Особенности Социальной работыс несовершеннолетними ,склонными к совершению правонарушений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 29 29 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 21.01.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ПРИЧИНЫ ИХ СОВЕРШЕНИЯ
2. ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Школьный психолог и социальный педагог в общеобразовательных учреждениях проводят значительную профилактическую работу с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям.Это, например:школьный учет трудновоспитуемых подростков и младших школьников, нуждающихся в помощи, поддержке;организация соответствующей психокоррекционной работы с нимипосещение неблагополучных, проблемных семей;совместные выступления на родительских собраниях, консилиумах, психолого-педагогических семинарах;проведение воспитательных часов на морально-этические проблемы, проблемы взаимопонимания и уважения;ведение картотеки неблагополучных семей, детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем, детей-сирот, одаренных детей, трудновоспитуемых детей, групп тренинга;консультативная работа с учащимися, родителями, учителями;сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних;сотрудничество с медицинскими учреждениями;сотрудничество с центрами социальных служб для молодежи;работа с педагогическим коллективом школы (ознакомление с новинками психолого-педагогической литературы, беседы, консультации по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и т.д.) [30].Профилактика будет эффективной тогда, когда обобъект профилактического воздействия сам становится субобъектом профилактики.Ведь необходимым условием профилактики, по нашему мнению, является комплексность и координация действий всех субъектовведения профилактики на всех уровнях.Поэтому следует отработать четкое взаимодействие всех субъектовв направлении профилактики правонарушений среди подростков.В общем предохранительная деятельность должна носить системный характер.Профилактические мероприятия должны осуществлять субъекты предупреждения и на уровне издания специальных нормативно-правовых актов, и на уровне проведения профилактической и индивидуальной работы с подростком, который требует соответствующего воздействия [32, с.56].Среди направлений профилактической работы можно выделить:правовое образование, распространение информации о правовых возможностеях преодоления проблем (лекции, кино, видеолектории, образовательные программы, материалы в СМИ, "обучение на равных")оказание консультативной помощи в решении проблем (консультаций юриста, психолога, врача, педагога, консультирование в СМИ, телефонное консультирование);предоставление кризисной социально-психологической помощи (кризисные стационары, службы "Телефон доверия" и т.п.);социально-педагогическую помощь семьям с ограниченными педагогическими ресурсами, семьям с проблемными детьми (семейное консультирование и психотерапия, социальная защита и представительство интересов семей);социальную защиту и реабилитацию детей издевиантных семей (консультирование, кризисное вмешательство, лишение или ограничение родительских прав, фостеринг)содействие занятости населения, особенно представителей социальнонезащищенных групп и групп риска (центры занятости и трудоустройства, общественные работы);создание условий для содержательного проведения досуга (творческие кружки и студии, спортивные секции, досуговые мероприятия, конкурсы, уличные игровые площадки для детей);социальную поддержку проявлений положительной социальной активности (поддержка деятельности общественных организаций, групп социального действия, волонтерской работы);профилактику наркомании и алкоголизма среди детей [2].Социальные службы для профилактики правонарушений среди детей используют следующие меры:организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующих влияние окружающей среды на формирование девиаций.Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение ребенка.Действие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению.Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретное лицо.Информирование - это направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространение специальной литературы или видео и телефильмов.Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы ребенка с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.Активное социальное обучение социально-важным навыкам.Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.Организация деятельности, альтернативной аморальном поведении.Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффектедевиантного поведения.Предполагается, что дети используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен и что-то лучше.Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытания себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество [6].Организация здорового образа жизни.Активизация личных ресурсов, вовлечение несовершеннолетних к активному занятию спортом, его творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативным внешним воздействиям.Минимизация негативных последствий девиантного поведения, данная форма работы используется в случаях уже сложившейся отклоняющегося поведения.Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.Отличительной чертой современной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами [12].Социальный контроль - совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения, с целью их устранения или минимизации и приведения в соответствие с социальными нормами.К субъектам, которые осуществляют социальный контроль относят практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, школе, государству и его учреждениям (инспекциям по делам несовершеннолетних, комиссиям по делам несовершеннолетних, органам внутренних дел).Социальный контроль может быть формальным, то есть осуществляется компетентными организациями и неформальным (неофициальный).