"Социальная работа с неблагополучными семьями на базе ГБДОУ Детский сад №36 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга".

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 80 80 страниц
  • 69 + 69 источников
  • Добавлена 03.03.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 8
1.1. Подходы, методы, задачи и принципы социального обслуживания неблагополучных семей 8
1.2. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями в учреждениях дошкольного образования 19
1.3. Зарубежный опыт социальной работы с семьями 26
ГЛАВА 2 ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЕЙ В ГБДОУ 36 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА СПБ 31
2.1. Разработка диагностического инструментария по оценке социальной работы с неблагополучными семьями в ГБДОУ Детский сад 36 31
2.2. Разработка проекта внедрения социальной работы с неблагополучными семьями в ГБДОУ Детский сад 36 55
2.3. Анализ проекта социальной работы с неблагополучными семьями в ГБДОУ Детский сад 36 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Выводы 79
Рекомендации 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Фрагмент для ознакомления

Обучение детей применять различные приемы запоминания в зависимости от структуры материала: использование различных анализаторов для восприятия, объединение частей материала ассоциативными связями, упорядочение материала, его классификация и обобщение, установление логических связей, увязывание материала с образами, использование опор в виде рисунков, пиктограмм и тому подобное. Игры и упражнения на запоминание слов, предложений, текстов, наглядного материала.4. Коррекция связной речи. Игры и упражнения на развитие понимания речи, уточнение и обогащение словаря, формирование навыков связной речи: словарная работа, описание предметов и рисунков, составление рассказа по серии сюжетных рисунков, ответы на вопросы, формулировки вопросов ребенком с опорой на иллюстрации и без него, переводы текстов, составления рассказов на тему (единолично и коллективно). Упражнения и игры для психокоррекции должны соответствовать следующим требованиям:использование различных уровней выполнения заданий: наглядно-действенного, наглядно-образного, вербального согласно концепции поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину);соблюдение принципа постепенного усложнения задач в пределах зоны ближайшего развития ребенка;выполнение коррекционных упражнений не только на игровом, но и на дидактическом материале в соответствии с программами определенных предметов для переноски сложившихся познавательных операций и действий в учебную деятельность;побуждение детей применять усвоенные приемы познавательной деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий.Социально - педагогический патронат семей происходит на 4 уровнях: в работе с родителями, в работе с детьми, в работе с целой семьей, в подготовке и самоподготовке специалистов, привлекаемых к социально педагогического патроната. Однако наибольшей эффективности процесс формирования социально - педагогической компетентности семьи достигается тогда, когда происходит как в непосредственной работе социального педагога с родителями, с детьми, с семьей, так и в ежедневной работе каждого из них над собой на основе полученных знаний и намеченных для них индивидуальных направлений личностного роста. Без такого комплексного подхода результативность будет не высокой.Социально-педагогическим патронатом охватываются семьи с детьми, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития, или не посещают дошкольное учебное заведение, физическая несостоятельность родителей водить ребенка в учреждение, и тому подобное.С целью выявления детей необходимо проводить их учет. Социально-педагогический патронат семей осуществляется по месту их жительства. После выявления детей, нуждающихся в социально-педагогического патроната, определяется место проведения соответствующей работы (в домашних условиях, на базе дошкольных или других учебных заведений, в других помещениях).Дети, которые будут воспитываться в домашних условиях, зачисляются в «группу социально-педагогического патроната», закрепляемого за дошкольными учебными заведениями, которые находятся территориально ближе. В состав такой группы могут входить дети разного возраста, они могут проживать в разных микрорайонах городов, поселков, сел и тому подобное. Такие дети включаются в списочный состав воспитанников учреждения, по которым они закреплены.Социально-педагогический патронат таких семей, как правило, осуществляет социальный педагог, педагогическая нагрузка которого составляет 40 часов в неделю. В рабочее время социального педагога учитывается и время, затраченное на дорогу к месту жительства ребенка. Посещение семьи происходит 2 раза в неделю и социально-педагогический патронатом охватывается не более 15 детей. Учредитель вправе уменьшать количество детей. Функции социального педагога могут выполнять другие педагогические работники.С целью проведения коллективных форм работы, организации общения со сверстниками для детей, нуждающихся в социально-педагогического патроната, могут создаваться группы кратковременного пребывания в дошкольных учебных или других заведениях. Наполняемость групп составляет до 10 человек.Также такие дети могут посещать обычные группы дошкольных учебных заведений разных типов. В этом случае они зачисляются всписочного состава группы, которую посещают. Посещение групп детьми составляет, как правило, 2-3 раза в неделю. Время включения в группы определяется индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его готовности войти в коллектив ровесников.Планирование учебно-воспитательной работы с детьми, которые охвачены социально-педагогическим патронатом, ведение деловой документации осуществляется в соответствии с действующими программами, требований Базового компонента дошкольного образования и других нормативно-правовых документов.С детьми, которые посещают группы кратковременного пребывания или группы с другим режимом пребывания, работу могут проводить практический психолог, учитель дефектолог, учитель логопед, воспитатель и другие педагоги, рабочее время которых определен действующим законодательством. Количество работников определяется из расчета количества таких групп или количества таких детей в учреждении.