Формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: ОБЖ
  • 65 65 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 22.01.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
ГЛАВА 1. Генезис и современное состояние проблемы готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера
ГЛАВА 2. Теоретические основы формирования подростков к безопасному поведению в социальной среде
2.1 Безопасное поведение как функциональная система взаимодействия подростков с социальной средой
2.2. Модель формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера
Заключение
Библиографический список


Фрагмент для ознакомления

Содержание технологического блока реализуется поэтапно. И состоит из трех этапов.На мотивационно-информационном этапе происходит становление мотивационной и когнитивной основы безопасного поведения в повседневной жизни и опасных ситуациях социального характера, которые могут возникнуть. Процесс идет посредством комплексного изучения проблем личной безопасности и сохранения своего здоровья; через показ значимости изучаемого материала, разъяснение личной жизненной необходимости подготовки к обеспечению безопасности, взаимодействие учащихся с информационными опасными ситуациями, представленными в словесной и наглядной форме, актуализацию познавательного и практического опыта учащихся.Поведение человека в той или иной ситуации, как правило, полимотивированно, то есть побуждается несколькими мотивами. Наиболее действенным оказывается мотив, имеющий субъективную значимость для человека, так как именно он придает личностный смысл действиям и поступкам подростка. Поэтому преподаватели должны стимулировать и направлять учащихся на определение смыслообразующих мотивов безопасного поведения через раскрытие значимости учебного материала, разъяснение личной жизненной необходимости подготовки к обеспечению безопасности, примеры людей, имеющих хорошую подготовку в области безопасности, позволившую им успешно преодолеть опасные ситуации. Содержание заданий поискового, творческого, проблемного характера должно быть направлено на стимулирование интереса учащихся к подготовке в области безопасности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию. Отношение учащихся к обучению безопасному поведению постепенно изменялось от отрицательного или равнодушного к положительному, личностно значимому.Чтобы обучающиеся увидели, услышали, почувствовали, пережили влияние опасных ситуаций и факторов, в процессе обучения безопасному поведению используются наглядные материалы, естественно с учетом возраста и психологического состояния детей, в этом случае главное не навредить. Например, фотографии последствий взаимодействия человека с опасной ситуацией. Полезна так же демонстрация фильмов о различных способах поведения людей в опасной ситуации, ознакомление со средствами защиты. Как правило, в этом блоке, необходимо рассматривать типовые случаи угроз, те которые встречаются довольно часто. Учеными доказано, что для психики детей, достаточно наглядных материалов, и эмоции испытываемые в учебной обстановке вполне сходны с теми чувствами, которые бы испытал подросток в реальной ситуации (Сорокина, 2010).Такие наглядные материалы дают возможность подросткам со стороны, то есть без особого риска для самого себя, воспринять некоторые эффективные способы и приемы безопасного поведения в той или иной ситуации. Анализируя, сопоставляя происходящее с имеющимся личным опытом, дети четко могут увидеть, каким образом необходимо выстраивать свое поведение при возникновении того или иного вида социальной опасности. Прежде всего, подросток, после прохождения этого блока, должен уметь дать объективную оценку предлагаемой информации, удостовериться в ее истинности и надежности, а затем, в соответствии с полученным результатом, принять единственно правильное решение, которое поможет ему сохранить жизнь и избежать риска быть обманутым или вовлеченным в противоправные действия.Рекомендуется также эвристическая беседа, частично-поисковые методики, мозговой штурм. Все эти приемы позволяют подросткам в ходе самостоятельной поисковой мыслительной деятельности приобрести более осознанные и прочные знания правил и способов безопасного поведения (предупреждения, предотвращения, избегания, преодоления).Тренировочный этап направлен на формирование умений и навыков безопасного поведения в знакомых, стандартных опасных ситуациях путем погружения подростков в создаваемые посредством словесно-образного и имитационного моделирования опасные ситуации, разрешение которых требует выбор или демонстрацию адекватных способов поведения.