Факторами, способствующими эффективности социального контроля девиантного поведения могут выступать: снижение репрессивных мер воздействия;создание эффективной системы превентивно-профилактических мероприятий;повышение социокультурного и воспитательного уровня общества;контроль за СМИ;подготовка специалистов для работы с девиантами;методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения;создание системы социальной помощи, социально-психологической реабилитации лиц с разного рода девиациями;совершенствование законодательной базы [18].ЗАКЛЮЧЕНИЕСегодня преступность несовершеннолетних становится самой серьезной проблемой. Увеличивается число преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. Много среди несовершеннолетних преступников не только пьяниц, но и наркоманов, проституток. Есть разные несовершеннолетние, отчего и различны совершаемые ими преступления. Одни «специализируются» в основном на кражах, а в определенных ситуациях совершают также грабежи и разбои. Для других характерны насилие над личностью, что часто связано с проявлением особой жестокости. Очевидно, что с решением проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних во многом связаны сдерживание и сокращение преступности в целом.Выделение правонарушений несовершеннолетних в качестве самостоятельного объекта профилактического воздействия обусловливается также гуманными соображениями, необходимостью реализации ответственности общества перед подрастающим поколением. В переходный, кризисный период все большее влияние на преступность оказывают такие факторы, как имущественное расслоение общества, заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения, явная и скрытая безработица, массовая миграция, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальными проблемами неблагоприятный психологический фон.Профилактика правонарушений несовершеннолетних включает в себя комплекс мер. Этот комплекс объединяет в себя не только усилия различных инстанций и учреждений, совокупность различных мер по организации педагогической помощи самим учащимся и их родителям, но и различные виды работы с подростками во времени, в зависимости от их возраста, степени развития, индивидуально-психологических особенностей и других факторов роста и развития, необходимых для этого условий.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбызов, P.M. Насильственные преступления несовершеннолетних: Характеристика, типология личности, предупреждение / P.M. Абызов, Г.А. Юрков. Барнаул : Изд-во БЮИ МВД России, 2001. – 324 с.Арзуманов С.В. Закон и борьба с преступностью несовершеннолетних. // Закон и право, Арзуманов СВ. Закон и борьба с преступностью несовершеннолетних. // Закон и право, 2001, №6. - С.43-46Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 385 с.Васильковская И.П.Предупреждения преступности несовершеннолетних: некоторые аспекты / И. П. Васильковская // Право.- 2004. - №1.- С. 95-103.Греса Н.А.Психологические особенности антиципационной способности несовершеннолетних правонарушителей с разной степенью осознания вины / Н.А.Греса // Практическая психология и социальная работа.- 2008. - №4.- С. 77-80.Гилинский Я.И.Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социс.- 1991. - №4.- С. 72-78.Дроздов А.Ю.Факторы возникновения и развития агрессивного поведения детей / О.Ю.Дроздов, М.А.Скок // Практическая психология и социальная работа.- 2009. - №2.- С. 58-62.Заросинский А.В.Предотвращение наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних / А.В.Заросинський // Право.- №2.- С. 59-62.Зверева И.Д.Социальная работа: учебное пособие / И.Д.Зверева.- М .: Центр учебной литературы, 2004. - 256 с.Капская А.И.Социальная педагогика: учебник / А.И.Капская.- М .: Центр учебной литературы, 2006. - 468 с.Капская А.И.Социальная работа: технологический аспект: учебное пособие / А.И.Капская.- М .: Центр учебной литературы, 2004. - с.352Кашкарев Г.В.Учет типологических особенностей специфических групп молодежи в процессе социальной работы // Сб.научных трудов БДПИ (Педагогические науки).- №1.- 1999. - С. 39-44.Клец Л.А.Профилактика агрессивного и жестокого поведения среди несовершеннолетних и молодежи / Л.А.Клец // Практическая психология и социальная работа.- 2009. - №6.- С. 56-62.Коваленко Л.А.Профилактическая и психокоррекционная работа с учащимися девиантного поведения / А.Л.Коваленко, А.В.Беркунова // Социальный педагог.- 2010. - №3 (39).- С. 35-41.Ковальский В.С.Криминология: учебник / В.С.Ковальский.- М .: Интер, - 2002. - 345 с.Кобзарь Б.С.Предотвращение отклонений в поведении школьников / Б.С.Кобзарь.- М .: Знание, 2002. - 56 с.Корсакевич В.В.Социально-психологический тренинг как средство коррекции девиантного поведения личности. Проблемы девиантного поведения: история, теория практика // Материалы Международной научно-практической конференции.- М .: Миллениум, 2002. - 424 с.Крейберг Ю.А.Психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю.А.Крейберг.- М .: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.Кушнарев С.В.Методы психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] / С.В.Кушнарев - Режим доступа: Лучникина А.Б.Профилактика девиантного поведения: пособие / А.Б.Лучникина.- М: Главник, 2008. - 128 с.Максимова Н.Ю.Воспитательная работа с социально-дезадаптированными школьниками: методические рекомендации / Н.Ю.Максимова.- М .: Измир, 1997. - 136 с.Медведев В.С.Психосоциальные условия криминальных действий несовершеннолетних / В.С.Медведев // Актуальные проблемы правоведения Вып.5. - Саратов, 2002. С. 233-237Мотунова Н.В.Профилактика правонарушений среди подростков как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Н.В.Мотунова - Режим доступа: Павлик А.Н.Исследование мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей.Проблемы девиантного поведения: история, теория, практика // Материалы Международной научно-практической конференции.- М .: Миллениум, 2002. - 424 с.