Все дети, охваченные социально-педагогическим патронатом, включаются обязательную статистическую отчетность (форма 85-к) того заведения, в списочный состав воспитанников которого они поступили.Педагоги, осуществляющих социально-педагогический патронат. - Не сторонние наблюдатели, а участники совместной деятельности. Их усилия должны быть направлены на то, чтобы побудить семью к действию, социальной инициативы, помочь ребенку в получении дошкольного образования. Это своеобразные духовные наставники, которые заботятся о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме.Организация работы групп кратковременного пребывания дошкольников. Группы кратковременного пребывания - это форма охвата детей дошкольным образованием, имеет немало преимуществ. Главная ее особенность в том, что мама и ребенок имеют возможность вместе заниматься в такой группе, а впоследствии ребенка можно мягко и без стресса перевести на длительное самостоятельное нахождение в детском саду. В отличие от занятий в традиционных кружках и секциях дети имеют возможность проводить время в свободном общении друг с другом.Группы для детей раннего возраста. Привлекать к детскому коллективу детей можно от одного до двух лет. На занятиях в этих группах предусмотрено как самостоятельное, так и организованную деятельность воспитанников. Во время учебы дети узнают много нового для себя, учатся творить самостоятельно. При этом у детей эффективно развиваются коммуникативные навыки.Дети интуитивно находят оптимальные способы общения как со взрослыми, так и со сверстниками.Самое главное, что занятия с детьми проходят рядом с мамами, благодаря чему дети чувствуют себя комфортно, ведь тандем «мама - ребенок» - лучшее условие для развития. Такая форма воспитания хорошо влияет не только на детей, но и на мам и пап. Во время занятий активизируются и обогащаются воспитательные умения родителей, укрепляется их уверенность в собственных педагогических возможностях.Группы для детей дошкольного возраста.С возрастом детей увеличивается и время их пребывания в дошкольном учреждении. С двух лет дети уже могут оставаться в группах до 4:00, а с 4 лет - до 6:00 в день.Образовательная программа для дошкольников такого возраста значительно шире, чем для детей. Она направлена на всестороннее развитие дошкольников и предусматривает не только их познавательную, но и творческую деятельность.Составляющие образовательного процесса меняются: если раньше в нем преобладали упражнения с мамами, то теперь дети, стали старше, могут занимаются с педагогами самостоятельно.Основными шагами педагогов являются: подготовительный, практический и обобщающий.Подготовительный этап включает в себя следующие составляющие: изучение семей микрорайона; помощь в создании развивающей среды. На этом этапе проводится учет детей дошкольного возраста. Идя в семью, педагог пытается создать в ней условия, способствующие появлению новых взаимоотношений между ребенком и взрослыми, предоставляет родителям профессиональную консультацию при необходимости организует встречу с другими специалистами. Итогам подготовительного этапа является четкое осознание ситуации в семье, понимание ее особенностей, определение целей и задач помощи, выбор методов и средств, которые целесообразно применять для развития ребенка, его ближайшего и широкого окружения для достижения ожидаемых результатов.Практический этап включает диагностику уровня развития детей, разработку индивидуальных развивающих программ, проведение образовательно-воспитательной работы с детьми, консультативную помощь родителям.Обобщающий этап заключается в проведении работы по выявлению уровня получения ребенком дошкольного образования, разработки рекомендаций для родителя.На основных этапах деятельности предполагается работа с родителями. Со всей семьей. Эта работа взаимосвязана и дополняет друг друга.Работа с родителями предполагает формирование у них здорового образа жизни, правовой культуры, педагогической культуры, жизненной компетентности, активной жизненной позиции, помощь в организации содержательного семейного и детского досуга, обучения обращению в экстремальных ситуациях.Формы такой работы могут быть разными: школы молодых родителей, семейные и родственные клубы постоянно действующие специальные лектории, групповые и индивидуальные консультации, конференции и т.Работа с детьми дошкольного возраста предусматривает их развитие, воспитание и обучение в соответствии с возрастными потребностями и возможностями, особенностей мировосприятия и вида ведущей деятельности. Содержание работы обеспечивается целенаправленной подготовкой ребенка к самостоятельной жизни в социуме.Работа с семьей предполагает учет современных тенденций развития отношений между родителями и детьми, их типологии, ценностных ориентиров, личностных качеств родителей и детей, особенностей влияния семьи на становление личности дошкольника.Содержание данной работы обеспечивается:- Знанием социально-педагогических проблем конкретных семей;- Изучением семейных традиций, действующего законодательства;- Направленностью на индивидуальные и межличностные изменения;- Совершенствованием воспитательной функции семьи и функции первичной социализации ребенка;- Привлечением семьи к активной социальной жизни.Задача педагога не превратить родителей в учителей, которые должны дома продолжать учебный процесс, а сделать дом местом для уюта, радости ощущение комфорта и защищенности. Большую роль в становлении и развитии личности ребенка имеет развивающая среда.Природная среда считается развивающей при условии, если она способствует становлению у дошкольника восприятие окружающей среды, интереса к нему, овладения элементарными представлениями о воздух, воду, почву, явления природы животных, человека и тому подобное.Предметно-игровая среда считается развивающей, если она расширяет, углубляет и систематизирует элементарные представления дошкольника о знакомом-незнакомом, похожем-непохожем, безопасном-опасном, свое-чужое, об особенностях человеческого жилья; совершенствует умение ребенка использовать по назначению предметы и орудия, изготавливать простейшие изделия, использовать и распределять игрушки и игровые атрибуты.