущих поколений и не ущемляя права населения.

Какой роль политиков в устойчивом развитии цивилизации?

Политики играют решающую роль в проведении в жизнь идей устойчивого развития. Они разрабатывают и реализуют соответствующие политические и экономические меры, создают законодательную базу и регулируют деятельность общества и предприятий с учетом принципов устойчивого развития.

Какие проблемы могут возникнуть при реализации принципов устойчивого развития?

При реализации принципов устойчивого развития могут возникнуть проблемы, связанные с противоречиями между интересами разных групп общества, экономическими ограничениями, трудностями в принятии и осуществлении необходимых изменений в системе производства, потребления и управления.

Как политики относятся к устойчивому развитию цивилизации?

Политики иногда оценивают устойчивое развитие только как устойчивую экономику или проблемы экологии. Однако, устойчивое развитие охватывает гораздо больший спектр вопросов, включая социальные, экономические, экологические и политические аспекты.

Что такое устойчивое развитие цивилизации?

Устойчивое развитие цивилизации - это концепция развития, основанная на уравновешенном сочетании экономических, социальных и экологических аспектов, обеспечивающая сохранение и улучшение качества жизни на текущем и будущих поколениях.

Какие факторы влияют на устойчивое развитие цивилизации?

Факторы, влияющие на устойчивое развитие цивилизации, включают политическую стабильность, эффективное использование природных ресурсов, социальную справедливость, экономическое развитие, инновационные технологии и экологическую ответственность.

Какие ценности определяют развитие цивилизации?

Основными ценностями, определяющими развитие цивилизации, являются уважение к человеческому достоинству, справедливость, свобода, демократия, экологическая ответственность, инновации, образование, развитие инфраструктуры и культурного наследия.

Как политики влияют на устойчивое развитие цивилизации?

Политики играют решающую роль в реализации идей устойчивого развития. Они могут создавать законы и нормативы, способствующие устойчивому развитию, а также формировать стратегии и программы, основанные на принципах устойчивости, включая экономическую, социальную и экологическую составляющие.

Что может представлять угрозу для устойчивого развития цивилизации?

Угрозы устойчивому развитию цивилизации могут включать изменение климата, истощение природных ресурсов, ухудшение качества окружающей среды, неравенство, социальные конфликты, экономический кризис, неэффективное управление ресурсами и угрозы безопасности.

Что такое устойчивое развитие цивилизации?

Устойчивое развитие цивилизации - это концепция развития общества, которая предлагает учитывать социальные, экономические и экологические аспекты при принятии решений и планировании своего будущего. Это означает, что развитие должно быть устойчивым, то есть удовлетворять потребности сегодняшних поколений, не вредя при этом возможностям будущих поколений.