Проблемы библиотечной провессиологии в трудах А.Соколова

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Библиотековедение
  • 16 16 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 09.01.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 2
1.Библиотечная профессиология в разработке нравственной модели специалиста 3
2.Профессиональное самосознание – предмет библиотечной профессиологии в трудах А. Соколова 10
3. Метод социального проектирования библиотечной профессиологии в трудах А. Соколова 13
Заключение 15
Библиографический список 16

Фрагмент для ознакомления

Не только задумывались, но и ожесточенно спорили друг с другом. Правда, эти споры никогда не связывались с понятием самосознания и с библиотечной профессиологией, но ничто не мешает это сделать. Благодаря тому, что состояние самосознания переживается типичными представителями профессионального сообщества примерно одинаково, обеспечивается психологическое единство группы в данный исторический момент.При изменении исторической ситуации профессиональное самосознание изменяется.
Таким образом, целью библиотечной профессиологии как научной дисциплины является познание прошлых, настоящих и будущих состояний библиотечного самосознания.
Наш опыт исторического библиотечно-профессионального исследования, хронологически охватившего ХХ в., показал, что получаются довольно интересные и поучительные результаты.
3. Метод социального проектирования библиотечной профессиологии в трудах А. Соколова

Библиотечная научная сфера использует в своем научном арсенале новые методы библиотечных исследований. Обоснование, поиск и критерии новых исследовательских методов в библиотековедении дал В.С. Крейденко. Он отмечает, что «…особую актуальность приобретает проблема именно осознанного, целенаправленного переноса методов из одной отрасли науки в другую». К таким методам, заимствованным из смежных наук, относится метод социального портретирования. Данный метод входит в методику социологии, но стал использоваться и другими общественными науками, в том числе библиотековедением[7].
Метод социального портретирования начал активно применяться в исследованиях профессионального самосознания библиотекарей с начала 90-х годов ХХ века. Это, в первую очередь, исследования А.В. Соколова, известного санкт-петербургского ученого, а также его учеников в рамках научной школы.
А.В. Соколов, обосновавший научный и учебный статус библиотечной профессиологии, выделяет в любом библиотечном сообществе пять социально-профессиональных слоев или страт, отличающихся по степени динамичности характера деятельности, творческой, социальной активности и уровня профессионализма: “авангард”, “гвардия”, “середняки”, “балласт”, “пилигримы” и обозначил их буквами греческого алфавита: альфа, бета, гамма, сигма, пи. Принципы и методика социально-профессиональной стратификации библиотекарей, изложенные в указанных работах, могут служить лишь одним из оснований, характеризующим направленность личности для разработки социальных портретов библиотекарей. Другими основаниями социального портретирования могут быть взяты: дифференциация по характеру труда, тип и вид библиотеки, социально-демографические признаки и прежде всего возраст и образование. На ocнове метода социально-профессиональной стратификации, ранее не используемого в библиотечных исследованиях, В.И. Грачев обосновал возможности разработки формальных и вербальных социальных портретов библиотекарей разных типов библиотек. Социальный портрет библиотекаря, по определению В.И. Грачева, представляет собой совокупность типичных социально-демографических и психологических признаков, присущих членам определенной группы библиотекарей [4].
Продолжая исследования библиотекарей 1990-х годов, А.В. Соколов в 2000-е годы представил собирательные портреты библиотекарей в образах Жанн, Пенелоп и Клеопатр как обобщающие портреты библиотекарей, которые совпадают с предыдущими градациями в том отношении, что в обоих случаях учитывается активность (пассивность) личности. Отличаются они тем, что в первом случае активность сочетается с профессионализмом, а во втором случае – с направленность личности. В настоящее время ученый типизирует библиотекарей на интеллигентов и интеллектуалов. Преемственным по отношению к исследованиям А.В. Соколова является исследование ценностных ориентаций молодых библиотекарей В.А. Виноградовой, объектом которого выступила страта библиотекарей по возрасту – до 35 лет и внутри типы молодых библиотекарей – интеллигенты и интеллектуалы [9].
Таким образом, приведенные примеры подтверждают использование метода социального портретирования, заимствованного из социологии, в библиотековедческих исследованиях; возможности применения этого метода к разным группам библиотечного сообщества, представленного многообразием библиотечных специальностей по виду профессиональной деятельности (функциональная специализация): комплектатор, систематизатор, редактор каталогов, библиограф, хранитель, фандрайзингер, маркетолог, технолог, разными возрастными группами.
Заключение