Социальная среда является развивающей, если способствует осознанию дошкольником содержания понятия семья, основных функций членов семьи, особенностей взаимоотношений родных людей между собой, помогает приобрести элементарных представлений о государстве, народы, человечество.Среда собственного «Я» ребенка можно считать развивающей, если ребенок имеет представление о своем теле и органах чувств, ориентируется в условиях своего развития, придерживается гигиены тела, заинтересована в здоровом образе жизни ориентируется в правах и обязанностях, характеризуется коммуникативными способностями, умеет налаживать общую деятельность, решать конфликтные ситуации.2.3. Анализ проекта социальной работы с неблагополучными семьями в ГБДОУ Детский сад №36Повторные результаты по комплексной методике ОРО.После проведения коррекционно-развивающих занятий и заочного тренинга родительской эффективности.Были получены следующие результаты:1. По первой шкале «Принятие - пренебрежение» результаты улучшились в 1-х семье2. По второй шкале «Кооперация» улучшилось результат в каждой3. По третьему «Симбиоз» были достигнуты средние баллы.В 2-хсемьях баллы улучшились.4. По четвертой шкале «Авторитарнаягиперсоциализация» получены следующие результаты: только в одной семье не удалось снизить этот показатель, остальные 9 семей, по этой шкале, показали средний результат.Таблица 2.3 Повторные результаты опроса родителей по методике ОРО(тестовые баллы представлены в процентных рангах)СемьяРезультаты по шкалам (%)12345привычно конфликтные семьи53.7948.8257.9669.3084.81педагогически несостоятельные семьи53.7980.3374.9753.8770.25аморальные семьи53.7931.1957.9653.8784.84асоциальные семьи53.7948.8257.9653.8770.25Общий результат46,956,5162,958,576,175. По пятой шкале «Маленькая неудачник» - показатели уменьшились во всех семей, но только в одной семье они имеют средний результат.В других семей этот показатель стал на нижней границе высокого уровня Итак, из полученных результатов видно, что применение комплексно-развивающей программы по улучшению взаимоотношений между родителями и детьми, повлияло на существующую ситуацию, улучшив ее.Родители стали более эмпатийно относиться к своим детям, понимать потребность, для преодоления трудностей, в сотрудничестве с ними И если учитывать, что участие в программе принимали семьи в сложных жизненных обстоятельствах то программа показала свою эффективность.ЗАКЛЮЧЕНИЕСуществует большое количество подходов, теорий, методов исследований социальной работы. Социальная работа охватывает практически все категории граждан, но в первую очередь это лица, которые нуждаются в дополнительной социальной защите: инвалиды, престарелые, дети. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа возникает там, где имеет место взаимодействие людей с их окружением. Социальную работу можно определить как область научных знаний и профессиональную деятельность, направленную на поддержку и оказание квалифицированной помощи лицу, группе людей или сообществу, что увеличивает или восстанавливает их способность к социальному функционированию, способствует реализации гражданских прав, предотвращает социальном отчуждению. Отсюда, социальная работа направлена на обеспечение гуманизма и социальной справедливости путем активизации и поддержки наименее защищенных членов общества.Анализируя изложенный материал, можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдается дифференциация методологических подходов в области теории социальной работы. В то же время, следует отметить тенденции к интеграции различных подходов в осмыслении сути и содержания важных проблем Сущность социальной работы: теоретико-методологические принципы исследованиясоциальной работы.Итак комплексная, интегральная природа социальной работы является очевидной. Столь же очевидна общекультурное основа этой интеграции, которой по нашему мнению является гуманизм. В этом смысле социальная работа, основываясь на фундаментальных общечеловеческих ценностях жизни, добра, справедливости, помощи, любви к ближнему, возникает специфической формой проявления практического гуманизма по отношению к людям, которыенаходятся в тяжелой жизненной ситуации. Поэтому вся деятельность социальных работников должна быть направлена на воплощение в жизнь высоких идеалов гуманизма.Социально-педагогическая работа с семьей за границей имеет тенденцию к осуществлению в интересах ребенка, семьи, которые являются выше политические и частные интересы, через образование, воспитание, опека и вмешательство (как защита), посредничество, которые работают с семьей как с субъектом и объектом: реализуют одновременно по отношению к семье задачи адаптации и ее олицетворения (приобретение автономии), гармонизации отношений со средой - успешной интеграции семей в общество как отдельных звеньев, имеют свои методики.Теоретическими основами социальной работы с семьей за границей есть подходы социальной работы и другие конкретно-научные подходы, теория прав ребенка, которые применяются в работе с отдельными типами семей, конкретизируясь по их проблемам.С другой стороны, разработанные и внедренные в социально педагогическую работу методики работы с отдельными типами семей, которые реализуются в отдельных учреждениях, сочетают в себе опору в защиту отдельных прав ребенка с методиками социальной работы, отношение к семье как к объекту и субъекта деятельности.Но не все методики имеют теоретической основой подход, некоторые методики наработанные из опыта, не имеют теоретического обоснования.За рубежом преобладает институциональный подход к работе с семьей, отсутствует единый подход к работе с семьей в различных учреждениях.ВыводыОбобщая вышеизложенное, отметим, что сегодня социальная работа рассматривается государством, различными группами общественности, учеными как объективно необходимое общественное явление, практика социальной жизни, учебная, образовательная дисциплина, общественно полезная деятельность. Мы же под социальной работой понимаем вид общественно значимой деятельности социальных институтов, государственных и негосударственных организаций, групп и отдельных индивидов, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения (особенно социально незащищенных) через создание условий, способствующих успешной социализации человека и восстановлению или улучшению ее способности к социальному функционированию.