Исторические аспекты бюджетного планирования
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 17.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного планирования 6
1.1. Понятие, принципы, участники бюджетного планирования 6
1.2. Методы бюджетного планирования 13
Глава 2. Бюджетное планирование в РФ 17
2.1. Переход к среднесрочному бюджетному планированию 17
2.2. Переход к программно-целевым 23
способам бюджетного планирования 23
2.3. Развитие бюджетного планирования в России 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 34
Основная угрозарусскихкомпаний состоит в том, что вопросам стратегического планирования и бюджетирования уделяется неглавныйинтерес. Ввиду трудногоденежного состояния почти всекомпаниипробуютотыскать выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без должной проработки долговременных целей они меняют свои ценности в развитии продукции и услуг, уходят на, казалось бы, перспективные сегменты рынка, а потом покидают их. Особенно это типично для компаний, исполняющих конверсию собственногопроизводства. Непродолжительный вывод на новые рынки безызвестного производителя при отсутствии рекламы в следствииограниченности денежных средств также понижает возможностисурового прорыва в конкурентной борьбе.Обеспечение стратегического управления компанией выдвинулось в количествоболее важных трудностей удачного развития российского бизнеса. Руководство компанийобязаноясноотображатьглавныедолговременные цели, достижение которых позволит занять лидирующие конкурентные позиции. Именно на решениеданных и остальных задач, определяющих эффективный бизнес, и ориентировано стратегическое планирование.Миссия и стратегия обязаны прежде всего открыватьглавные конкурентные достоинства, которыеуправлениефирмыжелаетдобиться в долгосрочной перспективе, и главныеметоды их достижения. Это позволит установитьнужныйуровень диверсификации и квалификации продукции, а также ее качество и первоначальную стоимость, сосредоточить свои стремления на многообещающихсекторахрынка, поставить требуемые ресурсы и сроки достиженияустановленных целей.Реализация стратегии открывается в бюджетах в виде решения текущих и среднесрочных задач, конкретизирующих и развивающих положения стратегического плана. Ключевую роль при этом играет то, как организационная структура и система управления компании приспособлены к реализации установленных стратегических задач и целей.В настоящее время возросла известность построения структур компаний в видебизнес-единиц, которым делегированы определенные возможности по осуществлению деятельности. На таких предприятиях проблема организации бюджетированияболее актуальна. К преимуществам применениябизнес-единицможно отнести то, что это обеспечит координацию- хозяйственной деятельности, повысит адаптивность и управляемость компании к изменениям во внешней и внутренней среде.Главный же недостаток этого образования ( с точки зрения высшего менеджмента компании) состоит в том, что фирма может утратить структурную стабильность.На сегодняшний день созданонемало подходов, которые ослабляют значениеданнойтрудности. Развитие систем управления бизнес-единицамичерез лимиты, в основании которых лежат принципы риска и доходности, позволяетустранить ряд трудностей делегирования возможностей и создатьэффективные и устойчивые компании.Организовать бюджетирование в фирме помогает внутренний аудит. Известно, что наличие комитета по внутреннему аудиту является обязательным условием котировки акций фирмы на подавляющем большинстве зарубежных бирж. Требование о разработке комитета по внутреннему аудиту почти во всех странах стало частьюправовой базы, которая регулирует деятельность эмитентов ценных бумаг. Наличие эффективного внутреннего аудита в последние годы стало в глазах инвесторов одним из важныхпризнаков приверженности фирмы должному корпоративному управлению. Кроме того, отсутствие или наличие внутреннего аудита в фирме рассматривается как важнаяпричина повышения эффективности менеджмента. Тем не менее ситуация в русском корпоративном секторе значительноотличается от вышеизложенной. Очень малоеколичестворусских компаний имеют в собственном штате внутренних аудиторов.Обучение профессионаловкомпании системе бюджетирования, постоянная диагностика и внешний консалтинг разрешают в приемлемые сроки вывести организацию на уровень кредитоспособности и притянутьосновной капитал для стратегического развития. [11, c.34]Выводы по Главе 2:В сравнении со сметным методом планирования программно – целевой метод является относительно новым и широкого распространения на нижестоящих уровнях бюджетной системы пока не получил.Сущность программно – целевого метода бюджетного планирования заключается в определении приоритетных целей и задач социального, экономического и научно – технического развития, в разработке взаимосвязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учётом их эффективного использования.Наряду с привлечением предназначенныхкомпаний динамично развивающиеся компании начали сами осваивать технологию бюджетирования и подготавливатьнадлежащие документы.