В современных условиях массовые задачи становления общества имеют единственную точку отсчета — значимость человека, почтение к его правам, ценности моральных отношений между людьми. Коренные переустройства, происходящие в нашем обществе по существу и ориентированы на утверждение этого измерения человека и принуждают с особенным интересом отнестись к системе общечеловеческих ценностей, эталонов и нравственных основ. Вопросы этики сейчас неизбежно появляются во всех сферах социальной жизни: экономике, политическом деятеле, культуре, образовании. Пока же не станет признана главная значимость культуры и образования и продуцируемых ими этических норм поведения и работы, общество не сможет стать ни цивилизованным, ни демократическим.
Нравственную оценку профессионализма библиотекаря автор рассматривает исходя из двух факторов: что библиотечная профессия несет общественному развитию и какую моральную отдачу получает библиотекарь в результате своего труда. Из этих двух слагаемых и формируются постулаты профессиональной этики библиотекаря. По сути дела, это новый для библиотечной науки вопрос, его осмысление не имеет еще установившихся традиций, развитой научно-теоретической базы. Поэтому главная цель учебного пособия — положить начало разработке теоретических основ профессиональной этики библиотекаря, показать ее специфику в отношении исходной, базовой этики как философской науки. Ставится также цель сформулировать понятие «профессиональная этика библиотекаря». Для этого в широком плане рассматривается теоретический аспект профессиональной этики библиотекаря: выявляются сущность и специфика профессиональной морали, дается определение нравственных установок, принципов, категорий, а также выявляются границы между дозволенным и недозволенным в библиотечной профессии.
Библиографический список

Грачев В.И. Социальное портретирование библиотекарей (теория, методика, эксперимент): автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / В.И. Грачев. – Л., 2007. – 16 с.
Грачев В.И. Социологические аспекты портретирования библиотекарей / В.И. Грачев // Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития: сб. науч. тр. – СПб., 2008. – С. 67 – 75.
Крейденко В.С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособие / В.С. Крейденко. – М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. – 352 с. – (Профес. б-ка шк. библиотекаря. Сер. 1. Вып.1).
Крейденко В.С. Новые исследовательские методы как важный показатель развития потребностей изучения практики / В.С. Крейденко //  Библиотечное дело. – 2007. – № 12. – С. 9 – 13.
Соколов А.В. Библиотекарь – 90 /А.В. Соколов, Л.Н. Афанасова// Сов. библиотековедение. – 2009. – № 3-4. – С. 66 – 69.
Соколов А.В. Сколько и каких библиотекарей нужно России? / А.В. Соколов, Л. Н. Афанасова // Науч. и техн. б-ки СССР. – 2008. – №11. – С. 3 – 11.
Соколов А.В. Жанны, Пенелопы, Клеопатры в библиотеке завтрашнего дня / А.В. Соколов // Библиотековедение. – 2007. -  № 3. – С. 26 – 36
Соколов А.В. Библиотечный авангард информационного общества / А.В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 2. – С. 51 – 60.
Виноградова В.А. Ценностные ориентации молодых российских библиотекарей (2000-е годы): автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / В.А. Виноградова; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2013. – 24 с.