Содержание основных задач психосоциального подхода заключается в том, чтобы изменить семейную систему, ориентируя ее на выполнение определенного специфической задачи, или изменить ситуацию в целом. Уместно использование патронажа как одного из видов работы социального работника, который предусматривает посещение семьи дома с целью проведения диагностической, контролирующей, адаптационно-реабилитационной работы, что позволяет наладить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные вопросы и оперативно оказывать помощь. Патронаж дает возможность наблюдать за семьей в неформальных, непринужденных условиях, что позволяет получить более достоверной информации, придерживаясь соответствующих этических принципов: самоопределение семьи, добровольности в получении помощи, конфиденциальности. Рекомендации1. Координировать работу ДОУ по проведению учета детей дошкольного возраста не посещающих ДОУ и создать персонифицированный банк данных об этих детях.2. Консолидировать усилия ДОУ на выполнение мероприятий по стопроцентному охвату неорганизованных старших дошкольников, проживающих в микрорайонах ДОУ.3. Направить усилия пед. коллектива на воспитание здоровой и компетентной личности, обеспечения прав ребенка на получение качественного дошкольного образования.4. Обеспечить выполнение нормативно-правовой базы (по вопросам социально-педагогического патроната) по анализу состояния охвата детей дошкольным образованием и привлечения детей пятилетнего возраста к получению дошкольного образования.5. Апробировать новые формы получения дошкольного образования на основании изучения запросов родителей детей, что не охвачены дошкольным образованием.6. Осуществлять консультативно - просветительскую работу с целью активного привлечения семей к учебно-воспитательного процесса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160с.Акстманн К. Социально-педагогическая работа с семьей / К Акстманн // Социальная работа в Украине: теория и практика. - 2002. - № 1. - С. 85-91.Актуальные проблемы теории и практики социальной работы на рубеже тысячелетий: [монография] // Социальная работа. Книга 1. - М.: ГЦССМ, 2011. - 344 с. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. - 2004. - № 3. - С. 50-85Алешина М. В. Социальный лифт или социальное исключение?: [социология образования] / Алешина М. В., Плеве И. Р.// Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 126-131.Беляева М. А. Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка-инвалида / М. А. Беляева, И. Е. Кузнецов. - Екатеринбург: Асо, АМБ, 2001. - 120 с.Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ, 2010. - 348 с.Беспалько А. Социальная педагогика в схемах и таблицах. Учебное пособие - М .: Центр учебной культуры, 2003. - 134 с.Варжавинова Н. А. Организация социального патроната неблагополучных семей // Социальное обслуживание . - 2010. - №1. - с. 43-50Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г. // Наша жизнь - 2005Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России : сравн. анализ с правопорядком стран ЕС // Рос.юстиция. - 2011. - № 2. - С. 60-62Голиков Н. Индивидуальная помощь ребенку - инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Голиков Н.// Учитель. - 2006. - №1. - С. 22 - 24.Головинский И. Педагогическая психология: учебное пособие. - К.: И-во «Аконтий», 2003. - 287 с.Голубева Л.Ф. Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения // Соц.-экон. явления и процессы. - 2013. - № 6. - С. 72-79.Горелый А.Г. История социальной работы: Учебное пособие. - Тернополь: Изд-во «Астон», 2004. - 174 с.Госпорьян А. С. Регулирование системы непрерывного интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Российской Федерации / Госпорьян А. С.// Социальная политика и социология. - 2009. - № 5. - С. 219-229.Гусь Н. Социальная реабилитация: подходы к определению понятия / Н. Гусак // Социальная политика и социальная работа, 2008. - № 1. - С. 103-114.Жиликене М. Технология социального обслуживания проблемных семей с детьми // Социальное обслуживание. - 2009. - №1.- с.83-85Иванова И. Б. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. - К.: Логос, 2000. - 87 с.Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С.3-6.Капская А.И. Социальная работа: некоторые аспекты работы с детьми и молодежью: Учебно-методическое пособие, - М.: ГЦССМ, 2010 – С.133Козубовский И. В. Социальная работа с детьми и молодежью в Великобритании / И. В. Козубовский // Социум. - 1998. - № 1. - С. 16-18; Конвенция о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 24.01.2007 г. // Наша жизнь. - 2007. - №4Кориагина Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска», социального сиротства // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - №4. - с.67-70Круть С. В. Современная российская семья - проблемы и решения // Социальная работа. - 2010. - №5. - с. 4-7Курбатов В. В. Технология социальной работ. - Ростов на Дону. 2007Левашкина Т.В. Социально психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска // Работник социальной службы. - 2010. - №3. - с.39-62Левичева Л. Особый ребенок / Л. Левичева // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 2. – С. 10–12.Лодкин Т. В. Семейный социальный педагог: Теория и практика / Т. В.Лодкин. - М.-Вологда: Русь, 1997. - 141 с.Маркина И.В. Неблагополучные семьи - какие они? // Социальная работа. - 2009. №3. - с.21-24Мудрик А. В. Социальная педагогика: [учеб.Пособ.] / А. В. Мудрик; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, И999. - 196 с.Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 109-113Наторп П. Социальная педагогика / П.Наторп. - М., 1912. - 316 с.Новокшонова Г. А. Механизм социально-педагогической реабилиациы семей, находящихся в социально-опасном положении / Г. А. Новокшонова. - Пермь: Богатырев, 2004. - 26 с.Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии//Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №3. - С. 56-65Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом//Социальное обслуживание. - 2005. - №1. - С. 59-75Пейн М. Современная теория социальной работы. - М.: Просвещение, 2010. - 438 с. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 192 с.Першикова В. В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям // Отечественный журнал социальной работы// 2006. - №1. - с.69Положение детей в мире. - Unicef, 2000. - 139 c.Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова и Е.И. Холостовой. Т.2. М.. Институт социальной работы 2010. - 404 с. Седова И.В. Муниципальная система защиты и поддержки детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации // Социал. педагогика. — 2011. — № 2. — С. 5-12.Середина М.И. Социальные проблемы как объект социальной работы : теоретические аспекты проблемы // Личность и общество: проблемы педагогики, психологии и социологии. - М., 2010. - С. 165-170.Сизикова В.В. Социальная работа как фактор обеспечения социального благополучия человека и общества // Соц. работа. – 2011. - № 1. - С. 51-52. Симонова Т.М. Социальные проблемы в контексте социальной работы // Учен.зап. С.-Петерб. гос. ин-та психологии и социал. работы. - 2012. - № 2. - С. 11 -16.Словарь - справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. - М., 2000. - 242 с.Социально-психологическая защита детей-инвалидов и молодых инвалидов // Сост. Н.Е. Бенюх. - Донецк, 1997. - 68 с.Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксеонова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. H. М. Назаровой. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 400 с.Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов: Резолюция ГА ООН от 20 декабря 1993 № 48/96 // Колокола сердец. - 7-8 июня 2002 p. - С. 2.Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. - М.: Сов.школа, 1976. – С.417Технология социальной работы: учебник / [ Е.И. Холостова Л.И. Кононова, В.А. Петросян] ; под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М. :Юрайт, 2012. - 503 с.Титаренко Т.М. Какие разные дети. - М.: Марич, 2009.Топчий Л.В. К вопросу о методологии обоснования базовой модели социальной работы с семьей «группы риска»// Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - №1. - с.50-52Топчий Л.В. Современные подходы к определению объекта и предмета общей теории социальной работы // Отеч. журн. социал. работы. - 2010. - № 3. - С. 7-13Трубавина И. М. Социально-педагогическая работа с семьей в Украине: теория и методика: монография / И. М. Трубавина. - Харьков: Новое слово, 2007. - 398 с.Трубавина И. М. Теория и практика взаимодействия семьи и школы / И. М. Трубавина, Н. А. Бугаец; ред. И. М. Трубавинои. - Харьков: ХНПУ, 2001. - 101 c.Трудный подросток. / Под.ред. Г.А.Уманова. - Алма-Ата: Рацан, 2010.Фадейкина В.С. Муниципальная социальная политика в области детства :автореф. дис. … канд. соц. наук / Фадейкина В.С. — Новосибирск, 2011. — 22 с. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1005 г. № 181-ФЗФилипова А.Г. Институт социальной поддержки в системе социальной защиты детства // Учен.зап. Комсомольского-на-Амурегос. техн. ун-та. – 2012. – Т. 2, № 12. – С. 48–55.Фирсов М.В. Теория социальной работы : учебное пособие / М. В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 4-е изд. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2009. - 512 с.Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668с.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М., 2002.Шаги к компетентности и интеграции в общество: метод. сб. / Ред. кол.: Н. Софии, И. Ермаков и др. - М.: Контекст, 2000. - 336 с.Якубова Ю.М., Антонова-Турченко А.Г., Святненко В., Московка М.М. Проблемные семьи: дети и родители. - М.: Изд-во «Студцентр». - 2009. - 138 сЯстребова А.П. Потребности в контексте теории социального благополучия [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : [информ. гуманит. портал]. – М., 2009. - № 2. – С.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение АПриложениеАРегистрационный лист методики исследования межличностных отношений ребенкаОтношения.Поведенческие характеристикиПроценты%1020304050607080901001.Мать2.Отец3.Родители как супруги4.Брат, сестра5.Бабушка, дедушка и др.род.6.Друг, подруга7.Воспитатель8.Любознательность9.Общение в группе детей10.Лидерство11.Конфликтность12.Реакция на фрустрацию13.ОбособлениеОтношения.Поведенческие характеристики102030405060708090100Проценты%ПриложениеБВыполнениетеста.Ответы давайте относительно того ребенка, в отношениях с которой у Вас больше всего проблем.Можно выполнить тест и по всех детей в семье, но отдельно на каждого ребенка.Желательно, чтобы тест выполняли оба родителя (по отдельности), после чего можно обсудить ответы.Тест-опросник родительского отношения (А. Варга, В. Столин)Инструкция.Вам предложен ряд утверждений.Внимательно читайте каждое и в зависимости от того, правильное или неправильное это утверждение по отношению к Вам, ответьте ДА или НЕТ.Ответ записывайте в бланк для ответов в соответствующую графу.1. Я всегда сочувствую своему ребенку.2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.3. Я уважаю своего ребенка.4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.5.Треба дольше оберегать ребенка от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.6. Я испытываю к ребенку чувство привязанности.7. Хорошие родители оберегают ребенка от трудностей жизни.8. Мой ребенок часто неприятен мне.9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ей большую пользу.11. Меня берет досада по моей ребенка.12. Мой ребенок ничего не достиг в жизни13. Мне кажется, что дети смеются с моего ребенка.14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.15. Для своего возраста мой ребенок немного незрелый16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.17. Мой ребенок впитывает в себя все плохое как "губка".18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам, сколько бы усилий не прилагал.19. Ребенка надо держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.21. Я сочувствую своему ребенку.22. В моей ребенка "липнет" все плохое.23. Мой ребенок не достигнет успеха в жизни.24. Когда в компании приятелей ведут речь о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такойумный и способный, как бы мне хотелось.25. Я жалею своего ребенка.26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениями.27. Я