1. Абызов, P.M. Насильственные преступления несовершеннолетних: Характеристика, типология личности, предупреждение / P.M. Абызов, Г.А. Юрков. Барнаул : Изд-во БЮИ МВД России, 2001. – 324 с.
2. Арзуманов С.В. Закон и борьба с преступностью несовершеннолетних. // Закон и право, Арзуманов СВ. Закон и борьба с преступностью несовершеннолетних. // Закон и право, 2001, №6. - С.43-46
3. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 385 с.
4. Васильковская И.П. Предупреждения преступности несовершеннолетних: некоторые аспекты / И. П. Васильковская // Право. - 2004. - №1.- С. 95-103.
5. Греса Н.А. Психологические особенности антиципационной способности несовершеннолетних правонарушителей с разной степенью осознания вины / Н.А. Греса // Практическая психология и социальная работа. - 2008. - №4. - С. 77-80.
6. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социс. - 1991. - №4. - С. 72-78.
7. Дроздов А.Ю. Факторы возникновения и развития агрессивного поведения детей / О.Ю. Дроздов, М.А. Скок // Практическая психология и социальная работа. - 2009. - №2. - С. 58-62.
8. Заросинский А.В. Предотвращение наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних / А.В.Заросинський // Право. - №2. - С. 59-62.
9. Зверева И.Д. Социальная работа: учебное пособие / И.Д. Зверева. - М .: Центр учебной литературы, 2004. - 256 с.
10. Капская А.И. Социальная педагогика: учебник / А.И. Капская. - М .: Центр учебной литературы, 2006. - 468 с.
11. Капская А.И. Социальная работа: технологический аспект: учебное пособие / А.И. Капская. - М .: Центр учебной литературы, 2004. - с. 352
12. Кашкарев Г.В. Учет типологических особенностей специфических групп молодежи в процессе социальной работы // Сб. научных трудов БДПИ (Педагогические науки). - №1. - 1999. - С. 39-44.
13. Клец Л.А. Профилактика агрессивного и жестокого поведения среди несовершеннолетних и молодежи / Л.А.Клец // Практическая психология и социальная работа. - 2009. - №6. - С. 56-62.
14. Коваленко Л.А. Профилактическая и психокоррекционная работа с учащимися девиантного поведения / А.Л.Коваленко, А.В. Беркунова // Социальный педагог. - 2010. - №3 (39). - С. 35-41.
15. Ковальский В.С. Криминология: учебник / В.С. Ковальский. - М .: Интер, - 2002. - 345 с.
16. Кобзарь Б.С. Предотвращение отклонений в поведении школьников / Б.С. Кобзарь. - М .: Знание, 2002. - 56 с.
17. Корсакевич В.В. Социально-психологический тренинг как средство коррекции девиантного поведения личности. Проблемы девиантного поведения: история, теория практика // Материалы Международной научно-практической конференции. - М .: Миллениум, 2002. - 424 с.
18. Крейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю.А. Крейберг. - М .: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
19. Кушнарев С.В. Методы психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] / С.В. Кушнарев - Режим доступа:
20. Лучникина А.Б. Профилактика девиантного поведения: пособие / А.Б. Лучникина. - М: Главник, 2008. - 128 с.
21. Максимова Н.Ю. Воспитательная работа с социально-дезадаптированными школьниками: методические рекомендации / Н.Ю. Максимова. - М .: Измир, 1997. - 136 с.
22. Медведев В.С. Психосоциальные условия криминальных действий несовершеннолетних / В.С. Медведев // Актуальные проблемы правоведения Вып. 5. - Саратов, 2002. С. 233-237
23. Мотунова Н.В. Профилактика правонарушений среди подростков как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Н.В. Мотунова - Режим доступа:
24. Павлик А.Н. Исследование мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей. Проблемы девиантного поведения: история, теория, практика // Материалы Международной научно-практической конференции. - М .: Миллениум, 2002. - 424 с.