На тренировочном этапе у подростков формируются умения и навыки, определяющие успешные действия при попадании в опасные ситуации путем воспроизведения усвоенных на предыдущем этапе способов безопасного поведения в повторяющихся сходных ситуациях. Для этого применяется метод анализа конкретных ситуаций на основе сюжетов телепередач, публикаций в СМИ, рассказов и описаний очевидцев. Учащиеся анализируют какую-либо реальную опасную ситуацию, которая уже произошла или с которой они могут встретиться в повседневной жизни, выявляют причины, вызвавшие ее, и ошибки, допущенные участниками ситуации. Представляя себя на месте субъекта опасной ситуации, они предлагают свое решение, свой способ поведения в данной ситуации. Таким образом, подростки овладевают умениями и навыками работы с информацией, всестороннего анализа и оценки опасной ситуации, оперативного принятия решения, обоснованного изложения собственной точки зрения.Кроме того, если работа проведена верно, то дети должны понять, что в любой опасной ситуации не бывает единственно верного алгоритма действий, всегда есть несколько вариантов выхода, или спасения, если ситуация критическая. Самое главное, в этих ситуациях успокоиться и постараться мыслить логично, не поддаваться эмоциям.Решая ситуационную задачу, подростки взаимодействуют со стандартной, знакомой им информационной опасной ситуацией, в которой они могли бы оказаться и из которой должны найти выход на основе имеющихся знаний и личного опыта. Учащимся предлагаются задачи, в которых необходимо выбрать правильные способы безопасного поведения. Определить алгоритм своих действий или предложить новые дня них способы безопасного поведения в любой опасной ситуации, которая может случиться в их повседневной жизни, дома, в гостях, по пути домой и т.д.. При этом они мысленно «проигрывают» возможные варианты будущих действий, выстраивают модель своего поведения. Для преподавателя в этом случае важным является максимально возможное правильное распределение ролей, и предоставление школьникам максимально достоверной и правдивой информации. Как вариант можно воспользоваться услугами различных социальных институтов, МЧС, МВД и т.д.А для подростка, такая ситуация, если она случится в реальной жизни, уже не будет являться причиной стресса, более того возможно учебный процесс разрешит некие имеющиеся проблемы, и поможет снять состояние тревожности, и эмоциональной неустойчивости. Эмоциональное «проигрывание» воображаемых действий в опасной ситуации, а значит, чувственное переживание, восприятие тех признаков, которые присущи данной ситуации, способствует нейтрализации главного стрессора любой опасной ситуации - неожиданности. Образованные в такой модельной ситуации условные нервные связи вовремя «оживают» в реальной опасной обстановке по типу следовых реакций и «подсказывают» нужное решение. Воображаемые действия становятся тем самым активным механизмом формирования и совершенствования умений и навыков безопасного поведения.В ходе ситуационных игр-упражнений, ролевых игр подростки погружаются в опасные проблемные ситуации, решение которых предполагает привлечение всех знаний, полученных на предыдущих этапах. Дети сами прогнозируют опасность, предотвращают ее, учатся адекватно действовать в ситуации в соответствии со степенью опасности, и использовать средства защиты, если они необходимы, учатся защищаться подручными средствами. Подростки в ходе обучения должны научиться планировать свое поведение, анализировать и оценивать собственные действия, выстраивать взаимоотношения с другими людьми, так как это способствует уменьшению стресса в реальной ситуации, снятию тревожности, повышению эмоциональной устойчивости.Творческий этап предполагает обогащение личного опыта безопасного поведения посредством мысленного и имитационного проигрывания действий в измененной или нестандартной опасной ситуации с введением элементов неясности обстановки, отсутствия достаточной информации, непредвиденности возникающих трудностей и условий, что требует от учащихся быстрого нахождения нового, оригинального решения.На тренировочном этапе подростки взаимодействуют со стандартной, знакомой им информационной и имитационной опасной ситуацией, то целью творческого этапа является подготовка подростков к безопасному поведению в измененной или нестандартной, незнакомой ситуации. Взаимодействие с имитационными опасными ситуациями осуществляется в ситуационных играх-упражнениях, ролевых играх и собственно имитационных играх. При этом, если есть возможность, то условия обстановки изменяются и усложняются для максимального приближения их к реальным событиям. Для этого вводятся элементы новизны, необычности, неизвестности, внезапности. В современном процессе обучения рекомендуется использовать различные информационные технологии, они позволяют быстро сформировать многомерную, многовариантную реальность.