с удовольствием общаюсь с ребенком все свободное время.28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю ее, как она была маленькой.29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от нее.32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.36. Дети рано начинают понимать, что родители могут допустить ошибку.37. Я всегда беру во внимание интересы ребенка.38. У меня к ребенку дружеские чувства.39. Основной причиной капризов моего ребенка есть эгоизм, упрямство и лень.40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, остальные - приложится.42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.43. Я разделяю увлечения моего ребенка.44. Мой ребенок может вывести из терпения кого угодно.45. Я понимаю огорчения своего ребенка.46. Мой ребенок часто раздражает меня.47. Воспитание ребенка - сплошное изматывания нервов.48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.49. Я не доверяю своему ребенку.50. По строгое воспитание дети благодарны потом.51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.52. В моей ребенку больше недостатков, чем достоинств.53. Я разделяю интересы своего ребенка.54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.57. Я внимательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.58. Нередко я в восторге от своего ребенка.59. Ребенок не должен иметь тайны от родителей.60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого отнего.61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.Обработка результатов теста.Данная методика "измеряет" отношение родителей к ребенку по пяти критериям (шкалами)Каждая шкала измеряется соответствующими вопросами, приведенными ниже.Ключ к тесту:1. "Принятие - пренебрежение": 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26,27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43,44,45,46,47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.2. "Социальная желательность": 6,9,21,25,31,33,34,35,36.3. "Симбиоз": 1,5, 7,28,32,41,58.4. "Авторитарная гиперсоциализация" 2, 19, 30, 48, 50, 57, 595. "инфантилизация": 9,11,13,17,22,28,54,61Порядок подсчета тестовых баллов.По каждой шкале (т.е. соответствующих вопросах, которые к ней относятся) нужно подсчитать количество ответов "Да".Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:№1 - пренебрежение;№2 - социальная желательность;№3 - симбиоз;№4 - гиперсоциалиация;№5 - инфантилизация.Результат от 3 до 8 баллов указывает на то, что родители видят ребенка младше по сравнению с реальным возрастом.Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными.Ребенок кажется им не приспособленной, не способным к достижению успехов, открытой для дурных влияний.Результат 1--2 балла - средний результат;0 баллов - низкий результат.ПриложениеВАнкета для родителейЗнаете ли Вы своего ребенка?Нужный ответ подчеркнуть или дописать1. Какие нравственные качества, по вашему мнению присущи Вашему ребенку?патриотизмколлективизмгуманизмдисциплинированностьвоспитанность2. Какие эмоционально - волевые черты у Вашего ребенка?выдержанностьвспыльчивостьпозитивное отношение к людямупрямство в достижении цели3. Какие психические познавательные процессы, по Вашему мнению, у ребенке развиты хорошо?восприятиевоображениеабстрактное мышлениевниманиекратковременная памятьдолгосрочнаяречь4. Какой вид темперамента преобладает в Вашем ребенке?холерическийсангвичнийфлегматичныймеланхолический5. Какой Ваш ребенок по характеру?идейный, безыдейныйтрудолюбивый, ленивыйконтактное, запертаяальтруистэгоист6. воспринимает ребенок воспитательные влияния?данет7.Как относится ребенок к людям?принципиальнобеспринципнопо-добромуоткровенносдержанноплохо8.Есть у Вашего ребенка друзья, в саду?данетНе знаю9.В дворе?данетНе знаю10.Чы часто Ваш ребенок ссорится с окружающими?данетНе знаю11 Как относится Ваш ребенок к своим вещам?бережнобезразлично____________12.Ллюбит Ваш ребенок животных?данет____________13. Какой цвет нравится Вашему ребенку?____________14.Меняется этот цвет в зависимости от настроения ребенка?данетНе знаю____________15.У Вашего ребенка любимая игрушка?данетНе знаю16. Что это за игрушка?________________________17. Какие любимые цветы Вашего ребенка?гвоздикитюльпаныфиалкирозыромашки______________________18.Каеие блюда любит Ваш ребенок?супборщкартофелькашусалат________________________19.ЛюбитВаш ребенок сладости?данетНе знаю________________________________20.Как наклоны Вашего ребенка?к умственной деятельностик практической деятельностик художественной деятельности21.Яке отношение Вашего ребенка к учебе?положительноеудовлетворительноенеудовлетворительноеиндифферентное22Якимы мотивами руководствуется Ваш ребенок в учебной деятельности?интересом к знаниямнеобходимостью знаний для будущей карьерытем, что другие учатся23. Какие отрасли знаний интересные д ля Вашего ребенка?естественнонаучныеобщественно-научныегуманитарныетехническиехудожественные24.Чы с радостью идет Ваш ребенок к школе?такникак когда23. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок учится в полную силу?такни24 Сколько времени (приблизительно) тратит Ваш ребенок на подготовку к урокам?не готовится совсеминогда готовится (сколько времени)готовится всегда25 По каким предметам испытывает трудности в обучении?Почему______________________________________________________________________________________26.З либо предметов учится с удовольствием?______________________________________________________________________________________27.З либо предметов читает дополнительную литературу?___________________________________________28. любит Ваш ребенок читать художественную литературу?такниНе знаю_______29.Яки книги нравятся Вашему ребенку?______________________________________________________________________________________30.Яки кинофильмы нравятся Вашему ребенку?________________________________________________________________________________________31. Как относится Ваш ребенок к труду?ответственнобез ответственнолюбит работатьлениво32. любит Ваш ребенок делать что-то своими руками?такниНе знаю_______33. любит Ваш ребенок помогать выполнять домашнюю работу?данеткак когда34. Какой темп работы у ребенка?быстрыйсредниймедленный35.Качество работы, выполняемой Вашим ребенком?хорошаясредняяплохая