Вопрос-ответ:

Что такое Социальная работа с несовершеннолетними склонными к совершению правонарушений?

Социальная работа с несовершеннолетними склонными к совершению правонарушений - это комплекс мер, направленных на предупреждение и решение проблем таких детей, а также на их реабилитацию и социализацию.

Какие причины могут привести несовершеннолетних к совершению правонарушений?

Причины, приводящие несовершеннолетних к совершению правонарушений, могут быть разными: дезорганизация семьи, неблагополучие, отсутствие родительского контроля, неблагоприятное социальное окружение, психологические проблемы и другие факторы.

Какие нормативно-правовые акты существуют в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних?

В сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних существует ряд нормативно-правовых актов, включающих законы, постановления и приказы, регулирующие эту сферу деятельности.

Какие технологии социальной работы применяются для профилактики правонарушений несовершеннолетних?

Для профилактики правонарушений несовершеннолетних используются различные технологии социальной работы, включающие индивидуальное консультирование, групповую работу, психологическую поддержку, сотрудничество с семьей и другие методики.

Какую работу проводят школьный психолог и социальный педагог с несовершеннолетними склонными к совершению правонарушений?

Школьный психолог и социальный педагог в общеобразовательных учреждениях проводят значительную профилактическую работу с несовершеннолетними склонными к совершению правонарушений, включая консультирование, психологическую поддержку, организацию групповой работы и сотрудничество с семьями.

Какие существуют классификации правонарушений, совершаемых несовершеннолетними?

Существует несколько классификаций правонарушений несовершеннолетними, одним из которых является деление на уголовные, административные и гражданско-правовые правонарушения.

Какие причины могут быть у несовершеннолетних для совершения правонарушений?

Причины, по которым несовершеннолетние могут совершать правонарушения, могут быть разнообразными - от негативного влияния окружающей среды и недостатка родительского контроля до наличия проблем в семье, психологических расстройств или жизненных трудностей.

Какие нормативно-правовые акты существуют для профилактики правонарушений несовершеннолетних?

Для профилактики правонарушений несовершеннолетних существует ряд нормативно-правовых актов, включающих законы о защите прав детей, об образовании, о социальной помощи и многие другие.

Какие технологии социальной работы используются для профилактики правонарушений несовершеннолетних?

В работе с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений, используются различные технологии социальной работы, такие как индивидуальные и групповые консультации, тренинги, проведение профилактических мероприятий и т.д.

Какую работу проводят школьные психологи и социальные педагоги с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям?

Школьные психологи и социальные педагоги в общеобразовательных учреждениях проводят значительную профилактическую работу с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям. Они оказывают помощь в решении конфликтных ситуаций, проводят профилактические беседы, консультируют детей и их родителей, организуют форумы и тренинги по правовому просвещению и т.д.