Основная угрозароссийскихбизнес - компанийзаключается в неоправданно малом внимании к вопросам стратегического планирования и бюджетирования. Ввиду нестабильности финансовой системы, обусловленной происходящими на мировой арене событиями в политической и как следствие, экономической сфере, большинство российских компаний ищут выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без проработки долговременных целей они меняют свои ценности в развитии продукции и услуг, уходят наперспективные сегменты рынка, а потомих покидают. ЗаключениеПланирование расходов бюджета является неотъемлемым составляющей системы гос. управления, позволяющим применятьбюджетныезатраты в качестве эффективного инструмента социально-экономической политики страны и во многом обеспечивающим эффективноевнедрение бюджетных средств. Построение системы планирования расходов бюджета, которая отвечает современным экономическим условиям, не может быть без учета теоретических основ бюджетного планирования.С точки зрения теории денегзатраты бюджета представляют собой перераспределительные (распределительные) отношения, а их материальным воплощением являются валютные средства, выплачиваемые из бюджетного фонда. Для определения качественноговоздействияприменения бюджетных средств на социально-экономические процессы понятия расходов бюджета оказалосьмало. Это обусловливает объективную необходимостьпроисхожденияпонятия «расходное обязательство», которое составляетоснову определения направлений и форм применения бюджетных средств.Расходное обязательствопредставляет собой правовую основу формирования бюджета, формируя правовой механизм воздействия на социально-экономические отношениячереззатраты бюджета. Для решения имеющихсятрудностейбюджетные средства могутупотребляться в разныхразмерах, оказывая количественное воздействие на социально-экономическое формирование страны. Предельный размер расходования бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете для выполнения расходного обязательства, определяется бюджетными ассигнованиями.Исходя из современного понимания расходов бюджета, планирование бюджетных расходов нужнорассматривать как целостность планирования расходных обязательств и планирования бюджетных ассигнований.В процессе планирования расходных обязательствисполняется определение направлений и форм применения бюджетных средств в целях реализации гос. политики. При этом: планирование расходов бюджета выступает как элемент системы гос. управления; объектом планирования являются затраты бюджета как экономический инструмент; субъектами планирования становятся как денежные органы, но и ведомства, которые ответственны за выработку и реализацию социально-экономической политики страны.Бюджетное планирование - важная составная частьденежного планирования, подчиненная потребностямденежной политики страны. Его финансоваясутьсодержится в централизованном перераспределении и распределении стоимости общественного продукта и государственногодоходамежду звеньями денежной системы на базегос. социально-экономической программы развития страны в процессе развития и выполнения бюджетов и внебюджетных фондов различного уровня.Бюджетное планирование исполняется уполномоченными законодательством органами гос. власти и включает в себя: бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную базу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. В качестве принципов БП выделяют, в частности, целостность правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый способ и др. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии: -Составление проектов бюджетов; -Рассмотрение и предложение бюджетов; -Исполнение бюджетов; -Составление отчетов о выполнении бюджетов и их предложение.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - переназначениеденежных ресурсов меду бюджетами различного уровня. В систему органов, владеющих бюджетными возможностями, БК РФ включает: -денежные органы, -органы денежно-кредитного регулирования( Банк России), -органы муниципального (государственного) денежного контроля (Счетная палата РФ, контрольные и денежные органы исполнительной власти, местных и региональных представительных органов).Существенным шагом в развитии бюджетной реформы является включение в Бюджетный кодекс разделения расходов на действующие и принимаемые обязательства при БП. Под действующими расходными обязательствами в законопроекте понимаются затраты, состав и( или) размер которых предусмотрены законами, нормативно-правовыми актами, соглашениями и договорами, не планируемыми (не предлагаемыми) к изменению в текущем финансовом году, в следующем финансовом году или в плановом периоде (к примеру, принятые правительством РФ бюджетные программы или проекты). Под принимаемыми расходными обязательствами понимаются затраты, состав и( или) размер которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, соглашениями и договорами, планируемыми (предлагаемыми) к изменению в текущем финансовом году, в следующем финансовом году или в плановом периоде.Государственный бюджет, являясь главнымденежным планом страны, основным средством аккумулирования денежных средств, дает политической власти настоящуювероятностьвоплощениявозможностей, дает государству настоящую политическую и экономическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых иной, исполняетдостаточно утилитарную функцию - укрепляетлучший государством стильвоплощения управления государством. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития сообщества и самостоятельной роли не играет. Через бюджет происходит переназначениегосударственногозаработка и ВВП. Бюджет выступает инструментом стимулирования и регулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, конкретночерез бюджет исполняетсясоциальная политика.