16


_______________________________ ________________________________

Библиографический список

1. Грачев В.И. Социальное портретирование библиотекарей (теория, методика, эксперимент): автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / В.И. Грачев. – Л., 2007. – 16 с.
2. Грачев В.И. Социологические аспекты портретирования библиотекарей / В.И. Грачев // Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития: сб. науч. тр. – СПб., 2008. – С. 67 – 75.
3. Крейденко В.С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособие / В.С. Крейденко. – М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. – 352 с. – (Профес. б-ка шк. библиотекаря. Сер. 1. Вып.1).
4. Крейденко В.С. Новые исследовательские методы как важный показатель развития потребностей изучения практики / В.С. Крейденко // Библиотечное дело. – 2007. – № 12. – С. 9 – 13.
5. Соколов А.В. Библиотекарь – 90 /А.В. Соколов, Л.Н. Афанасова// Сов. библиотековедение. – 2009. – № 3-4. – С. 66 – 69.
6. Соколов А.В. Сколько и каких библиотекарей нужно России? / А.В. Соколов, Л. Н. Афанасова // Науч. и техн. б-ки СССР. – 2008. – №11. – С. 3 – 11.
7. Соколов А.В. Жанны, Пенелопы, Клеопатры в библиотеке завтрашнего дня / А.В. Соколов // Библиотековедение. – 2007. - № 3. – С. 26 – 36
8. Соколов А.В. Библиотечный авангард информационного общества / А.В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 2. – С. 51 – 60.
9. Виноградова В.А. Ценностные ориентации молодых российских библиотекарей (2000-е годы): автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / В.А. Виноградова; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2013. – 24 с.


Вопрос-ответ:

Какие проблемы библиотечной профессиологии рассматривает А. Соколов в своих трудах?

В своих трудах А. Соколов рассматривает проблемы библиотечной профессиологии, связанные с разработкой нравственной модели специалиста, профессиональным самосознанием и методами социального проектирования.

Что такое "библиотечная профессиология" и какая роль у нее в разработке нравственной модели специалиста?

Библиотечная профессиология - это область знания, которая изучает профессию библиотекаря и разрабатывает нравственную модель специалиста. Она помогает определить этические принципы, ценности и нормы поведения, которыми должен руководствоваться библиотекарь.

Какова роль профессионального самосознания в библиотечной профессии?

Профессиональное самосознание - это осознанное отношение библиотекаря к своей профессии, его понимание своего места и роли в обществе. Оно помогает библиотекарям принимать этически обоснованные решения и справляться с профессиональными вызовами.

Что такое метод социального проектирования в библиотечной профессиологии и как он используется?

Метод социального проектирования - это инструмент, который позволяет библиотекарям разрабатывать и реализовывать новые проекты и программы, учитывая потребности и ожидания общества. Он используется для улучшения качества библиотечных услуг и эффективного взаимодействия с пользователем.

Где я могу найти дополнительную информацию по данной теме?

Вы можете обратиться к библиографическому списку в конце статьи, который содержит рекомендации по дальнейшему чтению и изучению темы библиотечной профессиологии.

Что изучает библиотечная профессиология?

Библиотечная профессиология изучает профессиональные проблемы библиотекарей, в том числе вопросы этики и морали.

Какие проблемы библиотечной профессиологии обсуждает А. Соколов?

А. Соколов обсуждает проблемы разработки нравственной модели специалиста в библиотечной профессии и рассматривает профессиональное самосознание библиотекарей.

Какие труды А. Соколова относятся к методу социального проектирования библиотечной профессиологии?

Труды А. Соколова, относящиеся к методу социального проектирования библиотечной профессиологии, включают в себя как теоретические работы, так и практические разработки.

Какую роль играет понятие самосознания в библиотечной профессиологии?

Понятие самосознания играет важную роль в библиотечной профессиологии, так как отражает осознание библиотекарем своих профессиональных навыков и обязанностей, а также формирует его мировоззрение и отношение к профессии.

Какие работы на тему библиотечной профессиологии можно найти в библиографическом списке?

В библиографическом списке можно найти работы, посвященные различным аспектам библиотечной профессиологии, включая этику профессии, разработку моделей специалистов, методы социального проектирования и другие темы.

Какие проблемы рассматривает А. Соколов в своих трудах о библиотечной профессиологии?

А. Соколов рассматривает проблемы нравственной модели специалиста, профессионального самосознания и метода социального проектирования в библиотечной профессиологии.