1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160с.
2. Акстманн К. Социально-педагогическая работа с семьей / К Акстманн // Социальная работа в Украине: теория и практика. - 2002. - № 1. - С. 85-91.
3. Актуальные проблемы теории и практики социальной работы на рубеже тысячелетий: [монография] // Социальная работа. Книга 1. - М.: ГЦССМ, 2011. - 344 с.
4. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. - 2004. - № 3. - С. 50-85
5. Алешина М. В. Социальный лифт или социальное исключение?: [социология образования] / Алешина М. В., Плеве И. Р.// Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 126-131.
6. Беляева М. А. Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка-инвалида / М. А. Беляева, И. Е. Кузнецов. - Екатеринбург: Асо, АМБ, 2001. - 120 с.
7. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
8. Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ, 2010. - 348 с.
9. Беспалько А. Социальная педагогика в схемах и таблицах. Учебное пособие - М .: Центр учебной культуры, 2003. - 134 с.
10. Варжавинова Н. А. Организация социального патроната неблагополучных семей // Социальное обслуживание . - 2010. - №1. - с. 43-50
11. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г. // Наша жизнь - 2005
12. Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России : сравн. анализ с правопорядком стран ЕС // Рос. юстиция. - 2011. - № 2. - С. 60-62
13. Голиков Н. Индивидуальная помощь ребенку - инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Голиков Н.// Учитель. - 2006. - №1. - С. 22 - 24.
14. Головинский И. Педагогическая психология: учебное пособие. - К.: И-во «Аконтий», 2003. - 287 с.
15. Голубева Л.Ф. Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения // Соц.-экон. явления и процессы. - 2013. - № 6. - С. 72-79.
16. Горелый А.Г. История социальной работы: Учебное пособие. - Тернополь: Изд-во «Астон», 2004. - 174 с.
17. Госпорьян А. С. Регулирование системы непрерывного интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Российской Федерации / Госпорьян А. С.// Социальная политика и социология. - 2009. - № 5. - С. 219-229.
18. Гусь Н. Социальная реабилитация: подходы к определению понятия / Н. Гусак // Социальная политика и социальная работа, 2008. - № 1. - С. 103-114.
19. Жиликене М. Технология социального обслуживания проблемных семей с детьми // Социальное обслуживание. - 2009. - №1.- с.83-85
20. Иванова И. Б. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. - К.: Логос, 2000. - 87 с.
21. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С.3-6.
22. Капская А.И. Социальная работа: некоторые аспекты работы с детьми и молодежью: Учебно-методическое пособие, - М.: ГЦССМ, 2010 – С.133
23. Козубовский И. В. Социальная работа с детьми и молодежью в Великобритании / И. В. Козубовский // Социум. - 1998. - № 1. - С. 16-18;
24. Конвенция о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 24.01.2007 г. // Наша жизнь. - 2007. - №4
25. Кориагина Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска», социального сиротства // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - №4. - с.67-70
26. Круть С. В. Современная российская семья - проблемы и решения // Социальная работа. - 2010. - №5. - с. 4-7
27. Курбатов В. В. Технология социальной работ. - Ростов на Дону. 2007
28. Левашкина Т.В. Социально психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска // Работник социальной службы. - 2010. - №3. - с.39-62
29. Левичева Л. Особый ребенок / Л. Левичева // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 2. – С. 10–12.
30. Лодкин Т. В. Семейный социальный педагог: Теория и практика / Т. В.Лодкин. - М.-Вологда: Русь, 1997. - 141 с.
31. Маркина И.В. Неблагополучные семьи - какие они? // Социальная работа. - 2009. №3. - с.21-24
32. Мудрик А. В. Социальная педагогика: [учеб. Пособ.] / А. В. Мудрик; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, И999. - 196 с.
33. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 109-113
34. Наторп П. Социальная педагогика / П.Наторп. - М., 1912. - 316 с.
35. Новокшонова Г. А. Механизм социально-педагогической реабилиациы семей, находящихся в социально-опасном положении / Г. А. Новокшонова. - Пермь: Богатырев, 2004. - 26 с.
36. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии//Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №3. - С. 56-65
37. Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом//Социальное обслуживание. - 2005. - №1. - С. 59-75
38. Пейн М. Современная теория социальной работы. - М.: Просвещение, 2010. - 438 с.
39. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 192 с.
40. Першикова В. В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям // Отечественный журнал социальной работы// 2006. - №1. - с.69
41. Положение детей в мире. - Unicef, 2000. - 139 c.
42. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова и Е.И. Холостовой. Т.2. М.. Институт социальной работы 2010. - 404 с.
43. Седова И.В. Муниципальная система защиты и поддержки детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации // Социал. педагогика. — 2011. — № 2. — С. 5-12.
44. Середина М.И. Социальные проблемы как объект социальной работы : теоретические аспекты проблемы // Личность и общество: проблемы педагогики, психологии и социологии. - М., 2010. - С. 165-170.
45. Сизикова В.В. Социальная работа как фактор обеспечения социального благополучия человека и общества // Соц. работа. – 2011. - № 1. - С. 51-52.
46. Симонова Т.М. Социальные проблемы в контексте социальной работы // Учен. зап. С.-Петерб. гос. ин-та психологии и социал. работы. - 2012. - № 2. - С. 11 -16.
47. Словарь - справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
48. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
49. Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. - М., 2000. - 242 с.
50. Социально-психологическая защита детей-инвалидов и молодых инвалидов // Сост. Н.Е. Бенюх. - Донецк, 1997. - 68 с.
51. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксеонова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. H. М. Назаровой. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 400 с.
52. Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов: Резолюция ГА ООН от 20 декабря 1993 № 48/96 // Колокола сердец. - 7-8 июня 2002 p. - С. 2.
53. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. - М.: Сов. школа, 1976. – С.417
54. Технология социальной работы: учебник / [ Е.И. Холостова Л.И. Кононова, В.А. Петросян] ; под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М. : Юрайт, 2012. - 503 с.
55. Титаренко Т.М. Какие разные дети. - М.: Марич, 2009.
56. Топчий Л.В. К вопросу о методологии обоснования базовой модели социальной работы с семьей «группы риска»// Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - №1. - с.50-52
57. Топчий Л.В. Современные подходы к определению объекта и предмета общей теории социальной работы // Отеч. журн. социал. работы. - 2010. - № 3. - С. 7-13
58. Трубавина И. М. Социально-педагогическая работа с семьей в Украине: теория и методика: монография / И. М. Трубавина. - Харьков: Новое слово, 2007. - 398 с.
59. Трубавина И. М. Теория и практика взаимодействия семьи и школы / И. М. Трубавина, Н. А. Бугаец; ред. И. М. Трубавинои. - Харьков: ХНПУ, 2001. - 101 c.
60. Трудный подросток. / Под. ред. Г.А.Уманова. - Алма-Ата: Рацан, 2010.
61. Фадейкина В.С. Муниципальная социальная политика в области детства : автореф. дис. … канд. соц. наук / Фадейкина В.С. — Новосибирск, 2011. — 22 с.
62. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1005 г. № 181-ФЗ
63. Филипова А.Г. Институт социальной поддержки в системе социальной защиты детства // Учен. зап. Комсомольского-на-Амуре гос. техн. ун-та. – 2012. – Т. 2, № 12. – С. 48–55.
64. Фирсов М.В. Теория социальной работы : учебное пособие / М. В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 4-е изд. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2009. - 512 с.
65. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668с.
66. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М., 2002.
67. Шаги к компетентности и интеграции в общество: метод. сб. / Ред. кол.: Н. Софии, И. Ермаков и др. - М.: Контекст, 2000. - 336 с.
68. Якубова Ю.М., Антонова-Турченко А.Г., Святненко В., Московка М.М. Проблемные семьи: дети и родители. - М.: Изд-во «Студцентр». - 2009. - 138 с
69. Ястребова А.П. Потребности в контексте теории социального благополучия [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : [информ. гуманит. портал]. – М., 2009. - № 2. – С.