В результате этих манипуляций создаются такие условия, когда у детей нет времени на подготовку к действиям, использование каких-то заготовок, а требуется немедленная реакция здесь и сейчас. Обеспечивается высокий темп учебных действий, соответствующий реальным опасным и экстремальным ситуациям. Учащиеся самостоятельно, без подсказок и предварительной отработки должны найти совершенно новые, оригинальные решения, нестандартные способы выхода из опасных ситуаций. Кроме того, тренировочный этап предполагает зачастую физические нагрузки, которые позволяют тренировать тело подростка, для формирования «памяти мышц», для того, что бы в определенной ситуации ребенок «сработал на рефлексах», что в опасной ситуации поможет сохранить время.В опасных и экстремальных ситуациях действия школьников должны базироваться на автоматизме, отличаться сноровкой, гибкостью, быстротой и точностью. Если умения не сформированы, не обладают такими свойствами, появятся сбои, неточности, промахи и ошибки. Учащиеся должны быть полностью погружены в опасную имитационную ситуацию, в которой переживались бы события, находились действительно новые для них решения, совершались предметные или умственные действия, шел процесс самостоятельного формирования личной модели безопасного поведения. Подросток в этом случае приобретает свой собственный, индивидуальный, личностный опыт. В дальнейшем это придает ему уверенность в себе и своих силах, убежденность в том, что в реальной ситуации он сможет принять правильное решение и реализовать безопасную модель поведения.Результативный блок предполагает подведение итогов работы по подготовке подростков к безопасному поведению, сюда могут быть включены различные тесты и возможные способы проверки сформировавшихся у подростков навыков и умений. Блок отражает планируемый результат формирования готовности на каждом этапе, а также выделенные с учетом структуры готовности к безопасному поведению критерии и показатели сформированности данной готовности.Единицами измерения уровня сформированности умений, выступают: – количество действий, выполняемых учащимся при использовании какого-либо умения; – качество выполнения каждого действия; – последовательность действий; – время, затраченное на выполнение различных заданий. Таким образом,использование межпредметных связей, изучение проблем безопасности на различных предметах, при проведении интегрированных уроков, во внеклассной работе помогает рассмотреть опасные факторы социальной среды с различных точек зрения, в разных аспектах и сформировать систему знаний о безопасности в опасных ситуациях социального характера.Для успешной реализации модели безопасного поведения подростков в опасных ситуациях социального характера, необходимо создать на занятиях благоприятную психологическую среду, то есть атмосфера должна быть в любом случае оптимистичной. Необходимо поддерживать в детском коллективе дружеские отношения, и подчеркивать важность принципов взаимопомощи, и взаимоуважения. Но при этом необходимо и поощрять инициативу проявленную подростком, его нестандартные взгляды на ситуацию, и стараться по максимуму индивидуализировать процесс обучения.Если говорить, о том на что должен быть упор при воплощении данной модели в жизнь, то, прежде всего, необходимо обучать детей и молодежь не подвергаться провокациям, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и т.д. Важным моментом является выработка у подрастающего поколения способности противодействовать различным видам социальной опасности. Подросткам в силу их образа жизни крайне важно знать правила безопасного поведения в толпе, как не поддаваться панике, страху, стрессу, стадному инстинкту.Также важно теоретически подготовить подростков к столкновению с такими опасностями современного времени как терроризм и военные действия. Необходимо максимально подробно рассказать подрастающему поколению, склонному к паническим атакам, о правилах поведения при захвате в заложники, а также о том, как себя вести при угрозе теракта и в случае военных действий.Важно воспитатьу подростков понятие о единстве учебной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека для сохранения здоровья и жизни личности.Сегодня актуальной является задача формирования мировоззренческой устойчивости, способностей противостоять антикультуре, насилию, агрессии, преступности, наркомании и другим социальным угрозам, что в свою очередь обуславливает необходимость включения в образовательную область «безопасность жизнедеятельности» вопросов социальной безопасности личности.