Но именно бюджет, демонстрируяразмерынужных государству денежных ресурсов и действительно имеющихся запасов, описывает налоговый климат страны, бюджет, укрепляя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики страны, следственно, справедливо, точное его обоснование, оплатапоследующих расходов, целенаправленности, планирование играют существенную роль и которому стоит уделять не последнее место в деятельности страны.Очевидно, что успех экономического развития в РФ в большой степени зависит от того, в каких направлениях будет развиваться как общее направление политики государства, так и в частности от грамотного планирования бюджетной политики, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.На представленномшаге развития в РФ поставлена задача развития среднесрочного БП, основанного на использовании современных способов и инструментов планирования расходов бюджета.Среднесрочное планирование бюджетных расходов обеспечивает взаимосвязь между политическими, управленческими и экономическими целями государства, носящими долгосрочный характер; установить такую взаимосвязь в рамках годового планирования практически невозможно. Необходимость формирования бюджетов на многолетней основе является общепризнанной в зарубежной практике. Развитие среднесрочного финансового планирования в 2004-2007 гг. в Российской Федерации прошло 2 ключевых этапа - утверждение с 2006 г. Правительством Российской Федерации перспективного финансового плана Российской Федерации, а затем составление и утверждение федерального бюджета на трехлетний период.Список использованных источников и литературы:Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015): официальный текст–М. Экзамен, 2014.Федеральный закон от 08.03.2015 N 25-ФЗ (ред. от 30.09.2015) "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", Собрание законодательства РФ, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://economy-ru.com/regulirovanie-ekonomiki-gosudarstvennoe/spisok-literaturyi-24416.htmlФедеральный закон от 5 октября 2015 г. № 276-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год». Собрание законодательства РФ, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://economy-ru.com/regulirovanie-ekonomiki-gosudarstvennoe/spisok-literaturyi-24416.htmlНешитой А.С. Бюджетная система РФ:Учебник для вузов/Нешитой А.С.-М.: Дашков и К, 2013.Воробьева Л.Т. Проблемы планирования доходов и расходов местных бюджетов/Воробьева Л.Т. //Финансы и кредит.- 2014.- №32Демидов А.Ю.Принципы БОР в деятельности администраторов бюджетных средств/Демидов А.Ю.//Финансы.- 2014.-№2Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его функциональные элементы/Ермакова Е.А.//Финансы и кредит.- 2014.-№20Завьянов Д.Ю.Совершенствование бюджетного планирования на основе социологических исследований/Завьянов Д.Ю.//Финансы.- 2014.- №6Зиганшина Л.А. Использование системы индикаторов в бюджетном планировании/Зиганшина Л.А.//Финансы и кредит.-2014.-№12Истомина Н.А. Становление и развитие практики планирования расходов региональных бюджетов на основе количественных параметров (объемов) государственных услуг/Истомина Е.А.//Финансы и кредит.-2014- №36Колесов А.С.Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития / Колесов А.С.//Финансы.-2013.- №7 Лавров А.М.Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы/Лавров А.М. //Финансы.- 2014.- №3 Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.М:Юнити,2013.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/23442/Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетовЭлектронный ресурс. Режим доступа: http://www.greatfin.ru/grefs-170-1.htmlБюджетное планирование в системе финансового планирования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1492009/Этапы бюджетного планирования и прогнозирования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1492009/
2. Федеральный закон от 08.03.2015 N 25-ФЗ (ред. от 30.09.2015) "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации", Собрание законодательства РФ, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://economy-ru.com/regulirovanie-ekonomiki-gosudarstvennoe/spisok-literaturyi-24416.html
3. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 276-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год». Собрание законодательства РФ, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://economy-ru.com/regulirovanie-ekonomiki-gosudarstvennoe/spisok-literaturyi-24416.html
4. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ:Учебник для вузов/Нешитой А.С.-М.: Дашков и К, 2013.
5. Воробьева Л.Т. Проблемы планирования доходов и расходов местных бюджетов/Воробьева Л.Т. //Финансы и кредит.- 2014.- №32
6. Демидов А.Ю.Принципы БОР в деятельности администраторов бюджетных средств/Демидов А.Ю.//Финансы.- 2014.-№2
7. Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его функциональные элементы/Ермакова Е.А.//Финансы и кредит.- 2014.-№20
8. Завьянов Д.Ю.Совершенствование бюджетного планирования на основе социологических исследований/Завьянов Д.Ю.//Финансы.- 2014.- №6
9. Зиганшина Л.А. Использование системы индикаторов в бюджетном планировании/Зиганшина Л.А.//Финансы и кредит.-2014.-№12
10. Истомина Н.А. Становление и развитие практики планирования расходов региональных бюджетов на основе количественных параметров (объемов) государственных услуг/Истомина Е.А.//Финансы и кредит.-2014- №36
11. Колесов А.С.Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития / Колесов А.С.//Финансы.-2013.- №7
12. Лавров А.М.Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы/Лавров А.М. //Финансы.- 2014.- №3
13. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.М:Юнити,2013.
14. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/23442/
15. Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетов
Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.greatfin.ru/grefs-170-1.html
16. Бюджетное планирование в системе финансового планирования. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/1492009/
17. Этапы бюджетного планирования и прогнозирования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1492009/
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет бюджетное планирование в историческом аспекте?
Бюджетное планирование имеет большое значение в историческом аспекте, так как оно позволяет государству контролировать и распределять финансовые ресурсы, а также планировать свои доходы и расходы на различные сферы жизни страны. В истории бюджетное планирование играло важную роль при формировании бюджетных систем различных государств и помогало им развиваться и совершенствоваться.
Какие принципы лежат в основе бюджетного планирования?
В основе бюджетного планирования лежат следующие принципы: принцип единства бюджетной системы, принцип ежегодности, принцип программности, принцип целевого назначения, принцип сбалансированности, принцип гласности и др. Каждый из этих принципов важен для обеспечения эффективного функционирования бюджетной системы и гарантирования правильного распределения финансовых ресурсов.
Какие методы используются при бюджетном планировании?
При бюджетном планировании используются различные методы, такие как метод балансирования, метод прогнозирования, метод программирования, метод анализа и т.д. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от поставленных целей и задач планирования. Например, метод балансирования используется для обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджета, а метод прогнозирования помогает предсказывать изменения в экономике и основываться на них при планировании бюджета.
Как происходил переход к среднесрочному бюджетному планированию в России?
Переход к среднесрочному бюджетному планированию в России происходил поэтапно. В начале 1990-х годов был осуществлен переход от годового бюджетного планирования к планированию на срок планового периода, который составлял 3 года. Затем, в конце 1990-х годов, введено среднесрочное бюджетное планирование на 5 лет. Это позволяло государству долгосрочно планировать свои доходы и расходы, уменьшая неопределенность и повышая уровень стабильности и предсказуемости бюджетной политики.
Что такое бюджетное планирование и какие принципы лежат в его основе?
Бюджетное планирование - это процесс разработки и управления бюджетом, который включает в себя определение целей и задач, распределение ресурсов и контроль за их использованием. Основными принципами бюджетного планирования являются прозрачность, эффективность, гибкость и ответственность.
Какие методы используются в бюджетном планировании?
В бюджетном планировании используются различные методы, такие как инкрементный метод, нулевой метод, метод нормального объема, метод аналитической иерархии процессов и др. Эти методы позволяют учитывать разные факторы при разработке бюджета и принимать во внимание все необходимые аспекты.
Как происходил переход к среднесрочному бюджетному планированию в России?
Переход к среднесрочному бюджетному планированию в России происходил поэтапно. Сначала были разработаны и приняты законы, регулирующие эту сферу - "О федеральном бюджете на следующий год и плановый период" и "Об основах бюджетного учета". Затем был создан институт среднесрочного федерального бюджетного планирования, который стал ответственным за разработку и осуществление среднесрочных бюджетных планов. Таким образом, переход к среднесрочному бюджетному планированию в России был осуществлен систематически и в соответствии с установленными законами.
Каким образом развивается бюджетное планирование в России?
Бюджетное планирование в России развивается путем совершенствования методов и подходов к составлению бюджета, внедрения новых информационных систем и технологий, а также улучшения контроля за исполнением бюджета. В последние годы внедряются программно-целевые методы бюджетного планирования, которые позволяют более точно распределить ресурсы и достичь определенных целей и задач.
Что такое бюджетное планирование?
Бюджетное планирование - это процесс разработки, утверждения и реализации бюджета, который определяет расходы и доходы государства в определенном периоде времени.
Какие принципы лежат в основе бюджетного планирования?
Основными принципами бюджетного планирования являются принцип юридичности, принцип программности, принцип эффективности и принцип адекватности. Принцип юридичности заключается в том, что бюджет должен быть разработан и утвержден в соответствии с законодательством. Принцип программности означает, что бюджет должен быть направлен на финансирование определенных программ и проектов. Принцип эффективности подразумевает достижение максимальных результатов при минимальных затратах. Принцип адекватности предполагает соответствие расходов и доходов бюджета в определенном периоде времени.