Вопрос-ответ:

Какие подходы и методы используются в социальной работе с неблагополучными семьями?

В социальной работе с неблагополучными семьями применяются различные подходы и методы. Одним из основных подходов является системный подход, который предполагает рассмотрение семьи как сложной системы, включающей взаимосвязанные элементы. Кроме того, используются индивидуальный подход, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого члена семьи, и групповой подход, когда работа проводится семейными группами. В качестве методов социальной работы с неблагополучными семьями могут применяться консультации, тренинги, групповые занятия, психологическое консультирование и другие.

Какие принципы социального обслуживания неблагополучных семей?

В социальном обслуживании неблагополучных семей соблюдаются такие принципы, как принцип гуманизма, который предполагает уважение к достоинству и правам каждого члена семьи, принцип партнерства, когда работник социальной службы сотрудничает с семьей на равных, и принцип комплексности, при котором рассматриваются все аспекты жизни семьи, включая социальную, экономическую и здоровья. Также важными принципами являются принципы конфиденциальности, добровольности и индивидуальности.

Какие особенности социальной работы с неблагополучными семьями в учреждениях дошкольного образования?

В учреждениях дошкольного образования социальная работа с неблагополучными семьями имеет свои особенности. Во-первых, важно проводить работу не только с детьми, но и с их родителями, чтобы изменения в семье сказывались на воспитании и развитии ребенка. Во-вторых, необходимо учитывать особенности детского возраста и применять игровые и творческие методы работы. В-третьих, важно сформировать партнерские отношения с родителями и участвовать в разработке индивидуальных программ поддержки семьи.

Какие подходы и методы используются в социальной работе с неблагополучными семьями?

В социальной работе с неблагополучными семьями применяются различные подходы и методы, включающие индивидуальную работу с семьей, консультации, психотерапевтические методы, групповую работу, различные программы социальной поддержки и реабилитации, а также сотрудничество со специалистами других областей - педагогами, врачами, юристами и т.д. Основными задачами социальной работы с неблагополучными семьями являются предотвращение и устранение факторов риска, помощь и поддержка семьи в разрешении проблем и конфликтов, а также повышение их социальной адаптации и самостоятельности.

Какие особенности есть в социальной работе с неблагополучными семьями в учреждениях дошкольного образования?

В социальной работе с неблагополучными семьями в учреждениях дошкольного образования есть несколько особенностей. Во-первых, социальные работники в детском саду работают как часть многопрофильной команды специалистов, что позволяет им проводить комплексную работу с семьями и обеспечивать связь между семьей и образовательным учреждением. Во-вторых, социальная работа в детском саду включает работу с детьми и их родителями, а также организацию различных мероприятий и программ для поддержки семейного благополучия. Основной целью такой социальной работы является создание условий для полноценного развития и воспитания детей в неблагополучных семьях.

Какой зарубежный опыт есть в социальной работе с неблагополучными семьями?

В зарубежном опыте социальной работы с неблагополучными семьями используются различные методы и подходы, которые сосредоточены на поддержке и развитии семейных ресурсов и обеспечении адаптации и интеграции семей в общество. В некоторых странах, например, Швеции и Финляндии, активно применяется система ранней поддержки семей, которая включает предоставление социальных услуг, консультаций и обучения для родителей, а также сотрудничество со специалистами различных областей. Это позволяет добиться положительных результатов в работе с неблагополучными семьями и снизить риск возникновения социальных проблем и девиантного поведения у детей.

Какие подходы и методы используются при социальной работе с неблагополучными семьями?

При социальной работе с неблагополучными семьями применяются различные подходы и методы. Одним из основных подходов является системный подход, который позволяет рассматривать семью как сложную систему, включающую взаимосвязанные элементы. В рамках системного подхода применяются такие методы, как семейное консультирование, тренинги по родительству, психотерапия и другие. Кроме того, в работе с неблагополучными семьями часто используются методы социальной работы с кризисными ситуациями, такие как помощь детям и родителям в преодолении стресса, кризисное вмешательство и разрешение конфликтов.

Какие особенности социальной работы с неблагополучными семьями в учреждениях дошкольного образования?

Социальная работа с неблагополучными семьями в учреждениях дошкольного образования имеет свои особенности. Во-первых, в таких учреждениях специалисты социальной работы работают с детьми и их родителями, поэтому основной задачей является создание благоприятной психологической и эмоциональной обстановки для детей. Во-вторых, социальные работники в учреждениях дошкольного образования должны уметь организовывать и проводить различные групповые мероприятия, направленные на развитие родительских компетенций и улучшение семейных отношений.

Какой зарубежный опыт существует в области социальной работы с семьями?

В зарубежном опыте социальной работы с семьями существует много интересных практик и методов. Например, в Швеции активно применяется модель семейного терапевтического института, которая включает в себя не только работу с проблемами семей, но и предоставление широкого спектра услуг, включающих физическое и психологическое здоровье, образование и трудоустройство. В Германии успешно работает модель семейных центров, которая предоставляет семьям широкий спектр услуг и помощи, включая консультации по воспитанию детей, психологическую поддержку, организацию досуговых и образовательных мероприятий.