Таким образом, в модель безопасного поведения подростков в опасных ситуациях социального характера должна складываться из нескольких блоков. Рассматриваемые ситуации должны быть максимально приближены к тем, с которыми дети могут столкнуться в повседневной жизни.ЗаключениеВ повседневной жизни подросток, который, зачастую, по сути, сам является источником опасности, в первую очередь для себя самого, встречается с различными опасностями социального характера. Обеспечить собственную безопасность в опасной ситуации социального характера подросток может лишь в том случае, если у него полностью выработанынавыки с и сформирована психологическая и физическая готовность к безопасному поведению. Подросток может защитить себя от опасностей и угроз окружающей среды, и исключить и минимизировать риски, в том числе причиной которых может являться он сам, только имея устойчивую мотивацию к ведению безопасной жизнедеятельности, систему знаний, умений и опыта взаимодействия с опасной ситуацией, обладая навыками и умениями по регулированию своего поведения, умея контролировать и оценивать собственные поступки.Выработать готовность подростков к безопасному поведению в опасной ситуации социального характера обязанность прежде всего государственная. Государство через Конституцию и образованные от нее подзаконные акты, обязуется обеспечить безопасность граждан. Эта обязанность реализуется путем использования системы общего и дополнительного образования, а также социальных институтов, с которыми ребенок находящийся в подростковом возрасте сталкивается в результате своей жизнедеятельности. Совместная работа всех этих учреждений, в случае подростковой безопасности, имеет одну общую цель, воспитать устойчивую к стрессам личность, безопасную для себя и для окружающих ее людей. Личностьготовую к защите своей жизни и здоровья в случае форс-мажорных обстоятельств. Для достижения этой цели и была разработана модель формирования готовности подростков к опасным ситуациям социального характера. Данная модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, нормативного, технологического и результативного. Модель можно принять за основу, и использовать для разработки методики формирования готовности к безопасному поведению на основе компетентностного подхода. Который достигаетсяпутем последовательного постепенного погружения в опасные ситуации (информационные, имитационные, дозированного риска), создаваемые педагогами на мотивационно-информационном, тренировочном и творческом этапах обучения. Поэтапное использование приемов, как разработанных другими лицами, вербального и викарного обученияпутемречевого влияния и наблюдения за наглядным материалом, на котором представлены основные поведенческие формы в той или иной опасной ситуации социального характера. Большое значение придается использованию имитационного обученияпутем воспроизведения подростками способов и приемов поведения в опасной ситуации. Важную роль играет и самостоятельное обучение, которое реализуется путем переноса, открытий, научения через успешное нахождение своего варианта выхода из нестандартной ситуации, как правило выход ищется на основе имеющихся в памяти у субъекта вариантов поведения.Эти формы обучения помогают обеспечить продвижение подростков от общего объема информации в виде разронянных фактов, через развитие функциональной грамотности к компетентности самосохраняющего поведения в опасных ситуациях социального характера, при этом не страдает ни психика ребенка, ни его здоровье в физическом плане.На основе проведенных исследований, можно выделить необходимые педагогические условия воспитания у подростоков готовности к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях социального характера, таковыми являются: - комплексный подход к обучению подростков безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера, что реализуется через предметы, непосредственно связанные с проблемами безопасности и реализацию содержательных линий, это, прежде всего вопросы в рамках тем «Обеспечение личной безопасности в опасных ситуациях социального характера» и «Здоровый образ жизни», а также при помощи учебных дисциплин: химии,физики, технологии, биологии,обществознания, физической культуры; - внеклассная воспитательная работаобразовательного учреждения; - работа учреждений дополнительного образования;- организация последовательного погружения детей подросткового возраста в ситуации, максимально приближенные к реальности; -осуществление мониторинга готовности подростков к безопасному поведению, после каждого этапа образовательной деятельности.Анализ результатов исследований российских ученых показывает, что эффективное формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера возможно с использованием целенаправленного педагогического воздействия. Подобное воздействие должно осуществялться на компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, регулятивный и рефлексивный.Стоит подчеркнуть, что процесс повышения уровня безопасного поведения подростков в опасных ситуациях социального характера обладает относительной бесконечностью, это прежде всего объясняется сущностью личности ребенка находящегося в переходном возрасте и структурой окружающего его мира. Содержание личности, это прежде всего наполнение когнитивного и деятельностно-практического критериев, и оно может и должно трансформироваться в зависимости от развития технологий, производственной техники, темпов перехода общества к устойчивому развитию. В процессе исследования был выделен ряд проблемкоторые требуют дальнейшей работы над ними, для поиска верного решения и принятия тактики действий. К таковым проблемам можно отнести вопросы реконструированияи дальнейшей доработки предложенной модели в соответствии со спецификой образовательной деятельности учебных заведений, проблемы взаимосвязи и преемственности формирования безопасного поведения на различных возрастных этапах.Библиографический списокБаева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.Безопасность. Википедия. - [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: https://ru.wikipedia.org/wiki/Безопасность. (Дата обращения: 14.12.2015).Васильева Р.Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков // Вектор науки ТГУ.- 2012.- № 1 (8).- с. 87-90.Вацуро Л.М. Случайности не случайны Групповое занятие по безопасному и ответственному поведению (с элементами тренинга).-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.academy.edu.by/files/emkMar13_mog1.pdf. (Дата обращения: 04.12.2015).Галеева А.Ф., Кагарманова А.И. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях заведения дополнительного образования // IV заочная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием студентов и аспирантов «Молодежь – будущее России»).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: https://sites.google.com/site/molodezbuduseerossii/home/profilaktika-deviantnogo-povedenia-molodezi/galeeva. (Дата обращения: 14.12.2015).Данилова В.В. Особенности реализации модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действия в чрезвычайных ситуациях: результаты исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.- 2007.- № 16 (71).- С. 144-146.Егоринков Д.В. Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2013.- № 7.- С. 63-66.Жапуев З.А. Социальный эксперимент, как предмет научного дискуса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.-2013.- 1 (113).-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-immunitet-kak-predmet-nauchnogo-diskursa. (Дата обращения: 05.12.2015).Ивлев А.М. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности учащихся средствами курса ОБЖ // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/17196.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).- 2012.- № 5 (13).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/kislyakov.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).Кокорина О.Р., Никитин Ю.В. К вопросу о формировании безопасного поведения у студентов педагогического колледжа в рамках компетентностного подхода // Среднее профессиональное образование.- 2015.- № 2.- С. 54-57.Лобанова А.В., Музыченко Л.С. Изучение факторов обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- 2012.- № 2.- с. 336-347.Лубянкина О.В. Дополнительное образование как средство профилактики девиантного поведения детей и подростков. Социальная сеть Pandia.ru . -[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://pandia.ru/text/77/305/25375.php. (Дата обращения: 14.12.2015).Макарова Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры. -2006. -[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf. (Дата обращения: 04.12.2015).Матвеев Л.П. Физическая культура личности как проблема педагогики / Л.П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.- № 2. - С. 10-12.Мельников Ю.А. Криминологическая безопасность несовершеннолетних, находящихся в ситуации социально-опасного положения: автореф. диссертации ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Мельников Юрий Александрович, [Место защиты:ИМПЭ им. А.С. Грибоедова].- Москва, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/kriminologicheskaya-bezopasnost-nesovershennoletnikh-nakhodyashchikhsya-v-situatsii-sotsialn. (Дата обращения: 04.12.2015).Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.Минина Е.С., Николаева Н.И. Историко-педагогический анализ генезиса теории, методики и практики формирования компетенций комплексной безопасности в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный:: www.science-education.ru/113-11411 (Дата обращения: 04.12.2015).Михайленко Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 36-38.Морозов А.В. Формирование социального иммунитета подростков в условиях среднего профессионального образования как системообразующий фактор безопасного поведения.-2013.-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://aneks.spb.ru/srednee-spetcialnoe-obrazovanie/formirovanie-sotcialnogo-immuniteta-podrostkov.html. (Дата обращения: 05.12.2015).Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование.- 2014.- №1 (38).- С. 56-60.Назаров В.Ф. Игра, как средство формирования знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности учащихся.-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2014/621/3862. (Дата обращения: 04.12.2015).Науменко Ю.Л. Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Науменко Юрий Леонидович, [Место защиты:УРАО].- Москва, 2009.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-tekhnologii-i-mekhanizmy-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeniya-uchash (Дата обращения: 04.12.2015).Петровский А. В. Общая психология : учеб.для пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; под ред. А. В.' Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. —463 с.Подготовка детей к безопасному поведению в опасностях социального характера- [Электронный ресурс] Режим доступа: http://1stsafe.ru/index.php?pid=760. (Дата обращения: 10.12.2015).Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Попков Артем Викторович, [Место защиты: Удмурт.гос. ун-т].- Ижевск, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-podrostkov-vo-vneurochnoi-deyatelnosti. (Дата обращения: 04.12.2015).Приешкина А.Н. Содержание и методика физической подготовки учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Приешкина Алена Николаевна, [Место защиты:СибГУФК].- Омск, 2005.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-metodika-fizicheskoi-podgotovki-uchashchikhsya-starshikh-klassov-k-deistviyam- (Дата обращения: 04.12.2015). Раздел 4. Методология Концепции информационной безопасности детей и подростков.- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_4.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).Савин А.П. Педагогические проблемы обеспечения эффективного формирования культуры безопасности в образовательном процессе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2011.- № 3.- Т. 1.- С. 177-179.Сидоркин В.А. Психологические аспекты в обеспечении безопасности детей // Вестник Бурятского государственного университета.- 2012.- № 5.- С. 134-139.Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2010.- № 8.- С. 197-205.Сорокина Л.А.. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сорокина Людмила Аркадьевна; [Место защиты:Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2010.- 199 с.: ил. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-gotovnosti-podrostkov-k-bezopasnomu-povedeniju-v-povsednevnoj-zhizni.html. (Дата обращения: 04.12.2015).Сорокина Л.А. Формирование самосохраняющей компетентности подростков в условиях общеобразовательной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2010.- № 13.- С. 291-296.Тверская, С. С. Безопасность жизнедеятельности / С. С. Тверская. М.: Академия, 2005 г. - 289 с.Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. Черный С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Черный Сергей Петрович, [Место защиты:КГПУ им. В.П. Астафьева].- Красноярск, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-obespechenie-protsessa-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeni. (Дата обращения: 04.12.2015).Цуркин А.П., Авнерс А.В. Национальные традиции, методы воспитания культуры безопасности // Сборники конференций НИЦ Социосфера.- 2013.- № 53.- С. 132-138.Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. М.: Дрофа, 2007. — 288 с. - [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.alleng.ru/d/saf/saf33.htm. (Дата обращения: 04.12.2015).Шитц А.Ю. К актуальности проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подростков в условиях УДОД .- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2015/1160/12221. (Дата обращения: 04.12.2015).


1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
2. Безопасность. Википедия. - [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: https://ru.wikipedia.org/wiki/Безопасность. (Дата обращения: 14.12.2015).
3. Васильева Р.Е. Модель готовности студентов к формированию безопасного поведения подростков // Вектор науки ТГУ.- 2012.- № 1 (8).- с. 87-90.
4. Вацуро Л.М. Случайности не случайны Групповое занятие по безопасному и ответственному поведению (с элементами тренинга).-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.academy.edu.by/files/emkMar13_mog1.pdf. (Дата обращения: 04.12.2015).
5. Галеева А.Ф., Кагарманова А.И. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях заведения дополнительного образования // IV заочная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием студентов и аспирантов «Молодежь – будущее России»).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: https://sites.google.com/site/molodezbuduseerossii/home/profilaktika-deviantnogo-povedenia-molodezi/galeeva. (Дата обращения: 14.12.2015).
6. Данилова В.В. Особенности реализации модели физкультурного образования в формировании готовности подростков к действия в чрезвычайных ситуациях: результаты исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.- 2007.- № 16 (71).- С. 144-146.
7. Егоринков Д.В. Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2013.- № 7.- С. 63-66.
8. Жапуев З.А. Социальный эксперимент, как предмет научного дискуса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.-2013.- 1 (113).-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-immunitet-kak-predmet-nauchnogo-diskursa. (Дата обращения: 05.12.2015).
9. Ивлев А.М. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности учащихся средствами курса ОБЖ // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/17196.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
10. Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).- 2012.- № 5 (13).- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/kislyakov.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
11. Кокорина О.Р., Никитин Ю.В. К вопросу о формировании безопасного поведения у студентов педагогического колледжа в рамках компетентностного подхода // Среднее профессиональное образование.- 2015.- № 2.- С. 54-57.
12. Лобанова А.В., Музыченко Л.С. Изучение факторов обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- 2012.- № 2.- с. 336-347.
13. Лубянкина О.В. Дополнительное образование как средство профилактики девиантного поведения детей и подростков. Социальная сеть Pandia.ru . -[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://pandia.ru/text/77/305/25375.php. (Дата обращения: 14.12.2015).
14. Макарова Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры. -2006. -[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf. (Дата обращения: 04.12.2015).
15. Матвеев Л.П. Физическая культура личности как проблема педагогики / Л.П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.- № 2. - С. 10-12.
16. Мельников Ю.А. Криминологическая безопасность несовершеннолетних, находящихся в ситуации социально-опасного положения: автореф. диссертации ... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Мельников Юрий Александрович, [Место защиты: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова].- Москва, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/kriminologicheskaya-bezopasnost-nesovershennoletnikh-nakhodyashchikhsya-v-situatsii-sotsialn. (Дата обращения: 04.12.2015).
17. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
18. Минина Е.С., Николаева Н.И. Историко-педагогический анализ генезиса теории, методики и практики формирования компетенций комплексной безопасности в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный:: www.science-education.ru/113-11411 (Дата обращения: 04.12.2015).
19. Михайленко Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 36-38.
20. Морозов А.В. Формирование социального иммунитета подростков в условиях среднего профессионального образования как системообразующий фактор безопасного поведения.-2013.-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://aneks.spb.ru/srednee-spetcialnoe-obrazovanie/formirovanie-sotcialnogo-immuniteta-podrostkov.html. (Дата обращения: 05.12.2015).
21. Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование.- 2014.- №1 (38).- С. 56-60.
22. Назаров В.Ф. Игра, как средство формирования знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности учащихся.-[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2014/621/3862. (Дата обращения: 04.12.2015).
23. Науменко Ю.Л. Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Науменко Юрий Леонидович, [Место защиты: УРАО].- Москва, 2009.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-tekhnologii-i-mekhanizmy-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeniya-uchash (Дата обращения: 04.12.2015).
24. Петровский А. В. Общая психология : учеб. для пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; под ред. А. В.' Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. —463 с.
25. Подготовка детей к безопасному поведению в опасностях социального характера- [Электронный ресурс] Режим доступа: http://1stsafe.ru/index.php?pid=760. (Дата обращения: 10.12.2015).
26. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Попков Артем Викторович, [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т].- Ижевск, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-podrostkov-vo-vneurochnoi-deyatelnosti. (Дата обращения: 04.12.2015).
27. Приешкина А.Н. Содержание и методика физической подготовки учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Приешкина Алена Николаевна, [Место защиты: СибГУФК].- Омск, 2005.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-metodika-fizicheskoi-podgotovki-uchashchikhsya-starshikh-klassov-k-deistviyam- (Дата обращения: 04.12.2015).
28. Раздел 4. Методология Концепции информационной безопасности детей и подростков.- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_4.pdf. (Дата обращения: 14.12.2015).
29. Савин А.П. Педагогические проблемы обеспечения эффективного формирования культуры безопасности в образовательном процессе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2011.- № 3.- Т. 1.- С. 177-179.
30. Сидоркин В.А. Психологические аспекты в обеспечении безопасности детей // Вестник Бурятского государственного университета.- 2012.- № 5.- С. 134-139.
31. Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2010.- № 8.- С. 197-205.
32. Сорокина Л.А.. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сорокина Людмила Аркадьевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2010.- 199 с.: ил. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-gotovnosti-podrostkov-k-bezopasnomu-povedeniju-v-povsednevnoj-zhizni.html. (Дата обращения: 04.12.2015).
33. Сорокина Л.А. Формирование самосохраняющей компетентности подростков в условиях общеобразовательной школы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2010.- № 13.- С. 291-296.
34. Тверская, С. С. Безопасность жизнедеятельности / С. С. Тверская. М.: Академия, 2005 г. - 289 с.
35. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
36. Черный С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ автореф. диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Черный Сергей Петрович, [Место защиты: КГПУ им. В.П. Астафьева].- Красноярск, 2007.- . [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-obespechenie-protsessa-formirovaniya-navykov-bezopasnogo-povedeni. (Дата обращения: 04.12.2015).
37. Цуркин А.П., Авнерс А.В. Национальные традиции, методы воспитания культуры безопасности // Сборники конференций НИЦ Социосфера.- 2013.- № 53.- С. 132-138.
38. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. М.: Дрофа, 2007. — 288 с. - [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.alleng.ru/d/saf/saf33.htm. (Дата обращения: 04.12.2015).
39. Шитц А.Ю. К актуальности проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подростков в условиях УДОД .- [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный: http://www.scienceforum.ru/2015/1160/12221. (Дата обращения: 04.12.2015).

Вопрос-ответ:

Какую проблему рассматривает статья?

Статья рассматривает проблему формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера.

Что такое безопасное поведение?

Безопасное поведение - это функциональная система взаимодействия подростков с социальной средой, где они могут предотвращать возникновение опасных ситуаций и справляться с ними в случае необходимости.

Как формируется готовность подростков к безопасному поведению в социальной среде?

Готовность подростков к безопасному поведению формируется на основе модели, которая включает в себя несколько важных компонентов: самоопределение, самоуважение, эмоциональную поддержку, социальные навыки и знания о безопасности.

Какие теоретические основы лежат в основе формирования готовности подростков к безопасному поведению?

Основные теоретические основы включают психологические, социологические и педагогические подходы, а также теорию социального научения, теорию самоопределения и теорию межличностных отношений.

Какие компоненты входят в модель формирования готовности подростков к безопасному поведению?

Модель включает в себя такие компоненты, как самоопределение, самоуважение, эмоциональная поддержка, социальные навыки и знания о безопасности.

Какова проблематика статьи?

Проблематика статьи заключается в исследовании процесса формирования готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера. Статья рассматривает генезис и современное состояние данной проблемы, а также обозначает теоретические основы формирования подростков к безопасному поведению в социальной среде.

Что такое безопасное поведение подростков и как оно взаимодействует с социальной средой?

Безопасное поведение подростков - это система взаимодействия между подростками и социальной средой, которая позволяет им избегать опасных ситуаций. Подростки формируют готовность к безопасному поведению, осознавая и адаптируясь к социальным условиям и последствиям своих действий в опасных ситуациях.

Какова модель формирования готовности подростков к безопасному поведению?

Модель формирования готовности подростков к безопасному поведению включает несколько этапов. Сначала подростки осознают возможность возникновения опасных ситуаций и их последствий. Затем они усваивают знания и навыки, необходимые для безопасного поведения. В конечном итоге, подростки применяют эти знания и навыки на практике, формируя безопасное поведение в социальной среде.

С какого момента следует начинать формирование готовности подростков к безопасному поведению?

Формирование готовности подростков к безопасному поведению следует начинать на ранних стадиях их развития, когда они только начинают осознавать окружающий мир и взаимодействовать с социальной средой. Однако, этот процесс может быть продолжен и в более поздние периоды подросткового возраста, так как они постоянно сталкиваются с новыми опасностями и социальными ситуациями.

Какие теоретические основы используются для формирования готовности подростков к безопасному поведению?

Для формирования готовности подростков к безопасному поведению используются различные теоретические подходы, включая системный подход, психологические и педагогические теории. Они помогают понять взаимодействие подростков с социальной средой, определить ключевые навыки и знания, необходимые для безопасного поведения, и разработать эффективные методики обучения и воспитания.

Какая цель статьи "Формирование готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера"?

Цель данной статьи - исследовать проблему готовности подростков к безопасному поведению в опасных ситуациях социального характера и предложить теоретические основы формирования этой готовности.

Что такое безопасное поведение подростков?

Безопасное поведение подростков - это система взаимодействия между подростками и социальной средой, которая направлена на предотвращение опасных ситуаций и минимизацию возможных рисков.